Духовное бытие и его формы. сознание общественное сознание самосознание проблема идеального

Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

Бытие общества или иначе, социальное бытие.

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетиче­ская предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий, характер, т. е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и т. д.).

Отсюда ясно, что сознание есть, нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъ­яснимое.

Сознание есть продукт общественно-исторического развития,   функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единствен­ной, дефиниции фиксируются все 4 аспекта отношения сознания к материи — исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утвер­ждать лишь то, что:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное по­ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производив от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умерен­ный материализм.

САМОСОЗНАНИЕ- осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстан­ции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точ­ки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

•  головной мозг человека действительно является сложнейшим «ме­ханизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

•  сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный ин­теллект, носителем которого является машина (компьютер) — ма­териальный объект;

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

... как таковому. "...Единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания" , - подчеркивает еще раз ... стороны, т.е. обосновать возможность разделов философии, трактующих о том, что видит человек, вырвавшийся из своей индивидуалистической "пещеры". В обосновании такого мировидения, как ...

   медикаментозное влияние на организм человека может отражать­ся на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это иде­альность сознания;

•  образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы;

•  сознание может «господствовать», над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

•  никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого чело­ века (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках нео­позитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

•   «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождеств­ляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

•  теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и не­ научное;

•  теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, соглас­но которому сознание индивида — единственная достоверная реаль­ность, а. материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

•  объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «ми­рового сознания»;

•  умеренный материализм — считает сознание особым проявле­нием материи, способностью высокоорганизованной материи от­ражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеально­сти) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в фило­софии существуют различные точки зрения на вопрос о происхожде­нии сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

•  сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

•  сознание присуще всем живым организмам;

•  сознание — свойство исключительно человеческое

    Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су­ществует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цель­но по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космиче­ской (божественной) точке зрения:

6 стр., 2914 слов

Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения ...

... именно Уилберу удалось создать наиболее интегральную, синтетичную модель роста, развития человеческого сознания, позволяющую объединить взгляды различных психологических школ и получить наиболее адекватные выводы ... А. Маслоу и К. Уилбера.(2)(4)(5)(6). Нам представляется необходимым и своевременным рассмотреть теорию "спектральной психологии" Кена Уилбера в применении к концепции личностного роста. На ...

•  теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных   монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энер­гия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

•   теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

•  теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — гро­мадный разум, который вступает в контакт с человеческим моз­гом и «заряжает» его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, нежи­вая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сто­ронники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их созна­нию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охо­та) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт ис­ключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а жи­вотные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в, Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обу­чаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склон­ность к достаточно высокой «социальной» организации с распреде­лением ролей.

Сознание — сложный информационно-регулятивный процесс. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над свои­ми психическими процессами и поведением, направлять ход своей пси­хической и предметной деятельности в нужное русло, а также ана­лизировать свое собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

1.   «бытийное сознание» («сознание для бытия»);

2.   «рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

11 стр., 5322 слов

1. Сознание как философская проблема

... сторону предметов, событий. В философии различают два основных типа мышления: рассудок и разум. Рассудок (или здравый смысл) определяется как первая, низшая ступень логического ... обладающее внутренней структурой, которая включает уровни теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии, а также формы политического, правового, эстетического, нравственного, религиозного, ...

3.   самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

• функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реа­лизуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

•  функция переживаний и построения отношения к миру, людям (об­разы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся пе­реживаниями. Осознание переживаний — это формирование оп­ределенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде — есть мое сознание»); * функция регулирования поведения (формирование целей, мыслен­ное построение действий, предвидение результатов, достижение

поставленных целей — воля человека выступает как компонент сознания);

•  творчески-креативная, порождающая функция;

•  функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут высту­пать и отражение мира, и мышление о нем, и способности регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, — считал И. Кант, — начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Обеспечивать это единство в сфере нашего опыта способно лишь мыш­ление. И. Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок, по И. Канту, в принципе не способен иметь дело с «ве­щью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как пред­мет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т. е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощуще­нии. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно-конкретным материалом, рассудок есть способ­ность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не обра­зы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема — это временной ряд по­стоянства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Как образно под­метил Г. Гегель, понятие есть единство того, что достойно мысли.

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, бла­годаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебира­ет один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одном из них не находит ничего безусловного. Разум же, как бы приподнима­ясь над плоскостью опыта, охватывает ее целиком и, не обнаружив там безусловного, указывает, что искать его следует за пределами вся­кого возможного опыта. Разум, следовательно, организует не сам опыт или фрагмент чувственного восприятия, а рассудок.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум. Разум — это способность выводить частное из об­щего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Как бы мы ни пытались помыслить себе общее, оно все­гда конкретно, и никуда от этого не деться, ибо общего в действи­тельности не существует, это, можно сказать, плод разума.

2 стр., 637 слов

Стереотипы сознания как сост образа мира

... основанный на сходстве установок, целей и ценностей. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым об'ектам. Немаловажную ... для нас признаки, то должны быть учтены тонкие переходы от стереотипов сознания как составляющих образа мира к социальной и коммуникативной интеракции и, наоборот, имеющие место в ...

Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде. Сущность — это условие всех условий, т. е. то, что мы назвали бы безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от од­ного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти гра­ницы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привыч­ного — это всегда не только разрушение, но и созидание, порожде­ние, открытие. Известно, что открытие чего-то нового — это всегда на­рушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычно незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т. е. творчество).

Поэтому задача разума — вы­рваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздейст­вие многообразных повторяющихся превращений, переходов (законов).

Развитие разума происходит как вглубь, так и вширь, т. е. и путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расшире­ния его свойств, сторон и отношений. И, если познавательная способ­ность человека осуществляется рассудком, то его разум стремится ука­зать путь познающему рассудку. Рассудок и разум не только не проти­воречат друг другу, но и взаимно обусловливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и по­стоянно  приходит  к противоречиям —  ловушкам-антиномиям. Антиномии — это взаимоисключающие равнодоказуемые суждения.

Умозаключение — это мыслительный процесс, в ходе которого од­но или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка и выводится новое суждение. Условием правильности таких рассуждений является не только истинность или ложность оснований (аргументов, посылок), но и «способность поступать согласно пред­ставлению о законах, т. е. согласно принципам» (И. Кант).

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, кате­гории, разум также порождает свои понятия — идеи. Идеи существу­ют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его при­менения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум пред­полагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многооб­разное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т. е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего позна­ния. Идея включается в предмет в качестве предположения его прин­ципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

Трансценталистская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Над­личностная структура истинного знания опирается на объектную на­правленность сознания, т. е. феномен сознания находится всецело в пределах гносеологической парадигмы и трактуется как «сознание о…», как мышление, сделавшееся объектом познания самого себя.

Другой стороной общественной жизни является общественное соз­нание, которое представляет собой осознание и оценку обществом, самого себя, своего общественного бытия и окружающей действитель­ности. Общественное бытие во многом определяет общественное соз­нание, которое более или менее адекватно отражает это обществен­ное бытие.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная ... с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен объект спец.педагогики Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого ...

В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отра­жается общественное бытие. Существует тенденция отставания обще­ственного сознания от общественного бытия, но порой общественное сознание, особенно научное сознание, способно опережать общест­венное бытие. Закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие гласит: общественное сознание может ускорять развитие общества, может консервировать его, мо­жет способствовать повороту его вспять. Общественное сознание влияет на развитие общества через деятельность людей, исходящих из оп­ределенных обыденных или теоретических взглядов.

С другой стороны, за пределами такого производства находится и собственно «общественное», т.е. надындивидуальное, интерсубъ­ективное сознание, выходящее за рамки духовного опыта своих единственных носителей — индивидов, и также имеющее стихий­ный характер. Такие различные «объективно-мыслительные» фор­мы сознания складываются как стихийная реакция людей на реаль­ные условия их жизни.

Примером может служить отношение к ал­коголю как к наиболее доступному средству психологической разрядки и безуспешность всевозможных попыток принудительного внедрения трезвости — от «сухого закона» в США до последней антиалкогольной компании в нашей стране.

Многообразие форм духовного производства имеет основанием дифференциацию сознания по разным основаниям. Одним из таких оснований является уже упоминавшееся выше различие между реф­лективными и ценностными формами сознания. Напомним, что не­зависимо от пола, вероисповедания, политических симпатий людей одной из потребностей человека является знание о мире, как он есть. Мы ищем в мире реальные связи и состояния и воплощаем их в формулах, в которых лишь сумасшедший способен произвольно переставлять параметры. Ни один ученый и тем более инженер не будет возводить в куб то, что следует возводить в квадрат, умно­жать вместо деления и т.д. — в противном случае наши самолеты не поднимутся в воздух, мосты рухнут, а корабли перевернутся. Речь, таким образом, идет о потребности познавать действительность в соответствии с собственной логикой ее развития, что и составляет задачу рефлективного сознания.

Однако человек не только фиксирует мир, но и относится к нему, оценивает его явления как полезные и вредные, добрые и злые, целесообразные и нецелесообразные, прекрасные и безобраз­ные, справедливые и несправедливые. Человек проецирует себя на внешний мир, соотносит его с внутренним миром своих ценностей и предпочтений, которые различны у разных людей, меняются от страны к стране, от поколения к поколению, что не означает, конечно, что нет общезначимых ценностей— просто их спектр рас­ширяется по мере исторического развития человечества, становления всемирной истории. Выработка такого ценностного взгляда на мир, без которого невозможны ориентация и адаптация в нем, составляет задачу особого ценностного сознания, которое отличает­ся от сознания рефлективного и по целям, и по средствам их дости­жения (в частности, включает в себя не только «сухой рассудок», но и мощную эмоциональную компоненту, чувственное пережива­ние мира).

3 стр., 1163 слов

Тест достижений Сознание человека

... -понятие 17. Сознание людей в процессе истории : 1. Развивается 2. Не изменяется 3. Происходит регресс 18. “Особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”. А.В.Петровский ... Да 2. Нет 3. Редко 15. Путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. 1. Труд 2. Деятельность 3. Творчество ...

Очевидно, что различие между рефлективным и ценностным видением мира тесно связано с другим основанием структурной дифференциации сознания. Мы имеем в виду различие между фор­мами познания мира, которые представляют собой символическую репрезентацию наличного бытия, отображение того, что есть, и формами духовного конструирования идеальных сущностей, лишен­ных реального прототипа. Не будем забывать, что человек как су­щество практическое не может ограничиться отвлеченным «созер­цанием» мира. Напротив, он активно изменяет мир, приводя «су­щее» в соответствие с представлениями о «должном». Формой тако­го идеального моделирования являются искусство, творящее мир по законам красоты; инженерия, создающая схемы наилучших средств человеческой деятельности и проекты преобразования среды; пра­вотворчество, создающее нормы коллективного поведения людей; различные формы «консалтинга», предлагающего рецепты рацио­нального экономического или политического поведения, и т.д.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной прак­тики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятель­ности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художествен­ных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Индивидуальное сознание—высшая, свойствен­ная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими форма­ми общественно-исторической деятель­ности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, актив­но участвующих в осмыслении челове­ком объективного мира и своего соб­ственного бытия. Оно возникает в про­цессе трудовой, общественно-производ­ственной деятельности людей и нераз­рывно связано с языком, который так же древен, как и сознание.

 Человек с самого рож­дения попадает в мир предметов, соз­данных руками предшествующих поко­лений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправ­ленному их использованию. Способ его отношения к действительности опреде­лен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а при­обретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. В общении собственная жиз­недеятельность человека предстает пе­ред ним и как деятельность др. Поэто­му и каждое свое действие он оцени­вает общей ему с др. людьми общест­венной мерой. Человек постольку выде­ляет и противопоставляет себя объек­тивной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятель­ности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Имен­но   потому,   что   человек   относится   к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется индивидуальным сознанием

Без понимания, без знания, которое не­сет с собой общественно-историческая предметная деятельность и челове­ческая речь, нет и сознания. Любой чувствен­ный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраня­емые в языке, направляют и диффе­ренцируют чувства человека, волю, внимание и др. психические акты, объе­диняя их в единое сознание.

7 стр., 3438 слов

Сознание человека 2

... философии. С этой позиции сознание – способность идеального воспроизведения действительности. К сознательной духовной деятельности человека относятся его мысли, чувства, воля, ощущения, представления, ... общества и речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая направлена на удовлетворение ...

 Знания, на­копленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психо­логия представляют собой сознание общества в це­лом.

Нельзя, однако, отож­дествлять индивидуальное сознание только с знанием и язы­ковым мышлением. Вне живой, чувст­венно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправлен­ное изменение действительности в со­ответствии с ее собственной сущностью. Языковое мышление — изменение «идеализированных предметов», т. е. значений и смысла слов, знаков, симво­лов и т. п.— есть только одна из форм действительного мышления человека. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «индивидуальное сознание», т. е. считать, что все психические процессы у челове­ка в каждый данный момент включа­ются в сознание.

Ряд психических пережива­ний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания.

Сознание, впитав в себя истори­ческий опыт, знания и методы мышле­ния, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих ору­дий, направляя всю практическую дея­тельность человека. Индивидуальное сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Практически осуществ­ляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.  

В самом об­щем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.

Уровнями общественного сознания яв­ляются

-обыденное, эмпирическое соз­нание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп,

— научно-теорети­ческое сознание, включающее идеоло­гию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Фор­мы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действи­тельности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, ис­кусство, науку, философию.

Другие авторы выделяют такие уровни общественного сознания: бытовой, нравственный, религиозный, эс­тетический, этический, политический, научный, фи­лософский и др.

1)Обыденное сознание — простейший уровень че­ловеческого или общественного восприятия, осно­ванный на жизненно-практическом опыте и охваты­вающий внешнюю строну жизни.

2)Бытовое сознание — система сознания, отра­жающая простейшую бытовую деятельность. Один из его элементов — общественное мнение и слухи.

3)Общественное мнение — отношение социума к собы­тиям общественной жизни. Слухи — альтернативная форма распространения информации.

6 стр., 2915 слов

Историческое развитие сознания у человека

... сознания у человека. Началочеловеческой истории означает качественно новую ступень развития, кореннымобразом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живыхсуществ. Новые формы общественного ... изготовления и применения орудий, с развитиемобщества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодарякоторой они изменяют окружающую их природу, изменяется и ...

4)Нравственное сознание — исторически сложив­шаяся система внутренней и внешней (нормативной) морали.

5)Религиозное сознание — осмысление отношения абсолютного разума и человека. Низший уровень ре­лигиозного сознания сводится к суеверию, для выс­шего уровня характерно формирование нравствен­ного императива.

6)Эстетическое сознание — чувственное воспри­ятие красоты и искусства, общепризнанные эстети­ческие эталоны.

6)Политическое сознание — совокупность идей, которые выражают конкретные интересы наций, со­циальных групп, государств.

7)Научное сознание — форма деятельности, на­правленная на познание и преобразование действи­тельности, выработку новых знаний о природе и че­ловеке.

Элементами общественного сознания являются:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.

Принято выделять следующие формы общественного сознания: ис­торически первая форма общественного сознания — моральное соз­нание (нормы поведения); вторая — эстетическое сознание и третья — религиозное сознание возникли еще в первобытном обществе, а в клас­совом обществе появились: четвертая — политическое сознание и пра­восознание, затем пятая — научное и философское сознание.

Уровни общественного сознания различаются по средствам и уров­ню отражения. Такие авторы, как В. Келле, М. Ковальзон, Б. Чагин,И. Фролов, А. Уледов и др. выделяют два типа уровневой струк­туры общественного сознания. Один из них — теоретическое и обы­денное сознание. Второй — идеология и общественная психология.

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественное сознание имеет два уровня:

1) психологический (об­щественная психология) — это эмоционально-чувственный уровень общественного сознания;

2) идеологический (идеология) — рацио­нальный уровень общественного сознания.

Очевидно, что все названные нами формы сознания представ­ляют собой «идеальные типы», которые в реальной жизни отнюдь не отгорожены китайской стеной и вполне способны проникать друг в друга. Так, наука, являющаяся воплощением рефлективного сознания, порой незаметно сама для себя переходит в область инже­нерии. Искусство, являющееся наряду с реактивным религиозным и моральным сознанием формой ценностного отношения к миру, осуществляет одновременно весьма специфические формы позна­ния, проникая в глубины человеческой психологии, и т.д. и т.п.

Проблема идеального Важнейшим свойством сознания, как индивидуального, так и общественного, является идеальность, обусловленная социальной природой человека. Сложность понимания идеального, его проявлений и функций обусловило наличие различных взглядов на его происхождение и сущность. В рамках всей философии в самом широком плане эти концептуальные различия выступают как противоположность материализма и идеализма. В отечественной философии существуют несколько точек зрения на проблему идеального. Одна из них принадлежит Э.В.Ильенкову /См. Идеальное// Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960-1970. Т.2 С.219-227; Философия и культура. М., 1991/, который рассматривает процесс возникновения и развития идеального через парную категорию “распредмечивания – опредмечивания”. Сущность концепции заключается в следующем. Процесс мышления – это прежде всего процесс распредмечивания мира. Что это такое? Мысль – это существование предмета, но совершенно в ином качестве. Мысль разрушает предмет, разлагает его, лишает его природной целостности. Мысль как бы воспаряет над предметами, потому что она нечто большее нежели предметы, она знает о них больше того, чем они представляются взгляду. Мысль разрушает мир по своей природе и эту сущностную мощь мышления впервые понял Платон, усмотревший мир идей, бесконечно совершенного и могущественного по отношению к природному миру, миру вещей. М.Хайдеггера поразила разрушающая сила разума у Парменида. “В его поэме разорвалась атомная бомба”. Но это бескровное разрушение. Оно заметно только титанам мысли, которые уже поняли будущее противостояние человека и природы не только в мысли, но и в материи. Распредмечивание – это только одна сторона процесса мысли. Мысль, воплотившаяся в языковые формы через деятельность человека, воплощается в предметы. Круг замкнут? Нет. Разрушительная миссия мысли не прошла бесследно. Появившийся предмет – это уже мысль, воплощенная в другом, в материи, в веществе. Поэтому все предметы, созданные человеческой мыслью, в отличие от природных, содержат в себе смысл. Смысл – материализованная мысль, т.е. мысль опредмеченная. Но опредмеченная мысль несет с собой противостояние бессмысленной природе. Человеческий мир идей и мир вещей может быть создан только разумом. Это противостояние мысли предмету начинает проявляться в том, что “вторая природа” развивается по маловероятному сценарию развития самой материи. Таким образом, идеальное образуется и существует в поле действия двух взаимосвязанных и разнонаправленных процессов (опредмечивания – распредмечивания): 1.   ВЕЩЬ – ДЕЛО – СЛОВО;  2.   СЛОВО – ДЕЛО – ВЕЩЬ.  В общем виде можно выразить как ВЕЩЬ – ДЕЛО – СЛОВО – ДЕЛО – ВЕЩЬ. В процессе реализации идеального сознание и речь едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Облекаясь в речевую форму, мысли и идеи не теряют своеобразия. С помощью речи чувства, представления, мысли из личного достояния становятся достоянием других людей, всего общества, являются средством межиндивиндуальной связи. Благодаря речи сознание формируется как общественное явление, как продукт культуры, как основа связи между поколениями и эпохами. Вне человека и помимо человека никакого “идеального” принципиально существовать не может. Причем, человек понимается не как изолированный индивид с его мозгом, а как личность, т.е. “совокупность всех общественных отношений” по поводу процесса общественного производства его жизни. Идеальное существует “внутри” человека, понимаемого таким образом. Существуют и другие точки зрения на проблему идеального. Так, Д.И.Дубровский считает неверным положение о том, что идеальное есть принципиально внеиндивидуальное и надындивидуальное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной реальности. По его мнению идеальное не существует само по себе, а связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное выступает как способность человека иметь информацию в “чистом” виде. В настоящее время проблема идеального широко обсуждается с точки зрения ее космической, вселенской значимости. Еще Тейяр де Шарден, французский философ и теолог, развивал идеи о неразрывной связи человеческого разума с природой. В своем труде “Феномен человека” обосновывал вывод о том, что начиная с определенного момента разум становится определяющей силой как в развитии Человека, так и Природы. К этому же выводу пришел и наш великий соотечественник – В.И.Вернадский. Оба они используют понятие “ноосфера” (греч. ноос – разум), но подходы разные. Первый исходит из эволюционного процесса, который постепенно сглаживает противоречия между людьми, между природой и обществом. В конечном счете возникает некая финальная ситуация – сверхжизнь. Все эволюционные процессы завершаются и человечество “сливается” в единое целое с природой и Богом. У В.И.Вернадского же ноосфера означает распространение сознательной деятельности людей на взаимодействие с природой, биосферой. Основанием этих отношений должен стать разумный подход как главнейшее условие выживания человека. Сохранить сферу своего бытия – дело разумной, целенаправленной человеческой деятельности, результатом которой должен стать переход биосферы в новое качество – ноосферу. Традиционные идеи философов прошлого активно используются для более глубокого понимания функций и возможностей Разума (как индивидуального, так и коллективного) в универсальном развитии Вселенной, в противоречивой коэволюции Человека и Природы.