ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Ученым советом ректор

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Утверждено Утверждаю:

Ученым советом ректор

Протокол № __________М.Н. Денисевич

« » 2014 г. «___» ____________ 2014 г.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»

профиль «Психология управления персоналом» для студентов всех форм обучения

Екатеринбург, 2014

Программа подготовлена

Уральским гуманитарным институтом

 

Утверждена Научно-методическим советом УрГИ

 

 

Составитель:

к.пс.н., доц. Алферова И.С.

к.пс.н., доц. Кузьмина О.В.

 

 

Ответственный редактор:

к.пс.н., доц. Кузьмина О.В.

 

Рецензент:

д.пс.н., проф. Сыманюк Э.Э.

 

© Уральский гуманитарный институт

2014 г.

 

Содержание

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… 4

ПРОГРАММА КУРСА……………………………………………… ……6

ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГИИ ..31

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по направлению 37.03.01 «Психология», профиля «Психология управления персоналом» студенты сдают комплексный итоговый междисциплинарный экзамен по профилю обучения.

Данная программа представляет собой интегрированный вариант отчетности по основным разделам таких курсов как: «Общая психология», «Психодиагностика» и дисциплинам профиля «Организационная психология», «Организационное консультирование», «Профориентология». Всего приведено 60 программных вопросов, а также соответствующее число тезаурусов, которые подробно раскрывают существо каждого вопроса.

Итоговое испытание предусматривает освещение студентом четырех вопросов: первый из которых носит теоретический характер и требует раскрытия проблем общей психологии. Второй вопрос является прикладным и направлен на выявление умений использования психодиагностического инструментария. Третий вопрос направлен на анализ проблем специализации. Также в экзаменационный вопрос включена практическая задача по профилю обучения.

22 стр., 10888 слов

Билеты по психологии обучения

... значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает ... не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. С.Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное ...

При ответе на первый, второй и третий вопросы государственного экзамена выпускнику важно четко продумать структуру предполагаемого ответа: в первую очередь, необходимо уделить внимание теоретической сущности явления или понятий, заложенных в вопросах экзаменационного билета, затем перейти к освещению содержания и закономерностей рассматриваемых явлений, и в завершении ответа на вопрос отразить состояние изученности проблемы в современной психологии.

Четвертый вопрос в экзаменационном билете содержит практическое задание, направленное на решение психологической проблемы в области психологии менеджмента.

В программе в ряде случаев встречаются вопросы, по которым в психологической науке нет единого мнения. Поэтому экзаменующийся должен осветить основные точки зрения по спорной проблеме и проанализировать их позитивные и негативные стороны. Он вправе разделять одну из точек зрения, но это не исключает необходимости знать аргументацию, выдвигаемую представителями иных точек зрения. Аналогичным образом, касаясь истории вопроса, экзаменующийся должен быть в состоянии дать как критический анализ, так и позитивную характеристику тех или иных направлений или школ, изложить фактические основания, на которых базируются их концепции.

Таким образом, выпускной экзамен является проверкой конкретных квалификационных и функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний и умения применять их на практике.

Критерии оценки ответа студента на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.

Оценка«отлично» ставится, если выполняются все нижеприведенные условия:

· студент демонстрирует знания на высоком теоретико-методологическом уровне, с приведением отечественного и зарубежного опыта, изложенного в психологической литературе;

· студент всесторонне раскрывает содержание вопросов билета;

· студент исчерпывающе и аргументировано отвечает на вопросы.

Оценка снижается при невыполнении хотя бы одного из вышеуказанных требований.

Оценка «хорошо»ставится, если в ответе обнаружен хотя бы один из нижеприведенных недостатков:

· ответ не содержит достаточного теоретического материала по разделам психологической науки;

· студент не полностью освещает основное содержание вопросов билета;

· студент испытывает затруднения, отвечая на вопросы комиссии.

Оценка «удовлетворительно»ставится, если в ответе обнаружен хотя бы один из нижеприведенных недостатков:

· в ответе не получил отражения один из вопросов;

· студент испытывает значительные затруднения при ответах на вопросы комиссии.

Оценка«неудовлетворительно» ставится, если в ответе обнаружен хотя бы один из нижеприведенных недостатков:

· в ответе не получил отражения ни один из вопросов;

· студент не отвечает на дополнительные вопросы комиссии.

ПРОГРАММА КУРСА. Тема 1. Психология как научная система знаний

 

Тема 1. Психология как научная система знаний

Предмет психологической науки. Психология как наука о психике и психи­ческих явлениях. Классификация психических явлений. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психи­ки. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способно­сти, характер.

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... З.ФРЕЙДА А.АДЛЕР ЦЕНТРОМ ЛИЧНОСТИ СЧИТАЛ 1) бессознательное 2) социальное 3) сексуальное 4) сознание 4. ПО МНЕНИЮ А.АДЛЕРА, ФАКТОРОМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) социальная среда 2) ... персона 3) самость 4) тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я и Оно – вот три ...

Задачи психологии как науки. Связь психологии с другими науками.

Принципы психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития в психологии. Принцип детерминизма в психологии. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психики. Социальная детерминация психики.

 

Тема 2. Методы психологии

Метод как способ познания реальности. Классификация методов. Основные эмпирические методы психологии: наблюде­ние и эксперимент.

Критерии научного наблюдения: преднамеренность, объектив­ность, систематичность, плановость. Виды наблюдений. Преимущества и недостатки наблюдения. Организация наблюдений, плани­рование и проведение.

Эксперимент как естественно-научный метод. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Естественный и лабораторный эксперимент.

Вспомогательные методы психологии: беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование.

 

Тема 3. Биологические основы психики.

Возникновение психики. Стадии развития психики. Психика и пове­дение. Формирование органов чувств. Раздражимость и чувствитель­ность. Гипотезы стадиальной и уровневой организации психического отражения у животных. Сенсорная, перцеп­тивная психика. Виды интеллектуального поведения животных. Гипотеза А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри.

Мозг и психика. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга. Рефлекторная при­рода психического. Учение П.К. Анохина об «обратной афферентации».

 

Тема 4. Сознание как высшая форма психики

Проблема возникновения сознания человека. Сознание как форма отражения человеческой действительности. Признаки и свойства сознания (активность, интенциональность, рефлексивность, степень ясности).

Структурный анализ сознания. Место психики и сознания в эволюции. Детерминация сознания и деятельность (А.Н. Леонтьев).

Роль речи в функционировании человеческого сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Высшие психиче­ские функции человека. Понятие интериоризации. Присвоение общественно-исторического опыта индивидом в процессе онтогенеза.

 

Тема 47. Групповое поведение в организации

Понятие «рабочей группы» в организации. Феномен Рингельмана.

Классификации групп в организации: первичная и вторичная, формальная и неформальная. Стадии становления группы в организации. Задачи работы психолога на каждом этапе становления группы в организации.

Групповая сплоченность. Психологическая совместимость сотрудников, ее формы: срабатываемость, ролевая совместимость, структурная совместимость. Психологические приемы развития групповой сплоченности, срабатываемости и совместимости.

Понятие команды в организации. Основные признаки команды. Эффект работы в команде. Принципы работы команды.

Технология создания команды. Жизненные циклы команды. Динамика внутрикомандных процессов.

 

Тема 48. Психология управления групповыми процессами.

Психологические технологии организации группового взаимодействия. Распределение и разделение ответственности. Групповая консолидация. Использование факторов групповой консолидации. Управление групповой эффективностью. Особенности управления мужскими и женскими коллективами, смешанной и разновозрастной группами.

Пути оптимизации группового взаимодействия.

Тема 49. Психологическое обеспечение организационных изменений.

Понятие и классификация изменений в организации. Формы инновационного процесса.

Управление введением новшеств. Основные этапы проведения изменений. Психологические барьеры при восприятии изменений. Пути преодоления психологического сопротивления изменениям со стороны сотрудников.

 

Тема 50. Этапы развития субъекта трудовой деятельности.

Периодизация развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов).

Особенности допрофессионального развития субъекта труда. Роль игры и обслуживающего труда в профессиональном становлении. Особенности профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Профессиональная адаптация и первичная профессионализация в период молодости. Профессиональное развитие в период зрелого и пожилого возраста.

Специфика работы психолога на разных этапах профессионального становления субъекта труда.

 

Тема 51. Профессиональная карьера специалиста.

Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры. Этапы карьеры работника. Характеристика основных моделей карьеры на производстве.

Карьерный самоменеджмент. Технологии анализа внутренних сторон и внешних условий при разработке карьеры.

Роль психолога в построении карьерного развития специалиста.

 

Тема 60. Особенности консультирования организации

Понятие организационное консультирование. Отличие организационного консультирования от традиционного психологического консультирования.

Типы организационных консультантов: внешние и внутренние.

Типология консультирования: нормативное, ценностное, проблемное. Экспертное консультирование. Процессное консультирование. Системное консультирование.

Этапы организационного консультирования.

Специфика деятельности психолога в организации. Направления деятельности психолога в организации. Профессиональная компетентность психолога в организации.

 

 

Список литературы по предмету

«Общая психология»

Основная литература

1.Ефимова Н. С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. — 288 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Профессиональное образование).

(переплет) ISBN 978-5-8199-0301-8, 600 экз

http://znanium.com/bookread.php?book=390603
2. Ступницкий В. П. Ступницкий, В. П. Психология [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Дашков и К, 2013. — 520 с. — ISBN 978-5-394-02063-6 http://znanium.com/bookread.php?book=430346
3. Островский Э. В. Основы психологии: Учебное пособие / Э.В. Островский. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. — 268 с.: 60×90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0202-2, 1500 экз. http://znanium.com/bookread.php?book=229522
4. Лобанов А. П. Когнитивная психология: Учебное пособие / А.П. Лобанов. — 2-e изд. — М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2012. — 376 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат).

(переплет) ISBN 978-5-16-006030-9, 500 экз.

http://znanium.com/bookread.php?book=358213  
5. Баданина Л. П. Бадагина, Л. П. Психология познавательных процессов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 240 с. — ISBN 978-5-9765-0226-0. http://znanium.com/bookread.php?book=454599

 

6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2012.- 592 с.

7. Немов Р. Общая психология: учебник 6-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 726 с.

Дополнительная литература

1. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2007.- 464 с.

2. Ильин, Е.П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011.- 368 с.

3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства.2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. – 783 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011. – 512 с.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо : Омега-Л: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. — 336 с.

6. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романова, В.Я. Психология индивидуальных различий — М.:АСТ, Астрель, 2008 – 720 с.

7. Ильин, И.П. Психология творчества, креативности и одаренности – СПб.: ПИТЕР, 2009 – 448 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2011. – 607 с.

9. Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. — СПб.: Питер, 2011.

10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. — 7-е издание. — М.: КДУ, 2007 – 336 с.

11. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: Проспект; Велби, 2012. – 560 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2011. – 130 с.

13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. – 319 с.

14. Экман П. Психология эмоций. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. – 334 с.

Список литературы по предмету

«Психодиагностика»

Основная литература

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 384 с.

2. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. – 439 с.

3. Психодиагностика. Теория и практика : учебник для бакалавров / под ред. М. К. Акимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 631 с.

4. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика. М.; Эксмо, 2010, 448 с.

5. Сотников М.А. Психодиагностика. Конспект лекций.- М.: А-Приор, 2008. – 96 с.

6. Романова Е.С. Психодиагностика. – М.: изд-во: КноРус, 2011. – 336 с.

 

. Дополнительная литература

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2002. – 438 с.

3. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С.Романова, О.Ф.Потёмкина. М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

4. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 176 с.

5. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. Д.Я Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с.

7. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1995.

8. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005. – 416 с.

9. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 1995. – 291 с.

12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. – 320 с.

13. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. 9-е изд.- Ростов н / Д.: Феникс, 2011. — 314с.

14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. – 512 с.

15. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. -М.: ТК Велби, Проспект, 2012. – 560 с.

16. Минина В.В. Проективный рисунок в гештальте (в метафоре животного)/В. В. Минина. – 2010. – 96 с.

17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672 с.

18. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – М.: изд-во: Аспект-Пресс, 2011. – 400 с.

19. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство. – Красноярск: изд-во: Боргес, 2010. – 52 с.

Иные информационные ресурсы

1. Психологический инструментарий. Методики ИМАТОН, С – Петербург (комплексное обеспечение психологической практики):

• Проективная методика «Hand – тест» (Э.Вагнер);

• Цветовой тест М. Люшера;

• Диагностика креативности. Методика креативности Е.Торренса;

• Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 – PF);

• Тест Юмористических Фраз (А.Г.Шмелёв, В.С. Болдырева);

• «Культурно- свободный тест интеллекта» Р.Кеттелла;

• Методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Салливена;

• Методика исследования интеллекта Д. Векслера (детский и взрослый вариант);

• Методики для диагностики акцентуаций (ПДО) А.Е.Личко, (ОАЧЛ) Г.Шмишека.

2. Литература по психологии: Сборник лучших произведений психологов. – М., 2003 (СД).

3. Обучающая программа «Практика» по курсу «Общий психологический практикум»: Компьют. программы. – М.: Синторг, 2001. (СД)

4. Психолог. Рабочее место психолога: Тесты, книги, словари, примеры практического применения психологии. – М., 2002 (СД).

5. Психологические тесты: Электронный сборник. – М., 2002 (СД).

6. Психолог-3. Профессиональная психология: Тесты. – М., 2002 (СД).

 

Список литературы по профилю

«Психология управления персоналом»

Основная литература

1. Организационная психология: учебник для бакалавров /Под ред. А.В.Карпова. – М.: Из-во Юрайт, 2012. – 570 с.

2. Реньш М.А. Организационная психология / Под ред. М.А. Реньш. Екатеринбург.: Из-во ГОУ ВПО «Рос. Гос. Проф-пед ун-т», 2009. – 255с.

3. Профориентология: Теория и практика: Уч. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 192 с.

4. Мордовская А.В. Основы профориентологии: учеб. Пособие для академического бакалавриата/ 2-е изд. испр. и доп.. М.: Из-во Юрайт, 2014. – 237с.

Дополнительная литература

1. Захарова Л.Н. Психология управления: учеб. пособие. УМО. – М.: Логос, 2012. – 376 с.

2. Кибанова А.Я. Управление персоналом организации: учебник. 4-е изд., доп. и перераб. – М.: изд-во: Инфра-М, 2010. – 695 с.

3. Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала: учеб. пособие. – СПб.: изд-во: СПбГУЭФ, 2011. – 188 с.

ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО