112.Гетерохронность развития человека в биологическом

  1. Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах.

Человек биологически, психологически и социально развивается крайне неравномерно (или гетерохронно).

Это характерная закономерность растущего организма. Так, в физиологическом развитии, если одна система организма, которая, например, является предпосылкой для воспитания быстроты движений, развивается раньше, то другая — для воспитания силовых способностей — позже. Отмечают следующие периоды развития: ускорение роста системы, замедление, относительная стабилизация. И в связи с этим изменяется содержание средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями. Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют использования других форм и содержания педагогических воздействий, соответствующих его возрастным возможностям. Пример: Пол. Созрев. М и Ж. Пси. развитие постепенное. Все высшие психические функции развиваются постепенно, от простого к сложному.

Выделяются также критические периоды, или кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. Гетерохрония, являясь отражением внутренней противоречивости развития, может рассматриваться как его внутренний источник. В социальном плане человек также постепенно входит в общество.

Все аспекты развития происходят неравномерно сами по себе, они совершенствуются также неравномерно все вместе. Они сосуществуют параллельно, но актуальными становятся постепенно. Так, если в пренатальный период и в первые месяцы жизни ребенка основную роль играет физиологическое развитие, то далее становится более актуальным психологическое развитие, которое в свою очередь создает условия для успешного социального развития человека.

Кон И. С.

Возраст развития и его эталоны многомерны. Био­логический возраст определяется состояни­ем обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического воз­раста. Социальный возраст индивида из­меряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладе­ния определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционально­го и т.д.) развития индивида с соответству­ющим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Все эти категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Кроме того, существу­ет также субъективный, переживаемый воз­раст личности, имеющий внутреннюю си­стему отсчета; речь идет о возрастном са­мосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). Рациональные формы ...

Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо услов­ной, допускающей многочисленные вариа­ции и отклонения от статистически средне­го, которые являются вполне нормальными, неустранимыми, представляя собой разные типы развития.

До недавнего времени психологи изуча­ли процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы соверша­лись в неизменном социальном мире, тог­да как историки и социологи прослежи­вали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Эти две точ­ки зрения 1) меняющийся индивид в не­изменном мире; 2) изменяющийся мир при неизменном индивиде) признавались вза­имодополняющими, но практически не со­вмещались. Сегодня стало ясно, что такая постановка вопроса неудовлетворительна, что нужно изучать развивающегося инди­вида в изменяющемся мире. В свете новой методологической перспективы возраст­ные различия — не просто следствие уни­версальных этапов онтогенеза, но резуль­тат сложного переплетения траекторий ин­дивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. Поскольку каждая из этих линий относительна автономна, онтогенез подчинен закону гетерохронности.

Л. С. Выготский [О ПОНЯТИИ ВОЗРАСТА] ( дополнение к Кону, термины другие, но суть – та же)

Перейдем теперь к проблеме, которую можно назвать проблемой культурного воз­раста. Известно то условное понятие интел­лектуального возраста, которое иногда вво­дится в зарубежной психологии наряду с воз­растом паспортным. Как интеллектуальный, так и культурный возраст не являются хро­нологическими понятиями. Когда мы гово­рим о физиологическом возрасте или об ин­теллектуальном возрасте, то предполагаем, что процесс развития состоит из определен­ных стадий, которые в известном закономер­ном изменении следуют одна за другой, и происхождение этих стадий никогда не со­впадает совершенно точно с хронологичес­ким течением времени. Поэтому мы знаем, что ребенок данного паспортного возраста в отношении как своего физиологического, так и интеллектуального возраста может нахо­диться или впереди, или позади той точки, на которой его сейчас застиг возраст хроно­логический. В связи с этим мы вплотную подошли к проблеме, которую можно назвать проблемой культурного возраста.

8 стр., 3802 слов

Основные тенденции развития образования в современном мире 2

... человека. Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного ... образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного ...

Мы будем исходить из того предположе­ния, <„.> [что] культурное развитие ребен­ка представляет собой особый тип развития, иначе говоря, процесс врастания ребенка в культуру не может быть, с одной стороны, отождествлен с процессом органического со­зревания, а с другой — не может быть све­ден к простому механическому усвоению известных внещних навыков. Если встать на точку зрения, что культурное развитие, как и всякое другое, подчинено своей зако­номерности, имеет свои внутренние рамки, свои стадии, то вполне естественной оказы­вается проблема культурного возраста ре­бенка.

Это значит, что в отношении каждого ре­бенка мы вправе спросить не только, каков его паспортный возраст, каков его интел­лектуальный возраст, но и на какой стадии культурного развития находится данный ре­бенок.

<…> Итак, культурным возрастом мы будем называть ту стадию культурного раз­вития ребенка, которой он примерно дос­тиг, и будем соотносить культурный воз­раст, с одной стороны, с паспортным возра­стом, а с другой — с интеллектуальным