Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ Учебная

Министерство образования и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации Красноярского края

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметно-цикловая комиссия педагогических дисциплин

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ

Учебная дисциплина » Педагогика»

Для специальности 050704 «Дошкольное образование»

Красноярск 2006

ОДОБРЕНЫ ПЦК педагогических дисциплин

в 2006 г

Протокол №________

Председатель ПЦК педагогических дисциплин

Л.Л. Лопатина

Составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Педагогика»

УТВЕРЖДЕНЫ

Научно-методическим советом

«»__________________2006 г.

Составитель: Л.Л. Лопатина

Протокол №________________

Введение

У студентов, приступающих к выполнению курсовой и выпускной квалифицированной работы, всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой их написания, правилами оформления и процедурой защиты. Этот круг вопросов является частью методологической культуры выпускника педагогического учебного заведения. Однако учебники по педагогике, как правило, мало помогают студентам в подготовке таких работ. Они знакомят лишь с некоторыми методами педагогического исследования. В учебниках нет конкретных рекомендаций к выполнению выпускных квалифицированных (дипломных) работ. Таким образом, задача регламентации выполнения и защиты курсовой и выпускной квалифицированной работы становиться особо актуальной.

В методических рекомендациях дается тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, примерный план, список рекомендуемой литературы и методические рекомендации к их выполнению.

В основу материала методических рекомендаций положены нормативные документы: ГОС СПО 2002 г. и инструкции, определяющие требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

При написании пособия, мы исходили из мысли, что курсовая и выпускная квалификационная работы являются формой учебного исследования, и потому ограничились рассмотрением только тех сторон научного исследования и творчества, которые связаны с выработкой у студентов первичных навыков научно-исследовательской деятельности:

— видеть и формулировать проблему, соотносить с ней фактический материал;

— ставить цель и осуществлять опытно-экспериментальную работу по ее достижению;

— анализировать решение поставленных задач и формулировать выводы.

Мы надеемся, что методические рекомендации помогут в преодолении трудностей, связанных с написанием и оформлением выпускной квалифицированной работы и приводим общую схему хода учебно-исследовательской работы.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7.Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. В применении к выпускной квалификационной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Выпускная квалификационная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, если выпускнику удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные учебные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких выпускных работ могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких учебно-исследовательских работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается выпускник, или того практического вклада, который он вносит в разработку проблемы.

Между тем выпускники часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяс­нить.., вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав выпускной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее, желательно формулировать объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследований. Именно на него и направлено основное внимание выпускника, именно предмет исследования определяет тему выпускной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Описание процесса исследования — основная часть курсовой и выпускной работы, в которой освещаются вопросы, содержательно раскрывающие методику исследования с использованием логических законов и правил.

Важный этап учебного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях выпускающих ПЦК, где дается предварительная оценка теоретической и практической значимости курсовой и выпускной квалификационной работы.

Заключительным этапом исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет практические результаты, проведенной исследовательской работы.

Темы курсовых работ

Тема № 1

Техническая игрушка как средство приобщения ребенка 5-6

лет к миру техники.

Содержание:

Введение

Теоретическая часть

1. Методика ознакомления дошкольников с техникой :

1.1. Мир техники как источник познания творческого начала в личности взрослого человека;

1.2. Возрастные возможности ознакомления дошкольников с техникой;

1.3. Средства ознакомления дошкольников с миром техники, миром открытий и изобретений;

1.4. Этапы формирования у ребенка интереса к изобретательской деятельности;

1.5. Методы и приемы, направленные на ознакомление дошкольников с миром неживой природы.

2. Методика ознакомления детей с технической игрушкой:

2.1. Значение игрушки в развитии ребенка – дошкольника;

2. 2. История создания технической игрушки в России за 60 лет;

2.3. Классификация технической игрушки;

2.4. Требования к технической игрушке;

2.5. Игры дошкольников с технической игрушкой.

3. Практическая часть.

Влияние технической игрушки на приобщение детей к миру техники.

