В результате освоения темы занятия студенты

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра Психологии и педагогики

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой,

профессор А.Ф.Амиров

«___» _______________ 2011 г.

 

 

Дисциплина Педагогика и психология

Специальность (код, название) Лечебное дело

Курс 1……………………… Семестр …III

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12

на тему: «Элементы социальной психологии

И их учет в деятельности врача. Психология общения

в медицинской практике»

Методические указания

для студентов 1 курса

 

 

Уфа 2011

 

Тема: «Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача. Психология общения в медицинской практике»» разработанана основании типовой учебной программы дисциплины Педагогика и психология (ВУНМЦ, М., 2011 г.) и в соответствии с основной образовательной программой подготовки специалистов по специальности 060101- Лечебное дело, рабочей программой дисциплины Педагогика и психология, утвержденной «7» сентября 2011 г. председателем КНМС, проректором доц. Цыглиным А.А.

 

Авторы: к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики О.В.Кудашкина

 

Рецензент: профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» д.п.н. Штейнберг В.Э.

 

 

Утверждены на заседании кафедры педагогики и психологии протокол № 1 от «30» августа 2011 г.

Тема: «Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача. Психология общения в медицинской практике»

Актуальность темы определяется важностью и многоаспектностью общения, его ролью как в процессе становления и самореализации личности, так и при осуществлении медицинской деятельности.

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...

... «Новокузнецкий педагогический колледж»   МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития ... Задание по производственной практике по МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития ...

1. Цель занятий: Обеспечить системное усвоение вопросов темы сформировать представление об общении, его структуре, видах, типах. Формировать представление об общении в процессе медицинской деятельности – этических нормах общения и принципов поведения врача, основных формах и особенностях общения, видов слушания в медицинской практике.

В результате освоения темы занятия студенты

должны знать:

  • аспекты общения – цель, содержание, средства;
  • структуру общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны;
  • виды общения;
  • характеристику невербального общения;
  • особенности организации беседы в медицинской практике;
  • основные методы (техники) убеждения больного в процессе общения с медицинским работником;
  • формы общения врача и пациента (руководство, сотрудничество, договорная (контрактная) форма взаимоотношений);
  • функции общения в медицинской практике;
  • виды слушания в медицинской практике;
  • особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста;

должны уметь:

• применять теоретические знания при выполнение заданий по изучаемой теме;

• применять и использовать сформированные компетенции в процессе планирования, организации и осуществления своей профессиональной деятельности.

3. Вид занятий: практическое занятие

4. Продолжительность занятий: 6 час.

5. Оснащение: дидактический материал

6. Структура занятий:

Вопросы для самоподготовки:

1) Этиология …..;

2) основные механизмы патогенеза…..;

3) классификация……;

4) клинические проявления ……;

5) лабораторно-инструментальные методы исследования……..

1. Вид занятия: практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, итоговое, коллоквиум и др.

2. Продолжительность занятия: __________________________

(в академических часах)

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал(кино- и видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи, деловые игры, фантомы, тренажеры и др.);

6.2. ТСО(компьютеры, видеодвойка, мультимедийные проекторы и др.)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (

1. Перечислите и раскройте функции общения.

2. Что включает в себя структура общения?

3. Какие коммуникативные барьеры мешают адекватной передаче информации?

4. Дайте характеристику вербальной коммуникации.

5. Как невербальные средства влияют на восприятие информации? Приведите примеры.

6. Что представляет собой интерактивная сторона общения?

7. Дайте определение конфликта. Как развива­ется конфликт? Каковы условия конструктивного разрешения конфликта?

8. Что представляет собой перцептивная сторона общения?

9 стр., 4497 слов

Отчет о прохождении медицинской практики в Марьяновском доме-интернате

... дезинфицирующими растворами. На посту так же имеется соответствующая документация: - папка медицинской сестры; - папка медицинских рекомендаций; - журнал приема и сдачи дежурств; - журнал учета ... сестринского ухода за больными по этапам сестринского процесса; - психологию профессионального общения; - основы диетологии; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, ...

9. Перечислите и охарактеризуйте виды общения.

10. В чем суть императивного, манипулятивного, диалогического общения?

11. Какие основные формы общения врача и пациента вам известны?

12. Укажите основные виды слушания в медицинской практике.

13. Какие структурные элементы характерны для беседы в медицинской практике? Охарактеризуйте их.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (выполнение упражнений, выполнение психодиагностических методик)

Упражнение 1.«Позитивное представление»

Описание упражнения: каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина).

Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так — вплоть до последнего участника.

Упражнение 2. «Испорченный телефон»

Описание упражнения: в упражнение участвует 6-8 человек. Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения: В нашу школу купили новые компьютеры. Через месяц, в помещении, где сейчас находиться библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на пришкольной территории.

Получивший сообщение участник зовет следующего и предает сообщение ему, тот – следующему и т.д. Обсуждение.

Упражнение 3. «Ожившая строка»

Группа разбивается на подгруппы по 5-6 человек. Каждая подгруппа получает список, состоящий из одинаковых песенных строк. Варианты:

— «Мы едем, едем, едем в далекие края …»

— «Дружба начинается с улыбки …»

— «Ты меня на рассвете разбудишь …»

— «Все пройдет – и печаль, и радость …»

— «Я возвращаю Ваш портрет…»

— «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу…»

Выбрав «свою» строчку, не сообщая остальным, каждая подгруппа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую»строку показывает вся подгруппа, остальные — отгадывают. Обсуждение.

Упражнение 4.«Настойчивость — сопротивление».

Работа в парах. «Настаивающий» выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), «сопротивляющийся» выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. «Настаивающий» должен, отвечать различными убедительными доводами. «Сопротивляющийся» должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если „сопротивляющийся» скажет: «Ты меня убедил», или «настаивающий»: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей.

15 стр., 7087 слов

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

... за тебя" и действовать с поправкой на это думанье - все это необходимо. Участники упражнения делятся на пары. Один из пары вспоминает случай из жизни или литературную ... поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг ...

Упражнение 5. Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить:

1) совершать пробежки

а) мужчину среднего возраста

б) даму средних лет

в) пожилого мужчину

2) бросить курить

а) восьмиклассника

б) тридцатилетнюю женщину

в) мужчину среднего возраста

Упражнение 5. «Стили поведения»

Ведущий делит группу на 4 подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому из четырех карточек, предложенных ведущим достается одна с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом.

Содержание текстов на карточках:

Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Приспособление «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Компромисс «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый

должен что-то проиграть».

Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

В течение 15 — 20 минут каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения.

После показанной сцены вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия «девизу» и заявленному стилю.

При несоответствии показанного в сцене заданию, группа и ведущий вносят в него коррективы, «на ходу» разыгрывая другой вариант. Затем проходит обсуждение увиденного.

 

Психодиагностические методики по определению коммуникативных умений личности

Методика оценки уровня общительности

(В.Ф.Ряховский)

Инструкция

Вашему вниманию предлагается несколько вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).

Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой- либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

Оценка ответов: «да» — 2 балла,

«иногда» — 1 балл,

«нет» — 0 баллов.

 

Полученные очки суммируются и по классификатору определяется, к какой категории людей относится тестируемый.

Классификатор к тесту

30 — 32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 — 29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 — 24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно, В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 — 18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9 — 13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).

Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4 — 8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

15 стр., 7320 слов

Психология общения в управлении

... голос в обще­нии, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосно­венность. Исследования показывают, что нарушение ...

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер; вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ

 

Вам предлагается опросник, состоящий из 36 утверждений. Оцените каждое из них, используя один из 6 вариантов ответов:

— не знаю – 0 баллов

— никогда или нет – 1 балл

— иногда – 2 балла

— часто – 3 балла

— почти всегда – 4 балла

— всегда или да – 5 баллов

 

Опросник

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота старших.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьёзных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, я хочу угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем — то помочь.

26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

21 стр., 10352 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

... настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и ... подготовки студентов к семинарским занятиям и охватывают всю программу курса психологии человека. Последовательность расположения тем отражает логику построения программы и учебников, но, ...

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои сокурсники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я

перевожу разговор на другую тему.

ком здоровье.

 

Интерпретация результатов

От 82 до 90 баллов. Очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время Вы сами очень ранимы. Будучи в растроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своём психическом здоровье.

От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом oтноситесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что ее правильно примут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12 — 36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близих и принимать их потребности как свои.

7 стр., 3291 слов

НовыйМедицинская психология

Симптомы болезни нередко выполняют в семье функцию: развития семьи в позитивном направлении подкрепления желательных форм поведения нейтральную по отношению к семье средства контроля поведения партнера защиты от внешних воздействий 005. Социопсихосоматические зависимости предполагают наличие: влияния психических и социальных факторов на соматическую сферу человека влияния природных факторов, ...

11 баллов и менее. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

 

Умение слушать

Инструкция

Отметьте номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями .

8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла баллв и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории и шуточки.

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. 7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что ... выделение адреналина и т.д. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. - Сверхинтимная зона – до 15 см – ...

22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.

24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Обработка результатов тестирования

Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа:

если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) — Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать;

если она колеблется в пределах 40-70% (10-17 утверждений) — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор;

если отмеченные ситуации колеблются в пределах 10-40% (4 — 9 утверждений) — Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет ещё приятнее;

если Вы набрали 0-10% (до трех высказываний) — Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

 

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы:

Итоговый контроль

 

 

I. Заполните пробелы

1. Основные формы межличностного общения – , , .

2. Коммуникативная сторона общения предполагает … ….

3. Отсутствие единой системы кодирования и декодирования информации создает … …между участниками общения.

4. В качестве механизмов межличностного восприятия выделяют , , .

5. Среди основных стадий развития конфликта выделяют возникновение конфликтной ситуации, … …, конфликтные действия, … … .

6. Среди основных форм общения врача и пациента выделяют такие, как: , ,.

 

II. Верно или неверно?

1. Жест может иметь множество значений и верно понимается лишь с учетом обстоятельств и других жестов.

2. Проксемика изучает характеристики голос как невербального канала передачи информации.

3. Диалогическое общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям.

4. Отсутствие единой системы кодирования и декодирования информации создает коммуникативные барьеры.

5. Сотрудничество состоит в желании оппонентов завершить кон­фликт частичными уступками.

6. Основные виды слушания в медицинской практике: безоценочное, оценочное, бессловесное.

 

III. Выберите верный вариант ответа

1. Социально-перцептивный аспектобщения пред­ставляет собой

а) обмен информацией

б) восприятие и познание друг друга общающимися меж­ду собой людьми

в) взаимодействие людей друг с другом

г) конфликтные взаимоотношения

2. Процесс эмоционального проникновения во внутренний мир другого человека, в его мысли, чувства, ожидания — это:

а) казуальная атрибуция

б) социально- психологическая рефлексия

в) эмпатия

г) стереотипизация

3. Конфликт конструктивен, если он:

а) уводит в сторону от решения более важных проблем и дел

б) укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс

в) поляризует различия в ценностных ориентациях

г) дает выход скопившимся негативным эмоциям

4. Феномен фонематического непонимания проявляется:

а) при не­соответствии стиля речи говорящего и ситуации общения

б) в том, что участники общения используют различные значения слов

в) в результате использования коммуни­катором невыразительной быстрой речи

г) когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего

5. Что из нижеперечисленного не относится к формам общения между пациентом и врачом?

а) сотрудничество

б) контрактная форма взаимоотношений

в) противоборство

6. Какую функцию выполняет общение между пациентом и врачом на первом этапе лечения?

а) использование врачом взаимоотношений с пациентом как лечебного инструмента

б) установление взаимопонимания врача с пациентом, согласование целей лечения

в) подчеркивание самостоятельности и независимости пациента

7. Какой тип отношений между врачом и пациентом необходим при установлении доверительного контакта?

а) эмпатия

б) симпатия

в) жалость

г) стереотипизация

8.Особенности построения беседы в медицинской практике не должны зависеть от следующих факторов:

а) личности и опыта врача

б) личных симпатий-антипатий врача

в) этапа ле­чения

г) характера заболевания

 

Эталон ответов

 

I. Заполните пробелы

1. императивная, манипулятивная, диалогическая

2. обмен информацией

3. коммуникативные барьеры

4. идентификацию, рефлексию, стереотипизацию

5.осознание конфликта, разрешение конфликта

6. руководство, сотрудничество, договорная.

II. Верно или неверно?

1 – верно

2 – неверно

3 – неверно

4 – верно

5 – неверно

6 – верно

III. Выберите верный вариант ответа

1 – б

2 – в

3 – г

4 – в

5 – в

6 – б

7 – а

8 – б

 

Место проведения самоподготовки: читальный зал.

Учебно-исследовательская работа студентов по теме«Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача. Психология общения в медицинской практике» (проводится в учебное время) — работа с основной и дополнительной литературой, работа с заданиями с последующим анализом полученных результатов.

 

Литература для преподавателей

Основная:

1. Психология и педагогика. Практикум для студентов медицинских вузов / Составители: Амиров А.Ф., Коньшина Ю.Е. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». – 2008. – 208 с.

Дополнительная:

1. Алексеева, Л.Л. Личностные особенности и коммуникативный потенциал медицинского персонала в амбулаторной педиатрии: Автореф. дисс. … канд. психол.наук / Л.Л.Алексеева. – СПб., 2002.

2. Алтунина И.Р. Социальная психология / Под ред. Р.С. Немова – М.: Юрайт, 2011.

3. Амиров, А.Ф., Зайкина О.В. Коммуникативное мастерство медицинского работника: учебно-методическое пособие для обеспечения элективного курса. – Уфа: Башгосмедуниверситет, 2003.

4. Волкова А.И. Психология общения — Ростов на/Д: Феникс, 2007.

5. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум. – 2-е изд., испр. и доп. / Т.Г. Григорьева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Е.В. Сидоренко.– СПб.: Речь, 2006. – 208с.

6. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.

7. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов. / В.Н.Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2003.

8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание — Ростов на/Д: Феникс, 1999.

9. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая., Е.Д. Бреус. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

10. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2001.

11. Магазанник, Н.А. Искусство общения с больными – М.: Медицина, 1991.

12. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. – М.: МЕДпресс, 1998.

13. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология [Текст]: практическое руководство. — М.: Изд-во «МЕДпресс», 1998.

14. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры– М.: «Ось-89», 2002.

15. Полин А.В. Психология для медиков / Под ред.И.В. Островской. – М.: Эксмо, 2009.

16. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. — Ростов на/Д: Феникс, 2012.

17. Психология: учебник / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2011.

18. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – Москва-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

19. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. – СПб.: Речь, 2003.

20. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

21. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: Медицина, 1984. –

22. Творогова, Н.Д. Общение: диагностика и управление. – М.: Смысл, 2002.

23. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. – СПб.: Питер, 2005.

24. Урываев В.А. Социальная психология личности. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов – Ярославль: ЯГМА, 2006.

25. Цветкова, Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Автореф. дис. … канд. психол. наук. / Л.А.Цветкова. – СПб., 1994.