Основные функции управленческой деятельности 2

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. ………3

Глава 1 Теоретические основы управленческой деятельности

1.1 Основные функции управленческой деятельности………………..7

1.2 Качества руководителя……………………………………………11

1.3 Органические функции руководителя…………………………….16

Глава 2 Анализ выполняемых функций управления руководителя филиала гу КузГту

2.1 Общие положения филиала ГУ КузГТУ…………………………18

2.2 Руководитель и его функции в университете……………………19

2.3 Предложения по усовершенствованию функций управления в филиале…………………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..24

Введение

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя.

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

Актуальность данной темы заключается в значимости и знаний функций руководителя в системе управления. Функция в управлении – это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта).

Цель данного исследования заключается в выявлении органических функций у руководителя в управлении организацией.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

— определить основные функции управленческой деятельности;

— рассмотреть качества руководителя;

— проанализировать органические функции менеджера;

— изучить общие положения филиала ГУ КузГТУ;

— рассмотреть функции руководителя в университете;

— усовершенствовать функции в филиале.

Объектом исследования выступает система органических функций управления.

Предмет исследования – органические функции управления в филиале ГУ КузГТУ в г. Новокузнецке.

4 стр., 1769 слов

Управление поведением и деятельностью в стрессе

... формирование сплоченной группы. Вырабатываемые навыки управления поведением и деятельностью в стрессе рассматриваются при ... дальнейшей работы, наладить хорошие отношения с руководителем, не занимать обвинительно-агрессивной позиции. Проблема ... деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению механизмов саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, изменяются гормональные и иммунные функции ...

При написании данной работы были использованы следующие методы:

— аналитический;

— логический;

— индукции.

Глава 1 Управленческая деятельность

1.1 Основные функции управленческой деятельности

Управленческая деятельность — работа, которая принципиально отличается от других видов деятельности.

Управленческая деятельность требует осуществления (выполнение) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтоб закрепить отдельные виды работы за определенными исполнителями и этим самым предоставить процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Функции — основная категория управления, поскольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции свойственны управлению любой сферой, любой деятельностью [1]. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, которые классифицируются по признаку их порядка выполнения во времени с целью получения определенного результата.

К таким общим функциям относят:

— целенаправленность;

— планирование;

— организацию;

— координацию (или регуляция);

— стимулирование;

— контроль.

Функция целенаправленности заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Нужно уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, изменять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий, относительно реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование — выявление и предсказание объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации, в будущем.

Функция организации заключается в первую очередь в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов, и тому подобное) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и стойкая система. Другими словами, этот процесс целеустремленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенный срок поставленных целей.

Налаживание взаимодействия членов организации должно быть гибким, оперативным, надежным, экономическим и самостоятельно коррекционным. Последовательность реализации функции организации обычно такая:

— определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;

— выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечения бесперебойного снабжения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать — это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу;

12 стр., 5991 слов

Влияние трудового коллектива на деятельность организации

... - персонал гостиницы. РАЗДЕЛ 1 Трудовой коллектив, как основа деятельности организации 1.1 Психологические характеристики трудового коллектива Все трудовые коллективы различаются ... людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления. Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или ...

— установление последовательности действий исполнителей, длительности и контрольных сроков их выполнения;

— выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

— установление между членами организации необходимых организационных отношений (внутри порядочности, координации и тому подобное);

— создание соответствующей мотивации у членов организации ради достижения ценностной цели.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия такие:

— специализация исполнителей;

— количественная и качественная пропорциональность частей, которые образуют систему;

— параллельность действий;

— ритмичность деятельности.

Функция стимулирования содержит в себе разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов их совместной результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

— зависимость величины стимула от конкретного взноса подчиненного в общее дело;

— связь стимулов с целями деятельности организации;

— единство интересов подчиненного, организации и общества, в целом;

— умное соединение моральных и материальных стимулов;

— соединение стимулирования с мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и допускает:

— наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов, в управляемой системе, измерение, регистрация и группирование данных;

— сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;

— количественную и качественную оценку эффективности деятельности;

— выявление отклонений, узких мест, в развитии системы;

— выявление причин реального состояния;

— определение наиболее целесообразных путей возобновления работоспособности системы.

