Педагогика высшей школы

О.П. Морозова

Пояснительная записка

Изменившиеся социально-экономические условия и новые приоритеты образования, связанные со сменой образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, подготовкой будущих специалистов к профессиональному компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании обусловливают объективную необходимость в профессионально-педагогической научно-обеспеченной подготовке и переподготовке преподавателя высшей школы.

Целевые ориентиры курса «Педагогика высшей школы» определяются государственными требованиями к содержанию и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и связаны с развитием профессионально-педагогического мышления преподавателей, формированием у них научно-педагогических знаний и умений, необходимых как для преподавательской деятельности, так и для повышения общей профессиональной компетентности и педагогической культуры.

Данная учебная дисциплина призвана:

− познакомить слушателей с современными трактовками предмета педагогики высшей школы;

− дать представление об истории и современном состоянии высшего образования в России, ведущих тенденциях его развития;

− способствовать формированию методологической культуры педагогов;

− сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания в вузе;

− способствовать глубокому освоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства, сотрудничества и сотворчества;

− углубить представления об особенностях профессионального труда преподавателя высшей школы.

В основу отбора содержания курса и его структурирования положены следующие принципы:

− принцип научности, требующий отображения педагогической науки как развивающейся системы, имеющей сложную структуру, многообразные связи с культурой, другими науками, практикой;

− принцип практико-ориентированности, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических задач;

− принцип культуросообразности, ориентированный на отбор научных знаний, которые могут помочь в решении педагогических задач в конкретных социокультурных условиях;

22 стр., 10651 слов

Педагогические принципы служебно-боевой подготовки

... Содержательные педагогические принципы СБП. Организационные педагогические принципы СБП. Методические принципы СБП. Профессионально-психологическая подготовка. Профессионально-психологические знания. Профессионально-психологические ... педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. 331 с. 14. Петровский А. Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. ...

− принцип целостности, предполагающий обеспечение единства отдельных частей курса, преемственности его идей, взаимосвязи основных понятий, связи с другими педагогическими дисциплинами, с психолого-педагогическим, общекультурным и предметным блоками.

Курс «Педагогика высшей школы» поможет сосредоточить внимание студентов на показе путей и средств реализации новых концепций высшего профессионального образования, формированию активной творческой личности будущего специалиста; разработке новых подходов к овладению знаниями; созданию новых более эффективных средств, методов и форм обучения и воспитания студентов; проектированию развивающих педагогических процессов, организации для обучающихся такой образовательной среды, в которой они раскрывали бы свои способности и в более короткие сроки овладевали бы профессиональной деятельностью.

Одна из главных особенностей курса состоит в том, что он должен помочь педагогам соотнести накопленный опыт работы со студентами с современными требованиями высшей профессиональной школы и сделать соответствующие выводы для своей дальнейшей работы. Опора на то положительное, что заключает в себе опыт практической деятельности преподавателя, естественно, отличает чтение курса. Обращение к этому опыту поможет в создании проблемных ситуаций, взаимообмене информацией между слушателями, иллюстрации, конкретизации отдельных теоретических положений, что способствует совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Мы имеем возможность проанализировать вместе с преподавателями их непосредственный опыт, выявить трудности, с которыми они встречаются в работе, показать возможные пути их преодоления.

Не вызывает сомнений тот факт, что имеющийся опыт содержит и негативные моменты, ошибочные суждения, в частности, может иметь место превышение значимости собственного опыта, наличие у педагогов иллюзии «все уже давно известно», что иногда приводит к прямому игнорированию педагогической теории. Поэтому в изложении курса одновременно предпринимается попытка продемонстрировать преподавателям ограниченность их опыта в отдельных случаях, вызвать у них потребность критически пересмотреть его.

Успешная реализация содержания курса основывается на использовании интерактивных методов обучения:

− решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях. Данный метод базируется на индивидуальных и коллективных упражнениях, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам профессионально-педагогической деятельности для выполнения все более сложных заданий;

− деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач. При этом каждая деловая игра сопровождается глубоким анализом профессионального поведения ее участников, формируя у них способность к рефлексии и самосовершенствованию;

− интенсивное обучение в условиях реальной деятельности, которое ориентировано на закрепление необходимых моделей профессионального поведения педагога.

4 стр., 1901 слов

Контроль исходного уровня знаний. Кафедра психологии и педагогики ...

... на личность.Давно замечено, что личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с ... знаний и практических умений в области функционирования отношений «личность-группа». 4. Цели обучения: Общая: способностью и готовностью к ... Независимо от того, является ли этот оппозиционер экспертом с высоким уровнем престижа или человеком с низким уровнем престижа, ...

Сочетание данных методов позволяет построить работу таким образом, чтобы она давала слушателям системное знание о педагогической деятельности, естественным образом «стыковала» теорию и практику и была наиболее результативной.

В целом знакомство с содержанием курса поможет преподавателям определить собственную позицию в условиях выбора педагогических концепций, вариантов, подходов, творческих поисков, выработать определенную стратегию деятельности в той или иной педагогической ситуации.

Курс «Педагогика высшей школы» задает методологические и ценностно-смысловые ориентиры всей системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров высшей профессиональной школы.

Курс рассчитан на 90 аудиторных часов, в том числе 32 часа– лекции, 20 часов– семинарские занятия. Форма итогового контроля – экзамен.

Содержание курса

Тема 1. Общие основы педагогики (20 часов)

Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая деятельность. Состав и система педагогических наук. Методологические основы педагогики. Задачи современной педагогической науки.

Диалектика развития социального формирования и воспитания личности в современном обществе. Специфика педагогического подхода к понятию «личность». Ведущие современные концепции развития личности. Факторы развития личности. Возрастные особенности развития личности, ее природный потенциал. Воспитательный потенциал деятельности и общения, как основных форм проявления активности личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности с позиции современной педагогической науки.

Целостный педагогический процесс и его основные характеристики. Педагогический процесс – динамически развивающая целостность, открытая система. Целостность педагогического процесса, как взаимодействие его основных компонентов. Источники и движущие силы педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса. Интегральные качества личности и их роль в определении содержания целостного педагогического процесса. Педагогические условия целостности учебно-воспи­тательного процесса.

Рекомендуемая литература:[9, 11, 13, 18, 33, 35, 42, 43, 46].

Тема 2. Педагогика высшей школы и ее методологические основы (14 часов)

Педагогика высшей школы как наука, ее объект, предмет и функции. Образование как сфера социальной практики и предмет теории. Понятийный аппарат педагогики высшей школы.

Методологические основы педагогики высшей школы. Фундаментальные стратегии высшего образования. Парадигмы высшего образования: педагогическая, андрагогическая, акмеологическая, коммуникативная. Общенаучный уровень методологии педагогики высшей школы. Конкретно-методологические принципы методологических исследований. Система методов и методика научно-педагогического исследования.

Основные тенденции развития высшего образования в условиях новой социокультурной ситуации. Задачи современной педагогики высшей школы.

16 стр., 7785 слов

Предмет курса педагогика и психология высшего образования

... к студентам и аспирантам и составляет предмет педагогики высшего образования. 1.2 О предмете психологии высшего образования Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится ...

Рекомендуемая литература: [2, 3, 6, 10, 20, 38, 40, 44, 45, 50].

Тема 3. Воспитание в целостном педагогическом процессе высшей школы (6 часов)

Сущность и специфика воспитания студентов в вузе. Поиски новых подходов к воспитанию будущих специалистов.

Менталитет российской нации и проблемы воспитания. Цели развития современного российского общества и цели воспитания. Аксиологические основы воспитания. Принципы воспитания. Методы и формы воспитания студентов в высшей школе.

Воспитательный потенциал обучения. Свобода выбора образовательной траектории и адаптация структур высшего образования для удовлетворения потребностей личности.

Сущность и средства самовоспитания. Профессиональное самовоспи­тание студентов.

Рекомендуемая литература:[17, 19, 21, 22, 27, 32, 39, 48, 51, 55].

Тема 4. Сущность обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса вуза (12 часов)

Образовательный процесс в вузе. Инновационные процессы в современном высшем образовании. Цели обучения в системе целей воспитания развивающейся личности будущего специалиста.

Обучение и образование как предмет дидактики высшей школы.

Закономерности и принципы обучения. Специфика реализации общедидактических принципов в системе вузовского обучения.

Сущность, движущие силы и логика процесса обучения. Обучение как взаимодействие культур: культуры, «закодированной» в учебных текстах, культуры студентов и личностной культуры преподавателя. Двусторонний и личностный характер обучения. Взаимодействие «преподавание – учение» как центральное дидактическое отношение.

Обучение как сотворчество преподавателя и студента.

Рекомендуемая литература:[2, 4, 14, 23, 28, 31, 37, 41, 54].

Тема 5. Обновление содержания образования в высшей школе (14 часов)

Содержание образования как проблема вузовской педагогики. Системно-деятельностный подход к учению и содержание образования. Уровни формирования содержания образования. Квалификационные характеристики и принципы формирования содержания высшего образования.

Проблема преобразования содержания образования в содержание обучения.

Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего профессионального образования: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы, их единство и вариативность. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания вузовского образования.

Ведущие тенденции развития содержания вузовского образования: фундаментализация, гуманитаризация, регионализация, дифференциация и индивидуализация, интеграция.

Рекомендуемая литература:[5, 12, 15, 16, 25, 34, 41, 47, 53].

Тема 6. Формы организации обучения в вузе (10 часов)

Организационные формы обучения в вузе, их основные признаки. Формы организации обучения как способы непрерывного управления познавательной деятельностью студентов. Роль и место лекции в вузе. Функции и виды лекций. Практические занятия в высшей школе. Семинарские занятия. Лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов. Научно-исследовательская работа студентов. Производственная практика. Дипломная практика.

15 стр., 7474 слов

Психологические факторы успешной учебы студентов вуза

... одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современной школе и вузе более благоприятны для людей с сильной и ... из своей педагогической практики, когда очень способный и творческий студент с высокой (а иногда и неадекватно высокой) самооценкой и исходно сильной учебной мотивацией, «ломался», сталкиваясь с ...

Очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) формы обучения. Экстернат. Дистанционное обучение.

Рекомендуемая литература:[7, 26, 34, 36, 44, 49, 52].

Тема 7. Современные методы обучения в высшей школе (14 часов)

Классификация методов обучения. Активизация учебной деятельности студентов как проблема и задача вузовской педагогики. Понятие активизации учебной деятельности студентов. Дискуссионные методы. Методы тренинга (активного социально-психологического воздействия в процессе обучения).

Методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии. Игровые методы. Виды игр: учебные, имитационные, деловые, управленческие и др. Проблемные методы обучения. Критерии и условия эффективного использования методов обучения. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе.

Рекомендуемая литература:[1, 2, 8, 14, 24, 29, 30, 44].

Вопросы к экзамену

  1. Предмет педагогики высшей школы.

  2. Методологические основы педагогики высшей школы.
  3. Логика и методы научно-педагогического исследования.
  4. Основные тенденции развития высшего профессионального образования.
  5. Проблемы воспитания в теории и практике высшего профессионального образования.
  6. Сущность процесса обучения в вузе.
  7. Принципы обучения в высшей школе.
  8. Содержание вузовского образования: понятие, структура, соотношение с содержанием обучения.
  9. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования.
  10. Гуманитарные аспекты содержания высшего профессионального образования.
  11. Общая характеристика методов обучения в вузе.
  12. Активные методы обучения.
  13. Методы проблемного обучения в высшей школе.
  14. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе.
  15. Формы организации обучения в вузе.
  16. Лекция в системе организационных форм обучения.
  17. Практические формы организации вузовского обучения.
  18. Преподаватель современной высшей школы. Основные требования к личности и деятельности вузовского педагога.
  19. Взаимодействие преподавателя и студента в педагогическом процессевуза.
  20. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей профессиональной школе.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

  1. Проектирование рабочей, учебной программы по курсу.

  2. Проектирование межпредметных связей в образовательной практике высшей школы.
  3. Опыт проектирования регионального компонента содержания вузовского образования (на материале учебной дисциплины).
  4. Задачное структурирование образовательного материала (на примере учебной дисциплины).
  5. Учебные задачи: проектирование гуманитарного контекста.
  6. Технология включения жизненного познавательного опыта студентов в структуру содержания вузовского обучения (на примере учебной дисциплины).
  7. Проектирование методов обучения в образовательной практике высшей школы (на примере учебной дисциплины).
  8. Конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов (на примере учебной дисциплины).
  9. Способы конструирования проблемных ситуаций в учебном процессе вуза.
  10. Использование мультимедийных средств в учебном процессе высшей школы: дидактические основы проектирования.

Библиографический список

  1. Арстанов М.Д. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Д. Ар­станов, М.Г. Гарунов, Ж.С. Хайдаров. – Алма-Ата, 1978.

    10 стр., 4523 слов

    "Педагогика и психология высшей школы"

    ... навыками научно-исследовательской работы в области образования и воспитания студентов высшей школы; знать содержание и уметь использовать современные педагогические технологии высшей школы. Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются: ...

  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.
  3. Аршинов В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы двух культур // Высшее образование в России. – 1994. – №4.
  4. Бабаскин В.С. и др. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика. – М., 2000.
  5. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. – М., 1993.
  6. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блау­берг, Э.Г. Юдин. – М., 1973.
  7. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000.
  8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. – М., 1991.
  9. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М., 1997.
  10. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХIвека: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М., 1998.
  11. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб, 1992.
  12. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 2002.
  13. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
  14. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.
  15. Закон РФ «Об образовании». – М., 2002.
  16. Зинченко В.П. Живое знание. – Самара, 1997.
  17. Зинченко В.П. Интеллект и аффект в образовании. – М., 1995.
  18. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. – 1997. – №5-6.
  19. Зобов Р.А. Русский и советский менталитет : Интеллигенция и нравственность / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. – М., 1993.
  20. Коржуев А.В. Начинающему аспиранту: избранные проблемы истории и методологии педагогики. – М., 1999.
  21. Коханович Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. – М., 1994.
  22. Коханович Л.И. Гуманизм – нравственная основа формирования личности студента / Л.И. Коханович, Л.П. Рябов. – М., 1993.
  23. Краснов Н.В. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вестник высшей школы. – 1977. – №6.
  24. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М., 2001.
  25. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
  26. Леонтьев А.А. Искусство лектора // Слово лектора. – 1998. – №2.
  27. Лисовский В.Т. О системе художественного воспитания в техническом вузе / В.Т. Лисовский, З.В. Синкевич. – М., 1991.
  28. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. – М., 1992.
  29. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975.
  30. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. – Казань, 1975.
  31. Никандров Н.Д. Как развиваться вузовской дидактике // Вестник высшей школы. – 1974. – №12.
  32. Новиков А.М. Национальная идея России. – М., 2000.
  33. Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – М., 1989.
  34. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
  35. Педагогика : учебное пособие для студ. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.
  36. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999.
  37. Попков В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2001.
  38. Попков В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2000.
  39. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
  40. Садовничий В.А. и др. Университетское образование. – М., 1995.
  41. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. – М., 2000.
  42. Сенько Ю.В. Педагогический процесс, как гуманитарный феномен // Педагогика. – 2002. – №1.
  43. Сластенин В.А. и др. Педагогика : учебное пособие студ. высш. пед. учеб. заведений – М., 2002.
  44. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001.
  45. Современные тенденции развития образования в ведущих странах мира // Высшая школа: сравнительные исследования, зарубежный опыт. – Вып. 1. – М., 1994.
  46. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.
  47. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
  48. Федоров В. Духовность и нравственность как ценности в концепции современной российской высшей школы // Вестник Международной академии наук высшей школы. – 1997. – №2.
  49. Фейгенберг И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вестник высшей школы. – 1989. – №1.
  50. Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. – 1996. – №3.
  51. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.
  52. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. – 1993. – №1.
  53. Шеффер Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высшее образование в России. – 1994. – № 4.
  54. Шукшунов В.Е. и др. Инновационное образование // Высшее образование в России. – 1994. – №2.
  55. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.