Основоположники теории и социальной педагогики.

Ф.И.О. педагога Годы жизни, страна Основные труды Практический, теоретический вклад в развитии социальной педагогики.
Конфуций 551 до.н.э -479   Древний Китай. Мудрец, педагог. Беседы и суждения, нужно жить с законами природы и принципами порядка, и середины. Создал первую в Китае школу идей. Цель воспитания по Конфуцию – укрепление нравственности и преодоление жизненных трудностей через гуманизм и гармонизация отношений. Нужно, учил К., жить в согласии с принципами Порядка и Середины.Оказавший Огромное воздействие на развитие педагогической мысли, науки, образования. В основанной им школе использовал диалоги, классификацию, сравнение фактов и явлений, подража­ние образцам
Демокрит (ок. 460 -370-е гг. до н.э.)   Восточная Греция Древнегреческий философ, учёный-энциклопедист, анотомист «Фрагменты о воспитании» В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование: надо начинать воспитание детей с малых лет.   Основоположник атомистического учения в своем учении обосновывал тезис о необходимости соотнесения природы ребенка и воспитания.

Таким образом, он одним из первых сформулировал принцип природосообразности. .Так, он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. Под воспитанием философ понимал обучение, упражнение. Демокрит первый, кто поднял вопрос умственного воспитания детей.

Марк Фабий Квинтилиан 42-118 Древний Рим. Теоретик ораторского искусства, педагог. «О воспитании оратора» (Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу) Является автором первого известного специального педагогического труда, в котором высказал социально-педагогические идеи о дидактике и методике обучения, воспитании ребенка в детском коллективе, связях школы с жизнью, о профессиональных качествах учителя и его взаимоотношениях с воспитанниками. В обучении, поКвинтилиану , следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление, упражнение. Его взгляды получили широкую известность в XVI-XVII вв., к ним обращались педагоги-гуманисты.
Аристотель 384-322 Древняя Греция. философ, ученый-энциклопедист, ученик Платона. «Политика». Теоретические вопросы воспитания изложил в своих многочисленных трудах.

Наиболее авторитетным из них является «Логика», сам ученый называл эту науку аналитической. «Этика»

Систематизировал все области знания своего времени. Создал свою возрастную периодизацию, обосновал необходимость разностороннего воспитания: физического, умственного и нрав­ственного
Платон 427-347 Древняя Греция. античный греческий философ-идеалист.   «Протагор», «Государство», «Законы» Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания. Один из первых создателей теории дошкольного воспи­тания. Основал учебное заведение — Академию.
Мишель Монтень 1533-1592г французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения «Опыты» Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры — католической церкви. Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
Ян Амос Коменский 1592-1670г Чехия   Мыслитель гуманист, педагог «Великая дидактика», «Мир чув­ственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков и всех наук», « Материнская школа» и др.

   

Основоположник научной педагогики Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, единой школы; раз­работал возрастную периодизацию, дал научное и теоретическое обоснование дидактических принципов и правил классно-урочной системы.
Джон Локк 1632-1704г, Англия Философ 17 века Основные труды: «Опыт о челове­ческом разуме», «Мысли о воспитании». Автор теории «чистой доски». Разработал концеп­цию воспитания джентльмена.
Жан Жак Руссо 1712-1778г Франция Философ теоретик «Эмиль, или о воспитании» -Открыл школу для крестьянских детей Основоположник теории свободного и естественного воспитания. «Возрастная периодизация по Руссо» До 2-х лет -детская от 2 до 12 -от 12 до 15
Иоганн Песталоцци 1746-1827гг Швейцарский соц. педагог -«Лингард и Гертруда». -«Как Гертруда учит своих детей», «Письмо другу о пребывании в Станце», «Лебединская песня», «Книга для матерей» Открыл приют для детей в здании бывшего Монастыря Дополнил принцип социального воспитания «Принцип культурного сообразности воспитания» Руководитель сиротских приютов, Бургдорфского института.

Разработал теорию элементарного образования, первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег 1790-1866г Ученик Песталоцци -Немецкий педагог, демократ -Учитель немецких учителей Главный труд «Руководство к образованию нем. учителей» разработал принципы вос­питания (природосообразность, культуросообразность, самодея­тельность), создал дидактику развивающего обучения.
Роберт Оуэн 1771-1858г Англия Социалист, утопист Программа «Новый взгляд на общество или опыты о формировании характера» Основные работы: «Об образовании человеческого харак­тера», «Книга нового нравственного мира» и др.   В его социально-педагогических экспериментах улучшил условия труда и жизни своих рабочих, сократил рабочий день с 14-16 до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил хорошие жилища, открыл культурно-просветительные, учреждения и организовал рациональное воспитание, создав «школу» для малышей с яслями и площадкой для игр. С 6 до 10 лет дети рабочих учились в начальной школе, а после 10 лет, трудясь на фабрике, посещали вечернюю школу.

Всю эту систему воспитательных учреждений назвал « Новым институтом для образования человеческого характера». Здесь же читались лекции для взрослых, проводились различные культурные мероприятия.

Георг Кершенштейнер 1854-1932г Германия Педагог «Школа будущего — школа работы» Новая народная школа, считает К., должна стать естественным продолжением светлого и продуктивного детства. Такой может быть только трудовая школа. В ней, разумеется, сохраняется учеба, овладение знаниями. Умение хорошо писать, считать — также работа, труд, который влияет на развитие характера и воли ребенка. Педагогика К. интересна тем, что различные по своей идеологии педагоги видели в ней то, что хотели видеть. Объективно же она в значительной степени ориентирована на природосообразность, имеет гуманистическую направленность, вносит существенный вклад в теорию и практику трудового обучения и воспитания, формирование гражданственности.  
Вельгельм Август Лай 1862-1926г Немецкий педагог, психолог Основной труд — «Экспериментальная дидактика». Считал, что в основе детских поступков ле­жат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях.

Созда­тель «школы действия». Теория «Школа жизни».  

Джон Дьюи 1859-1952г Американский психолог «Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Психология и педагогика мышления», «Мое педагогическое кредо», «Реконструкция философии», «Свобода и культура», «От ребенка к миру, от мира к ребенку».   Основоположник педоцентрической теории. Являлся членом общества «Гуманистическое общество в Ньюйорке»
Рудольф Штейнер 1862-1925г Германия Вольдовская школа (12 лет обучения, углубленная) 1) Воспитание к свободе. 2) Социальное воспитание. Филосов разработал концепцию трех членного общества «Антропологическую соц.воспитания» в трех сферах: Свобода 1. Духовная нравственность Равенство 2. Полит.- прав. Братство 3. Экономическая  
Мария Монтессори 1870- 1952г Италия Педагог – гуманист, философ, педагог – психолог — Первая женщина — врач Книга «Психологическая антропология» «Дом ребенка», «Мой метод», «Педагогика Монтессори», «Помоги мне сделать это самому», «Воспитание и самообучение в начальной школе» Открывает первый «Дом ребенка» Метод обучения и воспитания детей-дошкольников.

Разработала интересный дидакти­ческий материал для занятия детей. Создала специальную методику воспитание детей. Метод формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Принципы педагогики: · Первая стадия детства (0-6лет); · Вторая стадия детства (6-12 лет); · Юность (12-18 лет); · Взросление (18-24 года).

Януш Корчаг 1878-1942г, Варшава Педагог – гуманист, Книга «Сон детей» Изучение личности «Дети улицы» «Когда я снова стану маленьким» «Как любить детей» Руководил «домом сирот», воспитание личности, интернат  
Пауль Наторп 1854 – 1924г Германия Представитель реформаторской педагогики. Немецкий философ и социальный педагог В 1890 г. опубликовал книгу «Социальная педагогика» Основоположник теории социальной педагогики Рассматривал школу как важнейший инструмент со­циализации. Процесс воспитания начинается с воспитания воли.
Герберт Спенсер 1820-1903г Англия Философ, социолог Основы социальной философии.

«Социальная статистика» «Социальная жизнь» «Психология» «Воспитание умственное, нравственное и физическое»  

Основоположник соц. педагогики Целью социального воспитания является — «жить полной жизнью» 1.Индивидуальная сфера (Я — личность) 2. Семейная сфера (Я – семьянин) 3.Социальная (Я – профессионал, гражданин)
Карл Рэнсом Роджерс 1902–1987 Американский психолог и педагог «Взгляд на психотерапию. Становление личности». -Психология супружеских отношений.   Гуманистическая Теория Личности  
Абрал Маслоу 1908- 1970 Гуманист, психолог «Мотивация и личность» Создатель теории самоактулизации. Самоактулизация основана на иррархии.   Потребность к самоактуальности ^ Познавательные потребности ^ Потребность в принадлежности и любви ^ Потребность в сообщении, любви принадлежности ^ потребность безопасности ^ Физиологические потребности
Э́рих Зелигманн Фромм 1900-1980г   Германия Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик В 1943 Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии.

«Бегство от свободы», «Искуство любить». «Иметь или быть». «Душа человека»

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие.
Альберт Швейцер 1875–1965 Германия Теолог, философ, музыкант и врач «Этика благоговения перед жизнью». “Культура и этика” Основной принцип этического учения – принцип нравственности. Благоговение перед жизнью— принцип индивидуально ответственного поведения, в нем самоотречение мотивировано благоговением перед собственной жизнью.  
Лев Николаевич Толстой 1828-1910г Россия великий русский писатель и педагог Открыл Яснополянскую школу (которая существовала 18 мес), -журнал «Ясная поляна», -«Азбуку» и « Новую азбуку», Теория «свободного воспитания», Педагогика творческой личности.

 

Константин Николаевич Вентцель 1857-1947 Россия Русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания «Проблемы космического воспитания», «Современный момент и свободное воспита­ние», «Декларация прав ребенка». руководил «Домом свободного ребенка» (1906— 1909) Соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики (предполагает развитие сознания и формирование нового мировоззрения).
Станислав Теофилович Шацкий 1878-1934г. Россия, СССР Педагог « Школа для детей или дети для школы» Совместно с коллегами и с помощью рабочих, впервые в России создает детский клуб и летнюю детскую колонию в Щелково. Организовал летнюю, колонию для детей и подростков «Бодрая жизнь». Но все же основное свое творчество он вложил в «Первую опытную станцию» Участвовал в работе Главного ученого совета по созданию новых школьных программ, был членом Наркомпроса, а в 1932 г. руководил центральной экспериментально-педагогической лабораторией и одновременно Московской консерваторией, где впервые создал кафедру педагогики.

В основу деятельности «Станции» был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. — связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Все осуществлялось под лозунгом : «Жизнь должна быть деятельной». Воспитанники «Станции» даже оказывали экономическую помощь населению, участвовали, в электрификации и радиофикации сел, домов, ставили агрономические опыты, участвовали в субботниках. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества. Высказав идею, что педагогика — это синтез науки и искусства, воплощал ее в действительность.

Павел Петрович Блонский 1884-1941г Россия, СССР Педагог и психолог теоретик педагогики советского периода Основные произведения: «Трудовая школа», «Трудные школьники», «Очерки детской сексуальности».   На идею реформы педагогической науки вывел анализ состояния школы в начале 20 в., которую он назвал «монастырем» и «казармой», а затем события 1917 г. В них Он увидел возможность коренным образец изменить состояние педагогики и создать новую школу, стал одним из ее организаторов и теоретиков.

Главным здесь считал укрепление связи педагогики с психологией, предложив генетический или исторический принцип как основу педагогических исследований. Связывая теорию с практикой, выступал за школу не профессиональную, но политехническую, дающую всестороннее образование, осуществляющую соединение обучения с производительным трудом. Участвовал в разработке программ, определив требования к содержанию образования: правильное соотношение науки и школьного предмета, связь с жизнью, учет индивидуальных и возрастных особенностей и дань времени — идейность.

Антон Семенович Макаренко 1888-1939г Россия, СССР. Педагог — новатор и писатель Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.   «Цель воспитания». «Что значит воспитывать ребенка». «Коммунистическое воспитание». «Методика организации воспитательного процесса».   В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».
Виктор Николаевич Сорока-Росинский 1882-1960г Россия, СССР. рус­ский и советский психолог и педагог В 1920 г.

создает «Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского» (ШКИД — дети запущенные, беспризорники) «Детский дом», « От принудительности к добровольчеству».

Внесший существенный вклад в теорию и практику воспитания трудных детей    
Василий Александрович Сухомлинский   1918-1970г Россия Педагог- гуманист, ученый, писатель Гуманистическая сущность позиции: «Сердце отдаю детям», «Рождение граждан», Директор «Павлышской СОШ», «Мудрая власть коллектива», «Разговор с молодым директором школы», «Трудные дети».   Состоял в движении учителей новаторов, зарождение педагогики сотрудничества. Исполь­зовал уроки на природе, ввел обучение детей с шестилетнего возраста, был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребенку    
Иван Иванович Бецкой 1704-1795 Россия видный деятель просвещения в России Главный труд — «Генеральное учреждение о воспи­тании обоего пола юношества». Организатор воспитательных домов, Смоль­ного института благородных девиц. Стремился создать «но­вую породу людей», способных гуманно обращаться с крестьянами.

 

Василий Порфирьевич Вахтеров 1853-1924 Россия русский педагог Основные работы: «Русский букварь», «Мир в рассказах для детей».   Сторонник биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопреде­ленный процесс. Вслед за К.Д. Ушинским сделал много для раз­вития теории начального обучения.
Василий Васильевич Зеньковский 1881-1962г право­славный педагог, психолог, богослов, философ. Основные работы: «Проблема вос­питания в свете христианской антропологии», «Педагогика и психология» и др. Признавал пра­во ребенка на свой путь развития, принцип индивидуальности и эсхатологическую перспективу в воспитании. Выступал сторон­ником свободного воспитания.  
Надежда Константиновна Крупская 1869-1939г СССР совет­ский политический деятель, педагог, организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Политехническая школа и пионерорганизация», «К вопросу о свободной школе» и др. Раз­рабатывала вопросы дидактики, политехнического и трудового воспитания и образования, пионерского движения и самоуправле­ния школьников.
Антон Семенович Макаренко 1888-1939гг СССР видный совет­ский педагог-новатор, Основ­ные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» Руководитель учреждений для беспризорных детей (колония им. А.М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского).

Являлся одним из теоретиков коллективного воспитания.

Мейман Эрнст 1862-1915гг Германия немецкий педагог и психолог Основные работы: «Лекции по экспериментальной педагогике», «Экономия и техни­ка памяти» и др. Основатель экспериментальной педагогики, один из первых авто­ров работ, посвященных психологии ребенка.
Николай Иванович Пирогов 1818-1881 Россия великий русский хирург, попечитель Одесского и Киевского учебных округов, пе­дагог. Основные педа­гогические работы: «Вопросы жизни», «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» Защищал общечеловеческий характер воспитания; предло­жил проект бессословной системы образования.  
Константин Дмитриевич Ушинский 1824-1870гг   великий русский педагог Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Род­ное слово», «Детский мир» и др.   Один из основоположников русской педагогичес­кой науки и народной школы. Выдвинул требования демократиза­ции народного образования, идею народности воспитания, воспи­тывающего обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте. Одним из первых разработал основы педагогической антрополо­гии.
Селестен Френе 1896-1966гг французский педагог-рефор­матор. Основной труд — «Педагогические инварианты». Разработал педагогическую технологию, состоявшую из разных по функциям элементов: типографии, самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек персональной работы.  
Карл Шмидт 1819-1864гг Германия немецкий педагог, руководитель учительской семинарии в Готе. Основной труд — «Исто­рия педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов».   Выдвинул мысль, что основой педагогики должна быть антропология  
Петр Францевич Лесгафт 1837 -1909 гг антрополог, психолог и педагог «Семейное воспитание ребенка и его значение» Он был организатором широкого педагогического движения за введение теории физического воспитанияв школах и детских учреждениях.