Как должна выглядеть образовательная программа ДОУ, какова ее структура? Кем она утверждена?

Прежде всего, позволю себе дать читателям этой статьи следующую рекомендацию — внимательно читайте существующие сегодня нормативные документы! В частности речь идет о Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ № 655).

Именно в этом документе прописаны структурные компоненты образовательной программы ДОУ, которая создается в учреждении. Существуют еще и региональные документы в виде информационных писем, рекомендаций и разъяснений по созданию образовательной программы ДОУ, внимательно ознакомьтесь и с ними. Зачастую незнание базовых документов приводит к путанице и разногласиям, чего быть не должно. В случае затруднений требуйте развернутых консультаций и обучающих семинаров в научно-методических центрах, отделах образования, целенаправленно повысьте свою квалификацию, обучитесь на курсах. Сегодня можно решать эту задачу в режиме он-лайн консультаций и обучающих семинаров, заочных курсов с использованием медиаресурсов.

В самом общем виде образовательная программа ДОУ включает в себя

в обязательной части программы:

1. Пояснительную записку, в которой отражаются:

— возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

— приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

— цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

— особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);

— принципы и подходы к формированию Программы.

2. Организацию режима пребывания детей в образовательном учреждении, где содержится:

— описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

5 стр., 2028 слов

Основная образовательная программа 14

... образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена» ПРОГРАММА ... актуальность и практическая значимость осуществленной педагогической деятельности; связь информации с психологическими концепциями ... и научно-методических задач; основные направления и перспективы развития междисциплинарных ...

— проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» (внимательно читайте содержание пунктов 3.3.1. — 3.3.10 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образовании (приказ № 655));

4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

— выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

4 стр., 1572 слов

Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

... место в жизни занимает семья, особенно, если он имеет ограниченные возможности здоровья. Благодаря семье дети усваивают нормы и законы человеческого общества, за счет чего ... должна включать всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, педагоги) в составление и реализацию индивидуальной программы оказания своевременной и эффективной помощи. Таким ...

Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:

— описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;

— описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

8 стр., 3756 слов

Рабочая программа 25

... -исследовательских умений и навыков, полученных при освоении образовательной программы. 3. Место научно-исследовательской работы в ... -управленческой деятельности Способность и готовность: к мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в ... -техническое обеспечение дисциплины Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавров обеспечивается доступом каждого студента ...

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

— физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

— любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

— эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

2 стр., 699 слов

Этапы освоения речевой деятельности

... +! Информационный Чем больше получит информации, тем активнее будет речь детей. +! Семантический (развитие метаязыковой деятельности) Потребность обозначить, зафиксировать, сохранить, оценить результаты своей речевой ... о замысле, предполагаемом сюжете. 2. Цель (нарастание субъектной позиции по освоению целевого компонента идёт по линии усиления самостоятельности и осознанности в ...

— способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

— овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

6. Систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

17 стр., 8145 слов

1.1. Возможные рекомендации Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида

... образовательная программа Направление деятельности в рамках реализации программы Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ; оказание помощи в освоении ... в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями ...

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичностьмониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Внимательное прочтение документа (ФГТ) позволяет нам увидеть, что в структуре образовательной программы (обязательная часть) выделено 6 разделов. В этой логике и пишется образовательная программа ДОУ.

В части программы, формируемой участниками образовательного процесса отражается:

— видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

12 стр., 5643 слов

Анализ и разработка программ деятельности психолога

... Подготовка отчёта о прохождении практики. Анализ и разработка программ деятельности психолога План работы 1. Психологическая работа 2. ... конфликт Тип лекции: информационно-объяснительная. Цель: а) образовательная –дать общее поняте конфликта, ознакомить с видами конфликтанаучится, ... отдается рутине, мало времени остается для конкретной помощи детям. Также сказывается скудость материальной базы, но это ...

— специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Обычно, в этой части программы представлены дополнительные образовательные услуги, которые предлагает учреждение родителям. Например, описывается деятельность групп кратковременного пребывания, или деятельность групп по подготовке детей к школе, не посещающих детский сад (предшкольное образование), другие услуги, которые не превышают 20% от общего количества времени, отведенного на реализацию обязательной части образовательной программы. Это примерно 4 часа в учреждении с 12-ти часовым пребыванием детей.

Каковы сроки создания образовательной программы ДОУ?

Это, пожалуй, один из самых болезненных вопросов, который приходится слышать. К сожалению, часто требования со стороны управляющих и контролирующих органов образования, вышестоящих организаций неадекватны. Не разобравшись досконально в сути вопроса «вниз спускаются» непомерные требования, короткие сроки, срочные результаты, которые только нервируют людей, не позволяют им вникнуть в новые нормативные документы, изучить их как следует. Да и сами требования зачастую свидетельствуют о том, что документы руководящими инстанциями не изучены до конца. Возникает напряженная обстановка, в которой человек чувствует себя неуютно и самый простой путь — это ничего не делать, отрицая все, или делать формально, не вникая и не понимая смысла содеянного.

Образовательная программа ДОУ не может быть создана сиюминутно, для этого необходимо соблюсти множество условий и учесть конкретные факторы, о них мы еще поговорим. Авторский коллектив должен быть мотивирован к подобной кропотливой и вдумчивой работе, чтобы образовательная программа учреждения стала предметом гордости и результатом компетентного труда профессионалов, чтобы за нее было не стыдно, а главное, чтобы она была понятна, прежде всего, работающим по ней специалистам. Тогда она реально представляет «лицо» учреждения.

С точки зрения формальных требований к структуре образовательной программы, прописанных в ФГТ, обязательная часть должна включать:

1) пояснительную записку;

2) организацию режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Учитывая, что образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, по которой работает детский сад, подготовить отдельные структурные компоненты достаточно легко и сам процесс создания не потребует большого объема времени.

Вместе с тем, описание таких структурных компонентов, как «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», которая включает описание ежедневной организации жизнедеятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. И «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей „Физическая культура“, „Здоровье“, „Безопасность“, „Социализация“, „Труд“, „Познание“, „Коммуникация“, „Чтение художественной литературы“, „Художественное творчество“, „Музыка“», в которых задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, безусловно, требует времени, обязательного обсуждения в учреждении и годичной, как минимум, апробации. Только так возможно создание «умной» и содержательной программы!

При этом каждому учреждению необходимо научное или научно-методическое сопровождение, необходимы разъяснения и консультирование по естественно возникающим вопросам разного уровня сложности, необходимо повышение квалификации, например, по интеграции образовательных областей, по формам совместной деятельности взрослых и детей, по организации непосредственно организованной и самостоятельной образовательной деятельности воспитанников детского сада. Необходима, на мой взгляд, опытно-экспериментальная работа или хотя бы пилотные экспериментальные группы в детском саду, позволяющие подготовить воспитателей и специалистов к разработке подчеркну «умной» образовательной программы.

Наработанные таким образом в течение учебного года материалы воспитателей (планирование, конспекты, банки игр и др.) собираются методистом и становятся приложением к образовательной программе ДОУ, ее жемчужиной. Таким образом, время на создание образовательной программы ДОУ во всей полноте требований должно занимать от одного года до двух лет. Для примера скажу, что не один авторский коллектив существующих сегодня примерных образовательных программ дошкольного образования, не создает ее менее чем за два года, и это притом, что одна образовательная область, реже две, в руках одного специалиста.

А пока образовательная программа ДОУ может иметь упрощенный, рамочный вариант, в которой отражены основные, обобщенные подходы к организации педагогического процесса в каждой возрастной группе, это, во всяком случае, логично и корректно по отношению к людям, работающим в дошкольном образовательном учреждении.

Что делать, если содержание отдельных образовательных областей примерной основной образовательной программы, по которой работает детский сад, не устраивает педагога?

Прежде всего, необходимо понять, что именно не устраивает вас в существующей образовательной области программы, каковы причины, по которым работать по тому или иному разделу трудно или не возможно. Это принципиальный момент.

Далее необходимо определиться в соотношении идеологии, образовательных целей, задач развития и воспитания детей по конкретной образовательной области общеобразовательной программы с парциальной программой, а в современных условиях правильнее было бы говорить о технологии, которую вы привлекаете к реализации образовательной области. Очевидно, что они должны совпадать в главном, не должны противоречить друг другу. В образовательной программе ДОУ необходимо отразить целесообразность включения выбранной вами технологии для реализации образовательных целей и задач основной общеобразовательной программы, конкретной образовательной области. Обычно основным аргументов становится методическое обеспечение выбранной вами технологии: четкие рекомендации по содержание и формам организации образовательной деятельности с детьми; примерное календарно-тематическое планирование; интеграция с другими образовательными областями; готовые конспекты, сценарии, подборки игр и т. п.

Скажем, музыкальные руководители редко удовлетворены предлагаемым содержанием образовательной области «Музыка» в примерной основной общеобразовательной программе, по которой работает детский сад. Причины этого кроются не столько в несовершенстве программы, сколько объясняются профессиональными мотивами педагогов: кого-то не устраивает рекомендуемый музыкальный репертуар, кто-то в большей степени сосредоточен на слушании как ведущем звене музыкальной деятельности детей, кого-то привлекают интегративные или полихудожественные подходы к музыкальному развитию дошкольников, кто-то специализируется на музыкальном творчестве и т. д. Избирательны и руководители физического воспитания, которые привлекают дополнительные технологии для реализации задач физического развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Работающие по экологическому воспитанию педагоги часто используют хорошо зарекомендовавшие себя технологии авторитетных ученых, аналогичная ситуация складывается и по отношению к образовательной области «Здоровье».

В дошкольном образовательном учреждении можно встретить педагогов, которые являются носителями инновационного опыта, которые разрабатывают авторские технологии или отдельные методы и приемы, защищают свои профессиональные достижения на высшую аттестационную категорию, тиражируют свой опыт. Его обязательно надо включить в образовательную программу ДОУ. В условиях ФГТ именно технологичность становится тем показателем, который позволяет одной программе отличаться от другой, одному учреждению от другого.

Таким образом, в образовательной программе ДОУ отражаются возникающие противоречия, и уточняется круг задач и способов их решения в педагогическом процессе детского сада по каждой образовательной области или сугубо по тем, которые этого требуют, каждая образовательная область оснащается дополнительными педагогическими технологиями, помогающими в реализации образовательных программных задач в учреждении, подчеркивая его уникальность.

Реально ли осуществить мониторинг промежуточных и итоговых результатов освоения программы? Каким образом это возможно?

Реально, если внимательно и вдумчиво читать нормативные документы.

Основные ошибки, которые допускают разработчики образовательных программ ДОУ в части мониторинга — это 1. «Горизонтальная» интерпретация промежуточных и итоговых результатов; 2. Исключение характеристики интегративные качества и стремление подобрать методики диагностики по каждому качеству отдельно; 3. Вывод мониторинговых процедур за рамки образовательной деятельности детей.

Очевидно, что при таком подходе мониторинг не осуществим или осуществим, если другие виды профессиональной деятельности исключить из жизни воспитателя.

Обратимся к первоисточнику и еще раз посмотрим, что означает мониторинг промежуточных и итоговых результатов в соответствии с ФГТ.

Важно прочитать, что мониторинг:

— предполагает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы;

— позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей;

— использует методы: наблюдения за ребенком, беседу, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа, критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др.;

— сочетает низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованные (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных в оптимальные сроки;

— имеет ту периодичность, которую устанавливает образовательное учреждение;

— не должен приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса;

— содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Исходя из данных положений, прежде всего, изучите возрастные и психолого-педагогические портреты детей дошкольного возраста, которые представлены сегодня в существующих примерных программах для детских садов, соответствующих ФГТ. Именно в этих портретах по каждой возрастной группе представлены так называемые интегративные качества как объекты мониторинга. Может быть следует взять их за основу итогового мониторинга, а не совокупность качеств, которая описана в ФГТ. Они не противоречат друг другу, но возрастной портрет более понятен и целостен для изучения именно интегративных качеств.

Для промежуточной диагностики удобнее использовать методы, позволяющие изучить продвижение ребенка в той или иной образовательной области и делать это легче в естественной для ребенка деятельности. Например, в ходе игры, беседы, на прогулке, на обобщающем занятии, в любой другой совместной деятельности с воспитанниками. Включайте диагностические задания или ситуации в праздники и досуги, развлечения, совмещая методы мониторинга и методы развития ребенка. К этому сегодня стремится педагогическая диагностика, что вполне оправдано и закономерно.

Для некоторых образовательных областей, например «Коммуникация», содержание абсолютно не имеет значения, ребенок или готов или нет общаться по любому поводу, поэтому интегративные качества в данном случае изучаются везде, где есть общение, будь то разговор о картине, или о музыкальном произведении, или рассказ о себе, о, том как ребенок провел выходные или отметил свой день рождения, или о городе, в котором он живет, о своей семье.

Некоторые из качеств изначально вызывают противоречивые чувства, например, «любознательный, активный» или «эмоционально отзывчивый». И вот почему: являются ли эти качества результатом образования, если они по своей сути шире образования? Очевидно, что нет. Все же эмоциональная отзывчивость — это, прежде всего, способность и она, как и любая другая способность, имеет наследственные задатки, и только отчасти может быть результатом воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении. Как правильно диагностировать эти качества — пока вопрос открытый.

Использование точных диагностических методов — это задача для психолога, если он есть в детском саду. В его компетентности использование скриннинговых и тестовых процедур. Собственно, существующие сегодня объемные таблицы наблюдений, тестовые задания для детей в рамках некоторых примерных образовательных программ разработаны учеными-психологами. Воспитателя они пугают. Каждодневное общение с детьми и наблюдение за своим воспитанниками в разных обстоятельствах жизни и деятельности позволяют педагогу сделать самые точные выводы о промежуточных результатах освоения ими образовательной программы. Не доверять воспитателю нельзя!

Периодичность мониторинговых процедур, которую учреждение устанавливает самостоятельно, обычно определяется двумя процедурами. Лучше осуществлять мониторинг в ноябре, поскольку дети уже адаптировались к детскому саду, вошли в режим после летнего отдыха, что позволяет им показать все, на что они способны. И в апреле-мае, когда учебный год подходит к завершению, но еще есть время использовать результаты мониторинга в образовательной деятельности и поработать с дошкольниками индивидуально.

К сожалению, формат статьи не позволяет продолжить отвечать на такие вопросы, как соотношение частей программы, их содержание и механизм оформления, о формах образовательной деятельности с детьми до 5,5 и после 5,5 лет, обсудить, в каких именно формах осуществлять непосредственно образовательную и совместную деятельность с воспитанниками, самостоятельную деятельность дошкольников, как использовать образовательный потенциал режимных моментов и др.

Надеюсь, что на страницах журнала мы еще вернемся к обсуждению этих вопросов. Хотелось бы поделиться своим опытом и быть Вам полезной.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector