Семестровый курс лекций по дисциплине

21

«ПСИХОДИАГНОСТИКА»

МОДУЛЬ I. «ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА»

Тема 1. Структура и сферы применения психодиагностики

Вопросы:

1. Структура и задачи психодиагностики.

2. Сферы и задачи применения психодиагностики.

2.1. Экономика, армия, правоохранительная система.

2.2. Образование.

2.3. Здравоохранение.

* * *

1. Структура и задачи психодиагностики.

Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике.

Предмет психодиагностики – уровень проявления или развития психологических особенностей индивида и группы.

В структуру психодиагностики входит общая и прикладная психодиагностика.

Задачи общей психодиагностики:

1. Разработка теоретико-методологических основ:

  • психологического измерения (измерительные шкалы, точность и ошибки измерения);
  • построения психодиагностической методики (разработка концепции природы психического качества и инструментария, создание стимульного материала и ключей, составление интерпретации и нормативных данных и т.д.);
  • оценки свойств психодиагностической методики (надежность, валидность, стандартность, репрезентативность);
  • адаптации зарубежных методик (процедура и виды перевода, способы оценки и анализа методики и т.д.);
  • экспертизы и сертификации психодиагностических методик (критерии, процедура, заключение, документирование);
  • проведения психодиагностического обследования и применения методик на практике (этическое и правовое обеспечение психодиагностической деятельности, организация психодиагностического обследования, обработка и интерпретация результатов, обследование специфических категорий населения и др.);
  • постановки и применения диагноза (сущность и специфика психологического диагноза, виды и способы постановки диагноза);
  • компьютеризации психодиагностического обследования (преимущества и ограничения применения ЭВМ и компьютерного тестирования, надежность и валидность компьютеризированного инструментария по сравнению с бланковым);
  • требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

2. Анализ и классификация психодиагностических методов и методик.

10 стр., 4624 слов

Применение электронного сборника задач при изучении квантовой оптики в средней общеобразовательной школе

Применение электронного сборника задач при изучении квантовой оптики в средней общеобразовательной школе 1. Физическая задача как объект познавательной деятельности учащихся 1.1Содержание понятия о задаче В настоящее время однозначного и общепринятого определения понятия «задача» не существует. Это объясняется тем, что в различных областях знаний (психологии, педагогике, кибернетике, методике ...

3. Анализ психодиагностики как науки в историческом контексте и определение перспективных направлений её дальнейшего развития.

Задачи прикладной психодиагностики:

1. Проведение психодиагностического обследования и постановка диагноза, что предполагает:

  • применение адекватных поставленным задачам и объекту методов и методик постановки диагноза;
  • обеспечение достоверности результатов и постановки диагноза в процессе проведения психодиагностического обследования;
  • предоставление обоснованных рекомендаций.

2. Разработка и оценка конкретных психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики (образование, здравоохранение, экономика и др.).

3. Адаптация зарубежных психодиагностических методик в соответствии с запросами практики.

4. Накопление и обновление банка надежных, валидных, стандартизированных психодиагностических методик.

5. Накопление банка диагностических данных по методикам и оценка их эффективности в определенной сфере практики.

6. Сертификация психодиагностических методик.

2. Сферы и задачи применения психодиагностики

Психодиагностика нашла широкое применение в различных сферах общественной практики: экономика, вооруженные силы, правоохранительные структуры, образование, здравоохранение, спорт. В каждой сфере психодиагностика решает общие и специфические задачи, а объектом диагностики может выступать индивид, группа, организация.

9 стр., 4031 слов

Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Северо - Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева Военная кафедра   Методическая разработка По дисциплине «Методика экспериментальных исследований воинской деятельности» ВУС – 801300   Тема №2: «Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки» Рассмотрена на заседании ПМК Протокол ...

Экономика, армия, правоохранительная система

Психодиагностика может проводиться на предприятиях и в организациях, в государственных и муниципальных учреждениях, финансовых и силовых структурах.

Основной целью психодиагностики является оказание содействия администрации и работникам в обеспечение эффективности индивидуальной и совместной деятельности, психического и физического здоровья сотрудников, в принятии административных, социально-экономических и правовых решений.

Задачи диагностики индивида:

  • профессионально-психологический подбор и расстановка персонала;
  • профессионально-психологическая аттестация и карьерное продвижение сотрудников;
  • планирование повышения профессионально-психологической квалификации сотрудников;
  • контроль за динамикой психофизиологического состояния сотрудников в трудовой деятельности;
  • выявление деформации личности сотрудника в процессе профессиональной деятельности;
  • оказание помощи сотрудникам в выявлении психологических проблем и причин их возникновения;
  • установление психологических факторов срывов деятельности работников, которые могут приводить или привели к техническим авариям, катастрофам;
  • определение синдрома постстрессовых нарушений (например, когда деятельность осуществляется в экстремальных условиях);
  • выявления лиц, совершивших или готовых совершить административные и правовые нарушения;
  • проведение судебно-психологической экспертизы.

Задачи диагностики группы:

  • определение потенциала группы и ее членов;
  • оценка групповой эффективности (предметно-деятельностной и социально-психологической);
  • определение источников низкой групповой эффективности (конфликты, низкая сплоченность, низкое доверие и др.);
  • выявление групповой структуры (неформальных подгрупп и не включенных в них членов, отношений между ними);
  • комплектование групп и команд на основе определения психологических качеств индивидов, их совместимости и сработанности;
  • распределение организационно-деятельностных ролей на основе сложившихся взаимоотношений и профессионально-психологических возможностей членов группы;
  • планирование социально-психологического обучения группы (например, тренинга командообразования);
  • выявление причин оппозиции группы по отношению к руководству.

Задачи диагностики организации:

4 стр., 1753 слов

Диагностика психологических условий школьной образовательной среды (н.П. Бадьина, в.Н. Афтенко)

Цель предлагаемой ниже методики - оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов: интенсивность образовательной среды; эмоционально-психологический климат; удовлетворенность образовательной средой; демократичность образовательной среды; содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию ...

  • выявление взаимоотношений руководителей по вертикали и горизонтали;
  • изучение отношения сотрудников (например, доверие, лояльность) к руководству и его административно-управленческой деятельности;
  • оценка приверженности сотрудников организации (организационной идентитчности);
  • определение отношения сотрудников к планируемым инновациям и структурно-функциональным преобразованиям в организации;
  • выявление отношений между структурными подразделениями в организации.

Образование

Психодиагностика проводится в дошкольных и детских домах, средне образовательных школах, интернатах, военных учебных учреждения, психологических и психолого-педагогических центрах.

Основная цель психодиагностики – определение психологических и поведенческих особенностей субъектов образовательного пространства и, на основе этого, оказание им содействия в развитии и построении эффективной жизнедеятельности.

Задачи диагностики индивида:

  • определение уровня психического и личностного развития воспитанников (обучающихся);
  • выявление задержки психического развития и ее причин;
  • определение психологической готовности детей к школьному обучению;
  • установление причин отклоняющегося поведения детей, подростков, юношей;
  • определение профессиональных интересов и намерений старшеклассников;
  • психологический отбор абитуриентов, поступающих в военные учебные учреждения.

Задачи диагностики группы:

13 стр., 6276 слов

Информационный стресс, причины возникновения, особенности, преодоление психопрофилактика

РЕФЕРАТ На тему ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 0. ПОНЯТИЕ СТРЕССА, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 0. Стресс факторы при работе на ПК 0. Характеристика Интернет - зависимости 4 0.0. Психолого-экологические требования к программному обеспечению ПК 0. Обучение школьников методом мультимедиа-технологий 0. ...

  • определение социально-психологических источников низкой групповой эффективности;
  • установление причин острых и хронических конфликтов в группе, а также активных субъектов этих конфликтов;
  • выявление групповой структуры – неформальных подгрупп и не включенных в них членов (в том числе, асоциальных неформальных группировок и лидеров), отношений между ними;
  • выявление отверженных в группе и причин их низкого статуса.

Задачи диагностики учреждения:

  • изучение особенностей отношения педагогов к воспитанникам;
  • выявление причин негативного отношения воспитанников к педагогам и воспитателям;
  • оценка идентификации детей с учреждением, принятие ими его ценностей и традиций;
  • определение влияния среды образовательного учреждения на психику воспитанников, их психическое и личностное развитие;
  • выявление причин конфликтов в педагогическом коллективе.

Здравоохранение

Психодиагностика проводится в онкологических и психиатрических больницах, наркологических и психоневрологических диспансерах, в медико-социальных (психологических) реабилитационных центрах, бюро медико-социальной экспертизы.

Основная цель психодиагностики – определение особенностей отклонения проявления психики индивида от нормы и, на основе этого, выработка рекомендаций для самокоррекции или оказание помощи специалистами в виде психотерапии, психокоррекции.

Объектом диагностики выступает, как правило, индивид, а потому возможно решение следующих задач:

  • определение психических расстройств (например, аффективных, шизофренических) индивида и их причин;
  • установление функциональных нарушений психики (неврозов) индивид и их причин;
  • выявление нарушений психических функций (памяти, мышления, речи и др.) индивид;
  • выявление хронических психических состояний (стрессов, фрустраций) индивид и их причин;
  • установление психологических источников сексуальных расстройств;
  • определение степени и причин психической зависимости (наркологической, алкогольной) индивид;
  • определение особенностей суицидального поведения.

Тема 3. Психологический диагноз

Вопросы:

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов (элементов) производственной среды, оказывающих влияние на работоспо­собность и здоровье человека в процессе труда Основные факторы и методы оценки условий труда на рабочем месте. Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов ( ...

1. Понятие, специфика и виды психологического диагноза

2. Методы постановки диагноза

3. Способы применения диагноза

4. Ошибки в постановке диагноза

* * *

1. Понятие, специфика и виды психологического диагноза

Психологический диагноз – результат практической работы специалиста с индивидом или группой, включающий описание сущности психологических особенностей индивида или группы с целью:

  • оценки актуального состояния диагностируемых параметров;
  • прогноза проявления или развития диагностируемых параметров;
  • разработки рекомендаций для последующего воздействия на объект диагностики (с целью профилактики, коррекции/терапии или управления).

Специфика постановки психологического диагноза по сравнению с другими видами диагноза (медицинским, техническим):

1. На результаты диагностики существенное влияние оказывают: активность испытуемого, квалификация и активность специалиста, условия проведения диагностики.

2. В психологии нечетко определены многие психические параметры (например, тревожность, страх, беспокойство, волнение), что отражается на снижении валидности создаваемого инструментария и точности постановки с его помощью диагноза.

3. ПДМ субъективного типа не обладают очень высокой надежностью и достоверностью, а значит, не позволяют ставить высоко точный диагноз.

4. Отдельные составляющие стимульного материала стандартизированных самоотчетов могут по-разному трактоваться разными испытуемыми или не соответствовать их жизненному опыту, что отражается на снижении достоверности результатов и диагноза.

22 стр., 10854 слов

Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада

... детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада» актуальной и своевременной ... : дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики ... написаны правильно за счет опоры, например, на зрительный образ слова. Иногда ... ошибок. В таких случаях диагноз «стертая дизартрия» дополняется диагнозом «дисграфия». Все случаи ...

Виды диагноза

1) Описательный диагноз – установление определенных психических (социально-психических) особенностей и симптомов, т.е. получение информации об индивиде или группы в описательном плане. Интерпретационный диагноз – установление динамики психических явлений и причин, её обуславливающих.

2) Полный диагноз – оценка комплекса психических особенностей и симптомов в их взаимосвязи. Парциальный диагноз – определение особенностей проявления отдельных психических свойств (например, устойчивость внимания), процессов (мыслительный процесс обобщения), состояний (фрустрация) или какого-то симптома.

3) Продолжительный диагноз осуществляется периодически на протяжении значительного временного отрезка. Например, психоаналитик фактически при каждой встрече с одним и тем же пациентом осуществляет диагностический срез с целью перепроверки и уточнения диагноза. Эпизодический диагноз проводится разово, например, при проведении профессионально-психологического отбора кандидата на вакансию.

Аспекты постановки психологического диагноза:

  1. Диагностика (описание, анализ и характеристика) деятельности и поведения индивида или группы.
  2. Диагностика психических или социально-психических параметров (состояний и свойств) индивида или группы.
  3. Диагностика механизмов образования психических или социально-психических параметров, механизмов протекания психических или социально-психических процессов.
  4. Диагностика генезиса поведения, параметров, механизмов, процессов индивида или группы.

2. Методы постановки диагноза

Для постановки диагноза могут использоваться следующие методы: беседа, наблюдение, психологическое тестирование, моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условиях. В каждом конкретном случае тот или иной метод может использоваться как основной или вспомогательный.

Беседа направлена:

  • на анализ жалоб, когда психолог обязан выслушать жалобы клиенты и сравнить эти жалобы с известными ему симптомами проблем или психических нарушений;
  • на сбор анамнеза, связанного с припоминанием клиентом тех жизненных событий, которые позволяют установить причину возникновения проблем или развития психического расстройства.

По результатам беседы в анамнез могут быть включены следующие данные: социально-демографические и биографические, о трудовой и общественной деятельности, о бытовой стороне жизни (отношения в семье, особенности сексуальной сферы), об интересах и ценностях человека, о том, обращался ли человек ранее за помощью к психологу/психиатру (если да, то какой был получен эффект).

Преимущества:

— сбор разноплановой информации;

— сбор информации, которая не может быть получена другими способами;

— сбор информации, позволяющей выдвигать предварительные диагностические гипотезы;

— индивидуальный подход к клиенту;

— проведение беседы оказывает на человека, обратившегося к психологу за помощью, определенное психологическое воздействие; припомнив свою биографию и рассмотрев свою жизнь как бы со стороны, человек может осознать причины своих проблем и в какой-то мере избавиться от них.

Ограничения:

— обязательна высокая квалификация специалиста;

— высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза.

Наблюдение используется для постановки диагноза на основе фиксации и анализа вербальных и невербальных проявлений внешней активности диагностируемого. Например, оценка внешнего вида, особенностей речи и поведения (использование вычурных оборотов речи, возбуждённое поведение и др.).

Наблюдение часто используется в сочетании с другими способами постановки диагноза. Наблюдение может проводиться: а) в процессе беседы; б) в обычных естественных условиях жизнедеятельности объекта наблюдения; в) в сложных естественных или искусственных условиях.

Преимущества наблюдения в процессе беседы (консультативной работы):

— получение данных за короткий период, позволяющих выдвигать предварительные диагностические гипотезы.

Ограничения наблюдения в процессе беседы:

— отсутствие однозначной связи между внешними проявлениями и внутренними характеристиками;

— высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза.

Преимущества наблюдения в сложных естественных условиях:

— в сложных условиях более вероятно, чем в обычных, проявятся интересующие характеристики индивида или группы;

— в сложных условиях можно наблюдать те характеристики, которые не могут быть оценены с высокой достоверностью посредством тестов (например, склонность к обману).

Ограничения наблюдения в сложных естественных условиях:

— редко можно воспользоваться сложными естественными условиями.

Психологическое тестирование предполагает использование стандартизированных, надежных и валидных психодиагностических методик (ПДМ).

Преимущества:

— возможность количественно выразить диагностируемые параметры;

— возможность отследить динамику диагностируемых параметров;

— возможность за короткий временной период поставить диагноз;

— применение ПДМ придает начинающему психологу больше уверенности в себе;

— использование ПДМ рассматривается некоторыми людьми как необходимый атрибут работы психолога, а значит, вызывает у них больше доверия к психологу.

Ограничения:

— отсутствие необходимой ПДМ;

— низкая надежность и валидность ПДМ;

— негативное отношение испытуемых к ПДМ.

Моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условиях может использоваться для оценки, например, типа реагирования и поведения индивида в напряженных/экстремальных условиях, психологической готовности индивида к обману (деятельностому и/или информационному) в организации. Моделирование в естественных условиях может быть открытым или скрытым. В последнем случае испытуемый не информирован о том, что является объектом диагностики. Одним из главных направления моделирования ситуаций в психодиагностике являютсятесты дей­ствия или ситуационные тесты.

Преимущества моделирования ситуаций в естественных условиях:

— обеспечение высокой достоверности и экологической валидности получаемых результатов;

Ограничения моделирования ситуаций в естественных условиях:

— если используется скрытая диагностика, то нарушается этический принцип не нанесения ущерба (один из пунктов этого принципа гласит: работа с Испытуемым/Клиентом допускается только после получения его согласия в ней участвовать);

— трудности организационного порядка (в частности, в некоторых случаях ситуация не может быть смоделирована вообще или в соответствии с устанавливаемыми требованиями);

— высокие требования к моделированию ситуаций;

— специалист должен обладать высокой квалификацией.

3. Способы применения диагноза

А. Психолог ставит диагноз, на его основании сам определяет и осуществляет психологическое воздействие.

Б. Психолог ставит диагноз, но последующее вмешательство в ситуацию обследуемого (индивида или группы) осуществляет специалист другого профиля. Например, психолог ставит диагноз отклоняющегося поведения школьника и дает рекомендации классному руководителю, родителям, которые оказывают соответствующее воздействие на школьника. Психолог ставит диагноз о профессионально-психологическом соответствии кандидата на вакансию и дает рекомендации руководителю, который по совокупности информации принимает решение о том принять или не принять человека на работу.

В. Психолог ставит диагноз, информирует обследуемого и дает ему некоторые рекомендации (по необходимости) в расчете на последующую его самокоррекцию.

4. Ошибки в постановке диагноза

1. Ошибки, связан­ные со сбором данных и их переработкой:

  • ошибки наблюдения (например, наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);
  • ошибки регистрации (например, предвзятое отношение специалиста или различия в понимании испытуемыми одних и тех же формулировок, терминов);
  • ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться ПДМ в техническом и/или интерпретационном аспекте.

2. Ошибки, связанные с обработкой и интерпретацией данных:

  • эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке ди­агностического значения первичной информации;
  • ошибка атрибуции — приписывание обследуемому индивиду или группе характеристик, которых он(она) не обладает или рассмотрение нестабильных характеристик в качестве стабильных;
  • познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;
  • познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.

Тема 4. Психодиагностическая методика (тест)

Вопросы:

1. Понятие, составные части и требования

2. Классификация психодиагностических методик

* * *

1. Понятие, составные части и требования

Психодиагностическая методика (ПДМ) или тест – это совокупность унифицированных заданий и способов сбора, обработки и интерпретации данных, которые предназначены для установления уровня проявления (развития) психических и социально-психических характеристик индивида или группы.

ПДМ состоит из следующих частей:

— теоретическая часть, содержащая концепцию диагностируемого психического свойства и методические принципы построения методики;

— руководство для Пользователя по работе с методикой;

— инструкция для испытуемого;

— стимульный материал (вопросы или утверждения, тексты, рисунки, фотографии или что-то иное, с чем непосредственно работает испытуемый);

— способ обработки результатов тестирования и постановки диагноза («ключи», математическая обработка, нормативные данные);

— интерпретации результатов (для каждого уровня проявления диагностируемого явления).

— указания (в некоторых случаях) по выработке определенных рекомендаций для испытуемых или третьих лиц (по согласию с испытуемыми);

— описание процедуры разработки методики, в том числе показатели стандартизации, репрезентативности, надежности, валидности.

Отсутствие любой из перечисленных составных частей ведет к серьезным затруднениям при работе с методикой. В некоторых случаях, например, при отсутствии стимульного материала, способов обработки или интерпретации просто невозможно использовать на практике данную методику.

Надо различать психодиагностические инаучно-исследовательские методики. Первые относятся, как правило, к категории неспецифических методик, которые можно широко применять на практике, в типичных ситуациях, которые встречаются наиболее часто. Вторые представляют собой специфические методики, разработанные специально для решения конкретной научной задачи в рамках исследования и, как правило, не используемые более в других исследованиях. В чем основное различие между психодиагностическими и исследовательскими методиками? В основном – в целях использования методики.

Психодиагностические методики применяются для получения информации об особенностях проявления тех или иных психических явлений у конкретного индивида или группы. Они могут не являться новыми в научном плане, но могут использоваться в практической работе, в том числе для сбора информации с целью дальнейшего воздействия (психотерапевтического, психокоррекционного, обучающего или управленческого).

Точно так же и в медицине постановка диагноза предполагает последующее лечение, в области техники – последующий ремонт и профилактику. У исследовательских методик конечная цель – получение новых научных фактов (причинно-следственных связей, закономерностей).

Конкретные люди или группы не представляют для исследователя первостепенного значения. Методики помогают собрать информацию на определенной выборке испытуемых, которая далее обрабатывается с помощью статистических методов и анализируется.

Разные цели использования методик ведут к тому, что к ПДМ предъявляются более жесткие требования, чем к исследовательским методикам. Действительно, ошибки при применении ПДМ ведут к неправильным рекомендациям, в частности последующим воздействиям, что может сказываться на судьбе людей или групп. В то же время ошибки при применении исследовательской методики могут взаимокомпенсироваться при обработке результатов или быть устранены с помощью повторного исследования.

ПДМ должны удовлетворять следую­щим требованиям:

1. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, дол­жностное положение).

Должны быть конкретизированы цели использо­вания результатов: для прогноза успешности профессиональной дея­тельности, для психологического вмешательства, для принятия право­вых, административных решений, для прогноза стабильности коллек­тива и т. п.

2. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъ­явления заданий и обработки ответов.

3. Процедура обработки должна включать статистически обосно­ванные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам).

Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

4. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие раз­работчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

5. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы (опросные сетки).

6. ПДМ должна пройти экспертизу в экспертном совете психологического общества и сертифицирована на соответствие.

7. Необходимо вести банк данных, собранных по ПДМ, и производить периодическую коррекцию всех стандартов (норм) методики.

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требо­ваниям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Однако не исключается, что такие методики могут применяться в научно-исследовательских целях.

2. Классификация психодиагностических методик

Существует большое количество психодиагностических и исследовательских методик. За рубежом выходят специализированные издания психодиагностических (коммерческих) методик: «Ежегодник психических измерений» (Mental Measurements Yearbooks), «Тесты в печати» (Tests in Print) и исследовательских (некоммерческих методик, которые не вышли за рамки научных исследований и не предназначены для продажи другим пользователям): «Справочник неопубликованных экспериментальных психических инструментариев» в 6 томах (DirectoryofUnpublishedExperimentalMentalMeasures).

В них содержится краткое описание существующих методик, а в некоторых из них (например, в Tests in Print) обновляется информация об уже известных или новых методиках, приводится список публикаций, в которых использовалась данная методика, что является своего рода «индекс используемости» методик. Так, в пятом издании Tests in Print V содержится описание 2939 методик.

В нашей стране подобных изданий нет, но совсем недавно проведена работа по созданию первого Компендиума методик, опубликованных в советский и постсоветский период. В него вошло более 550 методик. Однако собственно профессиональных психодиагностических методик (тестов), соответствующих принятым требованиям, значительно меньше.

Большое количество ПДМ дополняется их заметных разнообразием, что иногда создает трудности у студентов и специалистов в плане ориентировочно-поисковой активности. Потому возникает задача их классификации.

Существует несколько классификаций, в зависимости от выбранного критерия. Приведем одну из них.

По содержанию стимульного материала и ответных реакций на него испытуемыхследует различатьобъективные исубъективные методики.

В методиках объективного типа работа испытуемого со стимульным материалом предполагает:

а) правильность выполнения заданий:

— тесты мышления (например, тест прогрессивные матрицы Равена, тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест технического мышления Беннета, методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова);

— тесты памяти (методика изучения непроизвольного запоминания(А.А. Смирнов),методика измерения объема кратковременной памяти(Джекобс, Л.С. Мучник и В.М. Смирнов),методика изучения объема оперативной памяти(Л. Постман),методика изучения процессов воспроизведения и узнавания);

— тесты внимания (корректурная проба тест Бурдона, Кольца Ландольта, Таблицы Шульте, Черно-красные таблицы Горбова, аппаратная методикаТахистоскоп);

— тесты пространственного восприятия и воображения (Часы, Компас, Совмещение вырезов);

— комбинированные тесты (шкала Бине-Симона, шкала Стэнфорд-Бине, тест Векслера);

б) точность выполнения заданий:

— тесты ощущений (глазомерная линейка Леманна для определения зрительного порога различения,периметр Фестерадля определения границ полей зрения,методика Кекчеевадля определения разностного порога кинестетической чувствительности рук);

— тесты координации (методика измерения статического и динамического тремора рук, мерная пластина Давлетшина, манипуляционный тест «монтаж-демонтаж» для изучения ловкости пальцев и ручной умелости, миокинетическая методика Мира Лопеца для изучения возбудимости-тормозности и напряженности,кинематометр Жуковского для определения баланса возбудительного и тормозного процессов);

в) скорость выполнения заданий(теппинг-тест для определения силы нервной системы);

г) одновременно скорость и правильность (точность) выполнения заданий(Исполнение инструкций в разных модификациях); в некоторых объективных тестах другой категории учитывается скорость выполнения заданий (тест прогрессивные матрицы Равенна) или работа испытуемого лимитируется (Кольца Ландольта), но в них испытуемых не ставят в очень ограниченные временные рамки, как в тестах данной категории;

д) регистрацию двигательных и физиологических реакций у испытуемого(ручной динамометр Колена для измерения мышечной силы кистей рук,методика Гурфинкеля для исследования спонтанной двигательной активности,аппаратная методика изучения сенсомоторных реакций, полиграфв разных модификациях).

В методиках субъективного типаработа испытуемого со стимульным материалом предполагает высказывание своего мнения относительно чего-либо. Важное значение имеет частота и/или направленность высказываний (выбираемых вариантов ответов).

В отличие от методик объективного типа, здесь нет достаточно очевидных и объективированных критериев оценки результатов работы и реакций испытуемого.

Существует несколько категорий методик субъективного типа: тест-опросники, проективные и психосемантические методики.

1) Тест-опросники характеризуются четко стандартизированной процедуру сбора и обработки данных, постановки диагноза и интерпретации и имеют следующие отличительные признаки:

а) пункты могут быть представлены в виде:

— вопросов (например, «Любите ли вы часто бывать в компаниях?», «Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям и ощущениям?») или утверждений («В жизни я предпочитаю поступать по-своему, чем придерживаться общепринятых правил», «Бывает, что у меня избыток энергии внезапно сменяется вялостью»);

— отдельных слов или словосочетаний (например, для изучения трудовой мотивации – «зарплата», «интересная работа», «возможность общения», «проявление самостоятельности»);

б) по направленности на испытуемого или внешние объекты формулировки тестовых заданий могут быть прямые, т.е. апеллирующие непосредственно к личности испытуемого (например, «Легко ли вас обидеть?», и косвенные, т.е. адресованные к его представлениям о каких-то посторонних объектах, явлениях, событиях («Большинство людей честны»);

в) по направленности относительно проявления диагностируемого качества формулировки могут быть прямыми (например, для диагностики признака экстраверсии – «В свободное время предпочитаете ли вы обычно общение с людьми чтению книг?») или обратными («В свободное время предпочитаете ли вы обычно чтение книг общению с людьми?»);

г) варианты ответов могут быть двухальтернативные («Да» или «Нет», «Согласен» или «Не согласен», «Верно» или «Не верно»), трехальтернативные (например, «Да», «Не уверен» или «Нет»), пятиальтернативные («Да», «Пожалуй, да», «Нечто среднее», «Пожалуй, нет» или «Нет);

д) формы ответов могут быть лаконичные, как в приведенных выше примерах, или развернутые (например, «Приобретая какую-то вещь в магазине, меня больше устраивает, когда продавцы: а) уделяют мне пристальное внимание и улавливают мои пожелания; б) не перечат мне в случае моих претензий; в) держатся на дистанции, но в любой момент готовы что-то подсказать»);

е) методики могут быть одномерные, предназначенные для измерения какой-то одной характеристики (например, шкала мотивации одобрения, методика изучения склонности к риску) или многомерные, т.е. направленные на одновременное изучение нескольких психических качеств (16PF личностный опросник,многомерный профессионально-психологический личностный тест);

ж) некоторые тест-опросники содержат одну или несколько шкал контроля достоверности ответов испытуемого (Личностный опросник Айзенка,многомерный профессионально-психологический личностный тест, MMPI);

2) Проективные методики содержат неструктурированный, неопределенный, неоднозначный стимульный материал, работа с которым актуализирует у испытуемого процессы воображения (фантазии), в которых проецируются его индивидуально-психологические особенности.

Различают следующие разновидности проективных методик:

а) конститутивные – придание смысла стимульному материалу (тест Роршаха);

б) интерпретативные – истолкование какого-либо события или ситуации (тест тематической апперцепции, рисуночный апперцептивный тест,методика изучения реакций на фрустрацию, методика изучения доверия детей к незнакомым взрослым);

в) конструктивные – создание из отдельных деталей осмысленного целого (тест Мозаика, тест Мир);

г) экспрессивные – рисование (лепка) на свободную или заданную тему (тест Дом-Дерево-Человек, тест Несуществующее животное, тест Рисунок мужчины и женщины);

д) импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест цветового выбора, цветовой тест отношений);

е) аддитивные – завершение предложения, рассказа или вербальная ассоциация (методика незаконченных предложений, ассоциативный эксперимент).

Проективные методики, по сравнению с тест-опросниками, имеют преимущества и недостатки.

Их преимуществазаключаются в том, что они:

— позволяют актуализировать игровую мотивацию испытуемого в процессе тестирования, тем самым вызывая его заинтересованность и высокую включенность в работу;

— в некоторой степени преодолеть самоконтроль испытуемого при его работе со стимульным материалом и повысить, на основе этого, повысить достоверность результатов;

— изучать неосознаваемые индивидом собственные психологические особенности (например, потребности и мотивы).

Среди недостатковпроективных методик отмечают:

— низкий уровень стандартизации и формализация обработки данных и постановки диагноза;

— высокая зависимость обработки результатов, постановки диагноза и интерпретации от знаний и опыта пользователя, так что полученные результаты часто проясняют скорее личность специалиста, чем обследуемого;

— значительную роль в получаемых данных играют ситуационные переменные (на­пример, когда человек перед обследованием поссорился с экзаменатором или про­сматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов);

— неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности.

3) Психосемантические методики направлены на изучение системы значений (смыслов) индивида, которые ониспользует для восприятия, описания и оценки мира и себя в этом мире.

Различают следующие разновидности психосемантических методик: метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, ролевые репертуарные решетки,

Метод субъективного шкалирования представляет собой матрицу в виде набор понятий (стимулов), которые надо оценить посредством n-балльной шкалы (например, 1-2-3-4-5-6-7) по определенному признаку. Например, такие качества, как «мечтательность», «скромность», «альтруизм» и т.д. оцениваются по признаку «привлекательность». Первичная заполненная матрица преобразуется в квадратную симметричную матрицу расстояний между стимулами. Расстояниями считаются средние суммы квадратов расхождений между оценками стимулов. Такая оценка служит мерой семантической близости (сходства) понятий: чем меньше расстояние, тем более схожи стимулы.

Семантический дифференциал, разработанныйЧ.Э. Осгудом, предназначается для измерения различий в интерпретации понятий испытуемы­ми и их отношения к ним. В качестве стимула в этом инструментарии может выступать фактически любое понятие – «жизнь», «работа», «группа» и т.д. Заданное понятие (например, «Моё настоящее Я», «Моя работа», «Моя группа») оценивается путем соотнесения с одной из фикси­рованных точек (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3 или 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) набора биполярных признаков («хороший-плохой», «бодрый-вялый» и т.п.).

Оценка значения понятия в шкале семантического дифференциала позволяет поместить в точку семантического пространства. Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью и удаленностью от начала координат (в приведенных выше примерах – «0» или «4»).

Чем длиннее вектор удаленности точки семантического пространства от нейтральной позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) – ломанной линии, соединяющей отмеченные испытуемыми точки.

На основе этой техники создаются разнообразные методики для проведения конкретных исследований.

Ролевые репертуарные решетки (Д.А. Келли) предназначены для изучения системы понятий (конструктов), опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Эта методика направлена не на изучение процессов переработки поступающей извне информации, а на объяснение того, как человек строит целостный образ мира, помогающий ему интерпретировать и предсказывать события, свое поведение и поведение других людей.

В методическом плане эта техника представляет собой матрицу, в которой задан набор ролей (например, «Я», «Отец», «Мать», «Друг») и перечень определенных сочетаний из трех разных ролей. По каждому сочетанию испытуемый должен указать (написать) то, что объединяет какие-то две роли и что сильно отличает от них третью роль. Ана­лиз данных позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты.

Эта техника имеет сходство с семантическим дифференциалом, одна­ко она более универсальна и гибка, позволяет выявлять индивидуальные, уникальные особенности индивида на уровне значений сознания. То есть, если в семантическом дифференциале используются заданные извне конструкты (набор биполярных признаков), то в технике ролевых репертуарных решеток выявляются индивидуальные, создаваемые непосредственно в ходе обследования. Она представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного (идеографического) подхода к субъективному шкалированию. (Во всех других психодиагностических методиках применяется индивидуально-типологический, т.е. номотетический подход.) При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы значений и смысловых единиц, сравнений и противопоставлений, лежащих в основе отношения к себе и окружающим, выявление уникальных конструктов.

Некоторые специалисты считают, что техника ролевых репертуарных решеток является перспективным направлением развития психосемантики и психодиагностики. Однако эта техника характеризуется теми же ограничениями, что и большинство проективных методик и, кроме того, высокой трудоемкостью обработки и интерпретации результатов.

Тема 5. Стандарты в психодиагностике

Вопросы:

1. Требования к психодиагностическим методикам

2. Требования к пользователям психодиагностических методик

* * *

1. Требования к психодиагностическим методикам

ПДМ должны удовлетворять следую­щим требованиям:

1. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, дол­жностное положение).

Должны быть конкретизированы цели использо­вания результатов: для прогноза успешности профессиональной дея­тельности, для психологического вмешательства, для принятия право­вых, административных решений, для прогноза стабильности коллек­тива и т. п.

2. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъ­явления заданий и обработки ответов.

3. Процедура обработки должна включать статистически обосно­ванные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам).

Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

4. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие раз­работчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

5. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы (опросные сетки).

6. ПДМ должна пройти экспертизу в экспертном совете психологического общества и быть сертифицирована.

7. Необходимо вести банк данных, собранных по ПДМ, и производить периодическую коррекцию всех стандартов (норм) методики.

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требо­ваниям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Однако не исключается, что такие методики могут применяться в научно-исследовательских целях.

2. Требования к пользователям психодиагностических методик

Предъявляются определенные квалификационные требования к пользователям ПДМ – специалистам-психологам и пользователям, не имеющим профессионального психологического образования.

1) Использование пдм психологом

Психолог, выполняющий психодиагностическую деятельность, должен знать:

— место и роль психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов;

— историю развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии;

— общие теоретико-методологические принципы психодиагностики;

— классификацию психодиагностических методик;

— основные психометрические характеристики психодиагностических методик;

— процедуру разработки и адаптации психодиагностических методик;

— организационные вопросы проведения психодиагностического обследования;

— процедуру и содержание постановки психологического диагноза;

— этические и правовые основы психодиагностической работы.

Специалист-диагност должен уметь:

— владеть основами дифференциальной психометрики;

— следить за текущей методической литературой по психодиагностике, вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в данной области;

— формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или организации;

— соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;

— планировать психодиагностический процесс в ситуации проведения диагностики;

— ориентироваться в различных типах психодиагностических методик;

— проводить методические процедуры в соответствии с этическими и методическими правилами;

— работать с психодиагностическими методиками;

— описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение.

Специалист должен обладать следующими компетенциями в области психодиагностики:

способностью и готовностью к:

— овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

— использованию нормативных правовых документов при выполнении психодиагностической работы;

— отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации;

— осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий диагностики;

— психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, личностных черт и акцентуаций с целью гармонизации психического функционирования человека;

— проведению стандартного прикладного исследования в определенной области с применением психодиагностического инструментария;

— ведению научно-методической работы, анализируя по собранным данным эффектив­ность применения методики в данной области

— целенаправленному подбору методик и проведению психологического тестирования психического и личностного развития обучающихся;

— проведению работ, связанных с отбором и аттестацией кадров, оценкой потенциала и эффективности малых групп в организации.

Специалист должен нести профессиональную ответственность:

— отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики;

— обеспечивать необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

— в подборе методик в батарею (программу обследования) не руководствоваться субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики (максимум надежности при минимуме затрат).

— обеспечивать конфиденциальность психодиагностиче­ской информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия»;

— предупреждать испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты;

— не скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

— хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики;

— рассматривать наряду с наиболее веро­ятной и альтернативную диагностическую гипотезу, применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве.

2) Использование пдм специалистами-смежниками

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учи­теля, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом спе­циалист-смежник должен:

1) предварительно проконсультироваться с психологами, работаю­щими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач;

2) если психологи предупреждают пользователя о том, что пра­вильное применение методики требует общих знаний о психодиаг­ностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиаг­ностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

3) пользователь, получающий доступ к ПДМ, автомати­чески берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны;

4) пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

5) методики, не обеспеченные стандартной инструк­цией, необходимыми показателями надежности и валидности, требую­щие параллельного использования иных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

Приведенные требования находятся в соответствии с этическим кодексом Российского психологического общества и междуна­родными профессионально-этическими стандартами, принятыми в ра­боте психологов.

МодульII «Психометрические основы психодиагностики»

Тема 6. Измерительные шкалы

Вопросы:

1. Понятие и виды измерительных шкал

2 Статистическая природа тестовых шкал

* * *

1. Понятие и виды измерительных шкал

В психодиагностике понятие «шкала» используется в широком и узком значении. В первом случае эти термином называется конкретная психометрическая методика (например, шкала Бине-Симона, шкала Векслера, шкала тре­вожности Тейлора, шкала мотивации одобрения Марлоу-Крауна), так что фактически ставится равенства между понятиями «шкала» и «методика», «тест».

Во втором случае речь идет об измерительной шкале как форме фиксации со­вокупности признаков изучаемого психического явления с упорядочиванием их в определенную числовую систему.Каждому элементу совокупности проявлений исследуемого явления соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно уста­навливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватываетвсю совокупность или ее часть. В основу разработки конкретной ПДМ (теста) закладывается определенный тип измерительной шкалы.

Выделяют следующие виды измерительных шкал: неметри­ческие (номинативные и порядковые шкалы) и метрические (интер­вальные шкалы и шкалы отношений).

Номинативные шкалы (шкалы наи­менований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объек­ты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эк­вивалентности) либо символа (обозна­чения).

Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь.

Одним из распространенных видов но­минативной шкалы является классифика­ция объектов на две группы по принципу «А – не-А» (альтернативные признаки в дихотомической шкале наименований).

Большинство диагностических и исследовательских методик построено на основе этого типа измерительной шкалы.

Конкретными примерами применения та­кой шкалы являются оценивание ответа испытуемого на пункты тест-опросника или теста интеллекта в видеутверждения или отрицания, соответ­ствия или несоответствия полученного ответа «ключу» измеряемого свойства.

Вы склонны преувеличивать в своем воображении неприятные события, которые могли бы произойти?

а) да;

б) нет.

Найдите закономерность и продлите числовой ряд 3 5 9 17 …

а) 25;

б) 33;

в) 35.

Другой разновидностью номинативной шкалы является перечень или набор каких-либо признаков, группи­руемых при сборе информации или ее об­работке.

Вы предпочитаете проводить досуг…

а) с товарищами и приятелями;

б) на лоне природы;

в) занимаясь спортом;

г) читая книгу;

д) у телевизора;

е) в кругу семьи.

В профессиональной деятельности для меня более всего важно:

а) зарплата;

б) интересная работа;

в) общение;

г) самостоятельность;

д) проявление своих возможностей;

е) внимательное отношение руководства.

При построении шкал наименований главными являются качественные различия. Поэтому числовые значения, используемые в качестве обозначений признаков изучаемого психического объекта (явления), не отражают количественных различий этих признаков.

Операции присвоения чисел признакам какого-то явления являются совершенно произвольной операцией. Поэтому классы признаков можно обозначать любыми символами – произвольными числами, буквами или другими знаками при условии, что каждый символ будет использован исключительно для обозначения одного класса признаков объекта (явления) и одновременно ни один класс признаков не будет обозначаться двумя или большим числом символов. Например, по каждому пункту тест-опросника при совпадении ответа испытуемого со значимым ответом по «ключу» начисляется одна условная единица («1»).

Порядковые шкалы предназначены для расчленения совокуп­ности признаков на элементы, связанные отношением «больше»-«меньше», и до­пускают отнесение переменных к груп­пам, упорядоченным (ранжированным)друг относительно друга и представляющим некоторое единство. При этом значения разностей между признаками не устанавливаются. Таким образом, порядковая шкала отображает монотонное возрастание или убывание признаков измеряемого свойства с помощью монотонно возрастающих или убывающих чисел.

Упорядочивание в порядковой шкале может быть униполярным и биполярным. В первом случае исходят из степени выраженности признаков измеряемого качества. Например, в тесте цветового выбора Люшера испытуемому предъявляется 8 цветных квадратов (в полном наборе – 73) на белом фоне, из которых он выбирает один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. В конечном счете образуется ранжированный ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. В опроснике терминальных и инструментальных ценностей Рокича от испытуемого требуется проранжировать представленные наборы ценностей по мере убывания их личностной значимости. В модифицированном тесте прогрессивные матрицы Равенна каждый ответ включает три варианта, последовательно приближающиеся к правильному. В сокращенном варианте шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера (модификация А.С. Горбатенко) по каждому пункту методики (например, «Меня волнуют неудачи») испытуемый должен выбрать один из четырех вариантов ответа: «Нет, это совсем не так» (1), «Пожалуй, так» (2), «Верно» (3), «Совершенно верно» (4).

В биполярной порядковой шкале в основе разделения признаков лежит ранг (числовое значение) степени приближения к одному из противоположных полюсов качества. Типичным примером этой шкалы может служить техника семантического дифференциала, созданная Ч. Осгудом. В первоначальном варианте какое-то заданное специалистом понятие (например, «Моя работа», «Моя группа») оценивается путем соотнесения с одной из фикси­рованных точек (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3) набора биполярных конструктов («хороший-плохой», «бодрый-вялый» и т.п.).

В методике изучения межличностной идентичности в группе и подгруппах стимульный материал (фрагмент представлен ниже) также построен на основе биполярной порядковой шкалы:

«С кем поддерживаю тесные отношения»

Утверждения

«По группе

в целом»

1

2

3

4

5

6

7

Меня мало что связывает с другими членами группы

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Обычно я не испытываю радости по поводу успехов других или переживания за их неудачи

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Я стараюсь делать так, как считаю нужным и не подстраиваюсь под чье-то мнение

1

2

3

4

5

6

7

Порядковая шкала допускает операции равенства-неравенства и сравнения по интенсивности проявления.

В шкале интервалов элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе ранжирования признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака. Иначе говоря, классы объектов всегда дискретны и упорядочены по степени возрастания или убывания измеряемого свойства. В этой шкале одинаковым разностям степени выраженности измеряемого свойства соответствуют равные разности между приписываемыми им числами. Шкалы интервалов имеют равные единицы измерения, однако способ их определения является произвольным, а значит, и сами единицы произвольны. В этих шкалах нулевая точка отсчета также устанавливается произвольно, а величины единиц и направление отсчета могут определяться по избираемым константам.

Основными операциями с элементами интервальных шкал являются операции установления равенства, разности, сопоставление больше-меньше в отношении измеряемых свойств, а также утверждение равенства интервалов и равенства разностей между значениями одной шкалы.

Интервальные шкалы чаще применяются в процедуре стандартизации первичных тестовых показателей. К ним относятся следующие шкалы: IQ-показатель стандартный (шкалы измерения интеллекта Векслера), стены – стандартная десятка (16PF личностный опросник Кеттелла),стэнайны – стандартная девятка (Психодиагностический тест), Т-баллы (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) и др.

В шкалах отношений числовые значения присваиваются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в такой шкале фиксировано, так что в нулевой точке измеряемый признак полностью отсутствует. Следовательно шкалы отношений характеризуются тем, что в них: а) классы объектов разделены и упорядочены согласно измеряемому свойству: б) равным разностям между классами объектов соответствуют равные разности между приписываемыми им числами; в) числа, приравниваемые классам объектов, пропорциональны степени выраженности измеряемого свойства (эта особенность не свойственна всем предыдущим шкалам).

В области психологии такие шкалы используются прежде всего в психофизике (например, шкала порогов абсолютной чув­ствительности анализатора).

Основная их особенность заключается в том, что испытуемый сам оценивает количественные отношения между физическими раздражителями.

На уровне этих шкал допускаются все те операции, которые могут применяться к перечисленным выше шкалам, а также – операции установления равенства-неравен­ства отношений между отдельными значениями шкалы.

В заключении надо отметить, что в психодиагностике часто используется термин шкалирование, под которым подразумевается совокупность методических и математических приемов для упорядочивания исходных эмпири­ческих данных в шкальные, т.е. для измерения особенностей проявления психических явлений. Иначе можно сказать, что шкалирование – это приравнивание к измеряемому психическому явлению чисел по определенным правилам, так чтобы в отношениях чисел отображались отношения этого диагностируемого явления. Фактически понятие «шкалирование» является синонимом понятия «измерение».

2 Статистическая природа тестовых шкал

Психометрические методики основаны на статистическом подходе и предполагают использование методов математической статистики.

Так, при создании и применении психодиагностической методики часто используется статистический подход к пониманию нормы. С точки зрения данного подхода по любому диагностируемой психической характеристике считается, что нормальных людей большинство. Людей с более сильными и менее сильными проявлениями этой характеристике меньше; причем, чем сильнее отклонения от среднего проявления характеристики, тем меньше таких людей. Иными словами, статистическое понимание нормы предполагает, что при диагностике индивидов или групп действует закон нормального распределения. Теоретически для полного описания нормального распределения используются три переменные: среднее значение, стандартное отклонение, количество обследованных людей. Нормальность распределения оценивается, как правило, с помощью критерияКолмогорова – Смирнова, который считается наиболее состоятельным для определения степени соответствия эмпирического распределения нормальному.

Кривая распределения тестовых баллов отражает диагностическую силу пунктов ПДМ. Если кривая имеет правостороннюю асимметрию (рис. 1а), то в тесте преобладают задания с высокой диагностической силой, а если кривая имеет левостороннюю асимметрию (рис. 1б) – с низкой диагностической силой.

Рис. 1Асимметрия распределения

Например, если в тесте интеллекта большинство заданий являются трудными, так как с ними не справляются многие испытуемые, то будет иметь место правосторонняя асимметрия и, наоборот, преобладание легких заданий будет обуславливать левостороннюю асимметрию. В первом случае тест плохо дифференцирует испытуемых с низким уровнем интеллектуальных способностей, а во втором случае – с высоким уровнем способностей.

Если пункты ПДМ в своем большинстве обладают средней диагностической силой, то кривая распределения зависит от того, насколько пункты однородны. Если пункты разнородны, то тест представляет собой последовательность независимых испытаний Бернулли. В этом случае при относительно большом количестве заданий кривая распределения суммарных баллов приближается к кривой нормального распределения.

Если ПДМ содержит такие разнородные задания примерно одинаковой диагностической силы (именно такие задания разрабатываются для оценки более или менее интегральных характеристик индивида или группы), то нормальность распределения суммарных баллов возникает автоматически – как артефакт самой процедуры подсчета суммарных баллов. При этом форма кривой распределения тестовых баллов не позволяет говорить о реальной форме распределения измеряемого свойства, каким оно является само по себе – в широкой популяции испытуемых. Нормальность распределения является прямым следствием направленного отбора пунктов с заданными свойствами.

Если подбираются пункты, тесно коррелирующие между собой, то в распределении баллов возникает отрицательный эксцесс (рис. 2а).

Рис. 2 Эксцесс распределения

Максимальных величин отрицательный эксцесс достигает по мере возрастания вогнутости вершин распределения – до образования двух вершин – двух мод (рис. 2б).

Бимодальная конфигурация распределения баллов указывает на то, что выборка испытуемых разделилась на две категории (с плавными переходами между ними).

Это значит, что в основе пунктов ПДМ лежит какой-то один общий всем признак, соответствующий определенному свойству испытуемых. Если у испытуемых есть это свойство, то они выбирают один вариант ответа, если нет этого свойства – то другой вариант. Например, в тесте интеллекта одна часть испытуемых справилась с большинством заданий, другая – не справилась.

В некоторых тестах пункты могут отрицательно коррелировать друг с другом. В этом случае на кривой возникает положительный эксцесс (рис. 2в): вся совокупность испытуемых по тестовым баллам шкалы концентрируется вблизи среднего значения. Такое возможно в двух случаях: а) неверно составлен «ключ» — объединены при подсчете отрицательно связанные признаки; б) испытуемые применяют, разгадав предназначение методики, определенную стратегию искажения ответов – преднамеренно балансируют ответа «да» и «нет» одного из полюсов измеряемого с помощью методики качества.

Соответствие методики принятым требованиям также устанавливается путем применения математико-статистических процедур. Например, репрезентативность выборки, на которой создаётся и апробируется методика, может быть оценена посредством определения минимального объема выборки с помощью определения доверительного интервала для среднего значения. Надежность-согласованность методики может быть определена с помощью -коэффициента Кронбаха, факторного или кластерного анализа, а ретестовая надежность – корреляционного анализа. Для оценки конвергентной или дискриминантной валидности часто используют корреляционный анализ.

Для оценки эффективности всей процедуры измерения соотносят размеры ошибки измерения с размерами разброса суммарных баллов, вызванных индивидуальными различиями в измеряемой характеристике между испытуемыми. В терминах статистики речь идет о сравнении так называемой «истинной» дисперсии распределения суммарных баллов с дисперсией ошибки. И т.д.

Обработка результатов тестирования по многим методикам выражается в подсчете суммарного балла с помощью ключа, который устанавливает числовое значение исхода по каждому пункту. Например, за правильное решение задания в тесте интеллекта присваивается условная единица – «1», а за неправильное или пропуск – «0», так что балл буквально выражает количество правильных ответов. Далее, для постановки диагноза конкретному индивиду или группе используются рассчитанные на определенной выборке нормативные данные (среднее значение и стандартное отклонение) и выделенные на их основе статистические зоны проявления диагностируемой характеристики.