Основные виды деятельности и их развитие у человека

Тема 2. Деятельность, труд, профессия, специальность

1. Понятия и свойства деятельности1

Категория «деятельность» наряду с другими понятиями, такими, как «сознание», «личность», «общение», является не только психологической, а имеет статус общенаучного понятия и даже междисциплинарного.

Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии, поэтому существует множество определений этой категории. Одним из наиболее удачных является следующее определение деятельности.

Деятельность это формаактивного отношениясубъекта к действительности, направленная на достижениесознательнопоставленныхцелейи связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (В.Д. Щадриков).

В данном определении отражены наиболее важные психологические свойствадеятельности. Деятельность — это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата.

Во-вторых, это отношение продуктивноготипа, предполагающее получение некоторого результата в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.) или освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также игровой и учебной.

Цель выступает главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.

Деятельность является чрезвычайно сложной и внутренне дифференцированной системой. Системность организации деятельности обусловливает и существование двух основных планов ее психофизиологического анализа внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психофизиологического).

Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия «субъект» и «объект» труда (а также игры и учения), «предмет», «условия и средства деятельности».

Субъект труда – это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

3 стр., 1217 слов

Основные понятия и определения дисциплины

... здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья. Основные вопросы по теме: 1. Основные понятия и определения дисциплины. 2. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. ... говорим, чтоплохо себя чувствуем. Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества.Социальные ...

Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Внутреннюю, психическую, деятельность можно рассматривать как результат интериоризации (буквально—превращение во внутреннее) внешней, предметной, деятельности. Соответственно внешнюю, предметную, деятельность можно рассматривать как экстериоризацию (буквально—превращение во внешнее) внутренней, психической деятельности.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (предметно-действенная) н внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона—движения, действия, с помощью которых человек воздействует на внешний мир—определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной.

Основные виды деятельности и их развитие у человека

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Виды деятельности в принципе не могут быть упорядочены, систематизированы на базе какого-либо одного параметра — основания классификации. Полная систематизация видов деятельности и, следовательно, их классификация требуют использования cpазу нескольких оснований, критериев выделения видов и типов деятельности.

Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую (рис.2).

Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а неее результат.

Рис. 2. Типы деятельности в зависимости от цели

Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

Предельно общим является разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются проявлениями ее исполнительских компонентов — движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр.

Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Как говорилось выше, между внешней и внутренней деятельностями существует связь. Столь же фундаментальным и общим является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т.е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель.

6 стр., 2686 слов

Познавательная деятельность человека 2

... деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д. Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, ... видов, типов, форм, способов и стилей мышления. 1.2 Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека Для философии, познание окружающего мира человеком ...

Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе», например, деятельность экипажа самолета; опосредствованно-совместную — «деятельность рядом», к такому виду деятельности можно отнести деятельность рабочих на конвейере;и «деятельность напротив» — деятельность продавца и покупателя .

Все большее значение придается сегодня еще одной общей дифференциации деятельности на два типа — субъект-объектный и субъект-субъектный. Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности — ее предмету.

В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является другой человек, т.е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.).

Все три типа деятельности можно разделить также на предметную, коммуникативную и теоретическую (рис. 3)..

Рис. 3. Классификация деятельности по разным основаниям

3. Деятельность, труд, профессия, специальность2

Одним из основных видов осознанной активности человека является труд. Труд служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.

Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека.В труде реализуются следующие его функции: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, функция создания и потребления ценностей.

В рамках деятельностного подхода принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте. Свойства личности социально детерминированы. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость, действует активно. Список свойств личности безграничен и задается многообразием видов деятельности.

Труд — это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д. Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности.

5 стр., 2351 слов

Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ 2

... Практический опыт и перспективы применения информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации 22 2.1  Информационные технологии как основа оптимизации ... службу по контракту, пенсионное обеспечение граждан, для которыхвоенная служба была профессией. Положением о Министерстве обороны Российской Федерации определено, чтоодними из его ...

Профессия — это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда.В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;

2) целевая функция и характер результата труда;

3) особенности субъекта труда — его знания, навыки, умения, способности;

4) экономические и социальные стороны — трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;

Специальность — это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда.

Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия — врач, специальность — терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Классификация трудовой деятельности

Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов трудовой деятельности по их предметной сфере, т.е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.

Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований.

Трудовую деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную).

Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Втораяже(управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Управленческая деятельность обозначается понятием «метадеятельность» — это «деятельность с деятельностями».

В прикладном отношении важным является также разделение деятельности на непосредственную и опосредствованную. В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья — чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах. Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее типичным примером опосредствованных — дистанционных деятельностей является деятельность операторского типа.

Традиционно использующимся, но достаточно устаревшим и условным является разделение деятельности на «умственную» (интеллектуальную) и «физическую». Суть этого разделения понятна без комментариев; отметим лишь, что наряду с двумя указанными существует обширный класс разновидностей деятельности, включающих и физический, и интеллектуальный компоненты одновременно, хотя и в разной пропорции.

3 стр., 1194 слов

Тема 1. Наука как вид деятельности. Классификации наук

... закон. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1980. - 176 с.   Классификация наук Классификации наук: естественные и гуманитарные науки, науки Существует многоступенчатое, разветвленное деление наук, ... компьютера человек обладает волей и настойчивостью. Воля – процесс сознательного управления деятельностью, проявляющегося в преодолении трудностей и препятствий на пути к решению проблемы. ...

Наряду с отмеченными существуют и многочисленные иные способы систематизации видов деятельности. Например, ее разделение на «творческие» и «репродуктивные» (рутинные) виды; дифференциация на так называемую добровольную (инициативную) и принудительную (навязанную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта — «парциальная» (частичная) и «полная» деятельность.

 

Рис. 4. Классификация деятельности по другим основаниям

В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

Е. А. Климовым предложена «четырехярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа (рис.5).

Первый ярус составляют пять типов профессий по ПРЕДМЕТУ ТРУДА:

1) человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т. п.;

2) человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;

3) человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.;

4) человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т. п.;

5) человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т. п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку ЦЕЛИ ТРУДА:

1) гностические (от греч. ууохл— знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П-Г), контролер (Ч-Т-Г), социолог (Ч-Ч-Г), корректор (Ч-З-Г), искусствовед (Ч-Х-Г) и т. п.;

2) преобразующие профессии (П) — воспитатель (Ч-Ч-П), мастер-животновод (Ч-П-П), токарь (Ч-Т-П), учитель (Ч-Ч-П), бухгалтер (Ч-З-П), цветовод-декоратор (Ч-Х-П) и т. п.;

3) изыскательские профессии (И) — летчик-испытатель (Ч-П-И), инженер-конструктор (Ч-Т-И), программист (Ч-З-И), композитор (Ч-Х-И) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по СРЕДСТВАМ ТРУДА:

1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г — Ч-Т), лаборант химического анализа (Г — Ч-П), ветеринар (П — Ч-П), слесарь (П — Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного труда (М) токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда(Ф), то есть возможности и функции организма (обоняние, голос), а также теоретические средства— актер, акробат и т. п.

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.). По мнению Д.Б. Эльконина «игра-это дитя труда» ... Психическое отображение реальности проявляется в том, что человек, обладая характерными устойчивыми внутренними условиями деятельности (индивидуальностью), не просто следует за складывающимися стечениями обстоятельств, а преобразует: · ...

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по УСЛОВИЯМ ТРУДА :

1) работа в помещении с бытовым (нормальным) микроклиматом (Б) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;

2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;

3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер и т. п.;

4) работа в условиях повышенной моральной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

5) работа в экстремальных условиях (Э) – минер, пожарный и т.п.

Выделенные группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

Например, с помощью «формулы профессии» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»:

предмет труда – природа (П) и художественный образ (Х),

цели труда – преобразовательные (П) и изыскательные (И),

средства труда – ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда – необычные (Н).

На практике в зависимости от условий труда различают деятельность в комфортных, нормальных (допустимых), параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также эффективность.

Рис. 5. Классификация трудовой деятельности по Климову.

Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное рассмотренное выше основание классификации. Например, деятельность руководителя — это одновременно и трудовая, и интеллектуальная, и «субъект-субъектная», и, прежде всего, индивидуальная деятельность.

Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам — это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.

Психологическая структура деятельности

В настоящее время в психологии существует два основных подхода к пониманию этого вопроса. Согласно первому подходу (структурно-морфологическому) при психологическом анализе деятельности основным структурным компонентом является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности.

Второй подход (функционально-динамический) является более современным и совершенным. Деятельность в силу своей исключительной сложности представляет собой целостную психологическую структуру.Эта структура динамична. В основе любой деятельности независимо от ее вида, типа и даже класса лежит устойчивый, постоянный набор многих компонентов.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. Глава 2. Общение Общение ... состояния субъекта, отражающие его отношение к содержанию информации, к партнеру и к условиям общения. В этом заключена выразительная функция речи, тесно связанная с системой знаков ...

Основными компонентами структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, антиципирование (предвосхищение) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.

Важнейшим, исходным и базовым компонентом деятельности является мотивация. Термином мотив обозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в осуществлении деятельности в идентичных условиях. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования — потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности и др.

Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т.е. в соотнесении с целями деятельности. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется важнейшее психологическое образование деятельности — ее личностный смысл. Выделяют следующие виды мотивов:

— стремление к достижению успеха;

— избегание неудачи;

— стремление к установлению равных дружеских отношений (аффилиация);

— демонстративность (артистизм, самолюбование);

— автономия (потребность в уединении);

— доминирование (стремление к власти);

— избегание опасности и др.

