Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

Оглавление

1. Заявление на участие в Конкурсе …3

2. Обоснование. Цели и задачи…

3. Календарно тематическое планирование…6−9

4. Содержание занятий …9 — 32

5. Основы программы…33

6. Результаты апробации…33−34

7. Требование к ведущему…34

8. Место проведения апробации…34

9. Список литературы…35

10. Аннотация психолого-педагогической программы «На экзамен без стресса!»…36

11. Отзыв на психолого-педагогическую программу …37−38

12. Приложение № 1…39

В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса

психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

Автор (авторский коллектив в составе) Антропов Дмитрий Александрович направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации Развивающие психолого-педагогические программы психолого-педагогическую программу «На экзамен без стресса!».

Практическая апробация указанной программы проведена с «22» сентября 2014 г. по «15» мая 2015 г., а также в с «21» сентября 2015 г. по «12» мая 2015 г в ГБОУ ГБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 415»

Отзыв образовательного учреждения прилагается.

Автор, Антропов Дмитрий Александрович, согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

Подпись (ФИО)____________________/__________________/

«24"июня2016 г.

Представленная программа посвящена решению проблем стресса в период подготовки и прохождения экзаменов школьниками. В своей работе «Экзамен и психика» А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев отмечали: «Предэкзаменационные переживания могут выступить в роли фактора, который отрицательно влияет на учебную деятельность, что экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, он глубоко и на длительный срок истеризует экзаменующегося». Довольно часто в своей практике я сталкиваюсь со следующей картиной: ребенок успешен в учебе — отличник или хорошист, — но в результате экзамена получает довольно средние баллы. Одна из главных причин такой ситуации, на мой взгляд, стресс.

17 стр., 8458 слов

Учреждение образования 15

... учреждения. Принципы построения коррекционных и развивающих программ ... стресса. Психологический и физиологический стресс. Стресс, копинг, социальная сеть поддержки. Психологические компоненты стресса. Посттравматический стресс ... деятельность практического психолога. Психолого-педагогический консилиум: цели, ... экзамену. Структура билетагосударственного экзамена Структура билета государственного экзамены ...

Проблема психологической подготовки к экзаменам не сводится только к разовым занятиям по снятию тревожности. Подготовка к экзаменам будет значительно продуктивней, если школьники смогут самостоятельно регулировать свое физическое и психологическое состояние. Зачастую, стресс у сдающих экзамены переходит в депрессию, поэтому возможность остановить этот процесс на основе понимания происходящего крайне важна для подростков.

Более успешным будет тот, кто сумеет правильно выстроить индивидуальную стратегию учебной работы, опираясь на знание своих сильных сторон, и компенсируя недостатки, которые мешают ему в учебной деятельности.

На этом этапе особенно необходима поддержка психологов, чтобы научить школьников самостоятельно осознавать свое состояние и корректировать его, поддерживая высокую работоспособность.

Этот этап обучения навыкам самостоятельно справляться с трудностями в ситуации недостатка времени и ресурсов, правильного распределения сил и осознанного выбора главной цели также является важным в подготовке школьника ко взрослой жизни.

Программа должна позволить учащимся в сложный период подготовки к экзаменам, и, также во время экзаменов, максимально реализовать те компетенции, которые они прибрели в процессе обучения в школе. Этому будут способствовать навыки нивелирования разрушительного воздействия стресса, полученные в результате прохождения программы.

Вопросом воздействия гимнастики на психику человека интересовался ещё Константин Дмитриевич Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Так, гимнастика — произвольные движения с помощью развития воли — рассматривается им как оздоравливающий тело инструмент в работе психолога. Его работу продолжили наши выдающиеся соотечественники И.П.Павлова и Н.А.Берштейна.

Данная программа составлена на основании упражнений «Гимнастики мозга», разработанной американским психологом Полом Деннисоном в рамках образовательной кинесиологии более сорока лет назад. А также на опыте ее адаптации и применения сотрудниками мастерской Ольги Иосифовны Троицкой (//musters.ru/) и Центра развития межличностных коммуникаций (//www.ruscenter.ru).

Цели и задачи программы.

Целью данной программы является обучение методам воздействия стресса, способствующих реализации компетенций, которые учащие приобрели в процессе обучения в школе, при подготовке и прохождение государственной итоговой аттестации.

Задачи:

• Научиться понимать свое состояние

· Овладение методами «Гимнастики Мозга»

• Научиться нивелировать стресс и негативные установки;

• Развивать умение контролировать свои действия в трудных ситуациях;

• Развивать коммуникативные навыки, принятие;

• Формировать позитивное представление о себе.

Календарно тематическое планирование.

№ занятия Название Домашнее задание Кол-во, часов
Знакомство, о стрессе, техника «Ритмирование» Каждый день до следующего занятия, один раз, дома, в удобное для вас время повторите «Ритмирование» 2−3
Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. Повторите дома, те упражнения из пересекающих среднюю линию тела, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности.
Упражнения гимнастики мозга- повышающие позитивное отношение к себе Повторите дома, те упражнения из повышающих позитивное отношение к себе, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности. 1−2
Упражнения гимнастики мозга- растягивающие мышцы Повторите дома, те упражнения из растягивающих мышцы, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности.
Упражнения гимнастики мозга- повышающие общий тонус Повторите дома, те упражнения из повышающие общий тонус, которые вам понравились и те в изучении, которых у вас возникли трудности. 2−3
Упражнения гимнастики мозга. Рефлекторное кольцо и мышечный тест. Попробуйте взять мышечный тест у кого-то из своих друзей 1−2
Постановка цели Индивидуальное задание по результатам работы в парах 2−3
Репрезентативные системы Посмотрите на друзей и знакомых, отметьте для себя их возможную репрезентативную систему 2−3
Генетический латеральный профиль Найдите в истории примеры использование сильных сторон латерального профиля. 2−3
Работа по методике: «Латеральное переобучение» Индивидуальное задание по результатам работы в парах 2−3
Я и мои границы Проследите, как изменилось, если изменилось, ваше отношение к границам 1−2
Работа по методике: «Трёхмерное переобучение» Индивидуальное задание по результатам работы в парах 2−3
Работа с чудесным колесом баланса Индивидуальное задание по результатам работы в парах 2−3
Работа с восприятием информации Индивидуальное задание по результатам работы в парах 2−3
Работа по методике: «Переобучение по успешной деятельности» Индивидуальное задание по результатам работы в парах 2−3
Итоговое занятие - 2−3

Программа рассчитана на группы учеников девятых или одиннадцатых классов в количестве от 4 до 20 участников. В программу входят 16 занятий проходящих в период с конца сентября по начало мая. Частота встреч: 1 раз в неделю- 1 раз в две недели. Продолжительность, в зависимости количества участников: 60−180 минут.

Все занятия, кроме первого начинаются с «ритмирования» описанного в пункте 1.5. Занятия с 2−6 по шестое, являются обучающими по упражнениям гимнастики мозга, без их изучения будет сложно изучать методики идущие ниже. Степень овладения упражнениями для нас не критична так как упражнения будут отрабатываться в течение всего процесса.

Занятия:

1. Знакомство-здесь мы создаём комфортную и безопасную среду для всех участников занятия, объясняем базовую информацию

1.1. Правила группы — стандартные правила для проведения группы: активность, правило «одного микрофона» принцип «здесь и сейчас», безоценочность суждений, применение «Я-высказываний», стараться слушать других .

1.2. Игра на знакомство — зависит от состава группы, в игре заложен принцип «снежного кома».

1.3. Обсуждение игры, что было просто, что было сложно

1.4. Общая теория стресса — теоретические основы стресса начиная от Г. Селье и заканчивая «рефлексом зеленого» и «рефлексом красного» напряжения в мышцах .

1.5. «Ритмирование" — состоит из четырех упражнений: 1. Пьём воду.

Пить нужно медленно и не торопясь. Вода должна быть комнатной температуры. Наше тело на 70% состоит из воды, когда мы находимся в стрессе нашему организму вода просто необходима, т.к. она является основным проводником процессов. 2. Перекрестные шаги. Шагаем так, чтобы противоположные рука и нога двигались одновременно навстречу друг к другу. Можно касаться локтем колена или ладошкой колена. При этом колени должны подниматься строго вперед, не поворачивать их в сторону. 3. «Кнопки мозга» Одну руку кладем на пупок, другой растираем две точки слева и справа под ключицей. Если вы не можете найти точки, можно просто потереть ладошкой область под ключицей. Меняем руки и делаем тоже самое. Упражнение обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом, к головному мозгу, вследствие чего улучшается восприятие информации. 4. «Крюки Деннисона». I часть: замок — скрещиваем ноги, вытягиваем руки перед собой тыльной стороной вниз, затем скрещиваем их, образуя замок ладошками. Сгибаем локти и поворачиваем замок из ладошек вовнутрь, прижимаем к груди. Язык при этом прижат к небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Медленно дышим. II часть: домик — ставим ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. Соединяем кончики пальцев обеих рук друг с другом, образуя крышу домика. При вдохе язык находится на верху, при выдохе внизу. Медленно дышим. «Крюки Деннисона» улучшают координацию, делают дыхание более глубоким и спокойным.

1.6. Обсуждение

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

2.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

2.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

2.3. Теория по Гимнастике мозга — небольшое теоретическое введение на основе работы Карлы Ханнафорд: «Мудрое движение. Мы учимся не только головой», Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика Мозга»

2.4. Упражнения, пресекающие среднюю линию тела: Мысль о Х— посмотрите на перекрестие в виде буквы Х — помогает сконцентрировать, координация левого и правого полушария, центрирование ; Перекрестные шаги см. п. 5.1; Ленивые восьмерки— это упражнение поможет снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером 1. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности).

Ее центр проходит на уровне переносицы. 2. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. 3. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза[1]; Двойные рисунки —расслабление мышц шеи, спины, глаз стимулируют желание фантазировать и активно творить. 1. Исходная поза — обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами — холст. 2. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.[2]; Алфавитные восьмерки— регулярное выполнение «Алфавитной восьмерки» помогает стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать.1. Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.2. Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно. 3. Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания.[3]; Слон — упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело. 1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд — на пальцы вытянутой руки. 2. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. 3. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние. 4. Повторяем эти же движения другой рукой.[4] Вращение шеи— Перед экзаменами шея, вместо того чтобы вытянуться, снять зажимы и улучшить обеспечение мозга кислородом, свешивается под тяжестью наполняемой знаниями головы. Чтобы легче воспринимать информацию, дайте свободу шее! 1. Встаньте прямо, голова по срединной линии. 2. Приподнимите плечо к уху. Положите на него голову. 3. Позвольте голове скатиться к срединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко и касается груди. Вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что ваша голова — тяжелый шар. 4. Медленно начинайте поворачивать голову вправо и влево. Максимальная амплитуда поворота — не дальше плеча. 5. Сделайте четыре-пять проходов от плеча к плечу. Не торопитесь. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше задержите голову в этой позиции и подышите спокойно и глубоко. 6. Вернитесь в исходное положение. Чуть откиньте голову назад до мягкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений должна быть меньше, чем в п. 4.[5], Рокер — Упражнение «Рокер» снимает напряжение после длительного сидения за партой, способствует творческому мышлению. Кроме того, оно способствует развитию понимающего чтения, улучшает навыки эмоционального чтения и пересказа. Упражнение выполняется на мягкой поверхности. Для его выполнения нам понадобиться гимнастический коврик. 1. Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. 2. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. 3. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение. 4. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.; Брюшное дыхание —Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения — кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. 2. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик. 3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех. 4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. 5. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным[6].; Энергетизатор — повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.1. Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. 2. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. 3. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема — окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены. 4. Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. 5. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. 6. Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания.[7]

2.5. Обсуждение

Упражнения гимнастики мозга- растягивающие мышцы

4.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

4.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

4.3. Повторение упражнений, повышающих позитивное отношение к себе.

4.4. Как я чувствую свое тело? Вопрос для обсуждения.

4.5. Упражнения, растягивающие мышцы: Сова —упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления 1. Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом).

Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. 2. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. 3. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу.[10];Активация рук —расслабляет и координирует ваши плечи и мышцы рук для того, чтобы облегчить процесс письма. Улучшает дыхание, расслабляет руки, и облегчает сосредоточивание внимания.1. Поднимите правую руку так высоко, как только можете. Левую руку заложите за голову и положите на трехглавую мышцу плеча. 2. Нажмите вашей поднятой правой рукой на руку, заложенную за голову, а ей, наоборот, легко давите на поднятую. 3. Двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. Вытянутая правая рука должна оказывать сопротивление левой руке. 4. Повторите упражнение, поменяв руки.; Расслабление стопы — 1. В позиции сидя положите лодыжку на другое колено 2. Кончиками пальцев обхватите основание и место прикрепления сухожилия икроножной мышцы. Найдите наиболее напряженные места в связках — в начале или в конце мышцы. 3. Затем мягко придерживая их, растяните мышцу до полного ее расслабления. Прижимая напряженные места в мышце, медленно и методично активизируйте далее стопу, приводя ее к себе и отводя от себя до тех пор, пока не станет легко выполнять это движение.;Помпа —Предлагаемые движения улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности. 1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли — значит, вес распределен верно. 2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога — сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками. 3. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге. 4. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги. 5. Поменяйте положение ног и повторите упражнение.[11]; Гравитационное скольжение — понимание прочитанного текста, арифметические вычисления. 1. Сядьте на стул. 2. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. 3. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох.; Заземлитель — Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику. 1. Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2. Правая стопа развернута носком вправо, левая — вперед, руки на поясе. 3. Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу. 4. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз. 5. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать![12]

4.6. Обсуждение упражнений

Упражнения гимнастики мозга- повышающие общий тонус.

