Ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.

сихолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(степень «магистр»)

(код и наименование направления подготовки магистратуры указанием
профиля (названия магистерской программы)

Академическая магистратура

очная форма обучения

 

 

Составитель: Храпенко И.Б., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 25 июня 2016 г.)   Зав. кафедрой И.А. Синкевич

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Диагностика результатов деятельности образовательной организации».

 

рактическое занятие 1

Тема: Психолого-педагогические аспекты диагностики результатов работы организации

Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи психолого-педагогической диагностики организации.
  2. Современные концепции экспертизы образовательного учреждения.
  3. Законодательная база, регламентирующая процедуры лицензирования и аккредитации вузов и учреждений СПО. Приказы, нормативно-регламентирующие и информационные документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
  4. Принципы психолого-педагогического анализа деятельности образовательного учреждения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Познакомиться с текстом документа: Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 09.09.2015) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности») http://minobr.gov-murman.ru/files/Kontrol/Akkredit/1039-PPRF.pdf

Основная литература:

1. http://www.consultant.ru/law/podborki/akkreditaciya_obrazovatelnyh_uchrezhdenij/ — Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/6ee98d42d10fd06ccbc4d49295f6e12b7b66372f/#dst100013 — Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 20.04.2016)»О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»)

3. Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Социально-психологическая оценка персонала. Учебное пособие . — Издатель: Юнити-Дана, 2012.
// http: // biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=118137

4. Лобачев, З.Д. Социально-психологическая диагностика и аттестация персонала предприятия в условиях совершенствования кадровой политики [Электронный ресурс] / З.Д. Лобачев. — М. : Лаборатория книги, 2010. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89719

5. Носс И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов психол. спец.] / Носс И. Н. — М. : Юрайт, 2011. Практическая психодиагностика : методики и тесты / [ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. — Самара : Бахрах-М, 2011.

6. Тарасенко, В.В. Логика и методология управления. Книга для руководителя : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.В. Тарасенко. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 369 с. — URL: http:
// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115405

Дополнительная литература:

  1. Стадник А. Путеводитель по кадровому менеджменту. Оценка персонала. – М., 2005.
  2. Токмакова, Н.О. Организационная диагностика : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.О. Токмакова, М.В. Андриянова. — М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. — 84 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90669
  3. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2004.

 

рактическое занятие 2

ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Процедура лицензирования, аккредитации и аттестации образовательной организации.
  2. Нормативные документы, регламентирующие проведение аккредитации.
  3. Правила проведения образовательным учреждением или научной организацией аккредитации.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомиться с критериями эффективности работы образовательной организации: http://www.quality.edu.ru/information/akk/help/

2. Познакомиться с материалами презентации Руководителя Рособрнадзора С.С. «Кравцова Актуальные вопросы совершенствования развития высшего образования в Российской Федерации» . Подготовить небольшое эссе по его материалам.

3. Познакомиться с работой сайта: — Учебно-методическое объединение вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Основная литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».
  3. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039).
  4. Приказ Минобрнауки России от 26 января 2012 г. № 53, зарег. в Минюсте России 12 апреля 2012 г. № 23821.
  5. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие/В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, – 2008. – 166 с.
  6. Бордюрные камни госаккредитации: электронный журнал об образовании/Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов, 2013.//akvobr.ru›bordurnye_kamni_gosakkreditacii.html
  7. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)

Дополнительная литература:

  1. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом в организации. Отбор и оценка принайме, аттестации. – М., 2004.
  2. Магура М.Н., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. – М., 2002.
  3. Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. – М., 2009.

рактическое занятие 3.

Ема: Самодиагностика образовательного учреждения (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Организация работы службы внутреннего мониторинга качества обучения в учреждении профессионального образования и технологии проведения внутреннего мониторинга.
  3. Организация и проведение процедуры лицензирования образовательной деятельности и экспертной оценки (аккредитации) учреждений профессионального образования.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Ознакомиться с электронными отчетами образовательных учреждений г. Мурманска (по материалам сайтов организаций).
  2. В соответствии с выделенными критериями, проанализировать эффективность работы образовательных учреждений.
  3. Подготовить доклады по основным документам, регламентирующим организацию и проведение самодиагностики образовательного учреждения.