Заключение

Список литературы

Приложение

Методические рекомендации:

Во введении работы дайте обоснование актуальности темы. Покажите доступность знаний о технике современному дошкольнику.

Техническая игрушка – один из видов техники, наиболее доступный ребенку дошкольного возраста. Игрушка – существенный компонент материальной культуры и в значительной мере определяет психическое развитие ребенка; является важным и наиболее доступным средством познания социальной действительности, средством развития ребенка как творческой личности (Е.А. Флерина, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Г.Г. Локуциевская, С.Л. Новоселова, С.А. Козлова и др.)

Проблеме технической игрушки и ее роли в жизни дошкольника посвящены работы целого ряда исследователей (Н.Д. Бартрам, Н.М. Церетели, И. Коршунов, И.И. Кобитина и др.)

В 30-е гг. 20 столетия остро встала проблема политехнического воспитания дошкольников, одним из средств которого является техническая игрушка. Проанализируйте статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Советская игрушка» и др., раскройте историю становления технической игрушки (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты).

Выделите основные методы и приемы, направленные на ознакомление дошкольников с миром неживой природы, используя для этого следующие источники: Бурыкина М.Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. – Брянск, 1995; Никандров Н.Н. Малышам о природе: мир физики и техники. – Чебоксары, 1993; Кондраков И.М. Знакомим малышей с техникой. – М., 1996.

Сравните классификации технической игрушки (Е.А. Флерина, Г.Г. Локуциевская, С.Л. Новоселова, Н.А. Реуцкая, С.А. Козлова, С.В. Кожокарь).

Определите сходство и различие.

Проанализируйте содержание игр с технической игрушкой (см.: Бочкарева Л. Игры дошкольников с технической игрушкой // Дошкольное воспитание. – 1990. — № 10).

Выполняя опытно-экспериментальную часть работы, проанализируйте несколько детских энциклопедий с точки зрения доступности знаний о технике для дошкольников. Продумайте серию занятий, помогающих уточнить представления детей о назначении и функциях бытовой техники. Разработайте серию игр, направленных на ознакомление детей с бытовой техникой.

Список рекомендуемой литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

2. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. – М., 1973.

3. Князева О.А. Мои помощники // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.

4. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике: Кн. для воспитателя детского сада. – М., 1991.

5. Кожокарь С.В. Методика ознакомления детей с изобретательской деятельностью человека // Дошкольное и начальное образование в Москве: прошлое, настоящее, будущее: Тезисы выступлений. – М., 1998.

6. Кожокарь С.В. Техническая игрушка – источник развития творчества дошкольника // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно – практической конференции. 16 марта 1999 г. Москва. – М., 2000.

7. Козлова С.А. Взрослые, какие они? // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 2.

8. Козлова С.А., Артамонова О. Как знакомить детей с творческой деятельностью взрослого // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 10.

9. Кондраков И.М. Знакомим малышей с техникой.- М., 1996.

10. Крылова В.С. Техническая игрушка как одно из средств умственного воспитания детей дошкольного возраста // Пути активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста: Сб. научн. тр. – Горький, 1981, или Дошкольное воспитание. – 1992 — № 7-8, 9-10; 1993. — № 3, 6, 11; 1994. — № 5, 10.

11. Локуциевская Г. Некоторые особенности художественного и конструктивного решения технических игрушек // Дошкольное воспитание. – 1972. — № 5.

12. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. — № 1.

13. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.

14. Флерина Е.А. О технической игрушке // Дошкольное воспитание. – 1956. — № 8.

15. Философские проблемы науки и техники. / Под ред. Ю.В. Крянева, М.А. Кузнецова, Л.И. Ожиговой. – М,, 1991.

16. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. — М., 1996.

17. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике. – М., 1971.

18. Эйдельс Л.М. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание. – 1961. — № 7.

19. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др. // Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002.

Тема 2.

Сказка как средство развития воображения

детей 5-6 года жизни

в условиях дошкольного образовательного учреждения

Содержание

Введение

Глава 1

Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Специфика воображения и его развитие.

1.2 Основные теории происхождения и развития воображения детей дошкольного возраста.

1.3 Критерии оценки уровня развития воображения.

Глава 2

Методология использования сказки в развитии личности ребенка

2. 1 Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

2. 2 Сказка как литературный жанр. Структура, функции сказки.

2. 3 Методы работы со сказкой.

Глава 3

Экспериментальное изучение возможностей целенаправленного использования сказки для развития воображения детей дошкольного возраста.

Заключение

Список литературы

Приложение

Список рекомендуемой литературы:

1. Домашняя школа /Л. Венгер и др. – М.: Знание, 19994.

2. Дошкольное воспитание. 1992. № 1, 6, 7; 1994. № 3, 4, 5; 1995. № 1, 2, 5.

3. Одаренные дети /Пер. с англ. под общ. ред. Г. Бурменской и др. – М.: Прогресс, 1991.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.

5. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников /Вопросы психологии. 1987, № 1.

6. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.

7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей дошкольного возраста /Вопросы психологии. 1980. № 2.

8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т 1. – М., 1986.

9. Матюшкин А.И., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети. /Вопросы психологии. 1988, № 4.

10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.

11. Пропп В.Я Морфология сказки. – М., 1969.

12. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.

13. Сказка как источник творчества детей. /Научн. Рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Владос, 2001.

14. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио; М.: Изд-во АСТ, 2000

Тема № 3

Особенности полового воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях семьи.

Содержание:

Введение

Глава 1 Проблема отношения полов в биологических, социальных, психологических науках.

1. Определение понятий «пол», «половая роль», «половой диморфизм», «половая идентичность» (концепция естественного отбора Ч. Дарвина, психоаналитическая теория З. Фрейда, социокультурная теория К. Хорни, А. Адлера, эпигенетическая теория Э. Эриксона, юнгианская теория личности).

2. Гендерные исследования.

Глава 2 Соматосексуальное развитие детей.

1. Внутриутробный период.

2. Ранний и дошкольный возраст.

Глава 3 Психосексуальное развитие детей.

1. Понятие психосексуального развития ребенка.

2. Внутриутробный период психосексуального развития

3. Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста.

Глава 4 Половое воспитание детей дошкольного возраста в семье

1. Краткий исторический очерк (обзор работ по сексуальному воспитанию детей).

2. Современное состояние проблемы полового воспитания детей.

3. Особенности полового воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях семьи.

4. Рекомендации для родителей по половому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста в семье

Заключение

Литература

Список рекомендуемой литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная ситуация развития мальчиков и девочек в современной России. /Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000.

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. //Вопросы психологии, 1987, № 2.

3. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997.

4. Блонский П.П. Педология. – М., 1934.

5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. – СПб., 1998.

6. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. – Л., 1986.

7. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии – М., 1991.

8. Кон И.С. Введение в сексологию. – М., 1988.

9. Кон И.И. Ребенок и общество. – М., 1988.

10. Концепция «Половое воспитание российских школьников: от бесполой педагогики – к педагогике половой?» //Учительская газета, вып. № 5, 1997.

11. Лосев В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. – М., 1995.

12. Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков. – СПб., 2003.

13. Лявшина Г.Х. Участие родителей в вопросах полового воспитания детей. //Журнал Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 3.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

15. Психоанализ детской сексуальности. /Под ред. В.А. Лукова.- СПб., 1997.

16. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. – М., 1990.

17. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. – Минск, 1990.

18. Семья. Книга для чтения в двух томах. /Составители И.С. Андреева, А.В.Гулыга. – М., 1990.

19. Смелзер Н.Дж. Соуиология. – М., 1992.

20. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Половое развитие ребенка. Хрестоматия. /Составитель Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.

21. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб., 1996.

22. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб., 1997.

23. Фрейд З. Психология сексуальности. – Минск, 1993.

24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000.

Тема № 4

Особенности осознания детьми старшего дошкольного возраста понятия «Семья»

Содержание:

Введение

Глава 1. Семья, ее сущность, структура, функции, типология.

1.1. Родительство как социокультурный феномен

1.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме семьи и ее влияния на ребенка дошкольного возраста

Глава 2. Особенности формирования понятий у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Экспериментальное изучение особенностей осознания детьми старшего дошкольного возраста понятия «семья»

Заключение

Литература

Методические рекомендации

Семья – это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни. Место человека в структуре семьи изменяется, изменяются и его социальные роли, его обязанности, но само понятие «семья» продолжает существовать в сознании человека.

Эта категория существует в сознании длительно и по мере жизни человека обогащается новым содержанием, приобретает специфические оттенки и грани. Для человека важно, что на уровне лексики слово «семья» — это обозначение определенной общности людей, социальной единицы. На уровне психологии семья – это комплекс разноплановых характеристик, это система ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения, характер отношений к друг другу. Семья – это эмоциональный фон существования личности, это совместный опыт переживаний. Это, наконец, комфортное или дискомфортное пространство, в котором живет человек. Семью можно рассматривать в ряду общечеловеческих ценностей и, вероятно, именно это значение понятия особенно важно для человека. Осознание семьи, как ценности, определяет отношение к ней, к ее укладу, характеру взаимоотношений в ней. Интерес представляют начальные уровни осознания данного понятия. Целесообразно предположить, что первичное осознание происходит именно в дошкольном детстве. Именно поэтому тема данного исследования является актуальной. Получив информацию о том, как осознается категория семьи в дошкольном детстве, мы сможем влиять на этот процесс, а через него будет возможно формировать отношение к родителям, братьям, сестрам, другим родственникам, на этой основе станет реальной работа по изучению на доступном уровне своей родословной, а значит, более успешное социальное развитие дошкольника.

Разработка темы на теоретическом этапе исследования должна начинаться с обращения к социологической и философской литературе. С помощью словарей необходимо определить категорию семьи, обратить внимание на многоаспектность понятия.

Целесообразно представить признаки и характеристики семьи на современном этапе. На основе анализа литературы вы можете написать первую главу своей работы.

В дальнейшем вам следует обратить внимание на психологические исследования, которые касаются особенностей формирования понятий у детей дошкольного возраста. Данная проблема достаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Напрямую данные исследования не касаются формирования в сознании ребенка понятия семья, но вам необходим материал о формировании понятий, близких к данному объему и содержанию.

На основе изучения данной литературы должна быть написана вторая глава исследования.

Схема экспериментальной части может быть следующей. Сначала вы разрабатываете содержание беседы с ребенком, которая покажет вам на каком уровне и в каком виде существует в сознании ребенка понятие семья. Затем вы определите, какие стороны данного понятия вы хотите уточнить или усилить. На этой основе разрабатывается серия занятий, которые должны быть проведены с детьми. После серии занятий проводится повторная диагностика. Результаты первичной и повторной диагностики сопоставляются, и на этой основе определяется результативность проведенных занятий и изменения, которые произошли в осознании ребенком понятия семья. Полученные результаты позволят вам сформулировать выводы исследования.

После завершения экспериментального этапа обратитесь вновь к аппарату исследования, уточните гипотезу, цель и задачи исследования. Проверьте, соответствуют ли цель и задачи выводам работы, насколько они реализованы в исследовании. В заключении проверьте соответствие нормам библиографического описания изданий списка литературы и сносок. Определите, в какой форме и последовательности будут представлены материалы приложения.

Список рекомендуемой литературы

  1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1982.
  2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974.
  3. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. 1976.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1985.
  7. Смелзер Нейл. Социология. М., 1994.
  8. Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Самара, 2002.
  9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  10. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи).

    Практикум. СПб., 2000.

  11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

Тема № 5

Психолого-педагогические требования к современной игрушке для детей

раннего (дошкольного) возраста.

Содержание:

Введение

Глава I История игрушки

1.1. Возникновение игрушки в человеческом обществе.

1.2. Возникновение игрушки и игровых промыслов на Руси.

1.3. Промышленное производство современной игрушки в России и за рубежом.

Глава II Виды игрушек, их классификация.