— агрессия (стремление нанести вред другому);

-преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий);

— повиновение (подчинение авторитету) и др.

Рис. 6. Подходы к изучению содержания и структуры деятельности

Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.

С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности.

Но каким образом может мозг «предвидеть» будущее и как могут возникать в психике отражения результатов еще не совершенных действий? Возможность для этого возникает благодаря одной принципиальной особенности окружающего мира — его закономерности. Это значит, что различные явления в нем связаны определенными постоянными связями и отношениями, а вещи в нем имеют определенные устойчивые свойства и структуры, которые проявляются при определенных условиях (огонь всегда жжет; после ночи всегда наступает день; ускорение тела пропорционально приложенной силе; от перестановки слагаемых сумма не меняется и т. д.)

8 стр., 3894 слов

Понятие и история развития социально-психологического тренинга ...

... изменение каких-либо характеристик тренируемого. Например, в спорте, рабочих профессиях или армии существуют виды деятельности которые представители этих сфер определяют как тренинг. Необходимо определиться, ... в ходе тренингового воздействия. В практической психологии под тренингом понимают метод или совокупность методов, которые обеспечивают формирование новых качеств или навыков с целью решения ...

Такие устойчивые (инвариантные) отношения между объектами и между явлениями называют существенными свойствами объектов и закономерностями явлений. Именно наличие существенных и устойчивых свойств и закономерностей позволяет у объектов и явлений позволяет предвосхищать их «поведение» в определенных условиях, т. е. будущие их изменения под влиянием тех или иных воздействий, и целесообразно регулировать на этой основе действия.

Внешняя, предметная деятельность как бы предваряется в этом случае внутренней, идеальной. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями над существенными свойствами этих объектов, т. е. физическое оперирование вещами заменяется идеальным оперированием их значениям, осуществляется интериоризация, а затем экстериоризация.

Следующий базовый компонент — принятие решения занимает в структуре деятельности центральное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода «мост» от фазы opиентировки в деятельностных ситуациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий.

Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определение программы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: «работа по ориентирам», «работа по образцам» и планирование с учетом предполагаемых изменений условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности.

Процессы самоконтроля и коррекции также весьма специфичны в деятельности. Виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля (гомеостазе); о физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности; о психофизиологической регуляции состояний; о психологическом самоконтроле деятельности; о социальном самоконтроле поведения.

Самоконтроль и коррекциязавершают и как бы «замыкают» собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого ее отдельного этапа. На основе процессов коррекции происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности.

Под оперативным образом объекта деятельности понимается идеальное, специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта, складывающееся по ходу ее выполнения и подчиненное основным целям, задачам, условиям.

Наконец, еще одним обязательным компонентом деятельности является система индивидуальных качеств субъекта, на основе которой оказывается возможным выполнение этой деятельности. Любая деятельность реализуется на основе определенной совокупности организованных между собой индивидуальных качеств. Они обозначаются понятием «профессионально-важные качества».

Совокупность исполнительских действийзавершает перечень взаимосвязанных элементов, входящих в функционально-динамическую структуру деятельности. Именно они осуществляют успешную реализацию деятельности на заданном нормативном уровне.

5 стр., 2402 слов

Определение готовности к учебной деятельности дошкольников с ...

... частности. Цель исследования: определение готовности к учебной деятельности дошкольников с помощью методов беседы и интервью. Гипотеза исследования: методы беседы и интервью позволяют определить уровень готовности к учебной ... день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. ...

Методы изучения профессиональной деятельности

В психофизиологии существует не один или несколько, а целая система методов изучения деятельности. Множественность методов адекватна сложности и многомерности объекта изучения — деятельности. Ее раскрытие возможно лишь через применение комплекса различных методов исследования.

В психологии сложились три основных группы методов, применяемых при ее изучении (рис. 8).

Они различаются между собой не только «по технике», но и по тому, насколько позволяют обеспечить валидностьисследования.

Эксперимент (естественный, лабораторный) позволяетсоздать контролируемые условия деятельности и их изменение в интересующем исследователя направлении. При этом сам субъект труда может и не подозревать об «искусственном» характере этих изменений; о том, что вообще идет какое-либо исследование. Это, например, так называемый эксперимент с выключением, когда исследователь блокирует поступление работнику той или иной производственно-важной информации и определяет, как это сказывается на результативных и процессуальных параметрах деятельности.

Рис.8. Методы изучения профессиональной деятельности.

Основным средством второго подхода является так называемое полунатурное моделирование некоторых аналогов реальной деятельности. Для этого часто используются тренажеры, воспроизводящие «психологическое ядро»той или иной естественной деятельности.

В последнее время все чаще тренажеры создаются с использованием компьютерной техники. Это позволяет синтезировать преимущества методов моделирования и управляемого компьютерного эксперимента.

Вместе с тем в наибольшей мере удается обеспечить соблюдение требования валидности в третьем — профессиографическом (деятельностно-аналитическом) — подходе. В рамках данного подхода разработаны и специальные методы психологического анализа.

Анализ психофизиологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных.

Основными методами, применяемыми при разработке профессиограмм, (наряду с отмеченными выше) являются следующие:

1) анализ рабочих документов (руководства, должностные инструкции и т. п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;

2) фотография рабочего дня

3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса. Он позволяет зафиксировать и описать уже не только качественную картину деятельности, но и количественно зарегистрировать ее временные параметры (длительность различных действий, величину интервалов между ними, темп и ритм деятельности).

4) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности;

5) самонаблюдение и самоотчет— воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;

6) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда.

Весьма хорошо зарекомендовал себя метод так называемой включенной беседы. Это — разновидность общего метода беседы, когда она реализуется не во внедеятельностных условиях, а в самом процессе деятельности, как бы «параллельно» ходу деятельности. Данный метод существует в двух основных разновидностях: либо субъект в ходе деятельности дает ей вербальные пояснения, либо он при этом отвечает на вопросы исследователя (связанные с процессом деятельности).

6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс (метод Петра 1);

7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути;

8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности и составление «Карт условий труда»;

9) психометрические тесты, личностные опросники — изучение психологических особенностей субъекта труда

10) психофизиологические, физиологические и другие методы – изучение деятельности систем организма в конкретных условиях труда.

Описание перечисленных методов представлено в ряде руководств, справочников, пособий и монографий.

Таким образом, одной из наиболее характерных особенностей методов изучения деятельности в ее естественных, т.е. валидных, условиях является то, что каждый основной общепсихологический метод предстает здесь в какой-либо специфической форме. Эксперимент – в форме естественного эксперимента; наблюдение — в форме метода хронометража; метод беседы — в форме «включенной беседы».

1. Виды профессиограмм, их структура и краткая характеристика основных разделов3

Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией.

Итогом изучения деятельности должна быть еепрофессиограмма — своеобразная карта профессии, содержащая описание различных объективных характеристик профессии.

Психограмма деятельности, входящая в состав профессиограммы, отражает требования и характеристики мотивационных, когнитивных (познавательных), эмоционально-волевых, характерологических и других компонентов субъекта трудовой деятельности.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, выделяет следующие типы профессиограмм:

комплексная профессиограмма где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.

информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);

ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности);

конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования и проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала);

диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров;

аналитическая профессиограмма содержит не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности.

Особое место в изучении профессиональной деятельности занимают профессиограммы с использованием психологических модулей (по В. Е. Гаврилову).

Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Сам психологический модуль — это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Модуль содержит:

1. объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и приборов — это левая часть модуля);

2. психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — это правая часть модуля).

Таким образом, профессиограмма любого вида содержат характеристики профессиональной деятельности по следующим разделам:

-общие сведения о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);

-содержание деятельности (основные задачи, особенности потоков информации, виды и причины ошибок и т. д.);

-средства деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость рукояток и т. д.);

-условия деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);

-организация деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);

-субъект деятельности (нагрузка на системы организма, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.).

В соответствии с профессиографической схемой осуществляется сбор данных об изучаемой работе и разработка ее разделов. В обобщенном виде она имеет следующую структуру.

Краткая производственно-техническая и организационная характеристика профессии и ее специализации (основные машины, механизмы, инструменты, материалы, особенности рабочего места или рабочей зоны, специфика трудового процесса, тип производства, вид продукции).

Социально-экономическая характеристика (роль специальности в производственном процессе, нормы, организация оплаты труда, материального и морального поощрения, возможности участия в рационализаторской и изобретательской деятельности и т.д.).

Социально-психологическая характеристика (общественное значение профессии, спрос на специалистов, виды служебных контактов, перспектива профессионального и должностного продвижения).

Санитарно-гигиеническая и медицинская характеристика (уровень температуры, освещенности, запыленности, вибрации и т.п.; режим труда, профессиональные болезни и в связи с этим медицинские противопоказания и т.д.).

Составной частью профессиограммы является психограмма, в которой отражены требования к психофизиологическим качествам работника. При проведении профотбора психограмма выступает на первый план. Необходимо, чтобы она содержала не только перечень требуемых качеств личности, но и количественную оценку их значимости (в баллах).

В зависимости от назначения профессиограммы подразделяются на частные и комплексные, универсальные и специальные.

Разработка профессиограмм — процесс очень сложный и ответственный, с использованием разнообразной информации, различных методов и приемов, с участием специалистов разного профиля. Периодически профессиограммы должны обновляться с учетом изменений в профессиях, обусловленных техническим