Федеральное агентство по образованию 160

ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра специальной и практической психологии

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА ПО ВЫБОРУ

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»

Профиль подготовки –Практическая психология в образовании

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

Ростов-на-Дону

2012 г.

Составитель: к.пc.н., доцент Дроздова Ирина Ивановна

УМК утвержден на заседании кафедры

Протокол №______от «____»_______________2012 г.

Заведующая кафедрой: Володина И.С., к. психол.н., доцент

УМК утвержден ученым советом ПИ ЮФУ пр.№______от «___»_____

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС данного спецкурса разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по профилю подготовки –Практическая психология в образовании.

Данный курс имеет практико-ориентированный характер, является составной частью предметно-практической подготовки педагога-психолога.

8 стр., 3670 слов

Психология профессионального образования

... Дубровина И.В. Практическая психология в образовании. Учебное пособие. СПб.: ... намерений, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, ... формирования понятий; описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и ... психология. Составители: профессор кафедры педагогической психологии, кандидат педагогических наук О.Н. Шахматова, доцент кафедры педагогической психологии, ...

Цель курса: освоение системы знаний об основах оказания помощи детям, пережившим любые виды жестокого обращения в семье и школе.

Задачи курса:

  • Знакомство с феноменологией жестокого обращения.
  • Рассмотрение особенностей психологических травм у детей; переживших любые виды жестокого обращения.
  • Раскрытие основных теоретических моделей психологической помощи, форм и методов работы с детьми, пережившими любые виды жестокого обращения.
  • Актуализация достижений отечественных и зарубежных специалистов в области предупреждения всех видов жестокого обращения по отношению к детям.

Усвоение курса предполагает наличие знаний по дисциплинам «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психологическая помощь», «Психодиагностика».

Базовые профессиональные компетенции, необходимые для усвоения основ курса «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье и школе»:

— владение необходимой научной информацией о семейных отношениях, об отношениях в детских группах;

— знание общих и специфических принципов и методов психодиагностической и психокоррекционной работы;

— знание основных нормативных и правовых документов, регламентирующих соблюдение прав личности;

— обладание навыками поиска и анализа научной информации, касающейся психологического сопровождения жертв жестокого обращения;

— владение умениями проведения анализа психолого-педагогических ситуаций;

— обладание навыками проведения диагностических процедур, составления заключения и рекомендаций по результатам психодиагностического обследования.

В результате изучения курса «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье и школе» студенты должны овладеть следующими профессиональными компетенциями:

— сформированность целостного, систематизированного представления о феномене жестокого обращения,

— знание основных теоретических положений по проблеме жестокого обращения с детьми в семье и школе;

— знание общих и специфических принципов и методов психодиагностической и психокоррекционной работы с жертвами жестокого обращения;

— знание закономерностей безопасного и виктимного поведения;

— знание основ правового регулирования психологического сопровождения жертв жестокого обращения.

Форма итогового контроля: зачет.

Содержание УМК объединено в два взаимосвязанных модуля, которые включают лекции, семинарские занятия, проектные задания, тестовые задания, список рекомендуемой литературы.

Модуль 1. Теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми в семье и школе.

Модуль 2. Психологическая помощь в связи с последствиями жестокого обращения.

Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий, формы контроля

№ семестра

число

не-

дель

всего

Аудиторные занятия

СРС

Экзамен

Зачет

КР

КП

всего

лекции

Пр.

занятия

Лаб.

занятия

КР

КП

7

56

28

18

10

28

+

Распределение учебного времени по разделам программы и видам занятий

Номер и наименование программы

Число учебных часов

всего

Аудиторные занятия

Сам работа

студентов

всего

лекции

Сем.

зан.

Модуль 1. Теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми в семье и школе.

20

10

10

Тема 11.Феноменология жестокого обращения насилия

6

6

Тема 1.2. Диагностика жестокого обращения: принципы и методы

4

4

Модуль 2. Психологическая помощь в связи с последствиями жестокого обращения

36

18

18

Тема 2.1. Психологическая помощь при жестоком обращении и перенесенном насилии

4

4

2.1.1. Работа с дошкольниками подвергшимися жестокому обращению

2

2

2.1.2. Психологическое консультирование родителей младших школьников, подвергшихся жестокому обращению

2

2

2.1.3. Психологическое консультирование младших школьников, подвергшихся жестокому обращению

2

2

2.1.4. Психологическое консультирование подростков, подвергшихся жестокому обращению

2

2

Тема 2.2. Методы психокоррекции и психопрофилактики жестокого обращения

6

4

2

ИТОГО:

56

28

18

10

28

Содержание программы Модуль 1. Теоретический анализ проблемы жестокого обращения с детьми в семье и школе

Комплексная цель Модуля 1.: Формирование целостного представления о психологическом аспекте проблемы жестокого обращения с детьми на современном этапе.

Используемые педагогические технологии: коммуникативные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, диалогические, информационные (компьютерные).

Содержание Модуля 1.

Тема 1.1. Феноменология жестокого обращения и насилия

Понятие жестокого обращения и насилия. Насилие как форма действия или его намерение, как противоправное поведение, как одно из проявлений агрессии.

Социокультурные и психологические факторы применения насилия. Социально-экономические факторы риска насилия в семье. Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения. Факторы риска, обусловленные личностью родителя. Личность ребенка как фактор насилия.

Виды насилия. Эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное, насилие в школе и др.

Сексуальное злоупотребление. Формы сексуального насилия. Жертвы сексуального насилия. Личность насильника.

Психологическая травматизация ребенка в условиях социального сиротства. Пренебрежение или заброшенность ребенка.

Тема 1.2. Диагностика жестокого обращения с детьми в семье и школе: принципы и методы

Обследование ребенка, подвергшегося сексуальному насилию. Оценка степени травмированности, оценка собственного отношения ребенка к проблеме. Возможные индикаторы сексуального насилия над детьми.

Определение симптомов перенесенного жестокого обращения насилия. Симптомы ПТСР.

Косвенные признаки наличия травматического опыта. Использование стандартных диагностических процедур.

Установление контакта при обследовании. Возрастные и индивидуальные особенности установления контакта с детьми, подвергшимися насилию.

Модель Дж. Хиндман оценки травмы жертвы сексуального злоупотребления: информация о происхождении, оценка патопсихологических симптомов, оценка взаимоотношений, оценка развития, оценка ситуации насилия.

Самостоятельная работа студентов (Модуль 1.)

Составление словаря понятий Основные понятия:

аддиктивное поведение

активное слушание

акцентуация характера

анамнез

ассертивность

виктимность

внутриличностный конфликт

вытеснение

девиантное поведение

диссоциация

задержка психического развития

конгруэнтность

консультативная гипотеза

конфиденциальность

личностная зрелость

перфекционизм

половая идентичность

психологическая защита

психологический контракт

психологическое насилие

ПТСР

регрессия

самопринятие

самораскрытие

сексуальное насилие

социальная адаптация суицид

сопротивление

социальная зрелость

супервизор

эмоциональное насилие

физическое насилие

экспрессивность

экстрапунитивность

эмпатическое понимание

Конспектирование первоисточников

  • Адлер А. Индивидуальная психология как концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С. Сахакиан. М.: ЭКСМО Пресс, 2000,С. 56-205.
  • Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990, С.30-40, 46-63,125-131.
  • Бьюдженталь Дж. Основные уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе. 2001, с. 39-60.
  • Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Пер. с англ. М, 2000. С. 175, 188-190, 231-232.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993, С.
  • Фрейд 3. Основные положения классического психоанализа и их использование в психологическом консультировании.Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С. Сахакиан. М.: ЭКСМО Пресс, 2000, С. 5-56.
  • Юнг К.Г. Аналитическая психология как концепция психологической помощи и методы работы с клиентом в рамках этого направления.Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С. Сахакиан. М.: ЭКСМО Пресс, 2000, С. 105-143.