2.1. Определение понятия «игрушка».

2.2. Роль игрушки в психическом развитии ребенка раннего возраста.

2.3. Роль игрушки в детской игре.

2.4. Классификация игрушек.

2.5. Игрушки для детей раннего возраста.

Глава III Санитарно-гигиенические и педагогические требования к игрушке

3.1 Санитарно-гигиенические требования к игрушке.

3.2. Психолого-педагогические требования к игрушкам в современных условиях

Глава IY Практическая часть

Анализ соответствия современной игрушки для детей раннего возраста нормативным психолого-педагогическим требованиям

Заключение

Список рекомендуемой литературы

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? // Современный ребенок в «игровой» цивилизации. – М., 2001.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.

3. Бернштейн Н. Игрушка и её значение.

4. Игрушка. Её история и значение. – М., 1912.

5. Кононов А. Духовный смысл игрушки // Духовно-нравственное воспитание. 2002, № 2.

6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.

7. Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки // Дошкоьное воспитание. 2001. № 5-6.

8. Менджерицкая д.В. Воспитателю о детской игре / под ред. Т.А. Марковой. – М., 1982

9. Наука о развивающемся ребенке. Хрестоматия по педологии. / авторы – составители Л.В. Горюнов, О.А. Горюнова, О.Л. Литвина. В 2 кн., кн 1. – М., 1990.

10. Новоселова С.Л. Роль игрушки в детской игре // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работ)

11. О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях. Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.95. // Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Редактор – составитель Р.Б. Стеркина. – М., 1997.

12. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981.

13. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973.

Темы выпускных квалификационных работ

Тема № 1

Особенности педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

Введение

Глава 1. Происхождение и социально – педагогическое значение игры

1. Обзор теорий происхождения игры

2. Современная классификация игры.

Глава 2. Содержание и структура сюжетно – ролевой игры

1. Структурные компонента сюжетно-ролевой игры, их характеристика

2. Сюжет и содержание сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

3. Формирование у детей способов построения сюжета игры:

a. Роль как средство развертывания сюжета игры

b. Условия овладения детьми способами совместного сюжетосложения

4. Этапы развития сюжетно – ролевой игры

Глава 3. Особенности взаимодействия детей в игре

1. Специфика совместной сюжетно – ролевой игры детей и возрастные особенности игрового взаимодействия

Глава 4. Особенности педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

1. Разные подходы к организации и руководству сюжетно – ролевой игрой в условиях ДОУ.

2. Основные способы построения сюжетно – ролевой игры (Концепция Н.Я. Михайленко)

3. Организация предметно – игровой среды в группах старшего дошкольного возраста как средство педагогического

управления детской игрой

Глава 5. Опытно-экспериментальное изучение особенностей педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Методические рекомендации

Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема руководства игрой детей дошкольного возраста возникла лишь во второй половине 20 века и остается одной из самых дискуссионных. Для того чтобы понять, в чем заключается суть этой проблемы и что привело к ее возникновению, необходимо обратиться к истории развития взглядов на природу происхождения игры. Для этого необходимо сделать обзор теорий происхождения игры, обратившись к работам Д.Б. Эльконина, С.А. Шмакова, Д.А. Колоцца и др. Следует подробнее остановиться на раскрытии тезиса о социальной природе детской игры, понимаемой как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития. Для этого нужно прочитать работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Г.П. Щедровицкого, главу учебника Козловой С.А., Куликовой Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1999.

Далее необходимо изучить психолого – педагогические исследования (Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселовой, Е.Е. Кравцовой и др.), в которых показано, что сюжетно – ролевая игра не возникает у ребенка спонтанно, вне специальным образом организованного общения с взрослым. Это позволит сформулировать проблему формирования игровой деятельности как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов построения игры на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этой проблемой возникнет ряд вопросов, на которые необходимо найти ответ: 1) какие способы игры должны формироваться у ребенка в разном возрасте и в какой последовательности; 2) какими по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут эффективны.

Очевидно, что успешность формирующих воздействий во многом будет зависеть от того, насколько взрослому удастся сохранить естественность процесса детской игры. Следует обратить особое внимание на определение понятий «формирование игры», «управление игрой», «руководство игрой».

Теоретическая часть работы заканчивается выводами.

Опытно – экспериментальная часть работы включает проверку гипотезы:

мы полагаем, что особым образом организованный педагогом подготовительный период игры в старшей группе дошкольного возраста может быть использован для активизации воображения, повышения инициативы всех участников игры в развертывании сюжета. Такое использование подготовительного периода как средства развития игры (сюжетосложения) важно, так как здесь он выступает опосредствующим звеном между знаниями, впечатлениями детей, которые составляют к старшему дошкольному возрасту огромный багаж, и самостоятельной игрой, которая зачастую бедна и однообразна по содержанию.

Исследование проводится с детьми 6 года жизни, которые составят две экспериментальные группы. Описание методики проведения эксперимента смотрите в монографии «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко; НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 139-140с.

В заключение работы отмечаются результаты проведенного эксперимента, подчеркивается практическая значимость исследования.

Список рекомендуемой литературы:

1. Байер И. Воспитание детей в играх /Дошкольное воспитание. 1965, № 12.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии. 1966, № 6.

3. Варен М. Что такое игра? /Культура. 1982, № 4.

4. Венгер Л.А. Сюжетно – ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

5. Жуковская Р.И. Актуальные вопросы педагогической теории игры /Советская педагогика. 1963, № 3.

6. Колоцца Д.А. Детские игры. Их происхождение и педагогическое значение. – М., 1911.

7. Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Канд. дис…психол. наук. – М., 1982.

8. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.

9. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры //Избр. психол. произ.: В 2 т. Т. 1 — М., 1983.

10. Михайленко Н.Я. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду – М., 1999.

11. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко; Научно – исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. – М., 1987.

12. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966.

13. Щедровицкий Г.П. , Надеждина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей //Вопросы психологии. 1973., № 5.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М ., 1978.

15. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры //Психологическая наука и образование. – М., 1996, № 3.

16. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

Тема № 2

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

Введение

Глава 1 Игровая деятельность дошкольника

1. Как появляется игра? Обзор теорий детской игры.

2. Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

3. Генезис детской игры: этапы развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцов, Н.Я. Михайленко).

4. Классификация детских игр, их краткая характеристика. Особенности творческих, самодеятельных игр и игр с правилами.

5. Как играть с детьми? Педагогические условия и методы руководства игровой деятельностью детей. Обзор научных подходов по проблеме руководства игровой деятельностью детей.

Глава 2 Взаимодействие ДОУ с родителями по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

1. Особенности семейного воспитания.

2. Философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

3. Взаимодействие ДОУ с родителями по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Образовательная программа «Из детства – в отрочество», «Развитие».

4. Педагогическое содействие играм детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Глава 3 Практическая часть

Изучение взаимодействия ДОУ с родителями по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендуемый список литературы:

1. Венгер Л.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Вопросы психологии, 1966, № 6. С. 62-76.

3. Доронова Т.Н. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия /Обруч, 2003, № 2.

4. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. Пособие для воспитателей детских садов. — М., 2002.

5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. и др. – М.: Линка Пресс, 2001.

7. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. — М., 1953.

8. Жорняк Е. Просто ли играть. /Игра и дети. Журнал для родителей, 2003, № 2.

9. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях /Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978. С. 3-7.

10. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры /Избр. психол. труды: в 2 т. Т 1. – М., 1983.

11. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. – М., 2002.

12. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей и родителей. – М., 1996.

13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед учеб. заведений. – М., 1999.

14. Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада /Воспитание детей в игре. – М., 1982.

15. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Как играть с ребенком. – М., 1990.

16. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург, 1999.

17. Михайленко Н.Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. – М., 1999.

18. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей /Дошкольное воспитание, 1983, № 10. С. 38-46.

19. Недоспосова В.А. Растем играя. – М., 2002.

20. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987.

21. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966.

22. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981.

23. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике. /Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. – М., 2000.

24. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры /Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. С. 92-123.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Приложение 1 к теме

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Анкета для работы с родителями

Уважаемые родители!

Игра занимает центральное место в жизни ребенка и представляет собой важнейшую форму его активности.

Для создания единого пространства развития игровой деятельности ребенка в условиях ДОУ и семьи, учета его игровых интересов и предпочтений, просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Укажите, пожалуйста, фамилию, имя, возраст, пол ребенка._____________________________________________________________________________________________________________

2. Играет ли ваш ребенок дома? Да, нет, иногда.

Если нет, то:

· Нет времени для игр;

· Нет игрушек, соответствующих интересам ребенка;

· Не любит играть;

· Другие варианты ответов (укажите их)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие игры и игрушки нравятся вашему ребенку больше других:

· Готовые (куклы, машины и т.п.)_______________________________________________________________________________________________________

· Конструкторы;

· Настольно-печатные игры, головоломки и др.___________________________________________________

· Другие варианты ответов (укажите их)________________________________________________________________________________________________________

· Назовите любимые игры вашего ребенка________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку:

· Просьбой ребенка;

· Модой на определенные игрушки;

· Полом ребенка (мальчик, девочка);

· Желанием расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.

· Другие варианты ответов____________________________________________________________________________________________________

5. Когда ребенок играет

· Он ничего не слышит и не видит, его не дозовешься;

· Он разбрасывает игрушки по всей комнате, играет сразу в несколько игр;

· Его интерес быстро меняется. Он не останавливается надолго на одной игре, ни на одной игрушке;

· Он мне непонятен, я не знаю, что его привлекает, какие игрушки ему интересны.

6. Помните ли вы игры своего детства?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Играете ли вы в них со своим ребенком?_____________________________________________________________________________________________________________

8. Принимаете ли вы участие в играх вашего ребенка:

· Выполняете определенные роли;

· Изготавливаете атрибуты для игр;

· Предлагаете для игры бросовый материал (пластмассовые бутылки, шерстяные перчатки и т.п.) можете придумать, как его использовать в игре;

· Вносите дополнения в игру по ходу сюжета;

· Ребенок воспринимает вашу помощь и участие в игре как помеху для его игровых замыслов, не любит играть со взрослыми.

· Другие варианты ответов______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Условия для игр ребенка дома:

· Отдельная комната;

· Уголок для игр;

· Игрушки (укажите их)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________

· Другой материал, который ребенок использует в игре_______________________________________________________________________________________________________

Тема № 3

Педагогические условия освоения старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерской игре.

Содержание:

Ведение

Глава I Теоретическая часть исследования

Характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста

1. Краткий обзор теорий происхождения игры.

2. Игра – ведущий вид деятельности и средство воспитания детей дошкольного возраста.

3. Классификации детской игры.

4. Генезис игровой деятельности (концепции развития игровой деятельности Кравцовой Е.Е., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.)

5. Особенности режиссерской игры.

6. Руководство игровой деятельностью детей (аргументы за и против)

7. Педагогические условия освоения старшими дошкольниками позиции субъекта игровой деятельности.

Глава II Экспериментальная часть исследования

Конструирование педагогических условий освоения старшими дошкольниками позиции субъекта в режиссерской игре (диагностическая методика О. В. Солнцевой)

Заключение

Рекомендуемый список литературы

1. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры //Игра дошкольника — М.,1989

2. Гаспарова Е.М Ведущая деятельность дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 1987, № 7

3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника — М., 1996

4. Кравцова Е.Е Игра в дошкольном возрасте: Проблемы генезиса игровой деятельности дошкольника //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. /Сост. В.А. Шустер и др. – М., 1991. – Вып. 2

5. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников //Игра и развитие личности дошкольника: Сб. научных –трудов — М., 1990

6. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры //Избр. психол. произведения: в 2 т. – М., 1983, Т.1

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982

8. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987

9. Солнцева О.В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх. / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. //Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2004

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978