Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие человека

8

Памятка для студента по дисциплине «Психология развития человека»

Возрастная психологии занимается выявлением и изучением возрастных особенностей и динамики процесса развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

1)перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2) детская психология (от рождения до 18 лет);

3) психология взрослых, зрелых возрастов;

4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Ключевым понятие возрастной психологии — возраст. Виды возраста: биологический, психологиче­ский, социальный и хронологический. К методам, исследующим развитие, относятся: метод наблюдения, метод близнецов, тестирование, метод опроса, продольный и поперечный срезы, формирующий и констатирующий эксперимент.

Развитие, рассматриваемое как процесс позитивных изменений, включает в себя две связанные между собой категории: первая это — биологическое созревание мозга и организма, вторая это — психическое созревание. Выделяют:

Эволюционное развитие — появление нового по сравнению с предыдущим этапом (новообразования возрастных периодов).

Инволюционные изменения — утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.

Гетерохронное развитие — разновременное проявление психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.

Биологическое развитие — развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.

Социальное развитие — развитие человека под взаимосвязанным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности личности и др.

Специальное развитие развитие психических функций, процессов, свойств личности в условиях профессиональной подготовки.

Развитие характеризует:

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени).

Неустойчивост — развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Сензитивность — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Дивергентность — конвергентность — две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избиратель­ности.

5 стр., 2118 слов

Кризис подросткового возраста. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского Для Выготского развитие-это прежде всего возникновение нового. Стадия развития характеризуется возрастными новообразованиями, к-ых не было раньше в готовом виде. Источник развития-социальная среда. Среда становится другой, когда ребенок переходит из одной возрастной ситуации в другую. Выготский вывел социальную ...

Каждому возрастному этапу характерны определенные новообразования в психических процессах и в личностных качествах ребенка.

Зарубежные теории объясняющие развитие. В биологизаторских теориях ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития (Э. Геккель, С. Холл).

В социологизаторских теориях развитие ребен­ка полностью определяется окружающим его обществом и все, что с ним произойдет в дальнейшем, полностью зависит от действий этого социального окружения (Дж. Уотсон).

В теории ковергенции двух факторов — оба фактора в равной степени значимы для развития (В. Штерн).

Отечественная психология базируется на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов. Элементарные функции — обусловлены наследственностью, а высшие — продукт культурно-исторического развития, во многом определяемые социальной средой. Движущими силами развития являются противоречия между актуальными потребностями человека и наличными способами их удовлетворения. Он так же выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Уровень развития во многом определяется активностью самого ребенка. Существуют две зоны развития — актуальная (то, что созрело и проявляется) и зона ближайшего развития (расхождение в уровне трудности задач решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого).

Основные понятия:

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека.

23 стр., 11245 слов

Проблемы возраста и возрастной периодизации

... новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию, где в качестве «единицы» развития - психологический возраст. Структура возраста - ССР и возрастные новообразования. Динамика - чередование кризисов и ... » (теория Пиаже) и, соответственно, изучении развития интеллекта, либо на отношении «ребенок — взрослый (другой человек)» и, соответственно, на развитии личности (3. Фрейд, Э. Эриксон). Эльконин ...

Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида и социокультурной истории человечества в целом.

Тема 2. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии

Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как переход от одного возрастного этапа к другому. Разделение жизненного пути человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития. Содержание, название, временные границы периодов определяются представлениями авторов периодизаций о наиболее существенных сторонах развития.

Три группы периодизаций. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, не связанного с самим развитием критерия (Р. Зазо, В. Штерн).

Во второй группе используется не внешний, а внутренний критерий, которым становится какая-либо одна сторона развития (П.П. Блонский, 3. Фрейд, Ж. Пиаже).

В третьей группе выделены периоды психического развития человека, на основе сущест­венных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рассмотрим более предметно несколько периодизаций.

3. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все приносящее телесное удовольствие. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фредом выделено пять таких стадий.

Оральная стадия (0—1 год)

Анальная стадия (1—3 года)

Фаллическая стадия (3-5 лет)

Латентная стадия (5-12 лет)

Генитальная стадия (12-18 лет)

Э.Эриксон в своей периодизации исходит из того, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию, которую необходимо преодолеть для формирования идентичность.

Младенчество (0 – 1 год) – доверие — недоверие

Ранний возраст (1 – 3 года) – автономия — сомнение, стыд

2 стр., 751 слов

Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет).

... . По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни ... , составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от ...

Дошкольный возраст (4 – 6 лет) – инициативность -чувство вины

Школьный возраст (7-11 лет) – достижение — неполноценность

Подростковый возраст и ранняя юность (12 – 19 лет) -эго идентичность – ролевое смешение

Молодость (20 – 40 лет) – интимность — изоляция

Зрелость (40 – 60 лет) – творчество — застой

Старость (60 лет и далее) – интеграция — разочарование в жизни

Ж. Пиаже построил свою возрастную периодизацию на концепции стадиального развития интеллекта. Стадии — уровни развития интеллекта ребенка, последовательно сменяются в процессе нарушения, достигнутого ранее относительно стабильного равновесия. В свою очередь, группа стадий соответствует определенному возрастному пе­риоду.

Период сенсомоторного интеллекта (0 – 2 го­да) – стадия допонятийного интеллекта

Период конкретных операций (2 – 11/12 лет) дооперациональную стадию, которая характеризует ин­туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7 – 11/12 лет).

Период формальных операций (11/12 – 14/15лет) – стадия формально-логического интеллекта

Л. Колберг построил свою периодизацию на основе формирования морального сознания и выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный уровень (до 10 лет)

2) уровень «конвенциальной морали» (10-13 лет)

3) уровень «автономной морали» (13-16 лет)

Д.Б. Эльконин при построении своей периодизации опирался на то, что развитие — это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок. В основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека. Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность» (определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее возможностей, характерных именно для этого периода), с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста.

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности; Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов ...

Младенческий возраст (0 – 1 год) – непосредственно-эмоциональное общение

Ранний возраст (1 – 3 года) – предметно-орудийная деятельность

Дошкольный возраст (4 – 6 лет) – ролевая игра

Младший школьный возраст (7 – 10 лет) – учебная деятельность

Подростковый возраст (11 – 14 лет) – интимно-личностное общение

Ранняя юность (15 – 18) – учебно-профессиональная деятельность

Основные понятия:

Социальная ситуация развития ребенка — это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Кризис развития — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает на стыке двух возрастов.

Психологическое новообразование:

— психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

— обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Тема 3. Особенности психического развития в младенчестве (0 – 1) и раннем детстве(1-2)

Младенчество. Специфическая роль пренатального периода в развитии ребёнка в утробе матери тесным образом связана с ее соматическим и психическим здоровьем и во многом им определяет и его здоровье в будущем. Кризис новорожденности как промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни объясняется как физиологическими (физическое отделение от матери, совершенно иные окружающие условия) так и психологическими (полная беспомощность в момент рождения, отсутствие единой сложившейся формы поведения и т.д.) причинами.

Появление комплекса оживления — с 8 недель до 12 (особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому) как новообразование новорожденности. Анатомо-физиологические изменения в период младенчества. Социальная ситуация в младенческом возрасте — это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Роль- взрослого в развитии младенца. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является непосредственное эмоциональное общение со взрослым.

Развитие познавательной сферы в младенческом возрасте. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Двигательное развитие. Появление ориентировочных и сенсомоторно-манипулятивных действий сопровождаемые и регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями и восприятиями. Центральные новообразования младенческого возраста это — потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Кризис одного года — социальная ситуация слитности ребенка и взрослого изменяется. Появляются собственные мотивы поведения.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Содержание 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕН. 3 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 4 3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОТЛИЧИЕ МЫШЛЕНИЯ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 5 4. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТАПОВ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (ПИАЖЕ). СТАДИЯ СЕНСОМОТОРНОГО ...

Раннее детство. Анатомо-физиологическое развитие в период раннего детства. Социальная ситуация в этом возрасте — это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Развитие предметно-орудийной деятельности, как ведущей деятельности в этом возрасте направленно на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами совместно со взрослым до самостоятельного исполнения. Переход от восприятия к памяти. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Развитие самосознания, иллюстрацией чего служат узнавание себя в зеркале, на­зывание себя по имени, появление первичной самооценки.

Кризис трёх лет как разрушение, пересмотр старой системы социальных отноше­ний, отделение себя от других людей, желание быть самостоятельным.

Особенности протекания кризиса во многом определяются специфика поведения взрослых в этот период. Негативизм и упрямство развиваются в нутрии отношений взрослых и ребенка, когда первые пытаются общаться с ним в рамках прежде сложившихся отношений и не желают принять изменившуюся ситуацию.

Новообразования: развитие речи и наглядно-действенного мышления.

Основные понятия:

Автономная речь – бессвязна и состоит из ряда восклицаний, общение возможно только с близкими людьми понимающими ее значение.

Безусловные рефлексы – наследственно закрепленные механизмы.

Комплекс оживления – эмоциональная реакция ребенка на появление взрослого.

Кризис 1-го года – переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся становлением ходьбы, наличием латентного периода становления речи, проявлением аффектов и воли.

Условные рефлексы – реакции ребенка возникающие при повторении ряда различных действий.

Кризис 3 лет — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Тема 4. Особенности психического развития дошкольника (3-6)

В этом возрасте ребенок отделяется от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Круг отношений детей расширяется, они чаще бывают в общественных местах. Появляется потребность изображать взрослую жизнь. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, который существует в мире взрослых людей.

Ведущей деятельностью этого возраста — ролевая игра, такая форма деятельности в которой дети, в специально созданной ситуации, замещать одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными. В процессе игры ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности».

Значение игры для психического развития. В игре, при замене одного предмета другим, происходит употребление символов, что ведет к развитию интеллекта. В игре формируются и перестраиваются частные психические процессу. Они оказывает влияние на развитие речи ребенку. Способствует формированию детского коллектива, складываются нормы поведения, формируются нравственные качества. Развивается воля — в процессе подчинения правилам игры. Структура развёрнутой формы ролевой игры, включающая в себя: единицу игры (роль которую берет на себя ребенок) и игровые действия. Игра младших дошкольников отличается от старших.

Развитие познавательной сферы дошкольника. Особенности мышления как переход от эгоцентризма к детерминации, что подводит к объективному, элементарно-научному восприятию действительности. Развивается память — возникает намеренное запоминание

Формирование самосознания в дошкольном возрасте характеризующееся появлением самооценки, осознанием своих переживаний, четкой половой идентификации, появлением нравственных норм. Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Центральными новообразованиями дошкольного периода являются: появление иерархии мотивов, развитие соподчиненности мотивов поведения, появление новых мотивов. Возникновение цельного детского мировоззрения, а так же стремление к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Кризис 7 лет. Его основные признаки: 1) потеря непосредственности, 2) манерничанье, 3) ребенку плохо, но он старается этого не показывать

Формирование психической готовности к школьному обучению. Характеристика основных показателей готовности ребёнка к школе, включающая в себя личностно-социальную (желание пойти в школу, способность принять новую социальную позицию, умение жить в коллективе сверстников), интеллектуальную (ориентировка на ок­ружающем, запас знаний, развитые мыслительные процессы: способность обобщать, сравнивать, классифицировать объектов) и волевую готовность (умение подчиняться правилам, высидеть урок, выучить уроки).

Условия формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению обеспечивают в первую очередь взрослые из его близкого окружения.

Основные понятия:

Игровая деятельность – форма деятельности в условных ситуация, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Кризис 7 лет – связан с тем, что ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанный с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Соподчинение мотивов – выстраивание мотивов по значимости.

Готовность к школьному обучению – уровень психического развития ребенка необходимый для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Тема 5. Психология младшего школьника (7-10)

Ведущая деятельность младшего школьника — учебная. Ребенок к концу дошкольного возраста готов к ней. Происходит активное анатомо-физиологическое

созревание организма. Нервные процессы становятся более подвижны и уравновешенны, но возбуждение преобладает над торможением. Возрастает физическая выносливость, работоспособность детей, но все это носит относительный характер — работоспособность падает во второй половине урока. Изменяется социальная ситуация. Пере­страивается системы отношений с людьми и обществом. Возникновение новых обязанностей. Все это в начале обучения создает проблему адаптации ребенка в школе. Которая у всех протекает по разному и может длиться до нескольких месяце. Выделяют высокий, средний и низкий уровень адаптации.

В процессе учебы развивается познавательная деятельность. Происходит овладение приёмами и способами запоминания и воспроизведения. В первом классе эффективность непроизвольного запоминания значительно выше, но затем оба типа памяти претерпевают такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь. С освоением логического усвоения материала развивается и смысловая память. Особенности восприятия и внимания. Возрастные возможности и ограничения в развитии внимания, наблюдательности. Динамика развития воображения. Развитие речи, составление письменной речи. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности.

Мотивация учения, её динамика. Преобладание социальных мотивов. Формирование внутренней мотивации учения, через культивирования познавательных интересов. Формирование мотивации достижения успеха или избегания неудач. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Овладение основными элементами учебной деятельности, типичные трудности. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников. Способы их профилактики

Развитие самосознания. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с развернутой системой моральных требований. В процессе их освоения и при правильном воспитании, у ребенка формируются моральные и нравственные качества которые становятся внутренним и органическим достоянием личности

В ходе учебной деятельности происходит становление самооценки. Дети ориентируются, как их оценивают учителя. Оценка успеваемости в начальной школе по существу является оценкой личности в целом. Высокие оценки влияют на самооценку положительно, низкие — отрицательно. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Если ребенок не чувствует себя компетентным в учебе, его личное развитие искажается. Адекватная самооценка и чувство компетентности во многом зависят от атмосферы психологического комфорта в классе и поддержки. Развивается рефлексия и внутренний план деятельности.

Особенности отношений с взрослыми со сверстниками заключаются в том, что учитель выступает для ребенка центром всей его жизни. На учителе завязано непо­средственно эмоциональное самочувствие ребенка. Авторитет учителя нередко бывает выше авторитета родителя. Отношения со сверстниками тоже очень часто определяются учителем. Он ответственен за тот климат, который складывается в классе. Отношения со сверстниками складываются на основе внешних отношений (рядом живут, сидят за одной партой).

К концу возраста начинает складываться индивидуальный подход.

Новообразования: произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

Основные понятия:

Учебная деятельность – особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний.

Внутренний план действий – способность выполнять действия в уме.

Тема 6. Особенности психического и личностного развития подростка (11-14)

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки, включающий в себя активное и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, является фоном, на котором протекает психологический кризис. В целом, увеличивается вес и рост ребенка. Конечности становятся непропорциональными по отношению к туловищу. Девочки в своем физическом развитии опережают мальчиков на 1-2 года. В это же время происходит половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового возраста, сопровождающийся появлением вторичных половых признаков. Изменяется и социальная ситуация вокруг подростка. Она представляет собой переход от детства к взрослости, где подросток занимает промежуточное положение.

Подростковый кризис пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер этого пе­риода показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затрудне­но. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения.

Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым идр).

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм — первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Особенности поведения взрослого в этот период. Акцентуации характера и проблемы в связи с этим возникающие.

Общение со своими сверстниками — ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Общения в подростковом возрасте занимает центральное место. Происходит переориентация общения с родителями и учителем на сверстников. Общения является для подростка важным информационным каналом, особым видом межличностных отношений, дающим навыки социального взаимодействия, формирующим умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Общение реализует потребность принадлежности к группе и в то же время — обособленности.

Развивается интимно-личностное общение со сверстниками противоположного пола.

Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие самосознания. Для этого возраста характерны переживания связанные с отношением к себе, к собственной личности. Почти все они оказываются отрицательными. Самооценка очень неустойчива и формируется во многом на основе оценок взрослых. В то же время в процессе самопознания происходит отход от оценок взрослых и опора на собственные внутренние критерии. Уровень притязания чаще всего завышен. Возникают нравственные убеждения, одновременно с которыми формируется нравственное мировоззрение.

В подростковом возрасте происходит совершенствование всех познавательных психических процессов. Заканчивается формирование понятийного мышления. Большим достоинством подростков является готовность ко всем видам учебной деятельности, что делает его взрослым в собственных глазах. Подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы, но подросток не готов, не умеет реализовывать это так, как еще не владеет способами выражения новых форм учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности связаны с непосредственным интересом к новым предметам. Впоследствии отношение к предметам становится избирательным исходя из его пристрастий, но при этом во многом связан с личностью учителя. Присутствуют и социальные мотивы.

Новообразования: формирование самооценки, чувство взрослости, критическое отношение к окружающим, способность починяться нормам коллективной жизни.

Основные понятия:

Социальной ситуации развития подросткового возраста — представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Чувство взрослости — форма самосознания, центральное новообразование подросткового возраста. Объективная взрослость — готовность подростка реализовать права и обязанности взрослого человека.

Подростковый кризис – болезненный переход от детского состояния к взрослости.

Гормональная буря – перестройка деятельности эндокринных желез.

Образ «Я» — совокупность представлений о себе сопряженная с их оценкой.

Девиантное поведение – отклоняющееся от социальных норм поведение.

Тема 7. Психология ранней юности (15-18)

Юность как относительно позднее приобретение человечества. Обращённость в будущее как центральная характеристика ранней юности. «Примеривание ролей». Потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива. Завершение формирования мировоззрения. Потребность «смысла жизни». Выработка жизненной философии. Учебно-профессиональная деятельность – ведущая деятельность в этом возрасте.

Развитие самосознания и устойчивого образа «Я», что связано с тем, что старшеклассники начинают активно управлять своей жизнедеятельностью. Открытие своего внутреннего мира и связанные с этим переживания. Проблема юношеского самоопределения. Формирование идентичности — «кризис идентичности» (Э.Эриксон).

Личностная рефлексия. Нравственное развитие. Ответственность и инфантилизм. Тенденция к стабилизации, дифферинцированности эмоциональных состояний и конструктивного их выражения. Самовоспитание и самосовершенствование. Развитие саморегуляции.

Потребности, характеризующие «юношеский тип общения»: потребность в доверительном общении, понимании и признании, их влияние на особенности взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Часто бывает эгоистичным и эгоцентричным. Стремление раскрыть свои переживания, выше интереса к чувствам и

переживаниям другого, как следствие неудовлетворенность и напряженность. Стремление к неформальному, доверительному общению со взрослыми и относительная автономия, независимость от них.

Особенности общения со сверстниками. Предпочтение отдается исповедальному общению. Чувство «МЫ», его значение для формирования личности. Юношеские неформальные группы. Особенности дружбы, друг как «alter-ego». Проблема познания другого человека. Юношеская субкультура, ее отличия от подростковой.

Особенности учебной деятельности старшеклассников. Развитие творческого, дискурсивного мышления и связанные с этим особенности личности и поведения (склонность к дискуссиям, спорам, требование доказательств, стремление все подвергать сомнению и др.).

Мечта и фантазия. Творчество. «Интеллектуализм» как форма психологической защиты. Типичные трудности в учении.

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на профессиональный выбор: интересы и склонности, Социоэкономические факторы, профессиональный выбор и жизненные цели. Переживание трудностей, связанное с выбором профессии. Профессиональное самоопределение в современных социальных усло­виях. Особенности профориентационной работы со старшими школьниками.

Новообразования: мировоззрение, профессиональное и нравственное самоопределение, формирование личной идентичности.

Основные понятия:

Самоопределение — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения в ранней юности является профессиональное и нравственное самоопределение.

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Тема 8. Акмеологический период развития

Период взрослости (20-60). Акмеологический период развития. Различия в подходах к классификации возрастов в акмеологии (Д. Векслер, В.В. Гинзбург, Б.Г. Ананьев), с отсутствием систематизированных данных в изменении психологических процессов и личностных особенностей в различные периоды взрослости. Существующие периодизации построены по разным принципам: физиологическим, антропологическим, психологическим.

Психофизиологическое развитие взрослых. Трудовая, профессиональная деятельность, как

ведущая, оказывающая основное развивающее воздействие на личность. Разновременность последовательности в проявлении способностей в разных видах деятельности. Профдеформации человека. Интенсивность влияния разнородных факторов и явлений на психофизиологические функции и психические про­цессы и ее изменение в процессе онтогенеза. Интеллект в структуре развития периода зрелости. Внешние и внутренние факторы развития интеллекта.

Повышение социальной активности и продуктивности личности. Кризисы на этапе взрослости. Нормативный кризис 30-33 лет обусловленный рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями. Кризис 45 лет — среднего возраста, заключающейся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто к этому времени. Состояния доминирующие в процессе проживания этого кризиса. Различные пути прохождения кризиса. Острое прохождение кризиса — затрагиваются глубинные, сущностные проблемы, стоящие перед человеком. Спокойное — регулярное изменение себя, свои позиции, самообновление. Уход от разрешения противоречий. Возраст и проблемы смысла жизни.

Самореализация как сложный процесс, в состав которого входят самопознание, самоорганизация, самопроверка, самоконтроль. Большая независимость самооценки от мнений других. Воплощение человеком в жизнь своих потенциальных возможностей. Восхождение к индивидуальности. Осуществление жизненного пути.

Период геронтогенеза(с 60 лет) Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован.

Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма.

В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется.

Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, пофужению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей.

Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства. После70 лет на передний план выходит другая проблема — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.

Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека.

Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

Основные понятия:

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных и об­щественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости к, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Профессиональный цикл — изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и про­фессиональной подготовки, начало самостоятельной работы И накопление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды дальнейшей профессионализации.

Кризис середины жизни — это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени.

Разобществление — психосоциальное явление, объясняющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воздействием на нее социальной среды.

Старость — это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст.

Старение — разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы

Счастливая старость — это случай психической жизни в старости, когда отношение человека к своему старческому бытию по основным линиям соответствует данным этическим категориям. Счастливая старость — особо благоприятная форма старения, находящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных возрастных изменений высших психических функций.