Экспериментально исследовательская деятельность как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Введение…3

Глава I. Психолого — педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста…6

1.1 Понятия, значение и особенности экологического образования…6

1.2 Особенности организации экспериментально — исследовательской деятельности…15

Глава II. Педагогические условия организации экспериментально-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…27

2.1. Оценка уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста…27

2.2. Организация экспериментально — исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста…42

Заключение…55

Список литературы…57

Введение

Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии у каждого человека достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относиться к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

19 стр., 9388 слов

Развитие мышления детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельностью

... «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: Детство-Пресс, 2008.- 322 с. .Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ... И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004-156с. .Ильясова К. К. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста// Молодой ...

Важным условием и средством воспитания и личностного развития детей выступает исследовательская деятельность, которая является инструментом, в том числе и экологического воспитания дошкольников. Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.

Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами исследовательской деятельности и экологического воспитания детей: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, О. Б. Дыбина, С. Н. Николаева, Н. А Рыжова, Л.П. Молодова и других, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельность окажет на детей определенное воспитательное воздействие.

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.

Поэтому целью нашего исследования стало определение педагогических условий использования экспериментально — исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания.

Объектом нашего исследования является процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: Процесс организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования: уровень экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высокий если:

1. работа по экологическому образованию будет строиться с учетом уровня развития детей.

2. если будет широко использоваться экспериментально — исследовательская деятельность.

3. будет установлено тесное взаимодействие с семьей.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание № 5, 1989

... Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной игре взрослого с ре­бенком (детьми ... помещении груп­повой комнаты. Организовав само­стоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне ( ... нас кирпичики?» После такого включения в смысловой контекст деятельность ребенка станет более осмысленной: он начнет искать кирпичики, ...

Задачи исследования:

1. Изучить особенности экологического воспитания дошкольников и организации экспериментально — исследовательской деятельности.

2. Определить критерии и оценить уровни сформированности экологической культуры и произвести оценку уровня детей старшего дошкольного возраста.

3. Отобрать приемы использования и организации экспериментально-исследовательской деятельности в повышении экологической культуры.

Методологические основы исследования представлены Концепциями экологического воспитания дошкольников Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, исследованиями по организации опытно — экспериментальной работы А. И Савенкова, В. В Ерохиной, И.В. Смирновой, Л.В. Рыжовой.

Практическая ценность — в оценке уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, в организации экспериментально — исследовательской работы с детьми.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседы, эксперимент (констатирующий, формирующий) в условиях ДОУ, анализ продуктов деятельности.

Этапы исследования: во введении нами обоснована актуальность темы, раскрыта цель, основные задачи, методы исследования.

База исследования: Баунтовский район, с. Багдарин МБДОУ д/с «Жемчужинка».

Глава I. Психолого — педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста

1.1 Понятия, значения и особенности экологического образования

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 1 января вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.[36]

22 стр., 10776 слов

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

... деятельности детей. 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей отсталый ребенок дошкольный игровой Умственно отсталые дети ... будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Следует подчеркнуть ...

Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

О планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Дошкольный возраст — чрезвычайно важный этап в развитии личности, когда происходит начальная социализация ребенка, его приобщение к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Период детства обусловлен общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка дошкольного возраста. Этот период жизни обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку дальнейшего обучения.

В детстве формируются начальные отношения с важнейшими сферами бытия — миром людей, предметов, с природой и своим внутренним миром.

Если эти основы не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

На этом этапе необходимо формирование у ребенка экологического сознания — единства психических процессов, участвующих в осмыслении взаимосвязи «человек — природа», выраженных в практической деятельности. В основе эко-сознания лежат те понятия и фактический материал, которые развивают у ребенка осознанное правильное отношение к природе.

7 стр., 3495 слов

Теоретическое обоснование экологического воспитания детей

... в деятельность экологического содержания. Анализ философских, психолого-педагогических исследований по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает расширение у детей экологических ...

Критериями отбора таких понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. «В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе».[19]

Экологическое воспитание — новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» — дом; «логос» — знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. [31]

Экологическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий становление экологической культуры.

Задачами экологического воспитания являются:

— Формирование основ экологического миропонимания;

— Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

— Развитие у детей соответствующих содержанию знаний, познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

— Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

13 стр., 6256 слов

Наблюдение — ведущий метод экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста

... способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру. Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой: · у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления ...

— Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическая культура — это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы).

Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. [3]

Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать эко-сознание в которое входят: эко-восприятие, чувства и эмоции, представления, понятия, оценка, суждения, взгляды и убеждения, научные теории. Эти составляющие эко-сознания тесно связаны со всей деятельностью и процессами познания дошкольников.

Своеобразие форм и способов деятельности и познания у дошкольников соответствует уникальным физическим, психическим данным малышей, их социально-личностному развитию.

Познавательное развитие в возрасте 5−6 лет продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления ребенка. Становление смысловой памяти и внимания способствуют росту познавательных возможностей. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами — и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы — и начинает постигать многообразие природных объектов. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее ... просмотром развлекательных передач. Наряду с детскими развивающими программами, фильмами ребенок успевает посмотреть и передачи для взрослых. Однако ... способен утешить и отвлечь от неприятных мыслей. Основной программой, которую наблюдают дети, смотря телевизор, само собой, являются мультфильмы. ...

Теоретические основы экологического воспитания закреплены в концепции. Концепция экологического воспитания разработана С.Н. Николаевой и включает в себя: введение (необходимость экологического воспитания, характеристика экологических проблем, ссылка на международные и отечественные документы); сущность и содержание экологического воспитания (понятие экологического воспитания, цели и задачи, содержание).

Так же рассматриваются виды деятельности, через которые может быть осуществлено экологическое воспитание дошкольников. Раскрыта система управления на федеральном, региональном и муниципальном уровне и уровне дошкольного учреждения. [20]

Для решения задач экологического воспитания разработаны программы экологического воспитания дошкольников. Все их можно разделить на три группы:

— Программы биоэкологической направленности («Юный эколог», «Мы», «Живая экология» и другие);

— Программы эстетико — культурно — экологической направленности («Семи цветик», «Художник и природа», «Мир вокруг нас»);

— Программы социально-экологической направленности («Мы земляне», «Я человек», «Экономика и экология» и другие).

Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста в основе, которой лежит личностно ориентированная модель воспитания.

Программа «Юный эколог» разработана С.Н.Николаевой. Включает в себя две подпрограммы. Первая ориентирована на детей — на развитие экологической культуры дошкольников 2−7 лет в любых образовательных учреждениях. Вторая предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования).

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно — правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В программе представлено шесть разделов. Первый содержит элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый раздел прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека и природы. [17]

Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей.

Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» нацелена на воспитание гуманной, социально — активной и творческой личности ребенка 5−6 лет, которая имеет целостный взгляд на природу и понимает место человека в ней. Программа состоит из 10 блоков, каждый из которых включает обучающий и воспитывающий компоненты — получение знаний о природе и развитие у детей различных аспектов отношения к ней (бережного, умения видеть красоту и другое).

Половина программы рассматривает область неживой природы, три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, а два последних — взаимодействию человека с природой. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. [29]

Программа «Мы» Н.Н. Кондратьевой предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдения, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. В основу содержания программы положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. [15]

Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4−6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально — ценностное отношение к миру.

Культурологический аспект экологического воспитания представлен так же в программах И. Белавиной, Н. Найденской «Планета — наш дом» и Т.И. Поповой «Мир вокруг нас».

Программа Н.А.Рюкбель «Чувство природы» предназначена для воспитания дошкольников 4−6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы — развитие у детей через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней. Особенность организации программы заключается в том, что дети «погружаются в природу» и проживают ее вместе с педагогом в уютной атмосфере.[18]

Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной — Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу», «как я живу», «с кем я живу», «когда я живу».

Программа «Надежда» Т.В.Потаповой также пытается решить вопросы «Я-Концепции» ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится экологоосознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко, как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.

Программа «Мы- земляне» А. Вересовой имеет целью развитие в детях элементов экологического сознания. Она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

В программе «Радуга» подраздел «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дается информация о различных природных явлениях, развиваются познавательные процессы, формируется отношение к окружающему миру. Все это создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем пространстве. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние.

Петербургская программа «Детство» в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» обстоятельно знакомит детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных и их сообществ. Программа включает четыре блока: первый содержит сведения о растениях, раскрывает связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Во втором разделе рассказывается о механизмах приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих на однородной среде. Третий раздел дает знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Четвертый раздел знакомит детей с растениями и животными, проживающими в одном сообществе. Ребята узнают, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов — разрушать или поддерживать их.

Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников. Ознакомление с природой, включенное в данную программу, является одним из средств развития способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе.

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание ими экологических проблем планеты и необходимости их решения, сознание ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. Для этого необходимо интенсивное экологическое образование всех людей одновременно и, что очень важно, начиная с впечатлительного дошкольного детства. [18]

Наиболее эффективными педагогическими условиями формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-исследовательской деятельности будут педагогические условия, содействующие активному формированию экологической культуры у детей:

1. Применение методической и специальной литературы: С.Н. Николаевой, Т.М. Бондаренко, О.В. Дыбиной.

