Методические рекомендации по изучению темы 2

Задания для СРС по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

Тема: Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий. Профессиональная деятельность педагога-психолога

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Понятия «профессионал» и «деятельность».
  2. Состав деятельности.
  3. Структура компонентов трудовой деятельности.
  4. Виды профессиональной деятельности.
  5. Классификация профессий.
  6. Профессиональная деятельность педагога-психолога:
  • научно-исследовательская деятельность;
  • организационно-воспитательная деятельность;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • преподавательская деятельность;
  • культурно-просветительная деятельность;
  • консультативная деятельности

Задание 2.

  1. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
  • Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова.
  • Методика «Карта интересов».
  • Опросник для определения профессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой.

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие, сущность, специфику «профессионал» и «деятельность». Определить состав деятельности и структуру компонентов трудовой деятельности. Охарактеризовать виды профессиональной деятельности. Раскрыть основные конпоненты профессиональной деятельности педагога-психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2008 ; 2007.
  3. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.
  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
  5. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России: сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; науч. ред. А. В. Белошистая. — Мурманск : МГПУ, 2010.
  6. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
  7. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». — М.: Академия, 2008.
  8. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.
  9. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. — СПб. [и др.] : Питер, 2012.
  10. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г. И. Хозяинов. — М. : Физическая культура, 2006. — 224 с.

Тема: Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

6 стр., 2913 слов

Разработка электронного учебника «Общая и профессиональная психология»

... В связи с этим возникла необходимость в создании электронного пособия «Учебник «Общая и профессиональная психология»». Разработанный учебник должен содержать информацию, необходимую для успешного усвоения ... курсовой работы является разработка электронного справочного пособия для преподавателей и студентов по дисциплине «Общая и профессиональная психология». Данная курсовая работа состоит из четырё ...

  1. Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности.
  2. Психологический портрет профессионала.
  3. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.
  4. Схема описания профессии.
  5. Профессиональные качества психолога.
  6. Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
  7. Психологический портрет профессионала.
  8. Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Уровень субъективного контроля.

Задание 2.

  1. Изучить схему описания профессиональной деятельности по Г.С. Никифорову.
  2. Изучить порядок проведения экспертной оценки профессионально значимых свойств.
  3. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога ДОУ СОШ.
  4. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога МОУ СОШ.
  5. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
  • Опросник «психологический портрет учителя».
  • Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть функциональную модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Определить психологический портрет профессионала. Охарактеризовать мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сферы специалиста, отражаемые в психограмме. Раскрыть основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... ориентации в нестандартных ситуациях реаль­ной профессиональной деятельности. Реализация данного направ­ления возможна при построении профессионального образова­ния в логике контекстно-компетентностного подхода.   Материалы, ... и компетенции. В отечествен­ной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в рабо­тах В.И.Байденко, ...

Литература

  1. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
  2. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2008 ; 2007.
  4. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.
  5. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов / Е. А. Климов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М. : Академия, 2004.
  6. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

Тема: Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентаций человека. Мотивация педагогической деятельности

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Операциональная модель жизненных ориентаций работника.
  2. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих.
  3. Оценка организационной среды рабочих и служащих.
  4. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.
  5. Понятие «мотив» в психологической литературе.
  6. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Задание 2.

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  • Опросник Рокича.
  • Тест смысложизненных оринтаций.
  • Опросник «Мотив достижения успеха».
  • Опросник «Мотив избегания неудач».

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть операциональную модель жизненных ориентаций работника. Определить степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Охарактеризовать связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций. Раскрыть проблему мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... её достижения Умения: ставить цели и формулировать задачи, связанные с профессиональной деятельностью ПК-6 ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях ... получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения ...

Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2008 ; 2007.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.
  4. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М. : Академия, 2004. — 240 с.
  5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
  6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.
  7. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». — Т. 1, 2 — М.: Академия, 2009.

Тема: Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
  2. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову.
  3. Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину.
  4. Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

Задание 2.

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  1. Опросник «Якорь карьеры» Э.Шейна (оценка карьерных ориентаций).
  2. Методика А.К. Марковой (оценка особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности).

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Определить специфику и особенности формирования различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову. Охарактеризовать основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину. Представить обобщенную схему освоения профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2008 ; 2007.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.
  4. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Академия, 2004.
  5. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

Тема: Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Понятие «праксические состояния».
  2. Праксические состояния положительные.
  3. Праксические состояния отрицательные.
  4. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (сетевая форма).
  5. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (радиально-круговая форма).
  6. Особенности педагогической деятельности.
  7. Понятие «синдром эмоционального выгорания».
  8. Причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов.

Задание 2.

Подготовить стимульный материал:

  1. Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма.
  2. Протокол наблюдения.
  3. Карта наблюдения.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие «праксические состояния». Определить особенности педагогической деятельности. Охарактеризовать проблему профессионального выгорания. Раскрыть причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

  1. Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы, Синдром эмоционального сгорания. — В 2-х т., Т.2. — М., 1997.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информ. Издат.дом «Филин», 1996. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М., 2005.
  4. Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. – М., 1993. – С. 56-59.
  5. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. – СПб. Речь, 2002. – 298 с.
  6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.

Тема: Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение».
  2. Сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика».
  3. Сущность и содержание понятия « профессиональная ориентация».
  4. Сущность и содержание понятия «профессиональный отбор».
  5. Сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация».
  6. Сущность и содержание понятия «профессиональное обучение».

Задание 2.

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  1. Методика Дж. Холланда (1985).
  2. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).
  3. Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение». Определить сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика». Охарактеризовать сущность и содержание понятия «профессиональная ориентация». Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация». Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер. – С. 200-234.
  2. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.
  3. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. Академия, 2004.
  4. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». — М.: Академия, 2008.
  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. – 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. — С. 237-244.

Тема: Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Сущность понятия «профессиональная деятельность».
  2. Психологическая структура профессиональной деятельности.
  3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
  4. Изучение и проектирование профессиональной деятельности.

Задание 2.

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  1. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.
  2. Опросник профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова).
  3. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор Е. П. Ильин).
  4. Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя».

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность понятия «профессиональная деятельность». Определить психологическую структура профессиональной деятельности. Охарактеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога. Раскрыть сущность и содержание проектирования профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

  1. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.
  2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
  3. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)». — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. — М.: Физическая культура, 2006.
  5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050711 — соц. педагогика, 050701 — педагогика. — Изд. 2-е, доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

Тема: Психолого-педагогическое взаимодействие

  1. Участников образовательного процесса

  2. Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Стили педагогического общения и педагогического взаимодействия.
  2. Основные проблемы и трудности общения и взаимодействия педагога и учащегося.
  3. Психология педагогической оценки. Педагогический такт.

Задание 2.

  1. Составить схемы «Стили педагогического общения», «Типы педагогического взаимодействия» (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998. — С. 370-372, 419-424, 431-434).
  2. Составить таблицу «Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии» (Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Ч. У1, гл. 4, п. 2).

    Область затруднения

    Причины затруднений

    Внешние проявление

    Пути устранения

  3. Выписать основные характеристики педагогического такта (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998. -; 379-381).

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность стилей педагогического общения и педагогического взаимодействия. Определить основные проблемы и трудности общения и взаимодействия педагога и учащегося. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

  1. Иванова А., Немцова Н.Н., статья «Общение в педагогическом процессе»http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.html
  2. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.
  3. Климов Е.А.   Педагогический труд : психологические составляющие учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Академия, 2004.
  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.
  5. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.
  6. Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.
  7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
  8. Реан А.А. , Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
  9. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998. — С. 345-388, 419-434.

Тема: Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога

Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:

  1. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой.
  2. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой.
  3. Профессиональная культура педагога и психолога.

Задание 2.

  1. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
  • Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации специалиста.
  • Многоуровневый личностный опросник адаптивности МЛО-АМ.
  • Опросник Басса-Дарки.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой. Определить уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой. Исследовать специфику и особенности профессиональной культуры педагога и психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.
  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.