Организация взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей 7

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей 7

1.2. Организация здоровьясбережения детей дошкольного возраста в ДОУ санаторного типа 23

1.3. Психолого-педагогические условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста 34

Выводы по 1 главе 44

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей 46

2.1. Изучение особенностей организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей в детском саду 46

2.2. Реализация психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей 57

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 68

Выводы по 2 главе 71

Заключение 73

Список литературы 78

Приложение 83

Введение

Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране [3].

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь [39].

5 стр., 2420 слов

Организация взаимодействия в интересах морально-психологического ...

... способы и методы организации взаимодействия; 4) категории должностных лиц (при необходимости), привлекаемых к организации взаимодействия. Взаимодействиеорганизуют: - в ... и частей, при выполнении поставленных задач; - вопросы организации управления силами и средствами морально-психологического ... их семей. В целях расширения возможностей культурно-досуговой работы в войсках организуется взаимодействие с ...

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей: несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус; отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни; отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ. Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и организации сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников, прослеживалась взаимосвязь ДОУ и семьи в сберегающей здоровье направленности и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы исследования: «Организация взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Цель работы – теоретически изучить и экспериментально проверить условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.

Объект исследования – процесс взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.

Гипотеза исследования — взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:

— повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах здоровьясбережения детей;

— обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, проявляющееся в активности родителей в образовательном процессе.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи работы:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе в ретроспективе и на современном этапе.

2 стр., 963 слов

28. Базовый диагностический набор для психологического обследования ...

... месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Результаты исследования отмечаются в разделах «Гнозис», «Исследование эмоционально-личностных особенностей», «Межличностные отношения ребенка». 12. Методика «Цветовой тест отношений» Цветовой ...

2. Выявить эффективные психолого-педагогические условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.

3. Проверить на практике эффективность выдвинутых в гипотезе психолого-педагогических условий.

4. Разработать методические рекомендации родителям по здоровьясбережению детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

Основные этапы исследования:

Первый этап (сентябрь-октябрь 2010 г.) — поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.

Второй этап исследования (ноябрь 2010 г. – февраль 2011 г.) — опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей в детском саду, реализация психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения.

Третий этап (март-апрель 2011 г.) – обобщающий (анализ и обобщение результатов, оформление материалов исследования).

База проведения исследования: Эксперимент проводился на базе МДОУ детский сад №288 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей

В последнее время слова «здоровьесбережение», «здоровьесберегающие» технологии и методики и другие схожие понятия стали постепенно внедрятся в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем образования, воспитания, защищенности и медицинского обеспечения детей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

Законом РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании», а также Федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. В этой связи Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет … здоровья человека» (п.1 ст.2), а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3. ст.32).

В указанных нормах акцент делается на охрану здоровья детей. В п. 1 ст. 51 Закона об образовании в дополнение к указанным положениям требуется от образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»…

***************************************************************

Заключение

В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи.

Решая первую задачу, мы изучили состояние проблемы в нормативно-правовой и психолого-педагогической литературе.

Анализ нормативных документов показал, что проблема сохранения здоровья детей является одной из актуальных. Так, в законах «Об образовании» (1992), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000), «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) сказано, что на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. В указанных нормах акцент делается на охрану здоровья детей. В п. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» отражено, что от образовательного учреждения требуется «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».

8 стр., 3688 слов

Взаимоотношения детей и родителей в семье

... к семейной дисгармонии (разногласиям между родителями и детьми); 2. привлечение внимания школьной детской организации к проблемам детей и подростков из неблагополучных семей; 3. поиск путей практического решения ... проведение совместного досуга детей и родителей. Предметом исследования явились учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых классов нашей школы и их родители. Каждый ребенок имеет родителей, которые несут ...

Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007) предусматривает осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни; разработку и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом в организациях независимо от их форм, в том числе с детьми дошкольного возраста.

В Национальной доктрине образования (2000) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Вопросы сохранения здоровья, оздоровления и развития детей дошкольного возраста нашли свое отражение в научных трудах педагогов и психологов Е.А.Аркина, М.Н.Алиева, В.К.Велитиченко, С.М.Иванова, С.П.Кожина и других исследователей. Они отмечают, что дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были определены сущность процесса здоровьясбережения, особенности организации воспитательного процесса в группах санаторного типа. Под здоровьясбережением мы понимаем процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития.

Организация здоровьясбережения в ДОУ наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

Для решения задач по сохранению и укреплению здоровья детей необходима система работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи. При рассмотрении сущности взаимодействий дошкольного учреждения и семьи в процессе охраны здоровья дошкольников под «взаимодействием» мы понимаем форму организации совместной деятельности детского сада и воспитанников, основанную на сотрудничестве, в процессе которого происходит обмен действиями между субъектами с целью охраны здоровья подрастающего поколения.

21 стр., 10341 слов

Содержание психолого-педагогичеcкой работы по педагогическому ...

... формы психолого- педагогической работы по педагогическому просвещению родителей, что и определило проблему нашего исследования. Объект исследования - педагогическое просвещение родителей первоклассников. Предмет исследования - методы и формы психолого - педагогической работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников. Цель ...

Особенно важно организовать взаимодействие ДОУ и семьи в группах санаторного типа, так как в этих детских садах задача укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей дошкольного возраста является приоритетной. Санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей имеет своей целью проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего назначения.

Решая вторую задачу исследования, мы выявили психолого-педагогические условия организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста. Это, во-первых, повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здоровьясбережения детей; во-вторых, обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи, проявляющееся в активности родителей в образовательном процессе.

Решая третью задачу исследования, мы проверили эффективность выдвинутых в гипотезе психолого-педагогических условий. Экспериментальная работа проводилась в три этапа на базе МДОУ детский сад комбинированного вида второй категории №288 г. Челябинска, в санаторной группе для ослабленных и часто болеющих детей.

На констатирующем этапе были определены критерии и уровни педагогической грамотности и активности родителей. Для выявления уровня сформированности педагогической грамотности и активности родителей было проведено анкетирование. Результаты показали, что наблюдается противоречие между осознанием родителями необходимостью организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье и пассивной позицией по реализации задач по здоровьясбережению детей. Также было выявлено смещение приоритетов в организации форм сбережения и укрепления здоровья в сторону массовых мероприятий, оздоровительный результат которых для конкретного ребенка не всегда очевиден.

В результате проведенного анализа были определены задачи работы на формирующем этапе экспериментальной работы: формирование у педагогов и родителей потребности в знаниях и практических умениях воспитания здорового ребенка; повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здоровьясбережения детей; формирование активной позиции родителей в образовательном процессе; развитие взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи.

Для реализации этих задач в процессе опытно-экспериментальной работы широко использовались: информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания; семинары-практикумы; деловые игры, решение педагогических кроссвордов и т.д.; «дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур; совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.

11 стр., 5218 слов

Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...

... состояний, соответствующие определённому возрасту человека. нервный генотип воспитание личность 1. Типологические варианты личности детей С помощью психологических методов (наблюдение за поведением ... добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость. Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают ...

В процессе работы с педагогами и родителями была проведена дискуссия как активная форма организация взаимодействия участников образовательного процесса. Тема дискуссии – «Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей». В ходе проведенной дискуссии были определены формы взаимодействия ДОУ и семьи, расширены представления родителей о проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Также была проведена деловая игра с целью формирования знаний, умений и навыков педагогов в работе с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.

После проведенной экспериментальной работы по повышению педагогической грамотности родителей и формированию активной позиции было проведено повторное исследование уровня педагогической грамотности и активности родителей. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали, что многие родители стали более внимательно относится к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, принимали участие в совместных мероприятиях, оказывали помощь в изготовлении атрибутов для праздников. Многие родители организовали работу по укреплению здоровья детей дома: это утренняя зарядка, режим дня, правильное питание, активный отдых, организация спортивных уголков. Показали низкого уровня активности снизились на 20% по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Для родителей были разработаны методические рекомендации родителям по здоровьясбережению детей.

Таким образом, гипотеза исследования в процессе проведенной экспериментальной работы нашла свое подтверждение. Повышение педагогической грамотности родителей и формирование активной позиции в вопросах здоровьясбережения детей способствуют организации взаимодействия ДОУ и семьи, главная цель которого – сохранение и укрепление здоровья детей.

Для того, чтобы данная работа была еще более эффективной, необходимо проводить ее на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, необходимо выработать систему работы с родителями, чтобы это были не эпизодические совместные мероприятия, а разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы педагогов и родителей, проводимые в течение всего года.

Список литературы

1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992.– 159 с.

2. Алиев, М.В. Формирование правильной осанки / М.В. Алиев // Домашнее воспитание. — 1993. — №2. — С.17-21.

3. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1-3 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с.

4. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4-5 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 44 с.

5. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» / А.Ю. Антонов, Е.Ю. Иванова // Обруч. — 1996. — №1. — С.5-6.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

... дошкольного образования 1.4.3 Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями 1.4.4 Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы 1.4.5 Совершенствование системы отношения между компонентами образовательного процесса 1.4.6 Управление ... развития и воспитания дошкольников. По результатам государственно аккредитации каждое дошкольное учреждение (как ...

6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1967. — 445 с.

7. Береснева, З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / З.И. Береснева. — М.: Сфера, 2005. – 32 с.

8. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 1981. — 274 с.

9. Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова. — М.: Сфера, 2006. – 128 с.

10. Вержбицкая, Н.А. Массаж — одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) / Н.А. Вержбицкая //Дошкольное воспитание. — 1999. — №3. — С. 45-48

11. Востриков, В.А. Физкультурно-образовательные предпосылки здоровьесбережения / В.А. Востриков // Оздоровительные технологии XXI века. – Челябинск, 2002. – С.48-49.

12. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999. — 167 с.

13. Гордеева, В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ / В.А. Гордеева // Управление ДОУ. — 2006. — №8. – С.63.

14. Гуров, В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация / В.А. Гуров // Валеология. — 2006. — №1. — С. 53-59.

15. Данилина, Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом / Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.:АРКТИ, 2004. – 77с.

16. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская.– М.: Педагогическое общество России, 2005.– 96 с.

17. Доронова, Т. Право на охрану здоровья / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001. — №9. — С.5-8.

18. Евдокимова, Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ / Е.С. Евдокимова // Управление ДОУ. — 2004. — №1. – С.71.

19. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 2001. — 324 с.

20. Ефименко, Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко. — М.: Академия, 1999. — 255 с.

21. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М, 2001. — 306с.

22. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века / Авторы-составители Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М.: АРКТИ, 2000. — 88 с.

23. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. — М.: АРКТИ, 2000. — 88 с.

24. Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. — 1999. — №9. — С. 23-26.

25. Змановский, Ю.Ф. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Труды 1 Международной научно-практической конференции / Ю.Ф. Змановский, Ю.Е. Лукоянов; под ред. Ю.Ф. Змановского. — Дубна, 1999. — 285 с.

6 стр., 2517 слов

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей ...

... в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. Изложены организация коррекционно-педагогической работы с детьми, содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания, ... вариативность комплексных нагрузок. Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» Малакова И.Б. Абилитация детей с церебральным параличом. Формирование движений.- М.: ГНОМ, ...

26. Зуйкова, М.Б. Режим – путь к здоровью / М.Б. Зуйкова // Управление ДОУ. — 2006. — №1. – С.60-71.

27. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин. — М.: Владос, 2000. — 192 с.

28. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2009. – 208 с.

29. Касьяненко, В.В. Современная организация оздоровления школьников: Сборник научных работ. Проблемы развития и охраны здоровья детей подросткового возраста / В.В. Касьяненко, И.А. Мусина, И.Р.Биглова, Г.Я.Сатарова, Д.Н.Ханнанова; под ред. А.Г. Муталова. Уфа, 2003. — С.79-82.

30. Копылов, Ю.А. Беречь осанку смолоду / Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. — 1994. — №2. – С.16-28.

31. Кротова, Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи / Т.В. Кротова // Управление ДОУ. — 2003. — №5.

32. Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцева. — М.: Линка-Пресс, 2000. — 275 с.

33. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.

34. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.

35. Лукина, Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. — 2006. — №7. – С.84-95.

36. Лукина, Л.И. Работа с родителями в ДОУ / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. — 2004. — №5. – С.41-49.

37. Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках / С.М. Мартынов. — М.: Просвещение, 1991. — 390 с.

38. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. — М.: Академия, 2000. — 326 с.

39. Маханеева М.Н. Новые подходы к организации физического воспитания. //Дошкольное воспитание. 1993. -№2. — 12-17.

40. Оверчук, Т.И. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / Т.И. Оверчук. — М.: Гном и Д, 2002. – 240 с.

41. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. — М.: Просвещение, 1996. — С. 3-7.

42. Пастухова, И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ / И.О. Пастухова // Управление ДОУ. – 2004. — №4. – С.33-35.

43. Праздников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста / В.П. Праздников. — Л.: Медицина, 1983. — 176 с.

44. Репин, С.А. Документационное обеспечение здоровьесбережения в образовательных учреждениях / С.А. Репин, С.Г. Сериков. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. — 230 с.

45. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.

46. Рунова, М.А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. — 1999. — №6. — С. 34-37.

47. Рылеева, Е.В. Учимся сотрудничать с родителями / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова // Управление ДОУ. — 2004. — №3. – С.35-37.

48. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. — Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.

5 стр., 2094 слов

Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

... что сам добывает собственным трудом. Применительно к детям дошкольного возраста термин «труд» определяет круг занятий детей. Воспитание трудовой деятельности дошкольников, исследовались такими учеными как ... общественному, так и дошкольному воспитанию. Необходимо заметить, что детские дошкольные учреждения развивают и воспитывают детей, при этом укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь ...

49. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКИ, 2005. – 320 с.

50. Солодянкина, О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей / О.В. Солодянкина. — М., 2004. – 77 с.

51. Суравегина, И.Т. Здоровье человека как экологическая проблема: образовательный аспект / И.Т. Суравегина // Экология и жизнь. — 2006. — №1. — С.34-38.

52. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. — М., 2001. — 322 с.

53. Федоровская, О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О.М. Федоровская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.

54. Щебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В.Н. Щебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №3 – 128 с.

55. Щербакова, Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация / Щербакова Е.Е. // Валеология. — 2006. — №2. — С.91-93.

Приложение

Рекомендации родителям

по сохранению и укреплению здоровья детей

(материалы для оформления уголка для родителей)