ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

2

Учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

_________________А.И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-___/тип.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Типовая учебная программа

для учреждений высшего образования

по специальностям второй ступени высшего образования

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию

____________ В.Л. Клюня

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

________________ Ю.И. Миксюк

СОГЛАСОВАНО

Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_____________ В.И.Шупляк

Эксперт-нормоконтролер

________________ ____________

__________________

Минск 2011

СОСТАВИТЕЛИ:

Жук Александр Иванович, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», доктор педагогических наук, профессор;

Казимирская Инна Ивановна, профессор кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

Жук Ольга Леонидовна, заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

Фурманов Игорь Александрович, заведующий кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор;

Сиренко Светлана Николаевна, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Чечет Виктор Викторович, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Корчалова Наталья Дмитриевна, начальник отдела планирования образования и реформ Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра психологии факультета психологии, социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;

Гавриловец Клара Всеволодовна, методист высшей квалификационной категории Центра развития педагогического образования БГПУ им. Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета (протокол № 10 от 28 апреля 2011 г.);

Кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (протокол № 7 от 22 марта 2011 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 31 мая 2011 г.);

Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию

(протокол № 4 от 2 июня 2011 г.)

Ответственный за редакцию: О.Л.Жук

Ответственный за выпуск: О.Л. Жук

Пояснительная записка

Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, необходимость инновационного развития общества предъявляют повышенные требования к качеству профессиональной подготовки кадров в высшей школе. Повышение качества высшего образования может быть обеспечено через разработку и внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс вузов, обновление содержания и технологий подготовки будущих специалистов с учетом достижений фундаментальных наук и современного производства, динамики рынка труда и требований к развитию профессиональной деятельности. Решение задачи по повышению качества образования в вузе в значительной мере определяется качеством профессорско-преподавательского состава. В этой связи важнейшей становится проблема совершенствования подготовки преподавательских кадров для высшей школы через магистратуру (аспирантуру).

Сказанным обосновывается актуальностьизучения учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» студентами магистратуры всех специальностей, направленной на формирование у них готовности к осуществлению в вузе профессионально-педагогической деятельности на высоком научно-методическом уровне, освоению образовательных инноваций и проведению исследований в сфере образования.

Данная типовая учебная программа «Педагогика и психология высшей школы» разработана на основе принципа преемственности с типовой учебной программой «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений [1], а также с учетом содержания типовой учебной программы «Педагогика» для высших учебных заведений по специальностям (профилей образования: D«Гуманитарные науки»,G«Естественные науки»,H«Экологические науки»; направления образования «Коммуникации»), предполагающих присвоение педагогической квалификации [2].

Учебная дисциплина «Педагогика и психология высшей школы» входит в учебные планы по всем специальностям магистратуры, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. Учебная дисциплина состоит из двух частей: «Педагогика высшей школы» и «Психология высшей школы». Всего на изучение дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» отводится 84 часа, включая 28 часов на внеаудиторную самостоятельную работу.

Основной цельюосвоения в магистратуре дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является формирование у магистрантов психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение профессиональных и социально-личностных проблем педагогической деятельности в вузах.

Изучение данной дисциплины призвано сыграть особую роль в формировании у выпускников магистратуры психолого-педагогической компетентности, которая будет востребована как в педагогической, так и в других профессиях, и обеспечит продуктивное разрешение разнообразных социально-профессиональных задач, включая управленческие, коммуникативные, акмеологические.

Задачиизучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными знаниями и умениями, лежащими в основе психолого-педагогических компетенций, характеризующих психолого-педагогическую компетентность выпускника магистратуры.Психолого-педагогические компетенции, которые формируются в процессе освоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы», включают:

– компетенции, относящиеся к изучению и учету возрастных, гендерных и психологических особенностей студентов, механизмов их мотивации;

  • компетенции, направленные на организацию и осуществление процесса обучения, активизацию самостоятельной работы студентов, реализацию разнообразных форм НИРС;

– компетенции, обеспечивающие организацию процесса воспитания студентов;

– компетенции, обеспечивающие овладение эффективными педагогическими технологиями и совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса (в том числе на основе компьютерных и мультимедийных средств);

– компетенции, направленные на продуктивное решение коммуникативных проблем педагогической деятельности;

– компетенции, связанные с проведением педагогического мониторинга; управлением образовательным процессом, учреждением образования в целом; развитием студенческого коллектива, а также с менеджментом качества образования;

– компетенции, обусловливающие освоение педагогических инноваций, проведение научных исследований в области педагогики и психологии образования;

  • компетенции непрерывного профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.

Формирование указанных компетенций обеспечивается освоением следующих обобщенных психолого-педагогических знаний и умений.

Студент должен знать:

– понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшей школы; направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования; передовой педагогический опыт (включая международный) и инновации в сфере высшей школы;

  • сущность педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства и творчества преподавателя;
  • индивидуальные особенности студентов и методы их диагностики, способы и условия мотивации и адаптации студентов;
  • психолого-педагогические особенности взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов, педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов и органов самоуправления;
  • подходы и принципы отбора и конструирования содержания высшего образования;
  • основные формы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, активизации самостоятельной работы студентов, проведения НИРС;
  • эффективные образовательные технологии, подходы и принципы разработки и применения современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса (в том числе на основе электронных средств обучения);
  • основы педагогического менеджмента и мониторинга.

Студент должен уметь:

  • конструировать содержание обучения, устанавливать межпредметные связи;
  • использовать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов;
  • проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов;
  • организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных особенностей студентов и управлять его качеством;
  • разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (включая электронные средства обучения), средства его диагностики и контроля;
  • устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса;
  • планировать и осуществлять научные исследования в области педагогики и психологии высшего образования;
  • разрабатывать и реализовывать проекты (программы) профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.

Содержаниеучебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» разработано в соответствии с указанными выше психолого-педагогическими компетенциями и соответствующими им обобщенными знаниями и умениями и представлено в виде модулей.

Для каждого модуля определены требования (в виде совокупности психолого-педагогических знаний и умений) к овладению конкретными компетенциями, для формирования и диагностики которых необходимо разработать разноуровневые тестовые задания. Методика их разработки и примеры тестовых заданий и задач по педагогике представлены в пособиях [4,5,6]. Компонентный состав модулей дисциплины включает:

  • нулевой модуль, или введение в дисциплину, где определяются цель и задачи её изучения; обосновывается значимость психолого-педагогических компетенций для формирования профессионально-педагогической компетентности выпускника магистратуры; осваиваются понятийный аппарат педагогики и психологии высшей школы, их методологическая база и методы, история развития высшего образования;
  • обучающие модули, перечень и название которых определены в тематическом плане дисциплины;
  • модуль резюме, который направлен на обобщение и систематизацию освоенного учебного материала (в том числе в процессе самостоятельной работы студентов);
  • модуль контроля, который обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений.

Содержание указанных модулей дисциплины конкретизируется для каждой его части «Педагогика высшей школы» и «Психология высшей школы».

Основными методами и технологиями обучения, адекватно отвечающими цели и задачам изучения данной дисциплины, являютсяметоды проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы), личностно ориентированные (развивающие) технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) формах и методах обучения («мозговой штурм», деловая игра, дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты, круглый стол, кейс-технология, проект и др.) [3].

Содержание и формы самостоятельной работыстудентов, включая контролируемую самостоятельную работу (КСР), а также модель рейтинговой системы оценки знаний (кредитно-модульной системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) кафедрами педагогики и психологии вузов в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов [4, 7].

Наиболее эффективными формами и методами организации самостоятельной работыстудентов являются:выполнение промежуточных тестов; решение педагогических задач или ситуаций с презентацией результатов; защита самостоятельно разработанных проектов (индивидуальных или коллективных) или выполненных творческих заданий; подготовка и участие в активных формах учебно-исследовательской деятельности; изучение студентами научно-педагогических статей по проблемам высшего образования и составление на них рецензий [4, 7].

Примерный тематический план дисциплины «педагогика и психология высшей школы»

Название разделов и модулей

Количество часов

Аудиторные

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Курс «Педагогика высшей школы»

Раздел I. Общие основы педагогики высшей школы

Модуль 0. Введение в курс «Педагогика высшей школы»

2

2

Модуль 1. Система высшего образования в современных условиях

2

2

Раздел II. Дидактика высшей школы

Модуль 2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

2

2

Модуль 3. Основные методы, формы и средства обучения в вузе

4

2

Модуль 4. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

2

1

Модуль 5.Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе

2

1

Модуль 6. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза

2

1

Раздел III. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе

Модуль 7. Сущность процесса воспитания в вузе

1

2

Модуль 8. Воспитательная система в вузе

1

1

Раздел IV. Педагогический менеджмент в системе высшего образования

Модуль 9. Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента

1

1

Модуль 10. Педагогический мониторинг

1

1

Модуль-резюме. Педагогическая компетентность выпускника магистратуры

2

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Педагогика высшей школы»

2

Всего часов

20

20

16

Курс «Психология высшей школы»

Раздел I. Общие основы психологии высшей школы

Модуль 0. Введение в психологию высшей школы

2

Модуль 1. Субъекты образовательного процесса в высшей школе

2

Раздел II. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе

Модуль 2. Учебная деятельность студента

2

2

Модуль 3. Психологические основы педагогической деятельности в вузе

2

2

Модуль 4. Психологические основы воспитания и управления в высшей школе

2

Модуль-резюме. Психологическая компетентность выпускника магистратуры

1

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Психология высшей школы»

1

Всего часов

10

6

12

Итого по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

30

26

28

84

Содержание учебного материала (разделы, модули, основные вопросы) и требования к компетенциям курс «педагогика высшей школы»

Раздел I. Общие основы педагогики высшей школы

Нулевой модуль. Введение в курс «Педагогика высшей школы»

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук. Объект, предмет педагогики высшей школы; ее задачи, функции и основные категории.

Источники педагогики высшей школы: нормативно-правовые, учебно-методические, документальные, художественные, научно-публицистические и др.

Межпредметные и внутрипредметные связи педагогики высшей школы с другими областями научного знания.

Логико-исторический анализ развития высшего образования. Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Философские школы периода античности как прообраз высших учебных заведений.

Средневековые университеты Европы: принципы и функции развития, организационная структура и содержание образования.

Влияние эпохи Возрождения на совершенствование содержания высшего образования. Сущность и содержание академического образования в педагогическом наследии Я.А.Коменского.

Развитие высшего образования в Беларуси. Виленская академия (1579), Гродненская медицинская академия (1775-1781), Полоцкая иезуитская академия (1812-1820), Горы-Горецкий земледельческий институт (1848-1863).

Развитие высшего образования в Новое и Новейшее время. Функции университета конца XVIII– нач.XIXвв. в логике классической «идеи университета» (В.Гумбольдт, И.Кант, Ф.В. Шеллинг и др.).

Социально-экономическая обусловленность развития университетского образования в первой половинеXXв. и расширение миссии и функций классических университетов (Д. Ньюмен, М.Вебер, К.Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет и др.).

Вклад выдающихся представителей российской науки второй половины XIX– начала ХХ вв. в развитие высшего образования (В.И.Вернадский, В.О.Ключевский, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, С.М.Соловьев и др.).

Развитие теории и практики высшего образования в трудах педагогов русского зарубежья (С.И.Гессен, П.А.Сорокин и др.).

Роль В.И.Пичеты в становлении и развитии высшего образования в Беларуси.

Методологические основы педагогики высшей школы. Организация и логика научно-педагогического исследования в области высшего образования. Виды научно-педагогических исследований: фундаментальные и прикладные, пилотажные, лонгитюдные и панельные, монографические. Методы педагогических исследований: методы организации исследований, методы сбора данных, обработки данных, методы интерпретации и оценки. Педагогический эксперимент, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта. Сочетание качественного и количественного подходов к изучению педагогических явлений.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность объекта и предмета, задач и функций педагогики высшей школы, уметь обосновать их правомерность;
  • знать основные категории педагогики высшей школы, уметь выделять их существенные признаки и переводить на язык педагогических категорий явления, факты и процессы педагогической реальности;
  • знать и быть способным объяснить экономические и социокультурные причины возникновения и развития университетского (высшего) образования в истории педагогической культуры (от античности до новейшего времени);
  • знать и уметь обосновать существенные особенности основных философских течений, влияющих на развитие теории педагогики высшей школы;
  • знать философские, общенаучные и частнонаучные основы и виды научно-педагогических исследований, методы изучения педагогических явлений, процессов, систем и быть готовым демонстрировать их использование в конкретных ситуациях.

Модуль 1. Система высшего образования в современных условиях

Повышение роли высшего образования на современном этапе социокультурного развития. Внеобразовательные и образовательные тенденции, детерминирующие актуальность модернизации высшего образования. Высшее образование в условиях глобализационных процессов, информатизации и перехода к экономике, основанной на знаниях. Влияние на высшую школу общемировых и европейских интеграционных процессов и динамики рынка труда. Причины возникновения и развития Болонского процесса. Единое европейское пространство как условие повышения качества национальных образовательных систем и увеличения вклада высшего образования в экономическое и инновационное развитие.

Функции высшего образования в современных социально-экономических условиях. Закономерности и принципы развития системы высшего образования, направления его модернизации. Обусловленность целей, содержания и технологий высшего образования современным социально-государственным заказом на подготовку кадров. Фундаментализация образования.

Преемственность, непрерывность и вариативность высшего образования. Динамика традиций и инноваций, сочетание национального и интернационального в совершенствовании системы высшего образования. Система профессиональной подготовки кадров в вузах. Интеграция образования, науки и производства как условие повышения качества высшего образования. Компетентностный подход в высшем образовании.

Учреждения образования (высший колледж, институт, академия, университет), обеспечивающие получение высшего образования, их задачи. Университетизация высшей школы. Современный университет и его социокультурная миссия.

Послевузовское образование как условие непрерывного образования. Сущность, содержание и особенности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. Система повышения квалификации и переподготовки кадров. Самообразование в системе непрерывного профессионального образования.

Зарубежный опыт реформирования высшего образования.

