Тест № 1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

Уважаемый друг! Просим вас принять участие в нашем исследовании. Результаты исследования будут использованы исключительно в научных целях. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос, выбрать вариант ответа или написать свой собственный вариант ответа.

  1. Состав Вашей семьи:
    1. Отец, мать, и Вы,
    2. Отец, мать и дети,
    3. Отец и Вы,
    4. Отец и дети,
    5. Мать и Вы,
    6. Мать и дети,
    7. Отсутствие родителей,
    8. Кто-то еще.
  2. К какой категории вы относите семью, в которой вы выросли:
    1. Богатые,
    2. Обеспеченные,
    3. Скорее обеспеченные, чем нет,
    4. Малообеспеченные,
    5. Бедные, неимущие.
  3. Можете ли Вы сказать, что Ваши родители являются для Вас образцом?
    1. Да, могу это твердо сказать,
    2. Да, могу, но далеко не во всем,
    3. Нет, не могу,
    4. Затрудняюсь ответить.
  4. Что характерно для семьи в которой Вы выросли?
    1. Каждый живет сам по себе, Вы испытываете одиночество,
    2. Жесткий контроль родителей за детьми,
    3. Важные семейные проблемы решаются сообща,
    4. Родители, в общем-то, заботятся о детях,
    5. Решающее слово за главой семьи.
    6. Доверие и взаимопомощь, имеете возможность поделиться своими проблемами,
    7. Ничто из перечисленного не характерно для нашей семьи,
    8. Затрудняюсь ответить.
  5. Случаются ли в вашей семье конфликты?
    1. да,
    2. нет.
  6. Что является причиной конфликтов (отметьте все возможные варианты)?
    1. Отсутствие взаимопонимания между родителями,
    2. Отсутствие взаимопонимания между Вами и родителями,
    3. Плохое поведение детей,
    4. Совершение правонарушения одним из членов семьи,
    5. Злоупотребление спиртными напитками одним из членов семьи,
    6. Отсутствие денег,
    7. Что-то еще ______________________________________________
  7. Каким образом родители реагируют на Ваши проступки:
    1. Реагируют отрицательно, с применением силы,
    2. Реагируют отрицательно, но не бьют,
    3. Не реагируют,
    4. Нет единства между оценкой проступка у родителей,
    5. Затрудняюсь ответить,
    6. Как-то еще _______________________________________________
  8. Как часто в свободное время Вы:

Вид занятия

Почти каждый день

1−3 раза в месяц

Практически никогда

8.1 Читаете художественную литературу

8.2 Смотрите ТВ, видео

8.3 Посещаете дискотеки, вечеринки

8.4 Ходите в кафе, рестораны

8.5 Проводите свободное время с друзьями

8.6 5 Проводите свободное время с родителями

8.7 Ничего не делаете

  1. Какие кружки Вы можете посещать в Вашем учебном заведении или в городе?
    1. Художественной самодеятельности (вокал, танцы, оркестры, художественное слово),
    2. Театральные студии,
    3. Художественного творчества (живопись, лепка, резьба и т. д.),
    4. Фотокружок,
    5. Технического творчества,
    6. Другие (какие именно) ______________________________________
  2. Какие спортивные секции вам предлагали посещать в вашем Учебном заведении или в городе?
    1. Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т. д.),
    2. Спортивных единоборств (бокс, борьба, и т. д.),
    3. Традиционных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжи, спортивное ориентирование, стрельба из лука и т. д.),
    4. Игровые (шахматы, шашки и т. д.),
    5. Другие, какие именно ____________________________________
  3. Какие из названных дружков и секций вызывают у вас интерес?
    1. Посещаете постоянно,
    2. Посещаете иногда, посещали и перестали,
    3. Хотели бы посещать.
  4. Предпочитаете ли Вы дворовые компании, компании подъезда работающим кружкам и секциям?
    1. Да,
    2. Нет.
  5. Какие бы виды досуга, секции, кружки вы хотели бы иметь в вашем учебном заведении, в городе?_________________________________________________
  6. Если совершали правонарушение, то оно:
    1. Было добровольным,
    2. Совершено под чьим-то влиянием,
    3. Затрудняюсь ответить.
  7. Употребляете ли вы алкогольные напитки:
    1. Не употребляю,
    2. Употребляю редко,
    3. Выпиваю часто.
  8. Употребляете ли вы наркотические средства:
    1. Не употребляю,
    2. Были единичные случаи употребления,
    3. Употребляю постоянно.
  9. Чего бы больше всего вы хотели добиться в жизни?
    1. Семейного счастья,
    2. Богатства,
    3. Власти,
    4. Славы,
    5. Покоя и возможности ни во что не вмешиваться,
    6. Сделать карьеру,
    7. Стать квалифицированным специалистом,
    8. Принести пользу человеку,
    9. Затрудняюсь ответить.
  10. Насколько вы удовлетворены:

удовлетворен полностью

удовлетворен частично

не удовлет-ворен

затрудняюсь ответить

взаимоотношения с родителями

взаимоотношения с одноклассниками

взаимоотношения с другими сверстниками

успеваемостью

своей внешностью

Своим материальным достатком

  1. Кто тот человек, словам которого Вы больше всего доверяете?
    1. Близкий друг,
    2. Член вашей семьи,
    3. Знакомый, с которым вы учитесь,
    4. Известный человек,
    5. Другое,
    6. Затрудняюсь ответить.
  2. Счастливы ли Вы? ____________________________________________________

Тест № 2: Исследование внимания методом анкетирования

Отметьте значком «+» согласие и значком «-» — несогласие.

1.Способны ли Вы выдерживать большие умственные нагрузки в течение дня и сохранять высокую работоспособность?

2. Всегда ли Вы успеваете слушать преподавателя, следить за доской и делать записи в тетради во время объяснения нового материала?

3. Вы не всегда выполняете с большой охотой домашние задания по всем предметам?

4. Можете ли Вы сосредоточенно выполнять умственную работу при наличии помех?

5. Если условия задачи включают в себя большое количество данных, можете ли Вы решать ее в уме?

6. Сразу ли Вы переключаетесь на другой предмет после выполнения контрольной работы (диктанта)?

7. Можете ли Вы в конце рабочего дня заниматься с той же активностью и продуктивностью, что и в начале?

8. Способны ли Вы совершать несколько видов деятельности, каждая из которых требует сосредоточения внимания?

9. Случалось ли так, что Вам было неинтересно на уроке?

10. Легко ли Вы концентрируете свое внимание на работе, если она Вам неинтересна?

11. Когда учитель читает текст во время диктанта, нуждаетесь ли Вы в неоднократных повторениях громоздких синтаксических конструкций?

12. Нравится ли Вам работа, которая требует частого и быстрого перехода от одной операции к другой?

13. Часто ли Вы отвлекаетесь на занятиях, слушаете учителя невнимательно?

14. Трудно ли Вам успевать делать записи в тетради во время объяснений учителя?

15. Всегда ли Вы остаетесь довольны получаемой отметкой?

16. Трудно ли Вам сосредоточиться на скучной, мало привлекательной работе?

17. Легко ли Вам при работе с географической картой одновременно фиксировать внимание на большом числе объектов, на их свойствах и обозначениях?

18. способны ли Вы легко и быстро привыкнуть к характеру и требованиям нового преподавателя, к новым условиям жизни и деятельности?

Тест № 2. Обобщение

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними об­щего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие при­знаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с номером задания.

Примеры:

1. Ель — сосна. Правильным ответом будет: «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

2. Дождь — град. Правильным ответом будет: «осадки». Это слово и следует записать.

Набор заданий

1. Европа — Австралия

2. Жидкость — твердое тело

3. Почки — желудок

4. Деление вычитание

5. Лиссабон — Луанда

6. Феодализм — социализм

7. Нос — глаз

8. Алгебра — геометрия

9. Сила тока — напряжение

10. Предательство — трусость

11. Государство — церковь

12. Землетрясение — смерч

13. Мастерская — мануфактура

14. Водохранилище — арык

15. Роман-рассказ

16. Температура — атмосферное давление

17. Реформа — революция 18. Спора-семя

19. Метафора — аллегория

Тест № 6. Изучение уровня притязаний и самооценки школьника

Ход выполнения задания.

