1.Методика преподавания психологии как учебная дисциплина, ее место и роль в системе псих-го образования

Методика преподавания психологии относится к числу педагогических дисциплин и, как и любая педагогическая дисциплина, должна опираться на психологические законы обучения и воспитания. Психология обучения — это основа методики преподавания психологии не потому, что речь идет о преподавании конкретно именно психологии, а вообще о преподавании как таковом, какого бы предмета оно ни касалось.

Методика преподавания психологии- это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.

В настоящее время психология преподается во всех вузах, колледжах и ср. школах. Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятие.

1.Определяет общие закономерности обучения и воспитания.

2.Интерпретирует их применительно к своему учебному предмету.

Методика преподавания психологии как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии, общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строится процесс обучения.

Психологические вопросы: Чему учить, какой объем знаний дать на разных ступенях обучения.

Усвоение основ психологии содействует общему развитию учащихся, расширяет их интеллектуальный кругозор, раздвигает границы культурного пространства, создает условия для профессионального выбора.

2.Психология как научная и учебная дисциплина.

Психология-это научная дисциплина,которая изучает закономерности функционирования и развитие представлений в самонаблюдении человеческих переживаний.Научная дисциплина –это система знаний,ориентированная на исследованиях,а учебная деятельность ориентируется на обучающихся.Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.

Отрасли психологии как научной дисциплины

Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно представ­ляют себе, как много они знают. Поэтому преподавание психологии является важ­ным средством систематизации психологических знаний.Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

4 стр., 1858 слов

Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии.Методика ...

... которых строиться процесс обучения психологии. 3) Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки. Методы обучения психологии: 1) Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного ...

1) предмет, с которым они связаны;2) связи с другими отраслями знания;3) общие или частные проблемы, которые они изучают;4) методы, которые они используют.

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются: этот пункт — систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов.

Психология как учебная дисциплина давно стала обяз.при подготовке работников образования. Научные пихологические знания в наст.время применяются везде где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения,для лучшего понимания самих себя и других людей,для установления нормальных человеческих отношений.Учебная дисциплина включает в себя два компонента:

1)систему знаний;

2) систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.

При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются следующие факторы:

1) сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины;

2) приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции;

3) уровень, тип и цели образовательной программы;

4) интересы обучающихся;

5) знания и способности обучающихся;

6) формы и функции активности обучающихся;

7) существующий фонд дидактических материалов.

3.Роль и место психологии как учебного предмета школьников,студентов,педагогов

Изучение студентами любой науке подчиненно одной цели:научиться подходить к жизненным явлениям,практическим задачам с научных позиций,т.е со знанием дела.Применительно к психологии это означает что школьнику,студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека,чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях,поступках,поведении людей и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в обществе,коллективе…Психологические знания нужны челу любой профессии для психологической грамотности,умении регулировать свой внутренний мир и самосовершенствоваться.

Школьникам,студентам: приобщение подросткового поколения к культуре,потребность в самосовершенствовании,встать на дорогу размышлений о человеке,его месте и роли в жизни,мире,помочь стать более творческим,социально адаптированным,более защищенным,обеспечить психологическое здоровье детей,выполнение возрастных задач.

Перед преподавателем психологии стоит первоочередная задача — формировать учебную деятельность студента, или,говоря проще, научить его учиться психологии. Не научившисьсамостоятельно учиться, не умея «жить своим умом», студентпостоянно будет надеяться на получение готовых знаний из уст преподавателя, ориентироваться на заучивание и механическоезапоминание научных положений из книг и не будет делать ни единой попытки применять эти положения к практическим делам. А это значит, что он не научится психологически мыслитьи грамотно строить взаимоотношения с людьми

12 стр., 5659 слов

Ребования к результатам обучения по дисциплине

... знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов 4 Структура и содержание дисциплины труктура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины ... http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=90709 2.Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А. К. ...

Педагог не буквально учит науке,а объясняет как учиться самостоятельно,дает тот материал,ориентируясь по каторому человек сам всего дабивается,научить мысленно анализировать ситуацию и оценивать ее с различных позиций.

4.Обучение психологии в средних учебных заведениях.

Обучение-это процесс управляемого познания явлений окр. мира, закономерностей, истории развития. Освоение способов деятельности преподавателя со студентом.

Дидактика-теория обучения,предмет закономерности принципа обучения,цель,научные основы,содержание,методы и средства.

В России психология как предмет появилась в нач.19 века в гимназиях. В настоящее время существует 2 основных типа обучения психологии.

1.предметно-ориентированное обучение(в нем психология выступает как предмет обучения который имеет программу, определенный перечень знаний и умений которыми должны овладевать учащиеся в результате обучения).

2.Личностно-ориентированное обучение(обучение похоже на внеклассные мероприятия развивающего характера).

Обучение происходит в ходе планомерной,систематической работы преподавателя со студентом,основанно на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях,установках и поведени,процесс планомерный,содержательный,долгий.

Применительно к психологии это означает что школьнику,студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека,чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях,поступках,поведении людей и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в обществе,коллективе…Психологические знания нужны челу любой профессии для психологической грамотности,умении регулировать свой внутренний мир и самосовершенствоваться.

Специфика обучения в ср. учебных заведениях учитывает возраст учащихся, направленность личности. Обучение регламентируется законом Рос. Фед.(техникумы, училища, колледжи).

Психология как учебный предмет широко представленна в педагогических специальностях,в медицинских профессиях.

5.Основные документы регламентирующие учебный и воспит.Процесс в образ.Учреждениях р.Ф

В Р.Ф установленны гос.образовательные стандарты включающие федеральный и региональный компоненты, а так же компоненты образовательного учреждения.Государственные образовательные стандарты. Термин “стандарт” происходит от английского standart, означающего образец, шаблон, трафарет. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Федеральный компонент обеспечивает единство образования и включает в себя дисциплины общеколлективного и гос.значения.Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса, является рабочий учебный план и рабочая программа .Рабочий учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса, содержащий: перечень учебных дисциплин; время, период и логическую последовательность их изучения; виды занятий, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации.Рабочая программа по определяет содержание, последовательность и время изучения разделов и тем данной учебной дисциплины. Рабочая программа включает в себя:· пояснительную записку;· тематический план дисциплины;· программу ее изучения;· перечень основной и дополнительной литературы.

15 стр., 7045 слов

Методические указания для студентов 4 курса заочного отделения ...

... 020400 «Психология» в 7 семестре 4 курса заочного отделения факультета с сокращенными сроками обучения. Методические указания ... Г.П. Безопасность жизнедеятельности с учетом аспектов экономики: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, ... ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»………………. 28 9.1. Вопросы для самоконтроля студентов по курсу………………….. 28 10 . Дисциплина «Сексология»……………………………… 30 ПЕРЕЧЕНЬ ...

Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на полный курс обучения и ежегодно корректируется. В нем определяется:

· перечень разделов и тем;

· виды занятий и время отводимое на изучение учебного материала.

Организационные документы

Договор с Учредителем.Устав образовательного учреждения.Свидетельство о государственной регистрации.Лицензия на образовательную деятельность.Свидетельство о государственной аккредитации.Коллективный договор.Правила внутреннего трудового распорядка.Штатное расписание.Должностные инструкции.План работы школы на учебный год.

II Распорядительные документы

Приказы:по основной деятельности;по личному составу;по обучающимсяРаспоряжения.

III Охрана труда, техника безопасности и пожарная безопасность

Должностные инструкции по охране труда.Приказы.План работы по охране труда и пожарной безопасности.Инструкции по охране труда по каждой профессии, виду работ.Программы проведения инструктажей.Журналы регистрации по ТБ и ПБ. ОТ и ПБ.

Журнал регистрации несчастных случаев. Акты о несчастных случаях.Материалы расследования.Акт готовности ОУ к новому учебному году.приложение (акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования мастерских, спортзала, учебных кабинетов и т.д.);

акты испытаний спортинвентаря, о прессовки отопительной системы и т.д.

IV. Информационно-справочные документы

Протоколы совещаний.Письма.Справки.Докладные.

V Учебно-педагогическая документация

Алфавитная книга записи обучающихся.Личные карты обучающихся.Классные журналы.

Книга приказов.Протоколы педсоветов.Журнал учета замещенных уроков.

VI КадрыТрудовые книжки.Книга движения трудовых книжек.Личные дела сотрудников .Итоги аттестации.Трудовые договора.