Требования к компетенциям:

  • знать и уметь обосновывать закономерную необходимость повышения роли высшего образования на современном этапе социально-экономического развития;
  • знать социокультурные тенденции (внеобразовательные и образовательные, мировые и страновые), влияющие на развитие высшего образования, и уметь объяснить основные функции, закономерности и принципы развития системы высшего образования;
  • знать сущность общемировых и европейских интеграционных процессов, детерминирующих повышение качества высшего образования, его роль в развитии общества и личности и уметь обосновывать требования к профессиональной подготовке в вузе и основные направления модернизации высшей школы;
  • знать сущность интеграции образования, науки и производства как условия формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов;
  • знать сущность компетентностного подхода в высшем образовании и уметь его использовать при оценке качества профессиональной подготовки выпускника вуза;
  • знать сущность системы послевузовского образования, его места и роли в повышении квалификации и переподготовке кадров.

Раздел II. Дидактика высшей школы

Модуль 2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

Предмет, задачи и основные понятия дидактики высшей школы. Сущность, структура, движущие силы, функции процесса обучения в высшей школе. Преподавание: сущность, структура и основные компоненты. Учение как деятельность студента в образовательном процессе.

Проектирование целей и содержания обучения студентов.

Блочно-модульный и компетентностный подходы в проектировании содержания высшего профессионального образования.

Социально-гуманитарный, естественнонаучный, общепрофессиональный и специальный блоки в содержании высшего образования и их роль в профессиональной подготовке специалиста.

Понятие о специальности, специализации, квалификации и компетенции. Образовательные стандарты в области высшего образования, их структура и функции; учебно-планирующая документация, определяющая содержание образования (учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия).

Закономерности и принципы обучения как методологические и дидактические регулятивы преподавательской деятельности.

Факторы и условия, определяющие продуктивность процесса обучения.

Требования к компетенциям:

  • знать основные понятия дидактики высшей школы и уметь обосновывать сущность учебного процесса в вузе во взаимосвязи его компонентов и в логике его проектирования и осуществления, а также соблюдения требований к деятельности преподавателя;
  • знать и уметь обосновывать сущность учебного процесса вуза как целенаправленного педагогического взаимодействия, обеспечивающего образование и развитие будущих специалистов, сотрудничество всех участников образовательного процесса как показателя его эффективности;
  • понимать закономерность возрастания требований к выпускнику университета и уметь обосновывать сущность квалификации и компетенции (компетентности) будущего специалиста как результатов профессиональной подготовки в вузе;
  • понимать назначение образовательного стандарта; знать его требования к проектированию содержания обучения, организации, осуществлению и диагностике образовательного процесса в вузе; уметь анализировать в соответствии с требованиями стандартов учебно-планирующие документы, определяющие содержание высшего образования.

Модуль 3. Основные методы, формы и средства обучения в вузе

Понятие и сущность методов и приемов обучения в вузе. Классификации методов обучения. Традиционные и активные методы обучения в высшей школе. Методы контекстного обучения в вузе.

Условия, определяющие выбор и сочетание методов обучения.

Лекционно-семинарская система обучения в вузе. Становление и развитие лекционной формы обучения. Лекция как метод и ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Функции и требования к подготовке и проведению лекции. Классификации современной лекции по различным основаниям. Критерии отбора лекционного учебного материала. Содержание и структура лекции. Факторы, повышающие эффективность лекционной формы обучения. Оценка качества лекции. Педагогическое взаимодействие лектора-преподавателя с аудиторией.

Семинарское занятие как важнейшая форма углубления теоретических знаний и формирования профессиональных умений. Виды, структура и формы организации семинарских занятий. Спецсеминары и просеминары.

Практические занятия и практикумы. Требования к их организации и проведению.

Лабораторные занятия как форма закрепления и применения знаний, формирования и совершенствования практических умений.

Понятие о средствах обучения. Классификации средств обучения. Дидактические функции средств обучения. Педагогические требования, предъявляемые к средствам обучения в высшей школе. Компьютерные и телекоммуникационные средства в учебном процессе вуза, их дидактические возможности. Электронные учебные курсы и электронные учебники; педагогические принципы и технологии их разработки.

Понятие учебно-методического комплекса как средства обучения и его составные компоненты: учебные программы, учебники, учебно-методические пособия, практикумы и сборники задач, справочная и хрестоматийная литература, наглядные пособия, методы (технологии) обучения и др. Электронный учебно-методический комплекс.

Требования к компетенциям:

  • понимать двухсторонний характер метода как способа целенаправленного взаимодействия преподавателя и студента (студентов), уметь обосновывать его полифункциональность и выявлять условия эффективного применения; выделять основания для классификации методов обучения, оценивать их возможности и ограничения;
  • знать и уметь обосновать требования к выбору методов (методик) и технологий обучения, адекватных целям образования и требованиям стандартов высшего образования содержанию учебного материала;
  • знать и уметь обосновывать принципиальные различия между традиционными и активными (интерактивными) методами обучения, их место, роль и удельный вес в высшем образовании;
  • знать и уметь обосновывать значение методов контекстного обучения как средства адаптации к будущей профессиональной деятельности;
  • знать и уметь обосновать сущность и место в высшем образовании компьютерных и телекоммуникационных средств, способствующих повышению эффективности учебно-исследовательской деятельности студентов;
  • знать сущность и функции учебно-методических комплексов в системе высшего образования, уметь их использовать в учебном процессе и разрабатывать, в том числе на основе электронных средств.

Модуль 4. Самостоятельная и научно-исследовательская

Работа студентов

Понятие о самостоятельной работе студентов, ее виды и уровни. Управляемая (контролируемая) самостоятельная работа; принципы, формы, способы и дидактические требования к ее организации. Самообразование как высший уровень самостоятельной работы студентов.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Использование электронных средств в рациональной организации самостоятельной работы. Соответствие содержания и форм самостоятельной работы, ее учебно-методического и информационного обеспечения современным требованиям подготовки выпускников и особенностям их будущей профессиональной деятельности. Тестирование как средство управления самостоятельной работой и ее контроля.

Сущность и роль научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в подготовке будущего специалиста. Формы и способы организации НИРС в вузе. Связь учебной, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности студентов в учебном процессе. Роль совместной научно-исследовательской работы студентов и преподавателей (научных сотрудников) в развитии вузовской науки.

Курсовое и дипломное проектирование как вид самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Различные виды практик в системе профессиональной подготовки студентов в вузе, их цели, задачи, содержание. Анализ и оценка результатов практики студентов. Особенности организации и содержания практики магистрантов и аспирантов. Специфика организации и содержания педагогической практики на различных этапах образовательного процесса в вузе.

Требования к организации курсового и дипломного проектирования и студенческих практик, обеспечивающие самостоятельное выполнение студентами актуальных учебно-исследовательских задач (заданий) прикладного характера.

Требования к компетенциям:

  • знать и уметь обосновывать сущность самостоятельной работы студента как важнейшей составляющей образовательного процесса вуза, выделять существенные признаки контролируемой и управляемой самостоятельной работы, создавать условия для перехода студентов от контролируемой (через управляемую) самостоятельной работы к самообразованию;
  • знать сущность и уметь разрабатывать научно-методическое обеспечение, в том числе на основе электронных средств, различных видов и форм самостоятельной работы студентов (тестирование, курсовое и дипломное проектирование, научно-исследовательская деятельность);
  • знать сущность основных видов студенческой практики в вузе, уметь создавать условия для ее эффективной организации и проведения, разрабатывать и использовать в учебном процессе критерии оценки ее продуктивности.

Модуль 5. Технологизация и информатизация

Образовательного процесса в вузе

Технологизация образовательного процесса вуза как средство повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов. Понятие о педагогической (или образовательной) технологии. Классификации современных педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий.

Педагогические технологии эффективного формирования профессиональных компетенций. Технологии проблемного, модульного обучения, технология обучения как учебного исследования, коммуникативные технологии («мозговой штурм», групповая дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты и др.), игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры), проектные технологии, технология анализа социально-производственной ситуации (кейс-технология) и др.

Информатизация образовательного процесса вуза. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, основанные на применении компьютерных и мультимедийных средств. Электронное обучение, его преимущества и ограничения. Дидактические требования к разработке и использованию средств компьютерного обучения: электронный учебный курс (на модульной основе), электронный учебник, аудио-, видеоситуации профессиональной направленности, электронные консультации, компьютерное тестирование и др. Разработка мультимедийного сопровождения учебного процесса. Дистанционное обучение в вузе. Сетевые образовательные платформы и дидактические условия их эффективного применения в учебном процессе. Использование Интернет-ресурсов в учебном процессе. Интерактивное обучение с оперативной обратной связью (Интернет-форум и др.).

Требования к компетенциям:

  • знать сущность и уметь обосновать правомерность технологизации образовательного процесса вуза как условия повышения его эффективности и качества;
  • знать сущность понятия «педагогическая технология», основные классификации педагогических технологий; уметь объяснять существенные признаки технологий, возможности и ограничения их применения в учебном процессе;
  • владеть технологиями проблемного, модульного обучения, обучения как исследования, обучения в сотрудничестве, коммуникативными, игровыми технологиями, технологиями анализа социально-производственных ситуаций и др., обеспечивающими формирование у будущих специалистов компетенций;
  • знать сущность информатизации образовательного процесса вуза, уметь обосновывать ее незаменимость как ведущего направления модернизации высшего образования и условия повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов;
  • знать технологии разработки и использования средств электронного обучения, быть готовым к созданию и применению в учебном процессе электронного учебного курса, электронного учебника и др. средств, включая коммуникационные средства интерактивного обучения с оперативной обратной связью.

Модуль 6. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза

Инновация как новшество и нововведение. Система нововведений в высшем образовании как средство обновления содержания образовательных программ и повышения качества профессиональной подготовки студентов. Основные задачи инновационных процессов в высшем образовании: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; внедрение в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования. Методика и этапы обобщения и внедрения передового педагогического опыта. Управление внедрением педагогических инноваций. Анализ и оценка вводимых педагогических инноваций, создание условий для их успешного использования.

Инновационная педагогическая деятельность преподавателя. Мотивация инновационной деятельности преподавателя. Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности преподавателя.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность инновационной деятельности в сфере высшего образования как непременного условия повышения качества профессиональной подготовки выпускников вузов и уметь обосновывать роль образовательных инноваций в обеспечении инновационного развития страны;
  • уметь изучать и обобщать передовой педагогический опыт и владеть технологиями его внедрения; знать критерии оценки педагогических инноваций и уметь их отличать от «псевдоинноваций»;
  • знать сущность инновационной педагогической деятельности преподавателя и уметь применять приемы ее мотивации и самостимулирования.

Раздел III. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе

Модуль 7. Сущность процесса воспитания в вузе

Воспитание как социально-педагогическое явление. Цели, задачи и сущностные характеристики и особенности воспитательного процесса в вузе. Воспитание как процесс формирования нравственно, интеллектуально и физически развитой личности выпускника, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества. Создание в вузе условий для эффективного формирования у студентов социально-профессиональной компетентности и мобильности, способствующих адаптации выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Функции, структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания студентов. Основные педагогические условия и требования к организации воспитательного процесса, обеспечивающие его качество и эффективность.

Этапы и содержание процесса воспитания. Специфика содержания воспитания в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Воспитательный потенциал цикла социально-гуманитарных дисциплин. Основные направления воспитательной деятельности в вузе (идеологическое, гражданское, нравственное, экологическое, семейное, поликультурное воспитание, формирование здорового образа жизни, культуры трудовой и профессиональной деятельности).

Характеристика основных методов воспитания.

Многообразие средств воспитания, их ключевые функции (наглядная, стимулирующая, инструментальная и др.) и характеристика.

Организационные формы воспитания; их многообразие и общая характеристика.

Активные формы и методы воспитания, обеспечивающие вовлеченность студентов в социально-значимую деятельность и приобретение ими опыта самостоятельного разрешения социально-профессиональных и личностных ситуаций (деловые и ролевые игры, проекты, участие в органах управления вузом, волонтерская работа, дискуссии и дебаты по социальной тематике и др.).

Условия и факторы отбора и сочетания методов, средств и форм воспитания в конкретной педагогической ситуации (коллективе).

Решение задач воспитания в процессе учебной деятельности. Содержательно-технологическая взаимосвязь активных аудиторных (учебных) и внеаудиторных (воспитательных) средств как условие эффективности образовательного процесса.

Самовоспитание, саморазвитие, самореализация личности студента. Структура и функции самовоспитания. Создание условий в вузе для самореализации личности студента. Формирование у будущих специалистов потребностей к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность воспитания как социально-педагогического явления, как педагогического процесса, как объекта управления в образовательном процессе вуза;
  • знать закономерности, принципы и основные направления процесса воспитания, его структуру и особенности использования методов и средств воспитания в работе со студентами;
  • уметь разрабатывать программы воспитательной деятельности конкретного коллектива (учреждения образования), создавать условия и определять эффективные критерии оптимального протекания воспитательного процесса;
  • владеть активными методами и формами воспитания, методиками (технологиями) воспитывающего обучения, педагогической поддержки, личностного развития (саморазвития) и уметь осуществлять отбор методов, средств и форм воспитания в конкретной педагогической ситуации;
  • знать сущность самовоспитания личности как критерия эффективности воспитательной системы вуза и уметь создавать условия в образовательном процессе вуза для полноценного саморазвития и самореализации студентов, формирования у них социально-профессиональной компетентности.

Модуль 8. Воспитательная система в вузе

Сущность и структура воспитательной системы вуза. Принципы организации воспитательной системы в вузе. Принципы единства педагогического руководства и сотрудничества всех участников образовательного процесса. Воспитательно-развивающая среда вуза как совокупность условий, способствующих личностному и профессиональному развитию будущего специалиста. Педагогическая поддержка деятельности студенческого актива. Самоуправление студентов как фактор воспитания и профессионального становления специалиста. Педагогические основы работы куратора в академической группе. Условия развития студенческого коллектива и его роль в воспитании студенческой молодежи. Общественно-молодежные организации и объединения и их роль в воспитании студентов.

Методика воспитательной и идеологической работы в вузе. Индивидуализация воспитательной работы со студентами.

Критерии оценки качества и эффективности воспитательной работы высшего учебного заведения.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность воспитательной системы вуза, закономерности, противоречия и этапы ее развития, понимать многообразие моделей ее функционирования;
  • знать и уметь использовать теоретические подходы к моделированию и проектированию воспитательной системы (системный, личностно-деятельностный, средовый, и др.), владеть методиками воспитательной и идеологической работы и уметь ее анализировать с позиции данных подходов и критериев оценки ее качества и эффективности в вузе;
  • знать роль куратора, коллектива общественных молодежных организаций и объединений в воспитании студентов и уметь устанавливать педагогически целесообразное взаимодействие всех субъектов воспитательной системы.

Раздел IV. Педагогический менеджмент в системе высшего образования

Модуль 9. Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента

Сущность педагогического менеджмента (управления).

Государственно-общественный характер управления в сфере высшего образования. Вуз как самоуправляемая педагогическая система и объект управления. Основные цели и задачи управления вузом. Функции управления вузом: анализ, целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и регулирование. Методы управления вузом: методы диагностики и проверки эффективности образовательного процесса (наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование, опрос и т.д.).

Внутривузовский менеджмент, базирующийся на самодеятельности личности и учете ее индивидуальных особенностей, коллективном характере управления, студенческом самоуправлении. Информационные технологии в управленческой деятельности.

Понятие качества образования. Проблема управления качеством образования (в учебном заведении, регионе, обществе).

Создание и совершенствование систем управления качеством образования в вузе. Социально-профессиональная компетентность выпускника как показатель качества профессиональной подготовки будущего специалиста. Внутренняя и внешняя оценки качества образования. Международный опыт управления качеством высшего образования. Оптимизация модульно-рейтинговой и кредитной систем в высшем образовании Республики Беларусь как условие международного сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.

Требования к компетенциям:

  • понимать сущность педагогического менеджмента как управления осуществляемыми в вузе процессами, знать цели, задачи, функции управления вузом, их социальную обусловленность и уметь определять показатели движения вуза к обозначенным целям;
  • знать сущность понятий «качество высшего образования», «критерии качества высшего образования», внешней и внутренней оценки качества высшего образования, владеть технологиями самооценки (самоаттестации) как формами внутреннего контроля качества.

Модуль 10.Педагогический мониторинг

Понятие о педагогической диагностике. Педагогический мониторинг в вузе как системная диагностика результатов высшего образования. Функции педагогической диагностики в обучении и воспитании студентов. Процедура диагностики. Показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Методы педагогической диагностики.

Контроль и проверка знаний и умений в системе диагностики учебного процесса вуза. Тестирование как форма контроля знаний. Оценка учебных достижений студентов, ее функции. Рейтинговая система оценки знаний и умений студентов.

Диагностика воспитанности личности студента как результата воспитательного процесса в вузе. Самоконтроль и самооценка студентов в ходе диагностики результатов образования.

Диагностика сформированности компетенций (компетентностей) студентов. Роль комплексных диагностических средств (оценка за разработку и внедрение проекта; комплексная оценка за все виды практики; рейтинговая оценка по предмету за семестр и др.).

Показатели сформированности у выпускников социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата и критерия качества высшего образования.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность педагогического мониторинга как системы диагностики результатов высшего образования, понятий «диагностика», «контроль», «оценка», «тестирование», «рейтинг», «система зачетных единиц», уметь выявлять их существенные признаки;
  • знать функции оценки учебных достижений студентов, владеть технологиями разработки и использования на практике тестирования, рейтинга, измерения компетенций;
  • знать нормативно-правовые основы педагогического мониторинга, требования к его организации и проведению, владеть технологиями диагностики качества высшего образования, отдаленных результатов воспитания.

Модуль резюме. Педагогическая компетентность выпускника магистратуры

Модуль резюме содержит обобщение и систематизацию основных понятий, ведущих знаний и умений, сформированных у выпускников магистратуры в результате изучения учебной дисциплины. Важнейшей целью этого модуля является повторение обучающимися усвоенного учебного материала (на основе обобщения и систематизации), овладение способами научно-исследовательской деятельности. Обобщение, систематизация и повторение учебного материала могут осуществляться с использованием активных форм обучения (деловая игра, круглый стол, учебные дебаты, пресс-конференция и др.).

В рамках данного модуля обсуждаются результаты самостоятельно освоенных тем, педагогические ситуации, творческие задания, выполненные проекты.

Требования к компетенциям:

  • знать основные педагогические категории и понятия, методы педагогических исследований; педагогические закономерности, принципы, методы (методики, технологии), формы и средства обучения и воспитания; уметь их применять при решении педагогических задач и ситуаций (на уровне эвристической деятельности);
  • уметь применять навыки исследовательской деятельности при решении педагогических задач, разработке проектов (творческий уровень освоения).

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Педагогика высшей школы»

Данный модуль обеспечивает промежуточный контроль освоения знаний и умений по дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов разные уровни усвоения деятельности (узнавания; воспроизведения по памяти, понимания и применения знаний в знакомой ситуации; применения знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность); творческой деятельности).

В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.

Требования к компетенциям:

  • знать основные современные тенденции, направления развития высшего образования; сущность учебной и педагогической деятельности в вузе, методы (технологии) личностного и профессионального развития студентов, профессионального самосовершенствования преподавателя вуза; основные формы и средства организации, осуществления и диагностики образовательного процесса вуза, эффективные методики (технологии) обучения и воспитания; методики продуктивного педагогического управления и общения; научно-практические основы управления качеством высшего образования; образовательные инновации в сфере высшего образования;
  • уметь использовать указанные обобщенные знания при решении педагогических задач и ситуаций;
  • уметь проводить научно-педагогические исследования в области педагогики высшей школы.

Курс «психология высшей школы»

Раздел I. Общие основы психологии высшей школы

Модуль 0. Введение в психологию высшей школы

Предпосылки возникновения психологии высшей школы. Предмет, задачи и основные категории психологии высшей школы. Психология высшей школы в системе психологических и смежных дисциплин. Методы психологических исследований в высшей школе и их специфика. Традиционный и инновационный подходы в психологии высшей школы. Основные направления развития психологии высшей школы.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность предмета и задач психологии высшей школы, уметь обосновывать ее актуальность;
  • знать основные категории психологии высшей школы, уметь выделять их существенные признаки и переводить на язык психологических категорий социально-психологические явления;
  • знать основные проблемы и направления развития психологии высшей школы в современных социокультурных условиях;
  • уметь определять значение психологических знаний для формирования профессиональной педагогической позиции;
  • знать методы психологии высшей школы, их специфику по отношению к предмету изучения, уметь применять их в целях педагогической диагностики и/или психолого-педагогического исследования.

Модуль 1. Субъекты образовательного процесса в высшей школе

Характеристика личности студента и преподавателя как субъектов образовательного процесса вуза. Субъект–субъектные отношения в образовательном процессе.

Проблема соотношения общего и профессионального развития личности студента. Структура, этапы и условия успешного профессионального самоопределения и становления студента в вузе. Развитие профессионального самосознания и профессиональной направленности студента в образовательном процессе вуза. Профессиональная Я-концепция. Проблема профессиональной пригодности.

Проблема мотивации студента в образовательном процессе вуза. Психологические особенности трансформации познавательных мотивов в профессиональные мотивы, потребности и интересы. Компетентностно ориентированное вузовское образование. Условия и способы развития у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций. Условия эффективной адаптации студентов к образовательному процессу вуза.

Профессионально обусловленные требования к педагогу высшей школы как воспитателю, преподавателю, методисту и исследователю.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность психологических и профессиональных характеристик личности студента как субъекта учебно-исследовательской деятельности в вузе;
  • знать сущность и уметь обосновывать становление субъектной позиции студентов в образовательном процессе и их эффективную адаптацию к жизнедеятельности в вузе;
  • знать сущность и условия успешного профессионального самоопределения и становления студента в вузе и уметь учитывать их при организации и осуществлении образовательного процесса;
  • уметь создавать в учебном процессе вуза условия для развития у будущих специалистов профессиональных мотивов, потребностей и интересов и формирования у них различных групп компетенций;
  • знать профессионально обусловленные требования к педагогу высшей школы как воспитателю, преподавателю, методисту и исследователю.

Раздел II. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе

Модуль 2. Учебная деятельность студента

Учебная деятельность как особый вид деятельности. Психолого-педагогические подходы к организации учебной деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, А. А. Вербицкий и др.).

Проблема соотношения обучения и развития. Деятельностый подход в обучении. Теория поэтапного формирования умственных действий. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе.

Специфика учебной деятельности студента вуза (А. М. Матюшкин, В. Я. Ляудис, В. А. Якунин и др.): операционно-действенный, субъектный, мотивационный подходы. Структура учебной деятельности; ее виды и функции. Этапы формирования учебной деятельности студента вуза; критерии ее сформированности. Психологические особенности организации учебной деятельности студентов. Управление и самоуправление учебной деятельностью. Условия, обеспечивающие развитие у студентов готовности к самообучению и непрерывному самообразованию в течение жизни.

Формирование у студентов способов учебной деятельности в информационной среде.

Развитие творческого мышления студентов в учебной деятельности. Критерии творческого мышления. Стимулирование творческой деятельности студентов. Проектная деятельность как условие обучения студентов творчеству.

Требования к компетенциям:

  • знать специфику учебной деятельности студента, ее структуру, этапы и условия формирования и уметь определять степень ее сформированности у конкретного студента (студенческой группы);
  • уметь проектировать модель учебной деятельности в соответствии с реализуемым психолого-педагогическим подходом к процессу обучения;
  • уметь управлять основными видами учебной деятельности студента и реализовывать педагогическую стратегию «учить учиться»;
  • знать и уметь реализовывать в учебной деятельности эффективные условия и способы стимулирования творческой деятельности студентов, развития у них творческого мышления.

Модуль 3. Психологические основы педагогической деятельности в вузе

Цели и функции педагогической деятельности преподавателя вуза, ее структура и содержание. Контроль и его формы в педагогической деятельности преподавателя. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности.

Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы: профессиональные знания, умения, навыки, способности; имидж; личностные качества, характеристика самосознания (направленность личности, особенности ценностно-смысловой сферы).

Профессиональная рефлексия педагогической деятельности как ключевой элемент ее эффективности. Мотивация к самосовершенствованию.

Коммуникация в системе «преподаватель-студент». Характеристика коммуникативных позиций в системе «преподаватель-студент». Способы и средства организации конструктивной коммуникации.

Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства. Творческий потенциал преподавателя и его развитие в процессе самообразования. Педагогическая культура преподавателя, этика и эстетика педагогического труда.

Требования к компетенциям:

  • знать сущность, структуру и содержание педагогической деятельности преподавателя вуза, уметь проектировать и оценивать собственную педагогическую деятельность;
  • знать сущность основных форм педагогического контроля процесса обучения и уметь конструктивно его осуществлять;
  • знать психологические условия эффективности педагогической деятельности и уметь их обеспечивать в образовательном процессе;
  • знать особенности педагогической коммуникации и уметь управлять ею;
  • уметь использовать психологические знания в целях профессионального самосовершенствования.

Модуль 4. Психологические основы воспитания и управления

В высшей школе

Психологические особенности студенческого возраста и их учет в организации процесса воспитания.

Особенности социализации современной студенческой молодежи и характеристика ее ценностных ориентаций. Информационная культура студента и условия ее формирования.

Межкультурная коммуникация. Условия, обеспечивающие развитие поликультурной компетентности студентов.

Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы. Диагностика межличностных отношений студентов в группе. Групповое взаимодействие студентов и управление им на основе самоуправления студентов.

Стили педагогического управления. Индивидуальный стиль деятельности и общения субъектов образовательного процесса и его учет в управленческой деятельности. Пути сотрудничества всех участников образовательного процесса. Вовлечение студентов в работу органов управления вуза и управление качеством профессиональной подготовки.

Требования к компетенциям:

  • знать психологические особенности студенческого возраста, ценностные ориентации современной студенческой молодежи и уметь их использовать в организации и осуществлении процесса воспитания;
  • знать специфику межкультурной коммуникации и уметь обеспечивать условия ее эффективной реализации;
  • уметь осуществлять диагностику межличностных отношений студентов в академической группе и организовывать на этой основе педагогически целесообразное групповое взаимодействие и управление им;
  • уметь реализовывать педагогически целесообразные стили педагогического управления и общения для установления сотрудничества и вовлечения студентов в управленческую (самоуправленческую) деятельность.

Модуль-резюме. Психологическая компетентность выпускника магистратуры

Модуль-резюме содержит обобщение и систематизацию основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины. Важнейшей целью этого модуля является повторение студентом на основе обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, овладение способами эффективной педагогической деятельности (действия в нестандартной педагогической ситуации, исследовательская деятельность в образовании).

Требования к компетенциям:

  • знать основные психологические категории, ведущие идеи психологии высшей школы, психологические закономерности, принципы, способы педагогической деятельности; уметь их применять в нестандартных профессионально-педагогических ситуациях (эвристическая деятельность, осуществление поиска и использование субъективно новой информации);
  • уметь использовать навыки исследовательской деятельности при решении психолого-педагогических задач (творческий уровень освоения, получение объективно новой информации).

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса

«Психология высшей школы»

Данный модуль обеспечивает промежуточный контроль освоения знаний и умений по дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы с использованием разноуровневых заданий (в том числе, тестовых).

Важным требованием к контролю знаний и умений выступает его возможность диагностировать у студентов разные уровни усвоения деятельности. В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов.

Требования к компетенциям:

  • знать сущностные характеристики учебной и педагогической деятельности как специфических видов активности участников образовательного процесса;
  • уметь создавать в образовательном процессе вуза условия для эффективного личностного и профессионального становления студентов;
  • уметь осуществлять диагностику образовательных результатов и межличностных отношений;
  • уметь проводить исследования в области психологии высшей школы.

Информационно-методическая часть Список литературы по курсу «Педагогика высшей школы»

Раздел I. Общие основы педагогики высшей школы

Основная:

  1. Андреев, А.А.Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2002. – 264 с.
  2. Березовин, Н.А. Педагогика высшей школы: Теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А. Березовин, О.Л. Жук, Н.А. Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009. – Ч. 1. – 458 с.
  3. Березовин, Н.А.Педагогика высшей школы: Теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А.Березовин, О.Л. Жук, Н.А. Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009. – Ч.2. – 438 с.
  4. Березовин, Н.А.Педагогика высшей школы: Теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А. Березовин, О.Л. Жук, Н.А. Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009. – Ч. 3. – 470 с.
  5. Новиков, А.М.Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей /А. М. Новиков – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
  6. Пионова, Р.С.Педагогика высшей школы: учебное пособие / Р.С. Пионова. – Минск: Университетское, 2002. – 256 с.
  7. Попков, В.А.Теория и практика высшего образования – В.А.Попков, А.В. Коржуев. – М.: МГУ, 2005. – 475 с.
  8. Сорокопуд, Ю.В.Педагогика высшей школы / Ю.В.Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с.
  9. Чернилевский, Д.В.Педагогика высшей школы / Д.В.Чернилевский, О.К. Филатов. – М.: Машиностроение, 2005. – 702 с.

Дополнительная:

  1. Гессен, С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С.И.Гессен; отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
  2. Жук, О.Л.Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 363 с.
  3. Звоник, И.Я.Основные направления развития высшего образования в России и Белоруссии (XVII – начало ХХ в.): учеб. – метод. пособие для студентов, изучающих курс «Педагогика» /И.Я.Звоник. – Минск: БГУ, 2003.—29 с.
  4. Новиков, А.М.Методология научного исследования /А.М. Новиков, Д.А. Новиков – М.: Либроком, 2010 – 280 с.
  5. Ньюмен, Дж. Г.Идея Университета /Дж. Г. Ньюмен ; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2006. — 208 с.
  6. Ортега-и-Гассет, X.Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. М. Н. Голубевой ; ред. перевода А. М. Корбут ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2005. – 104 с.
  7. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
  9. Пуйман, С.А.Истоки мастерства и творчества /С.А. Пуйман. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004.—156 с.
  10. Скок, Г.Б.Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей / Г.Б. Скок; отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 102 с.
  11. Смирнов, С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
  12. Ясперс, К.Идея университета /К. Ясперс; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2006. – 159 с.

Раздел II. Дидактика высшей школы

Основная:

  1. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
  2. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: Пособие для преподавателей и студентов / О.Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2005. – 112 с.
  3. Попков, В.А.Дидактика высшей школы: учеб. пос. для студентов высших педагогический учебных заведений / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2001. – 136 с.
  4. Попков, В.А.Теория и практика высшего образования – В.А.Попков, А.В. Коржуев. – М.: МГУ, 2005. – 475 с.
  5. Сорокопуд, Ю.В.Педагогика высшей школы / Ю.В.Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с.
  6. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  7. Фокин, Ю.Г.Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
  8. Чернилевский, Д.В.Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевкий. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 437 с.
  9. Чернилевский, Д.В.Педагогика высшей школы / Д.В.Чернилевский, О.К. Филатов. – М.: Машиностроение, 2005. – 702 с.

Дополнительная:

  1. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2004. – 36 с.
  2. Грезнева, О.Ю.Научные школы (педагогический аспект) /О.Ю Грязнева. – М., 2003. — 69 с.
  3. Дидактика высшей школы: сб. рефератов / редколл.: М.А.Гусаковский (отв.ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2006. – 162 с.
  4. Жук, О.Л.Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2007. – 192 с.
  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И.В. Роберт [и др.]; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
  6. Использование кейс-метода в учебном процессе: метод. пособие / Н.Ю. Макаева [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 159 с.
  7. Колесников, А.В.Повышение эффективности образования в вузе. Компьютеризация, когнитивный подход и организационное совершенствование: монография / А.В. Колесников. – Минск: БИП-С Плюс, 2009. – 256 с.
  8. Леднев, В.С.Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев – М.: МГАУ, 2002. –120 с.
  9. Научно-методические инновации в высшей школе / под общ. ред. проф. А.В.Макарова. – Минск: РИВШ, 2008. – 186.
  10. Новиков А.М.Методология учебной деятельности / А.М. Новиков – М.: Эгвес, 2005. – 176 с.

Раздел III.Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе

Основная:

  1. Березовин, Н.А.Педагогика высшей школы: Теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А.Березовин, О.Л.Жук, Н.А. Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009. – Ч. 1. – 458 с.
  2. Березовин, Н.А.Педагогика высшей школы: Теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А.Березовин, О.Л.Жук, Н.А.Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009. –Ч.2. – 438 с.
  3. Березовин, Н.А.Педагогика высшей школы: Теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А.Березовин, О.Л.Жук, Н.А.Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009. – Ч. 3. – 470 с.
  4. Попков, В.А.Теория и практика высшего образования – В.А.Попков, А.В. Коржуев. – М.: МГУ, 2005. – 475 с.
  5. Сорокопуд, Ю.В.Педагогика высшей школы / Ю.В.Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с.
  6. Фокин, Ю.Г.Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. – 224 с.
  7. Чернилевский, Д.В.Педагогика высшей школы / Д.В.Чернилевский, О.К. Филатов. – М.: Машиностроение, 2005. – 702 с.

Дополнительная:

  1. Жук, О.Л.Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 336 с. (С. 218-231)
  2. Шумская, Л.И.Диагностика воспитательного процесса в вузе: учеб. пособие / Л.И. Шумская. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 343 с.

Раздел IV.Педагогический менеджмент в системе высшего образования

Основная:

  1. Жук, О.Л.Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общей ред. О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2007. – 192 с.
  2. Жук, О.Л.Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 363 с. (С. 166–173, 264–295)
  3. Майоров, А.Н.Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000. – 352 с.
  4. Михайлычев, Е.А.Дидактическая тестология: науч.-метод. пособие. – М.: Народное образование, 2001. – 431 с.
  5. Новиков, Д.А.Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.
  6. Шумская, Л.И.Диагностика воспитательного процесса в вузе: учеб. Пособие / Л.И. Шумская. – Минск. – Изд. центр БГУ, 2010. – 343 с.

Дополнительная:

  1. Новиков, Д.А.Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах / Д.А. Новиков, А.Л. Суханов. – М.: Институт управления образованием РАО, 2005. – 80 с.
  2. Сиренко, С.Н.Компьютерное тестирование в вузе: преимущества, особенности, опыт внедрения / С.Н. Сиренко // Педагогические измерения. – 2007. – № 4. – С. 67–74.
  3. Сиренко, С.Н.Проектирование педагогического теста / С.Н. Сиренко //Основы педагогических измерений. Вопросы разработки и использования педагогических тестов: учеб.-метод. пособие; под общей ред. В.Д. Скаковского. – Минск: РИВШ, 2009. – С. 156–189.
  4. Управление качеством образования: теория и практика /под. ред. А.И. Жука, Н.Н. Кошель. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 560 с.

Список литературы по курсу «Психология высшей школы»

Раздел I. Общие основы психологии высшей школы

Основная:

  1. Валеев, Г. Х.Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г. Х. Валеев. – Стерлитамак : ГПИ, 2002. – 134 с.
  2. Дьяченко, М. И.Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Л. Кандыбович. – Минск : Харвест, 2006. – 416 с.
  3. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону : ИЦ МарТ, 2002. – 544 с.

Дополнительная:

  1. Бар, Р. Б.От обучения к учению –– новая парадигма высшего образования / Р. Б. Бар, Дж. Таг // Дидактика высшей школы : сб. рефератов.– Минск : БГУ, 2006. – С. 8–34.
  2. Брунер, Дж.Культура образования / Дж. Брунер. – М. : Просвещение, 2006. – 223 с.
  3. Зеер, Э. Ф.Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М. : МПСИ, 2005. – 216 с.
  4. Коммуникативный поворот современного образования. – Минск : Пропилеи, 2004. – 304 с.
  5. Матюшкин, А. М.Актуальные вопросы психологии в высшей школе / А. М. Матюшкин. – М. : Знание, 1977. – 44 с.
  6. Ортега-и Гассет, Х. Миссия университета / Х. Ортега-и Гассет. – Минск : БГУ, 2004. – 104 с.
  7. Смирнов, С. Д.Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов. – М. : Академия, 2005. – 400 с.
  8. Университет как центр культуропорождающего образования / Под ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2004. – 279 с.
  9. Ясперс, К.Идея университета / К. Ясперс. – Минск : БГУ, 2006. – 159 с.

Раздел II.Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе

Основная:

  1. Бабосов, Е. М. Социология молодежи / Е. М. Бабосов // Прикладная социология. – Минск : Тетра-системс, 2000. – С. 230–247.
  2. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004 г. / А. А.Вербицкий. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.– 84 с.
  3. Дьяченко, М. И.Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Л. Кандыбович. – Минск : Харвест, 2006. – 416 с.
  4. Зимняя, И. А.Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с.
  5. Кулюткин, Ю. М.Психология обучения взрослых / Ю. М. Кулюткин. – М. : Педагогика, 1985. – 196 с.
  6. Матюшкин, А. М.Актуальные вопросы психологии в высшей школе / А. М. Матюшкин. – М. : Знание, 1977. – 44 с.
  7. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. – М. : МГУ, 1989. – 240 с.

Дополнительная:

  1. Гичан, И. С.Психология профессионального становления специалиста / И. С. Гичан. – Киев : Книга, 1997. – 82 с.
  2. Кирилюк, Л.Г.Программа учебного курса как путеводитель для студента и преподавателя / Л. Г. Кирилюк, Т. И. Краснова, Е. Ф. Карпиевич. – Минск : БГУ, 2008. – 211 с.
  3. Климов, Е. А.Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
  4. Машбиц, Е. А.Психологические основы управления учебной деятельностью / Е. А. Машбиц. – Киев : Вища школа, 1987. – 237 с.
  5. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. – М. : МГУ, 1986. – 304 с.
  6. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону : ИЦ МарТ, 2002. – 544 с.
  7. Педагогические коммуникации : учеб. пособие / Под ред. Л. С. Жидковой. – Череповец : ЧГУ, 2006. – 112 с.
  8. Пономарев, Я. А.Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. – М. : Педагогика, 1976. – 280 с.
  9. Попов, Ю. В.Психолого-педагогические аспекты взаимодействия студентов с преподавателями / Ю. В. Попов. – Донецк : ДонНТУ, 2004. – 34 с.
  10. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации / Н. Ю. Волова [и др.]. – Самара : СГУ, 2001. – 179 с.
  11. Фурманов, И. А.Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. – Минск : Технология, 2000. – 100 с.
  12. Харин, С. С.Формирование навыков педагогического общения / С. С. Харин, Л. Н. Башлакова, Н. Ю. Клышевич. – Минск : НИО, 1995. – 168 с.
  13. Шумская, Л. И.Социализация студенческой молодежи / Л. И. Шумская. – Минск : БГУ, 2001. – 215 с.
  14. Якунин, В.А.Обучение как процесс управления: психологические аспекты / В. А. Якунин. – Л. : ЛГУ, 1988. – 160 с.
  15. Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А. : Полиус, 1998. – 638 с.

Оценка диагностики образовательных результатов студентов

Основным критерием оценки результатов учебной деятельности (сформированности психолого-педагогических компетенций) является уровень освоения студентами обобщенных знаний и умений в соответствии с модулями, представленными в содержании программы. При оценке уровней освоения психолого-педагогических знаний и умений рекомендуется руководствоваться следующими универсальными показателями по 10-балльной шкале:

10 баллов (5+) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, разбирающийся в основных научных концепциях по изучаемой дисциплине, проявивший творческие способности и научный подход в понимании и изложении учебного программного материала, ответ отличается богатством и точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

9 баллов (5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

8 баллов (4+) заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению.

7 баллов (4) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению.

6 баллов (4-) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, отличавшийся достаточной активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы.

5 баллов (3+) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения.

4 балла (3) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший несущественные ошибки при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных погрешностей.

3 балла (3-) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, однако допустивший ошибки при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя наиболее существенных погрешностей.

2 балла (2) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические, семинарские, лабораторные занятия, допускающему ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

1 балл – нет ответа (отказ от ответа, представленный ответ полностью не по существу содержащихся в экзаменационном задании вопросов).

Для диагностикисформированности психолого-педагогических компетенций рекомендуется использовать комплексные контрольные работы, тесты с разноуровневыми заданиями, обобщенные педагогические задачи, представленные, в частности, в пособии [6].

Список использованных источников

  1. Основы психологии и педагогики: учеб. программа для высш. учеб. заведений / сост.: А.И.Жук и др.. – Минск: РИВШ, 2007. – 56 с.
  2. Педагогика: тип. учеб. программа для высш. учеб. заведений по специальностям профилей образования: D«Гуманитарные науки»;G«Естественные науки»;H«Экологические науки» и направления образования «Коммуникации» / сост.: А.И. Жуки др.. – Минск: РИВШ, 2010. – 32 с.
  3. Ляудис, В. Я.Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. – М. : УРАО, 2000. – 128 с.
  4. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов / О.Л.Жук [и др.]; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2005. – 112 с.
  5. Трофимова, З.П.Основы методологии и методики построения педагогических тестов: учеб.-метод. пособие / З.П. Трофимова; под ред. А.В. Макарова. – Минск: РИВШ, 2005. – 60с.
  6. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л.Жук, С.Н.Сиренко; под общ. ред. О.Л.Жук. – Минск, 2007. – 192 с.
  7. Сергеенкова, В.В.Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В.В. Сергеенкова. – Минск: РИВШ, 2004. –132с.

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» 7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (РАЗДЕЛЫ, МОДУЛИ, ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ) И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ 9

КУРС «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» 9

КУРС «ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» 22

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27

Список литературы по курсу «Педагогика высшей школы» 27

Список литературы по курсу «Психология высшей школы» 32

Оценка диагностики образовательных результатов студентов 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36