Общая психология Гамезо М В

Под общей ред. М.В. Гамезо

Общая психология

Учебно-методическое пособие

УДК 159.9 (075.8) ББК 88.8я73 Г 182 ISBN 5-98534-569-6

Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...

... заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.Пс.Н., профессор е.Л. Доценко. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © Богданова М.В., 2011. Богданова М.В. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс для ...

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой издание справочного характера по общей психологии. Пособие включает три части: «Справочные материалы по основным темам общей психологии», «Методические вопросы преподавания психоло­гии», «Словарь-справочник», включающий терминологические и биографические сведения.

Разносторонность его содержание и специфическое его структу­рирование позволит читателю (обучающемуся) овладеть базовыми психологическими понятиями в их системе, что в свою очередь со­здает предпосылки для более успешного освоения теорией и прак­тикой современной психологической науки. Оригинальным и новым по сравнению с имеющимися учебно-методическими пособиями яв­ляется освещение не только тематического содержания, но и мето­дических вопросов преподавания психологии, разработанных и ап­робированных в многолетней педагогической деятельности B.C. Ге­расимовой. Большое место занимают таблицы и рисунки, что не­сомненно помогает восприятию и переработке информации, в том числе усвоению психологического тезауруса. Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям ву­зов, в учебный план которых входит психология, а также всем, кто интересуется проблемами психологии.

ББК 88.8я73

5 стр., 2298 слов

Раздел 1. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

... педагогическая запущенность), интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств. Основные понятия Задержка психического развития (ЗПР) – это относительно легкое расстройство, которое проявляется в ... черт характера. Стабильность патологических черт характера. Необратимость. Нарушение адаптации. Раздел 2. Виды пограничных состояний Тема 3. Психопатии Понятие психопатий. ...

ISBN 5-98534-569-6

© Гамезо М.В., Герасимова B.C.,

Машурцева Д.А., Орлова Л.М., 2006 © Ось-89, 2007

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ЧАСТЬ 1 6

РАЗДЕЛ 1
введение в психологию 6

ТЕМА 1 • ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 6

ТЕМА 2 • РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ 11

ТЕМА 3 • ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17

ТЕМА 4 • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 23

ТЕМА 5 • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ_ 27

РАЗДЕЛ 2
психические процессы 31

ТЕМА 6• ОЩУЩЕНИЯ 31

ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ 42

ТЕМА 8 • ВНИМАНИЕ 54

ТЕМА 9 • ПАМЯТЬ 59

ТЕМА 10 • МЫШЛЕНИЕ 67

ТЕМА 11 • РЕЧЬ 75

ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ 80

ТЕМА 13 • ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 86

ТЕМА 14 • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 95

ТЕМА 15 • ВОЛЯ 99

РАЗДЕЛ 3
психические свойства личности 104

5 стр., 2277 слов

Социально-психологическая составляющая информационной войны

... именно второго типа информационного оружия и социально-психологической составляющей информационной войны. 2. Исторические аспекты развития социально-психологической составляющей информационной войны Информационные войны велись со ... зависимости оказала заметное влияние на дальнейшее развитие социально-психологических теорий информационной войны, некоторые из которых упомянуты ниже. Канадский философ ...

ТЕМА 16 •ЛИЧНОСТЬ 104

ТЕМА 17 • ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ 111

ТЕМА 18 • СПОСОБНОСТИ 117

ТЕМА 19 • ИНТЕЛЛЕКТ 123

ТЕМА 20 • ТЕМПЕРАМЕНТ 127

ТЕМА 21 • ХАРАКТЕР 131

ТЕМА 22 • САМОСОЗНАНИЕ 136

ЧАСТЬ 2 141

2.1. РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ 141

2.2. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 143

ЧАСТЬ 3 154

3.1. ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 154

3.2. КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 208

ЛИТЕРАТУРА 219

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое читателю учебно-методическое пособие представ­ляет собой двухтомник информационно-справочного характера:

I. Общая психология: информационно-методические материалы;

II. Общая психология: словарь-справочник.

Бесспорно, трудно переоценить важность справочно-информа­ционных материалов в современном мире в любой области челове­ческого знания. Не является исключением и область психологии.

Психологическая литература на сегодняшний день накопила со­лидный материал такого рода (словари, энциклопедии, атласы и т.п.).

Весьма заметным событием в отечественной литературе яви­лось издание шеститомного психологического лексикона под об­щей редакцией академика А.В. Петровского в 2005 году.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... составить общее представление о действительной психологии человека. Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание сущностных психологических ... Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым ...

Но, как показывает многолетний опыт практического вузовско­го и дополнительного образования, основные (базовые) психологи­ческие понятия в их взаимодействии и реальном практическом ис­пользовании не усваиваются, не становятся фундаментом, на кото­ром можно было бы строить процесс успешного овладения психоло­гическим знанием на новом качественном уровне как в области об­щей психологии, так и в отдельных ее областях (возрастной, соци­альной, педагогической, медицинской, практической и т.д.).

Мы надеемся, что данное издание существенно восполнит этот пробел, так как и содержание, и построение материала направле­ны именно на овладение читателем фундаментом психологического знания, то есть системой понятий по общей психологии.

Весьма важным, на наш взгляд, и новым в такого рода изданиях является включение информационно-справочного материала по ме­тодике преподавания психологии. Успешность овладения основа­ми психологического знания во многом зависят от того, как осущест­вляется этот многогранный процесс, насколько профессионально, адекватно целям и задачам. Считаем, что этот материал будет сущес­

222

твенным подспорьем в процессе овладения конкретным психологи­ческим знанием, а также для теории и практики психологического образования в целом.

При подготовке учебно-методического пособия использованы материалы словарей, энциклопедий, учебников (см. список литера­туры), а также вышедшие ранее работы авторов («Атлас по психоло­гии», «Методика преподавания психологии», словари).

Пособие содержит три части. I часть — справочные материалы по основным темам общей психологии. Здесь представлено крат­кое систематическое изложение курса в определенном авторском видении. Все темы излагаются в едином ключе, унифицированы по определенному плану. Представленный план выверен авторами в процессе преподавания психологии и позволяет охватить не только все существенное содержание, но и не упустить отдельных особен­ностей, что можно наблюдать в современных учебных пособиях. Ав­торы считают существенными следующие пункты плана:

19 стр., 9181 слов

Рабочая тетрадь. Психология личности. Часть 2

... С.Л. Рубинштейн - С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности , являющегося центральным ... также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.   [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. ]         Взгляды А.Н. Леонтьева - & ...

1) понятие,

2) функции,

3) механизмы,

4) теории,

5) классификация видов,

6) свойства (закономерности),

7) развитие в онтогенезе,

8) нарушения,

9) индивидуальные особенности,

10) изучение (экспериментальное и диагностическое).

Последние четыре пункта излагаются кратко в силу наличия в учеб­ных планах вузов специальных учебных дисциплин этого профиля.

Особенность изложения заключается еще и в том, что после из­ложения каждого пункта плана дается перечень встречающихся по­нятий с их формулировкой и выделенные жирным шрифтом.

19 стр., 9488 слов

Спец психология часть 1

... аномального ребенка. По поводу связи специальной психологии с патопсихологией в литературе высказывается точка зрения, что специальная психология является частью патопсихологии. Однако с этим нельзя согласиться. ... – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Термин произошел от греческого anomalos – неправильный и в широком смысле слова ...

II часть пособия посвящена методике преподавания психоло­гии. Здесь представлены наиболее важные и слабо исследованные аспекты преподавания общей психологии.

Авторы остановились на трех аспектах:

1) работа преподавателя с психологической терминологией, пос­кольку таково назначение словаря-справочника;

2) семиотические аспекты преподавания психологии. Авторы убеждены, что только единство чувственного (особенно знакового)

222

и рационального (словесного) может обеспечить полноценное усво­ение знаний. Представленное пособие содержит 12 таблиц и более 40 рисунков;

3) роль задач в усвоении психологических знаний. Задачи еще слабо используются в преподавании психологии, но они незамени­мы. Нельзя научить мыслить, не решая задач.

III часть представляет собой словарь-справочник. Сюда вклю­чены все термины, которые выделены жирным шрифтом в части 1, полностью, без искажений, но иногда и дополненные, так как в раз­ных темах понятия могут раскрываться в разной степени полноты. Кроме того включены термины, не вошедшие в часть 1, но встреча­ющиеся в учебниках по общей психологии и других учебных изда­ниях и словарях. В этой части пособия представлен краткий библи­ографический справочник с кратким описанием существенных сто­рон биографий и научной деятельности известных отечественных и зарубежных психологов. Почти все имена, встречающиеся в текс­те, представлены в той или иной степени.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

... Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками. ... усл-ми и требованиями к челу). История развития психологии труда в Республике Беларусь Василейский возгл 1. ... накаливания, неоновых лампочек и др.), укрепленных на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.). Н. А. ...

КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ

1. Сначала следует прочитать введение.

2. Затем можно приступить к чтению темы 1, затем 2, 3 и т.д. Об­ратите внимание на то, что в тексте жирным шрифтом выделены ос­новные понятия и термины.

3. Читая содержание темы или ее части, особое внимание удели­те терминам. Их интерпретацию вы найдете после каждого фраг­мента темы.

4. Если, работая над какой-либо темой, вы встречаетесь с терми­ном, который забыли или плохо поняли его значение, а после фраг­мента темы этот термин вы не обнаружили, то обратитесь к слова­рю-справочнику (том II пособия).

Внимание!

Термины в словаре расположены в соответствии с основным по­нятием темы (ощущением, восприятием, памятью и т.д.).

Так, на­пример, термин «колебание внимания» будет расположен в разделе на букву «В », то есть «Внимания колебание», а не на букву «К»; термин «зрительные ощущения» ищите в разделе на букву «О»: «ощущения зри­тельные»; термин «гипербола» (в теме «Воображение») будет распола­гаться в разделе на букву «В», то есть «Воображение: гипербола».

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... базисной реальности. Апологетика (греч. apologetikos– защищающий) - раздел теологии. Цель А.- защита и оправдание вероучения с ... бытия как неподдающееся рациональному, научному познанию, мистическое. Термин В. употребляется также для обозначения социально-политической ... Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Деконструкция– одно из ...

222

4. Встречаясь с именами ученых, не забывайте заглядывать в Краткий биографический справочник (том II).

5. Затем целесообразно прочитать текст части II: Методичес­кие вопросы преподавания психологии (не важно, что вы, может быть, не преподаватель).

К этому разделу можно обращаться при ос­воении любой темы. Это будет способствовать более осмысленному и глубокому усвоению материала.

222