Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ

Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ

Введение

Учебно-ознакомительная практика, является частью профессиональной подготовки будущих психологов.

База прохождения практики: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Мечта» (МБДОУ № 7 «Мечта») г. Зеленогорска Красноярского края.

Целевая аудитория: подготовительная к школе группа «Любознательные мечтатели».

Цель учебно-ознакомительной практики: формирование и развитие навыков деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленной на обеспечение психического здоровья и развития личности детей.

Задачами учебно-ознакомительной практики является:

1. Знакомство со спецификой и направлениями деятельности психолога в ДОУ.

2. Формирование умений и навыков планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ.

3. Практическое овладение конкретными методами психолого-педагогического исследования.

4. Формирование профессионально значимых качеств личности психолога.

Содержание учебно-ознакомительной практики:

1. Знакомство с базой практики.

2. Ознакомление с деятельностью педагога-психолога ДОУ, с психологическим инструментарием и документацией (нормативной и отчетной), с психологическим кабинетом: его оформлением, оборудованием и техническим оснащением.

3. Наблюдение и анализ различных видов деятельности педагога-психолога.

4. Самостоятельное проведение психодиагностической, развивающей и просветительской работы в закрепленной группе.

1. Общие сведения о базе практик — МБДОУ № 7 «Мечта»

психолог дошкольный образовательный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Мечта» является некоммерческой организацией.

3 стр., 1400 слов

Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога

... обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы ... состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.; учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений ...

Адрес юридического лица: 663 690, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Мира, д. 8 «д».

Режим работы ДОУ № 7 «Мечта» — пятидневная рабочая неделя:

Понедельник — пятница: 6.30 — 18.30. Суббота, воскресенье: выходной.

Приём детей с 6.30 до 7.45.

Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть оснащенный спортивным оборудованием гимнастический зал, отвечающие требованиям санитарных норм, музыкальный зал, кабинет психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, музыкальных руководителей, кабинет английского языка, изостудия.

Территория детского сада полностью благоустроена. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Территория садика огорожена забором.

Непосредственное руководство ДОУ осуществляет на условиях срочного трудового договора: заведующая Григорьева Людмила Петровна.

Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Устава ДОУ. Непосредственное руководство и управление деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Формой самоуправления ДОУ является: Общее собрание трудового коллектива, Совет ДОУ, Педагогический совет, родительский комитет.

Структура и органы управления ДОУ на рис.

Структура и органы управления детского сада № 7 «Мечта»

Миссия ДОУ: развитие ключевых компетентностей воспитанников, обеспечивающих успешность ребенка в окружающем социуме посредством качественного удовлетворения образовательных потребностей на основе инновационных технологий.

В детском саду № 7 «Мечта» функционирует 5 групп: раннего возраста (для детей 1−3 лет) — 1; дошкольного возраста (для детей 3−7 лет) — 4. Информация о наполняемости групп в табл.

Информация о наполняемости групп

Группа

Количество

Вакансии

Ясельная группа «Крошки-мечтатели»

15

0

1 младшая группа «Малышки-мечтатели»

20

0

1 средняя группа «Почемучки-мечтатели»

20

0

1 старшая группа «Дружные мечтатели»

20

0

1 подготовительная группа «Любознательные мечтатели»

20

0

Детский сад посещают 95 воспитанников, в том числе: мальчиков 65%, девочек 35%. Состав семей воспитанников: полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%. Социальный статус родителей: служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей воспитанников: высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%. В целом контингент родителей воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих, мальчики, процент полных семей преобладает.

Педагогический состав ДОУ составляет 16 сотрудников: заведующий, 10 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог — психолог, педагог дополнительного образования, старший воспитатель, а также 2 медицинских работника. Профессиональный ценз педагогов:

1) По стажу педагогической деятельности:

до 5 лет — 26,7% педагогов;

от 5 до 10 лет — 13,3% педагогов;

более 10 лет — 60% педагогов.

2) По образованию:

Высшее — 73% педагогов.

Среднее профессиональное — 27% педагогов.

3) По квалификации:

Высшая квалификационная категория — 50%.

Первая квалификационная категория — 43%.

Вторая квалификационная категория — 7%.

С воспитанниками взаимодействуют специалисты: педагог-психолог и 2 музыкальных руководителя.

Образовательный уровень педагогов соответствует требованиям. Все педагогические работники в течении 3 лет проходят курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов.

