Под общей ред. М.В. Гамезо
Общая психология
Учебно-методическое пособие
УДК 159.9 (075.8) ББК 88.8я73 Г 182 ISBN 5-98534-569-6
Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.
Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...
... заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.Пс.Н., профессор е.Л. Доценко. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © Богданова М.В., 2011. Богданова М.В. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс для ...
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.
Учебно-методическое пособие представляет собой издание справочного характера по общей психологии. Пособие включает три части: «Справочные материалы по основным темам общей психологии», «Методические вопросы преподавания психологии», «Словарь-справочник», включающий терминологические и биографические сведения.
Разносторонность его содержание и специфическое его структурирование позволит читателю (обучающемуся) овладеть базовыми психологическими понятиями в их системе, что в свою очередь создает предпосылки для более успешного освоения теорией и практикой современной психологической науки. Оригинальным и новым по сравнению с имеющимися учебно-методическими пособиями является освещение не только тематического содержания, но и методических вопросов преподавания психологии, разработанных и апробированных в многолетней педагогической деятельности B.C. Герасимовой. Большое место занимают таблицы и рисунки, что несомненно помогает восприятию и переработке информации, в том числе усвоению психологического тезауруса. Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям вузов, в учебный план которых входит психология, а также всем, кто интересуется проблемами психологии.
ББК 88.8я73
Раздел 1. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
... педагогическая запущенность), интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств. Основные понятия Задержка психического развития (ЗПР) – это относительно легкое расстройство, которое проявляется в ... черт характера. Стабильность патологических черт характера. Необратимость. Нарушение адаптации. Раздел 2. Виды пограничных состояний Тема 3. Психопатии Понятие психопатий. ...
ISBN 5-98534-569-6
© Гамезо М.В., Герасимова B.C.,
Машурцева Д.А., Орлова Л.М., 2006 © Ось-89, 2007
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 6
РАЗДЕЛ 1
введение в психологию 6
ТЕМА 1 • ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 6
ТЕМА 2 • РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ 11
ТЕМА 3 • ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
ТЕМА 4 • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 23
ТЕМА 5 • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ_ 27
РАЗДЕЛ 2
психические процессы 31
ТЕМА 6• ОЩУЩЕНИЯ 31
ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ 42
ТЕМА 8 • ВНИМАНИЕ 54
ТЕМА 9 • ПАМЯТЬ 59
ТЕМА 10 • МЫШЛЕНИЕ 67
ТЕМА 11 • РЕЧЬ 75
ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ 80
ТЕМА 13 • ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 86
ТЕМА 14 • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 95
ТЕМА 15 • ВОЛЯ 99
РАЗДЕЛ 3
психические свойства личности 104
Социально-психологическая составляющая информационной войны
... именно второго типа информационного оружия и социально-психологической составляющей информационной войны. 2. Исторические аспекты развития социально-психологической составляющей информационной войны Информационные войны велись со ... зависимости оказала заметное влияние на дальнейшее развитие социально-психологических теорий информационной войны, некоторые из которых упомянуты ниже. Канадский философ ...
ТЕМА 16 •ЛИЧНОСТЬ 104
ТЕМА 17 • ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ 111
ТЕМА 18 • СПОСОБНОСТИ 117
ТЕМА 19 • ИНТЕЛЛЕКТ 123
ТЕМА 20 • ТЕМПЕРАМЕНТ 127
ТЕМА 21 • ХАРАКТЕР 131
ТЕМА 22 • САМОСОЗНАНИЕ 136
ЧАСТЬ 2 141
2.1. РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ 141
2.2. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 143
ЧАСТЬ 3 154
3.1. ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 154
3.2. КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 208
ЛИТЕРАТУРА 219
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое читателю учебно-методическое пособие представляет собой двухтомник информационно-справочного характера:
I. Общая психология: информационно-методические материалы;
II. Общая психология: словарь-справочник.
Бесспорно, трудно переоценить важность справочно-информационных материалов в современном мире в любой области человеческого знания. Не является исключением и область психологии.
Психологическая литература на сегодняшний день накопила солидный материал такого рода (словари, энциклопедии, атласы и т.п.).
Весьма заметным событием в отечественной литературе явилось издание шеститомного психологического лексикона под общей редакцией академика А.В. Петровского в 2005 году.
Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...
... составить общее представление о действительной психологии человека. Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание сущностных психологических ... Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым ...
Но, как показывает многолетний опыт практического вузовского и дополнительного образования, основные (базовые) психологические понятия в их взаимодействии и реальном практическом использовании не усваиваются, не становятся фундаментом, на котором можно было бы строить процесс успешного овладения психологическим знанием на новом качественном уровне как в области общей психологии, так и в отдельных ее областях (возрастной, социальной, педагогической, медицинской, практической и т.д.).
Мы надеемся, что данное издание существенно восполнит этот пробел, так как и содержание, и построение материала направлены именно на овладение читателем фундаментом психологического знания, то есть системой понятий по общей психологии.
Весьма важным, на наш взгляд, и новым в такого рода изданиях является включение информационно-справочного материала по методике преподавания психологии. Успешность овладения основами психологического знания во многом зависят от того, как осуществляется этот многогранный процесс, насколько профессионально, адекватно целям и задачам. Считаем, что этот материал будет сущес
222
твенным подспорьем в процессе овладения конкретным психологическим знанием, а также для теории и практики психологического образования в целом.
При подготовке учебно-методического пособия использованы материалы словарей, энциклопедий, учебников (см. список литературы), а также вышедшие ранее работы авторов («Атлас по психологии», «Методика преподавания психологии», словари).
Пособие содержит три части. I часть — справочные материалы по основным темам общей психологии. Здесь представлено краткое систематическое изложение курса в определенном авторском видении. Все темы излагаются в едином ключе, унифицированы по определенному плану. Представленный план выверен авторами в процессе преподавания психологии и позволяет охватить не только все существенное содержание, но и не упустить отдельных особенностей, что можно наблюдать в современных учебных пособиях. Авторы считают существенными следующие пункты плана:
Рабочая тетрадь. Психология личности. Часть 2
... С.Л. Рубинштейн - С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности , являющегося центральным ... также и неосознаваемые тенденции, или побуждения. [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. ] Взгляды А.Н. Леонтьева - & ...
1) понятие,
2) функции,
3) механизмы,
4) теории,
5) классификация видов,
6) свойства (закономерности),
7) развитие в онтогенезе,
8) нарушения,
9) индивидуальные особенности,
10) изучение (экспериментальное и диагностическое).
Последние четыре пункта излагаются кратко в силу наличия в учебных планах вузов специальных учебных дисциплин этого профиля.
Особенность изложения заключается еще и в том, что после изложения каждого пункта плана дается перечень встречающихся понятий с их формулировкой и выделенные жирным шрифтом.
Спец психология часть 1
... аномального ребенка. По поводу связи специальной психологии с патопсихологией в литературе высказывается точка зрения, что специальная психология является частью патопсихологии. Однако с этим нельзя согласиться. ... – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Термин произошел от греческого anomalos – неправильный и в широком смысле слова ...
II часть пособия посвящена методике преподавания психологии. Здесь представлены наиболее важные и слабо исследованные аспекты преподавания общей психологии.
Авторы остановились на трех аспектах:
1) работа преподавателя с психологической терминологией, поскольку таково назначение словаря-справочника;
2) семиотические аспекты преподавания психологии. Авторы убеждены, что только единство чувственного (особенно знакового)
222
и рационального (словесного) может обеспечить полноценное усвоение знаний. Представленное пособие содержит 12 таблиц и более 40 рисунков;
3) роль задач в усвоении психологических знаний. Задачи еще слабо используются в преподавании психологии, но они незаменимы. Нельзя научить мыслить, не решая задач.
III часть представляет собой словарь-справочник. Сюда включены все термины, которые выделены жирным шрифтом в части 1, полностью, без искажений, но иногда и дополненные, так как в разных темах понятия могут раскрываться в разной степени полноты. Кроме того включены термины, не вошедшие в часть 1, но встречающиеся в учебниках по общей психологии и других учебных изданиях и словарях. В этой части пособия представлен краткий библиографический справочник с кратким описанием существенных сторон биографий и научной деятельности известных отечественных и зарубежных психологов. Почти все имена, встречающиеся в тексте, представлены в той или иной степени.
Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...
... Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками. ... усл-ми и требованиями к челу). История развития психологии труда в Республике Беларусь Василейский возгл 1. ... накаливания, неоновых лампочек и др.), укрепленных на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.). Н. А. ...
КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ
1. Сначала следует прочитать введение.
2. Затем можно приступить к чтению темы 1, затем 2, 3 и т.д. Обратите внимание на то, что в тексте жирным шрифтом выделены основные понятия и термины.
3. Читая содержание темы или ее части, особое внимание уделите терминам. Их интерпретацию вы найдете после каждого фрагмента темы.
4. Если, работая над какой-либо темой, вы встречаетесь с термином, который забыли или плохо поняли его значение, а после фрагмента темы этот термин вы не обнаружили, то обратитесь к словарю-справочнику (том II пособия).
Внимание!
Термины в словаре расположены в соответствии с основным понятием темы (ощущением, восприятием, памятью и т.д.).
Так, например, термин «колебание внимания» будет расположен в разделе на букву «В », то есть «Внимания колебание», а не на букву «К»; термин «зрительные ощущения» ищите в разделе на букву «О»: «ощущения зрительные»; термин «гипербола» (в теме «Воображение») будет располагаться в разделе на букву «В», то есть «Воображение: гипербола».
ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ
... базисной реальности. Апологетика (греч. apologetikos– защищающий) - раздел теологии. Цель А.- защита и оправдание вероучения с ... бытия как неподдающееся рациональному, научному познанию, мистическое. Термин В. употребляется также для обозначения социально-политической ... Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Деконструкция– одно из ...
222
4. Встречаясь с именами ученых, не забывайте заглядывать в Краткий биографический справочник (том II).
5. Затем целесообразно прочитать текст части II: Методические вопросы преподавания психологии (не важно, что вы, может быть, не преподаватель).
К этому разделу можно обращаться при освоении любой темы. Это будет способствовать более осмысленному и глубокому усвоению материала.
222