Основная литература:

1. — Учебно-методическое объединение вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование»

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

4. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039).

5. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие/В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, – 2008. – 166 с.

6. Бордюрные камни госаккредитации: электронный журнал об образовании/Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов, 2013.//akvobr.ru›bordurnye_kamni_gosakkreditacii.html

7. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)

Дополнительная литература:

  1. Стадник А. Путеводитель по кадровому менеджменту. Оценка персонала. – М., 2005.
  2. Токмакова, Н.О. Организационная диагностика : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.О. Токмакова, М.В. Андриянова. — М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. — 84 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90669
  3. Харченко К. В. Социология управления: от теории к технологии : учеб. пособие / К. В. Харченко ; муницип. учреждение «Институт муниципальных проблем». — Белгород : Обл. типография, 2008.
  4. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2004.

 

рактическое занятие 4.

ема: Общественная аккредитация образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура общественной аккредитации.
  2. Задачи общественно-профессиональной аккредитации..

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить презентацию на тему: «Общественная аккредитация образовательного учреждения».
  2. Проанализировать работы Рубина Ю.Б. и Якимовой З.В.

Основная литература:

  1. Официальный сайт Национального центра общественно-профессиональной аккредитации. Режим доступа: http://www.ncpa.ru.
  2. Рубин Ю.Б. Внутренние гарантии качества процедур независимой аккредитации в образовании / Ю.Б. Рубин, Э.Ю. Соболева // Высшее образование в России. – 2011. – № 2. – С. 12 – 23.
  3. Якимова З.В. Сравнительный анализ критериев общественно — профессиональной аккредитации образовательных программ / З.В. Якимова //Менеджмент качества и инновации: сб. докл. 5-й межрегион. науч.-практ.конф. (8 – 9 ноября 2012 г.).

    – Великий Новгород, 2012. – C. 64 – 66.

 

Дополнительная литература:

  1. Авраамов Ю.С. Независимая общественно-профессиональная аккредитация: повышение качества и конкурентоспособности российского образования / Ю.С. Авраамов, Н.П. Калашников, А.Д. Рудченко, Т.В. Сорокина-Исполатова, Н.Г. Хохлов // Вопросы образования. – 2007. – №2. – С. 56 – 67.
  2. Малеин В.М. Институт общественно-профессиональной аккредитации как фактор повышения качества высшего образования и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг / В.М. Малеин // Вестн.ПАГС. – 2010. – №2(23).

    – С. 124 – 128.

рактическое занятие 5

Тема: Государственная аккредитация образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности.
  2. Особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации.
  3. Образовательный процесс и итоговая аттестация.
  4. Специфика образовательного процесса в классах интегрированного (инклюзивного) обучения.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовка сообщения на тему «Современные требования к аккредитации образовательного учреждения».

Основная литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 20.04.2016) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»).

 

Дополнительная литература:

  1. Стадник А. Путеводитель по кадровому менеджменту. Оценка персонала. – М., 2005.
  2. Токмакова, Н.О. Организационная диагностика : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.О. Токмакова, М.В. Андриянова. — М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. — 84 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90669
  3. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и группы. – М., 2002.
  5. Харченко К. В. Социология управления: от теории к технологии : учеб. пособие / К. В. Харченко ; муницип. учреждение «Институт муниципальных проблем». — Белгород : Обл. типография, 2008.
  6. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2004.

