Практико-ориентированные задания

План представления решения задачи:

1. Теоретическая база решения задачи (на какое теоретическое знание опираетесь).

2. Методическая база решения задачи (на какое методическое знание опираетесь).

3. Ваш вариант решения задачи (Выполнение ключевого задания).

4. Рефлексия процесса решения задачи.

Критерии оценки выполнения задания:

Задание оценивается по следующим критериям:

— Правильность выделения ключевых понятий профессиональной задачи.

— Научность и правомерность толкования ключевых понятий задачи.

— Адекватность определения теоретической базы решения задачи.

— Полнота, четкость и ясность изложения основных теоретических положений, которые будут определять решение задачи

— Достаточность теоретического обоснования для решения задачи.

— Опора на методическое знание при решении задачи.

— Целесообразность предложенного варианта решения задачи

— Культура оформления текста.

1. Определите, к какой группе психических явлений — психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям — относится каждое явление, описанное ниже.

А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.

Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Лёша М., придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему «Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.

Ответы:

А. Психический процесс

Б. Психическое состояние

В. Свойства личности

Г. Свойства личности

Д. Психический процесс

Е. Психический процесс

2. Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон).

5 стр., 2006 слов

Основные психические процессы личности

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» Камышинский технологический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» Кафедра « ...

Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра — «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность.

Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.

Ответ:

А. эксперимент

Б. наблюдение

В. эксперимент

Г. наблюдение

Д. наблюдение

 

3. По предложенной ситуации определите возраст Веры. Какой психологический феномен демонстрируется данной ситуацией?

Прежде чем выполнить просьбу мамы и спуститься в магазин за хлебом, Вера долго завивала волосы перед зеркалом, потом решила вымыть их, потому что локоны лежали недостаточно красиво. Потом она обнаружила, что кроссовки порвались на видном месте, а туфли совсем не подходят к джинсам. Она расплакалась и сказала, что в таком виде она точно никуда пойдет.

Отв:это подростковый возраст, когда хочется быть как взрослые, быть красивой, модной….

4. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?

10 стр., 4827 слов

Факторы развития личности. Требования к качествам педагога

СОДЕРЖАНИЕ. 1.Основные факторы развития личности. …………………………….3 1.1Биологические факторы. ……………………………………………..4 1.2Окружающая среда. ………………………………………………….6 1.3Роль воспитания в развитии личности. …………………………...7 1.4Собственная деятельность человека. ………………………………9 1.5Факторы формирования личности(таблица).……………………….10 2.Требования к индивидуальным качествам педагога. ……………11 2.1Профессионализм. ...

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Эта игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, которые сидят справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.создания успеха и обеспечения роста достижений

 

5. Определите недостающий этап формирования умственных действий и понятий (по П. Я. Гальперину).

На уроке математики во 2-м классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формиро­вания умственных действий и понятий не учел педагог? формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.

6. Как называется такой стиль взаимодействия? Какие преимущества и недостатки данного стиля проявляются в межличностном общении?

В конфликте вы…

— Делаете вид, будто все в порядке

— Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло

— Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой

— Ругаете себя за вашу раздражительность

— Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели

— Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести

— Подавляете все ваши негативные эмоции.

7. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один – поднимает и опускает груз, другой – продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии.умения

29 стр., 14052 слов

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ (1935 г.)

Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ (1935 г.) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ОЦЕНКИ НА УРОКЕ В КЛАССЕ 1. Ситуация урока Психологическая ситуация на уроке характеризуется: а)содержанием умственной работы ...

Б. Неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдет в другом направлении.умения

В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз – повернуть налево, два – потянуть к себе, три – толкнуть от себя, четыре – повернуть направо».привычка

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти (по Платонову К.К.).привычка

Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении. умения

Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания (по В.С.Мерлину).навыки

8. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? Каковы критерии оценки воспитанности личности? Какую работу необходимо проводить в школе для профилактики подобного поведения детей? В чем должна заключаться совместная работа семьи и школы в воспитании школьников?

Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама.- Чао, мамочка. Приду в шесть. И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: « В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

— Девочки, — говорит кто-то нам, — вы бы уступили место женщине с сумками.

8 стр., 3594 слов

К вопросу об оценке качества жизни студентов с синдромом вегето-сосудистой дисфункции

Доклад на заседании Учёного совета К вопросу об оценке качества жизни студентов с синдромом вегето-сосудистой дисфункции Профессор В.Б. Мандриков СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Качество жизни студентов, страдающих ВСД 2. Использование опросника качества жизни /версия ВОЗ/ Список литературы ВВЕДЕНИЕ Массовые медицинские осмотры студентов первых и предпоследнего курсов различных вузов показали, что ...

— Вот еще! – Резко ответили мы.

— Да, молодежь пошла…..

— Ну, завели….

Мы так увлеклись разговором с Мариной. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

— Пожалуйста, милости просим, дверь открылась и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых сумок».

 

9. Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?

В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать – самоуверенный подросток, толково объясняя старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета.

— Прости, пожалуйста, Игорь, — остановил его брат, — а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?

— А что я могу, — удивился Игорь. – В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту….

— Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?

— В хоккей иногда играю, а зарядку – нет.

— А по математике у тебя какие успехи?

Ничего, балла четыре, наверное, будет.

— В авиамодельном кружке занимаешься?

— Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.

— В радиотехнике разбираешься?

Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: — ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику и черчение…. Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

 

10. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?Можно ли перенести этот прием на подростков?В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

1/ Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы ...

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: — «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3 а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно, показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждается в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

11. Стили взаимодействия.

Приходилось ли вам прибегать к таким способам?

· Стремиться доказать, что другой человек не прав

· Дуться, пока они не передумаю

· Перекричать их

· Применить физическое насилие

· Не принимать явного отказа

· Требовать безоговорочного послушания

· Перехитрить их

· Призвать на помощь союзников для поддержки

· Требовать, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений

Как называется такой стиль взаимодействия? Какие преимущества и недостатки данного стиля проявляются в межличностном общении?принуждение .Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

12. Стили взаимодействия.

В конфликте вы…

· Делаете вид, будто все в порядке

· Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло

· Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой

· Ругаете себя за вашу раздражительность

· Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели

· Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести

18 стр., 8575 слов

ГОВОРИТЬ НА ЭМОЦИЯХ! ТОЛЬКО ТОГДА ЛЮДИ ЗА ВАМИ ПОЙДУТ!

ПРИВЕТ....! ТЫ ЖЕ ПОМНИШЬ, ЧТО Я РАБОТАЮ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ?! - ДА, ПОМНЮ, ВРОДЕ СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ)))? ТЫ ХОТЕЛА БЫ ЗАРАБАТЫВАТЬ НОРМАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ? ТЫ В ДЕКРЕТЕ СИДИШЬ. - ДА, КОНЕЧНО ХОТЕЛА БЫ! КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ В ИНТЕРНЕТЕ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ ПОРЯДКА 40 000 Р, А ВО ВТОРОЙ МЕСЯЦ, РАБОТАЯ В КОМПАНИИ ПОРЯДКА 200 000 РУБЛЕЙ? - ДУМАЮ, ЧТО НЕРЕАЛЬНО! СМОТРИ, Я БЫ ТЕБЯ НЕ ПОЗВАЛА, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛА ...

· Подавляете все ваши негативные эмоции

Проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления

приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе»

 

13. Определите, что наблюдается в данной группе. Дайте оценку социометрии как методу исследования.

«Мы — дружные» — так оценивают свою группу большин­ство ее членов. Социометрия показала, что общее число выборов у большин­ства членов группы равно числу взаимных выборов.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологическогоисследования структуры малых групп, а также исследования личности как членагруппы.

14. Эмпирические исследования показывают, что в присутствии других испытуемый больше запоминает, лучше концентрирует внимание, интенсивнее мыслит. Он также склонен некритически усваивать идеи, поддерживаемые большинством, проникаться расположением духа группы, перекладывать ответственность за свои поступки на других, принимать рискованные решения. Строго придерживаться позиций материалистической психологии, для объяснения этих фактов следует признать существование «группового мозга», что противоречит здравому смыслу.

Какие групповые феномены описываются в экспериментах? Как объяснить их с точки зрения научной психологии?

 

15. Групповые феномены.

Специалисты Федеральной авиационной администрации (FederalAviationAdministration), занимающиеся установлением причин несчастных случаев, обратили внимание на то, что часто очевидная ошибка капитана не исправляется другими членами команды, что приводит к крушению. Похоже, что, несмотря на очевидную личную значимость вопросов, связанных с управлением самолетом, члены команды использовали правило-стереотип «Если так говорит специалист, это должно быть верно», не обращая внимания на гибельную ошибку капитана (Harper, Kidera, &Cullen, 1971).

Несколько лет назад одна крупная авиационная компания была так сильно обеспокоена данной тенденцией, что провела эксперимент среди своего персонала с целью выяснения масштабов проблемы. Была произведена имитация полетов в неблагоприятных погодных условиях и, соответственно, в условиях плохой видимости — именно при таких обстоятельствах сложность задачи, эмоциональное возбуждение и умственное напряжение способствуют стереотипному реагированию. В тайне от других членов команды капитанов попросили симулировать неспособность справиться с ситуацией в критический момент имитационного полета, совершая ошибки, которые обязательно привели бы к катастрофе. К великому огорчению руководителей компании, исследование показало, что 25 % полетов закончились бы крушением из-за того, что ни один из членов экипажа не оспорил правильность явно ошибочных действий капитана.

Дайте определение этому феномену. Приведите примеры из собственной жизни, когда стремление к согласию с группой приводило к непродуктивным решениям.

 

16. Групповые феномены. Какой феномен исследован в данном эксперименте?

В 1961 году американский профессор Аш собрал в одной комнате семь человек. Им объявили о том, что они подвергнутся опыту по восприятию действительности. На самом деле испытуемый был один. Остальные шесть человек были помощниками профессора, чьей целью было введение в заблуждение истинного участника эксперимента. На стене были нарисованы линии длиной в двадцать пять и тридцать сантиметров. Линии были параллельными, то, что линия в тридцать сантиметров длиннее другой, было очевидно. Профессор Аш задавал вопрос каждому из присутствующих, и шесть его ассистентов в едином порыве отвечали, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее второй линии. В 60% случаев истинный испытуемый также говорил, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная. Если он находил, что линия в тридцать сантиметров длиннее, шесть помощников профессора начинали издеваться над ним, и под их дружным давлением в 30% случаев испытуемый в конце концов присоединялся к мнению большинства. Опыт проводился над студентами и преподавателями (люди не самые легковерные), и выяснилось, что девять человек из десяти удалось убедить в том, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее линии в тридцать сантиметров. Удивительная вещь, даже после того, как испытуемым объясняли смысл опыта и роль в нем шести ассистентов, 10% из них продолжали утверждать, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная. Те же, кто признавал свою ошибку, находили себе массу извинений вроде проблемы со зрением или неудачно выбранного угла наблюдения.

 

 

17. Педагогическое общение, как и любое другое, можно свести к двум стилям: диалогическому и монологическому.

Охарактеризуйте эти стили, назовите их плюсы и минусы.

 

18. Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие – язык? Ответы аргументируйте.

1. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений. язык

2. Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения. язык

3. Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли.речь

4. Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.речь

19. О чем говорит данный эксперимент Ж. Пиаже?

Дошкольникам показывали 2 равных по весу шарика из пластилина. И, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика — раскатывали его «в колбаску». Затем у детей спрашивали: «Одинаковое ли количество пластилина в шарике и колбаске?».

Дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, так как она длиннее.

 

20. Откуда такая безысходность? Какие факторы психического развития и каким образом могли повлиять на психическое развитие Кости? Проведите психологический анализ ситуации, психического развития Кости.

Ученик 2 класса Костя (9 лет) внешне выглядит лет на 6. Стоит съежившись… Чувствуется какая-то неуверенность, безысходность… В семье Кости — мама, бабушка, дедушка. Отец ушел. Никаких скандалов, драк, пьянства.

Беседуем с мальчиком:

— Кем ты, Костя, будешь, когда вырастешь?

— Кем-нибудь буду, конечно… Ведь все взрослые кем-то бывают… Может быть, буду слесарем… или улицы подметать… но не знаю, не уверен…

— Как ты учишься?

— Слабый я, часто болею. По всем предметам двойки. Очень боюсь, когда к доске вызывают… Стою и смотрю на всех — стыдно мне, что сказать ничего не могу. И все забываю, даже то, что знал…

— А ты хочешь, чтобы были отметки?

— Нет, не хочу. Если бы их не было, никто бы не знал, что я такой плохой, что совсем глупый, ничего не умею…

 

21. Определите примерный возраст ребенка. Какие особенности мыслительной деятельности проявились в данном эпизоде? Какой педагогический вывод отсюда следует сделать?

Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его на ось. «Вот и починил!» — радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.4 года,

 

22. С какой целью даются эти задания? Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий? Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения?

На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение.

В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик».

В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой — в правой)».

 

23. Сформулируйте задачу возраста по Э.Эриксону для героя рассказа А.Гайдара. Решена ли она? Назовите новообразование старости.

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала. Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке. А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке. Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно! (А.Гайдар. Горячий камень)..

 

24. В каком возрастном периоде находится ребенок, участвующий в диалоге? Как называется феномен, проявляющийся в данном диалоге?

«-Есть ли у тебя братья?

-Да, Артур.

-А у него?

-Нет.

-А сколько у вас братьев в семье?

-Два.

-У тебя их сколько?

-Один.

-А у него?

-Нет!

-Ты его брат?

-Да.

-Тогда у него есть брат?

-Нет».

 

25. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи. Как бы вы проступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант задачи.

Работая с 1-м классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу – используя психологические особенности младшего школьника, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившимся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указанием педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.

Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого вверено и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.

— Почему у тебя спичка сломана? – спросила учительница.

— Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик.

Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.

Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

 

26. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? Какое решение приняли бы вы в подобном случае?

Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:

— Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?

Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

— Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.

— Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

 

27. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

— Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

Варианты ответов:

1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.

3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?

4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!

5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы…..

 

28. Укажите, правильно ли поступила учительница, сохранив в тетради оценку за верно решенный пример.Дайте оценку поведения ученицы; какие качества ее личности наиболее ярко проявились в ее действиях. Докажите, как должен поступать учитель в случае ошибоч­ных действий при оценке знаний и поведения ученика.

Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная уче­ником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

Вот пример из практики работы учительницы начальных клас­сов .

Учительница второго класса зачитала оценки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку.

В самом последнем примере 51 – 1 = 50 был зачеркнут от­_еет красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учитель­нице: «Вы ошиблись. У меня правильный ответ».

Учительница посмотрела втетрадь ученицы и с явно недо­вольным жестом перечеркнула несколькими поперечными черточка­ми свою черту, а оценку оставила ту же.

Увидев сердитые глаза учительницы, выражение злобы на ли­це и ее резкие действия по исправлению своей ошибки, Оля не решилась продолжать разговор с учительницей об оценке. В конце урока девочка подошла к учительнице и тихо ска­зала:

А как же с оценкой? У меня решено правильно! В ответ на это учительница сказала:

Будешь в следующий раз выдержаннее.

Оля с недоумением села на место и заплакала.

 

29. Познакомьтесь с отрывком из произведения В. Крапивина «Журавле­нок и молния». Какой индивидуальный стиль педагогической деятель­ности был у педагога Вероники Григорьевны? Сопоставьте личностные характе­ристики Вероники Григорьевны и Аллы Геннадьевны. Какие психологи­ческие особенности Вероники Григорьевны вызывали симпатию у ре­бят?

Вероника Григорьевна преподавала литературу. Только не у пятиклассни­ков, а в более старших классах. Но знали ее все. Она заведовала школь­ным драмкружком, устраивала для младших ребят литературные утрен­ники, а кроме того, иногда заменяла у пятиклассников Анну Анатольевну, которая часто болела.

Выглядела Вероника Григорьевна внушительно: высокая, полная, с дре­мучими бровями, пегой косматой прической и решительным, как у рим­ского полководца, подбородком. И голос у нее был подходящий для такой внешности – басовитый и рокочущий. Он прокатывался по всем этажам хромом вагонных колес, когда Вероника Григорьевна созывала ребят:

— Эй, оболтусы мои ненаглядные! Пошли в класс, у меня к вам интерес­ное дело!

«Оболтусы» — это ученики 8-го «А», где Вероника Григорьевна была класс­ным руководителем. В этом классе учился Егор Гладков. Он говорил:

— Вероника – во! Лучше, чем она, учителей не бывает. В самом деле, Веронику Григорьевну все любили. Когда она приходила к пятиклассникам вместо «Аннушки», ребята знали, что двойки никому не грозят и скуки на уроке не будет. Если кто-нибудь не мог ответить у дос­ки, Вероника Григорьевна рокотала:

— Ох, оболтусы… Что же мне теперь, твой дневник двойкой украшать? Это по литературе-то? Русская литература, дорогие мои, существует на свете для того, чтобы доставлять людям радость, а не огорчения… Садись и к следующему уроку выучи так, чтобы не краснеть перед Пушкиным, и Гоголем…

Потом она принималась что-нибудь рассказывать. Не всегда по плану, урока, но обязательно интересное: про дуэль Пушкина и Дантеса, про то, как воевал на Севастопольских бастионах Лев Толстой, про старинные романы о рыцарях Круглого стола. Или про то, как со своими сыновьями Витькой и Борисом (тоже восьмиклассниками и «оболтусами») путеше­ствовала по Прибалтике и Карелии. Один раз Сашка Лавенков спросил:

— А почему ваши ребята не в нашей школе учатся? Вероника Григорьевна замахала большими руками.

— Ну-ну-ну! Этого мне еще не хватало! Было бы здесь на двух оболтусов больше.

И, не смущаясь, рассказала, как накануне ее вызывали в школу № 7 по по­воду милых Витеньки и Бори:

— Акселераты несчастные! С меня ростом, а устроили с подшефными третьеклассниками конный бой на перемене. Шкаф со спортивными куб­ками уронили, балбесы… И на кого! Хоть бы на учителя физкультуры, а то на музыканта! Класс веселился…

Вероника Григорьевна была энергичным человеком. Когда приходилось устраивать в школе тематический вечер, выставку, встречу гостей или фестиваль искусств, Алла Геннадьевна обязательно звала ее на помощь. Сама Алла Геннадьевна была завуч. Точнее, заместитель директора по внеклассной работе. Она ходила по школе прямая, со сжатыми губами и постоянно чем-то раздосадованная. Обиженно блестели ее круглые оч­ки – такие большие, что они напоминали эмблему, которую укрепляют на крышах свадебных такси. Если человек все время чем-то недоволен, разве он может устроить праздник? Поэтому и нужна была Вероника Григорь­евна.

30. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т. п.)». Как следует на это отреагировать учителю?

1. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел(а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

7. ____________________.