Педагогический коллектив реализует «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования», разработанную на основе:

— примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+» под редакцией А.И. Булычевой;

— примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Е.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели программы: развитие общих способностей у дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и детьми.

В основе работы коллектива лежит взаимосвязь административного аппарата с педагогами, специалистами и семьями воспитанников. При этом, результаты анкетирования семей воспитанников показали, что 90% родителей удовлетворены уровнем воспитания и обучения детей; имеющимися формами работы (беседы, консультации, информация в родительском уголке, выставки, фотозарисовки, конференции, семинары-практикумы, творческие мастерские и др.).

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса ДОУ:

— разрабатывает и утверждает годовой план работы;

— устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы;

— определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество занятий);

— определяет расписание занятий.

Для воспитания и развития детей создана современная развивающая среда. Эмоциональное благополучие и комфортное пребывание воспитанников обеспечивается системой событийного проживания познавательных и творческих проектов, праздников, развлечений. Педагоги стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда:

— инициирует познавательную и творческую активность детей,

— предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,

— обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,

— безопасна и комфорта,

— соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка,

— обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В групповых комнатах оформлены различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Благодаря помощи родителей и творческого подхода педагогов на участках появились новые клумбы, игровые площадки дорожки здоровья, уголки с экзотическими животными, мини озера с мостиками и куклами.

На базе МДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) основной целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями; состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение, способствуют реализации основных целей и задач, которые направлены на укрепление здоровья детей, формирования их познавательного интереса, развитие творчества и игровой активности, с учётом социально-психологических особенностей ребёнка.

2. Организация деятельности педагога-психолога МБДОУ № 7 «Мечта»

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 7 «Мечта» — Еременко Ирина Васильевна.

Общий стаж — 23 года.

Стаж в должности педагога-психолога 15 лет.

Образование — Высшее.

Квалификационная категория — высшая.

В начале прохождения практики, совместно с психологом был составлен индивидуальный план работы на период практики.

Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду.

1) Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.

Для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по всем направлениям в ДОУ оборудован психологический кабинет — площадь 11, 2 кв. м., на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых).

Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.

Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий. В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей.

2) Документы и методические материалы психолога:

— Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.

— Журналы учета работы психолога.

— Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.

— График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.

— Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.

— Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.

— Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.

— Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т. д.

— Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.

3) Цели и задачи деятельности психолога. В ходе прохождения практики мною была изучена деятельность педагога-психолога ДОУ, цель которой: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.

Задачи деятельности психолога в ДОУ:

1. Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.

2. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.

3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.

Вся работа педагога-психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе «, определяющей рамки профессиональной компетенции, а также в соответствии с должностной инструкцией и функциональными обязанностями.

4) Знакомство с направлениями и методами работы психолога.

Основные направления работы психолога ДОУ:

Психологическое просвещение. Цель — приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.

Психологическая профилактика. Цель — сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.

Психологическая диагностика. Цель — изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.

Психологическая коррекция. Цель — устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.

Психологическое консультирование. Цель — оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

Аналитическая деятельность. Цель — научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.

5) Планирование работы педагога-психолога ДОУ.

Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана. Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами детского сада, и представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения. Календарные планы помогают психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности.

В плане на неделю, который составляется на основе перспективного и календарного планов и учета психологических запросов клиентов, заявок администрации и педколлектива, отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы. В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности, и формы работы.

Для того чтобы лучше узнать детей и понять, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог в детском саду использует определенные методы. Он может прийти на занятия в группу и понаблюдать за поведением детей. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой, умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей, посмотреть, чем кто любит заниматься (кто-то играет в активные игры, а другие спокойно рисуют вдали от сверстников, некоторые проявляют агрессивность, другие гиперактивность).

Типичные проблемы детей дошкольного возраста, которые решает психолог:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т. д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Одно из основных направлений работы психолога ДОУ — психологическая диагностика. Основными задачами диагностики дошкольников являются:

— изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;

— выявление и определение психологической готовности детей к школе;

— выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;

— выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;

— определение социального статуса ребенка в детском коллективе и др.

В результате проведения обследования педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы интеллектуального или личностного развития. С такими детьми проводится углублённая диагностика с целью выявления причин отклонений. При этом, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребёнка, соответствие его возрастным нормам. Обычно занятия проходят в кабинете психолога, где детям предлагаются задания, которые выглядят для детей как игра. По итогам диагностики, психолог ДОУ делает вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах. После этого разрабатываются и проводятся коррекционно-развивающие занятия (в группе или индивидуально, в зависимости от того, что необходимо конкретному ребенку).

В процессе прохождения практики, мною была изучена не только деятельность педагога-психолога ДОУ, но и проведены самостоятельные работы. Для проведения самостоятельной деятельности я была прикреплена к подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели». Список детей подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели»:

1 Данил Б.

2 Андрей Д.

3 Даша М.

4 Маша П.

5 Кирилл С.

6 Артем К.

7 Вася Ш.

8 Вадим Ш.

9 Алена Ю.

10 Дина Я.

В ходе практики, мною были проведены наблюдения за детьми, в целях оценки их личностного поведения в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения за поведением детей в различных ситуациях, мною фиксировались их действия, высказывания, оценивалась степень выраженности отношения к окружающим в различных видах деятельности. Знание особенностей личностного поведения детей помогает прогнозировать ситуацию межличностного взаимодействия, которая может сложиться в группе, и регулировать ее, корректируя поведение каждого отдельного ребенка.

На основе наблюдения за детьми, а также основываясь на медицинских и анкетных данных, мною составлена психологическая характеристика ребенка на Артема К.

По результатам наблюдения мною также был выделен ребенок (Андрей Д.), нуждающийся в психологической коррекции эмоционально-личностной сферы. При беседе с ним выявлен пониженный интерес к окружающей действительности, ребенку скучно со сверстниками. При этом, показатели умственного развития у ребенка выше среднего. Выявлено, что в семье ребенка активно обучают и стремятся подчеркнуть его уникальность, намекая на, то что он «не такой как все».

Мною сделан вывод о том, что для решения проблемы необходимо проведение консультационных бесед с родителями и привлечение ребенка к групповым занятиям с психологом для повышения интереса к общению со сверстниками. В табл. 3 представлен отчет о проведении консультации с его родителями.

Таблица 3 — Отчет о консультациях с родителями ребенка

Дата

Консультируемый

Повод

Проблема

Краткое содержание

13.02

17:00

Родитель (мать) Андрея Д.

Ребенок не дружит другими детьми из группы, отказывается с ними играть

Замкнутый и необщительный ребенок.

1. Знакомство с родителем

2. Беседа

3. Выявление проблем внутри семьи, влияющих на развитие ребенка.

4. Предложена система совместных занятий родителей и ребенка с психологом

По итогам диагностики, мною составлено и проведено коррекционно-развивающее занятие «Прогулка в зимний лес», задача которого психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы, а также развитие познавательных процессов, речи, мышления, воображения, стимуляция внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Одно из важнейших мест в деятельности педагога-психолога нашего ДОУ занимает психологическая подготовка детей к школе. Основной целью психологического обследования ребенка готовности в школу является распознавание его индивидуальных особенностей.

В соответствии с планом практики, под руководством психолога, мною подготовлено и самостоятельно проведено психологическое обследование детей подготовительной группы на выявление уровня психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной. Данная методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.

Процедура обследования: перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика).

Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки).

Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Диагностика проводилась мной в групповом формате. Я рассадила детей за столами, разложила перед ними все необходимое и дала инструкцию. Дети внимательно слушали задание, выполняли его увлеченно, при срисовывании очень старались. Некоторые дети общались между собой, другие пытались «подглядеть» у соседа.

Результаты диагностики детей подготовительной группы «Любознательные мечтатели» на выявление уровня психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, показали следующее: высокий уровень — 4 человека — 40%, средний уровень — 6 человек — 60%, низкий уровень не показал ни один ребенок.

Данные исследования говорить о том, что у детей умение ориентироваться на образец и скопировать его, в основном сформировано хорошо (наблюдаются негрубые неточности при копировании рисунка).

Уровень развития произвольного внимания и сформированность пространственного восприятия у детей находится, в основном на среднем уровне. Мелкая моторика развита достаточно.

Анализ диагностики дает возможность более эффективно организовать и координировать работу воспитателя в группе, а также педагогу-психологу проводить развивающие занятия. По итогам обследования, для работы с детьми показавшими средние результаты, предложена коррекционно-развивающая программа «Дорога в школу».

По итогам диагностики, на родительском собрании, была проведена беседа с родителями детей, где указывались что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.

Таким образом, главная задача педагогического коллектива и психолога ДОУ состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых задач.

Заключение

Моя практика проходила в МБДОУ д/с № 7 «Мечта» г. Зеленогорска, за время прохождения которой я познакомилась как с организацией работы ДОУ в целом, педагогическим коллективом, особенностями работы психолога.

Деятельность ДОУ направлена на гармоничное воспитание детей в тесном сотрудничестве с родителями. Коллектив дружный и сообща решает поставленные задачи и возникающие проблемы. В ходе практики я ознакомилась с направлениями работы ДОУ, видами планирования и контроля в ДОУ. Я участвовала в подготовке и проведении педагогического совета.

Педагог-психолог имеет большой опыт работы в ДОУ и высокий уровень профессионализма в решении поставленных задач. Анализируя деятельность педагога-психолога, я изучила: должностные и функциональные обязанности педагога-психолога; основные направления, методы и формы работы; планы работы; особенности ведения документации; различные диагностические методики, используемые в практике психолога ДОУ, в том числе по изучению психологической готовности детей к школе; особенности обработки и интерпретации результатов исследований, написанию к ним заключений. Кроме того, в течение всей практики принимала участие в плановой работе психолога, выполняла функции психолога по разным направлениям деятельности.

Во время прохождения практики я наблюдала за детьми прикрепленной группы, выявляла их проблемы. По результатам наблюдения был составлена психологическая характеристика на ребенка, а также проведено самостоятельное коррекционно-развивающее занятие с детьми на тему: «Прогулка в зимний лес».

При проведении занятия, по необходимости, использовала индивидуальный подход к обучаемым, например, в виде ответов на возникшие у них вопросы, проговаривание наиболее сложного материала, адекватно оценивала детей и давала время подготовиться к вопросу, если возникли затруднения.

Важным направлением деятельности психолога ДОУ являются проведение психологической диагностики готовности детей к школе. На основе изученных материалов, в процессе прохождения практики, мною приобретены практические навыки психологического тестирования. Так, в соответствии с планом практики я самостоятельно провела индивидуальную диагностику психологической готовности детей подготовительной группы к школе, по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, а также проанализировала их результаты, которые показали средний уровень готовности наших детей.

По результатам диагностики мною предложена коррекционно-развивающая программа для повышения уровня готовности к школьному обучению на тему: «Дорога в школу». А также, на родительское собрание подготовлена беседа на тему: «Скоро в школу».

В ходе практики мне оказывала помощь психолог ДОУ как советами, так и с подбором материала для практических занятий, а также помогала мне с составлением диагностических результатов и составлении характеристик на детей.

Таким образом, при прохождении учебно-ознакомительной практики я сформировала представление о своей будущей профессиональной деятельности, специальности. Научилась правильно ставить цель исследования, выдвигать гипотезу, правильно подбирать экспериментальный материал; сопоставлять и обобщать результаты исследований, правильно обрабатывать полученные данные.

В то же время, в ходе практики я столкнулась и с проблемами. Так, сначала мне не хватало опыта, я боялась, что дети плохо пойдут на контакт и т. п., но с каждым днем я чувствовала себя все увереннее. Например, если сама процедура проведения психодиагностики и обработка показателей, как правило не представляют особой сложности, т.к. все необходимые сведения можно найти в руководстве, которое имеет каждая психодиагностическая методика. Но были трудности, которые связаны с анализом и интерпретацией результатов, так как они обеспечиваются широкими знаниями смежных областей психологии.

В целом у меня остались очень хорошие впечатления о практике. Практика дает очень много знаний, нужно только правильно настроиться и серьезно отнестись к своей работе.

Используемая литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. — М.: Международная педагогическая академия, 2007. — 237 с.

2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. — М.: Педагогика, 2006. — 48 с.

3. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 2009. — С. 83.

4. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2004. — 184 с.

6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. — М.: РПАД, 2009. — 191 с.

7. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий / Л.И. Катаева. — М.: Книголюб, 2004. — 64 с.

8. Козлова С.А. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / С.А. Козлова, Л.И. Катаева. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 224 с.

9. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб: Речь, 2001. — 157 с.

10. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -176 с.

11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

12. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5−7 лет / Под ред. Ю.А. Афонькина и др. — М.: Учитель, 2012. — 62 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector