ТЕСТ _ПСИХОДИАГНОСТИКА

14

Кто впервые употребил термин «психодиагностика»?

* А. Бине и Т. Симон в 1905 г.

Б. В. Вундт в 1879 г.

В. А. Ф. Лазурский в 1912 г.

Кому принадлежит определение: психодиагностика – обследование с помощью «основанного на перцепции диагностического теста»?

А. Бине

Дж. Кеттелл

* Г. Роршах

Основной метод психодиагностики как науки – это

тестирование

* дифференциально-диагностическое исследование

практическое психодиагностическое обследование

Психодиагностический процесс характеризуется –

по получению диагноза и прогнозу дальнейшего развития объекта обследования

* по форме его реализации, содержанию, степени сложности

по количественной и качественной оценке изучаемого явления

Основными структурными элементами психодиагностического процесса являются:

* субъект психодиагностической деятельности; объект психодиагностической деятельности; психодиагностические средства; психологический диагноз;

Инструкция к методике

Психологический инструментарий

Объектом психодиагностического познания являются

методы и методики

особенности психики человека

* наделенные психикой конкретные люди

Диагностические признаки – это

широкий класс объектов, которым выносится единый диагноз

* непосредственно наблюдаемые психические проявления,

психологические причины, механизмы проявления диагностических признаков

Видами психодиагностики являются

* описательно-симптоматическая и причинная

прикладная и практическая

прямая и косвенная

Диагностические категории – это

методы и методики психодиагностики

* широкий класс объектов, которым выносится единый диагноз

непосредственно наблюдаемые психические проявления

По отношению к норме объект имеет состояния

нормальное

нормальное и аномальное

* нормальное и отклоняющееся

У психодиагностического объекта можно выделить следующие уровни:

поведенческий, эмоциональный, когнитивный

нормальный и отклоняющийся

* организмический, социальный, личностный

Уровни психологического диагноза

* симптоматический, этиологический, типологический

возрастной и стандартный

первичный и вторичный

Психодиагностическая задача – это

* задача, возникающая перед практическим психологом при установлении психологических причин, задача по изучению объекта

24 стр., 11998 слов

VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики

... психодиагностической работы; - выявление и оценка психологических особенностей личности и группы. Таким образом, психодиагностика ... выявление отдельных фактов у множества единичных объектов). Психодиагностическое обследование (практическое) - это процесс ... году во Франции. Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного заключения ...

комплекс мероприятий, которые осуществляет психолог

Тестовая батарея – это

* совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику

проведение одного и того же исследования через равные промежутки времени

описание нескольких психологических диагнозов

Первый практический тест интеллекта назывался –

* шкала умственного развития Бине — Симона

тест Векслера

шкала Стенфорд – Бине

Методы психодиагностики по Б. Г. Ананьеву

простые и комплексные

* организационные, эмпирические, статистические, интерпретативные

практические и теоритические

К стандартизированным (формализованным) методам относятся

* тесты, опросники и психофизиологические процедуры исследования

тесты, опросники и проективные методики

тесты, опросники, наблюдение и беседа

Надежность и валидность определяется

у всех методик исследования в психодиагностике

* у стандартизированных методик исследования

у проективных методик исследования

К малоформализованным методам относятся

* проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание

анализ продуктов деятельности, опросник, проективные техники

беседа, наблюдение, проективные техники, опросник

По сфере применения тестов можно выделить следующие группы норм

возрастные, социальные, гендерные

общие, специальные

* школьные, профессиональные, локальные, национальные

Основными этапами психодиагностического процесса являются:

* принятие заказа, постановка задач исследования, выбор методик, сбор данных об объекте на феноменологическом уровне

Анализ и обобщение эмпирических данных

принятие заказа, постановка задач исследования, обобщение результатов, выдвижение альтернативной гипотезы

Основными критериями качества психологического заключения являются

* правильность, адекватность, своевременность, коммуникативная ценность, трудоемкость

адекватность, логичность, направленность, полнота

своевременность, правильность, трудоемкость, адекватность, направленность

Психодиагностическое обследование — это

деятельность психолога, конечным результатом которой является разработка рекомендаций по результатам исследования

* деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический

процесс проведения диагностических методик

Психологическое исследование включает в себя следующие этапы

предварительный, подготовительный, основной, интерпретационный, заключительный

постановки задач, выбора методик, проведения методик, обработки результатов

* подготовительный, основной, заключительный

Тестирование – это

* метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида

процесс исследования профессионально-важных качеств индивида

Теоретической задачей психодиагностики является

12 стр., 5958 слов

Методы исследования в психодиагностике

... при этом на обследование, а не на исследование. Психодиагностика понимается двояко: . В широком смысле - ... Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений. Проективные методики – в свою очередь могут быть ... интерпретация данных. . Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая ...

подбор методик для обследования конкретного индивида

* создание теоретической базы для разработки методик

разработка рекомендаций по результатам обследования

Практической задачей психодиагностики является

подбор выборки и проведение психодиагностических методик

* использование психодиагностических методик на практике

постановка психологического диагноза

Под комплектованием психодиагностических батарей подразумевается

* объединение нескольких психодиагностических методик в одну программу

проведение одних и тех же методик на различных выборках

использование параллельных форм

К тестовым батареям можно отнести следующие методики

чернильные пятна Роршаха

рисуночный тест «Несуществующее животное» и корректурную пробу

* тест структуры интеллекта Амтхауэра

Опросники подразделяются на

тесты и анкеты

* анкетные и личностные

анонимные и неанонимные

Диагностический этап — это

подбор и проведение методик

* непосредственное проведение психодиагностического обследования в ходе которого развертывается процесс взаимодействия психолога с обследуемым

этап наблюдения за испытуемым и подбора методик для обследования

Аналитическая записка – это

подведение итогов обследования и составления плана дальнейшей работы с обследуемым

отчет о том, что было сделано в процессе обследования

* автономный документ по результатам проведенной методики

Виды протоколов обследования

общий и индивидуальный

* открытый и закрытый

сводный и отдельный

Анализ результатов обследования может быть

общий и индивидуальный

общий и детальный

* количественный и качественный

Интерпретационный этап исследования включает

подведение итогов исследования

интерпретация полученных данных; написание психодиагностического заключения

* проведение статистической обработки

Различают следующие пути интерпретации данных

зависимый и независимый

* клинический и статистический

комплексный и системный

Основные принципы психолога диагноста – это

принцип объективности, принцип конфиденциальности, принцип независимости

* принцип ответственности, принцип компетентности, принцип безоценочности и принцип конфиденциальности

Основные требования к методикам психодиагностики

* методики должны соответствовать возрасту, образованию и психофизиологическому состоянию обследуемого, а также месту и времени обследования, должны обладать высокой валидностью и надежностью

методики должны соответствовать возрасту, образованию

Этические нормы психолога-диагноста — это

* комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого

комплекс норм и принципов, которые данный психолог использует в своей работе

комплекс норм и принципов работы психолога, определяемый руководителем предприятия

Деонтология — это

наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей психолога по отношению к клиенту

концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга

* оба определения верны

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

... развития естественных и общественных процессов. Благодаря этому наука становится средством предвиденья последствий человеческой деятельности, раскрывает методику ... важнейших сторон всех явлений природы, общества и мышления. Каждая наука предусматривает создание единой логически ... методом. Теория — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ...

Диагностика познавательной сферы личности включает диагностику

внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия

* ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи

ощущения, внимания, специальных способностей, памяти, мышления, речи

Причины возникновения непроизвольного внимания

волевое усилие, необходимость концентрации на каком либо предмете

* неожиданность раздражителя, относительная сила раздражителя, новизна раздражителя, движущиеся предметы, контрастность предметов или явления, внутреннее состояние человека

нет правильного ответа

Произвольное внимание имеет следующую психологическую особенность

* сопровождается его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения

возникает само по себе, без дополнительных усилий

возникает всегда, когда индивид бодрствует

Корректурная проба используется

для выявления объема внимания

* для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации

для выявления устойчивости непроизвольного внимания

Методика Мюнстенберга может использоваться для

выявления устойчивости внимания, помехоустойчивости

выявления помехоустойчивости внимания

* определения избирательности внимания, выявления концентрации внимания и помехоустойчивости

Методику кольца Ландольта применяют при обследовании

* учащихся средних, старших классов и взрослых

взрослых

детей младшего школьного возраста

Для исследования кратковременной и долговременной памяти можно использовать методику

пиктограмма

опосредованное запоминание

* заучивание 10 слов (А. Р. Лурия)

Основные характеристики оперативной памяти – это

объем, скорость запоминания, длительность сохранения

* объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность, помехоустойчивость

объем, лабильность, скорость запоминания, точность

Методика «Таблица двузначных чисел» позволяет выявить

скорость запоминания

точность запоминания

* объем механической памяти приз зрительном восприятии

Мыслительные операции – это

* анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация

понятие, суждение, умозаключение, рассуждение

нет верного ответа

Лабильность мышления – это

частые отвлечения от решения задачи

* скорость переключения с одного способа решения задачи на другой, способность быстро вникнуть в суть задания

способность к решению нескольких задач одновременно

Ригидность мышления – это

* инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи

способность к длительной работе с большой концентрацией внимания

стабильность и последовательность в решении задачи

Простейшим видом мышления является

* наглядно – действенное мышление

наглядно – образное мышление

словесно – логическое

Методика «Аналогии» предназначена

для оценки наглядного – образного мышления

для оценки логического мышления

* для оценки особенностей вербального мышления

Для диагностики наглядно – действенного мышления детей в возрасте 4-5 лет можно использовать методику

15 стр., 7168 слов

Развитие логического мышления у детей с задержкой психического развития

... логического мышления у детей с задержкой психического развития; -определить педагогические средства развития логического мышления у детей с задержкой психического развития. Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей с задержкой психического развития .1 Логическое мышление Мышление ...

«Аналогии»

* «Вырежи фигуры»

«Вербальная фантазия»

Методика «Исключение лишнего» предназначена для

* оценки уровня развития операции обобщения

для оценки наглядного – образного мышления

для оценки наглядного – действенного мышления

Сенситивным периодом развития воображения является

подростковый возраст

младший школьный возраст

* дошкольный возраст

Метод изучения продуктов деятельности применяют для диагностики

* воображения

мышления

памяти

Для диагностики развития воображения можно использовать

* тест креативности П. Торренса

проективную методику «Несуществующее животное»

матрицы Дж. Равена

Таблицы А. Гезелла охватывают следующие сферы

* моторику, язык, адаптивное поведение, личностно – социальное поведение

умственное развитие, моторное развитие

адаптивное поведении, социальное поведение

Цель использования карточек развития Д. Лешли

создание правильной схемы ухода за ребенком

создание инструкций для родителей по развитию и воспитанию ребенка

* создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени

Шкала умственного развития Н. Бейли выявляет такие функции, как

* восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление

восприятие, логика, креативность, способность к дифференциации и обобщению

способность к дифференциации и обобщению, креативность, вокализация

Шкала моторного развития Н. Бейли измеряет

перцептивные особенности

зачатки словесного общения

* макромоторные способности

Записи поведения Н. Бейли предназначены для оценки различных аспектов развития личности ребенка, таких, как

способность к адаптации в социальной среде, память, креативность

* эмоциональное и социальное поведение, объем внимания, настойчивость и целеустремленность

когнитивные процессы, переключаемость, социальное поведение

Оценочные шкалы развития младенцев

* не определяют умственного развития ребенка в дальнейшем

определяют умственное развития ребенка в дальнейшем

являются основой для рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка

Период от 0 до двух лет Ж. Пиаже характеризует как период

латентного развития

конкретных операций

* сенсомоторный

Главный принцип диагностики младенцев

принцип наблюдения

* принцип естественного поведения ребенка и естественных ситуаций

принцип стандартизации

Для получения комплексной оценки уровня развития психических познавательных процессов у дошкольников используют

* тест Векслера

тест интеллекта Амтхауэра

матрицы Дж. Равенна

Проективные методики «Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом, дерево, человек» используют для диагностики

когнитивной сферы дошкольника

поведенческой сферы дошкольника

* аффективной сферы дошкольника

Комплекс методик диагностик умственного развития дошкольников был разработан

* Л. А. Венгером в 1978 году

В. С. Мухиной в 2003году

Л. И. Божович в 1972 году

Виды готовности к школе – это

социальная готовность и интеллектуальная готовность

9 стр., 4091 слов

Практическая работа №1 Исследование типологических особенностей нервной системы

... критериями оценки Определите свой тип нервной системы и темперамент и дайте его психологическую характеристику. Рис. 1. Типы нервной системы Вопросник для исследования темперамента 1. Легко ли вы сходитесь ... ПНП - подвижность нервных процессов; У - уравновешенность нервной системы. У= СВ : СТ. Таблица 1. Критерии оценки типа нервной системы и результаты выполнения теста Стреляу Показатели Значения ...

социальная готовность, родительская готовность, интеллектуальная готовность

* личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность

Методика МЕДИС используется для

построения комплексного психологического портрета личности

* экспресс диагностики интеллектуальных способностей дошкольников

диагностики умственного развития младших школьников

Тест «Лесенка» позволяет определить

* самооценку у детей дошкольного и младшего школьного возраста

уровень готовности к школе

устойчивость внимания у младших школьников

Детский апперцептивный тест (САТ) позволяет исследовать

мотивационную сферу ребенка

* эмоциональную сферу личности ребенка

уровень готовности к школе

Основные мотивы у дошкольников

* мотивы, связанные с интересом к миру взрослых; мотивы, связанные с интересом к процессу игры

мотивы, связанные с интересом к окружающему миру; мотивы, связанные с интересом к миру взрослых

Д.Б. Эльконин, анализируя предпосылки учебной деятельности, выделил следующие необходимые умения:

умение соблюдать требования к поведению в школе

* умение детей сознательно подчинять свои действия правилу; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение самостоятельно выполнить требуемое задание

Анализ результатов зрительно-моторного гештальт — теста Л. Бендер позволяет оценить

вербальный интеллект объем внимания

невербальный интеллект и ведущую перцептивную модальность

* невербальный интеллект и перцептивно-моторную координацию испытуемого

Тест школьной зрелости Керна—Йирасека включает следующие задания

* рисование мужской фигуры, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек

рисование женской фигуры, срисовывание печатных букв, срисовывание фигур

рисование фигуры человека, срисовывание цифр, срисовывание фигур

Тест интеллекта – это

* группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления человека и его отдельных когнитивных процессов

группа тестов, предназначенных для объективной оценки состояния здоровья и мышления

группа тестов, предназначенных для обследования взрослых индивидов с целью определения их умственного развития

Шкала Стенфорд – Бине представляет собой

совместную разработку Бине и Стенфорда

* модификацию шкалы Бине – Симона Стенфордским университетом

модификацию шкалы Бине – Симона Стенфордом и Векслером

Понятие умственный возраст

* предложено А. Бине и Т. Симоном в 1908 г.

предложено Векслером в 1939 г.

предложено Р. Амтхауэром в 1956 г.

Вербальный интеллект – это

способность к языку

интеллект, оцениваемый тестами, которые полагаются на способность к оперированию вербальным материалом

* оба ответа верны

Невербальные тесты интеллекта — это

* тесты, составленные из неязыковых заданий, проводимые с минимальным использованием речи

тесты, позволяющие определить зону ближайшего развития

тесты, проективные методики, позволяющие определить соответствие между биологическим и умственным возрастом

3 стр., 1123 слов

Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста

... в предлагаемой последовательности раздражителей. Психофизиологические методики ü без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его ... невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность. Тесты ü по форме ответов: устные и письменные; ü по материалу ...

Тесты Бине-Симона и Стенфорд-Бине

являются групповыми

* являются индивидуальными

являются и групповыми и индивидуальными

Первые групповые интеллектуальные тесты разработал

Векслер в 1939-1941 гг.

* А. Отис в 1917 -1919 гг.

Дж. Кеттел в 1890 г.

Г. Айзенк выделяет следующие концепции интеллекта

* биологический интеллект, психометрический интеллект, социальный интеллект

мыслительный интеллект, поведенческий интеллект, эмоциональный интеллект

когнитивный интеллект, эмоциональный интеллект, социальный интеллект

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (I-S-T) (1953 г.) состоит из субтестов:

пяти

* девяти

двух

Тест Векслера включает следующие группы субтестов

когнитивные и эмоциональные

прямые и косвенные

* вербальные и невербальные

Коэффициент интеллектуальности (сокращённо IQ) – это

* показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, получаемый на основе различных тестовых методик

коэффициент умственного развития детей в возрасте от 3 до 16 лет

показатель умственного развития, социальной зрелости и готовности к овладению профессиями, полученный на основе теста Векслера

Валидность тестов свободных от влияния культуры

низкая

* высокая

средняя

Интеллектуальный тест свободный от влияния культуры Р. Кеттела имеет

2 варианта и предназначен для детей от 7 до 16 лет и взрослых

3 варианта и предназначен для детей от 7 до 16 лет и взрослых

* 3 варианта и предназначен для детей от 4 до 16 лет и взрослых

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра содержит задания на диагностику следующих компонентов интеллекта:

* вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического

вербального, креативного, пространственного, аналитического

вербального, счетно-математического, аналитического, эмоционального

Тест интеллектуального потенциала (ТИП) Л. И. Вассерман предназначен

для определения зоны ближайшего развития на основе дифференцированной диагностики интеллектуальных способностей

* для профориентации и профотбора на основе дифференцированной диагностики интеллектуальных способностей

для выявления приоритетных направлений развития личности на основе дифференцированной диагностики интеллектуальных способностей

Краткий отборочный тест (КОТ) Вандерлик предназначен

для определения готовности ребенка к школе

для профориентации и профотбора на основе дифференцированной диагностики интеллектуальных способностей

* для определения интегрального показателя общих способностей

Цветной вариант матриц Дж. Равена предназначен для обследования

детей в возрасте от 7 до 12 лет

детей в возрасте от 3 до 7 лет и взрослых старше 75 лет

* детей в возрасте от 5 до 11 лет и взрослых старше 65 лет

Тест Дж. Равена построен по принципу

реверсивности

* прогрессивности

регрессивности

Тест Д. Векслера основан

* на иерархической модели интеллекта Д. Векслера

на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и теории неогенеза Ч. Спирмена

7 стр., 3371 слов

Тесты по психологии личности 150

... 2. клинического; 3. собственно- экспериментального. 30. Концентрация внимания на нормальной личности являлось одной из основных особенностей: 1. философско-литературного периода; 2. клинического; ... 4. поведенческой теории; 5. диспозициональной теории. 58. Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия согласно: 1. аналитической теории; 2. гуманистической ...

на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм

Тест Д. Векслера позволяет получить

* количественный и качественный анализ

только количественный анализ

только качественный анализ

Диагностические исследования психофизиологических особенностей человека в 50-х годах прошлого века оформились в науку под названием

психофизиология

* дифференциальная психология

экспериментальная психология

В дифференциальной психофизиологии принято различать стороны психики:

* содержательную и формально-динамическую

эмоциональную и волевую

социальную и личностную

Основные свойства нервной системы –

активность нервной системы, устойчивость нервной системы, гибкость

* сила нервной системы, подвижность нервной системы, лабильность нервной системы, динамичность, активизированность

все перечисленное верно

При диагностике основных СНС учитываются следующие аспекты:

* каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно проявление, а широкий спектр их; по отношению к СНС неприменим «оценочный подход»

каждое свойство нервной системы можно оценить с учетом большого количества составляющих; диагностика СНС обязательно должна дополняться диагностикой познавательных процессов

диагностика СНС проводится с учетом гендерных различий; по результатам диагностики выстраивается оценочный профиль

Основные требования к методическим приемам диагностики основных СНС сформулировал

И.П. Павлов

В. Д. Небылицин

* Б.М. Теплов

Для диагностики СНС могут быть использованы

проективные методики, опросники

* электроэнцефалографические методики, двигательные методики, бланковые методики

компьютерное тестирование, беседа

Методики диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности позволяют выявить

зависимость скорости выполнения операций от возраста и гендерного признака

* скоростные, темповые показатели выполнения разнообразных видов деятельности

влияние внешних условий на когнитивные процессы

Методики: «Исполнение инструкций» и «Код» применяются для диагностики

* лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности

влияния внешних условий на когнитивные процессы

активности нервной системы и устойчивости нервной системы

Методики «Исключение», «Образование аналогий», вариант «Ассоциативного эксперимента» применяют для диагностики

лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности

влияния внешних условий на когнитивные процессы

* силы нервной системы в мыслительной деятельности

Темперамент – это

проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человеке от рождения

совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности, в особенностях моторики, в эмоциональности

* оба определения верны

Теппинг-тест Е.П. Ильина используется для диагностики

* свойств нервной системы и коэффициента функциональной асимметрии

силы нервной системы в мыслительной деятельности

лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности

20 стр., 9712 слов

Становление профессионального мастерства преподавателя на основе ...

... основные понятия диагностики личности, методы и методики создания профессионально-психологического портрета личности специалиста, классификация методов социально-психологического изучения личности. Изучение личности и построение ... явных исследований данной тематики. Современная система народного хозяйства предъявляет повышенные требования к личности специалиста как к субъекту производственного ...

К числу психодинамических свойств, определяющих своеобразие проявлений различных типов темперамента относятся

когнитивные, временные, внутренние

* пространственно-ориентировочные, энергетические, временные

энергетические, наследственные, когнитивные

Опросник ОСТ В.М. Русалова используется для диагностики

классических типов темперамента: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик

психомоторной ригидности темперамента

* предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента

Опросник самоценки структуры темперамента Б.Н. Смирнова позволяет выявить свойства темперамента

* экстраверсию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокую — низкую)

классические типы темперамента: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик

предметно-деятельностные и коммуникативные аспекты темперамента

Тревожность как свойство темперамента заключается

в неспособности к регулированию эмоций в состоянии аффекта

* в эмоциональной возбудимости в угрожающих ситуациях

в неадекватности реакций в конфликтных ситуациях

В основе теста темперамента Г. Айзенка лежит

* двухфакторная модель личности

модель функционирования интеллекта Л. Терстоуна

гуманитарная теория личности А. Маслоу

Основные показатели теста темперамента Г. Айзенка — это

* экстраверсия-интроверсия и нейротизм

предметно-деятельностный и коммуникативный аспекты темперамента

активность нервной системы и устойчивость нервной системы

Для оценки общей эмоциональности можно использовать

тест Векслера

* проективные методики: пятна Роршаха, тест Люшера, ТАТ

тест темперамента Г. Айзенка

Опросник самооценки структуры темперамента Я. Стреляу направлен на изучение следующих характеристик типа нервной деятельности:

ТЕСТ _ПСИХОДИАГНОСТИКА — Стр 2

экстраверсию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность

предметно-деятельностные и коммуникативные аспекты темперамента

* уровня силы процессов возбуждения и торможения, уровня подвижности нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения по силе

Личностная диагностика – это

* диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека

совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности, в особенностях моторики, в эмоциональности

Различают три основных типа психических свойств личности

зависимые, независимые, нейтральные

оперативные, константные, ситуативные

* точечные, линейные, многомерные

Черта личности – это

набор элементов необходимый и достаточный для описания структуру личности

явления, динамичные во времени, которые формируют психические состояния

* устойчивая предрасположенность к определенному поведению, сложившаяся либо в силу наличия определенных потребностей, либо в силу наличия определенных склонностей

К личностному уровню характеристик человека относятся

возрастно-половые и индивидуально-типические свойства

* характер, способности, социальный опыт, потребности и мотивы

соматическая индивидуальность, темперамент и задатки

По направленности личностные опросники подразделяются на

факторные и эмпирические

* опросники черт личности, типологические опросники, опросники мотивов

одномерные и многомерные

Опросник «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кэттелла был впервые опубликован

в 1945 г.

в 1960 г.

* в 1950 г.

Опросник «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кэттелла может использоваться

только для индивидуальной диагностики

только для групповой диагностики

* для индивидуальной и групповой диагностики

Опросник MMPI включает в себя

оценочные шкалы

* оценочные и клинические шкалы

клинические шкалы

Методика СМИЛ представляет собой

* модификацию MMPI и имеет мужской, женский и подростковый вариант

модификацию MMPI и имеет мужской и женский вариант

принципиально новую методику в психодиагностике

Для диагностики акцентуаций характера используются

проективные методики, тест юмористических фраз (ТЮФ) А. Г. Шмелева

* ПДО А. Е. Личко, методика Г. Шмишека

тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева

Опросники мотивов — это

* группа личностных опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности

группа личностных опросников, предназначенных для диагностики черт личности человека

группа личностных опросников, предназначенных для диагностики характера, способностей, социального опыта и потребностей человека

Тест юмористических фраз (ТЮФ), разработанный А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой

предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий

* предназначен для экспресс-диагностики структуры мотивационно-потребностной сферы личности

позволяет выявить не только круг интересов учащегося и степень их выраженности

Диагностический дифференциальный опросник (ДДО) Е.А.Климова

* предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий

предназначен для экспресс-диагностики структуры мотивационно-потребностной сферы личности

позволяет выявить не только круг интересов учащегося и степень их выраженности

Климов выделяет следующие типы профессий:

человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-человек

человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-художественный образ

* человек-природа, человек-техника, человек-знак, человек-человек, человек-художественный образ

«Карта интересов» А.Е.Голомштока

предназначена для экспресс-диагностики структуры мотивационно-потребностной сферы личности

* позволяет выявить не только круг интересов учащегося и степень их выраженности

предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова

Методика М.Рокича ценностные ориентации

* состоит из двух частей и измеряет уровень значимости десяти типов ценностей

состоит из трех частей и измеряет уровень значимости десяти типов ценностей

измеряет уровень значимости десяти типов ценностей

Самоактуализационный тест Л.Я.Гозман, М.В.Кроз

измеряет самоактуализацию по трем основным и десяти дополнительным шкалам

* измеряет самоактуализацию по двум основным и двенадцати дополнительным шкалам

измеряет самоактуализацию по двенадцати шкалам

Тест «Исследование тревожности» Спилбергера предназначен для

оценки ситуативной тревожности

* оценки уровня тревожности в данный момент и личностной тревожности

оценки личностной тревожности

Тест исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга предназначен для

предназначен для экспресс-диагностики структуры мотивационно-потребностной сферы личности

предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова

* исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности

Методики для оценки и самооценки волевых качеств Е. П. Ильина являются

стандартизированными методиками

* малоформализированными методиками

проективными методиками

Теоретической основой проективных методик послужили

психология развития и педагогическая психология

* ассоциативная психология и психоанализ

гуманитарная психология и дифференциальная психология

Конститутивные проективные методики – это

методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого

методики, предполагающие завершение предложения, рассказа, истории

* методики, предполагающие структурирование, оформление стимулов, придание им смысла

Методика «Дом, дерево, человек» относится к

конститутивным проективным методикам

* экспрессивным проективным методикам

аддитивным проективным методикам

Тест Сонди относится к

* импрессивным проективным методикам

аддитивным проективным методикам

экспрессивным проективным методикам

Импрессивные проективные методики – это

методики, предполагающие структурирование, оформление стимулов, придание им смысла

* методики, предполагающие предпочтение одних стимулов другим

методики, предполагающие завершение предложения, рассказа, истории

Катартические проективные методики – это

методики, предполагающие предпочтение одних стимулов другим

методики, предполагающие структурирование, оформление стимулов, придание им смысла

* методики, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях

Аддитивные проективные методики – это

* методики, предполагающие завершение предложения, рассказа, истории

методики, предполагающие предпочтение одних стимулов другим

методики, предполагающие структурирование, оформление стимулов, придание им смысла

Конструктивные проективные методики – это

методики, предполагающие структурирование, оформление стимулов, придание им смысла

* методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого

методики, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях

Тест М. Люшера включает следующие основные цвета

синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый

оранжевый, красный, синий, желтый

* красный, синий, желтый, зеленый

Тест М. Люшера включает следующие дополнительные цвета

синий, голубой, розовый, черный

* фиолетовый, коричневый, черный, серый

синий, коричневый, бордовый, черный

В тест Роршаха используется

* 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями – «пятнами»

10 стандартных таблиц с черно-белыми аморфными изображениями – «пятнами»

8 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями – «пятнами»

Детский апперцетивный тест (САТ) предназначен для диагностики

детей в возрасте от 6 до 11 лет

* детей в возрасте от 3 до 10 лет

детей в возрасте от 4 до 11 лет и подростков

По схеме интерпретации В. Вульфа в рисунке семьи (методика «Рисунок семьи») анализируются

* последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; отличия в формах и пропорциях отдельных фигур

наличие конечностей и органов чувств у всех членов семьи

наличие в рисунке домашних животных

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) проводится с целью

исследования когнитивной сферы личности

* исследования движущих сил личности — внутренних конфликтов, драйвов, интересов и мотивов

исследования мотивационной сферы личности

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

* был впервые описан К.Морганом и Г.Мюрреем в 1935 году

был впервые описан Векслером В 1944 году

был впервые описан Роршахом в 1921 году

«Hand-тест» (Э. Вагнер) используется для диагностики

тревожности

* агрессивности

ригидности – лабильности

В теоретическом обосновании авторы «Hand-теста» исходят из положения о том

что развитие функции руки зависит от половой принадлежности

что развитие функции руки зависит от вида деятельности человека

* что развитие функции руки связано с развитием головного мозга

При проведении методики «Несуществующее животное» (М. З. Друкаревич) дается следующая инструкция

представьте, что на вас напало несуществующее животное, нарисуйте, как вы с этим справитесь

* придумайте и нарисуйте несуществующее животное и дайте ему ранее не существовавшее имя

придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которое как вам кажется является отражением вашего внутреннего мира

Процедура проведения методики рисуночных метафор «Жизненный путь» (И.Л.Соломин) состоит

* из двух частей: изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка и обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом

из работы клиента с карточками, к которым он подбирает ассоциации

из ответов клиента на аллегорические вопросы

Психогеометрический тест (С. Деллингер) представляет собой

диагностику типа темперамента на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры

диагностику когнитивного развития личности на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры

* диагностику типа личности на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры

Самосознание – это

* осознание человеком самого себя, своих собственных качеств

высший уровень отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий

Самооценка – это

высший уровень отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий

осознание человеком самого себя, своих собственных качеств

* компонент самосознания, который включает человеком оценку самого себя на основе знаний о себе с ориентацией на шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка

Я-концепция Р. Бернса (1986) определяется как комплекс установок в которых выделяются следующие компоненты

* образ Я, самооценка, потенциальная поведенческая реакция

самопознание, самооценка, самоконтроль

самосознание, самопознание, самооценка

Я-концепция – это

высший уровень отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий

* относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

Образ Я – это

* представление индивида о самом себе

относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

осознание человеком самого себя, своих собственных качеств

К стандартизированным самоотчетам относятся тесты-опросники, касающиеся

ориентации на шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка

* отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных обстоятельств в жизни субъекта; взаимоотношений с другими людьми

Опросник самоотношения (МИС) В. В. Столина включает следующие шкалы

Самооценка, уровень притязаний

самокритика, самоконтроль

* самоуверенность, ожидаемое отношение, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание

Основное достоинство нестандартизированных самоотчетов – это

* потенциальное богатство оттенков самоописания и возможность анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта

отношение испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

Локус контроля – это

осознание человеком самого себя, своих собственных качеств

* склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям

субъективная картина мира или его фрагментов

Наиболее часто для измерения локус контроля в отечественной психодиагностике используются

методика «Q-сортировка» В. Стефенсона

шкала Я-концепции Теннеси

* методика уровня субъективной локализации контроля (УСК) Дж. Роттера, методика исследования уровня субъективного контроля В.Ф.Бажина, Е.Н.Голынкиной, А.М.Эткинда

Комплексы ассоциативных значений, непроизвольно проявляющихся при восприятии данного слова называются

непроизвольными ассоциациями

* семантическим полем

личностным смыслом

Референтное значение – это

центральный элемент в системе ассоциативных связей, вызывающий образы других объектов

* объект, событие или ситуация, которые стоят за «знаком» (символом)

система логических связей, в которые значение включено

Категориальное значение – это

* система логических связей, в которые значение включено

центральный элемент в системе ассоциативных связей, вызывающий образы других объектов

объект, событие или ситуация, которые стоят за «знаком» (символом)

Коннотативное значение – это

объект, событие или ситуация, которые стоят за «знаком» (символом)

система логических связей, в которые значение включено

* центральный элемент в системе ассоциативных связей, вызывающий образы других объектов

Категоризация – это

* процесс отнесения к той или иной категории, выделения существенных для этого признаков

центральный элемент в системе ассоциативных связей, вызывающий образы других объектов

относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

Тезаурус личности – это

признак, которым индивид активно пользуется для различения каких-то объектов и обозначения внутреннего обоснования своего способа взаимодействия с этими объектами

* система личностных конструктов, которой активно пользуется индивид для ориентировки в предметной и социальной сфере и построения собственной линии поведения

потенциальное богатство оттенков самоописания и возможность анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта

Репертуарные решетки Дж.Келли относятся

к проективным методикам

* к психосемантическим методикам

к малоформализированным методикам

Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда – это

система конструктов, которой активно пользуется индивид для ориентировки в предметной и социальной сфере и построения собственной линии поведения

сравнение порогов ощущения или субъективной длительности стимулов с различной семантической нагрузкой

* способ исследования восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и личностных смыслов

Суть методики ассоциативного эксперимента:

* испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется назвать первые пришедшие на ум ассоциации

испытуемым предлагается классифицировать множество объектов, разбить их на группы

испытуемым предлагается оценить стимулы по биполярным шкалам

Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

* на основании задач, решаемых обследованием; на основании особенностей используемых методик; на основании исходной точки

на основании уровня эмоционального интеллекта объекта

на основании типа мышления объекта

Для диагностики межличностных отношений важно выделить

* индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения

потенциальное богатство оттенков самоописания и возможность анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта

Методика тематического апперцептивного теста (ТАТ) позволяет выявить

*особенности интерперсональных связей; преобладающие тенденции; способы действия индивида в группе; динамическую сторону личности

субъективные личностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам

индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия

Социометрический тест Дж. Морено позволяет выявить

систему конструктов, которой активно пользуется индивид для ориентировки в предметной и социальной сфере

* субъективные личностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам

потенциальное богатство оттенков самоописания и возможность анализировать самоотношение

Межличностные отношения – это

индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения

* субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири имеет основные шкалы:

независимость – зависимость, дружелюбие – враждебность

* доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность

доминирование-подчинение, эмоциональность-аналитичность

Б. Бейлз поведение члена группы оценивает в трехмерном пространстве, образованном тремя осями:

* доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность

независимость – зависимость, дружелюбие – враждебность, эмоциональность-аналитичность

Типы отношения к окружающим: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический

рассматриваются в опроснике описания поведения К. Томаса

* рассматриваются в методике диагностики межличностных отношений Т. Лири

выявляются в социометрическом тесте Дж. Морено

Опросник анализа семейный отношений (АСВ) разработан

Т. Лири

Дж. Морено

* Э. Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом

Опросник анализа семейный отношений (АСВ) имеет варианты для

супружеских пар и одиноких родителей

для семей с детьми и бездетных пар

* для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет и для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года

Целью тест-опросника родительского отношения (ОРО) является

* выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними

определение стиля семейного воспитания

выявление системы ожидания родителей по отношению к ребенку

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) включает следущие шкалы:

принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, толерантность, адекватность

принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, терпимость, направленность

* принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник

Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда используется для

определение стиля семейного воспитания

выявление системы ожидания родителей по отношению к ребенку

* для изучения эмоциональных компонентов отношений личности

Методика «Рисунок семьи» — это

* группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений

группа проективных методик для оценки стиля воспитания

группа проективных методик для оценки готовности ребенка к школе

Социометрический тест Дж. Морено

* применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования

применяется для выявления родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними

Социометрическая процедура может иметь целью:

измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры

выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

* оба ответа верны

Социометрическая методика проводится

* групповым методом

индивидуальным методом

и групповым и индивидуальным методом

Социограмма — это

взаимный положительный или отрицательный выбор представленный в таблице

* графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий

общая схема действий при социометрическом исследовании

Опросник описания поведения К.Томаса

предназначен для измерения степени сплоченности-разобщенности в группе;

* предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации

К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

договоренность, адекватность, толерантность

компромисс, приспособление, избегание

* соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество

Тесты достижений выявляют

* степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками

достижения одного испытуемого по сравнению с другими

психологическую готовность к школе

Различают следующие виды тестов достижений:

проективные, бланковые

* устные, письменные, тесты действия

рисуночные, письменные, комбинированные

Тесты действия предназначены для

оценки умения выполнения инструкций

выявления навыков выполнения заданий

* выявления умений выполнять действия с механизмами и материалами, инструментами

Области применения тестов достижений –

* образование, профессиональная сфера

спорт, профессиональная сфера

семейные отношения, профессиональная сфера

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванной выявляет

насколько ребенок готов к школе

* насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия

степень сплоченности-разобщенности в группе

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванной имеет

* две параллельные формы

не имеет параллельных форм

имеет три параллельные формы

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванной включает следующие субтесты:

* исполнение инструкций; арифметические задач; дополнение предложений; определение сходства и различия понятий; числовые ряды; установление аналогии; символы

арифметические задач; дополнение предложений; определение сходства и различия понятий; числовые ряды; исключение лишнего; символы

Школьный тест умственного развития (ШТУР) включает следующие субтесты:

исполнение инструкций; арифметические задач; дополнение предложений; определение сходства и различия понятий; числовые ряды; установление аналогии; символы

осведомленность, аналогии, исключение лишнего, невербальный блок

* осведомленность 1, осведомленность 2, аналогии, классификации, обобщения, числовые ряды

Школьный тест умственного развития (ШТУР) позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися учебными циклами:

физико-математическим, гуманитарным, физиологическим

физическим, математическим, гуманитарным

* физико-математическим, естественно-научным, общественно-гуманитарным

Развитие — это

* процесс изменения и адаптации, содержащий в себе рост, созревание и научение

сложный процесс, который предъявляет учащимся различные требования к их психическим и физическим возможностям

Школьный тест умственного развития (ШТУР) является

индивидуальным

* групповым

и групповым и индивидуальным

Тест АСТУР был разработан для

* диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов

профориентации старших школьников

диагностики умственного развития старшеклассников

При обработке результатов по методике АСТУР можно выявить

* общий балл, отражающий уровень умственного развития; индивидуальный тестовый профиль испытуемого; данные о преобладании вербального или образного мышления

данные о преобладании вербального или образного мышления; коэффициент интеллекта IQ

Тесты критериально-ориентированные — это тип тестов

* предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия

предназначенных для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий

Различают следующие разновидности критериально-ориентированных тестов

тесты мотивации и аффиляции

детские и взрослые

* гомогенные и гетерогенные тесты

Гомогенный тест – это тест

* задания которого сконструированы на одной или аналогичной содержательной и логической основе

задания которого сконструированы с учетом возрастных особенностей испытуемого

задания которого сконструированы с учетом дифференциации логической структуры

Для критериально-ориентированных тестов

нормативная группа испытуемых обязательна

ТЕСТ _ПСИХОДИАГНОСТИКА — Стр 3

* нормативная группа испытуемых не является необходимой

нет правильного ответа

Для критериально-ориентированных тестов как правило используется

нормативная (или стандартная) шкала

оценочная шкала

* шкала процентов с выбранным одним (или несколькими) критериальным баллом

Результаты критериально-ориентированного тестирования могут быть использованы для:

оценки итогового уровня обученности испытуемого, соответствия этого уровня государственным образовательным стандартам

* оба ответа верны

отбора студентов, достигших необходимого уровня обученности, в том числе и профессиональной компетенции

Принципы при отборе задач для критериально-ориентированных тестов

* должны дифференцировать испытуемого; должны быть разными по трудности

должны захватывать как можно более широкий круг сфер деятельности; должны быть нарастающими по трудности

должны иметь гендерные различия; должны быть нарастающими по трудности

Б. М. Теплов дал следующее определение способностей

это предрасположенность к определенному виду деятельности, существует только в соответствующей конкретной деятельности человека

* это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам

это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности

Е. А. Климов выделяет следующие специальные способности

творческие, прикладные, математические, административные, педагогические

творческие, гуманитарные, технические, прикладные, организаторские

* художественные, литературные, математические, педагогические, организаторские, технические

Ф. Гальтон дал следующее определение общей одаренности.

* интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим

общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях

Общие способности – это

система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности

* такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности

Специальные способности – это

такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности

предрасположенность к определенному виду деятельности, существует только в соответствующей конкретной деятельности человека

* система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности

Факторная теория личности Р. Б. Кэттелла

* основана на теории черт и построения на их основе личностного профиля

является двухфакторной моделью анализа

основана на многофакторном анализе, позволившем оперировать групповыми факторами

Теория Г. Ю. Айзенка

основана на теории черт и построения на их основе личностного профиля

* построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств

является двухфакторной моделью анализа

В структуре личности выделяет Дж. Гилфорд три сферы:

креативности, интеллекта и эмоциональную сферу

интеллекта, общих способностей и специальных способностей

* способностей, темперамента и гормическую сферу

Факторная модель структуры интеллекта создана

Г. Ю. Айзенком

* Дж. Гилфордом

Р. Б. Кэттеллом

Многофакторный анализ в психологию ввел

* Л. Тэрстоун

Ч. Спирмен

Дж. Гилфорд

Тесты способностей – это

* группа тестов, направленных на выявление определенных групп качеств, которые в качестве профессионально важных определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности

группа тестов, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками

Креативность — это

система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности

* уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности

предрасположенность к определенному виду деятельности

Конвергентное мышление – это

* способность правильно и быстро находить единственно верное решение; основная составляющая психометрического интеллекта

система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности

процесс выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта.

Дивергентное мышление — это

способность правильно и быстро находить единственно верное решение; основная составляющая психометрического интеллекта

уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности

* процесс выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта

По мнению В.Н.Дружинина креативность и интеллект

* являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга

являются созависимыми факторами

являются статичными факторами и остаются неизменными на протяжении жизни человека

Особенностями методики креативного поля Д. Б. Богоявленской являются следующие принципы:

долговременность; позитивность; поступательность

* отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов; отсутствие потолка; эксперимент не может быть кратковременным

точность; широта; избирательность

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности,

* уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы

стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников

часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом

уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы

внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью

* стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников

Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности

* часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками

стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников

внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей

часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками

уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы

* внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью