Тема 3. Представление о человеке в основных психологических школах Образовательные задачи:

16

–       Понять специфику формирования научных школ.

–       Осознать взаимосвязь различных школ и направлений и их взглядов на природу человека.

–       Усвоить основные термины и понятия.

–       Сформировать представление об основных психологических школах.

Содержание

1.       Психология как наука о сознании.

2.       Бихевиоризм.

3.       Психоанализ.

4.       Гуманистическое направление.

5.       Отечественные школы и концепции.

В конце XIX – начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках, приведшие к возникновению кризиса в психологии. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII–XIX вв.

Перечисленные направления представляют собой разные варианты общепсихологической теории, пришедшей на смену традиционной. Споры между ними свидетельствуют о разногласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко связаны между собой.

1. Психология как наука о сознании

В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые и необходимо изучить для целостного изучения психики. Важнейшими направлениями ... всей жизни. Сеченов предлагает генетический подход к изучению того, как человек развивается, переходя от простейших хватательных функций к более сложным психическим ...

Структуралисткий подход

Структуралистский подход основан на идее Вундта, который полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Как методы научного исследования в данном направлении использовали метод интроспекции и самонаблюдения [6].

По мнению структуралистов, в поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область – “поле внимания”, “фокус сознания”. За пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены – это “периферия сознания”. Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения, по мнению Вундта, являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и возбуждение, надежда – удовольствие и напряжение, страх – неудовольствие и напряжение.

Идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, так как собрать из простых элементов сложные состояния сознания было невозможно. Поэтому к 20-м годам XX в. структуралисткий подход психологии сознания практически перестал существовать [2].

Функционалистский подход

Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям. Автор выделяет три основных способа приспособления:

повторение уже выработанных форм поведения;

изменение поведения в зависимости от обстоятельств;

освоение новых действий, если того требует ситуация.

Согласно функционалистам, психология – это наука о функциях сознания. Как методы научного исследования использовались методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач. Джеймс отразил в понятии “поток сознания” процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса:

одни их них происходят как бы сами собой,

другие организуются и направляются человеком.

Первые процессы называются непроизвольными, вторые – произвольными [4].

2. Бихевиоризм

Это течение возникло в американской психологии под влиянием идей Бехтерева и Павлова и в противовес интроспективной психологии сознания.

3 стр., 1301 слов

Тема. Исследование этического сознания и поведения психолога. ...

Список рекомендуемых источников: 1. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы). / Л.И. Анциферова // ... Учебно-методическое пособие. – Самара, Самарская гуманитарная академия, 2016. Задание 4. Ознакомиться с научным текстом. Выпишите основные правила педагога § В.А. Сухомлинский о профессиональной этике педагога: ...

Само название “бихевиоризм” произошло от англ. behavior – поведение. Основателем данного направления считается Д. Уотсон. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Б. Ф. Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Психологи этого направления сделали объектом научного изучения стимулы внешней среды и соответствующие им ответные реакции организма, главной стала формула “стимул – реакция” (S → R), означающая, что каждой ситуации (стимулу – S) соответствует определенное поведение (реакция – R).

То, что происходит в психике человека, не имело для бихевиористов научного содержания, поэтому они отвергали такие термины, как сознание, воля, восприятие – все это называлось “черным ящиком”.

Единственным началом, определяющим активность организма, признавалась внешняя среда, стимул извне. Основные опыты психологи этого направления проводили на животных, наблюдая за их поведением в созданных условиях. Эти опыты привели к открытию законов научения. Большой заслугой ученых этого направления явилась разработка научных моделей изучения психики, включение поведения в круг изучаемых психологией явлений [9].

В бихевиоризме изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают, прежде всего, наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других.

Выделяются основные типы научения:

классическое (И. П. Павлов),

оперантное (Скиннер),

угашение (И. П. Павлов),

имитация (Бандура).

Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов – влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения.

Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно в процессе социализации человека становятся ведущими.

Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию [1; 7].

Последователи бихевиористского направления (необихевиоризм) попытались поставить под сомнение основной постулат этой концепции. Так, Э. К. Толмен ввел в формулу S → R среднее звено (V) – промежуточные переменные, под которыми понимал ожидания, установки, знания. Эти промежуточные переменные ориентируют животное в лабиринте. Свою теорию Толмен назвал когнитивным бихевиоризмом. К. Л. Халл ввел в формулу S → R переменную, называющуюся потребностью организма (пищевая, сексуальная и т. п.): S → V → R. Если эта потребность удовлетворяется, происходит подкрепление реакции, которая закрепляется – организм обучается новому поведению. Дальнейшую разработку концепция подкрепления получила в работах Б. Ф. Скиннера, который создал технику “оперантных реакций”. Эта техника нашла широкое применение в практике при обучении детей, лечении больных неврозами [6].

9 стр., 4044 слов

Личность.Развитие личности по З.Фрейду

... что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, ... энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой ...

Таким образом, основная формула необихевиоризма такова: S → V → R, где V – внутренняя переменная, содержание которой будет зависеть от направления, но так или иначе поведенческая реакция будет опосредована этим содержанием (опытом, представлениями о мире, эмоциональными потоками, иррациональными мыслями и т. д.).

Социальный бихевиоризм

Кроме процесса обучения, большое внимание в концепции бихевиоризма уделялось изучению и социализации детей, приобретению ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito – знание).

Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления [8].

3. Психоанализ

В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализ, или фрейдизм. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (“Оно”), Эго (“Я”) и Супер-эго (“Сверх-Я”).

Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации).

На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в том числе механизмов психических защит.

14 стр., 6902 слов

Проблема взаимодействия общества и личности в трудах З.Фрейда

... осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как ... материал во многом определяет наше повседневное функционирование. 1.2 Структура личности. Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. Он подчёркивал, что бессознательное следует рассматривать ...

Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества; складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации (“Эдипов комплекс”).

Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания [9].

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.).

В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность человека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным.

По мнению Фрейда, существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека. Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера. В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества.

Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности [2].

Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемые процессы можно разбить на 2 больших класса:

неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки) и

неосознаваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал Фрейд).

14 стр., 6642 слов

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

... органических и поведенческих реакций. Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения ... к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами ... Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою ...

Импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он совершает то или иное действие. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов – механизмов вытеснения и сопротивления. Поэтому бессознательные представления, имея большой энергетический заряд, прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия – оговорки, описки, забывание вещей – и невротические симптомы) [3].

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты).

С точки зрения этих авторов, человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния соцэкономической структуры общества (Фромм).

4. Гуманистическое направление

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической (“экзистенциальной”) психологии, или “третьей силы”. Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм–психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека [3].

Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой. Лучше рассматривать ее как движение, т. е. особую группу теоретических подходов [8]. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Ее авторы К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др. утверждают, что предметом психологических исследований необходимо считать здоровую творческую личность, целью которой является самоосуществление, самоактуализация и рост конструктивного начала человеческого “Я”.

Гуманистическая психология основное внимание уделяет изучению сознательного опыта человека и целостного характера природы и поведения человека.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

         подчеркивание роли сознательного опыта;

         убеждение в целостном характере природы человека;

         акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

         изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека [3].

Диспозициональная теория личности

Основные положения гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт (1897–1967).

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. По его мнению, каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные.

Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а

инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему индентификации – отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Гуманистическая теория личности

По мнению Абрахам Маслоу (1908–1970), самым ценным в психике является ее самость, ее стремление к саморазвитию. Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры [9].

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

         физиологические потребности – пища, вода, сон и т. п.;

         потребность в безопасности – стабильность, порядок;

         потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

         потребность в уважении – самоуважение, признание;

         потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные.

Феноменологическая теория личности

В своей теории личности Карл Роджерс (1902–1987) развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе и своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл “феноменальным полем”, индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью.

Высокая степень конгруэнтности означает следующее: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой.

Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией [8; 9].

Говоря о структуре “Я”, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Гештальт-психология

Гештальт-психология (от нем. gestalt – образ, конфигурация) зародилась в Германии в начале XX в. Основу этого направления составили работы М. Вертгеймера, В. Кёлера, К. Коффки. Психологи этого направления критиковали бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения. Ученые этой школы провели множество экспериментов по восприятию. В опытах на животных они показали, что животное реагирует не на стимул сам по себе, а на определенное соотношение стимулов, которое создает целостный образ – гештальт.

Изучая интеллект обезьян, В. Кёлер показал, что животное решает задачу не путем проб и ошибок, а мгновенным схватыванием отношений между предметами в наглядной ситуации. Эта реакция мгновенного решения задачи была названа инсайтом, или озарением. Гештальт-психологи подчеркивали творческий характер мышления, они доказывали, что решение творческих задач подчиняется особым принципам организации гештальта, а не правилам формальной логики.

Основатель психотерапевтического гештальт-направления – Ф. Перлз. Представителями этой школы являются также П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо.

Объяснительная модель этого подхода такова. Человек взаимодействует со средой в ритме “контакт-уход”. Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне других переживаний. Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля потребности. Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует повторения цикла. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают другие неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия. В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со средой. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности, ухода в мысли, фантазии, внутреннего монолога. Впоследствии незавершенные гештальты (непережитые эмоции) мешают процессу осознавания в настоящем, появляясь в поле восприятия как фигуры. Ощущения теряют непосредственность, замещаясь усвоенным ранее опытом.

Прекращение осознавания собственных потребностей, разрушение контакта со средой ведет к нарушению границы “Я” и взаимодействия с людьми. В зависимости от характеристик этого процесса различаются четыре невротических механизма: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Слияние проявляется в неразличении собственных идей, чувств, потребностей и переживаний, идей других людей. Интроекция – усвоение чужих установок без рассмотрения и критики, перенесение в собственную систему верований без анализа и переструктурирования. Проекция состоит в приписывании другим собственных (чаще негативных) побуждений, мотивов, черт. Ретрофлексия означает раскол личности на противоположные части.

В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.

Опираясь на данную модель, представители гештальта разработали принципы терапии: “Я – Ты”, “Что и как”, “Здесь и теперь”. Результатом психотерапии является осознавание и полное переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента к собственным потребностям и ответственность за их удовлетворение. Психотерапия направлена не на содержание вытесненного бессознательного, а на процесс осознавания в настоящем  [2; 4].

5. Отечественные школы и концепции Культурно-историческая концепция л. С. Выготского

Л. С. Выготский утверждал, что развитие психики не оторвано от реальности, а происходит в какой-то культурной среде, на формирование которой большую роль оказала предыстория.

Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий.

Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Деятельность человека в целом опосредовано знаком. Поведение людей регулируется знаками [1; 2].

Нейропсихология (а. Р. Лурия)

А. Р. Лурия (1902–1977) формулирует те основания культурно-исторического подхода, в которых культура осознается и изучается как ведущая линия духовного развития человека, как образующая личности. Концепция А. Р. Лурия базируется на теории культурно-исторического происхождения, структуры и развития высших психических функций, разработанной им вместе с Л. С. Выготским.

С помощью этих теоретических представлений А. Р. Лурия провел глубокий функциональный анализ различных систем мозга и детально описал лобный, теменной, височный и другие синдромы нарушений высших психических функций. По мнению Лурия, психика – это деятельность мозга человека, мозг – субстрат психики (носитель), а психика, в свою очередь, эпифеномен мозга (сверхъявление, надстройка).

Конкретные функции психики представлены в виде передачи нервных импульсов по определенным путям, т. е. активизация определенных отделов мозга. Однако в дальнейшем исследования показали, что далеко не все психические функции закреплены за конкретными отделами мозга [3].

Школа психологии установки (д. Н. Узнадзе)

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа. В дальнейшем была распространена как общепсихологическая теория.

Суть теории состоит в том, что поведение человека определяется (детерминируется) его установками, т. е. осознаваемым, а зачастую неосознаваемым отношением к чему-то, готовностью действовать определенным образом [6].

Деятельностный подход (а. А. Леонтьев, с. Л. Рубинштейн)

Деятельность, по Леонтьеву, нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а “функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности” [7].

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется.

Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности [5].

Таким образом, по мнению авторов данной концепции, психика человека формируется в деятельности, следовательно, нужно изучать деятельность, чтобы познать психику.

Эклектический подход

При исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ. По сути происходит интеграция разных представлений о психических процессах в общую концепцию. Интеграция (от лат. integer – целый) представляет собой процесс объединения частей в целое. Для эклектизма, в отличие от интеграционизма, характерна ориентация на эмпирическую эффективность выбранных методов из различных психотерапевтических систем. Эклектическая психотерапия ориентирована на реальный результат, который не всегда теоретически осмыслен и чаще не подвергается научной рефлексии. Следует отметить, что большинство из современных психотерапевтических направлений (число которых насчитывается по разным источникам от 250 до 400), относятся к сугубо практической деятельности, очень отдаленно связанной с теоретической. Это свидетельствует об объективной необходимости синтеза разнородного и чрезмерного по масштабам психотерапевтического материала в некой общей теоретической системе, отличающейся более высокой степенью абстракции, чем предыдущие, и опирающейся на ясную методологическую базу. Таких интегративных моделей так же может быть достаточно много, но все же их предположительное число будет значительно меньше существующего, что значительно облегчит усвоение психотерапевтических знаний и создаст условия для взаимопонимания между представителями различных школ и направлений.

Существует принципиальное отличие интегративной психотерапии от эклектической:

         эклектическая психотерапия ориентирована на метод и ситуативный результат;

         интегративная психотерапия ориентирована на идею, стоящую за любым методом, и предвосхищаемый результат.

Другими словами, интегративная психотерапия не работает с методом отдельно от идеи.

Резюме

Представления о человеке в разных психологических школах неоднородно и напрямую связано с выбором основополагающей концепции личности и её развития. Наиболее ярко выделяются три направления: психоаналитическое, бихевиоральное и гуманистическое.

Психологи бихевиорального направления сделали объектом научного изучения стимулы внешней среды и соответствующие им ответные реакции организма – поведение.

В психоанализе объектом изучения являются врожденные бессознательные инстинкты и возникающие вследствие попыток их реализации конфликты.

Гуманистическая психология – психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

Отечественные психологи за основу изучения личности человека принимают понятие деятельности, которая определяет специфику общественной жизни людей, и состоит в целенаправленном преобразовании объективной природы и социальной действительности.

По существу, каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. Все больше и больше психологов избирают эклектический подход.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       В чем заключаются представления о человеке в основных психологических школах: бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, когнитивной психологии, отечественной психологии?

2.       Что находится в центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов?

3.       На какие составляющие, по мнению структуралистов, можно разложить сознание?

4.       В чем состоит основной тезис, который выдвигает теория социального научения?

5.       В чем суть гуманистической точки зрения на развитие личности?

6.       Что имела целью выявить элементаристская доктрина Вундта?

7.       Каков смысл культурно-исторической концепции Выготского?

8.       Раскройте смысл принципа единства сознания и деятельности.

Библиографический список

1.       Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

2.       История психологии, ХХ век: хрестоматия для высш. шк. / авт.-сост. П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. – 4-е изд. – М. [и др.], 2002.

3.       Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. / Б. Д. Карвасарский. – М., 2004.

4.       Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – М., 2004.

5.       Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.

6.       Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2003.

7.       Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

8.       Хьелл, Ларри А. Теории личности = Personality theories: учеб. пособие для вузов / Ларри А. Хьелл, Дэниел Дж. Зиглер. – 3-е изд. – М. [и др.], 2003. – (Мастера психологии).

9.       Фрейгер, Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейгер, Дж. Фэйдимен. – М., 1992.