13. Психология характера

Психология характера.

С древних времён под характером подразумевались врождённые образования. Термин «характер» ввел Теофрат. А.Ф. Лазурский Х. отождествлял с понятием личности.

Ананьев: Х.- проявление личности, которое выражает жизненную направленность и проявляется в своеобразном образе действий.

Левитов: Х. – индивидуально качественное своеобразие психической черты человека, влияющее на его поведение.

Направленность – переживание избирательного отношения к деятельности, влияющее на неё. Основой направленности является мировоззрение. Формы направленности – интерес, внимательность, идеалы. Чувства являются сторонами характера в той мере, в которой они отражают отношение человека к действительности и влияют на личность.

В узком смысле Х. выражается в виде воли – сторона, которая отражает общие потребности и выражается в сознательной постановке цели, готовности её достичь.

Направленность регулирует и контролирует деятельность. Волевые процессы разнообразны: желание лежит в основе самоопределения личности. Намерение – это готовность действовать.

Волю нельзя сводить к Х., не каждый волевой процесс имеет характерологическое строение. Когда характеристики воли становятся устойчивыми, то они превращаются в черты характера.

По мнению С.Л. Рубинштена, любой действующий мотив поведения, который приобретает устойчивость, есть потенциальная будущая черта Х. «Х. – закреплённая в индивиде система генерализованных мотивов». Каждый мотив содержит отношение к действительности.

При определение Х. нужно исходить из двух моментов:

  1. Х. может быть определён по отношению к личности как к своему носителю.
  2. Х. может быть определён через его содержание как единство генерализованных мотивов, отношений и способов их осуществления. Генерализация происходит медленно, следовательно процесс формирования Х. длительный.

В Х. выделяют динамическую и содержательную стороны. Динамическая – скорость формирования, устойчивость, глубина, яркость и проявление. Содержательная – содержание мотивов, которые наполнены смыслом.

Ковалёв: Х. представляет собой целостное образование, психический склад личности. Но целое состоит из элементов, определить структуру, значит, выделить в характере основные компоненты и установить их взаимосвязь. При анализе структуры Х. содержание отношения личности к объективной деятельности должно выдвигаться на передний план, как ведущая сторона Х. Содержание Х. проявляется в форме индивидуальных эмоций, волевой или импульсивной активности, в виде сложившейся манеры поведения, привычек, динамических особенностей, поведения и деятельности.

21 стр., 10311 слов

Личность подчиненного. Психология управления его поведением и деятельностью

... характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображе­ния), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности. Личность ... психология изучает, прежде всего, человеческое поведение, обусловленное фактом включения людей в ... тождественны по содержанию: каждое из ...

Рубинштейн: Структура Х.: выделяют общий компонент (общепсихологическая характеристика Х.) и особенный компонент, обусловленный специфическими чертами деятельности, единичный компонент – качественное своеобразие индивида как нечто неповторимое и присущее только одному человеку.

Черты Х. связаны 3 типами связей:

  • Родство или близость черт, усиляющих друг друга
  • Отношения причинности черт
  • Родовая общность

Часто одни черты Х. доминируют над другими.

Рубинштейн выделяет несколько типов Х.:

  1. По отношению к другим людям (замкнутые и общительные)
  2. По отношению к вещам и деятельности
  3. По отношению к самому себе

Рибо ввел другую классификацию по соотношению активности и чувствительности:

  1. Преобладание чувствительности
  2. Апатичные
  3. Активные

Черта Х. отражает сущность какой-то стороны характера.Черта Х. – сложные индивидуальные особенности, показательные для человека и позволяющие с некоторой вероятностью предсказать его поведение. Каждая черта Х. — сплав динамических и содержательных свойств. Динамическая сторона проявляется в том, на сколько человек проявляет себя, что сказывается на деятельности. Содержательная сторона – система генерализованных мотивов. Динамические особенности развиваются во времени. Каждая из динамических характеристик соответствует содержательной.

Относительная самостоятельность сторон характера проявляется в наличии двух взаимодополняющих друг друга процессов генерализации мотивов:

  • Генерализация на основе типологических свойств. Различные условия деятельности активизируют свойства нервной системы, которые при систематической активизации преломляются через содержание деятельности и переходят в черты характера. Так формируются базовые черты. Этот процесс опирается на динамические особенности.
  • Содержание процесса генерализации — усвоение человеком, предъявляемых ему целей, идеалов, которые по логике воспитания должны формироваться у человека. Это путь формирования надстроечных черт. Процесс опирается на содержательные характеристики.

Базовые черты Х. формируются до 5 лет, надстроечные от 4 лет до смерти.

Схема процесса формирования черт Х. : 1. Поступок, 2. Повторение действия несколько раз. 3. Привычка (один и тот же поступок в разных ситуациях).

4. Черта Х.

Физиологические основы Х.:

Для понимания физиологической основы характера необходимо обратиться к работам И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, а особенно к его учению о свойствах и типах нервной системы. В своих работах он сближал понятие нервной системы с понятием темперамента. В основу классификации типов нервной системы Павлов положил:

1) силу основных нервных процессов — раздражительного и тормозного;

2) уравновешенность возбуждения и торможения;

15 стр., 7429 слов

Анатомия центральной нервной системы 2

... нервной системы человека; значение отделов нервной системы; влияние наследственности и среды на развитие нервной системы; значение процессов миелинизации и синаптизации для развития нервной системы и формирования психических процессов; ... дисциплины: Создание у студентов представления о нервной системе как морфофункциональной основе психической деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ооп: ...

3) подвижность этих процессов.

Сила нервной системы определяется как к раздражительному, так и к тормозному процессу. Согласно принципу силы нервной системы, Павлов противопоставляет меланхоликов, как представителей слабого типа сангвиникам и холерикам как типам сильным. Следующим принципом различения типов является принцип уравновешенности процессов возбуждения и торможения или способности уравновешивать процесс возбуждения процессом торможения. Надо отметить, что этот принцип первоначально был положен Павловым в основу его классификации типов. Он различал два крайних типа: возбудимый и тормозной и два центральных, уравновешенных. В свете последних исследований многих психологов надо отказаться от каких-либо попыток сравнивать темперамент как психическое свойство личности с типом нервной деятельности или нервной системы. То, что тип нервной системы — физиологическая основа темперамента, и при том однозначная, то есть, что темперамент физиологически зависит от типа нервной системы, не означает приравнивания темперамента к свойствам этого типа — темперамент характеризуется своими психологическими чертами. Помимо того, тип нервной системы лежит в основе не только темперамента, но и других психических свойств личности, а также психических процессов и состояний. Таким образом, говоря о физиологической основе характера, следует говорить не о темпераменте, который не является физиологической категорией, а о типе нервной системы. Павлов признает, что многое в его учении о типах нервной системы требует дополнительных исследований. Признавая все значение учения Павлова о свойствах и типах нервной системы, не следует слепо следовать этому учению — надо творчески развивать его, внося существенные карективы, а иногда и пересматривая проблематику этого учения. Тип, по Павлову, «основная характеристика» нервной системы, кладущая отпечаток на всю деятельность человека, конечно, тем самым является одной из основ характера. Но Павлов вместе с тем твердо и определенно разграничивал тип (нередко называвшийся им темпераментом) и характер. Под типом нервной системы следует понимать ее врожденные качества, а под характером — прежде всего то, что приобретено нервной системой под влиянием жизненного опыта и в первую очередь воспитания. Таким образом, тип нервной системы, является только одной из основ характера, но не является характером человека и не предопределяет его. Однако все те черты, которые приобретаются в течении жизненного опыта и которые, по взглядам И.П. Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми «данными» силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Наибольшее же значение для характера имеет воспитание и отсюда не унаследованный тип, а пластичность нервной организации. Именно на пластичности нервной системы основан характер как по преимуществу та организация нервных процессов, которая связана с влиянием среды.

Тип ВНД составляет основу темперамента и является динамической стороной Х. Тип ВНД –основная характеристика НС, которая накладывает отпечаток на на деятельность человека и является основой характера. Под типом НС понимаются врожденные наследуемые характеристики и качества, а под характером то, что приобретено прижизненно.Тип НС является только одной из сторон Х. и не предопределяет его в целом. Хотя черты, которые образуют характер формируются не на пустом месте, а связаны с врожденным типом (сила, уровень, подвижность).

14 стр., 6565 слов

Влияние типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков

... характер. Сведения о психофизиологических особенностях подростка, полученные в результате профдиагностики, помогут педагогическим коллективам рекомендовать ученику те профессии, которые наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервной системы. ... подростки 14-15 лет. Предметом исследования выступили тип нервной системы и профессиональное самоопределение подростков. Цель исследования заключается ...

Наибольшее значение имеет пластичность НС, на которой основывается организация нервных процессов, связанных с образованием реакций на воздействия среды. Наиболее интенсивно черты формируются в первые пять лет. После 14 лет формируются медленно.И уже после 18-20 лет ничего не меняется и не формируется.

Системность – основное свойство, выражающее тенденцию нервных связей к объединению или интеграции. Частным случаем проявления системности является динамический стереотип (по Анохину).

Формирование сильного характера следует понимать как выработку такого рода системности в коре больших полушарий, при котором не было бы ни одного одностороннего сопротивления стереотипа (шаблонности) ни чрезмерной податливости (неустойчивости).

В формировании Х. принимает участие вторая сигнальная система. Свойства Х. не предопределяют строго поведение человека, а образуют условия, при которых легче формируются одни формы поведения и труднее — другие. Сила процесса возбуждения образует условия для настойчивости, упрямства, выдержки, но не предопределяют цели, которым эти черты будут служить. Содержательная сторона Х. своим источником имеет общественные категории и формируются на базе норм, принятых в обществе.

Теории характера.

  1. Морфологические, конституциональные. Шелдон, Кречмер.

У Кречмера телосложение подразделяется на четыре типа: пикническое, атлетическое, лептосомное (астеническое) и диспластичное. Типичный пикник небольшого роста, полный, со сравнительно большим туловищем и короткими ногами, с округлой грудной клеткой, покатыми плечами и короткими конечностями. У человека атлетического телосложения туловище и конечности более пропорциональны, он имеет хорошо развитые кости и мускулы, широкие плечи и большие руки и ноги. Люди лептосомного (астенического) телосложения обычно имеют маленькое, по сравнению с ростом, тело. Они высокие и стройные со сравнительно узкой грудью, длинными ногами, продолговатым лицом и длинными тонкими руками и ногами. К людям диспластичного телосложения относятся все индивиды, которые обладают несовместимыми друг с другом признаками разных типов телосложения. Основанием такой классификации послужил широкий спектр всевозможных измерений внешности людей в совокупности с клиническими диагнозами, поставленными им экспериментатором.

Основным содержанием теории Кречмера является отношение, существующее между описываемыми им типами телосложений и двумя противоположными типами «темперамента» — циклоидным и шизоидным. Циклоидные индивиды проявляют такие личностные качества, которые в экстремальных случаях квалифицируются как циклическая, или маниакально-депрессивная, форма психического расстройства. При таком психозе пациент обычно движется из крайности в крайность — от возбуждения к депрессии, и наоборот. Шизоиды имеют склонность к шизофрении, характеризующейся крайней интроверсией и отсутствием интереса к своему окружению. Кречмер утверждает, что циклоиды обычно являются пикниками, в то время как шизоиды — лептосомами или реже людьми атлетического телосложения. Эта теория, созданная изначально для применения к различным формам психических расстройств, впоследствии была распространена на нормальных индивидов, не проявляющих личностных нарушений. Понятия «циклотимный» и «шизотимный» были созданы для обозначения этих двух нормальных биотипов. Циклотимные индивиды отличаются социальностью, дружелюбностью, оживленностью, практичностью и реалистичностью; шизотимные индивиды — отличаются спокойствием и замкнутостью, они более одинокие, робкие и молчаливые. Надо заметить, что эти признаки почти полностью соответствуют экстраверсии и интроверсии, описанной Юнгом.

11 стр., 5090 слов

Черты характера. Проблема типологии черт

... типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самим себе. Выделение черт в характере используется для диагностики ... доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие. Третью группу черт характера составляют те черты, выражающие отношение человека к самому себе. Именно к этой группе относятся ...

Более современной является система конституциональной типологии, разработанная Шелдоном и его сотрудниками. Отличительной особенностью этой системы является то, что каждый индивид оценивается по 7-балльной шкале в отношении каждого из трех типов телосложения и трех соответствующих типов темперамента.

Три компонента телосложения были найдены и определены посредством подробного исследования фотографий 4000 юношей, являющихся студентами колледжей. Как показано на рисунке 33, каждый индивид был сфотографирован в обнаженном виде в одной и той же позе спереди, сбоку и со спины. Затем к трем компонентам телосложения, зафиксированным таким образом, методом проб и ошибок были подобраны соответствующие антропометрические параметры. Измерения проделывались непосредственно на фотографиях с точечной разметкой.

Одновременно производился поиск и определение основных черт темперамента. Прежде всего ученые составили список из 650 предполагаемых, из описанных в литературе черт темперамента, большая часть которых находилась в пределах контекста, связанного с интроверсией — экстраверсией. После того как исследователи добавили к этому списку несколько черт, известных им по собственному опыту, преобразовали их и выделили главное, список удалось сократить до 50 черт, которые, как представлялось, вбирали в себя все существенные свойства темперамента. Затем члены группы, состоявшей из 33 молодых людей, большинство которых являлось студентами-выпускниками и преподавателями, получили оценки по 7-балльной шкале в соответствии со степенью развития каждой из этих 50 черт. Соответствующие оценки основывались на сериях, состоявших из 20 интенсивных интервью, проведенных экспериментатором в течение года и дополненных ежедневными наблюдениями. Все 1225 межрейтинговых взаимозависимостей были математически обработаны. Анализ получившейся корреляционной таблицы показал, что все черты темперамента присущи трем основным группам, при этом результаты тестов внутри каждой такой группы положительно коррелируют между собой, а с результатами тестов, относящихся к другим группам, коррелируют отрицательно. На этом этапе решили оставить только те черты, или пункты, которые имели положительную корреляцию 0,60 или более с другими свойствами внутри своих групп и отрицательную корреляцию 0,30 или более с чертами, относящимися к другим группам. В результате из первоначальных 50 черт остались лишь 22. В ходе дальнейших исследований с привлечением новых испытуемых исследователи сделали ряд уточнений и добавили к оставленным 22 чертам темперамента другие, которые так же удовлетворяли приведенному выше корреляционному критерию. В своем конечном виде шкала стала состоять из 60 черт, по 20 в каждой группе.Каждый индивидуальный соматотип описывается тремя числами, представляющими его рейтинги по шкалам эндоморфности, мезоморфности и эктоморфности.

  1. Теории биологизаторские (Левитов, Рубинштейн, Ковалёв)

Н.Д. Левитов определяет понятие характера в двух значениях: в более широком, и более узком. Эти определения характера дополняют друг друга. В широком смысле слова «под характером надо понимать совокупность существенных и качественно своеобразных черт личности, влияющих на поведение и поступки человека». Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеется в виду не вся личность, а только ее существенные или стержневые черты. Характеризовать личность всегда означает нечто в ней выделить, дать не сумму ее качеств, а лишь выдающиеся ее черты. Эти черты, формирующиеся в общественных отношениях и отличающие данного человека от других людей, структурно целостны, то есть представляют собой известное единство и проявляются в деятельности человека. Глубина и проницательность в познании характера человека проявляется, прежде всего, в открытии стержневых черт личности, причем эти черты, как бы они не казались разнообразными, а иногда и противоречивыми, образуют не агрегат, не комплекс, а органическое целое. В строгом, или собственном смысле слова характер, по Левитову, определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. При более узком определении характера Левитов выделяет в качестве основы характера направленность и волю, причем самое существенное значение для характера, по мнению Левитова, имеет направленность характера. Нельзя определить характер человека, не зная, какие цели, ставит перед собой этот человек и насколько эти цели важны с общественной точки зрения. Многими отечественными психологами направленность, выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

Б.М. Теплов подчеркивает, что характер проявляется «как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет», причем далее разъясняет: «Характер человека, прежде всего, определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах».Все то, что здесь названо сознательным выражением отношения человека к окружающему и к самому себе, входит в направленность.

3. Идеологические теории Дихтея – Шпранглера.

В рамках этого подхода поднимается проблема духовных ценностей в образовании характера. Но понимание характера остается прежним – психическая индивидуальность. Представители данного подхода Шпрангер и Робэк.

«Тормозная» теория Робэка. Он рассматривает характер как имманентную (устойчивая) психофизическую предрасположенность субъекта к торможению инстинктивных импульсов (самосохранение, стяжательство, воля к власти, сексуальность) на основе врожденного, регулятивного принципа: интуитивного (дает высочайший тип характера), этического, эстетического, религиозного, социально-юридического, физического (последний дает самый низкий тип характера).

Женщина тормозит свои инстинктивные импульсы сильнее, чем мужчина. Робэк рассматривал 3 фазы личности: когнитивную, аффективную и волевую.

Э. Шпрангер рассматривал характер как имманентную предрасположенность субъекта к определенной форме восприятия и деятельности (эстетической, практической и др.).

Шпрангер развивал взгляды В. Дильтея, который считал, что психику человека можно только понять, но нельзя исследовать естественнонаучным методом, а также Рикерта. Задача психологии состоит, по мнению Дильтея, в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций человека, а этого можно достичь не путем объяснения, а только методом понимания. Психика объявлялась проявлением самовыдвижения духа.

Основные положения понимающей психологии Шпрангера:

1) психическое развивается из психического;

2) психическое сводится к интуитивному пониманию “модулей действительности жизни”, при этом Шпрангер подчеркивал, что речь идет не о сопереживании, а о понимании;

3) не следует искать каких-нибудь объективных причин развития человеческой личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями, с культурой общества. Духовную же ценность Шпрангер понимал как свойство духа.

Шпрангер считал, что главное в личности – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию.исходя из этого, Шпрангер выделил 6 форм (типов) познания мира. Он называл их “формами жизни”. Ценностная ориентация, которая существует у каждого человека, является продуктом общей ценностной ориентации человечества, “культурного состояния человечества”.

Типы характеров:

1. Теоретический человек – это тот, который стремится к познанию. Познание закономерностей, познание сущности мира, познание отношений людей является для него ведущим. Жизнь презентируется для него в виде «веера ценностных ориентаций».

2. Экономический человек характеризуется как человек, который ищет пользу в познании. При этом Шпрангер не отождествляет этот тип с человеком эгоцентричным, думающим только о собственном благе. Речь идет о том, что для такого человека познание должно привести к пользе. Ценность познания для экономического человека – это направленность на познание того, что приносит пользу: самому себе, семье, коллективу, человечеству.

3. Эстетический человек – это человек, который познает мир и стремится познать его через оформленное впечатление, через самовыражение. Все воспринимается эстетическим человеком как нечто гармоническое или негармоническое.

4. Социальный человек. Это человек, который хочет найти себя в другом. Шпрангер говорит, что существует особая деятельность. Эта деятельность – найти себя в другом, жить ради другого, стремление к всеобщей любви, любви к человечеству. Социальный тип действует, живет ради любви к другим людям.

5. Политический человек. Это не человек, который стремится к административной власти. В понимании Шпрангера власть заключается в том, чтобы иметь силу следовать высшим требованиям. Реальная власть – это власть, которая основывается на истинных духовных ценностях. В основном для него власть определяется в чисто психологическом плане, она детерминирует действия и мотивы других людей. Этот властный тип жаждет власти из-за того, что он стремится детерминировать действия и мотивы других людей, но это необязательно должно быть в политическом смысле.

6. Религиозный человек – это тип человека, у которого ценностная ориентация состоит в том, что он ищет смысл жизни.и первый тип, теоретический, тоже, по существу, ищет смысл жизни. Но если теоретический тип считает, что самое главное у него в жизни – стремление к познанию, то он стремится к поиску закономерности смысла жизни. Религиозный же тип ищет доказательство, что есть какая-то высшая духовная сила – божество; этот тип ищет начало всех начал. Он считает, что есть извечное, и оно является, оно детерминирует жизнь человека.

Выделенные Шпрангером типы не представляют собой некую классификацию людей; он хотел этим выделением показать, что люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека.

4.Функциональные теории:

Теория Юнга:

Рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Подчинены среде, мнению других, внушаемы. Бессознательное у экстраверта – сильная эгоцентрическая тенденция. Наиболее частое заболевание – истерия.интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Типичная форма невроза – психастения. Обе ориентации сосуществуют одновременно в человеке, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. В изолированном виде этих установок не существует, чистых типов нет. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, то другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной, становится компенсаторным механизмом. В норме они должны чередоваться. Т.к. с помощью этих 2х установок невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру, то Юнг включает в свою типологию еще психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство – рациональные функции, т.к. они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.интуиция и ощущение – иррациональные, т.к. пассивно схватывают, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значение. У каждого человека есть все 4 функции. Но только 1 функция из пар рациональных или иррациональных доминирует и осознается.интегрированная личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции. 2 эго-ориентации и 4 функции, взаимодействуя, образуют 8 типов личности.

Преобладающая функция

характер

Сенсорная

Сенсорный

Мыслительная

Мыслительный

Аффективная

Эмоциональный

интуитивная

интуитивный

Окружающая среда, по Юнгу, «не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». В архетипах заключен опыт всего человечества.

П.Ф. Лезгафтвыделял две категории типов:

* тип с деятельностно повышенными проявлениями (лицемерные, честолюбивые)

*тип с инертно умственными проявлениями (злостно забитые, мягко забитые и угнетённые).

К.Д. Ушинский выделял 4 типа Х.:

1. сильные, но не цельные (желание и действия сильные, но направление быстро меняется)

2. слабые и цельные (слабовыраженное желание, но устойчивое)

3. сильные и цельные («могучие»)

4. слабые и не цельные