Тестовые задания к 1 модулю.

Вопрос 1. К эмоциональному насилию не относятся следующие действия:

а) изоляция; б) поддержание постоянного напряжения; в) моральное разложение; г) приобщение к деятельности.

Вопрос 2. К какому из перечисленных видов насилия относится определение ‑ «вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения»:

а) эмоциональное насилие; б) психологическое насилие; в) физическое насилие; г) сексуальное насилие.

Вопрос 3. Частота сексуальных покушений на детей верно характеризуется утверждением:

а) это бывает редко и отражает деградацию общества и культуры; б) примерно каждая десятая девочка до 18-ти лет имеет опыт таких покушений на неё; в) примерно каждая пятая девочка и каждый девятый мальчик до 18-ти лет подвергаются таким покушениям; г) высока в западных культурах и низка в российской культуре.

Вопрос 4. Что отличает навязчивые страхи от фобий?

а) длительность; б) интенсивность; в) отсутствие фобического стимула; г) присутствие фобического стимула.

Вопрос 5. Как правильно обозначить тревожное расстройство, при котором человек не может освободится от переживаний травматического события или серии таких событий:

а) генерализованное тревожное расстройство; б) обсессивно-компульсивное расстройство; в) посттравматическое стрессовое расстройство; г) фобическое расстройство.

Вопрос 6. Определение ‑ «функциональное (временное) нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить» соответствует понятию:

а) диссоциация; б) психологическая травма; в) синдром профессионального сгорания.

Вопрос 7. В перечисленных видах деятельности выделите тот, который не относится к видам психологической помощи при насилии:

а) диагностико-коррекционная; б) психопрофилактическая; в) правоохранительная; г) консультативная; д) психотерапевтическая.

Вопрос 8. Одним из симптомов последствий перенесенного сексуального насилия в детстве является: а) сексизм; б) эротизация; в) эмансипация; г) нарциссизм.

Вопрос 9. Согласно подтверждающим друг друга данным зарубежных и отечественных исследований, важнейшими предикторами склонности к сексуальному насилию у молодых мужчин является:

а) высокий уровень тестостерона и характерный профиль насильника по MMPI; б) неполная родительская семья и наличие младших сибсов; в) убеждение в одобрении такого поведения друзьями и грубое отношение к женщине; г) наличие психических расстройств.

Вопрос 10. Большинство сексуальных покушений на детей совершается: а) членами семьи и родственниками; б) случайными людьми; в) знающим ребенка посторонним.

Модуль 2. Психологическая помощь в связи с последствиями жестокого обращения.

Комплексная цель Модуля 2.: Формирование целостного представления о психологическом сопровождении последствий и профилактики жестокого обращения с детьми.

Используемые педагогические технологии: коммуникативные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, диалогические, информационные (компьютерные).

Содержание Модуля 2.

Тема 2.1. Психологическая помощь при жестоком обращении и перенесенном насилии.

Особенности консультирования при насилии. Феномен сопротивления.

Общая модель консультирования: определение проблемы посредством активного слушания, уточнение ожиданий, уточнение ранее предпринятых шагов для решения проблемы, поиск новых путей решения проблемы.

Факторы психической травмы, связанные с восприятием жертвой сексуального насилия. Искаженная идентификация преступника, искаженная идентификация жертвы. Фобии и нарушения навыков совладания. Психологические искажения и повреждения в процессе виктимизации.

Сепарация между ребенком и насильником – один из главных принципов лечения.

Методы консультирования жертв насилия, используемые в различных психотерапевтических подходах. Психоаналитическое консультирование, адлерианская терапия, клиентцентрированная терапия, гештальттерапия, телесноориентированная терапия, кгнитивно-бихевиоральный подход.

Тема 2.2. Методы психокоррекции и психопрофилактики жестокого обращения

Индивидуальная работа с детьми. Игротерапия: директивная, недирективная. Игры с пластилином, игры с куклами, рисование как наиболее распространенные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Рассказывание историй как способ переработки травмы. Использование стандартных тестов. Ролевые игры, песочная терапия, музыкотерапия.

Групповая работа. Принципы отбора детей в группу. Организация работы группы. Приемы, используемые в групповой работе.

Семейная психотерапия. Групповая работа с родителями жертв сексуального насилия.

Психологическое сопровождение детей подвергшихся насилию и их семей.

Организация групп самопомощи для переживших насилие. Организация профилактической работы по предотвращению насилия.

Темы практических занятий.

Тема 2.1.1. Работа с дошкольниками подвергшимися жестокому обращению.

Тема 2.1.2. Психологическое консультирование родителей младших школьников, подвергшихся жестокому обращению.

Тема 2.1.3. Психологическое консультирование младших школьников, подвергшихся жестокому обращению.

Тема 2.1.4. Психологическое консультирование подростков, подвергшихся жестокому обращению.

Самостоятельная работа студентов (Модуль 2.)

1. Практические задания

ЗАДАНИЕ 1.Подготовить информационное сообщение для родителей (педагогов) в детском саду или школе на тему: «Профилактика семейного насилия».

ЗАДАНИЕ 2.

Подготовить информационное сообщение для родителей (педагогов) в детском саду или школе на тему: «Поддержка лиц, подвергшихся насилию».

2. Анализ случаев из практики

Случай из практики № 1:

К специалисту обратились родители по поводу своего 12-летнего сына. Его поведение отличалось агрессивностью, упрямством. За пять лет до этого Петя вместе со своей младшей сестрой был взят под опеку в эту семью, которая до этого была бездетной. Нынешние родители рассказали психологу, что Петя постоянно испытывал насилие разного рода (исключая сексуальное) со стороны биологической матери. Сегодня поведение Пети по отношению к приемной матери описывается как бунтарское и неуважительное.

Проинтерпретируйте ситуацию. Предложите алгоритм работы по запросу матери.

Случай из практики № 2:

К специалисту обратилась учитель. Саша, мальчик 9 лет, учится во втором классе. Причиной обращения стало агрессивное поведение мальчика по отношению к учителю (постоянно вскакивает с места, не выполняет задания).

Семейная ситуация: в течение последнего года Саша живет с отцом и мачехой. До этого он некоторое время провел в приюте. Мачеха угрожает снова отправить его в приют, если он не будет себя хорошо вести.

Проинтерпретируйте ситуацию. Предложите алгоритм работы по запросу учителя.

Случай из практики № 3:

На консультацию к психологу пришла мама девочки, взволнованная изменениями в поведении ребенка. На момент консультации Инна училась во втором классе. Первый класс она закончила с другим учителем, но затем произошло переформирование классов. Девочка стала капризной, неуверенной. У нее появились суицидальные высказывания, просила задушить ее, потому что «она плохая», получила первую двойку за безошибочно выполненную работу. Мать, сама будучи педагогом разделяла мнение, что «учитель всегда прав» и пыталась объяснить дочери претензии учителя, но состояние девочки продолжало усугубляться.

Проинтерпретируйте ситуацию. Предложите алгоритм работы по запросу матери.

Случай из практики № 4:

Запрос о консультации со стороны сотрудников МВД. Потерпевшая С. (полных 14 лет) из неблагополучной семьи. Мать стала выпивать после смерти мужа, спустя два года в доме появился отчим. Отчим бил ее за плохое поведение, затем, в отсутствии матери совершал сексуальные действия. Был сильный испуг (12 лет), она замкнулась в себе. С тех пор начались головные боли, появились мысли о самоубийстве. Стало легче после того, как о происходившем рассказала матери, после чего было возбуждено уголовное дело.

Проинтерпретируйте ситуацию. Предложите алгоритм работы по запросу сотрудников МВД.

Тестовые задания к 2 модулю

Вопрос 1. Люди, сексуально покушающиеся на детей, обычно:

а) душевнобольные; б) педофилы; в) обычные, психически здоровые, имеющие семью и детей мужчины; г) мужчины с гомосексуальной ориентацией.

Вопрос 2. Что из приведенного верно в отношении детей, подвергающихся физическому насилию?

а) чаще это маленькие дети; б) многие избиваемые дети воспринимаются родителями как замедленные и ли отстающие в развитии; в) матери часто объясняют избиения любовью и стремлением помочь ребенку стать лучше; г) всё перечисленное верно.

Вопрос 3. Свойства личности, характеризующие ее как потенциальную жертву:

а) вуайеризм; б) виктимность; в) терпимость.

Вопрос 4. Какой из перечисленных методов неприемлем в работе с детьми, пережившими семейное насилие:

а) рисование; б) игра в куклы; в) настоятельное требование изложения произошедшего; г) сказкотерапия.

Вопрос 5. Основным методом психологического консультирования является:

а) интервью; б) лабораторный эксперимент; в) метод ассоциаций; г) анализ детских воспоминаний.

Вопрос 6. Какое из утверждений об активном слушании не является верным:

а) отражение вместо оценки; б) разъяснение вместо оспаривания; в) убеждение вместо вопросов; г) поддержка вместо разрешения проблем.

Вопрос 7. Какое из утверждений верно описывает суть приема присоединения чувства к содержанию:

а) разъяснение клиенту того, с чем именно связаны его чувства; б) вербальный навык, соединяющий в себе отражение чувства с перефразированием содержания; в) подтверждение нормальности испытания таких чувств в такой ситуации.

Вопрос 8. Использование следующих вводных оборотов в процессе консультирования клиентов по проблеме насилия: «Мне показалось, что… У меня возникло предположение…» и т.п.:

а) является нежелательным в работе консультанта, так как подчеркивает его неуверенность; б) подчеркивает право клиента принять или не принять сказанное консультантом; в) нежелательно, так как может очень затягивать консультативную беседу.

Вопрос 9. Содержание психологического консультирования по проблеме насилия определяется :

а) запросом клиента; б) типом выявляемого конфликта; в) психологическим диагнозом.

Вопрос 10. Динамика процесса консультирования состоит в том, чтобы расширить сознание клиента так, чтобы сама проблема и скрывающие ее от осознания защитные механизмы и ее решение стали осознанной основой для действенных способов самоизменения. а) да; б) нет.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  • Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1999.
  • Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Доуминг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: 2000.
  • Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
  • Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия: ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2005.
  • Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. / Под.ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. СПб.: Речь, 2005.
  • Руководство по предотвращению насилия над детьми. / Под.ред. Н.К. Асановой. М.: Владос. 1997.

Дополнительная:

  • Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.
  • Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1994.
  • Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., «Питер». 2001.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
  • Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб, 2001.
  • Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: Теория и практика. «Эксмо». М., 2002.
  • Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992
  • Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М., 1999.
  • Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1998.
  • Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М, 2000
  • Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М. , 2002
  • Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования СПб, 2000
  • Немов Р.С. Основы психологического консультирования. «Владос». М.,1999.
  • Основы возрастно-психологического консультирования: Уч..-методич. пособие. Под ред. А.Г. Лидерса. МГУ. М.,1991.
  • Особенности психотерапии посттравматического стресса. //Психологический журнал, 2001, том 22, №4, 70-80.
  • Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Практикум. М, 2003
  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Аcademia,2000
  • Потапова С.А.,.Якубова А.В. Агрессивность, аутоагрессивность и виктимность при некоторых психических расстройствах. М. 1998.
  • Психосоциальная помощь детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Материалы регионального семинара. Ростов-на-Дону, 2000.
  • Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Пер. с англ. М, 2000/
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993.
  • Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.
  • Современные формы и методы организации психологической и профилактической работы. М., 1984.
  • Справочник по психологии и психотерапии детей и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Цирихина. СПб 2001г.
  • Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
  • Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У.С. Сахакиан. М.: ЭКСМО Пресс, 2000.
  • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Уч. Пособие. М, 2002.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер,1999.
  • Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи: Сборник / Лер. С англ. М.: «Рефл-бук», 1997.

Вопросы к зачету по курсу:

  1. Многозначность понятий жестокое обращение и насилие.
  2. Социокультурные и психологические факторы риска применения жестокого обращения.
  3. Виды жестокого обращения и насилия.
  4. Эмоциональное насилие.
  5. Психологическое насилие.
  6. Физическое насилие.
  7. Жестокое обращение в школе.
  8. Сексуальное насилие.
  9. Формы сексуального насилия.
  10. Фазы насилия при инцесте.
  11. Личность насильника.
  12. Последствия сексуального и физического насилия.
  13. Симптомы ПТСР.
  14. Проблема диагностики насилия.
  15. Модель оценки травмы жертвы насилия Дж. Хиндман.
  16. Общая модель консультирования жертв жестокого обращения.
  17. Психоаналитическое консультирование жертв жестокого обращения.
  18. Клиентцентрированный подход в работе с жертвами жестокого обращения.
  19. Гештальтерапия в работе с жертвами жестокого обращения.
  20. Бихевиоральный подход в работе с жертвами жестокого обращения.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПОПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

АДАПТАЦИОННОЕ (АДАПТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ — поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.

АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ) – инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования

или в ходе психокоррекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставленной цели.

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ (АКЦЕНТИРОВАННЫЕ) ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера, проявляются в его действиях и поступках.

АНТИПАТИЯ – отрицательное отношение, явно выраженная неприязнь к человеку.

АПАТИЯ – психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.

АУТОТРЕНИНГ (АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА) — метод психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведения.

БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА – собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые, можно мотивировать, стимулировать

клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.

БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ – отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ — заметные положительные изменения в поведении клиента, происходящие в результате проведения психологического консультирования.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЗНАКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ — заметные положительные изменения в психологии и поведении клиента, произошедшие в результате проведения психологического консультирования.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — область практической психологии, совокупность психокоррекционных методик, рассчитанных на оказание коллективной психологической помощи клиентам, на работу психолога-консультанта сразу с группой клиентов.

ДЕЛОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.

ДЕПРЕССИЯ – состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.

ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС – общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.

ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА — черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в

сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на происходящее. И. часто выступает как черта характера человека.

ИСТЕРИЧНОСТЬ ~ акцентуированная черта характера человека, проявляющаяся в чрезмерно выраженной его любви к самому себе, в жажде внимания со стороны, в склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.

КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков.

КОМПЛЕКС ВИНЫ – необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.

КОМПЛЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ — психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.

КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ – психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ОБСТАНОВКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ — характеристика обстановки, складывающейся во время проведения психологической консультации. Такая обстановка отличается тем, что все, что происходит во время консультации, включая сам факт обращения клиента в психологическую консультацию, остается в тайне от посторонних лиц.

КОНФЛИКТ МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА — внутреннее, психологическое состояние человека, характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуждений, стремлений, порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые действия.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности – для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.

МНИТЕЛЬНОСТЬ – подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей.

НЕВРОЗ – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными (временными, обратимыми) расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.

ОБРАЗ Я-КЛИЕНТА – представление клиента о самом себе, о своих психологических особенностях.

ОПЕРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТУ — срочная, текущая помощь, оказываемая психологом-консультантом клиенту и рассчитанная на достижение быстрого эффекта от проведения консультирования.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ — выработка человеком наилучших решений по тому или иному вопросу;

достижение максимальных положительных результатов от реализации принятых решений, сведение к минимуму возможных отрицательных их последствий.

ПЕРИФРАЗИРОВАНИЕ — краткое, сокращенное, но достаточно точное по смыслу, повторение психологом-консультантом того, что ему в процессе исповеди сказал клиент.

ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» — правило проведения психологического консультирования, согласно которому сознание (внимание, память, воображение и мышление) клиента во время проведения консультирования должно быть сосредоточены на том, что происходит в данный момент времени, а не на том, что было в прошлом или может произойти в будущем.

ПРОЕКЦИЯ – защитный психологический механизм, проявляющийся в том, что человек, имеющий какие-либо отрицательные качества личности, не признает их у себя и вместе с тем необоснованно приписывает их другим людям.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – область знаний и умений, связанных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики, в частности психологических тестов.

ПСИХОДРАМА – один из видов группового социально-психологического тренинга, основанный на использовании участниками психотерапевтической (психокоррекционной) группы элементов импровизированного спектакля на тему, связанную с психологической проблемой одного из клиентов.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – одно из трех основных направлений в деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА — функциональное (временное) нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить. П.т. может иметь для человека весьма далеко идущие последствия, порождая, например, нервные и иные психогенные заболевания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ — заметные отклонения в психологии и поведении человека от нормы, т.е. от некоторого среднего уровня, характеризующего многих, вполне нормальных людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ — интенсивные воздействия, оказываемые на психику человека и вызывающие у него повышенную нервную напряженность, а также довольно сильные, трудно переносимые эмоциональные переживания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР — внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и

раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.

ПСИХОТЕРАПИЯ – часть медицинской и одновременно психологической (психокоррекционной) практики, связанной с применением психологических знаний и методов для диагностики и лечения разного рода заболеваний.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный психологический механизм, целенаправленная попытка человека разумно объяснить и оправдать какое-либо свое действие, которое на самом деле не поддается вполне разумному объяснению и безусловному оправданию.

СЛАБОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — неспособность нервной системы человека выдерживать длительные по времени и значительные по величине физические и психологические нагрузки.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — определенное, устойчивое отношение человека к кому-либо или к чему-либо.

СТРЕСС – стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.

СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ — жизненные ситуации, вызывающие у человека большое психологическое напряжение и порождающие состояние стресса.

СУБЛИМАЦИЯ – психоаналитический термин, обозначающий один из психологических защитных механизмов. С. проявляется в замене человеком одной, более важной, но не вполне удовлетворяемой, потребности, другой потребностью, менее важной, но более полно удовлетворяемой, или, соответственно, одного, более привлекательного, объекта, другим, менее привлекательным, объектом. С. происходит в том случае, если человеку почему-то не удается овладеть более привлекательным для него объектом и удовлетворить тем самым свою, актуальную потребность.

СУПЕРВИЗОРСТВО – работа супервизора или начинающего практического психолога под контролем более опытного психолога. В практике подготовки психологов-консультантов с. используется для того, чтобы свести к минимуму возможные ошибки, которые могут возникнуть в процессе самостоятельной работы еще не достаточно опытного психолога-консультанта с клиентами.

ТРЕВОЖНОСТЬ – черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуациях оценки людей и практического общения с ними.

ФОБИИ – устойчивые невротические страхи человека, не обоснованные объективными обстоятельствами, например боязнь темноты, закрытых помещений, экзаменов, общения с определенными категориями людей и т. п.

ФРУСТРАЦИЯ – стойкое, эмоционально-отрицательное психологическое состояние, возникающее у человека в результате многочисленных жизненных неудач.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ — способность человека гибко, в зависимости от ситуации и настроя, менять свои собственные состояния и способы их внешнего Выражения. Это особенно касается эмоций, переживаемых в данный момент времени человеком.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – чрезмерно сильное, не соответствующее сложившейся ситуации, реагирование человека на обстоятельства его жизни; явное преобладание эмоций над разумом, доминирование процессов возбуждения над процессами торможения, или наоборот: преобладание процессов торможения над процессами возбуждения.

ЭМПАТИЯ (ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ) — особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.