Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра социальной работы и социологии

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Методические указания

по изучению дисциплины для аспирантов , обучающихся по специальностям:

22.00.04. – Социальная структура, социальные институты и процессы,

07.00.02. – Отечественная история,

08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством

Хабаровск 2008

ББК 88.3

В-895

Автор-составитель:

Врублевская Елена Геннадьевна – к.пед.н., доцент кафедры социальной работы и социологии ГОУ ВПО ДВАГС

Психология личности : методические указания по изучению дисциплины для аспирантов. – Хабаровск : ДВАГС, 2008. – 24 с.

Рецензенты:

Куликова Лидия Николаевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО ДВГГУ

Цветкова Римма Ивановна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ГОУ ВПО ДВГГУ

Педагогика личности – дисциплина, предусмотренная для изучения в аспирантуре. Программа по данной дисциплине предназначена для подготовки специалистов к преподавательской деятельности в высшей школе.

Рекомендовано редакционно-издательским советом ДВАГС

©Дальневосточная академия

государственной службы, 2008

© Врублевская Е.Г., 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Цели и задачи учебной дисциплины……………………………..4

5 стр., 2272 слов

Формирование личности в процессе социологии

... Дать определение понятию «личность» в социологии 2. Рассмотреть процесс формирования личности в процессе социологии 3. Раскрыть и охарактеризовать основные этапы формирования личности. 1. Представление о личности в социологии Личность – одно из центральных ...

Раздел 2 Учебная программа…………………………..……..……………..6

2.1 Дидактические единицы……………………………………………6

2.2 Программа учебной дисциплины………………………………….6

Раздел 3 Учебно-тематический план учебной дисциплины ………….….13

Раздел 4 Планы семинарских (практических) занятий…………………..15

Раздел 5 Самостоятельная работа аспирантов…………….….………….19

Раздел 6 Контроль знаний аспирантов…………..……….………..….…..20

Раздел 7 Перечень рекомендуемой литературы………………………….21

Раздел 8 Словарь основных терминов…………………………………….23

раздел 1 Цели и задачи учебной дисципины

Задача любого учебного курса, изучаемого в аспирантуре, заключается в том, чтобы наиболее целостно и многоаспектно отразить современное состояние той или иной области научного знания и создать возможности для ее освоения учащимися. В науках, которые уже миновали период своего становления и достигли эпохи научной зрелости, структурирование и построение содержания соответствующей учебной дисциплины не составляет особой сложности. Иное положение дел складывается в психологии личности, которую наряду с богатством фундаментальных исследований и оригинальных экспериментальных фактов характеризует множество нерешенных проблем, разрозненных эмпирических данных и не пересекающихся друг с другом исследований.

Поэтому сложность и, одновременно, специфика построения данного курса основывается на изложении представлений о психологии личности как целостной системе знаний, основу которой составляет историко-эволюционный подход к изучению личности. Данный подход задает общую стратегию для освещения вопросов о соотношении биологического и социального в личности, мотивации развития личности, механизмов регуляции социального поведения личности, творчества индивидуальности, характера и способностей. Этот подход поможет будущим специалистам высшей школы понять ограниченность распространенных психологических мифов, в соответствии с которыми развитие личности выводится из механического взаимодействия двух факторов – наследственности и социальной среды; целями жизни личности считаются стремление к равновесию, удовольствию и выживанию, а структура личности мыслится как коллекция индивидуальных черт. Историко-эволюционный подход ставит во главу угла новую схему детерминации развития личности, раскрывающую взаимоотношения между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства человека (например, темперамент, задатки) выступают как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество – как условие осуществления деятельностей, коммуникаций, в ходе которых человек приобщается к миру культуры.

Учебная дисциплина «Психология личности» имеет своей целью формирование у аспирантов представлений о личности как психологической категории, детерминантах и механизмах ее развития.

Задачи учебной дисциплины:

— рассмотреть понятие личности в отечественной психологической науке;

— изучить основные психологические теории личности;

— рассмотреть понятие человека как индивида в контексте биогенетической историко-эволюционной ориентации в психологии личности;

— осмыслить понятие человека как индивидуальности в контексте персоногенетической историко-эволюционной ориентации в психологии личности;

3 стр., 1141 слов

1.Методика преподавания психологии как учебная дисциплина, ее ...

... как научная и учебная дисциплина. Психология-это научная дисциплина,которая изучает закономерности функционирования и развитие представлений в самонаблюдении ... отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого ... содержание, последовательность и время изучения разделов и тем данной учебной дисциплины. Рабочая программа включает в ...

— освоить основные методики, направленные на изучение отдельных элементов целостной структуры личности.

Программа снабжена списком дополнительной литературы для самостоятельной работы. Автор выражает надежду, что изучение указанных источников позволит аспирантам более подробно ознакомиться с основными научными тенденциями развития психологии личности.

Раздел 2 учебная программа

2.1 Дидактические единицы

1. Психология личности

2. Проблема личности в психологии

3. Психоаналитическая теория личности

4. Бихевиоральная теория личности

5. Представление о личности в гуманистической психологии

6. Когнитивно-ориентированное направление в теории личности

7. Природа человеческих способностей.

8. Развитие способностей

9. Деятельность

10. Индивидуальный стиль деятельности

11. Темперамент и личность.

12. Типы и свойства темперамента

13. Воля

14. Общение

15. Межличностные отношения

16. Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

17. Мотивационно — смысловые отношения индивидуальности и их динамика

18. Личность и характер человека

19. Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности

20. Психологические теории эмоций.

21. Эмоции и личность.

2.2 Программа учебной дисциплины

Тема 1. Понятие личности. Движущие силы и условия развития личности

Научное определение понятия «личность». Различия в определении этого понятия. Необходимость и достаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций – путь получения наиболее достоверной характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

Личность как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. К.К.Платонов — о биосоциальной иерархической структуре личности: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, память, мышление) и объединенные свойства темперамента.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека. Биологизаторские концепции развития личности о линейной функции развития организма. Биогенетический закон о рекапитуляции. Социологизаторские концепции развития личности воспроизводят основные ступени процесса исторического развития общества, развития его духовной жизни, культуры. Концепция взаимосвязи биологического и социального в развитии личности. Три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации.

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

... деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. Основные виды деятельности и их развитие у человека Деятельность человека ... что свойства личности образуются в результате деятельности, которая ... способности; 4) экономические и социальные стороны — трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса; Специальность — это конкретная форма деятельности, ...

Стадии развития личности по Э.Эриксону. Восемь кризисов развития личности: кризис доверия — первый год жизни; автономии – 2-3 года; появление инициативности – трудолюбия – 7-12 лет; личностного самоопределения — 12 – 18 лет; интимности и общительности — 20 лет; заботы о воспитании нового поколения – 30 — 60 лет; удовлетворенности прожитой жизнью — старше 60 лет.

Тема 2. История исследований личности. Понятие теории личности

Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знания. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф. Лазурского, Г. Айзенка, Г. Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.

Личность как поле для современных исследований. Теории личности: общие положения (значение индивидуальных различий, значимость наблюдения за поведением человека, учет жизненной истории и перспектив развития человека; определение характеристик личности, которые наиболее устойчивы во времени).

Компоненты теории личности: структура, мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия.

Тема 4. Гуманистическая теория личности

Понятие гуманистической психологии: история и предъистория. Основные методологические, исторические подходы. Философские корни: европейская экзистенциальная, феноменологическая философия. Психологические предпосылки. Основные теории, подходы, взгляда в русле гуманистической психологии: Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс. Основные принципы гуманистической психологии: неуместность экспериментом над животными, внутренняя природа человечества, творческий потенциал человека, акцент на психическое здоровье. Мотивация: иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Метапатологии. Дефицитарный образ и метаобраз жизни: путь к совершенствованию. Самоактуализация. Характеристика самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности, приятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность, центрированность на проблеме, независимость, потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные, или мистические переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию.

Тема 5. Уровни межличностных отношений и проявления личности в совместной деятельности

Интерпсихологический подход в психологии. Особенности отношений личности в системе «роль-для-группы». Объектное и субъектное межличностное восприятие. Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Идея развития социальной группы А.В. Петровского. Феномен коллективистского самоопределения. Конформизм и нонконформизм. Принцип прерывания нормативно заданной деятельности.

Социальная роль и индивидуальность личности. Выполнение социальных ролей. Ролевое поведение как функция двух переменных – социальной роли и «Я». Этапы овладения ролью: знание о роли, интернализация. Связь интернализации социальной роли и «Я-концепции». Личностно-ролевые конфликты как конфликты социальной роли и субъективного «Я». Межролевой конфликт. Внутриролевые конфликты. Ролевой стресс. Взаимовлияние личности и социальной роли.

Тема 6. Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Индивидуальность и устойчивость личности. Устойчивость как относительное постоянство поведения личности в типичных жизненных ситуациях. Жизненное значение феномена устойчивости личности. Устойчивость некоторых базисных и изменчивость ситуативных проявлений личности. Психологические и поведенческие свойства человека, обнаруживающие большую устойчивость. Проблема предсказания устойчивости личности на основе наблюдения за ней в детском возрасте.

Выбор субъективно-оптимального жизненного пути. Чувственные индикаторы выбора « не своего» жизненного пути: чувство устойчивого невезения, утомительность достижений, неприятная усталость в качестве постоянного переживания; отсутствие полноценного удовлетворения при достижения успеха.

Потеря динамизма в развитии личности как основной механизм кризиса. Этапы обретения своего жизненного пути: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.

Тема 7. Природа человеческих способностей. Развитие способностей

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Природные и приобретенные способности, общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, преждметные и межличностные способности.

Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.

Природа человеческих способностей. Отсутствие или невыявленность природных задатков к развитию социальных способностей человека. Условия и предпосылки для формирования таких способностей. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей.

Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Занятия детей техническим, художественным и научным творчеством – условия раннего проявления и ускоренного развития многих способностей. Разноплановость деятельности человека, широта и разнообразие сфер его общения – важное условие развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности, поддержание интереса ребенка к выполняемому виду деятельности, создание нужной мотивации и положительного эмоционального настроя. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других.

Основные условия развития способностей: повышенная чувствительность к тем или иным воздействиям, интенсивное развитие устной речи, увлечение играми, овладение специальными видами деятельности. Этапы развития способностей: 1-й этап — необходимость созревания органических структур и на их основе функциональных органов (от рождения до 6-7 лет).

Зона ближайшего развития Л.С. Выготского – обучение ведет за собой развитие способностей. Макро среда как условие развития способностей. 2-й этап – воспитательная концепция направленная на подготовку индивида к профессиональной жизни. Развитие личности в процессе овладения разными видами деятельности. Е.А. Климов о профессиональной пригодности. С.Л. Рубинштейн – основные правила развития способностей человека (развитие способностей по спирали с учетом реализации возможностей, при которых один уровень открывает новые возможности для развития более высокого уровня).

Тема 8. Темперамент и личность. Индивидуальный стиль
деятельности. Типы и свойства темперамента

Типы темпераментов. Понятие о темпераменте. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости – применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. общее и различное в темпераменте и в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-физиологических способностей организма к требованиям той или иной деятельности.

Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция телосложения и темперамента У. Шелдона. Исследование проблемы темперамента в трудах И.П.Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М.Теплову. Концепция темперамента В.М.Русалова.

Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И.П.Павлова о силе возбуждения, и торможения, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Типы нервной системы по И.П. Павлову. Исследование свойств нервной системы, проведенных Б.М.Тепловым и В.Д.Небылицыным.

Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности.

Тема 10. Личность и характер человека

Характер – (печать, чеканка от греч), совокупность индивидуально-психологических свойств, складывающихся в деятельности, проявляющихся в поведении и деятельности. Проявление характера в отношениях к людям. Преодоление препятствий и характер. Результаты деятельности и характер. Существенность и устойчивость характера. Трансформация характера в зависимости от мыслей, чувств, образа жизни, общественных условий, конкретных жизненных обстоятельств. Характер и направленность личности в зависимости от отношений к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Привязанности, интересы и характер. Мотивационные (как стиль) и инструментальные (как цель) черты характера. Черты характера: зависящие от цели деятельности (рационализм, расчетливость и противоположные), направленные на достижение цели (настойчивость, целеустремленность, последовательность; инструментальные черты (экстроверсия, интроверсия, сдержанность – импульсивность).

Типологии характера – устойчивые образования, не являются случайными, делятся на группы. Направления в изучении характера. Дата рождения и характер. Судьба и характер по гороскопу. Физиогномика и характер. Хиромантия – рука и характер, гадание, пророчество.

Характер – генерализированная система обобщений С.Л.Рубинштейн. Установки и характер. Направленность и характер. Образ жизни и характер. Способ поведения и характер. Мировоззрение и характер. Интересы, склонности, вкусы и характер. Поступки и характер. Отношение к окружающим и к себе в характере. Воля и характер.

Тема 12. Психологические теории эмоций. Эмоции и личность

Эмоции – переживания, механизм регуляции состояния организма и деятельности человека. Чувства – одно из проявлений эмоциональных переживаний. Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную зависимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Субъективность эмоций. Содействие в реализации потребностей и достижений. Положительные и отрицательные эмоции. Положительные эмоции связаны с получением желаемого результата, а отрицательные, наоборот, с неудачей при достижении целей. Эмоции – регулятор деятельности человека. Эмоции – сложные психические явления: аффекты, собственные эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Эмоциональные процессы возбуждения и успокоения. Эмоции: радость, удивление, страдания, гнев, отвращения, переживания, страх, стыд. Чувства – вид эмоциональных состояний, их связь с социальной сферой, длительность чувств, устойчивость к каким-либо объектам, формирование их в процессе культурно-исторического развития человека, условия контакта с людьми, индивидуальность. Виды чувств: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства: страсть. Особая форма эмоциональных состояний – настроения, эмоциональный стресс.

Эмоции – изменения В. Вундт. Субъективность. Ч. Дарвин – сходство эмоциональных переживаний человека и животного. Телесные изменения, сопровождающие эмоциональные состояния (влажная рука при страхе, затруднения адаптации).

Теория Джемса Ланге: восприятие эмоциональных стимулов, нервно-мышечная реакция организма, переработка ЦНС импульсов, поступающих от органов, возникновение субъективного переживания стимулов в виде эмоции. Теория Кеннона-Барда: восприятие эмоциональных стимулов, переработка нервных импульсов, поступающих от рецепторов в ЦНС с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга и к другим органам тела, возникновение субъективного переживания эмоционального состояния, появление нервно-мышечной реакции организма на соответствующие стимулы.

Основные этапы развития эмоциональной сферы человека: связь эмоциональных проявлений с органическими потребностями. Появление страха и гнева на первой стадии развития эмоциональной сферы личности. Функциональный этап развития эмоциональной сферы человека в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности. Зависимость эмоциональной неустойчивости и фрустрации от развития отрицательных эмоций (агрессивность, завистливость, озлобленность и др.).

Основные функции эмоциональных проявлений в регуляции поведения: сигнальная функция, стимулирующая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная.

Раздел 3 УЧЕБНО — Тематический план дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

п/п

Наименование модулей и тем по учебной программе

Кол-во часов по одной форме

Самостоятельная работа

Кол-во часов на сам. раб.

Всего часов по теме

Лекции

Практич. занятия

1

2

3

4

5

Модуль 1. Введение в психологию личности

1

Понятие личности. Движущие силы и условия развития личности

2

Изучение структуры личности по работам В.С. Мерлина

4

6

2

История исследований личности. Понятие теории личности.

2

Изучение основных исторических периодов в изучении личности

4

6

3.

Психоаналитическая и бихевиоральная теории личности

4

Изучение интеракционистских теорий личности

4

4

4

Гуманистическая теория личности

2

Изучение факторов развития личности по работе А.Маслоу

4

6

5

Уровни межличностных отношений и проявления личности в совместной деятельности

2

Анализ причин относительно слабой устойчивости социальных установок

4

6

Модуль II. Человек как индивидуальность: персоногенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности

6

Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

2

Составление развернутого конспекта.

3

2

7

Природа человеческих способностей. Развитие способностей

2

Сравнительный анализ разных стилей педагогической деятельности.

4

6

8

Темперамент и личность. Индивидуальный стиль деятельности Типы и свойства темперамента

2

Подготовка докладов по теме.

4

6

9

Мотивационно- смысловые отношения индивидуальности и их динамика

2

Составление развернутого конспекта.

2

10

Личность и характер человека

2

Сравнительный анализ разных стилей педагогической деятельности.

3

11

Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности

2

Составление развернутого конспекта.

3

12

Психологические теории эмоций. Эмоции и личность.

2

Сравнительный анализ разных теории эмоций.

4

6

Итого:

18

8

43

69

Раздел 4 ПЛАНЫ семинарских (ПРАКТИЧЕСКИХ)
ЗАНЯТИЙ

Тема 3. Психоаналитическая и бихевиоральная теории личности

(4 ч.)

Форма проведения : семинар.

Цель занятия : рассмотреть основные положения психоаналитической и бихевиоральной теории личности, сделать сравнительный анализ.

Вопросы для обсуждения:

1. З. Фрейд — основатель теории бессознательного.

2. Основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы.

3. Значение теории бессознательного в понимании многих механизмов неосознаваемых действий человека.

4. Научающее – бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер.

5. Респондентное и оперантное поведение.

Основная литература:

1. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.

2. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в двух книгах: Учебное пособие / Рогов Е.И.. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 475с

3. Мананникова, Е.Н. Основы психологии: учебное пособие / Мананикова Е.Н.. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 367с.

4. Немов, Р.С. Психология: учебник / Немов Р.С. — М.: Высшее образование, 2008. — 639с.

5. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие / Филатов Ф.Р.. — М.: Дашков, 2007. — 655с.

Дополнительная литература:

1. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб: Свет, 1997. – 608 с.

2. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А.Бодалева, Н.В.Васильевой. – СПб: Речь, 2005. – 324 с.

3. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авторы-составители: Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М.: Гекон, 1995. – 220 с.

4. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : в двух книгах: Учебное пособие / Рогов Е.И.. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 475с.

5. Филатов, Ф.Р. Основы психологии : учебное пособие / Филатов Ф.Р.. — М.: Дашков, 2007. — 655с.

6. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.
Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.,

7. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. – М.: «Логос», 2001 – 296 с.

8. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288с.

Тема 10. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика

(2 ч.)

Форма проведения : семинар

Цель занятия : изучить понятие мотивационно-смысловых отношений индивидуальности, механизмы их динамики

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие мотивации и мотивационных состояний

2. Теория функциональной системы П.К. Анохина.

3. Теория четырех стадий действия «модель Рубикона».

4. Теория мотивационного контроля Д. Хайленда. Основные структурные блоки контроля действия.

Основная литература:

1. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : в двух книгах: Учебное пособие / Рогов Е.И.. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 475с.

2. Мананникова, Е.Н. Основы психологии : учебное пособие / Мананикова Е.Н.. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 367с.

3. Немов, Р.С. Психология : учебник / Немов Р.С.. — М.: Высшее образование, 2008. — 639с.

4. Филатов, Ф.Р. Основы психологии : учебное пособие / Филатов Ф.Р.. — М.: Дашков, 2007. — 655с.

5. Сущенко, С. А, Социальная психология : учебное пособие / С. А, Сущенко, Т.В. Плотникова, Н.И, Сидоркин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 345 с.

Дополнительная литература:

1. Бодалев, А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич // Педагогика, 1995. – №3.

2. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.
Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.,

3. Петровский, В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании / В.А. Петровский // Психологическая наука и образование, 1996. – №3.

4. Розин, В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества / В.М.
Розин // Общественные науки и современность, 2000. – №3. – С.131-141.

5. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.

6. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.

Тема 11. Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности

(2 ч.)

Форма проведения : семинар

Цель занятия : Изучение понятия психологического возраста, особенностей его формирования и связей с возрастным периодом проживания

Вопросы для обсуждения :

1. Понятие психологического возраста.

2. Психологический и формальный возраст: десинхронность развития.

3. Периодизация психического развития по Ж.Пиаже.

4. Периодизация развития индивидуальности по Д.Б. Эльконину.

5. Периодизация психического развития индивидуальности по В.И. Слободчикову.

Основная литература:

1. Казанская, К. О. Возрастная психология: конспект лекций, — М. : А-Приор, 2007. – 160 с.

2. Мананикова, Е.Н. Основы психологии: учебное пособие / Мананикова Е.Н.. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 367с.

3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.

4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2008. – 460 с.

Дополнительная литература:

1. Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие / Г.А. Балл // Психологический журнал, 1997. – Т. 18. – № 5. — С. 7-19.

2. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб: Свет, 1997. – 608 с.

4. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А.Бодалева, Н.В.Васильевой. – СПб: Речь, 2005. – 324 с.

5. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авторы-составители: Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М.: Гекон, 1995. – 220 с.

6. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : в двух книгах: Учебное пособие / Рогов Е.И.. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 475с.

7. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие / Филатов Ф.Р.. — М.: Дашков, 2007. — 655с.

8. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.
Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.,

9. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. – М.: «Логос», 2001 – 296 с.

10. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288с.

раздел 5 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА АСПИРАНТОВ

(вопросы для контроля тем, выносимых на самостоятельное изучение)

1. Личность как социальное свойство индивида.

2. Стадии развития личности по Э.Эриксону

3. Компоненты теории личности.

4. Дефицитарная мотивация и мотивация роста

2. Самоактуализация.

3. Конформизм и нонконформизм.

4. Принцип прерывания нормативно заданной деятельности.

5. Личностно-ролевые конфликты.

6. Выбор субъективно-оптимального жизненного пути.

7. Природа человеческих способностей. Развитие способностей.

8. Развитие личности в процессе овладения разными видами деятельности.

9. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

10. Учение о темпераменте Гиппократа.

11. Типология Э. Кречмера.

12. Концепция телосложения и темперамента У. Шелдона.

13. Исследование свойств нервной системы, проведенных Б.М.Тепловым и В.Д.Небылицыным.

14. Проявление характера в отношениях к людям.

15. Положительные и отрицательные эмоции.

16. Теория Джемса Ланге.

17. Теория Кеннона-Барда.

18. Основные этапы развития эмоциональной сферы человека.

раздел 6 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Вопросы к зачету

1. Понятие личности.

2. Движущие силы и условия развития личности

3. История исследований личности.

4. Факторы развития личности

5. Понятие теории личности.

6. Психоаналитическая и бихевиоральная теории личности

7. Гуманистическая теория личности

8. Уровни межличностных отношений и проявления личности в совместной деятельности

9. Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

10. Природа человеческих способностей.

11. Развитие способностей

12. Темперамент и личность.

13. Индивидуальный стиль деятельности

14. Типы и свойства темперамента

15. Психология личности

16. Проблема личности в психологии

17. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека

18. Психоаналитическая теория личности

19. Бихевиоральная теория личности

20. Представление о личности в гуманистической психологии

21. Когнитивно-ориентированное направление в теории личности

22. Способности личности

23. Воля

24. Деятельность

25. Общение

26. Межличностные отношения

27. Мотивационно — смысловые отношения индивидуальности и их динамика

28. Личность и характер человека

29. Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности

30. Психологические теории эмоций.

31. Эмоции и личность.

раздел 7 Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Казанская, К. О. Возрастная психология: конспект лекций / К.О. Казанская — М.: А-Приор, 2007. – 160 с.

2. Мананникова, Е.Н. Основы психологии : учебное пособие / Мананикова Е.Н.. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 367с.

3. Немов, Р.С. Психология: учебник / Немов Р.С.. — М.: Высшее образование, 2008. — 639с.

4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с.

5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2008. – 460 с.

6. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : в двух книгах: Учебное пособие / Рогов Е.И.. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 475с

7. Сущенко, С. А, Социальная психология: учебное пособие / С. А. Сущенко, Т. В. Плотникова, Н. И. Сидоркин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 345 с.

8. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие / Филатов Ф.Р.. — М.: Дашков, 2007. — 655с.

Дополнительная литература:

1. Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие / Г.А. Балл // Психологический журнал, 1997. – Т. 18. – № 5. — С. 7-19.

2. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

3. Бахтин, М.М. Разложение личности и внутренняя жизнь / М.М. Бахтин // Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. ун-тов и колледжей. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – С. 120-128.

4. Бодалев, А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич // Педагогика, 1995. – №3.

5. Бодалев, А.А. Об управлении развитием отношений / А.А. Бодалев // Мир психологии и психология в мире, 1996. – №2.- С. 12-24.

6. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология / Б.С. Братусь. – М.: Флинта, 2000.

7. Вазина, К.Я. Модель саморазвития человека (концепция, технология) / К.Я. Вазина. – Н.Новгород: Изд-во ВГИПИ,1999 – 255 с.

8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб: Свет, 1997. – 608 с.

9. Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского. – М.: ЛОГОС, 1995. – 214 с.

10. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.

11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: «Академия», 2001. – 208 с.

12. Петровский, В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании / В.А. Петровский // Психологическая наука и образование, 1996. – №3.

13. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А.Бодалева, Н.В.Васильевой. – СПб: Речь, 2005. – 324 с.

14. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авторы-составители: Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М.: Гекон, 1995. – 220 с.

15. Розин, В.М. Опыт гуманитарного изучения творчества / В.М.
Розин // Общественные науки и современность, 2000. – №3. – С.131-141.

16. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.
Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.,

17. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. – М.: «Логос», 2001 – 296 с.

18. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288с.

19. Rodgers, Carl R. Freedom to learn / Rodgers Carl R. – Columbus, Ohio, 1969. – P.358.

раздел 8 Словарь основных терминов

Ведущий тип деятельности это деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в опреде­ленный период его развития.

Внимание это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигатель­ной активности индивида.

Восприятие отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Воспри­ятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Идентификация — это способ понимания другого человека через уподобление себя ему.

Личность — человек как субъект свободной (целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств) деятельности.

Личностный смысл – это «значение-для-меня», индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение

Мнемотехника наука о рациональных способах запоминания.

Мотив побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта.

Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опо­средованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, определяясь характером и качеством раз­дражителя.

Переживание — внутренний сигнал, посредством которого осознается личностные смысл происходящих событий. Переживания являются необходимой, обязательной частью внутреннего мира человека, они вырываются за пределы собственно аффективной сферы, «захватывают» воображение, пронизывают всю личность и весь круг ее отношений.

Подражание предполагает осуществление не просто принятия внеш­них черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.

Понятие это средство мысленного воспроизведения в обобщенной форме предметов и явлений действительности и связей между ними.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, требует воле­вой регуляции.

Психодиагностика отрасль психологической науки, которая разраба­тывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Реминисценция данное явление памяти состоит в том, что отсроченное воспроизведение выученного материала более полно, чем сразу после заучи­вания. Оно возникает, как правило, при воспроизведении осмысленного материала, в процессе его свободного изложения («своими словами?) и обу­словлено переживаниями (интерес, значимость, важность) субъекта относи­тельно этого материала.

Самооценка это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сдвиг мотива на цель тот предмет (идея, цель), который в результате длительного и стойкого насыщения положительными эмоциями превраща­ется в самостоятельный мотив.

Сущностные свойства человека — определяющие потенциальные способности, основа специфически человеческой социальной формы присвоения содержания и способов его жизни, становле­ния психики, личности человека.

Сущностные силы человека — универсально-деятельностные способности человека, содержательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием, являющиеся связующим звеном между универсальной деятельностной сущностью человека и его конкретно-исторической общественной сущностью.

Тренинг педагогического общения вид социально-психологического тре­нинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, которые необходимы для успешного общения в условиях педагогической деятельности.

Чувство это переживаемое в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Эмпирическое обобщение это установление преимущественно фор­мальных родовидовых зависимостей в различных классификациях.

Эффект Розенталя — состоит в том, что у детей, о высоких способностях которых сообщается учителем независимо от реального уровня этих способ­ностей, действительно существенно возрастает степень интеллектуального развития.