2000 Г. Тема № 20: Философия XX века. План

Министерство образования Российской Федерации

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Философия»

Выполнил: студент

Принял:

  1. Введение
  2. Краткая характеристике некоторых основных направлений и школ зарубежной философии ХХ века.
    1. Позитивизм
    2. Герменевтика
    3. Структурализм
    4. Философия жизни
    5. Психоаналитическая философия
    6. Экзистенциализм
    7. Неотомизм
  3. Русская философия
    1. Философия русского зарубежья
    2. Советская философия

1. Введение

ХХ век — время испытаний и перемен во всех сферах общественной жизни, изменилась окружающая человека среда, изменилось мировосприятие человека, что не могло не найти своего отражения в философии.

В нашем столетии переход от классической науки XVIII-XIX века к современной, неклассической совпал по времени с аналогичным сдвигом от философской классики XIX века к неклассической философии ХХ века.

В центр философского процесса выдвинулись вместе с такими течениями, как неопозитивизм, экзистенциализм и др., новые проблемы. Но рядом с ними сохранили свои позиции и некоторые традиционные школы, продолжившие отдельные направления философии прошлого (неокантианство, неогегельянство, неотомизм и др.), хотя и здесь многое подвергалось обновлению под влиянием требований времени, определяемых как новыми социальными условиями, так и переменами в научном сознании. Таким образом, на всем протяжении завершающего столетия сталкиваются идейные течения.

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

... мире. Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни следовательно, жизнь есть средство для достижения высшего совершенства именно она ... примерно с 5 века до новой эры. Человек не мог примириться с мыслью, что его жизнь есть нечто временное, ... мыслям, желаниям, страстям, привычкам и, вообще, укладу своей жизни. Последнее желание всегда будет непроизвольным, его нельзя запланировать ...

Важным моментом в ряде философских концепций в новых условиях стал поворот от рациональных установок к нерациональным элементам человеческой психики — к воле и инстинктам, интуиции, эмоциям, подсознанию и т.д.

2. Краткая характеристике некоторых основных направлений и школ зарубежной философии хх века.

2.1. Позитивизм.

Одно из основных направлений философии нашего столетия — позитивизм, хотя истоки его уходят в сравнительно далекое прошлое. Сам «термин «позитивизм» происходит от лат.posi- tivus — положительный.

Позитивизм в ходе своей эволюции прошел несколько этапов:

  • «первый» позитивизм;

  • «второй» позитивизм;

  • неопозитивизм;

  • постпозитивизм.

Современный позитивизм или неопозитивизм представляет собой третью разновидность, а точнее — третью волну позитивизма.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма.

Позитивизм основан на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Сам позитивизм претендует на роль философии науки. Наука же с точки зрения позитивизма имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы в непознаваемую сущность вещей.

Неопозитивизм в своем развитии прошел ряд этапов. Первоначально он выступил в виде логического позитивизма.

Подлинно научная философия, согласно логическому позитивизму, возможна только как логический анализ языка науки. Наука сводится к эмпирическим высказываниям и логическим выводам из этих высказываний по правилам логики. В 50-х годах переживает глубокий кризис, а в 60-х по существу перестает существовать как самостоятельное течение.

Логический позитивизм возник на основе идей таких философов, как: Б.Рассел Л. Витгенштейн и развился на основе Венского кружка, в который входили: М.Шлик, Р.Карнап, Х.Рейхенбах и др.

С ослаблением влияния логического позитивизма сравнительно большой вес приобрело такое течение неопозитивизма, как лингвистическая философия.

Лингвистическая философия возникла в 1930-х годах и получило развитие в Великобритании, США и др. странах. Идейными источниками являются философия «здравого смысла» Мура и взгляды позднего Витгенштейна.

13 стр., 6348 слов

Раздел 1. Проблема философии и науки в позитивизме.

... –1857)Франц ф-ф, родоначальник позитивизма. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Единственный источник знания – опыт. Всю человеческую историю и, соответственно и философию разделил на три ... чем основана наука. Всякое стремление выйти за пределы опыта сомнительно. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, ...

Представители лингвистической философии усматривают задачу «философа-аналитика» в детальном анализе фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. Лингвистическая философия отрывает язык от действительности и преувеличивает его роль.

Последний этап в развитии позитивизма, начало которому было положено сравнительно недавно, в 6О-х годах, представлен постпозитивизмом. Его появление на свет было связано с кризисными явлениями в лингвистической философии. Представители постпозитивизма в отличие от своих предшественников сосредоточили свое внимание не на языке и логике науки, а на более общих проблемах ее развития — на анализе структуры научных теорий и их функциях, на процедурах проверки подтверждения и опровержения теорий, законов и гипотез, на вопросах истории науки и закономерностях ее развития. Наиболее видные представители постпозитивизма — Т.С.Кун (1922), И.Лакатош (1922-1974), П.Фейерабенд (1924) — в своих работах высказали целый ряд оригинальных положений относительно закономерностей развития науки, хотя далеко не все из них бесспорны.

2.2 Герменевтика

К явлениям языка обращена и герменевтика (от древнегреч. germeneo — разъясняю) — искусство и теория толкования текстов, смысл которых по тем или иным причинам неясен. Наиболее видные представители течения Г.Г.Гадамер (19ОО), П.Рикер (19О3).

В центре внимания герменевтики — проблема ответа на вопрос: что значит понимание текста? Решение этого вопроса имеет особо важное значение для современных кибернетических, информационных систем. Герменевтика провозглашает полную зависимость человека от языка.

2.3 Структурализм

Структурализм — наиболее крупные его представители К.Леви-Стросс (19О8), Ф.де Соссюр (1857-1913) и др. — выдвигает в качестве задачи научного анализа выявление и изучение структуры объектов. Структурализм преимущественно исследовал процессы деятельности, опосредствуемые общением их участников с помощью знакомых систем. Это естественные языки, первобытные социальные и культурные структуры и т.д. Применение структуралистских методов в исследовании названных выше явлений дало свои результаты. Так, в лингвистике решен ряд задач, связанных с описанием бесписьменных языков, с дешифровкой неизвестных письменностей методом внутренней реконструкции языковых систем, с изучением явлений духовной культуры. Формализм и математизация лингвистики методами структурализма создали предпосылки для применения теоретико-информационных подходов к языку, стихосложению, а вместе с тем и для создания «думающих» машин. Этим объясняется интерес кибернетиков и современных программистов к структуралистским разработкам.

2.4 Философия жизни

Иррационализм нашел свое проявление в «философии жизни», основы которой заложил еще Ф.Ницше и которая получает дальнейшее развитие во взглядах В.Дилтея (1833-1911), А.Бергсона (1859-1941), О.Шпенглера (188О-1936), центральным является понятие «жизни» как особой целостной реальности, не тождественной ни материи, ни духу, ни сознанию. Поэтому постичь «жизнь» рациональными средствами невозможно, она доступна лишь интуиции. Под «жизнью», «живым» понималось при этом не только единично-неповторимое развертывание конкретной жизни, но и некая космическая сила, определяемая А.Бергсоном как «жизненный порыв», сущность которого состоит в непрерывном самовоспроизведении себя и творчестве новых форм, благодаря чему эволюция мира, природы приобретает характер «творческой эволюции».

5 стр., 2088 слов

5. Философия, наука, ценности в развитии общественного знания

... итоге роли именно общественных ценностей как представителей соответствующего уровня духовного развития всего общества. Исходным и основополагающим понятием ... поведения человека. Философия не вырабатывает информации и знаний о конкретных процессах природы и общественной жизни, не претендует ... друг друга. Они дают в своей совокупности наиболее полное и разностороннее значение о предметах, интересующих ...

2.5 Психоаналитическая философия

В 20-е гг. З. Фрейд создал “философию психоанализа”, согласно которой сознательная деятельность человека направляется подавленными обществом подсознательными влечениями.

Утверждал, что в основе человеческой деятельности лежат инстинкты. Последние не поддаются рациональному осознанию и составляют область бессознательного, проникнуть внутрь которой возможно лишь с помощью специальной методики — психоанализа, основанного на технике рассмотрения свободных ассоциаций, сновидений и ошибочных действий. З.Фрейд разработал общепсихологическую теорию личности, структура которой состоит из «ОНО» (область инстинктов), «Я» (личность как проявление определенной культуры, морали, ценностных проявлений), «СВЕРХ-Я» (культурная и социальная среда обитания личности).

В личности, как некой энергетической системе, происходит «ошибка» инстинкта и запретительных табу, определяемых культурой. Неудовлетворенный инстинкт тяжким грузом давит на психику, вызывая различные неврозы, расстройства и заболевания. Эта напряженность может в процессе сублимации преобразовываться в творческие проявления (искусство, наука, общественная и политическая деятельность и т.д.).

Различные аспекты фрейдизма активно используются в социальной психологии, социологии, литературоведении, этнографии и других отраслях познания.

Фрейд обнаружил и во многом раскрыл роль бессознательного, но он сильно преувеличивал его роль, превратив его в определяющее начало психики в ущерб сознанию.

2.6 Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат.existentia — существование)- это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения и т.д. Идеи экзистенциализма восходят к воззрениям датского философа С.Кьеркегора и «философии жизни». Само же их за- рождение произошло в России после поражения революции 19О5-19О7 гг. в работах Н.А.Бердяева (1874-1948), примкнувшего в дальнейшем к религиозному экзистенциализму, а также в трудах философа и публициста Л.И.Шестова (1866-1938).

После первой мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии. Здесь его главными представителями были К.Ясперс (1883-19698) и М.Хайдеггер (1889-1976).

В период после второй мировой войны во Франции идеи экзистенциализма нашли отражение в художественных произведениях и философских трудах А.Камю (1913-198О) и Ж.П.Сартра (19О5-198О).

13 стр., 6034 слов

Философия жизни 5

... в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное значение и в ... через понятие жизни ее последователи стремятся решительно размежеваться с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в ...

Внутри экзистенциализма существует два основных направления — атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю) и религиозное (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов).

Экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. Только сам человек несет ответственность за свои поступки, за свой выбор, за свою жизнь.

Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, достижения ее сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смерью, в ситуациях, которые К.Ясперс назвал пограничными, причем само существование характеризуется в экзистенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно.

2.7 Неотомизм

Среди главных направлений современной философии немаловажное место занимает неотомизм, чьи истоки восходят к воззрениям средневекового монаха Фомы Аквинского, философия которого в 1879 году была провозглашена официальной философской доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетие спустя в Лувене (Бельгия) был создан высший институт философии, и доныне являющийся международным центром неотомизма, широкого распространенного в странах с преобладанием, либо большим числом католиков (Франция, ФРГ, США, страны Латинской Америки).

Представители неотомизма — Жан Маритен, Этьен Жильсон, Ван Стеенберген и др. — усматривают главную цель в философском обосновании христианского вероучения.

Изыскания неотомистов приводят к признанию Бога первопричиной бытия и первооснователем всех без исключения философских категорий. Далее, согласно томизму и неотомизму, мир предстает как иерархическая, разделенная на ступени система. Низшую, самую несовершенную ступень занимает природа, материя, высшую — сверхчеловеческий дух, абсолютное сознание, сверхсознание, которым сотворяется все существующее. При этом высшей формой (формой всех форм) признается внешний по отношению к материи Бог. Наука, по мнению неотомистов, должна заниматься лишь изучением низшей ступени мира, дабы логически подойти к естественно-научному подтверждению существования, бытия Бога. Неотомизм резко выступает против атеизма, который, по мнению томистов, ведет лишь к замене бога идолами. Человек, при этом, мол, теряет свою целостность, выходит из-под своего ангела-хранителя и подпадает под влияние «нечистого», подсовывающего ему «сатанинские» соблазны

3.Русская философия

В конце XIX века и в дооктябрьские годы XX в. (потом в эмиграции) российская философская мысль достигла, пожалуй, пика своего развития. Русская философия активно входила в мировой философский процесс. Она сыграла бы и большую всемирно-историческую роль, если бы этому не помешала революция в обществе и поистине разрушительная “культурная революция” большевистского режима.

Ведущие философы дореволюционной России, вынужденные эмигрировать, за границей не без успеха продолжили философское творчество. Но отрыв от Родины не мог не сказаться на их деятельности.

В начале 20 в. в российском философском процессе в той или иной степени были представлены практически все значительные течения западной философии: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Направления эти обрели на российской почве свою специфику, и в каждом из них было немало ярких фигур. Марксизм обретает четкие очертания философской системы в трудах Г.В.Плеханова (1856–1918), сближается с кантианством (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский и др.) и новейшими формами позитивизма (В.А.Базаров, А.А.Богданов, Н.Валентинов и др.).

10 стр., 4587 слов

1 Часть. Тема №1. Философия, ее роль в жизни общества, круг ее проблем

... «ранний» и «поздний». Борьба Ф. Энгельса против догматизма и вульгаризации марксистской философии. От марксизма к постмарксизму. Литература. Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Любое издание. Энгельс Ф. ... Темы рефератов и докладов. Человек и космос в античной философии. Концепция «идеального государства» Платона. Сократ. «Трагедия жизни и смерти». Социально – этические взгляды Аристотеля. Первые законы ...

Российское неокантианство было представлено в творчестве А.И.Введенского (1856–1925), И.И.Лапшина (1870–1952), Г.И.Челпанова (1862–1936), С.И.Гессена (1887–1950), Ф.А.Степуна (1884–1965) и др. Наиболее крупным представителем феноменологии в России был Г.Г.Шпет (1879–1937).

Особое место в русской философии 20 в. занимает религиозная метафизика. В российском философском процессе начала века она не была наиболее влиятельным направлением, но она не была и неким второстепенным явлением (внефилософским, литературно-публицистическим и т.п.).

В философской культуре русского зарубежья (первая, послереволюционная эмиграция) творчество религиозных мыслителей определяет уже очень многое и может быть признано ведущим направлением.

  1. Философия русского зарубежья

В предвоенные и предреволюционные годы русские философы были тесно связаны с традиционными центрами развития философии в Европе, обучались в университетах Берлина, Лондона, Парижа. Драматично сложилась судьба русской идеалистической философии после революции. Она встала в идейную оппозицию к властям и господствующему марксистскому мировоззрению. В 1918 году в Москве Бердяевым создается Вольная академия духовной культуры, а при ней философско-гуманитарный факультет. Здесь в течение трех лет Бердяевым были прочитаны курсы по философии истории и философии религии. А.Белым – по философии духовной культуры, Б.М.Вышеславцевым – по этике, В.Ивановым – по греческой философии, Франком – введение в философию. Устраивались чтения в Политехническом музее для более широкой аудитории с участием рабочих, солдат и матросов. В 1919 году в Петрограде возродилось Социологическое общество при активном участии П.Сорокина. Существовало много и других ассоциаций и обществ, представляющих различные направления философской мысли. Заметно оживилась деятельность старой профессуры и в провинции. Оппозиционность определенных слоев научной интеллигенции проявлялась не только в теоретической форме, но и приобретала иногда характер забастовок и других акций.

В 1922 году состоялась небезызвестная департация духовной элиты русской культуры. В их числе и известные философы – Бердяев, Сорокин, Франк, Лосский, Карсавин и др. Всего изгнанию подлежало примерно около 160 человек из различных областей науки и образования.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) в студенческие годы увлекся марксизмом, критиковал народников. За пропаганду социалистических идей был исключен из университета, арестован и направлен в ссылку в Вологду. Уже на ранней стадии изучения марксизма относился к нему с известной долей скептицизма, а затем стал его непримеримым критиком. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев критикует марксизм за его односторонность, бездуховность и сухость материалистической доктрины. Марксизм пригоден как социологическая теория, но не состоятелен как философия истории, ибо не может дать человечеству путеводный идеал исторического развития, не в состоянии осветить историю внутренним огнем, придать смысл жизни.

5 стр., 2082 слов

Роль философии в развитии и жизни человека и общества

... в своем поступательном развитии постоянно требовала все большего проникновения философского знания в тайны бытия и осознания смысла жизни. Особенно роль философии возрастала в кризисные периоды общественного развития, ... философии, оказалась идея свободы, воодушевлявшая передовые умы даже в самые мрачные периоды развития общества. ... абсолютного духа и т.д. Марксизм в своей концепции свободы как ...

Бердяев по праву считается одним из основоположников экзистенционализма – главного философского течения XX века. Являлся сторонником христианского социализма, выступал за многообразие форм собственности и недопущения эксплуатации человека человеком.

Главные произведения: «Судьба России», «Смысл истории», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Истоки и смысл русского коммунизма».

Высылку и жизнь за границей Бердяев воспринимал как трагедию. Он стал одним из самых популярных философов России за рубежом. В самой же Советской России он был забыт и проклят.

Семен Людвигович Франк (1877-1950) – последователь В.Соловьева. Свой общественный и философский путь начал с марксизма, но затем перешел на позиции идеализма.

Философские взгляды Франка сочетались с идеями махизма, логического позитивизма и утверждали роль философии в развитии культуры и интеллектуальной жизни. Философия по Франку всегда стремилась связать абстрактные понятия науки с обыденным здравым смыслом, т.е. выработку понятного всем взгляда на мир, из которого проистекает определенный тип морального поведения и организации человеческой деятельности. Философский взгляд не может быть обоснован наукой, но он «сопряжен» с ней. Философия преодолевает разрыв между естественно-научным и гуманитарным знанием.

Большое внимание уделяет вопросам нравственности, смысла жизни, добра и зла, деспотизма и др. Эти мотивы усиливаются после революционных событий в России. В своих работах «Смысл жизни», «Крушение кумиров» Франк рассматривает предпосылки добра и их устойчивости в культуре. Это одна из главных проблем, рассматриваемой на фоне только что происшедшей социальной катастрофы – революции и гражданской войны. Нельзя мечом истребить зло. Добро творится добром, зло преодолевается духовным деланием. Нужно уметь преодолеть зло в себе и взрастить в себе силы добра. В этом и состоит смысл жизни, о котором человек иногда забывает, погрузившись в будничные дела.

В эмиграции Франк вел большую исследовательскую и педагогическую работу: он был одним из основателей Русского научного института, читал лекции в Религиозно-философской академии. В эмиграции были написаны и опубликованы произведения «Крушения кумиров», «Смысл жизни», «Духовные основы общества», «С нами бог. Три размышления», «Свет во тьме»

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965).

Он окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, а позднее стал профессором этого университета. Вместе с рядом других деятелей культуры был выслан из Советской России в 1922. Лосский преподавал в университетах Чехословакии, с 1947 (после переезда в США) – в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Наиболее фундаментальные труды философа – Обоснование интуитивизма (1906), Мир как органическое целое (1917), Основные вопросы гносеологии (1919), Свобода воли (1927), Условия абсолютного добра (1949) и др.

Лосский характеризовал собственное учение в гносеологическом плане как систему «интуитивизма», а в плане онтологическом – как «иерархический персонализм». Уже сама возможность интуитивного познания как «созерцания других сущностей такими, какими они являются сами по себе» базируется на онтологических предпосылках: мир – это «некое органическое целое», человек (субъект, индивидуальное «я») – «сверхвременное и сверхпространственное бытие», связанное с этим «органическим миром». Таким образом, «единство мира», в версии Н.О.Лосского, становится решающим условием и основой познания, получая наименование «гносеологической координации». Сам же процесс познания определяется активностью субъекта, его «интенциональной» (целевой) интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная интуиция, по Лосскому, позволяет субъекту воспринимать внепространственное и вневременное «идеальное бытие» (мир отвлеченного теоретического знания – «в платоновском смысле»), которое является конституирующим принципом «реального бытия» (во времени и пространстве).

10 стр., 4827 слов

Человек и смысл его жизни

... но всегда выступает как мифологическое (символическое) выражение сущности, назначения человека, смысла, идеала его земной жизни. Проблема бога в религии – это в итоге проблема человека, а ... размышлений целостного человека, утверждает, что человек – это “интегральная философская проблема”, что “философия всегда стремилась к постижению человека как целостности”. Говорится даже, что “существует лишь ...

В признании связи двух родов бытия и соответственно существенной рациональности действительности Лосский усматривал принципиальное отличие собственного интуитивизма от иррационалистического интуитивизма А.Бергсона. Кроме того, в метафизике Лосского утверждается существование сверхрационального, «металогического» бытия, которое прямо связывается им с идеей Бога.

  1. Советская философия

Без сомнения можно говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины — этику, эстетику и другие. Таким образом, философия марксизма-ленинизма являлась обоснованием и методологией остальных частей марксизма (политэкономия, теория научного коммунизма), других отраслей знания и революционной практики. Именно эта концепция была положена в основу партийно-государственной философии в СССР.

Марксизм в России – это совершенно новая страница в его развитии, развитии неоднозначном и драматичном. Марксизм на русской интеллектуальной почве, которая складывалась веками и имела свои устойчивые и глубокие традиции, не мог не претерпеть значительных изменений. Серьезное изучение обратного воздействия на марксизм различных социо-культурных факторов российской действительности конца XIX – начала XX вв. помогло бы более глубже понять смысл и характер этих изменений, их тенденцию. Официозный подход сводил эти изменения к «творческому развитию марксизма» как субъективной деятельности великой личности, партии и т.д. Традиция рассмотрения трансформации марксистских взглядов в России была начата русскими философами «серебряного века» Бердяевым, Лосевым и другими. Широко известна работа Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Эту тему в эзоповском стиле рассматривает в ряде своих произведений А.Ф.Лосев («Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа»).

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... среда, созданная преобразовательной деятельностью человека Гносеология – это учение о Варианты ответов: познании бытии ценностях смыслах Гносеология - это раздел философии, изучающий… Варианты ответов: ... мира, продукта эволюции природы, человека и общества, характерно для _____ материализма. Варианты ответов: Метафизического Вульгарного Наивного Диалектического К духовной культуре можно отнести ...

Он определяет диалектический материализм как «сверх всякого предела рационализированное политико-экономическое сознание», которое призвано создать новую систему мифологии или псевдомифологии, санкционирующую новый тип власти. Проводя сравнительный анализ структурной организации различных форм мировоззрения (религия, миф, язычество в форме платонизма), Лосев во второй половине 20-х годов предсказал в русском марксизме канонизацию пророков, появление апостолов, разработку культа личности, превращение марксизма в некий катехизис, в Евангелие. Яркий пример этого – сталинское мировоззрение. Это мировоззрение произросло на почве марксизма, использовало его материалистическую атрибутику. Но этот материализм носил вульгарный метафизический характер, оправдывающий манипулирование природой, обществом, людьми. Эти взгляды сочетались с различными левацкими революционаристскими взглядами и приводят к оправданию нигилизма, насилия, терроризма. Подобный материализм в силу внутренней логики перерождается в идеализм насилия, когда ради мифа, идеи фикс, быстрого и безоговорочного превращения «сущего» в «должное» не останавливаются перед применением насилия, массовых репрессий, гонений, переселений народов и т.д. Проявлением этой же тенденции является волюнтаризм в его различных формах, пропагандируемый как некая «мудрость», «предвидение», «проницательность», не доступная большинству людей. Сочетание вульгарного материализма с начетническим рационализмом – составляющие мифологической, «экспериментальной» социальной деятельности. Мифу придается безоговорочно безукоризненно наукообразный вид, он становится формой деятельности огромного аппарата, претендующего всех сделать счастливыми.

Список использованной литературы:

  1. История философии: запад- Россия- восток. Учебник для вузов.M., 1999.
  2. Философский энциклопедический словарь. M., 1998.
  3. , статья “русская философия”
  4. Основные направления западной философии конца XIX-XX веков.
  5. http://www.philosophy.nsc.ru/life/journals/philscience/5_99/01_goran.htm Переломные этапы истории европейской философии: теоретико-методологические проблемы исследования. В.П.Горан
  6. , Отечественная философия
  7. , Бондаренко Л.И., Перов В.Ю. Марксистская этика в СССР (историко-теоретический обзор).