Рабочая программа дисциплины(модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Факультет

Психологии

Кафедра

Специальной психологии

Направление

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки

(магистерская программа)

Логопедия

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Б3.В.6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

________________ ФИО

«____» ________________ 20___ г.

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Принята на заседании Ученого совета факультета

протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.

Рассмотрена на заседании кафедры

протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.

Заведующий кафедрой _____________ФИО

Содержание

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

5. Образовательные технологии

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10. Анкета обучающегося

11. Аннотация

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие» являетсяраскрытие основных понятий о фонетико-фонематическом недоразвитии речи, об особенностях речи детей с данным нарушением. Представление психолого-педагогической характеристику детей данного контингента. Раскрытие методики работы логопеда в группе для детей с ФФН в ДОУ. Привитие студентам практических навыков и умений по планиро­ванию и проведению коррекционно-педагогической работы в груп­пе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Курс «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» относится к циклу дисцип­лин, дающих студентам знания и умения по организации коррекционной работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Курс включает лекционные, прак­тические занятия и самостоятельную работу студентов. Усвоение содержания курса опирается на знание студентами основ анато­мии, физиологии, патологии человека, невропатологии и нейро­физиологии, специальной психологии, логопедии.

На практических занятиях в процессе изучения содержания и форм коррекционной работы у студентов формируется умение са­мостоятельно организовывать коррекционно-педагогическую ра­боту в группе для детей с ФФН специаль­ного дошкольного образовательного учреждения. Студенты учатся определять структуру нарушения звукопроизношения и состоя­ние фонематического восприятия, особенности лексико-грамматического строя речи, связной речи у детей с недоразви­тием речи, планировать коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста.

Студенты изучают основные теоретические по­нятия, историю возникновения термина «фонетико-фонематическое недоразвитие», контингент группы для детей с ФФН, с методику работы по пре­одолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошколь­ного возраста. Студенты знакомятся с содержанием работы логопеда в группе, особенностями организации и средствами коррекционно-педагогической работы в дошкольном образователь­ном учреждении (ДОУ), моделируют фронтальные и индивиду­альные логопедические занятия по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Каждый раздел включает контрольные и практические зада­ния, необходимые для осуществления самостоятельной работы студентов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие»

  • готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления плана и содержания дифференцированной логопедической работы или логопедического сопровождения (индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом нарушения (СК-1)
  • готовностьк проведению индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий (уроков) с детьми, подростками и взрослыми с различными формами речевой патологии (СК-2)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразви­тие»; (СК-1, СК-2);
  • методику обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; (СК-1, СК-2);
  • специфику индивидуальных и фронтальных форм коррекционно-ориентированной работы с детьми, имеющими ФФН; (СК-1, СК-2);
  • основные направления коррекции фонетико-фонематичес­кого недоразвития, у детей дошкольного возраста; (СК-1, СК-2);
  • теорию и методику разработки и апробации моделей инди­видуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольно­го возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (СК-1, СК-2);

Уметь:

  • определять типологию нарушений фонетической, фоне­матической и лексико-грамматической сторон речи; (СК-1, СК-2);
  • подбирать и применять методы и приемы обследования фонетической, фоне­матической и лексико-грамматической сторон речи; (СК-1, СК-2);
  • анализировать материалы обследования детей и исполь­зовать результаты анализа в качестве базы для перспектив­ного и текущего планирования индивидуальных занятий с детьми; (СК-1, СК-2);
  • осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми (СК-1, СК-2);
  • разрабатывать структурные и содержательные модели ин­дивидуальных занятий с детьми (СК-1, СК-2);
  • производить целенаправленный и адекватный задачам ин­дивидуального занятия отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фоне­тических и фонематических нарушений у детей дошколь­ного возраста. (СК-1, СК-2);

Владеть:

  • навыками применения методик коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (СК-1, СК-2);

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическоенедоразвитие»

4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов/зачетных единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108/3

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

лекции с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии

16

Лабораторные занятия с использованием элементов дискуссий и применением на практике методов и приемов логопедической работы.

26

контрольные работы

2

Самостоятельная работа студента (всего)

64

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским занятиям

56

подготовка к контрольной работе

2

подготовка к зачету

6

Итоговая аттестация в форме: зачета

4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Тема 1.

Понятие о ФФН. Характеристика речи детей с ФФН.

Содержание учебного материала

10

СК-1

СК-2

1

Определение ФФН. Понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «речевой слух», «фонематический слух», «фонетические и фонематические недостатки речи». Основные признаки ФФН у детей. Цели и задачи программы обучения и воспитания детей с ФФН. Содержание и структура работы по периодам обучения.

Лабораторное занятие с элементами дискуссии

2

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии

2

Самостоятельная работа студента

6

Тема 2.

Развитие фонематического восприятия

Содержание учебного материала

12

1

Содержание работы по развитию фонематического восприятия. Планирование фронтальных занятий по звуковой культуре речи и развитию фонематического восприятия.

СК-1

СК-2

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии

2

Лабораторные занятия с элементами дискуссии

4

Самостоятельная работа студента

6

Тема 3.

Развитие произношения.

Содержание учебного материала

14

1

Этапы коррекционной работы по преодолению недостатков произношения и восприя­тия фонем. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков

СК-1

СК-2

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии

2

Лабораторные занятия с применением на практике методов и приемов логопедической работы.

4

Самостоятельная работа студента

8

Тема 4.

Методика обучения грамоте дошкольников с ФФН

Содержание учебного материала

14

1

Планирование фронтальных занятий по обучению грамоте.

Постановка темы, цели и задач занятия. Содержание и струк­тура фронтального занятия в подготовительной группе. Основные методические приемы по автоматизации, дифференциации зву­ков, по развитию элементов звукового анализа и синтеза. Методи­ка работы по обучению грамоте. Анализ работ Т. Б. Филичевой, Г. В. Чевелевой, Г.А. Каше, .Т.А. Ткаченко, В.В.Коноваленко. Последовательность изучения зву­ков и букв. Дидактический материал для проведения фронталь­ных занятий в группе для детей с ОНР.

СК-1

СК-2

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии.

2

Лабораторные занятия с применением на практике методов и приемов логопедической работы. Выход в образовательное учреждение.

4

Самостоятельная работа студента

8

Тема 5.

Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ФФН.

Содержание учебного материала

14

1

Планирование фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Постановка цели и задач занятия. Содержание и структура фрон­тального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Методические приемы по активизации словаря, формиро­ванию навыков словообразования и словоизменения, по разви­тию слоговой структуры слова.

СК-1

СК-2

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии.

2

Лабораторные занятия с применением на практике методов и приемов логопедической работы. Выход в образовательное учреждение.

6

Самостоятельная работа студента

8

Тема 6.

Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ФФНР.

Содержание учебного материала

14

СК-1

СК-2

1

Планирование фронтальных занятий по развитию связной речи. Постановка цели, определение задач занятия. Содержание и структура занятия по формированию связной речи. Методические приемы и дидактический материал по формированию умений со­ставлять пересказы и рассказы по наглядному действию, по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, описательных рас­сказов, рассказов с элементами творчества.

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии.

2

Лабораторные занятия с применением на практике методов и приемов логопедической работы. Выход в образовательное учреждение.

6

Самостоятельная работа студента

8

Тема 7.

Планирование и проведение фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий по преодолению ФФН в старшей группе детского сада.

Содержание учебного материала

10

1

Постановка цели и задач фронтального занятия. Содержание и структура фронтального занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Особенности планирования и проведения фронталь­ного занятия. Основные методические рекомендации. Последова­тельность изучения звуков речи в старшей группе по методике Г. А. Каше по периодам обучения. Специфика занятия по автома­тизации звука и построение занятия по дифференциации смеши­ваемых звуков. Дидактический материал для проведения фрон­тальных занятий.

СК-1

СК-2

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии.

2

Самостоятельная работа студента

6

Тема 8.

Использование дидактического материала для работы по преодолению фонетико-фонематическое недоразвития речи детей

Содержание учебного материала

18

СК-1

СК-2

1

.Оборудование логопедического кабинета. Дидактический мате­риал для фронтальных занятий и индивидуальных занятий по раз­делам речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй, связная речь, дыхание, голос, мелкая моторика.

Лекция с применением мультимедийных технологий и элементами дискуссии

2

Самостоятельная работа студента

6

Контрольная работа

2

Подготовка к контрольной работе

2

Подготовка к зачету

6

Всего:

108 часов/3 з.е.

5. Образовательные технологии

Данный курс предполагает лекционные и практические формы организации учебного процесса.

На лекционных занятиях используются современные мультимедийные средства информации, традиционное повествовательное изложение, а так же информативно-диалогический метод изложения, позволяющие глубже раскрыть факторы, лежащие в основе своеобразия данной дисциплины. Лекции с использованием средств мультимедиа дают возможность студентам детального изучения методик диагностики и коррекции ФФН. Для контроля уровня приобретаемых на лекции знаний, после каждой темы студентам предлагаются вопросы, тесты, проблемные задания, практические задания, необходимые для реализации задач лабораторных занятий (преподавателю необходимо стимулировать подготовку студентами обязательного инструментария для лабораторных занятий).

В рамках курса определена система лабораторных занятий. В их основе лежит исследовательский фактор усвоения знаний и приобретение практических навыков коррекционной работы. Организация практических занятий по данной дисциплине предусматривает аудиторные занятия и выходы в практические учреждения. В данном разделе логопедии рассматриваются спе­цифические особенности звукопроизносительной организации речи, основные знания о правильной артикуляции, нормативном звукопроизношении, разнообразных нарушениях, способах и при­емах коррекции. Для более полного и качественного освоения основных понятий и положений дисциплины, выработки навыков выявления и коррекции дефекта необходимо организовать самостоятельную деятельность студентов в течение всего периода изучения дисциплины. С этой целью разработан календарный план самостоятельной работы студентов. Такая работа способствует осмысленному восприятию студентами теоретического материала, формирует умение применять полученные знания на практике.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. (2 ч.)

Тема: Понятие о ФФН. Характеристика речи детей с ФФН. Развитие фонематического восприятия. Развитие произношения.

План:

  1. Определение. Основные признаки ФФН у детей.
  2. Цели и задачи программы обучения и воспитания детей с ФФН.
  3. Содержание и структура работы по периодам обучения.

Контрольные вопросы и задания

  1. Раскройте различия в понятиях «биологический слух», «слуховое внимание», «речевой слух», «фонематический слух», «фонетические и фонематические недостатки речи».
  2. Охарактеризуйте отрицательное влияние фонетико-фонематического недоразвития на усвоение детьми навыков чтения и письма.
  3. Обоснуйте зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков в речи ребенка. Всегда ли можно говорить о точном соответствии между восприятием звука и артикуляции при его произнесении.
  4. Пользуясь литературой, раскройте основные принципы коррекции ФФН у детей.
  5. Назовите авторов и охарактеризуйте основные документы, кото­рыми можно руководствоваться в процессе ра боты с детьми с ФФН.
  6. Раскройте планирование занятий логопеда в группе для детей с ФФН.

Занятие 2 (4 ч.)

Тема: Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФН.

  1. Планирование фронтальных занятий по звуковой культуре речи и развитию фонематического восприятия.
  2. Этапы коррекционной работы по преодолению недостатков произношения и восприя­тия фонем.
  3. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы основные задачи работы по развитию звуковой культуры речи в каждом периоде обучения?
  2. Сравните требования к проведению фронтальных занятий по развитию фонематического восприятия зву­ковой культуре речи в первом и третьем периодах обучения.
  3. Каковы основные требования к подбору дидактического и речевого материала для проведения фронтальных занятий по коррекции фонематического восприятия у дошкольников с ФФН?
  4. Какая работа осуществляется по постановке звуков на индивиду­альных занятиях логопеда?
  5. Определите этапы проведения фронтальных занятий и охарактери­зуйте их содержание.
  6. Каковы основные методические рекомендации к планированию логопедической работы по периодам обучения?

Практические задания:

  1. Составьте перспективный план (на 10 месяцев) по развитию фонематического восприятия и звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
  2. Разработайте конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
  3. Проведите фрагмент занятия по развитию фонематического восприятия и звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с ФФН
  4. Сделайте анализ увиденного фрагмента занятия, разработайте рекомендации.

Занятие 3 (4 ч.)

Тема: Коррекция звукопроизношения, фонематического слуха и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Цель: учить производить целенаправленный и адекватный задачам фронтального занятия отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН, формировать навыки логопедической работы с детьми.

Оборудование: конспект фронтального занятия,наглядно-иллюстративный, дидактический, речевой материал по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН, изготовленный студентом.

Содержание занятия:

  1. Подготовка рабочего места логопеда, проведение предварительной работы с детьми.
  2. Проведение фронтального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
  3. Самоанализ проведенного занятия.

Методические рекомендации.

Это занятие проводится в ДОУ, в группе для детей с ФФН. Предварительно подгруппа студентов разрабатывает конспект фронтального занятия с учетом возраста, нарушения, этапа коррекции. Каждый студент готовит свой этап занятия, соблюдая логическую целостность всего занятия, готовит необходимое оборудование. Перед началом занятия следует войти в контакт с детьми, познакомиться с ними, настроить для занятия. С этой целью провести подвижную игру для развития внимания или памяти, либо подвижно-речевую. Важно подготовить рабочее место к проведению занятия, продумать расположение детей и необходимого материала. Следите за своей речью, интонацией – речь плавная, темп умеренный, фраза четкая, короткая, интонация доброжелательная. После занятия сделайте самоанализ.

Отчет о результатах работы:

В рабочей тетради подробно описать свой фрагмент занятия, определить цели, оборудование, ход. Написать самоанализ проведенного занятия .

Занятие 4 (4 ч.)

Тема: Обучение грамотеу детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Цель: обучать применению методик коррекционной работы по обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Оборудование:конспект фронтального занятия,наглядно-иллюстративный, дидактический, речевой материал по п обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, изготовленный студентом.

Содержание занятия:

  1. Подготовка рабочего места логопеда, проведение предварительной работы с детьми.
  2. Проведение фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  3. Самоанализ проведенного занятия.

Методические рекомендации:

Это занятие проводится в ДОУ, в группе для детей с ФФН. Предварительно подгруппа студентов разрабатывает конспект фронтального занятия с учетом возраста, нарушения, этапа коррекции. Каждый студент готовит свой этап занятия, соблюдая логическую целостность всего занятия, готовит необходимое оборудование. Перед началом занятия следует войти в контакт с детьми, познакомиться с ними, настроить для занятия. С этой целью провести подвижную игру для развития внимания или памяти, либо подвижно-речевую. Важно подготовить рабочее место к проведению занятия, продумать расположение детей и необходимого материала. Следите за своей речью, интонацией – речь плавная, темп умеренный, фраза четкая, короткая, интонация доброжелательная. После занятия сделайте самоанализ.

Отчет о результатах работы:

В рабочей тетради подробно описать свой фрагмент занятия, определить цели, оборудование, ход. Написать самоанализ проведенного занятия.

Занятие 5 (6 ч.)

Тема: Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ФФН.

План:

  1. Анализ литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Формиро­вание лексико-грамматических представлений», Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», Н.С.Жукова «Форми­рование устной речи», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи», Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников».
  2. Подбор дидактического материала для проведения занятий.
  3. Анализ программы по периодам обучения по развитию лексико-грамматических представлений.
  4. Составление конспектов занятий по развитию у детей с ФФН лексико-грамматических представлений

Вопросы для обсуждения:

1. Какова специфика проведения занятий по развитию лексико-грамматических представлений у детей с ФФН?

2. Назовите примерный порядок изучения лексических тем по периодам.

3. Приведите примеры постепенного усложнения грамматических за­дач на фронтальных занятиях.

4. Какой дидактический материал привлекается для проведения фрон­тальных занятий с детьми по развитию лексико-грамматической стороны речи?

Практические задания:

  1. Сделайте анализ программы обучения детей с ФФН по разделам «Развитие лексико-грамматических представлений».
  2. Составьте перспективный план( на 2 года) развития лексико-грамматических представлений у детей с ФФН старшего дошкольного возраста.
  3. Разработайте два конспекта занятий по развитию лексико-грамматических представлений для детей с ФФН 5 и 6-летнего возраста с учетом возраста, целей программы и усложнения материала.
  4. Проведите фрагмент занятия.
  5. Сделайте анализ просмотренного занятия, разработайте рекомендации.
  1. Т.А.Ткаченко «Формиро­вание лексико-грамматических представлений».

Занятие 6 (6 ч.)

Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Цель: обучать применению методик коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Оборудование:конспект фронтального занятия,наглядно-иллюстративный, дидактический, речевой материал по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. изготовленный студентом.

Содержание занятия:

  1. Подготовка рабочего места логопеда, проведение предварительной работы с детьми.
  2. Проведение фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
  3. Самоанализ проведенного занятия.

Методические рекомендации:

Это занятие проводится в ДОУ, в группе для детей с ФФН. Предварительно подгруппа студентов разрабатывает конспект фронтального занятия с учетом возраста, нарушения, этапа коррекции. Каждый студент готовит свой этап занятия, соблюдая логическую целостность всего занятия, готовит необходимое оборудование. Перед началом занятия следует войти в контакт с детьми, познакомиться с ними, настроить для занятия. С этой целью провести подвижную игру для развития внимания или памяти, либо подвижно-речевую. Важно подготовить рабочее место к проведению занятия, продумать расположение детей и необходимого материала. Следите за своей речью, интонацией – речь плавная, темп умеренный, фраза четкая, короткая, интонация доброжелательная. После занятия сделайте самоанализ.

Отчет о результатах работы:

В рабочей тетради подробно описать свой фрагмент занятия, определить цели, оборудование, ход. Написать самоанализ проведенного занятия.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

  1. Понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «речевой слух», «фонематический слух», «фонетические и фонематические недостатки речи».
  2. Нарушение произношения звуков речи (виды нарушений).

    На­рушения произношения, дыхания и фонации при дизартрическом компоненте. Особенности нарушения произношения при ринолалии и ринофонии. Особенности произношения при мо­торной алалии.

Вариант 2

  1. Основные признаки ФФН у детей. Цели и задачи программы обучения и воспитания детей с ФФН. Содержание и структура работы по периодам обучения.
  2. Система работы по развитию фоне­матического слуха и формированию фонематического восприя­тия.

Вариант 3

  1. Основные задачи работы по развитию звуковой культуры речи в каждом периоде обучения по программе группы для детей с ФФН.
  2. Специфика проведения занятий по развитию лексико-грамма­тической стороны речи. Тематическое планирование лексических тем и постепенное усложнение грамматических заданий.

Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ

  1. Игры в логопедической работе с детьми дошкольниками, страдающими ФФН.
  2. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.
  3. Логопедические технологии, используемые при обследовании произносительной стороны речи у детей.
  4. Анализ логопедических технологий, применяемых в процессе коррекционного обучения дошкольников с ФФН.
  5. Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе.
  6. Роль игровой деятельности при коррекции дыхания у детей с речевой патологией.
  7. Раннее обучение чтению детей с речевой патологией.
  8. Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
  9. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми по преодолению речевого нарушения.
  10. Куклотерапия, как средство преодоления логофобии детей с речевой патологией.
  11. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ФФН через ознакомление с природой в изобразительной деятельности.
  12. Формирование образной речи с использованием фразеологизмов.
  13. Рефлексотерапия при дизартрии у детей с ФФН.
  14. Работа с родителями дошкольников ч ФФН.
  15. Особенности общения детей дошкольного возраста с ФФН.
  16. Особенности формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ФФН.
  17. Особенности словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ФФН.
  18. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ФФН.
  19. Формирование звуко-слогового анализа у детей с ФФН.
  20. Оптимизация педагогического процесса по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
  21. Подготовка к обучению грамоте детей с ФФН.
  22. Лексико-семантические нарушения у детей с речевой патологией.
  23. Характеристика связной речи у детей с ФФН.
  24. Обследование речи детей с ФФН.
  25. Формирование фонематического анализа у детей с ФФН.
  26. Развитие мелкой моторики при обучении письму детей с ФФН.
  27. Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения у детей с ФФН.
  28. Развитие языкового анализа и синтеза у детей с ФФН.
  29. Развитие зрительно-моторной координации у детей с ФФН.
  30. Профилактика дисграфий у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  31. Подготовка дошкольников с ФФН к овладению письмом и чтением.

Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Сравните требования к проведению фронтальных занятий по развитию фонематического восприятия зву­ковой культуре речи в первом и третьем периодах обучения.
  2. Определите основные требования к подбору дидактического и речевого материала для проведения фронтальных занятий?
  3. Раскройте планирование занятий логопеда в группе для детей с ФФН.
  4. Анализ занятия по звуковой культуре речи с элементами обу­чения грамоте. Составление конспектов занятий. Подбор и изготовление дидактического материала для проведения занятий.
  5. Подберите практический материал для формирования представлений о составе слова (звуки, слоги) и о слове как части речи, о предложениях, предлогах.
  6. Определите основную цель и задачи фронтального занятия по раз­витию лексико-грамматических представлений.
  7. Подберите приемы активизации словаря, развития навыков слово­образования и словоизменения.
  8. Пользуясь пособием Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» ( Логопедия. Методическое наследие, книга V, 2003.), изучите систему коррекционного обучения детей с несформированностью звуковой стороны речи.
  9. В рабочую тетрадь кратко выпишите задачи каждого из трех периодов обучения. Покажите, в чем заключается последовательное усложнение задач. Раскройте динамику развития звуковой стороны речи детей.
  10. Составьте перечень дидактических пособий, которые необходимо иметь в логопедическом кабинете. Охарактеризуйте материал, используемый для обследования нере­чевых и речевых процессов детей с ФФН.Охарактеризуйте материал, которым следует пользоваться при об­следовании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Определите содержание игр и пособий, предназначенных для раз­вития звуковой культуры речи и формирования фонематического вос­приятия.Раскройте виды дидактического материала, используемого для обу­чения детей с ФФН грамоте.
  11. Осветите взгляды отечественных логопедов, дефектологов, линг­вистов и психологов на проблему системных речевых нарушений.
  12. Раскройте принцип феноменологического подхода к дефекту, ко­торого придерживаются представители психолого-педагогического на­правления в логопедии (Р.Е.Левина, Т.Б.Фомичева, Г.А.Каше).
  13. Определите психические особенности детей стар­шего дошкольного возраста с ФФН.
  14. Составление и анализ конспектов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.
  15. Составление и анализ занятий по дифференциации смешивае­мых звуков. Звуки с—з, съ — зь, ль —и, р—л и др.
  16. Анализ книги Т.А.Ткаченко «Совершенствование навыков зву­кового анализа и обучение грамоте». Анализ приемов обученияграмоте. Подготовка дидактического материала для проведения занятий по обучению грамоте детей с ФФН.
  17. Анализ литературы: Т.А.Ткаченко «Формиро­вание лексико-грамматических представлений», Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», Н.С.Жукова «Форми­рование устной речи», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи», Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников». Подбор дидактического материала для проведения занятий. Анализ программы по периодам обучения по развитию лексико-грамматических представлений.

Вопросы к зачету

  1. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
  2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии, о контингенте детей с данным нарушением.
  3. Использование дидактических принципов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития.
  4. Определите основные цели и задачи логопеда по коррекции ФФН.
  5. Выделите обучающие, воспитательные и коррекционные задачи работы в группе для детей с ФФН.
  6. Определите понятия речедвигательного и речеслухового анализа­торов.
  7. Определите основные принципы обследования звукопроизноше­ния и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи и связной речи у детей с ФФН.
  8. Назовите виды дидактического материала, используемого для про­ведения обследования речи детей с ФФН
  9. Понятие о фонематическом слухе, фонематическом восприя­тии, фонемном анализе и синтезе (Н. В.Дурова).

    Степени фонетико-фонематического недоразвития у детей с ФФН.

  10. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи дошкольников с ФФН.
  11. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов ДОУ.
  12. Планирование фронтальных занятий воспитателя по всем раз­делам программы в соответствии с занятиями логопеда.
  13. Работа логопеда с родителями детей с ФФН.
  14. Система работы по развитию фоне­матического слуха и формированию фонематического восприя­тия.
  15. Методика работы по формированию фонематиче­ского восприятия.
  16. Система обучения грамоте в России. Анализ методов обучения грамоте.
  17. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения гра­моте.
  18. Специфика проведения занятий по развитию лексико-грамма­тической стороны речи. Тематическое планирование лексических тем и постепенное усложнение грамматических заданий.
  19. Программа обучения детей с ФФН (по периодам).

    Дидактический материал для проведения занятий по развитию лексико-грамматической сто­роны речи у детей с ФФН.

  20. Понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «речевой слух», «фонематический слух», «фонетические и фонематические недостатки речи».
  21. Основные признаки ФФН у детей. Цели и задачи программы обучения и воспитания детей с ФФН. Содержание и структура работы по периодам обучения.
  22. Планирование фронтальных занятий по звуковой культуре речи и развитию фонематического восприятия в группе детей с ФФН.
  23. Основные задачи работы по развитию звуковой культуры речи в каждом периоде обучения по программе группы для детей с ФФН.
  24. Основные требования к подбору дидактического и речевого материала для проведения фронтальных занятий.
  25. Раскройте основные принципы коррекции ФФН у детей.
  26. Этапы коррекционной работы по преодолению недостатков произношения и восприя­тия фонем у детей с ФФН.
  27. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков в группе для детей с ФФН.
  28. Особенности работы по постановке звуков на индивиду­альных занятиях логопеда?
  29. Планирование фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи в группе для детей с ФФН.
  30. Содержание и структура фрон­тального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.
  31. Методические приемы по активизации словаря, формиро­ванию навыков словообразования и словоизменения, по разви­тию слоговой структуры слова.
  32. Подберите приемы активизации словаря, развития навыков слово­образования и словоизменения.
  33. Содержание и структура фронтального занятия по развитию связной речи детей с ФФН?
  34. Охарактеризуйте методические приемы и дидактический материал, удовлетворяющие целям данных занятий.
  35. Система коррекционного обучения детей с несформированностью звуковой стороны речи. Последова­тельность изучения звуков речи в старшей группе по методике Г. А. Каше по периодам обучения.
  36. Специфика занятия по автома­тизации звука и построение занятия по дифференциации смеши­ваемых звуков.
  37. Дидактический материал для проведения фрон­тальных занятий.
  38. Оборудование логопедического кабинета.
  39. Определите содержание игр и пособий, предназначенных для раз­вития звуковой культуры речи и формирования фонематического вос­приятия.
  40. Раскройте виды дидактического материала, используемого для обу­чения детей с ФФН грамоте.

Шкала балльно-рейтинговой оценки

Бально-рейтинговая система Студент в течение изучения курса «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» может набрать следующее количество баллов:

Для оценки достижений студентов в ходе изучения дисциплины применяется балльно-рейтинговая система. Формой аттестации является зачет. Суммарный рейтинг студента в баллах складывается из оценки его деятельности в течение семестра и оценки, полученной на зачете.

Оценка видов деятельности студентов в семестре

п/п

Вид контроля знаний

Балльная оценка

1.

Посещение лекций

10,0

2.

Посещение семинарских занятий

10,0

3.

Активное участие в работе на семинарских занятиях

10,0

4.

Подготовка рефератов, сообщений

10,0

5.

Самостоятельное выполнение заданий по дисциплине

10,0

6

Подготовка к зачету

10,0

Максимальное количество баллов за работу в семестре

60,0

Максимальное количество баллов на зачете

40,0

Максимальное количество баллов за работу в семестре

100,0

Формы повышения или понижения балльно-рейтинговых показателей:

1.Выполнение практических заданий к семинарским занятиям – от «-1» до «+1».

2. Активное участие в работе семинара – «+1».

3. Подготовка доклада к ежегодной международной студенческой конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» — «+5».

4. Пропуск лекционных и практических занятий без уважительной причины – «-1».

5. Пропуск контрольного занятия рубежной аттестации (по завершении модуля) – «-2».

6. Самостоятельная работа по модулю – «до +2».

Зачет

Не сдан

Сдан

Академическая оценка

Не зачтено

Зачтено

Балльная оценка (по 100-балльной системе)

от 0 до 50

включительно

от 51 до 100 баллов включительно

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическоенедоразвитие речи»

а) основная литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак-тов пед.вузов/ Под ред.проф.Л.С.Волковой.- М: Владос, 2011.- 703с.
  2. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- 446с.
  3. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию устной речи дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ.вузов/ Л.В.Лопатина,О.В.Иванова.- СПб: Каро, 2009.- 176с.
  4. Морозова, И.А.Занятия по развитию речи в специальном детском саду.В 3-х вып.: Пособ.для логопеда,учителя-дефектолога,воспитателя/ И.А.Морозова,М.А.Пушкарева.- М: Владос.-(Биб-ка логопеда)Вып.1: Первый год обучения.- 2010.- 246с.

б) дополнительная литература:

  1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и пробле­мы дефектологии: периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки овладения языком. — М.: Просвещение, 1987.
  2. Воробьева В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1989.
  3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  4. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуника­тивных умений у дошкольников в процессе логопедической рабо­ты над связной речью // Дефектология. 1988. № 3. — С. 81-84.
  5. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обуче­ния дошкольников с нарушениями речи. — М.: Прометей, 1991.
  6. Диагностика нарушений речи у детей и организация работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР): Книга для логопеда. -М.: Просвещение, 1985.
  8. Жинкин Н.И. Интеллект. Язык. Речь // Нарушения речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1972. — С. 9-32.
  9. Жукова Н.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоле­ние недоразвития речи у детей. — М., 1990.
  10. Методы обследования нарушений речи у детей. -М., 1982.
  11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.:АРКТИ, 2003.
  12. Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
  13. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М.: Просвещение, 1968.
  14. Спирова Л.Ф. Усвоение детьми с ОНР словосочетаний, со­ставленных по способу падежно-предложного управления // Де­фектология. 1973. № 6.
  15. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1982.
  16. Филичева Т.Е., Чевелева НЛ. Логопедическая работа в спе­циальном детском саду. — М., 1987.
  17. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1
  18. Чиркина Г.В., Филичева Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. — М., 1992.
  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся об­щеобразовательной школы. — М., 1982.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2005-2012,. — Режим доступа:http://window.edu.ru, свободный. — Загл. титул. экрана
  2. Science online [Полнотекстовый мультидисциплинарный ресурс] [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2001-2012,. — Режим доступа:http://www.sciencemag.org., свободный. — Загл. титул. экрана
  3. Логопед.ру[Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 1999-2012,. — Режим доступа:http://www.logoped.ru/, свободный. — Загл. титул. экрана
  4. Методкабинет РФ: Всероссийский педагогический портал[Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2011-2012,. — Режим доступа:http://методкабинет.рф, свободный. — Загл. титул. экрана

5.Научная электронная библиотека eLibrary.ru [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2001-2012,. — Режим доступа: www.eLibrary.ru, свободный. — Загл. титул. экрана

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

I.Оборудование лаборатории психодиагностики.

-компьютеры-7 шт.

-телевизор и видеомагнитофон-1 шт.

-цифровая видеокамера-1 шт.

-цифровая фотокамера-1 шт.

-принтер-3 шт.

-сканер-1 шт.

VIII.Учебно-методический программный материал, отражающий специфику деятельности лаборатории психодиагностики:

Учебно – методический диагностический материал для курсовых работ.

Учебно – методический диагностический материал для дипломных работ.

9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразви­тие»; (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • методику обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • специфику индивидуальных и фронтальных форм коррекционно-ориентированной работы с детьми, имеющими ФФН; (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • основные направления коррекции фонетико-фонематичес­кого недоразвития, у детей дошкольного возраста; (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • теорию и методику разработки и апробации моделей инди­видуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольно­го возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять типологию нарушений фонетической, фоне­матической и лексико-грамматической сторон речи; (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • подбирать и применять методы и приемы обследования фонетической, фоне­матической и лексико-грамматической сторон речи; (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • анализировать материалы обследования детей и исполь­зовать результаты анализа в качестве базы для перспектив­ного и текущего планирования индивидуальных занятий с детьми; (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий, контрольная работа

  • осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • разрабатывать структурные и содержательные модели ин­дивидуальных занятий с детьми (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

  • производить целенаправленный и адекватный задачам ин­дивидуального занятия отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фоне­тических и фонематических нарушений у детей дошколь­ного возраста. (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть:

  • навыками применения методик коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (СК-1, СК-2).

зачет, отчет о выполнении лабораторных занятий

10. Анкета обучающегося анкета для студентов

Уважаемый студент!

Университет считает своей приоритетной задачей повышение качества образования, поэтому для нас важно Ваше мнение о содержании и организации образовательного процесса. Просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы

Анкета анонимная.

Внимательно прочтите инструкцию по заполнению таблицы после каждого вопроса

Благодарим Вас за сотрудничество!

  1. Насколько интересна для Вас была изученная дисциплина? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное)

Индикаторы

1

2

3

4

5

1.1

Дисциплина вызвала интерес к предмету изучения

1.2

Вы удовлетворены полученными знаниями и умениями

1.3

Вам захотелось изучать родственные по тематике курсы (дисциплины)

1.4

Вы изучаете дополнительную литературу по данной проблематике

1.5

Вы обдумывали и обсуждали предмет вне учебных занятий

1.6

Дисциплина значима для Вашей дальнейшей профессиональной деятельности

  1. Как Вы оцениваете качество организации и проведения аудиторных занятий (лекций, практические занятия, лабораторные работы) по следующим индикаторам? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное)

    Индикаторы

    1

    2

    3

    4

    5

    2.1

    Доступность изложения материала

    2.2

    Использование преподавателем инновационных и (или) интерактивных форм и методов проведения занятий (дискуссии, круглые столы, игровые технологии)

    2.3

    Использование электронных технологий обучения

    2.4

    Новизна излагаемого материала

    2.5

    Использование современных (актуальных) источников (данных)

    2.6

    Отработка практических умений

  2. Как Вы оцениваете качество организации и контроля самостоятельной работы студентов (СРС) по следующим индикаторам? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное)

    Индикаторы

    1

    2

    3

    4

    5

    3.1

    Эффективность используемых форм и методов организации самостоятельной работы.

    3.2

    Использование электронных технологий организации и контроля самостоятельной работы посредством системы Moodlе

    3.3

    Прозрачность системы оценивания самостоятельной работы

    3.4

    Включение в научно-исследовательскую деятельность

    3.5

    Обеспеченность учебной литературой и оборудованием

  3. Оцените, пожалуйста, используемые преподавателем формы и методы контроля качества знаний студентов по следующим индикаторам? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное значение)

Индикаторы

1

2

3

4

5

4.1

Прозрачность

4.2

Объективность

4.3

Полнота

4.4

Эффективность

5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?

показатели

1

2

3

4

5

8.1

Полнота, глубина, системность знаний

8.2

Сформированность умений

8.3

Готовность использовать знания и умения при решении профессиональных задач

6. Ваши дополнительные комментарии или пожелания:_____________ ________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

11. Аннотация

1. Цели дисциплины:

Целями освоения дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие» являетсяраскрытие основных понятий о фонетико-фонематическом недоразвитии речи, об особенностях речи детей с данным нарушением. Представление психолого-педагогической характеристику детей данного контингента. Раскрытие методики работы логопеда в группе для детей с ФФН в ДОУ. Привитие студентам практических навыков и умений по планиро­ванию и проведению коррекционно-педагогической работы в груп­пе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Место дисциплины в структуре ооп:

Курс «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» относится к циклу дисцип­лин, дающих студентам знания и умения по организации коррекционной работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Студенты изучают основные теоретические по­нятия, знакомятся с содержанием работы логопеда в группе, особенностями организации и средствами коррекционно-педагогической работы в дошкольном образователь­ном учреждении (ДОУ), моделируют фронтальные и индивиду­альные логопедические занятия по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления плана и содержания дифференцированной логопедической работы или логопедического сопровождения (индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом нарушения (СК-1)
  • готовностьк проведению индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий (уроков) с детьми, подростками и взрослыми с различными формами речевой патологии (СК-2)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразви­тие»; (СК-1, СК-2);
  • методику обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; (СК-1, СК-2);
  • специфику индивидуальных и фронтальных форм коррекционно-ориентированной работы с детьми, имеющими ФФН; (СК-1, СК-2);
  • основные направления коррекции фонетико-фонематичес­кого недоразвития, у детей дошкольного возраста; (СК-1, СК-2);
  • теорию и методику разработки и апробации моделей инди­видуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольно­го возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (СК-1, СК-2);

Уметь:

  • определять типологию нарушений фонетической, фоне­матической и лексико-грамматической сторон речи; (СК-1, СК-2);
  • подбирать и применять методы и приемы обследования фонетической, фоне­матической и лексико-грамматической сторон речи; (СК-1, СК-2);
  • анализировать материалы обследования детей и исполь­зовать результаты анализа в качестве базы для перспектив­ного и текущего планирования индивидуальных занятий с детьми; (СК-1, СК-2);
  • осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми (СК-1, СК-2);
  • разрабатывать структурные и содержательные модели ин­дивидуальных занятий с детьми (СК-1, СК-2);
  • производить целенаправленный и адекватный задачам ин­дивидуального занятия отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фоне­тических и фонематических нарушений у детей дошколь­ного возраста. (СК-1, СК-2);

Владеть:

  • навыками применения методик коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (СК-1, СК-2);

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет ____3_____ зачетных единиц

5. Разработчики:

старший преподаватель кафедры специально психологии О.А. Асмаловская

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия».

Разработчик(и):

Фамилия, имя, отчество

Учёная степень

Учёное звание

Должность

Дата разработки

Подпись

Асмаловская Оксана Анатольевна

старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент(ы):

Фамилия, имя, отчество

Учёная степень

Учёное звание

Должность

Дата рецензирования

Подпись

Черкасова С.А.

старший преподаватель кафедры педагогики и практической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тула

Стр. 2 из 24