Практическое занятие № 12

Экономическая сфера

! Подготовьтесь к контрольной работе «Философские термины»: повторите определения уже изученных философских терминов из предыдущих практических занятий.

*В тетради для практических работ по философии запишите значения следующих терминов: производительные силы, производственные отношения, факторы развития производства, экономическое сознание, предмет труда, средства труда, рабочая сила, НТР, меркантилизм, политэкономия, маржинализм, монетаризм, менеджмент.

Основные вопросы

  1. Производительные силы и производственные отношения: структура и особенности (самостоятельно).

  2. Факторы развития производства (самостоятельно).
  3. Особенности экономического сознания (самостоятельно).

Вопросы для повторения

  1. В чём заключается динамика взаимоотношений производительных сил и производственных отношений?

  2. Какие факторы стимулируют развитие производства?
  3. В чём заключаются принципы, функции и условия управления?

Тематика докладов, рефератов, сообщений

(распределить в группе)

  1. Особенности материального производства.

  2. Исторические этапы развития науки и техники.
  3. Теоретические концепции истории политической экономии.
  4. Особенности экономического мышления.
  5. Исторические этапы развития техники.
  6. Факторы экономического роста страны.
  7. Современный руководитель в структуре производства.

Тестовый материал

1. Сфера общественной деятельности, производящая товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей

а) духовная

в) материальная

б) регулятивная

г) экономическая

2. Потребности, выступающие как основные стимулы и источники развития производства

5 стр., 2026 слов

Задержка психического развития как фактор риска в подростковой среде

... его жизни. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР. Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования ... и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Детям с этой формой ЗПР ...

а) духовно-эстетические

в) социально-экономические

б) ценностно-телеологические

г) технико-технологические

3. Интерес, прямо определяющий место человека в системе экономических отношений

а) экономический

в) правовой

б) политический

г) производственный

4. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг

а) социальная

в) политическая

б) духовная

г) экономическая

5. К средствам производства не относятся

а) предметы труда

в) средства труда

б) издержки

г) затраты труда

6. Школа в истории политэкономии, чей основной принцип – покупать дешевле, продавать дороже

а) классическая политэкономия

в) монетаризм

б) меркантилизм

г) кейнсианство

Упражнения и задачи

1. «Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем её при весьма определённых предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счёте решающими. Но и политические и т. п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют извест­ную роль, хотя и не решающую».

– Раскройте смысл данного тезиса Ф. Энгельса?

2. Выскажите свои соображения по вопросу формирования нового экономического сознания в эпоху глобализации. Каковы особенности данного процесса в России?

3. Все перечисленные ниже явления социальной жизни разбейте на три класса: а) базисные, б) надстроечные, в) не относящиеся ни к базису, ни к надстройке.

1) наука, 2) банки, 3) семья, 4) архитектура 5) язык, 6) технологические отношения, 7) быт, 8) народное образование, 9) производство; военно-технические отношения, 10) производственно-экономические отношения, 11) АСУ.

Литература

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – М.: Теис, 1996.

  2. Барулин В. С. Социальная философия. – М.: Щит, 2000.
  3. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2000.
  4. Ивин А. А. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
  5. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 2001.
  6. Руткевич М. Н. Общество как система. – М.: Наука, 2001.
  7. Философия: Учебник / Под ред. Л. Н. Москвичёва – М.: Прогресс, 2003.

Практическое занятие № 13.

Политическая сфера

*В тетради для практических работ по философии запишите значения следующих терминов: политика, государство, право, гражданское общество, правовое государство, власть, суверенитет, диктатура, идеология, стабильность, правосознание, политические организации, политическое сознание.

6 стр., 2817 слов

Современная власть и философия управления

... следующие методологические аспекты: - выяснение сущностных характеристик власти как социального и политического явления; - понимание власти как фактора, оказывающего доминирующее регулятивное воздействие на организацию политической жизни общества, государства; - разработка методологических оснований для классификации ...

Основные вопросы

  1. Сущность власти и властных отношений (самостоятельно).

  2. Политическая власть, правовое государство, гражданское общество (самостоятельно).
  3. Политическое сознание и правосознание (самостоятельно).

Вопросы для повторения

  1. В чём специфика властных отношений?

  2. При каких условиях может сложиться правовое государство?
  3. Какие виды политического сознания существуют в современном мире?
  4. Какие существуют формы правления, политического режима, государственного устройства?

Тематика рефератов, докладов, сообщений

(распределить в группе)

  1. Многообразие форм и проявлений власти.

  2. Бюрократия и бюрократизм.
  3. Власть, насилие и ответственность.
  4. Особенности нового политического мышления.
  5. Власть и общество.

Тестовый материал

1. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования

а) политическая

в) духовная

б) экономическая

г) социальная

2. «Политика» с греческого переводится как

а) искусство управления государством

в) властные полномочия

б) управление государством

г) управление полисом

3. Главным элементом политической системы является

а) власть

в) управление

б) государство

г) разделение властей

4. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному органу, избираемому на определённый срок

а) республика

в) ограниченная монархия

б) монархия

г) федерация

5. В политической сфере группа людей, объединённых для участия в политической жизни

а) коллектив

в) профсоюз

б) партия

г) артель

6. Важнейшее оружие в борьбе за политическую власть

а) идеология

в) интересы

б) убеждения

г) мотивы

7. Автор концепции «общественного договора»

а) В. И. Ленин

в) Р. Декарт

б) Т. Гоббс

г) Д. Беркли

8. Государство появилось вместе с расслоением общества на классы. Так считал:

а) К. Маркс

в) Ф. Шеллинг

б) Г. Гегель

г) Ж.-Ж. Руссо

8 стр., 3951 слов

Духовное бытие и его формы. сознание общественное сознание самосознание ...

... сознание. Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания: 1.   «бытийное сознание» («сознание для бытия»); 2.   «рефлексивное сознание» (сознание для сознания); ... Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстан­ции не существует, оно ...

Упражнения и задачи

1. Согласно марксистско-ленинскому учению о государстве, все когда-либо существовавшие демократии являлись диктатурой определён­ного класса.

– Следует ли из указанного положения вывод о том, что любая диктатура является демократией? Проиллюстрируйте ответ соответствующими фактами.

2. Дайте оценку следующим концепциям возникновения государства.

– Предпосылки для государства уже созданы творцом, так что люди должны, объединившись в государственном сообществе, реализо­вать то, что в них вложено богом.

– Государство представляет собой орган общества, возникший в результате общественного договора враждующих индивидов.

– Государство есть продукт общества на известной ступени раз­вития; государство есть признание, что это общество запуталось в не­разрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримири­мые противоположности, избавиться от которых оно бессильно… Сила, … происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, всё более и бо­лее отчуждающая себя от него, есть государство.

– Государство – это способ управления обществом, возникший вследствие привычки людей к подчинению.

3. Проанализируйте приводимые ниже определения сущ­ности государства, дайте им философскую оценку.

– Как в организме человека отдельные органы образуют замкну­тые конгломераты клеток, которые в рамках организма, взятого как еди­ное целое, осуществляют свои задачи, так и в обществе отдельные части производящего и распределяющего аппарата образуют замкнутые органы.

– Эксплуататорское государство есть машина для угнетения од­ного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы.

– Государство – это независимо существующий социальный организм, объединяющий территорию и население.

4. Опыт истории свидетельствует о том, что диктатура эксплуататорских классов вполне уживается с такой же формой, как личная диктатура.

– Почему? Дайте развёрнутый ответ.

5. Ш. Монтескье считал, что дух монархии есть война, дух рес­публики – мир и умеренность.

– Правильна ли приведённая точка зрения о том, что внешнеполитическая функция государства определяется формой его политического правления?

6. Современное государство функционирует в рамках опреде­лённых форм политического правления и осуществляет различные поли­тические режимы.

– Чем обусловливаются те или иные формы политического правления и политические режимы современного государства?

7. В структуре межгосударственных отношений имеют место двусторонние соглашения, региональные союзы и международные дого­воры и организации.

– Приведите соответствующие примеры. Покажите, что та­кая система отношений между странами представляет собой про­тотип принципиально нового, высшего типа межгосударственных отношений.

8. Как никогда актуальны сегодня высказанные ещё в XVII в. слова Ж. Лабрюйера: «Наказанный злодей – это пример для всех негодяев; без вины осуждённый – это вопрос совести всех людей. Я, пожалуй, не решусь утверждать, что никогда не стану злодеем или убийцей, но когда я начну утверждать, что меня никогда не осудят за воровство или убийство, я покажусь себе очень легковерным челове­ком. Достойна жалости судьба невинного, который из-за спешности судопроизводства объявлен преступником, но не более ли достойна жа­лости судьба его судьи?»

10 стр., 4723 слов

Реферат по философии На тему: «Структура и формы общественного сознания»

... не имеющая «никакого отношения» к разумам образующих общество личностей. Другая крайность выражается в установке, которая формально противоположна персонификации общественного сознания. Общественное сознание выступает в виде неких абстрактов, живущих своей ...

– Какие аспекты, уровни правосознания рассматриваются в этом утверждении?

Литература

  1. Барулин В. С. Социальная философия. – М.: Щит, 2000.

  2. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2000.
  3. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. – М.: Наука, 1996.
  4. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – М.: Планета, 1998.
  5. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 2001.
  6. Философия власти. – М.: МГУ, 1993.
  7. Философия: Учебник / Под ред. Л. Н. Москвичёва. – М.: Прогресс, 2003.
  8. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Наука, 1995.

Практическое занятие № 14.

Духовная сфера

! Подготовьтесь к терминологическому диктанту: повторите правописание терминов из практических занятий.

*В тетради для практических работ по философии запишите значения следующих терминов: индивидуальное сознание, общественное сознание, общественная психология, ценностные ориентации, идеалистическая иллюзия, массовое сознание, мораль, этика, эстетика, религия, искусство, идейность, культура, интеллигентность.

Основные вопросы

  1. Многокачественность общественного сознания, его структура, основные элементы, исходные принципы анализа (самостоятельно).

  2. Понятие идеологии и его эволюция в истории социально-философской мысли (самостоятельно).
  3. Понятие социальной психологии. Индивидуальная и социальная психология (самостоятельно).

Вопросы для повторения

  1. Какие факторы влияют на общественное сознание?

  2. Как исторически изменялись нормы морали?
  3. В чём специфика обыденного и теоретического уровней эстетического сознания?
  4. Какие функции выполняет искусство?
  5. Как понимать факторы и закономерности развития искусства?

Тематика рефератов, докладов, сообщений

(распределить в группе)

  1. Ценности в структуре идеологии. Уровни и формы общественного сознания (доклад с презентацией).
  2. Понятие общественного сознания.
  3. Общая характеристика духовной жизни общества.
  4. Особенности массовой культуры.
  5. Соотношение индивидуального и общественного сознания.
  6. Формы и уровни общественного сознания.
  7. Особенности религиозного сознания.

Тестовый материал

9 стр., 4211 слов

Аналитическая философия сознания

... влиянием аналитической философии, ее деятели именно так понимают свою первостепенную задачу. 2. Психофизический ... именно вопрос о сознании как о понятии, исследование его значения, его концептуальных связей, является приоритетным. И, как минимум, в той мере, в какой философия сознания сформировалась под ...

1. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов

а) политическое

в) религиозное

б) общественное

г) экономическое

2. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается

а) эпистемология

в) этика

б) эстетика

г) онтология

3. Основная функция искусства

а) эстетическая

в) воспитательная

б) описательная

г) познавательная

4. Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида

а) познавательная

в) регулятивная

б) прогностическая

г) оценочно-императивная

5. Функция морали, предполагающая оценку проявлений общественной жизни на основе нравственного освоения действительности

а) оценочно-императивная

в) регулятивная

б) прогностическая

г) познавательная

6. Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реальные объекты

а) религиозный культ

в) религиозное сознание

б) религиозная идеология

г) религиозная психология

7. Мировые религии

а) буддизм

в) индуизм

д) даосизм

б) ислам

г) христианство

е) иудаизм

8. Год крещения Руси

а) 988

в) 699

б) 1088

г) 688

9. Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности

а) экономическая

в) духовная

б) гуманитарная

г) материальная

Упражнения и задачи

1. Проанализируйте следующие определения идеологии.

– Идеология – это система оценивания социальных фактов с точ­ки зрения определённого общественного слоя, социальной организации или этнической группы.

– Идеологию можно определить как относительно систематизи­рованное множество взглядов, характерной чертой которого является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы и в состав которого входят идеи, описывающие действительность, и вытекающие из этих идей правила поведения.

– Идеология – это духовная структура социальной группы.

– Идеология – это система норм, стереотипов и программ социального поведения некоторой группы.

– Идеология – система принципов социального поведения.

2. Священник в романе А. Камю «Чума» на исповеди говорил: «Итак, пришёл час раздумий. Вы думали, что достаточно один раз в неделю, в воскресенье, зайти в храм божий, чтобы в остальные шесть дней у вас были развязаны руки. Вы думали, что, преклонив колена десять раз, вы загладите вашу преступную беспечность. Но Бог, он не терпел. Эти редкие повороты к небу не могут удовлетворить его ненасытную любовь. Ему хочется видеть вас постоянно, таково проявление его любви к вам и, честно говоря, единственное её проявление. Вот почему, уставши ждать ваших посещений, он позволил бичу обрушиться на вас, как обрушился он на все увязшие в горах города с тех пор, как ведёт свою историю род человеческий».

11 стр., 5317 слов

Философия образования и науки 2

... педагогического познания Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной ... недостаточно исследованных проблем философии образования инауки. Владетьтерминологией современной философии образования и науки, грамотно пользоваться основополагающими понятиями и категориями истории и философииобразования и ...

– Подумайте над этим отрывком. Какая связь существует между религиозным и моральным сознанием? Есть ли зависимость уровня духовности народа от его религиозности? Выделите социальные, психологические, гносеологические корни религи­озного сознания.

3. Журналист Рамбер в романе А. Камю «Чума», стремясь покинуть город, закрытый на карантин, неожиданно понимает, что аморально быть счастливым одному, если все несчастливы.

– Согласны ли вы с этим утверждением? Как соотносятся понятия «капитализм» и «совесть», «капитализм» и «порядочность»?

4. Порассуждайте над следующим утверждением: «Добро долж­но быть с кулаками».

– Есть ли отличия между тем, чтобы творить зло и платить за это злом? От чего зависит мера наказания за зло? Есть ли связь между правовой и моральной оценкой зла?

5. Очень сложным в жизни является вопрос о моральном возрождении человека и общества. Возможно ли это? Если так, то ответьте на следующие вопросы.

– В чём смысл морального просвещения? Что необходимо сделать, чтобы оно наступило?

Литература

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – М.: Теис, 1996.

  2. Барулин В. С. Социальная философия. – М.: Щит, 2000.
  3. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2000.
  4. Гуревич П. С. Философия культуры. – М.: Юриспруденция, 1994.
  5. Ивин А. А. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
  6. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991.
  7. Философия: Учебник / Под ред. Л. Н. Москвичёва. – М.: Прогресс, 2003.
  8. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.
  9. Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. – М.: Русская книга, 1992.
  10. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М.: Мысль, 1993.

Практическое занятие № 15

Философия истории

!Подготовьтесь к контрольной работе «Философские термины»: повторите определения уже изученных философских терминов из предыдущих практических занятий.

*В тетради для практических работ по философии запишите значения следующих терминов:закон истории,субъективный фактор,хаос,порядок,самоорганизация,бифуркация,аттракторы,информационное общество,постиндустриальное общество,глобализация,модернизация,центр,периферия,столкновение цивилизаций,прогресс,регресс.

10 стр., 4818 слов

Коротич Г.В. Лекция по теме Философия общества

... развитие культуры неразрывно связано с трудовой деятельностью. Цель истории - развитие свободы гражданина. О том, как понимали развитие общества в философии марксизма – далее. Самостоятельно ознакомьтесь с теорией ... разделение труда, которое, по Платону, основано на том, что люди от природы предназначены к выполнению определенного вида труда. Последнее обосновывается философом так: каждая ...

Основные вопросы

  1. Философия истории и её задачи. История и философия истории (лекция).

  2. Проблемы философии истории. Подходы к рассмотрению истории (лекция).

Вопросы для повторения

  1. В чём отличие законов общества от законов природы?

  2. Что такое глобализация?
  3. Чем обусловлено своеобразие России в современном мире?
  4. Что понимается под общественным прогрессом?
  5. Существует ли смысл истории?

Тематика докладов, рефератов сообщений

(распределить в группе)

  1. Смысл истории и исторический прогресс.
  2. Единство и многообразие исторического прогресса.
  3. Современное понимание цивилизационного процесса.
  4. Проблема общественного прогресса: поиск нового понимания.
  5. Глобальные изменения и новые тенденции общественного развития.
  6. Информационно-технологическая революция и её социальные последствия.

Тестовый материал

1. Понятие, обозначающее развитие по направлению к высшему

а) прогресс

в) перелом

б) pегpecc

г) революция

2. Понятие, обозначающее развитие по направлению к низшему

а) стагнация

в) регресс

б) перелом

г) революция

3. Значительные качественные изменения

а) эволюция

в) революция

б) регресс

г) прогресс

4. Тенденция бытия социального, означающая, что в его составе всё больший вес набирают технические средства:

а) технологизация

в) глобализация

б) институциализация

г) виртуализация

5. Тенденция бытия социального, свидетельствующая о нарастании степени организации и формализации общественной жизни

а) технологизация

в) глобализация

б) институциализация

г) виртуализация

6. Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира

а) технологизация

в) глобализация

б) институциализация

г) виртуализация

7. Тенденция бытия социального, заключающаяся в расширении знаковой, информационной среды

а) технологизация

в) глобализация

б) институциализация

г) виртуализация

6 стр., 2554 слов

История психологии. Античная философия

... поэтому историки имеют достаточно целостное представление о философии этого ученого. Центральным понятием концепции Платона является понятие ... имеет "столь долгую предысторию и столь короткую историю", почему человечество так далеко продвинулось в познании ... свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни. Растительная душа обладает ...

8. Понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы

а) взаимодействие

в) развитие

б) движение

г) интеграция

9. Разделение целого на различные части, формы и ступени

а) дифференциация

в) взаимодействие

б) интеграция

г) развитие

10. Признак, характеризующий процесс развития

а) необратимость

в) аморфность

б) непротиворечивость

г) хаотичность

11. Основополагающая тенденция человеческой истории по Н. Кондорсе

а) прогресс

б) регресс

в) эволюция

г) революция

12. Философ, определявший всемирную историю как «разумное, необходимое обнаружение мирового духа»

а) Л. Фейербах

б) Г. Гегель

в) Платон

г) И. Кант

13. Один из основоположников культурологического понимания хода истории

а) П. А. Флоренский

б) В. И. Вернадский

в) Н. Я. Данилевский

г) Ф. М. Достоевский

14. Мыслитель, различавший по религиозному признаку 21 цивилизацию во всемирной истории

а) А. Тойнби

б) О. Шпенглер

в) К. Ясперс

г) М. Вебер

15. Представитель экзистенциального подхода понимания хода истории

а) А. Тойнби

б) О. Шпенглер

в) М. Вебер

г) К. Ясперс

Упражнения и задачи

1. Американский экономист и социолог Уолт Ростоу устанавливает следующие пять стадий, через которые, по его мнению, проходят и роды в своем развитии: традиционное общество (история человечества до феодализма включительно), переходное общество (приблизительно соответствует периоду создания условий для промышленного производства), период сдвига (охватывает примерно период становления индустриального общества), зрелое общество (страны с развитой индустрией), завершающая стадия – период высокого уровня массового потребления (этой стадии, по У. Ростоу, достигли США и другие высокоразвитые страны).

– Какой критерий положен в основу приведённой классификации человеческой истории? Дайте ей оценку.

2. Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя, несомненно, деятелей. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает».

– Как вы понимаете данное высказывание В. И. Ленина?

3. Охарактеризуйте с точки зрения основного принципа материалистического понимания истории следующие положения.

Каков способ производства, таково и общество.

Ключом к пониманию истории являются типы систем социаль­ной информации.

Исторический процесс, в первую очередь, связан с техническим прогрессом.

Научная революция определяет техническую, а они вместе – принципы организации всей совокупности социальных элементов.

Общественная система прежде всего характеризуется типом политического управления.

Судьба народов обусловливается прежде всего внешней средой их обитания.

Общество можно объяснить только исходя из двух решающих факторов: наличных средств производства и информации, на которую опирается общественная деятельность людей.

Рост народонаселения, а вместе с ним нехватка средств суще­ствования являются подлинными двигателями прогресса.

Материальное производство стимулирует и определяет характер развития всех остальных видов материальной деятельности и в конечном счёте жизнь всего общества.

Каков тип социально-экономических отношений, таково и общество.

4. Раскройте смысл термина «историческая эпоха» на ос­новании анализа приведённых ниже отрывков и другой известной вам информации.

Эпоха потому и называется эпохой, что она обнимает сумму разнообразных явлений и войн, как типичных, так и нетипичных, как больших, так и малых, как свойственных передовым, так и свойствен­ных отсталым странам.

В одну и ту же эпоху в различных частях земли сосуществовали разные формации: например, рядом с народами древней Греции и Рима, находившимися в рабовладельческой формации, жили народы, пребывавшие на ступени первобытно-общинного строя; рядом с капита­лизмом, утвердившимся в Европе и Северной Америке, сохранились феодальные и дофеодальные отношения в некоторых странах.

Историческая эпоха охватывает социальные явления и процессы, свойственные в той или иной мере всем странам.

5. В наше время человечество превращается в глобальную систему. Этот процесс характеризуется следующими чертами:

  • многие слабые виды зависимости между частями человечества и различными сферами человеческой деятельности заменяются более сильными;
  • нередко локальные, региональные зависимости перерастают в универсальные, мировые;
  • усиливается в целом степень детерминации будущих состояний человечества предыдущими;
  • человечество превращается во всё более упорядоченную систему.

– Покажите на фактическом материале верность или ошибочность этих мыслей.

Литература

  1. Руткевич М. Н. Общество как система. – М., 2001.

  2. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2000.
  3. Ивин А. А. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
  4. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – М.: Планета, 1998.
  5. Момджян К. Х. Социум. Общество. История. – М.: Республика, 1994.
  6. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2т. – М.: Прогресс, 1992.
  7. Путь в философию: Антология. – СПб.: Университет, 2001.
  8. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 2001.
  9. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 2001.
  10. Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России. – М.: Прогресс, 1996.
  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991.

Практическое занятие № 16.

Природа и общество

(Семинар-беседа)

*В тетради для практических работ по философии запишите значения следующих терминов: географический детерминизм, экологическое сознание, новое экологическое мышление, экологический пессимизм, научно-технический оптимизм, автотрофность, народонаселение, демографический взрыв.

Основные вопросы

  1. Проблема природных факторов общественного развития в истории философии (лекция).

  2. Проблема коэволюции человека и природы в условиях техногенной цивилизации и экологического кризиса (лекция).
  3. Глобализация человеческой деятельности. Человек перед лицом глобальных проблем современности (лекция).
  4. Прогнозирование будущего. Альтернативные пути развития человечества (лекция № 15).

Вопросы для повторения

  1. В чём суть детерминизма?

  2. Какие формы в истории научной и философской мысли принимала идея детерминизма?
  3. Как общество влияет на природу?

Тематика докладов, рефератов, сообщений

(распределить в группе)

  1. Становление детерминистской концепции природы и поиск объективной реальности.

  2. Специфика и формы экологического сознания.
  3. Концепции роли народонаселения в развитии общества.
  4. Природа как объект философского осмысления.
  5. Естественная и искусственная среда.
  6. Философия природы: история и современность.
  7. Экологическая проблема: научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты.

Тестовый материал

1. Представитель географического детерминизма в философии и социологии:

а) Г. Спенсер

в) Ш. Монтескье

б) О. Конт

г) Вольтер

2. Географическая среда не включает в себя следующую характеристику

а) территория

в) водные ресурсы

б) культура

г) климат

3. Проблему взаимодействия общества и природы изучает

а) биологическая форма общественного сознания

в) экологическая форма общественного сознания

б) географическая форма общественного сознания

г) антропологическая форма общественного сознания

4. Основное понятие нового экологического мышления

а) биосфера

в) ноосфера

б) стратосфера

г) геосфера

5. Демография – наука о

а) народонаселении

в) расселении народов

б) демосе

г) глобальных проблемах

6. «Демографический взрыв» начался в

а) XVII в.

в) XIX в.

б) XVIII в.

г) XX в.

7. Для улучшения положения людей нужно ограничивать рождаемость. Это утверждал

а) В. Петти

в) Т. Мальтус

б) Ш. Монтескье

г) К. Бэр

Упражнения и задачи

1. Среди студентов шёл спор о том, кто кем управляет: общество природой или природа обществом?

Студент А.: Природа не может управлять ни обществом, ни чем иным, так как она не может мыслить. Природа не субъект, а объект управления. Природа не управляет людьми, а действует на них как сле­пая сила. Человек управляет природой. Сначала люди управляли не­большими фрагментами природы, затем возникла необходимость в управлении огромными экосистемами и даже биосферой в целом.

Студент В.: Не общество управляет природой, а природа общест­вом. Предыдущий выступающий узко понимает термин «субъект деятельно­сти». Субъектом является такая система, которая управляет хотя бы од­ной другой системой или создаёт такую систему. Но природа обладает значительно большим творческим потенциалом, чем человек. Не люди породили природу, а природа людей.

Природа управляет обществом в двух смыслах. Во-первых, законы природы ставят деятельность людей в определённые границы. Во-вторых, биологи­ческий субстрат человека представляет собой часть природы. Биологи­ческие законы – природные законы. Они также накладывают ограниче­ния на деятельность общества. Управлять деятельностью можно только путём её ограничения. Ограничивать деятельность – значит, управлять ею.

– Включитесь в этот диалог и выскажите свою точку зрения.

2. Единственное спасение человечества в ближайшие 200 лет американец Д. Форстер видит в сокращении капиталовложений на 40%, рождаемости – на 50%, потребления сырья – на 70%.

– Допустим, что человечество вняло совету Д. Форстера. К ка­ким социальным последствиям привело бы это?

3. В начале нынешнего века Гальтон высказал опасение, что об­щее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощённым наследственными по­роками, что приводит к вырождению человечества.

– Ваше отношение к точке зрения Гальтона?

4. Своеобразие поверхности и климатические условия уже в древности привели к необходимости создания на территории Восточной Индии системы искусственного орошения, которая стала основой вос­точного земледелия. Строительство и поддержание ирригационной сис­темы в нормальном состоянии требовало вмешательства государства. Правительства азиатских государств вынуждены были выполнять важ­ную хозяйственную функцию, что содействовало росту зависимости на­селения от них, а следовательно, необычайно содействовало укреплению централизованной власти.

– Припомните из истории аналогичные примеры влияния географической среды на экономический базис и надстройку.

– Опишите подробнее сам механизм воздействия. Является ли во всех подобных случаях географическая среда определяющим фактором развития общества и почему?

5. Охота, рыбный и китобойный промыслы, сельское хозяйство, войны, спорт, промышленность и её предшественники, медицина – вот далеко не полный перечень различных видов материальной деятельности.

– Является ли какая-нибудь из них решающей?

– Согласны ли вы с тем, что человеческая история – это смена доминирующих видов деятельности?

6. Сельское хозяйство оказывает влияние на многое в жизни, по­тому что его продукты служат предпосылкой любого человеческого деяния. Оно стимулирует другие виды деятельности в том смысле, что является важной целью общества. Оно частично обеспечивает промыш­ленность сырьём.

– Почему сельское хозяйство не определяет направления и характера прогресса в других областях жизни?

Литература

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – М.: Теис, 1996.
  2. Барулин В. С. Социальная философия. – М.: Щит, 2000.
  3. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2000.
  4. Ильин В. В. Философия для студентов технических вузов. – СПб.: Питер, 2004.
  5. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. – М.: Наука, 1996.
  6. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – М.: Планета, 1998.
  7. Момджян К. Х. Социум. Общество. История. – М.: Республика, 1994.

Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. – М.: Идея-Пресс, 2001.