Важной психологической проблемой является вопрос о расхождении между функциями, которые должны выполнять руководитель, и реально выполняемыми функциями [2]. Полного соответствия между ними не имеет, потому что на практике первые функции переламываются сквозь реально сформированную ситуацию, в которой находится руководитель, личность конкретного руководителя, состояние управляемой организации, особенности взаимоотношений, с высшим руководством и тому подобное.

Как правило, объем этих функций превышает объем реально выполняемых, в которых наблюдается определенная выборочность, преимущество одних функций в сравнении с другими. В реально выполняемых функциях оказывается «почерк» или стиль деятельности руководителя.

6 стр., 2657 слов

Циклограмма деятельности классного руководителя. Функции и основные ...

... того, в каких случаях целесообразна каждая из них. Циклограмма деятельности классного руководителя Дополните предложенную циклограмму. Для этого проконсультируйтесь предварительно в школе, ... ходом учебно-воспитательного процесса в классе; выявление причин слабой успеваемости учащихся, организация своевременной необходимой помощи; - индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися ...

1.2 Качества руководителя

В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, придает человеку достоинство, приносит уважение окружающих, наконец, просто захватывающа и увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем часто в неопределенных или критических ситуациях и в самые сжатые сроки.

Для этого руководителю, особенно крупной организации, приходится выполнять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п., к каждому из которых, чтобы добиться успеха, необходимо подобрать свой «ключ».

Основная его задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а в том, чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, вознаградить отличившихся [3]. Понятно, что попытка совместить все это с исполнительской деятельностью большей частью обречена на провал.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, такой руководитель выполняет в рамках своей повседневной деятельности, следующие управленческие функции: межличностные (символ власти; лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленцев); информационные («нервный центр», концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир); решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий ее деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и «посредник»).

По своей ориентированности на определенный характер действий руководители делятся на активных и пассивных [4]. Основная цель пассивных состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации традиций, дополнительно гарантирующих стабильность. В противоположность им активные руководители стремятся к расширению сферы своего влияния как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага.

По способам действия пассивных руководителей можно условно разделить на две группы. Одни, получившие в западной управленческой литературе название мастеров, пытаются сохранить свое положение путем тотального контроля за подчиненными, действий по схеме, требования от исполнителей безраздельного подчинения, пресечения критики в свой адрес, препятствия коммуникациям, отказа от нововведений и любого риска, словом, всего того, что может это положение поколебать и вскрыть их некомпетентность.

21 стр., 10162 слов

Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...

... в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»; ·        данное Руководство также призвано помочь в организации деятельности ПМПК.   ... организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ...

Другие, именуемые «людьми компании», создают впечатление бурной деятельности и занятости проблемами организации и стараются убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь «скользят по поверхности» давая советы общего плана и не вмешиваясь в реальные процессы.

Пассивные руководители обоих типов ставят на первое место свои собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее члена в отдельности, иными словами, оказываются ориентированными на себя. Также на себя ориентированы представители двух из трех основных типов активных руководителей.

Первый тип получил условное название «борцы с джунглями», Эти люди стремятся к безраздельной власти и воюют против всех, считая их, если не реальными, то потенциальными врагами, и используют в этой войне своих подчиненных, «устилая» ими путь к своему торжеству. В зависимости от используемых при этом методов они делятся на две разновидности: «львов», действующих в открытую, и «лис» в основном занимающихся интригами.

Второй тип ориентированных на себя активных руководителей — «игроки». Для них основной интерес представляет не столько сама должность как таковая, сколько процесс ее получения. Поэтому они активно участвуют в различных кампаниях, довольствуются сиюминутными победами, добиваясь их любой ценой, плохо справляются с реальными делами и на практике больше разрушают, чем создают, и с реальными делами справляются плохо.

К третьему, ориентированному на организацию, типу активных руководителей относятся так называемые «открытые», стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага [5]. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы.

Они строят свое видение будущего и ставят перед собой цели в соответствии с реальными потребностями организации и ее членов, используют власть в интересах других, считаются с критикой, стимулируют у подчиненных творческий подход к делу и своим обязанностям, поощряют всесторонние контакты.

Качества, присущие таким руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста, и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя.

Такими качествами являются:

— компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;

— широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;

— стремление к приобретению новых знаний, постоянному, самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

— умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя также мало, чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть:

22 стр., 10977 слов

Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами. ...

... эффективное участие руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами, описание методов предотвращения конфликтных ситуаций. Теоретическая часть Роль руководителя организации в управлении конфликтами   ... общечеловеческих отношений, проблемы организации работы сотрудников и самоорганизации руководителя. Целью проекта является разбор конфликта в филиале Фонда социального страхования, ...

— высокие моральные стандарты;

— физическое и психологическое здоровье;

— высокий уровень внутренней культуры;

— отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;

— оптимизм, уверенность в себе.

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

— умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление;

— доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

— контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

— инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

— способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;

— стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления [6]. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются организаторские способности, стремление к преобразованиям, к новому, умение организовать коллективное творчество.

1.3 Органические функции руководителя

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть видов деятельности, среди которых нужно выделить, прежде всего стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов [7]. В обычных условиях она считается главной.

В рамках нового этапа НТР все большее значение приобретает экспортно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления его, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации подчиненным.

Еще одной основной функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций. Во-первых, контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки [8]. Во-вторых, организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр. В-третьих, направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей. В-четвертых, кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала. В-пятых, стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.

13 стр., 6056 слов

Управление конфликтами в организации 8

... и вынужден справляться с ним всеми возможными путями. Управление конфликтами в организации является одной из основных задач руководителя. Опытный менеджер, прибегнув например, к помощи психолога в ... фундаментальных понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. С позиций управления организацией конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые ...

В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству.

Постоянно растущее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту [9].

В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания или перестройки организации, прежде всего нужны руководители-предприниматели, создающие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями, организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрения и наказаний.

Также выделяются и другие функции руководителя. Теоретики и практики менеджмента рекомендуют выделять следующие органические функции руководителя:

1. Делегирование полномочий и их распределение между исполнителями.

2. Установление ответственности за порученное дело.

3. Принятие управленческих решений.

4. Применение экономико-статистических, организационно-распорядительных и социально-психологических методов менеджмента при разработке решений.

5. Контроль деятельности подчиненных.

6. Поощрение инициативности и самостоятельности подчиненных при мотивировании их труда.

7. Организация производственных процессов и установление оптимальных соотношений между трудовыми, информационными и другими ресурсами.

8. Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций и др.

Изучение органических функций руководителя с целью определения эффективного стиля руководства начались еще в древности.

В менеджменте существуют разнообразные определения стиля руководства. Например, американская школа рассматривает стиль как обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с сотрудниками в процессе достижения поставленных целей [10]. Европейская школа, в частности немецкая, рассматривает стиль руководства как основную составляющую деятельности руководителя, полагая, что на стиль влияют следующие факторы: структура личности руководителя, компетентность сотрудников, ситуация.

14 стр., 6955 слов

Влияние активного социально-психологического обучения на стиль ...

... актуальной тема влияние активного социально-психологического обучения на личностный стиль управления руководителя. В современных социальных и экономических условиях успех того или ... результаты исследования позволят проследить изменения в личностных стилях управления руководителя Объект исследования : личностный стиль руководителя на современном предприятии Предмет исследования : влияние активного ...

Российские специалисты в настоящее время определяют стиль руководства как устойчивую систему форм, средств и методов взаимодействия руководителя с коллективом, направленного на выполнение миссии организации и зависящего от объективных и субъективных факторов осуществления процесса управления.

Методы руководства существуют объективно и не зависят от персоны в отличие от стиля, который обусловлен индивидуальными особенностями руководителя [11]. Личные качества руководителя в стиле его работы преломляются через призму окружающей среды, потребности возглавляемого коллектива, задач управления производством и т.д.

Отечественные и зарубежные специалисты разработали различные стили руководства (управления), среди которых можно выделить две большие группы:

— «одномерные» — обусловлены только одним фактором;

— «многомерные» — комплекс взаимодополняющих подходов, каждый из которых независим от других и может осуществляться наряду с ними.

К «одномерным» стилям управления относятся:

— авторитарный;

— демократический;

— либеральный.

В основе авторитарного стиля управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» разновидностей лежит известная теория «X» и «Y» Дугласа МакГрегора.

«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, единолично решает все и за все берет ответственность на себя, давая подчиненным лишь указания и стимулируя их работу наказаниями, что создает предпосылки для развития производственного конфликта.

При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решения их мнением, хотя, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему (если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается), предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Наказания при этом стиле руководства применяются редко.

Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работающих в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, и вознаграждением является чувство причастности к достижению успеха [12].

22 стр., 10682 слов

Методы управления конфликтами в организации

... .2. Тест 2 Тип темперамента .3. Тест 3 Ваш способ управление конфликтом 4. Управление конфликтом руководителем, в стиле высокой заботе о производстве и низкой заботе о людях ... в грязно-серой палитре красок. Сегодняшние теоретики признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. Противоречивая функция конфликта заключается ...

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление – непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них. В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых можно выделить органическую. К ней относятся: делегирование полномочий, установление ответственности за порученное дело, принятие управленческих решений, контроль деятельности подчиненных, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, поощрение инициативности и т.д.

Глава 2 Анализ выполняемых функций управления руководителя филиала гу КузГту

2.1 Общие положения филиала гу КузГту

Филиал не является юридическим лицом и действует на основании Положения, утвержденного ректором ГУ КузГТУ. Филиал имеет отдельный баланс, малую гербовую печать, печати структурных подразделений, штампы, бланки, лицевые счета, открытые в установленном порядке в органах федерального казначейства для учета операций по исполнению расходов федерального и других бюджетов; для учета средств полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Директор Филиала имеет право по доверенности выданной ректором ГУ КузГТУ действовать от имени ГУ КузГТУ в отношениях с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами, заключать с ними договоры, контракты и иные соглашения по вопросам деятельности Филиала и несет имущественную ответственность в пределах, определенных настоящим Положением и доверенностью

Местонахождение Филиала: 654000, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д.7 Создание, реорганизация и ликвидация подразделений Филиала проводится по решению Ученого совета ГУ КузГТУ. На основании решения Ученого совета университета директор издает приказ о создании структурного подразделения и утверждает Положение о структурном подразделении. Отношение между Филиалом и ГУ КузГТУ определяются настоящим Положением и локальными нормативными актами ГУ КузГТУ.

Функционирование Филиала, как части единого учебно-научно-производственного комплекса ГУ КузГТУ обеспечивается:

— деятельностью Ученого Совета университета, научно-методического Совета ГУ КузГТУ, ректора ГУ КузГТУ, Ученого Совета Филиала, директора Филиала;

— исполнением всеми подразделениями Филиала решений Ученого Совета ГУ КузГТУ, руководства ГУ КузГТУ и руководства Филиала;

— распространением льгот, предусмотренных для образовательных учреждений, на все виды деятельности Филиала, связанные с обеспечением или участием в образовательном процессе;

— назначением директора Филиала приказом ректора;

— отчетностью по производственно-хозяйственной, учебной, научной и финансовой деятельностью Филиала перед ГУ КузГТУ.

В Филиале создаются общественные организации, действие которых регулируется их Положением и законодательством РФ. Интересы студентов Филиала представляет Студенческий Совет. Взаимодействие администрации Филиала и указанных организаций определяется соглашением между ними. Создание и деятельность политических партий, религиозных организаций и движений в Филиале ГУ КузГТУ не допускается.

Филиал самостоятелен в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из настоящего «Положения».

2.2 Руководитель и его функции в университете

Руководителем в филиале ГУ КузГТУ г. Новокузнецк является директор. В его обязанности входит выполнение обычных обязанностей правого и социального характера. Он отвечает за мотивацию и активизацию подчинения, за набор и подготовку сотрудников, обеспечивает функционирование сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют необходимые сведения и оказывают услуги.

К руководителю также относится роль приемщика информации, роль ее распространителя, роль представителя университета. Директор получает специализированную информацию для использования в интересах дела, выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, затем передает полученную информацию сотрудникам, при необходимости интерпретирует ее. Как представитель руководитель передает информацию во внешнюю среду.

Также к нему относится роль распределителя ресурсов и роль ведущего переговоры.

Директор определяет направления развития организации, организует проекты изменения, контролирует их осуществление. Таким образом можно выделить следующие функции руководителя:

— административно-организационные (распределяет обязанности между сотрудниками, контролирует процесс выполнения заданий, оценивает результат и несет ответственность за отдельных сотрудников);

— стратегические (постановка целей и выбор методов их достижения);

— коммуникативные (является источником информации);

— функции представительства (представляет коллектив во внешней социальной среде).

2.3 Предложения по усовершенствованию функций управле-ния в учреждении

Умение принимать самостоятельные решения и действовать адекватно ситуации – непременные атрибуты данной позиции. Задачи директору, как правило, ставятся высшим руководством. Результаты работы директора напрямую зависят от того, как он спланирует свою работу, насколько верно расставит приоритеты и будет придерживаться плана. Недопустимо метание от задачи к задаче – это не то, что ожидают от директора. Итак, чтобы достигнуть поставленных целей, необходимо составить четкий план действий.

Позиция директора предполагает также умение руководить: человек должен уметь делегировать функции, распределять роли, давать четкие инструкции, контролировать и отслеживать выполнение заданий. Только четкое выполнение задач, в конечном счете, приведет к исполнению основного плана директора.

Руководитель должен уметь наладить внутренние и внешние коммуникации. Это позволит ему вовремя получать необходимую информацию и правильно использовать ее в работе. Обратная ситуация приведет к информационному вакууму: он не будет знать, какие задачи выполняют подчиненные, и с какими проблемами сталкиваются, и вряд ли сможет эффективно управлять процессом.

Заключение

Итак, в данной работе были рассмотрены органические функции управления. Были сделаны следующие выводы:

Во – первых, руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Он должен делать не только то, что указано в инструкциях, методиках, он должен мыслить творчески, более широко, чем придписывается. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. Руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовывать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.

Во – вторых, в современной экономике функции работников настолько усложняются, что управлять ими с помощью команд и распоряжений — малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователи», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Руководитель, так же как и другие сотрудники, осуществляет все перечисленные выше функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций.

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология личности [Текст]/ В. А Аверин – СПб, 1999- 312с.

2. Белоусов, А. А. Основы менеджмента [Текст]/ А. А Белоусов – Изд-во ДВГУ, 2000- 189с.

3. Смирнов, Э. А. Основы теории организации [Текст]/ Э. А. Смирнов – М: Аудит, 1998-213с.

4. Кудряшова, Л. Д. Каким быть руководителю [Текст]/ Л. Д. Кудряшова – Л, 1986-196с.

5. Ксенчук, Е. В. Технология успеха [Текст]/ Е.В.Ксенчук – М, 1993-561с.

6. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения в управлении [Текст]/ Л. Д. Столяренко – Феникс, 2005- 541с.

7. Кричевский, Л. Р. Если вы – руководитель [Текст]/ Л. Р. Кричевский – М. Дело, 1999-651с.

8. Журавлева, А. Л. Совместная деятельность [Текст]/ А. Л. Журавлева – Наука, 1988-356с.

9. Фролова, Е. Г. Управление и развитие организации [Текст]/ Е. Г. Фролова – Журнал практического психолога, 1980- 432с.

10. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст]/ О. С. Виханский – М, 2001-345с.

11. Радугин, А. А. Основы менеджмента [Текст]/ А. А. Радугин – М, 1997-202с.

12. Вязгин, А. В. Руководитель и управление [Текст]/ А. В. Вязгин – Наука, 1996- 165с.

24