Для успешного решения задач экологического воспитания — наличие следующих программ: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Рылеевой, «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

Организация специальной предметно — развивающей среды в группе, мини-лаборатории.

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. О необходимости ее организации Е. И Тихеева говорила, что «каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей». [34]

Создание специальной развивающей среды в ДОУ является важнейшим средством экологического образования дошкольников.

Экологизация педагогической среды подразумевает включение в эту среду природных объектов и их комплексов, обуславливает постоянное воздействие на дошкольников всей совокупности психологических факторов; создает возможности для вступления в контакт с природными объектами и следовательно, возможности получения «ответов» от них … Таким образом, экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологической личности дошкольника.

2. Обучение детей на занятиях, с целью овладения ими экологическими знаниями, навыками проведения элементарных опытов и экспериментов, проведение длительных опытов с объектами живой и неживой природы. Организация экспериментальной площадки для проведения экологических опытов и наблюдений.

Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Через занятия, экологические игры, экспериментально — исследовательскую деятельность у детей проявляется интерес к природе:

— в стремлении познать природу (живую и неживую);

— в чтении (слушании) книг о природе;

— в деятельности по защите природы;

— в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

— в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

— в проведении элементарных опытов и экспериментов.

3.Активные формы методы и средства педагогической работы с детьми, обусловливающие эффективность формирования экспериментально — исследовательских способностей у детей:

— метод наблюдения в природе, как основной метод экологического воспитания детей и взаимодействия детей друг с другом, с воспитателем в опытнической деятельности,

-метод сотворчества воспитателя с детьми, использование специальных дидактических пособий, игр, как на специальных занятиях опытнической деятельностью, так и в самостоятельной исследовательской деятельности детей, -работа с родителями.

4.Положительный эмоциональный настрой детей на совместную со сверстниками и с взрослыми познавательную деятельность:

-правильная организация педагогического процесса;

-правильное поведение взрослых, их отношение к растениям, животным,

-доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе.

1.2 Особенности организации экспериментально — исследовательской деятельности

Опытно — экспериментальная работа рекомендовано ФГОС, позволяет реализовать деятельностный подход в работе с детьми с учётом особенностей возраста: высокая познавательная активность, проявление самостоятельности и инициативности.

Экспериментальная деятельность — это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений, исследование на основе проведенного анализа состояния проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе опытно — исследовательской деятельности, в педагогической теории и практике позволили сформулировать цель исследования, которая заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и проверке опытно-поисковым путем педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами опытнической деятельности.

В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам в природе, облагораживал сердце и закалял волю. [34]

Удивительна и многообразна наша природа. И в настоящее время как никогда остро она нуждается в защите.

Практика показывает, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Потому что дети не просто созерцают природу, они активнее исследуют, но при этом рвут цветы, ломают ветки, ловят жуков. Именно в этот период нужно закладывать позитивное отношение, к природе направляя исследовательскую деятельность малышей в нужное русло. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Задача взрослого организовать опытно-экспериментальную деятельность в природе.

Для этого создаются условия, в которых явления, объекты наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Самостоятельно проводимый ребенком эксперимент, позволяет ему создать модель естественно — научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.

Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. Даже малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

Проанализировав качество усвоения программного материала детьми в рамках традиционной технологии, побудило искать новые образовательные пути, позволяющие формировать у детей умения наблюдать, находить черты сходства и отличия, делать обобщения и выводы. Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов при ознакомлении с окружающим миром, является сочетание традиционных занятий и экспериментально-исследовательской деятельности. Чтобы начать работу по экспериментальной деятельности, была создана развивающая среда, т. е. организована экологическая мини лаборатория, подобрано вместе с детьми и родителями оборудование, составлен подробный перспективный план и работа с детьми началась.

Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цель мини — среду, где бы осуществлялось развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника. Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию и позволяет сформировать у ребенка бережное и разумное отношения к богатствам природы. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно- научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педа­гогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — прак­тически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Например, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи — другому.

Программа экологического образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходится возвращаться многократно, и каждый раз добавлять к известным знаниям что-то новое. Например, ребенок первого года жизни будет с удовольствием рассматривать голубей, сидя на руках у взрослого; в два-три года он научится отличать голубей от других птиц; еще через год впервые начнет подкармливать крошками хлеба; в средней и старшей группах изучит повадки и поведение; в подготовительной заинтересуется механизмами полета, вопросами охраны природы.

Таким образом, за редким исключением, нет и, не может быть никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой же зависимости от возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.

Для организации опытно — экспериментальной деятельности необходимо создать соответствующую предметно пространственную развивающую среду.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовани…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector