Дисциплина: Психология развития человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль: Психология

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки географическое образование, образование в области иностр. языка, информатика и информ. технол. в образовании, художественное образование, правовое образование, историческое образование, математическое образование, музыкальное образование, физическое образование, технологическое образование, филологическое образование, культурологическое образование, естественнонаучное образование.

Омск, 2012

Составитель (и):

к. психол. н. Пинигин В.Г./____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О)

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры______________________________________________________________________

«31__» _____08______________ 20_12_ г. Протокол № _1_

Заведующий кафедрой:

Доктор психол. наук, профессор Шаров А.С._/____________

(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О)

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии_____________________________________________________________________

21 стр., 10060 слов

Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению

... навыки. В этой дипломной работе предложена разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению. Целью этой программы является помощь дошкольникам и первоклассникам быстрее ... которые учитывались при разработке программы, характеристика самой программы, принципы работы с детьми. Во второй главе приводится описание программы психологической подготовки детей к школьному обучению. ...

«_31_» ______08_____________ 2012__ г. Протокол № _1_

Председатель учебно-методической комиссии:

_________________________________________________/____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О)

(подпись)

Курс: 2

Форма обучения: очная

Семестр: 3

Трудоемкость: _2_ зачетных единиц

Количество аудиторных часов: 36

Из них: лекций – 14

практических занятий – 22

Количество внеаудиторных часов – 36

Форма промежуточной аттестации: зачет

Дисциплина «Психология развития человека» включена в базовую часть «Профессионального цикла» дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

Цель дисциплины: изучение психологических закономерностей и особенностей развития человека для овладения профессиональной компетентностью в области психологического сопровождении человека на разных возрастных этапах развития.

Задачи курса:

  • овладение основными понятиями, и научно обоснованным представлением о закономерностях психического развития человека;
  • изучение закономерностей возрастного развития детей с отклонениями в развитии и поведении;
  • формирование целостного представления о каждом возрасте как качественно своеобразной ступени развития;
  • освоение акмеологических аспектов развития взрослого человека;
  • формирование психолого-педагогических умений и навыков, необходимых для изучения человека на разных этапах его развития;
  • формирование потребности в профессиональном самообразовании и личностном развитии.

Ожидаемые результаты освоения дисциплины:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

  • ОК-2,3,6;
  • ОПК-2,3,6;
  • ПК-3,4,6,9;

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

  • ОК-13,16;
  • ОПК-4;
  • ПК-2,7;

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

знать:

  • закономерности психического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды, как при нормальном, так и отклоняющемся развитии;
  • психолого-акмеологические основы и закономерности развития человека;
  • способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

уметь:

4 стр., 1795 слов

Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий

... человеку, а как совокупности общественных отношений) (Машков В.Н., 1998; Нартова-Бочавер С.К., 2003; Штерн В., 1998). Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий Дифференциальная психология ... особенности явления, называют идиографическим). «…Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее ...

  • опираться в педагогическом взаимодействии на возрастные и индивидуальные психологические особенности человека;
  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующим особенностям возрастного развития личности;
  • осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах;

владеть:

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки учащихся различных возрастов;
  • способами реализации педагогического процесса в различных возрастных группах;

бакалавры приобретут:

  • знанияо теоретических и практических основах психологии развития;
  • уменияобеспечивать и реализовывать образовательный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • овладеютследующими компетенциями: ОК-2,3,6; ОПК-2,3,6; ПК-3,4,6,9;

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания учебного материала построен на принципах:

  • гуманизации образования, предполагающего выявление возможностей самовоспитания и самообразования, путей развития способностей к будущей профессиональной деятельности;
  • системности,который предполагает формирование системного представления об изучаемой дисциплине
  • природосообразности, согласно которому, изучаемый материал базируется на научном понимании естественных и социальных процессов, согласуется с общими законами развития природы и человека;
  • центрации на развитии личности, предполагающего, что изучение курса создает возможности для самореализации и самоактуализации личности.
  • Организация учебного материала строится на принципе единства теории и практики, предполагающий распределение изучаемого материала на лекционных и практических занятиях. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту проблем психологии развития человека, на практических занятиях рассматриваются и анализируются методы его развития.

Междисциплинарные связи

Дисциплина «Психология развития человека», являясь одним из курсов общепрофессионального блока основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра педагогики, предполагает междисциплинарные связи с«Психологией человека», «Акмеология и психология возрастных кризисов» «Социальной психологией», «Специальной психологией» и «Психологией образования человека».

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (рефлексивный семинар, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, диалог и дискуссии, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями органов образования, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Текущая аттестация

Текущая аттестация проводится путем выполнения заданий на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента.

Проверка качества усвоения материалов и самостоятельно изучаемых студентами научных монографий, статей и учебных пособий проводится в различных формах: устные выступления на практических занятиях (реферативные обзоры, дискуссии), лабораторные работы (психологический практикум), выполнение тестовых и творческих заданий,результаты самодиагностики, самоанализа и самонаблюдения.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний

Курс завершается устным зачетом, на котором проверяется:

  • овладение системой основных научно-психологических понятий;
  • перенос ( использование ) понятий для объяснения психических явлений;
  • проявление компетентности в использовании знаний о психологии человека для интерпретации различных проявлений жизнедеятельности человека

Студенты, активно участвовавшие в работе на протяжении всего курса, могут получить зачет по итогам выполнения самостоятельных работ, подготовленных сообщений и участия в дискуссиях.

Критерии зачета:

«Зачет» ставится в том случае, если студент самостоятельно, логично, в полном объеме излагает теоретико-методологический материал, ссылается на авторов, разрабатывавших соответствующую проблематику, приводит примеры, правильно используя научную терминологию, без серьезных затруднений отвечает на дополнительные вопросы; демонстрирует свою компетентность при решении проблемной ситуации; а также, в том случае, если студент, хотя и имеет затруднения при самостоятельном изложении теоретико-методологического, но исправляется при ответах на уточняющие вопросы, без серьезных затруднений отвечает на большую часть дополнительных вопросов, приводит примеры с использованием научных терминов;

— ответ не зачитывается как удовлетворительный (ставится «Незачет»), если студент испытывает серьезные затруднения при изложении теоретико-методологического материала, не может ответить на дополнительные вопросы, не может привести примеры, допускает серьезные терминологические неточности, не владеет профессиональным терминологическим словарем; демонстрирует непонимание проблемной ситуации и не видит путей её решения.

Тематический план дисциплины

Раздел (модуль) дисциплины

Всего часов (в трудоемкости)

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

1

Раздел 1. Психическое развитие человека. Основные теории периодизации психического развития

Тема 1.Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие.

Определение предмета психологии развития. Возраст как ключевое понятие. Виды возраста. Движущие силы, условия и законы психического развития.

6

2

2

2

Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

Понятие и норма психического здоровья. Классификация отклонений и причины нарушений психического развития. Специфические закономерности нарушенного развития.

6

2

4

Тема 3.Периодизации развития человека.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Возраст и культура. Критерии построения возрастной периодизации. Периодизации развития человека в зарубежной и отечественной психологии (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и т.д.).

6

2

2

2

2

Раздел 2. Особенности развитии в период детства.

Тема 4.Развитие в младенчестве и раннем детстве.

Комплекс оживления как новообразование новорожденности. Роль взрослого в развитии младенца. Развитие предметно-орудийной деятельности. Роль совместной деятельности со взрослыми в овладении предметными действиями.

6

2

4

Тема 5.Психическое развитие дошкольника.

Роль игры в развитии дошкольника. Развитие познавательной сферы дошкольника. Характеристика основных показателей готовности ребёнка к школе.

6

2

2

2

Тема 6.Особенности развития младшего школьника.Социальная ситуация развития. Учебная деятельность. Развитие познавательной деятельности. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Начальные формы рефлексии. Школьные неврозы. Причины и профилактика игровой компьютерной зависимости.

6

2

2

2

Тема 7. Особенности развития подростка.

Анатомо-физиологическое развитие подростка. Проблема»кризиса» подросткового возраста. «Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Формирование личности в подростковом возрасте. Акцентуации. Аутоагрессия и особенности личности. Уход в иную реальность. Причины и формы девиантного поведения в подростковом возрасте (алкоголизм, наркомания, суицидальное, аддиктивное поведение и т.д.).

Саморазрушающее поведение. Признаки выявления отклонений в поведении подростков и специфика работы с ними.

8

2

2

4

Тема 8. Особенности развития в ранней юности.

Потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Формирование мировоззрения. Выработка жизненной философии. Развитие самосознания. Юношеская субкультура. Деструктивные молодежные субкультуры. Неформальные молодежные группировки асоциальной направленности. Социальная дезадаптация. Аутоагрессия и особенности личности. Раннее начало половой жизни. Беспорядочные связи. Ранняя беременность.

8

2

2

4

3

Раздел 3. Особенности развития в период взрослости.

Тема 9. Развитие в период ранней взрослости и зрелости.

Молодость как начальный этап зрелости. Психофизиологическое развитие взрослых. Профессиональная деятельность. Кризис середины жизни.

8

2

2

4

Тема 10. Акмеологические аспекты развития взрослого человека.

Акмеологические законы и закономерности.

Акмеологические и психологические аспекты развития взрослого человека. Акме в личностном и профессиональном развитии человека

6

2

4

Тема 11. Особенности развития в период геронтогенеза.

Биологические и социальные критерии и факторы старения. Основные проблемы, социальная ситуация развития. Проблема трудовой деятельности в старости. Особенности долголетия и жизнеспособности.

6

2

4

ИТОГО:

72

14

22

36

Основное содержание (по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)

Раздел 1. Психическое развитие человека. Основные теории периодизации психического развития

Тема 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие.

Определение предмета возрастной психологии. Возраст как ключевое понятие. Виды возраста. Движущие силы, условия и законы психического развития как предмет возрастной психологии. Методология и методы возрастной психологии. Понятие развития. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития.

Эпигенетическая теория развития личности. . Условия и движущие силы психического развития. Обучение и развитие. Социальная среда и развитие ребёнка. Культурно-историческая концепция. Понятие «зона ближайшего развития». Активность ребёнка и её роль в развитии. Сензитивные периоды в развитии.

Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

Проблема нормы и отклонения в психическом развитии человека. Психическое здоровье — одна из наиболее активно обсуждаемых проблем в психологии. Несколько критериев определения нормы психического здоровья: статистический, адаптационный, гуманистический. Их достоинства и недостатки.

Классификация отклонений в психическом развитии человека. Категории аномальных детей по характеру нарушений. Причины нарушенного развития по признаку ведущего фактора развития: социальные и генетические; пренатальные, натальные и постнатальные. Специфические закономерности нарушенного развития.

Тема 3.Периодизации развития человека.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Возраст и культура. Критерии построения возрастной периодизации. Кризисы в психическом развитии человека. Различные подходы к проблеме периодизации возрастного развития человека в зарубежной и отечественной психологии (З.Фрейд, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Л.Колберг, Д.Б.Эльконин, А.В. Петровский, А.С. Шаров ).

Представления З.Фрейда о стадиях психосексуального развития человека. Социогенитический подход к периодизации Э. Эриксона. Преодоление кризисных ситуаций как условие развития личности. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Ведущая деятельность, социальная ситуация развития, центральные новообразования.

Раздел 2. Особенности развитии в период детства.

Тема 4.Развитие в младенчестве и раннем детстве.

Роль пренатального периода в развитии ребёнка. Кризис новорожденности. Сущность и значение незрелости новорождённого для дальнейшего развития человека. Комплекс оживления как новообразование новорожденности. Анатомо-физиологические изменения в период младенчества. Социальная ситуация в младенческом возрасте. Роль взрослого в развитии младенца. Формирование привязанности. Ведущая деятельность в младенческом возрасте. Раннее детство. Анатомо-физиологическое развитие в период раннего детства.

Социальная ситуация развития в раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности. Роль совместной деятельности со взрослыми в овладении предметными действиями.

Развитие познавательной сферы. Стадии развития речи. Двигательное развитие. Особенности общения с взрослыми в раннем детстве. Кризис трёх лет. Развитие самосознания.

Новообразования: развитие речи и наглядно-действенного мышления.

Тема 5.Психическое развитие дошкольника

Ценность дошкольного периода развития человека. Анатомо-физиологическое развитие дошкольника. Особенности общения дошкольника со взрослыми. Игровая деятельность. Роль игры в развитии дошкольника. Структура развёрнутой формы ролевой игры.

Виды продуктивной деятельности дошкольника и их особенности. Развитие познавательной сферы дошкольника. Центральные новообразования дошкольного периода. Кризис 7 лет. Формирование психической готовности к школьному обучению. Характеристика основных показателей готовности ребёнка к школе.

Новообразования: появление иерархии мотивов, развитие соподчиненности мотивов поведения, появление новых мотивов. Возникновение цельного детского мировоззрения, а так же стремление к об­щественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Тема 6. Особенности развития младшего школьника.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Социальная ситуация развития. Учебная деятельность. Проблемы адаптации ребёнка к школе. Мотивация учения, её динамика. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Развитие познавательной деятельности. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Начальные формы рефлексии. Успеваемость и самооценка. Развитие произвольного поведения. Особенности эмоционального развития.

Особенности отношений с взрослыми. Авторитет учителя. Влияние стиля общения учителя с классом на психологический климат класса. Отношения со сверстниками. Мотивация общения. Индивидуальные и половые различия в поведении. Школьные неврозы. Причины и профилактика игровой компьютерной зависимости.

Новообразования: произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

Тема 7. Особенности развития подростка.

Анатомо-физиологическое развитие подростка. Социальная ситуация развития. Проблема»кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Проблемы общения в подростковом возрасте. Развитие интимно-личностного общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте.

Становление нового типа отношений с взрослыми. «Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Формирование личности в подростковом возрасте. Развитие аффективно-эмоциональной сферы. Учебная деятельность подростков. Теоретическое мышление. Акцентуации. Аутоагрессия и особенности личности. Уход в иную реальность. Причины и формы девиантного поведения в подростковом возрасте (алкоголизм, наркомания, суицидальное, аддиктивное поведение и т.д.).

Саморазрушающее поведение. Признаки выявления отклонений в поведении подростков и специфика работы с ними.

Новообразования: формирование самооценки, чувство взрослости, критическое отношение к окружающим, способность починяться нормам коллективной жизни.

Тема 8. Особенности развития в ранней юности.

Юность как относительно позднее приобретение человечества. Обращённость в будущее как центральная характеристика ранней юности. «Примеривание ролей». Потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива. Формирование мировоззрения. Потребность «смысла жизни». Выработка жизненной философии.

Развитие самосознания. Проблема юношеского самоопределения. Формирование идентичности — «кризис идентичности» ( Э.Эриксон).

Личностная рефлексия. Нравственное развитие. Ответственность и инфантилизм. Тенденция к стабилизации, дифферинцированности эмоциональных состояний и конструктивного их выражения.

Самовоспитание и самосовершенствование. Развитие саморегуляции. Индивидуальные варианты взросления. Особенности учебной деятельности старшеклассников. Стремление к неформальному общению с взрослыми и относительная автономия, независимость от них. Особенности общения со сверстниками. Юношеская субкультура. Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на профессиональный выбор. Профессиональное самоопределение в современных социальных условиях.

Деструктивные молодежные субкультуры. Неформальные молодежные группировки асоциальной направленности. Социальная дезадаптация. Аутоагрессия и особенности личности. Раннее начало половой жизни. Беспорядочные связи. Ранняя беременность.

Новообразования: мировоззрение, профессиональное и нравственное самоопределение, формирование личной идентичности.

Раздел 3. Особенности развития в период взрослости

Тема 9. Развитие в период ранней взрослости и зрелости.

Период взрослости. Молодость как начальный этап зрелости. Психофизиологическое развитие взрослых. Профессиональная деятельность. Интеллект в структуре развития периода зрелости. Внешние и внутренние факторы развития интеллекта. Повышение социальной активности и продуктивности личности. Кризисы на этапе взрослости. Нормативный кризис 30-33 лет. Возраст и проблемы смысла жизни. Потенциалы возрастного развития. Восхождение к индивидуальности. Осуществление жизненного пути.

Переход к зрелости (около 40) как «взрыв в середине жизни», осознание утраты молодости, начало снижения уровня физических возможностей. Присущие данному периоду личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов, сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода. Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа. Зрелость как вершина жизненного пути личности.

Тема 10. Акмеологические аспекты развития взрослого человека.

Предпосылки и основы продуктивного развития человеческой индивидуальности. Акмеологические пути и механизмы оптимизации, гармонизации и гуманизации процесса развития неповторимой человеческой индивидуальности.

Акмеологические и психологические аспекты развития взрослого человека как субъекта профессиональной деятельности. Личностно – профессиональное развитие человека и его оптимизация. Зрелое профессиональное отношение к деятельности и развитию. Акмеологическое пространство личностно – профессионального самоопределения и развития. Психолого-акмеологические основы, предпосылки, условия и механизмы самоактуализации, самореализации и саморазвития человека в профессии. Непрерывное самообразование и личностно – профессиональное развитие.

Тема 11. Особенности развития в период геронтогенеза.

Период геронтогенеза. Основные положения современной геронтологии. Психологические проблемы позднего возраста. Биологическое, социальное и психологическое старение. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.

Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию. Физические аспекты старения. Проблема здоровья. Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Изменения в эмоциональной и мотивационной сферах. Компенсаторные механизмы. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

Основные понятия (тезаурус)

Возраст, закономерности психического развития, психическое здоровье, отклонения в развитии, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста, комплекс оживления, кризис 3-хлет, игровая деятельность, соподчинение мотивов, готовность к школьному обучения, мотивы учения, внутренний план действий, рефлексия, школьная адаптация, школьные неврозы, половоесозревание, интимно-личностное общение, «чувство взрослости», подростковая субкультура, аддиктивное поведение принятие групповых норм, личностная нестабильность, подростковые поведенческие реакции, профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение, формирование идентичности, нормативный возрастной кризис, профессиональная карьера, семейная жизнь, акмеология, профессионализм, профессиональное акме, жизненный путь, жизненная позиция, стратегия, линия, перспектива,жизненная мудрость, «компенсация дефекта», одиночество, физические аспекты старения, факторы долголетия.

Организация самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа понимается как совокупность всей самостоятельной деятельности студентов в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности студента и мышления будущего профессионала.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Возможны два основных направления построения учебного процессана основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Преподаватель определяет содержаниесамостоятельной работы, ееформы, видыивремя,условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты.

Формы организации самостоятельной работы возможны: фронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы.

При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов:

1. Внеаудиторнаясамостоятельная работа.

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, научно-исследовательскаяработа.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Одной из задач изучения курса является создание условийдля самостоятельной и исследовательской работы студентов образования, которая включает:

— наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения;

— обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках;

— выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;

— основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;

— обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

— применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);

— оптимальная нагрузка студентов;

— система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной прежде всего самому студенту;

— возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов.

Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов:

  1. Работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям.

  2. Анализ, аннотирование научной и методической литературы.
  3. Составление глоссария.

4. Выполнение творческих, исследовательских заданий по темам.

  1. Написание эссе.
  2. Составление сравнительно-аналитической таблицы.
  3. Решение психолого-педагогических задач
  4. Разработка индивидуальных проектов.
  5. Работа по составлению портфолио.

Способы сопровождение самостоятельной работыстудентов должно быть организовано в следующих формах:

— согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

— консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.;

— промежуточного контроля хода выполнения задания;

— оценки результатов выполнения заданий;

— проведение итоговых конференций.

При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

— отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

— ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

— максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;

— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

— использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

-обоснованно определять объем работы;

— определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;

— разнообразить задания по содержанию;

— подбирать рациональные способы проверки работ;

— правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

— проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

Контрольсамостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Основная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — М. : Академ. проект : Альма Матер, 2006.

  2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М. : Сфера, 2006.

  3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М. : Академия, 2009.

  4. Психология развития : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской . — 3-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2007. — 528 с.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Психология человеческой жизни. Исследования геронтопсихологии : Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — М. : AcademiA, 2002. — 224 c.

  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания : научное издание / Б.Г. Ананьев. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2002. — 282 с.

  3. Акмеология: учеб. / под общ. ред. А. А. Деркача. — 2-е изд., перераб. — М. : Изд-во РАГС, 2006. — 422 с.

  4. Божович, Л. И.  Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб. : Питер , 2009. — 398 с.

  5. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М. : Академия, 2008. — 304 с.

  6. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 4-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2007. — 368 с.

  7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : хрестоматия: Учеб. пособие для студ., обучающихся по пед. спец. / сост.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — 6-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2007. — 624 с

  8. Волков, Б. С. Возрастная психология : в 2-х ч.: учеб. пособие для студ. вузов. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. — М. : Владос, 2005. — 366 с.

  9. Волков, Б С. Психология ранней юности : учеб. пособие / Б. С. Волков. — М. : Сфера, 2002. — 94 с.

  10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии : научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб. : Союз, 2006. — 222 с.

  11. Выготский, Л. С.  Психология развития человека : сборник научных трудов / Л.С. Выготский. — М. : Смысл : ЭКСМО, 2003. — 1135 с.

  12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — 2-е изд. — М. : Пед. о-во России, 2009.

  13. Крайг, Г. Психология развития : научное издание / Г. Крайг, Д. Бокум ; ред. Т. В. Прохоренко. — 9-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 939 с.

  14. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 2005. — 175 с.

  15. Малкина-Пых, И. Г.  Возрастные кризисы: справочник практ. психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М. : ЭКСМО, 2004. — 895 с.

  16. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М. : Владос. — ISBN 5-691-00552-9.Психология : Учеб. для студ. пед. вузов: в 3-х кн. Кн.2. Психология образования / Р. С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2005. — 606 с.

  17. Нижегородцева, Н. В.  Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практ. психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков . — М. : Владос, 2002. — 256 с.

  18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник по дисциплине «Возрастная психология» для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. — М. : Юрайт : МГППУ, 2010.

  19. Основы специальной психологии : Учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — 2-е изд., стер. — М. : ACADEMiA, 2005. — 480 с.

  20. Палагина, Н. Н.  Психология развития и возрастная психология : Учеб. пособие / Н. Н. Палагина. — М. : МПСИ, 2005. — 285 с.

  21. Поливанова, К. Н.Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К. Н. Поливанова. — М. : AcademiA, 2000. — 181 с.

  22. Психология развития : хрестоматия / Под ред. Е. Строгановой. — СПб. : Питер, 2002. — 504 с.

  23. Психология старости и старения: Хрестоматия для студ. псих. фак. вузов / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М. : AcademiA, 2003. — 412 с.

  24. Райс, Ф.  Психология подросткового и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. и аспирантов психол. фак., слушателей курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Ф. Райс ; пер. с англ. Н. Мальгиной [и др.]. — 8-е междунар. изд. — СПб. : Питер, 2002. — 656с.

  25. Сапогова, Е. Е.Психология развития человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Е.Е. Сапогова . — М. : Аспект Пресс, 2001. — 460 с.

  26. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. — СПб. : Питер , 2007.

  27. Шаповаленко, И. В.  Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учеб. для студ. вузов / И. В. Шаповаленко. — М. : Гардарики, 2005. — 349 с.

  28. Шаров, А. С.  Жизненный кризис в развитии личности : учеб. пособие / А. С. Шаров ; Омск. гос. пед. ун-т. — Омск : [б. и.], 2005. — 165 с.

  29. Эльконин, Д. Б.  Детская психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2008. — 384 с.

  30. Эриксон, Э. Г.Детство и общество / Г. Эриксон; Пер. и науч. ред. А.А.Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Ленато : АСТ : Фонд «Унив. кн.», 2006. — 590 с

Интернет-ресурсы

http: // www.humanities.edu.ru/ Социально-гуманитарное и политологическое образование. Психология.

http: // www.ict.edu.ru/ Информационно-коммуникативные технологии в образовании. Библиотека (учебные и учебно-методические материалы).

Книги.

http: // www.gnpbu.ru/ Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

http: // www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.

http: // www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.

http: // www.knigainfo.ru/ Библиографическая информация о печатных изданиях России.

http: // www.public.ru/ Публичная Интернет-библиотека.

http: // www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова.

http: // www.slovari.yandex.ru/ Словари. Энциклопедии. Справочники.

http: // www.umf.omgpu.ru/ Учебно-методический фонд ОмГПУ.

http: // www.psyconsultation.ru/ Сайт по психологии.

http: // www.psy.pu.ru/ Факультет психологии СПбГУ.

http: // www.ipras.ru/ Институт психологии РАН.