 

Ема: Анализ ситуаций, проблемно-ориентированный анализ деятельности образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет, цели и задачи педагогического анализа.
  2. Факторы, влияющие на выполнение проблемно-ориентированного анализа.
  3. Требования в проблемно-ориентированному анализу.
  4. Оформление результатов анализа. Дальнейшее планирование тем исследования по результатам анализа.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать материалы статьи «Анализ результатов деятельности школы и планирование

изменений. Проблемно-ориентированный анализ» Бессмертной Е.В. . http://arnautovo.gvarono.ru/metod/work/2011/bessmertnaja-doc.pdf

2.Познакомиться с примером проблемно-ориентированного анализа работы школы .

3.Познакомиться с материалами сайта о расоставлении программ развития образовательного учреждения. https://sites.google.com/site/programmarazvitiaobr/razdel-3/voprosy-i-zadania-dla-itogovogo-kontrola.

4. Разработайте модель анализа состояния дел в ОУ (вопроса, явления), воспользовавшись следующей схемой:

Что является объектом и предметом анализа? Объект: Предмет:
Какую цель Вы преследуете при осуществлении анализа данного вопроса (явления)? Цель:   Практические задачи:
Какая информация по изучаемому вопросу Вам понадобится? Какие источники будут использоваться для получения необходимой информации по данному вопросу? Информация: Источники:
Какие измерители будут использоваться для изучения вопроса (явления)? Критерии:     Показатели:    
Какой инструментарий будет использоваться для получения необходимой информации по вопросу (явлению)? Каким образом информация будет обрабатываться? Методы сбора: Методы и инструменты обработки:
Какие действия будут осуществлены по изучению вопроса?
действия Когда? Кто?
     
         

 

Осуществите факторный анализ по следующей схеме:

— выделите факторы внешней и внутренней среды, влияющие на управление ОУ (факторы, влияющие на Вашу управленческую деятельность);

— определите степень и характер их влияние на качество управления ОУ.

Для выполнения данного задания можно воспользоваться следующими параметрами: степень влияния фактора (высокая, средняя и низкая) и характер влияния (помогает, ограничивает действия руководителя и мешает достижению поставленных целей).

Результаты анализа внесите в таблицу.

Фактор (существенное обстоятельство) Степень влияния и характер
высокая средняя низкая
         

Проблемно-ориентированный анализ

Проблемно-ориентированный анализ нацелен на получение общего представления о ситуации в ОУ путем выявления проблем (определения разрывов между требуемым, желаемым, ожидаемым и реальным, существующим) и установление причинно-следственных связей (определение причин, существующих проблем, выявление взаимосвязей между проблемами, причинами).

В ходе проблемно-ориентированного анализа исполнители ищут ответ на следующие вопросы:

— Какие реальные результаты образования не удовлетворяют нас в свете завтрашних требований и соответственно должны быть изменены?

— Из-за каких недостатков (дефектов) образовательного процесса возникли эти проблемы (разрывы между требуемым и реальным)? Что нужно изменить?

— Недостаток (дефицит) каких условий и ресурсов обусловил дефекты образовательного процесса?

— Какими недостатками в управлении можно объяснить существующий дефицит в ресурсном обеспечении, дефекты образовательного процесса, а также проблемы?

При осуществлении данного анализа необходимо руководствоваться следующими требованиями:

— конкретность и конструктивность формулировки проблемы;

— операциональность формулирования проблем (в формулировке должен быть виден масштаб проблемы, степень ее остроты);

— прогностичность (анализ должен проводиться в соответствии с желаемым будущим результатом, с которым необходимо сравнивать текущее положение дел);

— объяснение и понимание наличия проблемы, выстраивание причинной цепи (в выявленных проблемах, кроме констатации, должно быть обозначение причин, а также прогноз того, что случится в случае не решения обозначенной проблемы).

  1. Постройте «дерево проблем», для этого выберите ключевую проблему, определите ее причины; установите и обозначьте причинные связи между проблемой и ее причинами, между причинами первого, второго и третьего порядка. Для удобства выполнения данного задания можно воспользоваться следующей схемой.

 

Проблема результата:
Причина 1 (дефект образовательного процесса) Причина 2 (дефект образовательного процесса) Причина 3 (дефект образовательного процесса)
     
Причина (дефицит условий, определяющих причину 1   Причина (дефицит условий, определяющих причину 2)   Причина (дефицит условий, определяющих причину 3)
         
Недостаток управления, как причина дефекта и дефицита   Недостаток управления, как причина дефекта и дефицита   Недостаток управления, как причина дефекта и дефицита

Процедура «Пять почему»

Цель процедуры состоит том, чтобы определить, решаема ли проблема силами организации, есть ли желание у сотрудников ее решить, т.е. найти скрытые, а, возможно, и внутриорганизационные проблемы. В основе процедуры лежат следующие операции:

— формулировка проблемы,

— определение причины ее существования,

— определение причины выделенной причины как новой проблемы,

— и снова определение причины новой проблемы до того момента пока не получим конструктивные ответ, т.е. не обнаружим причину появления проблемы внутри организации, возможно, в себе.

  1. Сформулируйте проблему, которую необходимо решить (руководствуясь основным требованием к ее формулировке – конкретность).

    Используя процедуру «Пять почему» определите ее причины и возможность разрешить силами образовательного учреждения. Внесите данные в итоговый лист.

Итоговый лист

Проблема: ________________________________________________________

1. Почему эта проблема существует, т.е. в чем ее причина?__________________________________________________________

2. Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? __________________________________________________________________

3. Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? __________________________________________________________________

4. Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? __________________________________________________________________

5. Почему существует эта новая проблема, т.е. в чем ее причины? ______________________________________________________________

Дополнительная литература:

1. Астафьева Н.Г., Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Тебякина А.И. Программа развития школы. Методические рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007

2. Акинфеева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами. – Саратов, 2001.

3. Гришина И.В., Шевелев А.Н. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. – СПб.: КАРО, 2006.

4. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений. – М., 1998

5. Ильенко Л. П. Программа развития школы: Структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ,2001

6. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.:, 2002

7. Орлова Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. – М.: МПГУ, 1997.

8. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М.: Новая школа, 1997

9. Третьяков П.И. Управление образованием по результатам: теория и практика. – М.: Новая школа, 1997.

10. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1995.

Основная литература.

1. Королева Н. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения: введение в проблему, задания и тесты : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск : МГГУ, 2012. — 114 с. : ил. — Библиогр.: с. 102-104. — ISBN нет : 58-27.

2. Менеджмент качества образовательных процессов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 100700.68 «Торговое дело»] / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 400 с. — Библиогр.: с. 392-399. — ISBN 978-5-91768-369-0 (Норма).

— ISBN 978-5-16-0066626-4 (ИНФРА-М) [Гриф]

3. Менеджмент качества образовательных процессов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 100700.68 «Торговое дело»] / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 400 с. — Библиогр.: с. 392-399. — ISBN 978-5-91768-369-0 (Норма).

— ISBN 978-5-16-0066626-4 (ИНФРА-М) [Гриф]

Дополнительная литература:

1. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. А. Иванов. — М. : Академия, 2008. — 329, [1] с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр.: с. 324-327. — ISBN 978-5-7695-4325-8

2. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. — 224 с. : ил., табл. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр.: с. 216-219 (83 назв.).

— ISBN 978-5-7695-6196-2 [Гриф] : 208-12.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб. : Речь, 2003.

рактическое занятие 7

Ема: Анализ и оценка достижений и выявление конкурентных преимуществ образовательного учреждения: SWOT-анализ, PEST (STEP)-анализ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика SWOT-анализа.
  2. Достоинства и преимущества PEST (STEP)-анализа.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать деятельность образовательного учреждения по следующим вопросам:

· Какие важнейшие результаты деятельности ОУ можно рассматривать в качестве достижений?

· Какие из этих результатов являются конкурентными преимуществами ОУ?

· Благодаря каким ключевым свойствам образовательного процесса и образовательной среды ОУ удалось добиться этих положительных результатов?

· Какие в системе управления заложены механизмы, обеспечивающие развитие ОУ?

· Благодаря созданию каких условий (кадровых, материальных, информационных, финансовых и т.д.) удалось обеспечить такое построение образовательного процесса?

2.Осуществите анализ ситуации в Вашем ОУ и будущих влияний со стороны внешней среды, используя метод SWOT- анализ.

По результатам анализа

1) заполните матрицу «SWOT- анализ»;

Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны
Внешняя среда Возможности Угрозы

2) сделайте вывод о потенциале ОУ и определите приоритетные задачи.

Вопросы в помощь:

1. Какие сильные стороны могут быть усилены, и что для этого надо сделать?

2.Какие слабые стороны можно преодолеть, и что для этого необходимо предпринять для сглаживания отрицательного воздействия или уменьшения?

3. Что необходимо сделать для усиления благоприятного воздействия внешней среды?

4. Как противостоять внешним угрозам?

 

3. Осуществите анализ внешней среды, используя метод PEST (STEP)-анализ. По результатам анализа

1) оформите матрицу «PEST (STEP)-анализ»;

 

Сферы Явления или события Степень влияния Вероятность проявления
+ низкая высокая
Политико-правовая
Экономическая  
Социальная  
Технологическая          

2) Сделайте выводы, воспользовавшись следующими вопросами:

1. Какие позитивные для школы последствия могут дать выделенные Вами положительные факторы?

2. Как эти последствия можно использовать? Можно ли увеличить влияние на школу позитивных последствий, если да, то как?

3. Каковы негативные последствия воздействия отрицательных факторов на ОУ?

4. Возможно, ли противодействовать этим последствиям (своими силами или с внешней помощью), уменьшить их влияние или компенсировать их отрицательное воздействие другими позитивными действиями? Если да, то, что для этого нужно сделать?

 

Основная литература.

1. Королева Н. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения: введение в проблему, задания и тесты : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск : МГГУ, 2012. — 114 с. : ил. — Библиогр.: с. 102-104. — ISBN нет : 58-27.

2. Менеджмент качества образовательных процессов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 100700.68 «Торговое дело»] / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 400 с. — Библиогр.: с. 392-399. — ISBN 978-5-91768-369-0 (Норма).

— ISBN 978-5-16-0066626-4 (ИНФРА-М) [Гриф]

3. Менеджмент качества образовательных процессов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 100700.68 «Торговое дело»] / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 400 с. — Библиогр.: с. 392-399. — ISBN 978-5-91768-369-0 (Норма).

— ISBN 978-5-16-0066626-4 (ИНФРА-М) [Гриф]

Дополнительная литература:

1. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. А. Иванов. — М. : Академия, 2008. — 329, [1] с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр.: с. 324-327. — ISBN 978-5-7695-4325-8

2. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. — 224 с. : ил., табл. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр.: с. 216-219 (83 назв.).

— ISBN 978-5-7695-6196-2 [Гриф] : 208-12.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб. : Речь, 2003.

 

рактическое занятие 8.

Ема: Маркетинговый анализ, SMART-анализ, анализ силового поля.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проведение исследования рынка. Анализ рынка услуг.
  2. Общая характеристика SMART-анализа.
  3. Анализ силового поля.

Задания для самостоятельной работы:

1. Осуществите анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа образовательного учреждения. Результаты анализа впишите в матрицу: «анализ социального заказа».

«Анализ социального заказа»

Настоящее ОУ
Заказчики образовательных услуг: Форма предъявления и содержание заказа:
Клиенты ОУ: Выполнение заказа (масштаб, средства):
Ближайшее будущее ОУ
Заказчик образовательной услуги в ближайшем будущем: Форма предъявления и содержание заказа:
Клиент ОУ в ближайшем будущем: Ресурсная обеспеченность заказа:

2. Сделайте выводы, воспользовавшись следующими вопросами:

— Как за последнее время изменился состав клиентов и заказчиков?

— Как изменилось содержание, характер заказа и форма его предъявления?

— Что необходимо сделать, чтобы соответствовать этому заказу?

— Какие заказы в принципе не реализуемы?

— Какие заказы реализуемы, и что надо сделать, чтобы их реализовать?

3.Выявите потенциальных конкурентов образовательного учреждения и осуществите анализ и оценку их сильных и слабых сторон. Для удобства выполнения задания можно воспользоваться следующей матрицей.

Потенциальные конкуренты Профиль деятельности, фактор -мотиватор Сильные стороны Слабые стороны

Проанализируйте данные матрицы, используя следующие вопросы:

1. Кто и в чем является конкурентом для Вашего ОУ ?

2. Какие слабые стороны конкурентов применительно к ситуации Вашего ОУ можно рассматривать как Ваши сильные стороны?

4. Оцените качество целей и задач, которые стоят перед организацией. По результатам анализа оформите экспертный лист, на основании которого сделайте выводы о качестве целей, а при необходимости откорректируйте цели и задачи.

Экспертный лист

требования
S M A R T
ЦЕЛЬ:
Задача 1:
Задача 2
Задача 3

Выводы (о соответствии требованиям или о необходимости корректировки целей и задач): _

Откорректированные цели и задачи: _______________________________ _____

5.Используя метод анализа силового поля, выявите силы, которые будут противодействовать реализации, выбранной коллективом стратегии развития Вашего ОУ и силы, поддерживающие. Результаты анализа внесите в матрицу «Анализ силового поля», сделайте вывод о соотношении сил и оцените стратегию развития ОУ с точки зрения реалистичности и достижимости планируемого результата.

Анализ силового поля

Стратегия развития ОУ:
Силы поддерживающие (т.е. помогающие достижению) Силы противодействующие (т.е. мешающие, сдерживающие)
Выводы:

6. Осуществите анализ документа (выбирается по своему усмотрению; например, приказ, распоряжение, положение и т.п.).

Составьте отчет по результатам проделанной работы по следующей схеме:

1. Что собой представляет документ?

2. Каковы цели возникновения данного документа (предполагаемые или реальные)?

3. Какова надежность документа и достоверность данных, представленных в нем?

4. Какой резонанс (действия) может вызвать этот документ?

5. Каково фактическое содержание документа?

6. Какие выводы об эффективности решения поставленных за­дач можно сделать на основании данного документа?

7. Какие рекомендации по корректировке данного документа Вы можете дать его авторам?

Общий вывод о качестве документа.

 

Основная литература.

1. Королева Н. Ю. Современные средства оценивания результатов обучения: введение в проблему, задания и тесты : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск : МГГУ, 2012. — 114 с. : ил. — Библиогр.: с. 102-104. — ISBN нет : 58-27.

2. Менеджмент качества образовательных процессов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 100700.68 «Торговое дело»] / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 400 с. — Библиогр.: с. 392-399. — ISBN 978-5-91768-369-0 (Норма).

— ISBN 978-5-16-0066626-4 (ИНФРА-М) [Гриф]

3. Менеджмент качества образовательных процессов : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 100700.68 «Торговое дело»] / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 400 с. — Библиогр.: с. 392-399. — ISBN 978-5-91768-369-0 (Норма).

— ISBN 978-5-16-0066626-4 (ИНФРА-М) [Гриф]

Дополнительная литература:

1. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. А. Иванов. — М. : Академия, 2008. — 329, [1] с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр.: с. 324-327. — ISBN 978-5-7695-4325-8

2. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. — 224 с. : ил., табл. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр.: с. 216-219 (83 назв.).

— ISBN 978-5-7695-6196-2 [Гриф] : 208-12.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб. : Речь, 2003.