5.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

5.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

5.3. Повторение упражнений, растягивающих мышцы

5.4. Как это когда силы есть, и когда их нет? Вопрос для рефлексии и обсуждения

5.5. Упражнения повышающие общий тонус: Кнопки мозга — см. п.5.1.; Кнопки Земли — с помощью предлагаемого упражнения можно снять усталость, утомление глаз, максимально быстро сконцентрировать внимание. А также развить организационные навыки, умение читать вблизи (книга), согласованность работы глаз, мотивацию в освоении материала. И, что важно, принять удобную позу для активной учебы.1. Встаньте удобно, расслабьтесь. 2. Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся под нижней губой. 3. Другую руку расположите чуть ниже пупка пальцами вниз. 4. Удерживая точку под нижней губой на вдохе, представляйте, что вместе с воздухом в вас входит энергия земли. А на выдохе верните ее обратно. 5. Сделайте 4−6 полных циклов такого дыхания, чтобы максимально «поднять энергетический фонтан». Далее поменяйте руки местами и повторите упражнение 4−6 раз.[13];Кнопки баланса —это упражнение способствует концентрации и ассоциативному мышлению 1. Человек касается «Кнопок баланса», расположенных в углублениях у основания черепа за ушами и позади сосцевидных мышц шеи (4−5 см от средней линии затылка).

2. Одной рукой массируйте точку «баланса», а другой прикасайтесь к пупку. 3. Затем поменяйте руку и массируйте другую точку баланса.;Кнопки Космоса —с помощью предлагаемых упражнений снять усталость, утомление глаз, максимально быстро сконцентрировать внимание. А также развить организационные навыки, умение читать вдали (доска), согласованность работы глаз, мотивацию в освоении материала. И, что важно, принять удобную позу для активной учебы 1. Встаньте удобно, расслабьтесь. 2. Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся над верхней губой. 3. Другую руку положите на крестец сзади срединной линии тела. 4. Удерживая точку над верхней губой во время вдоха, представляйте, как по позвоночнику поднимается энергия, расслабляя каждый позвонок. 5. Сделайте 4−6 полных циклов дыхания, чтобы энергия, поднимаясь по позвоночнику и далее вдоль головы (как капюшон), доходила до точки над губой. Поменяйте руки, повторите упражнение.[14]; Энергетическая Зевота —это упражнение улучшает навыки устного чтения, творческого письма, выразительной речи, помогает при выступлениях. За счет ослабления напряжения мышц лица упражнение способствует улучшению зрительного внимания и восприятия, помогает в общении, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию. Рекомендуем энергетически зевать в те моменты, когда вы начинаете сердиться и сжимать зубы. После упражнения вы найдете нужные слова, чтобы донести свою мысль до собеседника, не обидев его при этом. 1. Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки. 2. Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки. 3. Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у». 4. Повторите упражнение 3−6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему.[15];Думательный колпак — Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. 1. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. 2. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы — спереди. 3. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.4. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.[16]

5.6. Обсуждение

6. Упражнения гимнастики мозга. Рефлекторное кольцо и мышечный тест. В этом занятие особое внимание уделяется движению его формированию и состоянию мышц, так как в дальнейшем для работы нам потребуется Мышечный тест (МТ) для определения актуального состояния тестируемого.

6.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

6.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

6.3. Повторение упражнений повышающих общий тонус

6.4. Обобщение по упражнениям гимнастики мозга

6.5. Рефлекторное кольцо рефлекторное кольцо общее понимание по Н.А. Берштейну,

6.6. Мышечный тест (МТ) — обучение по Карле Ханнафорд: Мышечный тест — методика, используемая, чтобы получить информацию от тела о нем же самом. Благодаря мышечной проверке вы можете спросить ваше тело, и оно даст вам ответ. Тело, которое, конечно, включает мозг, знает себя так, как иногда даже не отражено в сознании. Каждая мышца и каждый орган в теле человека взаимодействует с нервами. Все нервы, идущие начиная от вашей маленькой пятки и кончая вашим большим мозгом, находятся во взаимодействии друг с другом, создавая вам комплексную сложную систему по обмену информацией. Выявляя реакцию мышц, вы можете использовать непосредственно всю информацию. Встаньте и опустите вниз правую руку, затем коснитесь правого плеча левой рукой. Тестирование на дельтовидной мышце: исследуя мышцу от плеча, вплоть до середины верхней части руки, вы почувствуете в плече, как мышца собирается в точку, как бы образуя треугольник (дельту).

— Стоя перед партнером, помощник просит испытуемого поднять свою руку на 45градусов и зажать дельтовидную мышцу. Помощник кладет два пальца на руку испытуемого на 3 см выше запястья, а другую руку на противоположное плечо испытуемого — Затем помощник применяет легкое давление на предплечье испытуемого (во время выдоха), пока субъект и помощник не почувствуют зажатость дельтовидной мышцы. Для того, чтобы почувствовать, как работает мышца в качестве индикатора, субъект на вопрос: «как тебя зовут?» сначала называет свое имя, а затем — фиктивное имя. Мышцы должны легко блокироваться, когда они говорят свое имя и освобождаться, когда называет фиктивное. Если субъект почувствовал, что экзаменатор применил большее давление для одного вопроса, чем для другого, это указывает на то, что мышца освобождена, и что другие мышцы пытаются поддержать руку. Чувствительность к блокировке и освобождению со стороны субъекта может значительно увеличить точность при мышечной проверке."[17]

6.7. Обсуждение

7. Постановка цели. Успешная сдача экзаменаиз целей нашего курса, участников однако могу возникать в процессе обучения и другие цели, часто связанные с организацией своей учебной деятельности, а иногда цели личного свойства влияющие на учебу. Это занятие как раз и помогает осознать свою цель и ее поставить и, возможно начать воплащать.

7.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

7.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

7.3.Правила постановки цели — человеку свойственно ставить цели и их добиваться. Особенно важна постановка цели в процессе обучения. Для работы с целью она должна соответствовать следующим критериям: Позитивности, Активности, Ясности и Энергичности. Позитивность — а благоприятна ли эта цель для меня? Что будет, если я ее достигну? Активность — насколько эта цель в данный момент для меня актуальна? Готовность ее добиваться. Ясность— понимание чего я хочу? Как этого можно достичь? Энергичность — Если у меня силы и ресурсы для ее достижения? Цель формулируется в настоящем или прошедшем времени с обязательным временем реализации, а так же пониманием зачем мне это надо. При составление цели рекомендуется избегать частички «не».

7.4. Демонстрация — как это работает на конкретном примере

7.5. Постановка цели (работа в парах) с подбором упражнений «Гимнастики мозга» под конкретную цель.

8. Репрезентативные системы. Это то через какие каналы мы получаем и обрабатываем информацию. Традиционно выделяют три системы: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Одна из них доминирует, иногда не значительно, над остальными. На этом занятие для нас важно понимание, что под воздействием стресса, человек воспринимает в первую очередь информацию по доминирующей системе. Знание своей ведущей системы позволяет наиболее эффективно проводить время подготовки к экзамену

8.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

8.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

8.3. Психологическая игра письмо и мышь (письмо: ведущий хлопком в левую сторону «запускает» письмо по кругу (хлопок должен пройдя всех вернуться к нему), затем переступанием с левой на правую ногу говорит о том, что под ногами пробежала мышь (мышь должна добежать по кругу до ведущего), затем влево запускает письмо вправо мышь, игра происходит до синхронизации).

Итак, мы поиграли с Вами в игру, требующую, как Вы думаете, чего? Были задействованы: уши (аудиальный канал), глаза (визуальный канал), руки и ноги (кинестетический).

Теперь представьте, что будет, если один или два канала исключить.

8.4. БИАС — тест, описанный в 1982 г. Льюисом и Пуцеликом, позволяет определить основную модальность, т. е. модальность основной репрезентативной системы и, кроме того, относительную активность каждой репрезентативной системы[18].

8.5. Обсуждение используемых модальностей в жизни и учебе по результатам теста.

9. Генетический латеральный профиль.Здесь же и доминирующий профиль. Если в занятие № 8 мы рассматривали каналы восприятие, то на этом занятие мы говорим об органах через которые мы получаем информацию, что крайне важно для организации учебного процесса и подготовке к экзамену. Что мне нужно сделать, чтобы наиболее эффективно усвоить информацию: записывать, визуализировать, слушать, а может быть и пританцовывать? Работа с этим профилем поможет дать на это ответы.

9.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

9.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

9.3. Исследования нашего мозга показали, что для любого человека, находящегося в состояние стресса, можно составить 1 из 32 возможных генетических латеральных профилей (рисую на флипчарте).

Работу с этими профилями предложил Пол Деннисон, научную основу подвела доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд. При стрессе наиболее устойчива связь с тем органом, который находится в доминанте. Что это означает на практике — далее следует объяснение рисунка не флипчарте. Сейчас мы попробуем проверить Ваш доминирующий профиль (участникам раздают бланки см. приложение № 1).

Для этого мы разобьёмся на пары. Встаньте, пожалуйста, друг напротив друга. Мы будем выполнять определенные пробы, результаты которых вы сразу будете заносить в бланк (ориентировочно 10 минут).

Рука — (независимо от руки, которой вы постоянно пишете).

Предложите партнеру ручку или карандаш на уровне их средней части тела (на уровне талии).

Какой рукой они коснутся, чтобы взять ручку или карандаш, та и будет их действующей доминирующей рукой. Глаз — держите Ваш большой палец вытянутой руки, направляя его на партнера или вертикальную линию интерьера (дверь, оконную раму, картинную раму и т. д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Тот глаз, который держит изображение вертикального объекта на одной линии с пальцем, и является доминирующим. Или, сделайте окошко пальцами двух рук. Держите окошко на длине вытянутой руки. Сфокусируйте оба глаза через окошко на линейном объекте (лице другого человека, дверном косяке и т. д.).

Не двигая окошко или голову, закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Тот глаз, который держит изображение — ведущий. Ухо — представьте, что за стеной есть люди, которые говорят о Вас. Подойдите к стене и приложите ухо так, чтобы слышать, что они сказали. Какое ухо вы приложили к стене? Вручите партнеру пустую чашку на уровне талии. Попросите его послушать звук из чашки и отметьте, каким ухом он прикладывает чашку, чтобы услышать звук. Внесите данные в бланк партнера. К какому уху вы обычно прикладываете телефонную трубку? Нога— поднимитесь на подножку или кресло и отметьте, какую ногу вы использовали первой. Или Вы можете наклониться далеко вперед, держа ноги вместе, пока не упадете вперед и заметьте, на какую ногу Вы переносите тяжесть, чтобы не упасть. Какой ботинок Вы первый надеваете? Или, чтобы быть более точным, пусть кто-нибудь Вас слегка толкнет, когда Вы этого не ожидаете.

Полушарие мозга — во время стресса Вы больше полагаетесь на Ваше доминирующее полушарие. Если у Вас доминирующее логическое полушарие, то под действием стресса Вы сначала анализируете ситуацию, пишете или говорите об этом, рассматриваете специфические причины, вызвавшие ее. Вы фокусируетесь на деталях. Если у Вас доминирующее «гештальт» полушарие, тогда под действием стресса Ваша первая реакция — охватить всю ситуацию в целом и понять, что Вы чувствуете по этому поводу. Но Вы можете быть не способны расшифровать детали. Вам будет трудно рассказать о ситуации по частям. Выражение ситуации через словесное описание не является первоначальной потребностью. Чаще Вы чувствуете сильную потребность в физическом движении или выражении эмоций.

Мы провели огромную работу, теперь можем обсудить полученные результаты. Понятно, что рассмотреть все случаи не представляется возможным, однако попробуем поработать с Вашими профилями.

10. Работа с Латеральным переобучением. Методика позволяет решать проблемы слабо интегрированной работой мозга в условиях решения задач в условиях стрессовых ситуаций и целей.

10.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

10.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

10.3. Демонстрация методики на примере конкретной цели

10.4. Работа с методикой «Латеральное переобучение» в парах по алгоритму (бланки см. приложение № 1): Постановка цели — предварительные проверки (МТ) — Переобучение с помощью упражнений «Гимнастики Мозга» — проверки после переобучения — метафора (создание внутреннего образа интегрированности) -Закрепление результатов — проверки на выходе)(МТ) — проверка цели- подбор упражнений на дом.

11. Я и мои границы. Личностные границы. Где заканчивается моя зона комфорта? Что можно сделать, чтобы адекватно времени и месту реагировать на нарушение границ другим человеком. Школьник часто сталкивается с нарушением его границ, на пункте проведения экзамена нарушение границ особенно ярко выраженно, от личного досмотра до посещения уборной. Как восстанавливать свои границы.

11.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

11.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

11.3. Психологическая игра в парах: 1. Участники расходятся на расстояние около 5 метров. 2. затем один из участников начинает медленно подходить к другому до того момента пока тот его не остановит. 3. Работа в обратную сторону. 4. Обсуждение в парах. Обсуждение в большом круге.

11.4. Работа с упражнениями «перекрестные шаги» и «ленивые восьмерки»

11.5. Повтор психологической игры и выводы.

12. Работа по методике: «Трёхмерное переобучение».В отличие от латерального переобучения где проверки (МТ) проводятся на дельтовидной мышце, в случае трёхмерного переобучения проверки (МТ) проводятся на надостной мышце, большой круглой мышце широчайшей мышце спины. Позволяет провести более полную интеграцию, но более трудоемка по тестам

12.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

12.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

12.3. Демонстрация методики на примере конкретной цели

12.4. Работа с методикой «Трёхмерное переобучение» в парах по алгоритму: Постановка цели — предварительные проверки по трем мышцам (МТ) — Переобучение с помощью упражнений «Гимнастики Мозга» — проверки после переобучения — метафора (создание внутреннего образа интегрированности) — закрепление результатов — проверки на выходе по трем мышцам (МТ) — проверка цели — подбор упражнений на дом.

13. Работа с чудесным колесом баланса. Методика включает в себя работу по условным секторам круга. Секторы: письмо, чтение, коммуникации, организация. Колесо рисуется на флипчарте. Позволяет найти проблемную зону и поработать сней.

13.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

13.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

13.3. Работа методикой «Чудесное колесо баланса" — по следующему алгоритму — Постановка цели — выбор сектора для баланса — проверки навыков сектора — выбор упражнений — проверки на выходе — проверка необходимости работы в других секторах — проверка цели — подбор упражнений на дом.

Работа с восприятием информации

14.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

14.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

14.3. Метод «Аудиальное торможение" — позволяет лучше воспринимать и перерабатывать аудиальную информацию. Алгоритм- предварительные проверки (МТ) — Упражнение гимнастики мозга «Думательный колпак», но здесь работа ведется с двумя ушами сразу -повторные проверки (МТ).

14.4. Работа в парах по методике

14.5. Метод «Визуальное торможение" — позволяет лучше воспринимать и перерабатывать прочитанную информацию. Алгоритм- предварительные проверки — Упражнение гимнастики мозга «Кнопки мозга» с максимальным отводом глаз сначала в одну сторону, затем в другую-повторные проверки.

14.6. Работа в парах по методике

15. Работа по методике: «Переобучение по успешной деятельности».Большинство детей имеют положительной опыт деятельности, будь то какой-нибудь вид спорта или банальная с первого взгляда лепка снежков. Задача этой методике перенести положительной опыт с положительного вида деятельности на вид деятельности, где ребенок испытывает наибольший стресс.

15.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

15.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

15.3. Демонстрация методики «Переобучение по успешной деятельности» на примере конкретной цели.

15.4. Работа с методикой «Переобучение по успешной деятельности» в парах по алгоритму: Постановка цели — выбор успешной деятельности (то что участнику занятия удается лучше всего в жизни, как он думает удается) — Заполнение успешного профиля проверки (МТ)(можно использовать как бланк приложение № 1) — Заполнение профиля желаемой деятельности проверки (МТ) — Переобучение с помощью упражнений «Гимнастики Мозга» — проверки (МТ) после переобучения — Заполнение интегрирующего профиля — проверка цели- подбор упражнений на дом.

16. Итоговое занятие

16.1. «Ритмирование» (см. п. 1.5.)

16.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего задания.

16.3. Обобщение пройденного материала

16.4. Рефлексия по итогам программы

В конце программы рекомендую устроить чаепитие.

Программа основана на знаниях, полученных в ходе обучения

по следующим программам повышения квалификации:

• Федеральное государственное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» «Снятие учебного и рабочего стресса телесно-ориентированными методами» 2014 г.

• Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» «Психологическая профилактика социальных рисков» 2014 г.

• Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» «Использование методов интегративной кинесиологии в психологической практике» 2015 г.

• Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «ЦРМК — образовательные программы» «Снятие учебного и рабочего стресса (телесно-ориентированные методы).

Тренерский курс. 2016 г.

Результаты апробации данной программы были представлены на внутришкольных педагогических и родительских собраниях, а так же на I Всероссийской с международным участием конференции «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании» 24 апреля 2016 и небольшим отрывком в конкурсе «Педагог-психолог года 2016»

Ограничений по участию в данной программе детей, кроме указанных ниже возрастных — нет.

Для оптимальной реализации программы необходимо иметь отдельное помещение со свободным доступом света, в которое не будут заходить посторонние люди; для безопасности следует сделать данную группу закрытой. Перед началом программы стоит провести родительское собрание, на котором озвучить цель и задачи, решаемые в ходе данной работы. Занятие проходят в круге из стульев. Из оснащения необходимо: флипчарт, фломастеры, бумага А4, принтер, туристические коврики. Вода и одноразовые пластиковые стаканчики.

Требования к ведущему группы: психологическое образование, законченные курсы повышения квалификации по телесно-ориентированным методам.

Результатами данной программы являются овладение методами и упражнениями гимнастики мозга для саморегуляции, а так же успешная сдача государственной итоговой аттестации.

Апробация проводилась на базе ГБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 415» в 2014—2015 учебном году 12 учащихся 11 «А» класса, в 2015—2016 9 учащихся 9 «Б» класса и 6 учащихся 11 «А» класса.

Список Литературы:

1. Айрес Джин Э. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2009.

2. Бауэр Иоахим. Почему я чувствую то, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.

3. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. — М., МПСИ, МОДЭК, 2008.

4. Грецов Андрей Тренинги развития с подростками. -СПб., Питер 2012

5. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Книга для педагогов и родителей. Спб, Издательская группа «Весь» 2015 г.

6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М.: Владос, 2000.

7. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге. — М.: Теревинф, 2013.

8. Колесников Алексей. Тело — зеркало души, или Синдром «умной собаки». — М.: Центрполиграф, 2009.

9. Леш М., Фёрдер Г. Кинезиология: От стресса к гармонии. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.

10.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие. — ML: Академия, 2003.
11. Промислов Шарон. Соединение Мозга и тела. — Минск: Попурри, 2007.

12. Промислов Шарон. Аккумулятор для мозга. — Минск: Попурри, 2010.

13. Психология современного здоровья. Учебное пособие. Под ред.Г.С.Никифорова. — С-Пб., 2006.

14. Сатир Вирджиния. Вы и ваша семья. Апрель пресс, Москва 2015.

13. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. — М.: Генезис, 2009.
14. Ханнофорд Карла Л. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. М., 1999.
15. Ханнофорд Карла Л. Доминирующий фактор. М., 2004 г.

16. Цыпленкова Ольга цикл статей в рубрике «Гимнастика мозга» журнал «Здоровье школьника» 2009−2010г.

17.Якоби Марко. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга. — М.:Юнайтед Пресс, 2011.

Аннотация психолого-педагогической программы «На экзамен без стресса!»

Стресс, призванный защищать, в тоже время оказывает разрушительное влияние на психику человека. Возможность нивелировать его воздействие, научиться работать с ним в процессе подготовки и прохождения экзамена, это шанс для успешной самореализации ребенка.

Упражнения «Гимнастики мозга» и методы на основе образовательной кинесеологии, представленные в программе, позволяют воздействовать на психику через тело. Они конечно не подменяют собой знания, но дают им в полной мере раскрыться, снимая стрессовой компонент. Так же одним из важных моментов является то что через лучшее понимания себя- своего тела, своей психики мы можем снизить уровень социальных рисков.

Все методики и упражнения программы легки в усвоение и не требуют специальных условий. Занятия проходят на примерах взятых из самой жизни, наиболее актуальных для детей данного возраста. Мы используем личностный подход к каждому ребенку, ориентируясь на его текущие запросы в процессе занятий.

Участники занятий узнают приемы повышения работоспособности, снятия стрессового напряжения, улучшения памяти и восприятия, формирования позитивного отношения к разным видам деятельности.

Для нас наиболее важно чтобы ребенок мог, после прохождения программы мог наиболее полно реализовать все свои возможности.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 415

Танковый проезд, д. 6, город Москва, И1033 Тел: 8(495) 673−13−65

ОКПО 18 853 022, ОГРН 5 137 746 004 501 Сайт sch415uv.mskobr.ru

ИННШТП 7 722 823 373/772201001 e-mail: sch415@mail.ru

Отзыв на психолого-педагогическую программу

«На экзамен без стресса!»

Программа была апробирована на 12 учащихся 11 «А» класса в 2014—2015 гг., 9 учащихся 9 «Б» класса и 6 учащихся 11 «А» класса в 2015—2016. Мы увидели положительную динамику психологического состояния субъектов образовательного процесса, а так же высокие результаты на ЕГЭ. Все ученики выпуска 2015 года поступили в престижные ВУЗы г. Москвы- 1 и 2 Медицинские институты, МГТУ имени Баумана, МГЮА, ГУИ, МАТИ и др. Результаты проведенной работы в 2014—2015 и в 2015—2016 учебном году были представлены на внутришкольных педагогических и родительских собраниях; а так же на I Всероссийской с международным участием конференции «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании» 24 апреля 2016. В 2016 году педагог-психолог Антропов Дмитрий Александрович стал лауреатом премии общественного признания «Педагог года- 2016» в номинации «Педагог — психолог года».

Данная программа составлена с учетом особенностей образовательной среды, что положительно отражается на включении ребят в общий учебно-воспитательный процесс школы.

В ходе общей, внеурочной деятельности, затрагивающей познания собственной психической деятельности, ученики становятся более уверенными в своих силах, что отражается на ученическом коллективе, а впоследствии на позитивном восприятии окружающих — как сверстников, так и учителей и других педагогических работников.

Данная программа наряду с личностным, индивидуальным подходом к ребенку, имеет огромный пласт групповой работы — активно участвуя в предлагаемой деятельности, ученики, помогая другим, помогают себе.

У участников представленной программы приходит понимание и осознание своих индивидуальных особенностей, что способствует формированию мотивированного подхода к овладению знаниями.

Ориентированная на данную возрастную группу, предлагаемая программа, отличается нестандартным творческим подходом. С включением инновационных технологий.

Директор ГБОУ Школа № 415 M.C. Говорущенко

Приложение № 1

[1] «Ленивые восьмерки» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 2, 2009

[2] «Двойные рисунки» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 2, 2009

[3] «Алфавитные восьмерки» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 5, 2009

[4] «Слон» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 3, 2009

[5] «Вращение шеи» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 5, 2010

[6] «Брюшное дыхание» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 9, 2010

[7] «Энергетизатор» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 9, 2009

[8] «Позитивные точки» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 8, 2009

[9] «Крюки Кука» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 3, 2010

[10] «Сова» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 3, 2009

[11] «Помпа» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 4, 2009

[12] «Заземлитель» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 7, 2009

[13] «Кнопки Земли» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 12, 2010

[14] «Кнопки Земли» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 12, 2010

[15] «Энергетическая Зевота» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 12, 2009

[16] «Думательный колпак» Ольга Цыпленкова журнал «Здоровье Школьника» № 8, 2009

[17] Ханнофорд Карла Л. Доминирующий фактор. М., 2004г

[18] Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. Книга для учителя. — М: Педагогическое общество России, 2002.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector