Принципы и подходы к формированию Программы 2

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №35 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБДОУ детский сад № 35 Красносельского района СПб

 

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом приказом ГБДОУ д/с № 35 ГБДОУ д/с № 35 Красносельского района СПБ Красносельского района СПб

протокол от________________№ от «_____»____________

 

 

Рабочая образовательная программа

для детей подготовительной к школе группе №—-

(обучающиеся с задержкой психического развития от до лет)

 

 

 

Учитель-дефектолог:

 

————————————————

 

Санкт-Петербург

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  
1.1. Пояснительная записка  
1.2 Цели и задачи реализации Программы  
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы  
1.4 Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики  
1.5 Планируемые результаты освоения Программы  
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе  
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  
2.1. Содержание работы по 5 образовательным областям  
  «Социально-коммуникативное развитие»  
  «Познавательное развитие»  
  «Речевое развитие»  
  «Художественно-эстетическое развитие»  
  «Физическое развитие»  
  Формы, средства, методы реализации Рабочей программы  
2.2. Календарно-тематический план  
2.3. Примерный перспективный план работы по этапам обучения  
2.4. Традиционные события, праздники, мероприятия  
2.5. Организация взаимодействия с семьями воспитанников  
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  
3.1. Организация образовательного процесса  
3.2. Организация предметно-развивающей среды  
3.3. Информационно-методическое обеспечение Программы  
  Приложение  
  Паспорт группы  
  График индивидуальной занятости воспитанников  
  Календарно-тематическое планирование (на каждый месяц)  

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития от 3-х до 7-х лет) ГБДОУ детского сада № 35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) .

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей.

Комплектование групп осуществляется на основании заключения ТПМПК Красносельского района в соответствии с Правилами приема и отчисления воспитанников в ГБДОУ детский сад № 35 Красносельского района Санкт-Петербурга.

 

Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год

 

1. Целевой раздел рабочей программы

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития составлена в соответствии с:

-Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 No273ФЗ

-Концепцией модернизации Российского образования;

-Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

-Конвенцией о правах ребенка;

-методическими рекомендациями Министерства Образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;

— современными разработками отечественных ученых в области общей и

специальной педагогики и психологии;

-Федеральным государственным образовательным Стандартом дошкольного образования;

-СанПиНом 2.4.1.3049-13;

 

Целью данной РП является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интегрированную деятельность всех специалистов, работающих в группе и родителей дошкольников.

Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, направлена на создание условий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Одной из основных задач РП является формирование психологической готовности к обучению в школе, что обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования

 

Основной формой работы является:

-игровая деятельность;

-коррекционно-развивающие занятия;

.

1.2.Цели и задачи программы.

Целью коррекционно-развивающего обучения является создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития; профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.

ИЛИ

Оказание комплексной коррекционно –психолого –педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

. КОНКРЕТНО ДЛЯ ВАШЕЙ ГРУППЫ!!!

 

 

Задачикоррекционно-развивающей программы;

 

ИЛИ

 

В соответствии с РП коррекционная направленность в работе является приоритетной, так как целью является выравнивание психофизического и речевого развития.

Осуществляя педагогическую деятельность, педагоги группы решают следующие задачи:

1.Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

2.Осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом и физическом развитии дошкольников.

3.Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для

самовыражения и саморазвития.

4.Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития.

5.Воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, окружающей природе.

6.Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью полноценного развития воспитанников.

7.Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности проявить гуманистические отношения

ЗАДАЧИ КОНКРЕТНОЙ ГРУППЫ!!!

Принципы и подходы к формированию Программы

Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики

· Возрастные особенности развития детей

Вашей группы.

КРАТКО!!!!

· Особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР 6-7 лет

ПРИМЕР

При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР характеризуются эмоциональной нестойкостью, аффективностью поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью или, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности сочетается с эмоционально- волевой незрелостью.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К концу учебного года ребёнок лет может:

· Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

· Образовательная область «Познавательное развитие»

 

· Образовательная область «Речевое развитие»

 

· Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

· Образовательная область «Физическое развитие»

 

 

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

 

Методы педагогической диагностики:

· Наблюдение

· Беседа (с детьми, с родителями)

· Анализ продуктов детской деятельности

· Диагностическая ситуация

· Диагностическое задание

 

Содержательный раздел рабочей программы

Содержание образовательной деятельности по 5 областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Направление:

 

 

Образовательная область «Познавательное развитие».

Направление:

 

 

Образовательная область «Речевое развитие».

Направление:

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Направление:

Образовательная область «Физическое развитие».

Направление:

Общая и ручная моторики.

 

Календарно тематическое планирование в подготовительной группе № ____

на 2016-–2017 учебный год

Перспективный план работы учителя-дефектолога коррекционной группы на 2016 -2017 учебный год.

1 период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

2 период обучения: декабрь январь, февраль

3 период обучения: март, апрель, май

 

1 период обучения:сентябрь, октябрь, ноябрь

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Элементарные математические представления.

Количественные представления.

Представления о форме.

Представления о пространстве.

Временные представления.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие навыков фонематического анализа.

·

Лексика.

«Домашние животные, детеныши», « ….

Обучение связной речи.

·

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Конструирование.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Общая и ручная моторики.

2 период обучения:декабрь январь, февраль

3 период обучения:март, апрель, май

Организация взаимодействия с семьями воспитанников

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ № НА 2016-2017уч.г.

  Изучение семьи ребенка и ее потребности Психолого-педагогическое просвещение родителей  
Информированность родителей о достижениях и перспективах развития ребенка Сменная информация для родителей Приглашаем родителей в гости Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ
сентябрь Анкетирование Индивидуальные консультации: «Прогулка. Ранняя осень» (воспитатели) «В детский сад без проблем» (воспитатели) «Информация для родителей» (родительский уголок) (воспитатели, специалисты) Родительское собрание «Задачи Фото-экспозиция «Давайте
родителей «Давайте познакомимся» (учитель- дефектолог, воспитатели, педагог-психолог) «Особенности детей, имеющих проблемы в развитии» (результаты диагностики детей) (учитель-дефектолог) «В детский сад без проблем» (адаптация, режим дня дома) (воспитатели, учитель- дефектолог, педагог-психолог) воспитания и обучения; единство требований детского сада и семьи к ребенку» (учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, медсестра) познакомимся» (родители, воспитатели)
октябрь   » Индивидуальные консультации: «Значение занятий для развития ребенка» — для родителей вновь поступивших детей (у читель-дефектолог)   «Страничка дефектолога. Октябрь» (учитель-дефектолог) «Прогулка. Золотая осень» (воспитатели)   Выставка поделок из
  природного материала «Осенний калейдоскоп» (родители, воспитатели) Благоустройство участка
( (родители, воспитатели, учитель-дефектолог)
ноябрь   Индивидуальные консультации: «Как научить ребёнка одеваться» (учитель- дефектолог) «Страничка дефектолога. Ноябрь» (учитель-дефектолог) «Прогулка. Поздняя осень» (воспитатели) «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» (воспитатели)   Коллаж «Вот какая мама!»
    (родители, воспитатели, учитель-дефектолог)
декабрь   Выставка детских работ «Зимушка зима» Индивидуальные консультации: «Новый год к нам идет» (учитель- дефектолог, воспитатели) «Страничка дефектолога. Декабрь» (учитель-дефектолог) «Прогулка зимой» (воспитатели)   «Новогодние игрушки» (воспитатели) Праздник «Новый год» (воспитали. Выставка поделок «Новогоднее
музыкальный руководитель, специалисты)   волшебство» (родители, воспитатели) Подготовка к новогоднему
празднику (оформление группы, костюмы, подарки)
Январь   Выставка детских работ «Зимние забавы» Индивидуальные консультации: «Динамика в развитии детей» (учитель- дефектолог) «Страничка дефектолога. Январь» (учитель-дефектолог) «Прогулка зимой. Зимние забавы» (восп.) « Практикум для родителей и детей Коллаж «Зимние забавы»
(воспитатели, учитель-дефектолог)   (родители, воспитатели, учител ь-дефектолог)
 
  Анкетирование Выставка детских работ на спортивную «Страничка дефектолога. Февраль» Физкультурный досуг«Папа мама и Изготовление (своими руками)
февраль родителей «Когда мы дома вместе» (учитель- дефектолог, воспитатели, тематику. Индивидуальные консультации: «Во что играть с ребёнком» (учитель-дефектолог) (учитель-дефектолог) «Подвижные игры с детьми» (воспитатели) Наподное гуляние «Ух ты. Масленица» воспитатели, специалисты нетрадиционного спортивного оборудования и алрибутов (родители, воспитатели, учитель-дефектолог)
  педагог-психолог)    
    Выставка детских работ «Весеннее «Страничка дефектолога. Март» (учитель-   Фотовыставка «Вот какие наши
март   настроение» Выставка детских работ «День рождения К.И. Чуковского» дефектолог) «Прогулка. Март» (воспитатели) «Развивающие игры» (учитель-дефектолог. Праздник «8 Марта» (музыкальный руководитель, родители, воспитатели, специалисты).

 

мамы» (родители, воспитатели, учитель-дефектолог)
    (учитель-дефектолог, педагог-психолог) воспитатели) Досуг «Вот чему мы научились» 1-2 подгруппа (воспитатели, учитель- дефектолог) Ввыставка поделок, выполненных совместно с детьми «Весенний калейдоскоп
    Выставка детских работ «День «Страничка дефектолога. Апрель» (учитель-дефектолог) «Закаливание» (воспитатели) «Упр. для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей» (воспитатели) Комплексное короекционное занятие Благоустройство участка
    для детей и родителей «Если хочешь быть здоров…» (учитель- дефектолог, воспитатели)  
апрель   космонавтики» Индивидуальные консультации: «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста, имею (родители, воспитатели, у чител ь-дефектолог)
    в развитии» (уч.-дефектолог)    
май   Выставка детских работ «Улица города», «Страничка дефектолога. Май» (учитель-   Макет «Улида города»
  «День победы», дефектолог) День здоровья (на улице) (родители, воспитатели,
  Индивидуальные ко не консультации: «Знакомство детей с Санкт-Петербургом» «Прогулка. Май» (воспитатели) «Правила дорожные знать каждому (воспитали, музыкальный руководитель, специалисты) учитель-дефектолог) Стенгазета «Мой город»
  (учитель-дефектолог, воспитатели) положено» (воспитатели) Родительское собрание «Динамика в (
  «Правила дорожного движения» (учитель- дефектолог, воспитатели) «Знакомство детей с Санкт-Петербургом» (учитель-дефектолог, воспитатели) развитии детей» (уч.-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели)  
    Выставка детских работ «Лето» «Страничка дефектолога. Июнь» (учитель- Комплексное коррекционное занятие  
июнь   Индивидуальные консультации: «Чем и как заниматься с ребенком летом» (учитель-дефектолог) «Летний режим» (учитель-дефектолог, воспитатели) дефектолог) «Прогулка. Лето» (воспитатели) «Закаливание и укрепление здоровья детей в летний период» (воспитатели) для детей и родителей «Вот такое наше лето» (учитель-дефектолог, воспитатели)  

  1. Организационный раздел

Организация образовательного процесса. · Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год

· Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год

· Учебный планна 2016-2017 учебный год

· Режим пребывания воспитанников в группе

РЕЖИМ ДНЯ

  • Расписание непосредственно образовательной деятельности группы
  • Режим и график работы учителя-дефектолога
Понедельник 9.00 -13.00
Вторник 9.00 -13.00
Среда 9.00 -13.00
Четверг 13.00 -17.00
Пятница 9.00 -13.00

· Примерное расписание работы учителя-дефектолога.

 

Понедельник 09.00 –13.00   9.00-9.30-непосредственно образовательная деятельность (1 подгруппа) 9.40-10.10-непосредственно образовательная деятельность (2 подгруппа) 10.20-12.30-индивидуальная работа 12.30-13.00-совместная деятельность сдетьми (участие в режимных моментах)  
Вторник 09.00 –13.00    
Среда 09.00 –13.00    
  Четверг 13.30-17.30    
Пятница 09.00 –13.00    

Организация предметно-развивающей среды

Оборудование для кабинета дефектолога

Познавательное развитие

Демонстрационный материал Раздаточный игровой
Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур. Наборы картинок по лексическим темам. Наборы картинок по временам года Часы Календарь Цветовые карточки Мнемотаблицы Разнообразный счетный материал Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур. Счетные палочки Карточки с изображением различного количества предметов Карточки с зашумленными изображениями Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша   «Волшебный мешочек» «Времена года» «Домино» «Лото» «Цвет и форма» Рамки –вкладыши «Строители» «Собери кубики» 4-12 частей Пирамидки Матрешки Числовые домики «Собери разрезные картинки» 2-8 частей Пазлы Конструкторы Мозаики

Речевое и социально-коммуникативное развитие

Демонстрационный материал Раздаточный игровой
Разрезной алфавит Сюжетные картины Алгоритмы, схемы для составления рассказов Схемы предлогов Картотеки загадок, скороговорок Картинный материал Подборка художественной литературы по лексическим темам Картотека небольших текстов для пересказов     Разрезной алфавит. Ребусы Картотека предметных картинок Картотека сюжетных картинок Крышки красного, зеленого, синего цвета Пиктограммы   Настольно- печатные и дидактические игры для перечислить

Физическое развитие

Демонстрационный материал Раздаточный игровой
— Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по общей и мелкой моторики -ьЗанимательные игрушки для развития тактильных ощущений Массажные мячики Шнуровки Мозаика и схемы выкладывания узоров Занимательные игрушки из разноцветных прищепок Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам Мелкий конструктор   «Умныешнурки» «Выложи узор» «Обведи и заштрихуй» «Собери постройку» Игрыс мячом «Соберибусы» «Выложи изображение» Игры с волшебным песком

Художественно-эстетическое развитие

Демонстрационный материал Раздаточный игровой
Алгоритмы, схемы для конструирования природный материал, цветная и белая бумага, пробки, камушки, Пластилин Восковые мелки Цветные карандаши Блоки Дьенеша Палочки Кюизенера Звучащие предметы заместители Комплекты геометрических фигур. Счетные палоч   «На что это похоже?» «Чем отличаются» «Что изменилось» «Подбери по образцу» «Какой формы?» «Какого цвета?» «Угадай, на чем играю?» «Повтори за мной» «Ритмический рисунок» Разрезные картинки 2-8 частей Кубики 4-12 частей Пазлы Конструкторы Мозаики

Информационно-методическое обеспечение Программы

 

Образовательные области Методические пособия
Познавательное развитие   «Четыре времени года», методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями.
  Речевое развитие   «Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Т. И. Тарабахина Развитие речи в детском саду . Старшая гр. В.В. Гербова
Социально-коммуникативное развитие «Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева  
  Художественно-эстетическое развитие  
  Физическое развитие  

 

ПАСПОРТ ГРУППЫ

Список детей группы