1. В классе провести наблюдение за учеником во время уроков. Со­средоточить внимание на соотношении проявлений ученика с внешней си­туацией.

2. Заполнить протокол. Перед уроком, на котором будет вестись на­блюдение за проявлением самооценки, следует познакомить учителя с про­токолом наблюдения его, если возможно, вызвать испытуемого для ответа у доски и с места, дать оценку ответам, последить за поведением испытуемых, и, если возникает необходимость, сделать им замечание.

ПРОТОКОЛ наблюдения за проявлением самооценки и уровня притязаний ученика _____ класса, ________ школы

Дата «___» _____________

урок (предмет, тема) Ф.И.О. студента_____

Факультет _______________________________ Группа _

1. Во время выполнения задания, ответов на вопросы выбирает за­дания:

а) трудные;

б) средние;

в) легкие.

Выполнив задания:

а) стремится обратить на себя внимание учителя, не проверив пра­вильности его выполнения;

б) проверив правильность выполнения задания, принимается за сле­дующее;

в) ничего не делает; Затрудняясь выполнить задание:

а) нервничает, спрашивает, правильно ли записаны все условия, берет­ся за следующие;

б) еще и еще раз старается выполнить именно это задание;

в) обращается за помощью к учителю, товарищам, списывает или от­казывается выполнять;

2. Во время объявления оценок ожидает:

а) с нетерпением;

б) спокойно; :;

в) явно боится оценки; Если с оценкой не согласен:

а) бурно выражает недовольство;

б) выражает несогласие обоснованно, аргументировано;

в) воспринимает оценку как должное, но явно огорчен; Сравнивая оценку с оценками товарищей:

а) радуется, если его оценки выше;

б) радуется не только за себя, но и за товарищей;

в) к оценке товарищей равнодушен;

3. Если учитель делает замечание ученику:

а) не соглашается с учителем, считает, что виноват кто-то другой или не только он. Может вступить в спор с учителем.

б) правильно реагирует на замечания;

в) старается замечаний избежать, но любое замечание учителя классу воспринимает в свой адрес.

4. Во время фронтального опроса:

а) старается всегда поднимать руку, даже если не вполне уверен в от-

вете;

б) поднимает руку, только если уверен в правильности своего ответа;

в) руки не поднимает, даже если знает ответ.

Тест № 7. Изучение самооценки личности по отношению к ее идеалу

В каждом столбике отметьте знаком «+» качества, которые, на ваш взгляд, являются хорошими, высокоположительными, т. е. должны быть присущи их идеалу, затем отметьте знаком «v» («галочка») которые на ваш взгляд, имеются у вас.

авторитетность ласковость страх

аккуратность любопытство самостоятельность

бережливость легковерие сдержанность

вдумчивость медлительность сострадательность

вежливость мужественность стыдливость

великодушие мечтательность точность

вспыльчивость мстительность терпеливость

восприимчивость настойчивость трусость

важность нежность уравновешенность

гордость нервозность увлекаемость

грубость нерешительность уступчивость

гостеприимство несдержанность упорство

доброта опрятность фантазия

жадность отвага хвастовство

жизнерадостность обидчивость холодность

жестокость отзывчивость целеустремленность

зависимость принципиальность щедрость

застенчивость подозрительность щепетильность

злопамятность постоянство эгоизм

искренность радушие энтузиазм

красноречие решительность чувство юмора

капризность равнодушие

Тест № 8. Исследование самооценки (методика Дембо — Рубинштейн в модификации т.М. Габриял)

Метод оценки человеком своего счастья был предложен американ­ским психологом Т. Dembo (1962), в дальнейшем С.Я. Рубинштейн (1970) было включено еще три шкалы — здоровье, умственное развитие, характер. Для упрощения работы Т.М. Габриял (1972) предложил градацию шкал. Для исследования самооценки представлены 4 «лестницы». Укажите ступень каждой лестницы, которая соответствует вашему мнению, уму, здоровью, характера, счастью.

1. Перед вами четыре «лестницы», соответствующие здоровью, умст­венному развитию, характеру и счастью. Выберете на каждой «лестнице» свою «ступеньку» и обведите кружочком выбранный пункт каждой «лестницы».

здоровье

умственное развитие

характер

счастье

самые здоровые

самые умные

с прекрасным характером

чрезмерно счастливы

очень здоровые

очень умные

с хорошим

очень счастливы

здоровые

умные

с неплохим

счастливые

более или менее

более или менее

с более или менее

более или менее

среднего здоровья

средние

с обычным

не очень

более или менее больные

неумные

с неважным

мало счастливые

больные

глупые

с плохим

несчастливые

очень больные

очень глупые

с очень плохим

очень несчастливы

самые больные

самы глупые

с тяжелым характером

самые несчастливые

2. Ответьте на вопросы:

1) Каких людей вы считаете здоровыми? Умными? С хорошим харак­тером? Счастливыми?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) Каких людей Вы считаете больными? Глупыми? С плохим харак­тером? Несчастливыми?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Как Вы понимаете здоровье? Ум? Характер? Счастье?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Почему Вы выбрали именно эту ступень лестницы «здоровье», «ум», «характер», «счастье»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5) Чего Вам не хватает, чтобы быть здоровым? Умным? С хорошим характером? Счастливым?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест № 9. Диагностика уровня социальной адаптации

Оцените степень выраженности данных качеств по пяти­балльной системе. Причем, 5 баллов — высокая степень проявления, 1балл — низ­кая, 3 балла — средняя степень их проявления.

1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений. (__)

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности. (__)

3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических и т. д.).

Разнообразие и глубина полезных интересов. (__)

4. Адективное отношение к педагогическим воздействиям, оказывае­мым взрослым. (__)

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллектив­ными интересами, уважать нормы коллективной жизни. (__)

6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников. (__)

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа. (__)

8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии. (__)

9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Спо­собность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении. (__)

10. Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккурат­ность, культура речи, вежливость).

(__)

11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, употребление не­цензурных выражений).(_)

Тест № 10 Метод измерения локуса контроля (модификация л. Радзи-ховского)

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, свя­зывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля. По­явление этого понятия в психологической литературе в первую очередь свя­зано с работами американского психолога Дж. Роттера. Роттер предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют кон­троль над значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интервальный и экстерн альный.

В первом случае (интернальности) человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности.

Во втором случае (экстернальности) человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случай­ность, давление окружающих, другие люди и т. д.

Вам предъявляется ряд высказываний. Если Вы с ними согласны, поставьте знак «+», а если не согласны, то знак «-».

1. Успех в работе больше зависит от стечения обстоятельств, чем от усилий и способностей человека.(__)

2. Хочешь расположить к себе людей — сам прояви к ним интерес.(__)

3. То, что со стороны кажется удачей, есть результат долгих усилий.(__)

4. Я чувствую, что очень мало влияю на то, что со мной происходит.(__)

5. Мои отметки больше зависят от обстоятельств, настроения учителя.(__)

6. От меня не зависит, будут меня уважать или нет.(__)

7. Я знаю свои недостатки и сумею с ними справиться.(__)

8. Выполнение моих желаний чаще зависит от везения, обстоятельств.(__)

9. То хорошее, что я делаю, оценивается всегда по достоинству.(__)

10. За поступки детей прежде всего отвечают родители.(__)

11. Я верю, что сумею осуществить свои планы.(__)

12. Думаю, что случай или судьба не играют роли в моей жизни.(__)

13.Я не строю долгих планов, все будет, как будет.(__)

14. Мои успехи зависят прежде всего от меня.(__)

15. Правильнее, чтобы ученик сам определил, что стоит учить, а что нет.(__)

16. Как правило, неудачное сочетание обстоятельств мешает успеху.(__)

17. Если я захочу, то смогу достичь того, что запланировал.(__)

18. В своих неприятностях я виноват сам.(__)

19. В моих неприятностях и неудачах виноваты другие.(__)

20. Кто не смог чего-то добиться, виноват в этом сам.(__)

21. Столкнувшись с трудностями, важно их преодолеть самостоятельно.(__)

22. Хорошие поступки все равно никто не замечает.(__)

23. Успех приходит случайно к тому, кому везет.(__)

24. Когда обстоятельства против меня, мне стыдно отступать.(__)

25. Если видишь несправедливость, ничего изменить нельзя.(__)

26. Человек, который надеется на других и ничего не делает сам, мне непри­ятен.(__)

Тест № 11. Изучение мотивации учебной деятельности школьников

Задание 1.

Внимательно прочитайте все пункты анкеты и подчеркните те из них, которые соответствуют его стремлению.

Примерное содержание анкеты:

Учусь потому, что…

1. Интересно

2. Хочу больше знать

3. Заставляют родители

4. Потом будет легче хорошо устроиться на работу

5. Все учатся

6. Нравятся учителя

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. Какой предмет хотел бы видеть в расписании чаще?(________________________)

2. Какой реже?(_____________________________)

3. Хотел бы уйти из лицея? Почему?(__________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

4. По каким предметам следует увеличить материал?(______________________________)

5. По каким предметам следует сократить материал?(_______________________________)

6. Какие предметы вообще не нужны?(___________________________________________)

Задание 3. Анкета «Школа».

Выберите вариант ответа:

Утверждения

Верно

Пожалуй, верно

Неверно

Ключ

1.У меня чаще бывает хорошее настроение

012

2. Мне трудно есть по утрам

210

З.Я иду в школу с удовольствием

|

012

4.Есть учителя, которых я по-настоящему боюсь

210

5.Если бы можно было, я не хо­дил бы в школу

210

6.На каникулах я становлюсь совсем другим

210

7.Я хотел бы, чтобы моя семья переехала в такое место, где меня никто не знает

210

8.Большинство моих друзей -мои одноклассники

012

9.У меня не меньше друзей, чем у других

012

10.Иногда я прогуливаю уроки

210

11 .Я понимаю новый материал медленнее, чем другие ученики

210

12.Я считаю себя способным человеком

012

13.Бывало, я не мог заставить себя идти в школу

210

14.Среди учителей есть хоро­шие, понимающие люди

012

15.Есть учителя, которые меня не выносят

210

16.Я очень отличаюсь от других учеников

210

17.Некоторые люди в моем клас­се были в меня влюблены (или влюблены сейчас)

012

18.Я никогда не влюблялся в одноклассницу (одноклассника)

210

19.Надо мной смеются чаще, чем над другими в школе

210

20.Уже в понедельник я мечтаю, чтобы скорее пришло воскресенье

210

21 Иногда я не могу уснуть из-за того, что случилось в школе

210

22.Я советуюсь с родителями, если в школе что-нибудь не так

012

Задание 4. Методика неоконченных предложений.

Завершить следующие фразы:

1. Если бы я был учителем …_______________________________________________

2. Когда я слышу слово «школа» …_______________________________________________

3. Ученики, с которыми я учусь … ________________________________________________

4. В школе мне больше всего нравится … _________________________________________

5. Когда меня нет, мои учителя … ________________________________________________

6. Моя школа … _______________________________________________________________

7. Считаю, что большинство учеников…___________________________________________

Тест № 12. Описание индивидуальных особенностей учебной деятель­ности (Г. Клаус)

Выберите вариант ответ:

Параметр сравнения

Позитивный тип

Негативный тип

Скорость

Быстро

Легко, без труда

Прочно, устойчиво во времени

Легко переучивается

Обладает гибкостью

Медленно

С трудом, напряженно, тяжело

Поверхностно, мимолетно, быстро забывает С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, косно­стью

Тщательность

Добросовестно

Аккуратно

Основательно

Халатно

Небрежно

Поверхностно

Мотивация

Охотно

Добровольно

По собственному убеждению

Активно, включение,

увлеченно

Старательно, усердно, изо всех сил

Неохотно

По обязанности

Под давлением

Пассивно, вяло, безучастно

Нерадиво, лениво

Регуляция действия

Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно

Несамостоятельно

Подражая

Бесцельно, бессистемно, без плана

Периодически, неустойчиво

Когнитивная организация

Осознанно, с пониманием

Направленно, предвидя последст­вия Рационально, экономно

Механически, не понимая, методом проб и ошибок

Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно

Общая оценка

Хорошо

Плохо

Тест № 13. Методика определения преобладающего типа темпера­мента

Определите наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами 1,2,3,…, расположенными в столбик, поставьте (+) или (-).

Флегматик

1.Спокойный и хладнокровный.

2. Последователен и обстоятелен в делах.

3. Осторожен и рассудителен.

4. Умеешь ждать

5. Молчалив и не любишь попусту болтать.

6. Обладаешь спокойной, размерной речью, с остановками, без резко выра­женных эмоций, жестикуляции и мимики.

7. Сдержан и терпелив.

8. Доводишь начатое дело до конца.

9. Не растрачиваешь попусту сил.

10. Строго придерживаешься выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаешь порывы.

12. Мало восприимчива к одобрению и порицанию.

13.Незлоблив, проявляешь снисходительно отношение к колкостям в свой адрес.

14. Постоянен в своих отношениях и интересах.

15. Медленно включаешься в работу и переключаешься с одной работы на другую.

16. Ровен в отношениях со всеми.

17. Любишь аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаешься к новой обстановке.

19. Инертен, малоподвижен, вял.

20. Обладаешь выдержкой.

Сангвиник

1. Весел и жизнерадостен.

2. Энергичен и деловит.

3. Часто не доводишь начатое дело до конца.

4. Способен быстро схватывать новое.

5. Неустойчив в интересах и склонностях.

6. Легко переживаешь неудачи и неприятности.

7. Легко приспосабливаешься к разным обстоятельствам.

8. Склонен переоценить себя.

9. С увлечением берешься за новое дело.

10. Быстро остываешь, если дело перестанет интересовать тебя.

11. Быстро включаешься в новую работу и быстро переключаешься с одной работы на другую.

12. Тяготишься однообразием, будничной кропотливой работой.

13. Общителен и отзывчив, не чувствуешь скованности с новыми для тебя людьми.

14. Вынослив и работоспособен.

15. Обладаешь громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми теста­ми, выразительной мимикой.

16. Сохраняешь самообладание в неожиданной сложной обстановке.

17. Обладаешь всегда бодрым настроением.

18. Быстро засыпаешь и пробуждаешься.

19. Часто не собран, проявляешь поспешность в решениях.

20. Склонен иногда как бы скользить по поверхности, отвлекаться.

Холерик

1. Неусидчив, суетлив.

2. Невыдержан, вспыльчив.

3. Нетерпелив.

4. Резко и прямолинеен в отношениях с людьми.

5. Решителен и инициативен.

6. Упрям.

7. Находчив в споре.

8. Работаешь рывками.

9. Склонен к риску.

10. Незлопамятен и необидчив.

11. Обладаешь быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью.

12. Неуравновешен и склонен к горячности.

13. Агрессивный забияка.

14. Нетерпим к недостаткам.

15. Обладаешь выразительной мимикой.

16. Способен быстро действовать и решать.

17. Неустанно стремишься к новому.

18. Обладаешь резким, порывистым движениям.

19. Настойчив в достижении поставленной цели.

20. Склонен к резким сменам настроения.

Меланхолик

1. Стеснителен и застенчив.

2. Теряешься в новой обстановке.

3. Затрудняешься установить контакт с незнакомыми людьми.

4. Не веришь в свои силы.

5. Легко переносишь одиночество.

6. Чувствуешь подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонен уходить в себя.

8. Быстро утомляешься.

9. Обладаешь слабой тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаешься к характеру собеседника.

11. Впечатлителен до слезливости.

12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.

13. Предъявляешь высокие требования к себе и окружающим.

14. Склонен к мнительности.

15. Болезненно чувствителен, легко раним.

16. Чрезмерно обидчив.

17. Скрытен и необщителен, не делишься ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивен и робок.

19. Безропотно покорен.

20. Стремишься вызвать сочувствие и помощь окружающих.