Тенденции развития дошкольного образования

МИнистерство образования и науки

российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МАТЕРИАЛ

«АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Состав научно-образовательного коллектива:

Волобуева Людмила Михайловна, декан, доцент, кандидат пед. наук

Толкачева Галина Николаевна, доцент, кандидат пед. наук

Павлова Людмила Ивановна, доцент, канд. пед. наук

Москва 2010

В Приоритетных направлениях развития образователь­ной системы Российской Федерации, одобренных на за­седании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. на 2006-2010 гг. (протокол № 47, раздел I) — предшкольное образование заявлено одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Важным аспектом в работе является обеспечение доступности качественного образования, создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста — предшкольное образование.

В этот период дошкольного детства закладывается основа для дальнейшего обучения детей в школе. От доступности и качества предшкольного образования напрямую зависит успешность последующего обучения детей в школе. Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому очень важно соблюсти преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. Чрезмерно завышенные требования к ребенку при поступлении в школу приводят к необходимости усиленных занятий с ним, что отрицательно сказываются на его психическом развитии. Особенно остро этот вопрос стоит с теми детьми, которые по тем или иным причинам не получают общего дошкольного образования.

Для решения этой проблемы в разных регионах Российской Федерации проводится работа по организации предшкольного образования, разрабатывается нормативно-правовая база, идет апробация различных моделей и организационных форм предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста. Изучение и анализ этой работы имеет большое значение для создания единой, целостной системы предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) в Российской Федерации.

8 стр., 3602 слов

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 7

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный университет" Институт психологии и педагогики Кафедра специальной и клинической психологии Утверждаю Проректор по учебной работе _________А.Ю. Шумаков «_____»__________2008г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения Программа по учебной дисциплине Согласовано ...

Цель работы: Провести сравнительный анализ используемых форм предшкольного образования в Москве и других регионах Российской Федерации.

Основные направления поиска новых моделей и форм организации предшкольного образования на современном этапе

Поиск новых форм подготовки детей к школе, в том числе не посещающих дошкольное учреждение ведется на протяжении всей истории Российского дошкольного образования. Эта проблема выходит на первый план в периоды социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе. Изменениям подвержена и система до­школьного образования. На современном этапе развития она должна представлять собой мно­гофункциональную систему, ориентированную на потребности общества и представлять разнооб­разный спектр образовательных услуг с учетом возра­стных и индивидуальных особенностей развития ре­бенка. Изменения кас­аются как содержательного аспекта дошкольного образования, так и организационного.

Лучшим условием для дошкольников является возможность обучаться и воспи­тываться в ДОУ. Однако в современных условиях из-за острого дефици­та мест в дошкольных учреждениях решить эту проблему на базе только детских са­дов нельзя. Выходом из сложившейся ситуации может стать использование других типов образовательных учреждений, при условии создания в них соответствующей учебно-материальной базы, пред­метно-развивающей среды, игровой зоны и т.д.

12 стр., 5503 слов

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста

... с  педагогом. [12, 17]   Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, то есть процесс обучения в школе ... психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. – М.: Питер, 2006,- с.294 21.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование, 1998, ...

В 90-е годы Министерством образования России было подготовлено несколько документов рекомендательного характера тесно связанных с вопросом подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

— Письмо Минобразования России от 25.03.94 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального образования». Данное письмо было разработано с целью упорядочения организации деятельности образовательных учреждений, в которых одновременно осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного и школьного возраста. В Письме раскрываются вопросы взаимодействия и преемственности обучения детей. Даны рекомендации по видам: «школа — детский сад», начальные классы общеобразовательной школы расположены в дошкольном учреждении, взаимодействие образовательных учреждений на основе объединения их в комплексы, взаимодействие образовательных учреждений на основе заключенных между ними договоров о сотрудничестве. Основаниями преемственности являются: развитие любознательности, развитие способностей к самостоятельному решению задач, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности. Средством обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного — начального общего) образования, на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (лепка, конструирование, рисование, игра и др.).

— Письмо Минобразования России от 22.07.97 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» В Письме, с определением числа занятий и рекомендациями по учебно-методическим материалам, предлагается для детей 5-6 лет создать на базе ОУ группы развития и подготовки детей к школе. В таких группах в занимательной и игровой форме учитель начальных классов развивает познавательные и психические процессы детей, мелкую моторику рук, обучает азам письма, чтения и математики. На базе ДОУ группы кратковременного пребывания для детей, не воспитывающихся в ДОУ.

6 стр., 2868 слов

экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

... образовании детей дошкольного возраста в ДОУ 1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ Дошкольное детство – особенный период развития ребенка. В этом возрасте ... экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л.А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №2. - ...

— Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «Об гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». В Письме поднимается вопрос о негативной практике неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников дошкольного учреждения. Говорится о не допустимости применения классно-урочной системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста, о не допустимости повышения количества занятий в течение дня и их длительности, а так же использование занятий в качестве преобладающей формы организации обучения. Т.к. это отрицательно отражаются на состоянии здоровья и эмоциональном благополучии детей. Необходимо в течение дня обеспечивать баланс разных видов активности детей — умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей должна выступать игра.

— Письмо Министерства образования РФ от 10.04.2000 № 22-16 «Программа развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях». В Письме поднимается вопрос о проблеме сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в сложившихся социально — экономических условиях. Создание новых форм дошкольного образования – один из наиболее перспективных способов решения этой проблемы. Так же в Письме предлагается новые формы работы с детьми. Дети, не посещающие ДОУ, могут быть включены в недоукомплектованные группы и могут принимать участие в занятиях, играх, прогулках, а перед обедом их забирают родители. Создание специальных групп кратковременного пребывания, организация разновозрастных групп, привлечение к сотрудничеству с ДОУ родителей.

В Письме предложено провести всероссийский эксперимент по разработке новых форм дошкольного образования, на основе социально-педагогического и психолого-педагогического метода, который даст научно-практические разработки, их опытно — экспериментальную проверку и практическую реализацию на всех этапах.

— Письмо Минобразования России от 09.08.2000 г. № 237,23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы». В Письме поднимается вопрос о негативной тенденции преобладания в дошкольном образовании школьных форм обучения (занятий), которые вытесняют игру и другие специфические виды деятельности детей дошкольного возраста. Так же говорится об ущемлении прав ребенка на и одновременно права родителей выбирать школу для своих детей. В связи с этим Минобразования России были проведены коррекционные совещания по вопросу доработок некоторых программ воспитания и обучения. Организованна работа по созданию новых программ непрерывного дошкольного – начального образования в соответствии с проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

7 стр., 3340 слов

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

Методики для исследования агрессивности младших школьников, Рекомендации по их применению Условия проведения структурированного наблюдения (Источник:Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.) Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы ...

— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год, Приказ МО РФ № 393 от 11.02.2002г. В ней говорится о необходимости повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Цель модернизации образования – создание механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования и др.

— Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г. В водной части Концепции дается общая характеристика развития дошкольного и начального образования на период 2003 года. В ней говорится, что система дошкольного образования стала представлять собой гибкую многофункциональную сеть ДОУ, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг. Стали появляться новые формы работы с детьми (мини-сады, группы кратковременного пребывания, центры развития, «начальная школа — детский сад» и др.).

Вместе с тем существуют и проблемные вопросы. Например, подготовка детей к школе зачастую стала рассматриваться, как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В документе подчеркивается недопустимость засилья «школьных технологий», недооценивая, при этом, значение игровой деятельности детей.

5 стр., 2433 слов

Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского садика Центра развития ре

... в микрогруппах). Цель образования детей дошкольного возраста в ЗМДОУ «Ласточка»:развивать личность ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности ребенка, достижение ребенком уровня психофизического и ... этом направлении на уровне системы общего образования. [5, 60] Коммуникативная компетенция — умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии ...

— Письмо Минобразования России от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13 «Об использовании программ адаптивного развития при подготовке детей к школе». В документе речь идет о необходимости выстраивать работу по подготовке ребенка к школе с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6 — 7 лет. Наиболее эффективной формой признана — индивидуальная работа по подготовке к школе. Она должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций построенная на таких принципах как: системность, компетентность, повторность, адекватность требований и нагрузок и др. Даны возможные варианты организации индивидуальной работы по подготовке к школе.

Таким образом, можно сказать, что до 2004 года работа по поиску новых организационных форм подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе находилась на стадии активной разработки. Однако для развития «предшкольного образования» необходимо было дать точное определение этого понятия, определить цели и задачи, организационные формы, подготовить соответствующее нормативно-правовое и методическое обеспечение. Работа в этом направлении велись на самом высоком уровне.

— В Приоритетных направлениях развития образователь­ной системы Российской Федерации, одобренных Правительством РФ 9.12.2004г. (протокол № 47, раздел I) говорится о необходимости выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, что свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста – «предшкольное образование». В связи с этим предлагается новая структура общего образования:

1. Предшкольное образование» (1 год).

2. Начальная школа (4 года).

3. Основная школа (5 лет).

4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).

— Министерством образования и науки России был разработан целый комплекс мероприятий, направленный на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, издан Приказ от 14.06.2005 г. № 175 «Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период 2010г.».

14 стр., 6644 слов

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста

... в роли других. В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. В старшем дошкольном возрасте (5 - 6 лет), когда ... и на основе постепенно накапливающегося жизненного опыта возникают ценностно-смысловые образования. К концу дошкольного возраста также заметно возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а ...

— В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы, утвержденной рас­поряжением Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340-р. впервые было дано определение:

«Предшкольное образование» — образование детей старшего дошкольного возраста (5 — 6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.

В Концепции были определены этапы реализации программы:

I этап (2006 — 2007 годы).

На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также началом масштабных преобразований и экспериментов;

II этап (2008 — 2009 годы).

На этом этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования, другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования;

III этап (2010 год).

На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

— Основной стратегической целью Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23. декабря 2005 г. № 803. является — обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Путь достижения поставленной цели — создание новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования.

В программе определены стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Решение этих задачи обеспечивается путем реализации программных мероприятий, в том числе, создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в школе — «предшкольное образование».

Качественными показателями реализации программы являются: удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах и выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

— 05.09.2005 В.В. Путин объявил о старте Приоритетного национального проекта «Образование», призванного ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов.

Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

— 19.01.2006г вышло Распоряжение Правительства РФ N 38-р «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008)». В Распоряжении говорится о необходимости модернизации системы Российского образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием. О предстоящей реструктуризации сети образовательных организаций и изменении системы бюджетного финансирования путем перехода на нормативно — подушевое финансирование. О внедрения образовательных кредитов, а так же о необходимости значительно повысить эффективность системы образования детей предшкольного возраста с обеспечением максимального охвата программами предшкольного обучения детей 5 — 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей, с тем, чтобы предоставить им равные стартовые возможности в получении школьного образования.

— Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России было подготовлено Письмо № 03-2998 от 25.12.2006г. «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста». В письме подчеркивается необходимость развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста, а так же развивать группы кратковременного пребывания (ГКП) на базе ДОУ и ОУ. Говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, в письме выделяется, как особая организационная единица — «дошкольная образовательная группа».

Рассматривается возможность создания ГКП не только на базе ДОУ и ОУ, но и на базе разных культурно–образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом «дошкольные образовательные группы» должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), что позволит удовлетворить многообразные запросы населения.

В Письме отмечается, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. «Дошкольные образовательные группы» должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений. Одной из основных задач «дошкольных образовательных групп», является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6–летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников.

Модель (лат. modulus — мера, образец) — объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. Воспроизведение осуществляется как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (график, схема, программа, теория).

В Письме предложено разделить все формы образования детей старшего дошкольного возраста на три модели, по характеру организации образовательного процесса:

1) Группы полного дня детей старшего дошкольного возраста (на базе ДОУ и ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

2) Группы кратковременного пребывания (на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ);

3) Образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

— Одним из последних документов, вобравшим в себя результаты работы по апробации различных моделей и организационных форм предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, стало Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ то 31.01.2008г. № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения образования детей из разных социальных групп и слоев населения». В этом документе были опубликованы «Методические рекомендации по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения».

При разработке этих методических рекомендаций были использованы результаты реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы — «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста и разработка процедуры (алгоритма) их внедрения на основе изучения регионального опыта», выполненного Российской академией образования.

В документе отмечается, что основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года. В этих документах обозначены базовые принципы развития системы российского образования:

— открытость к общественным запросам и требованиям времени;

— привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;

— переход на современные образовательные технологии;

— обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.

В Письме предлагаются пути решения проблемы общедоступности дошкольного образования за счет:

— Строительства новых дошкольных образовательных учреждений и реконструкции зданий ДОУ. Перепрофилирование образовательных учреждений. Открытия дополнительных групп в уже действующих ДОУ. Использования пустующих помещений в образовательных учреждениях других типов.

— Реализации трех основных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения:

Модель №1 Группы полного дня детей дошкольного возраста на базе ДОУ, ОУ и учреждениях дополнительного образования детей, в которых созданы соответствующие условия, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Модель №2 Группы кратковременного пребывания детей на базе ОУ разных типов, учреждений культуры и родительских сообществ, организация воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 3-5 часов в день от 3 до 5 раз в неделю).

Модель №3 В условиях семейного воспитания, дошкольное образование организуется в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями, а также в форме гувернерства.

В Письме подчеркивается, что внедрение указанных моделей в образовательную практику осуществляется через организацию деятельности органов местного самоуправления, посредством нормативных и финансово-экономических механизмов. В своей деятельности органам местного самоуправления в области образования рекомендовано руководствоваться Комплексом мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (поручение Правительства РФ от 22.06.2007 N ДМ-П44-3035).

В дополнение к основным моделям предшкольного образования разработаны и могут быть использованы и другие формы:

  • Группы выходного дня в ДОУ, ОУ, ЖКДУ (жилищно-коммунальном домоуп­равлении);
  • Центр развития ребенка (ЦРР) – организация на его базе предшкольных групп с 5 до 7 лет.
  • УВК – начальная школа – детский сад, прогимназии.
  • Консультативно-диагностические центры в которых можно провести диагностику и получить рекомендации специалистов;
  • Центры медико-психолого-педагогической помощи семье, где родители могут получить высококвалифицированную помощь в решении различного рода проблем связанных с развитием ребенка, провести необходимую диагностику, пройти, при необходимости, коррекционный курс, и многое другое;
  • Домашнее образование как система гувернерской службы, семейное образование с опорой на существующие стандарты и под патронатом ДОУ или орга­нов управления образованием, осуществля­ющих эту деятельность;
  • Школа матерей в которой родители могли бы получат необходимую им информацию: о возрастных особенностях детей, о методах и формах самостоятельной работы с детьми, о новых учебно-методических пособиях и многое другое.
  • Проведение различного рода мероприятий для родителей по вопросам предшкольного образования («конференции для родителей будущих первоклассников», создание тематических телевизионных передач, печатной продукции и пр.).
  • Открытие Лекотек, на базе дошкольных образовательных учреждениях. Они будут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ослабленным здоровьем и особыми образовательными потребностями с использованием игро- и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Центры игровой поддержки ребенка, в которых можно будет получить профессиональную помощь по вопросам психопрофилактики и психокоррекции нарушений развития личности ребенка и др.

Тенденции развития дошкольного образования — Стр 2

В решении проблемы предшкольного образования в России активное участие принимает ГОУ ВПО Московский педагогический государственный университет.

В период с 2007-2008 годов на факультете дошкольной педагогики и психологии разрабатывалась проблема «Научно-методические основы, содержание и технологии предшкольного образования в условиях ДОУ и семьи» в рамках Инновационной образовательной программы МПГУ. Целью научно-исследовательской работы было определение содержательной части предшкольного образования на основе учета психологических и физиологических особенностей развития детей предшкольного возраста, анализа преемственности дошкольного и начального образования, изучение отечественного и международного опыта предшкольного обучения, современных педагогических технологий. Особое внимание было уделено подготовке высококвалифицированных педагогических кадров.

Результатом научных исследований стала разработка «Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе». Организатором разработки проекта являлся отдел дошкольного образования ФИРО Минобрнауки Российской Федерации. Разработчиками проекта стали: Т.Н. Доронова, к.п.н., заведующая отделом дошкольного образования ФИРО; Т.И. Гризик, к.п.н., ведущий специалист отдела дошкольного образования ФИРО; Е.В. Соловьева, к.п.н., ведущий специалист отдела дошкольного образования ФИРО; М.А. Рунова, к.п.н., заведующая лабораторией охраны здоровья и физической культуры дошкольников ФИРО; Н.А. Короткова, к.п.н., ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО; С.Г. Якобсон, к.п.н., ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО.

Раздел «Обеспечение системы дошкольного образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом» в Концепции, был разработан преподавателями нашего университета: Т.И. Ерофеевой, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГУ; Л.М. Волобуевой, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ и Г.Н. Толкачевой, зам. декана факультета.

Главная цель Концепции — разработка механизмов, позволяющих детям 5-7 лет из разных социальных групп и слоев населения России получить полноценную подготовку к школе. Для достижения этой цели предполагается решение следующих взаимосвязанных задач: разработка и введение единых планируемых результатов личностного развития ребенка, обеспечивающего его подготовку к школе; Проектирование и введение обязательного минимума основных образовательных программ; Разработка методического обеспечения образовательных программ с учетом вариативных форм организации дошкольного образования.

На Всероссийском совещании «Деятельность органов управления образованием, руководителей ДОУ по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста», проходившем 19-20 апреля 2007 года в Москве была представлена и одобрена «Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе».

Большое внимание специалистами МПГУ при разработке предшкольного образования в России было уделено изучении зарубежного опыта (Республики Македония, Голландии, других европейских странах и США).

Обобщение отечественного и зарубежного опыта организации предшкольной подготовки помогло в разработке учебных планов и программ по подготовке педагогических кадров. Преподавателями факультета были разработаны два учебных плана и учебно-методические комплексы двух специализаций: «Предшкольное образование» и «Педагогическое сопровождение предшкольного образования в семье». Уже в 2007-2008 учебном году студенты могли получить эти специализации.

Научно-педагогическим коллективом факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ был подготовлен и издан целый ряд учебно-методических пособий по проблеме предшкольного образования: «Инновационные педагогические технологии подготовки кадров для предшкольного образования», «Современные методики подготовки детей к школе в России и за рубежом» и др. Был выпущен сборник научных статей «Инновационные технологии предшкольного образования» в котором представлены результаты комплексной научно-исследовательской работы, полученные в ходе реализации Инновационной образовательной программы МПГУ в период 2007-2008 годов.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в процессе поиска и разработки новых моделей и форм организации предшкольного образования проделана большая работа. Сегодня, на территории РФ реализуются три основные модели предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, различные по характеру организации образовательного процесса. К ним относятся: Группы полного дня на базе ДОУ (подготовительные группы), на базе ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная шкала — детский сад»; Группы кратковременного пребывания на базе ОУ разных типов и др. учреждений; В условиях семейного воспитания под патронажем отдела образования. В дополнение к основным реализуемым моделям разработаны и могут быть организованны целый ряд дополнительных форм предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста. Для внедрения основных Моделей предшкольного образования и дополнительных форм организации предшкольной подготовки детей создано соответствующее нормативно-правовое и методическое обеспечение, ведется работа по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров.