Социализация индивида. Агенты социализации

Кафедра Политологии и социологии Контрольная работа по дисциплине: «Социология» на тему: «Социализация индивида.Агенты социализации» Выполнила: Проверила: УФА-2007 Содержание: Введение….3 1. Что такое социализация……… … 2. Агенты и условия социализации… 3. Механизмы социализации………… … 4. Активность и стратегия жизни личности……… … 14 Заключение …17 Список литературы…19 Введение Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру.

В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.

Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Что такое социализация

Понятие социализации. Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение «привнесенности» и «привноси мости»).

Если структурные процессы, определяющие взаимоположение субъектов, характеризуют развитие социальной структуры личности, то процесс социализации формирует ее в качестве полноценного субъекта деятельности.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).

8 стр., 3618 слов

§1. Развитие, социализация и воспитание личности

... направление, биосоциальное направление, понятие интеграции, понятие адаптации человека, саморазвитие личности, социализация, воспитание и формирование личности, А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, ... деятельностью, и возможностями их удовлетворения. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление, ...

В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества.

Это — «инкультурация», «аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»).

Первый из них указывает на «процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит»¹. Второй — на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры.

Третий термин означает перенос «внешних» форм опыта во «внутренний» план личности. Введение этих и других понятий в научный оборот объясняется недостаточностью или неполнотой смыслового содержания исходного понятия «социализация». Последнее не охватывало, например, когнитивные моменты культуры (знания, верования, ценности и пр.).

Не случайно поэтому американские культурные антропологи (Херсковиц, Клакхон и др.) предпочитали употреблять вместо него термины «инкультурация», «культурализация» и пр.² Основные тенденции и формы социализации. Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией.

Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.

Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира. Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.

По времени осуществления социализация подразделяется на первичную, продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и вторичную, происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию 1 Морфология культуры: Структура и динамика, м c. 387. 2 См.: Культурология.

ХХ век: Энциклопедия. c. 251. пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей.

Наряду с понятием «ресоциализаЦия» в научной литературе встречается также понятие десоциаЛизация, обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и пр.).

9 стр., 4247 слов

1. понятие о личности и групповом процессе 5

... анализ так называемых социально-психологических качеств личности. Социально-психологические качества личность приобретает в процессе социализации. [29] 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ 2.1 Понятие социализации Термин «социализация», не смотря на его ... функционировать в качестве члена общества [2]. Сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом ...

Структура процесса социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), УСЛОВИЯ И механизмы.

Стадии, или этапы, социализации. В науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе социализации. Большинство из них берут за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Разделим их условно на универсальные, охватывающий весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную социализацию личности. Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.

Так, по мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).

В концепции З. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и прежде всего сексуальными влечениями.

Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго. В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений); генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).

Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению.

Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

До 2 лет сенсомоторная стадия (формирование способности к сохраннению в памяти образов предметов окружающего мира); 2—7 лет предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений); 7—11 лет—стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами); 12—15 лет — стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

К числу универсальных следует отнести концепции Э. Эриксона и Л. Колберга.

Идеи З. Фрейда были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном. Он предложил ввести критерии психического развития Я, связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Становление личности не заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными: Доверие — недоверие — грудной возраст; Автономия — сомнение — возраст 1—2 лет; Инициатива — чувство вины — возраст 3—5 лет. Трудолюбие — неполноценность — младший школьный возраст (6—11 лет); Идентификация — диффузия — юность (12—18 лет); Интимность — одиночество — начало взрослого периода; Творческая активность — застой — средний возраст; Умиротворение — отчаяние — старость.

5 стр., 2412 слов

Социализация как фактор развития личности 3

... 1. Социализация как фактор развития личности 1.1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности……………...4 1.2. Стадии, способы и средства социализации личности………………..8 ... влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического ...

В основу выделения стадий социализации американский ученый Л. Колберг положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопереживанию (эмпатии).

Однако эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами.

Две первые стадии направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья стадия позволяет различать понятия о хорошем и плохом поведении. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой стадии у человека формируются нравственные убеждения.

Он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного совершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в том числе служение обществу, забота о ближних и Т. д. Эту стадию достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них. В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду.

Г. М. Андреева вслед. за другими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии.

Агенты и условия социализации

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов.

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается. Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих).

Это — экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

Механизмы социализации В научной литературе выделяют, прежде всего психологические механизмы социализации. Одним из первых это попытался сделать З. Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения — исключения, имитации, запрещения, замещение (подстановка), имитация и идентификация.

В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание «обобщенного другого происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли — это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение боли — фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям. Перейдем теперь к изложению основных моментов, характеризующих содержание концепций социализации: • социализация определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в дан ном обществе и определяющих степень ее включенности в систему социальных отношений; • социализацию необходимо рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, как типизацию, принятие правил поведения, типичных для данной общности (типизация); с другой — как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта (индивидуализация); • процесс социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация); • процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т. д.); • агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии; • в качестве механизмов социализации можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение).

5 стр., 2044 слов

Социализация личности. Этапы социализации личности

... Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. На протяжении всей жизни человек развивается как личность. ...

Активность и стратегия жизни личности

Социальная динамика личности имеет также «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в ее активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни.

Высшей формой активности личности в современном обществе выступает ее гражданская активность.

Активность и жизненная позиция личности.

Активность — деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося (девиантного) поведения.

Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования).

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это — способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций).

Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни.

Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию.

Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой. Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, по— рождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

9 стр., 4385 слов

Глава 1. Жизнь и творческая деятельность бодуэна де куртенэ

... России, но и в Западной Европе. Глава 1. Жизнь и творческая деятельность бодуэна де куртенэ 1.1. Казанская школа и ... XX века, наиболее интересный и продуктивный период его творческой деятельности. Его идеи стали активно развиваться в современном нам ... Бодуэн де Куртенэ не просто занимался научно-исследовательской и педагогической деятельностью. В разных городах и странах он организовывал научные ...

В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон. Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития.

Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности.

Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте Самореализации и свободного творчества. Активность и жизненная стратегия личности Понятие «стратегия жизни» относится к сознательным проявлениям человека, выступающего в качестве субъекта активности, поведения и деятельности.

С этим связана необходимость предварительного уточнения понятий «человек>, «индивидуальность>, «Индивид» и «личность» применительно к контексту планирования будущего. Стратегии жизни являются непосредственно деятельностным состоянием личности. Жизненные стратегии не являются единственным способом организации жизни личности. Наряду с ними в развитии личности «принимают участие» способы ведения жизни (форма, Уклад и стиль жизни); способы определения жизненных ситуаций (жизненная позиция и линия); способы описания жизни (Жизненная история, биография) и способы символического конструирования жизни (жизненные планы и сценарии).

Жизненные стратегии выступают объектом целого комплекса наук о человеке и обществе — социологии, психологии И Культурной антропологии.

Каждая из них изучает свой аспект (Сторону) жизненного мира личности. Психология рассматривает его психическую сторону, а также преимущественно личностный субъективно-значимый аспект и уровень организации социального.

Культурная антропология делает предметом своего исследования культурный аспект социального измерения жизненных стратегий, а также взаимоотношения личностного и культурного аспектов (исследовательское направление «культура-и-личность») Социология выделяет в качестве предмета своего изучения институциональный аспект (институциональные связи и закономерности) формирования и развития этих стратегий.

Жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека. Они являются в широком плане элементом деятельности (как сознательно регулируемой и адаптивно-адаптирующей активности человека) и непосредственно компонентом одной из под- систем деятельности — системы ориентирования личности. В системе ориентирования жизненные стратегии тождественны перспективному уровню деятельности человека. Они включают, с одной стороны, перцептивные (образные), смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а с другой — разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения.

11 стр., 5375 слов

Мечта уводит от жизни или ведет к жизненному пути?

... по пути к мечте — это очень достойное занятие. Вариант 3 Мечта в моём понимании — это самая главная цель в жизни человека. Достижение мечты зависит от ... и культуре. Знать жизненные принципы и законы стан. Понимать жизненные ценности и ... Средства для Интимной Гигиены Женщине Сочинение на тему «Моя мечта» — 5, 6 класс ... с лучшей стороны. Профессия пожарного или спасателя опасная, поэтому она требует ...

В качестве сферы приложения стратегий выступают конкретные жизненные события и ситуации. Приведем определение жизненных стратегий, наиболее полно выражающее их социологическую специфику. Это — динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте.

Она направляет и регулирует ее поведение в течение длительного времени. Жизненные стратегии личности различаются между собой по характеру ведущей ориентации или доминирующей форме активности. Они подразделяются нами на несколько типов: индивидуалистические, коллективистские и персоналистические стратегии, стратегии благополучия, успеха и самореализации. При этом каждому из указанных типов стратегического ориентирования личности соответствует та или иная модель жизненного поведения.

Всего можно выделить три таких модели — жизнеобеспечение, жизнестроительство и жизнетворчество. Анализ указанных типов стратегий и моделей их реализации на поведенческом уровне позволяет установить определенные связи зависимости и сформулировать на этой основе рабочие гипотезы. На разных стадиях формирования жизненных стратегий доминирующее значение приобретает тот или иной аспект их социального содержания: на стадии выбора и построения — социально-личностный и социально-культурный, а на стадии презентации — социально-организационный.

Гражданская активность личности. На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность — форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях; в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод); в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно — степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности. Гражданская активность личности противостоит формальной (декларированной) активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитарный режим.

Ее критерием является не внешняя лояльность режиму, как это имеет место в авторитарно-бюрократических системах, а сознательное, заинтересованное и Рационально-критическое отношение субъектов (индивидов, групп) к делам общества и государства; стремление оказывать влияние на выработку и реализацию решений, затрагивающих как их собственные (особенные), так и общественные интересы. В цивилизованном обществе гражданская активность личности не выходит за рамки, устанавливаемые законом (если последний не противоречит основополагающим правам граждан) и другими способами общественной регламентации (нравственными нормами, правилами, соглашениями и т. д.).

7 стр., 3461 слов

Развитие личности и жизненные кризисы

... теме: Развитие личности и жизненные кризисы  Задачи работы:              1. Рассмотреть понятия  “Личность“           & ... жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и еголичность предстает как функция результатов кризиса. Наконец, Альберт Бандурарассматривал личность ...

При этом наблюдается следующая тенденция: чем более развито общество в экономическом, политическом и культурном отношении, тем шире и Разнообразнее гражданская активность его членов.

Заключение

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями.

И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а » освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.

Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст. 1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. 2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. 3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Список литературы

: 1. Словарь терминов. Солодовников С.Ю гл.науч.ред.и сост изд-во ЛФЦП, 2002. 2. Социология. Учебник для вузов/ Воронцов А.В изд Союз СПб, 2003г. 3. Социология.

Основы общей теории: Учебник для вузов/Отв.ред.академик РАН Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев М.:Норма,2005 912с.