I. Структура и задачи курса «Психология»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов III курса филологического факультета по изучению дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ»

Содержание методических рекомендаций

  1. Структура и задачи курса «Психология». Место курса в профессиональной подготовке студентов.
  2. Требования к уровню усвоения содержания курса.
  3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
  4. Краткое содержание тем дисциплины.
  5. Список литературы.
  6. Задания для самостоятельной работы.
  7. Перечень вопросов к зачету и экзамену

Курс «Основы общей психологии» адресован студентам 3 курса филологического факультета. Он является основным и единственным курсом по психологии. Продолжительность курса – один семестр, завершающийся экзаменом.

Содержание курса «Основы общей психологии» составляют сведения об особенностях психологи как науки, о развитии психологии, о психологической категории «деятельность», об общих психологических закономерностях развития человека; о психических процессах и свойствах личности.

На семинарских занятиях (8 часов) студенты рассматривают предметно общие вопросы психологии, такие как «Темперамент и характер», «Развитие личности с точки зрения разных современных психологических направлений», «Особенности некоторых познавательных процессов».

Учитывая, что студент классического университета должен знать и некоторые основные вопросы социальной психологии, которые будут необходимы и при изучении курса «Педагогика», в самостоятельную работу студентов включаются 2 вопроса: общение и малая социальная группа.

Самостоятельно студенты изучают несколько вопросов: «Проблема обучения и развития в психологии»(этот вопрос обсуждается на консультации к экзамену),«Речь. Мышление и речь», «Общение, виды общения»,«Психология малой социальной группы: анализ по основным параметрам»(дается на консультации).

Построенное таким образом содержание позволит изучить необходимые для студентов непсихологических факультетов университета категориальные и базовые понятия психологии и основные психологические закономерности развития человека, научиться использовать грамотно знания для дальнейшего самостоятельного изучения психологии, подготовит их для изучения особенностей того возраста, с которым им придется работать во время педагогической практики.

Экзаменационные билеты для экзамена по курсу «Основы общей психологии» включают два вопроса.

4 стр., 1514 слов

Контрольные задания для студентов по курсу: Избранные главы общей ...

... страха. Исследование в области глубинной психологии. М., 1999. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб, 1999. Эмоции. С.551- ... 144 с. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций. Хрестоматия по психологии / Автор-составитель В.Вилюнас. Спб, 2004. ... емоції. 14. Рекомендована література Базова Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: «Смысл», Издательский центр «Академия», 2004. ...

Цель курса: овладеть основными теоретическими и практическими психологическими знаниями; овладеть некоторыми простыми методами самопознания и познания других..

Задачи курса:

1)создать условия для усвоения студентами знаний о психологических закономерностях развития человека; о его познавательных и эмоционально-волевых особенностях;

2)помочь студентам научиться наблюдать и определять «выпуклые» индивидуально-типологические особенности человека;

3) научить использовать некоторые методы изучения особенностей познавательных процессов;

4) сформировать общие представления о закономерностях развития ребенка в онтогенезе.

Основные методыизучения курса:

  1. чтение лекций;
  2. совместное обсуждение теоретической проблематики на семинарских занятиях, на консультациях текущих и к экзамену;
  3. эмпирическое изучение некоторых познавательных процессов;
  4. эмпирическое изучение особенностей темперамента и характера;
  5. реферирование и анализ научной литературы.

Место курса в профессиональной подготовке студентов

При изучении курса «Психология» студенты опираются на сведения, полученные на философии. Знания из психологии составляют методологическую основу при изучении «Педагогики», а тема «Познавательные процессы человека. Мышление» поможет легче усвоить материал по «Логике».

На пятом курсе студенты филологического факультета слушают спецкурс «Возрастная психология» (12 часов), при изучении и которого также необходимы знания из общей психологии

II. Требования к уровню усвоения содержания курса

Студенты должны продемонстрировать владение основными понятиями общей психологии:

— уметь на практических примерах показать знания о некоторых закономерностях познавательных процессов,

— знать о различных подходах в психологии к пониманию личности, о движущих силах ее развития;

— иметь представление об особенностях современной теоретической (о разных психологических школах) и практической психологии (в частности в образовательном учреждении);

— должны сформировать представление о роли воспитания, обучения в развитии человека, а также о роли наследственных факторов;

— уметь обсуждать проблемы развития личности с точки зрения научной, а не житейской психологии;

— уметь определять индивидуально-типологические особенности человека и использовать эти знания при общении;

— знать об основных групповых процессах;

— уметь проанализировать малую социальную группу

III. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем работы в часах

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость

68

V

Аудиторные занятия, в том числе:

  • лекции
  • практические занятия

34

26

8

V

V

Самостоятельная работа, в том числе:

34

V

Вид отчетности по дисциплине

экзамен

V

IV. Краткое содержание тем дисциплины

1. Предмет и задачи психологической науки и практики

Особенности психического отражения. Психика как функция мозга. Специфические особенности психологии как науки. Задачи психологической науки и практики. Методы психологии: общенаучные методы, используемые в психологии и конкретно-научные методы (собственно психологические).

Основные отрасли психологии и предмет их изучения.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. На особенности психического отражения: знания этого вопроса позволит понять все остальные частные вопросы общей и возрастной психологии.

2. История развития психологии как науки

Развитие психологических знаний в философии. Становление психологии как самостоятельной науки (первый психологический эксперимент, развитие психологических направлений: психоанализ, бихевиориальная психология, деятельностная, гуманистическая).

Современное состояние психологии.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Понять не только как изменялся предмет психологии как науки, но и знать, как обосновывали ученые необходимость изучения того, или иного предмета.

3. Происхождение и стадии развития психики в филогенезе

Стадии развития психики. Критерий психического. Роль психики для адаптации. Особенности психики человека.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Прочесть и привести примеры на лекции из книги С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», из книги Дольника В. Р. «Непослушное дитя биосферы»

4. Деятельность как психологическая категория

Деятельность: сущность, виды, структура. Потребностно-мотивационная основа деятельности. Целевая основа деятельности и инструментальная основа деятельности. Основные положения, разработанные в рамках теории деятельности.

5. Человек и его изучение в психологии. Индивид, индивидные свойства

Человек и разные аспекты его изучения. Индивид, индивидные свойства: половозрастные свойства, свойства нервной системы, конституция. Роль индивидных свойств в развитии личности. Темперамент и задатки как интегративные характеристики.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Понять, почему в психологии человека изучаем поаспектно?

Различать первичные и вторичные индивидные свойства. Научиться понимать выражения: «индивидуальные свойства», «индивидуальные генотипические свойства», «индивидуальные фенотипические свойства».

7. Человек и его изучение в психологии. Человек как субъект деятельности

Субъект, побудительные силы субъекта деятельности. Мотивационная сфера, формы мотивов.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Уметь понимать значение понятие «субъект» в текстах из разных областей знаний.

8. Человек и его изучение в психологии. Личность, свойства личности

Некоторые определения личности, общие признаки личности. Основные направления в изучении личности. Общие психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность. Изучение темперамента. Механизмы формирования характера, степени выраженности характера. Способности, виды способностей, развитие способностей. Направленность, виды.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Найти общее в разных определениях личности. Понять, как связаны темперамент и характер. Знать каков механизм формирования характера.

Внимательно рассмотреть понятия «интеллект» и «умственное развитие», знать, чем отличаются эти психологические категории.

Обратить внимание, как развиваются способности. От чего зависит их развитие: приводите примеры в пользу и социального, и природного факторов (рассуждая, сталкивайте эти факты).

10. Развитие личности с точки зрения психоанализа, бихевиориальной психологии, гуманистической психологии

Развитие личности в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм по выбору студентов), гуманистической школе (А. Маслоу) и бихевиориальной психологии (Б. Скиннер).

Движущие силы развития личности. Точка детерминации развития личности в разных теориях личности.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Чем принципиально отличаются эти школы в вопросе развития личности. Рассуждайте беспристрастно: находите плюсы и минусы во всех точках зрения.

11. Проблема развития личности в отечественной психологии

Проблема развития личности в работах отечественных психологов (Леонтьев А.Н. Божович Л.И., Петровский А.В.).

Движущие силы развития личности. Критерии личности. Механизмы развития личности.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Чем отличаются взгляды отечественных психологов на вопрос развития личности?

Знать хорошо, с примерами роль и биологических предпосылок, и индивидных свойств в развитии личности.

14. Человек как субъект познания

Познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Закономерности и особенности познавательных процессов. Изучение памяти, мышления (практическое занятие).

Развитие словесно-логического мышления.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Знать и уметь объяснять, приводить СВОИ примеры на закономерности восприятия, памяти, внимания.

Привести СВОИ примеры на умственные действия.

16. Эмоционально-волевые процессы человека

Определение эмоций. Разные аспекты изучения эмоций. Научные подходы к изучению эмоций. Некоторые из теорий эмоций. Классификации эмоциональных явлений. Воля, волевые процессы. Произвольное и волевое поведение. Психологические механизмы защиты.

Семинарские и практические занятия (8 часов)

Семинар 1

Сознание и бессознательное. Самосознание (самостоятельно Гиппенрейтер)

1. Сознание человека, его структура, роль.

2. Бессознательное и его значение в поведении человека.

3. Конкретно-психологические характеристики сознания.

4. Структура сознания (по А. Н. Леонтьеву).

5. Характеристика бессознательного.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психоло-гию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. 1996. – С. 67–98.

2. Годфруа М. Что такое психология? / М. Годфруа. – М. 1992. – С. 137–153.

3.Зинченко В. П.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах / А. Н. Леонтьев. – М., 1983. – Т. 2. – С. 168–186.

5. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психоло-гию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995. – С. 177–195.

6. Фрейд 3. Забывание иностранных слов / З. Фрейд //Хрестоматия по памяти. – М., 1978. – С. 104–119.

Семинар 2 Индивид и личность

1. Роль индивидных свойств в поведении личности (на примере темперамента).

2. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Характер. Связь темперамента и характера.

Литература

1. Акимова М. К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / М. К. Акимова // Вопросы психологии. – 1980. – № 3. – С. 91–102.(Архив Вопросы психологии)

2. Акимова М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 71–77.

3. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М., 2001. – С. 220–288.

4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. – Казань, 1969.

5. Ковалев А. Г. Темперамент и характер / Психология индивидуальных различий. Тексты / А. Г.  Ковалев, В. Н.  Мясищев. – М., 1982.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев, 1981.

7. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин. – Пермь, 1990.

8. Небылицын В. Д. Актуальные проблемы диференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. / В. Д. Небылицын. – М., 1982.

Сайт Флогистон (общая психология)

Семинар 3

Развитие личности в психоанализе, бихевиориальной и гуманистической и отечественной психологии

1. Развитие личности в психодинамических теориях (по выбору).

Основные идеи по поводу развития человека.

2. Теория личности Скиннера: за и против.

3. А. Маслоу о психологическом здоровье человека

4. Социально-психологическая теория личности А. В. Петровского.

Литература

1. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – М., 1982.

2. Маслоу  А. Психология бытия / А. Маслоу. – М., 1997.

3. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15–19.

4. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

5. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 2000.

Практическое занятие

1. Эмпирическое изучение памяти: виды, объем.

2. Эмпирическое изучение мышления.

V. Список литературы

Учебники:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988, 1996.

2. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов ‑ М., 1991.

3. Немов Р. С. Психология. В 2-х книгах. Книга 1.Общие основы психологии. Книга 2-я. Психология образования / Р. С. Немов. ‑ М., 1994.

4. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах / С. Л. Рубинштейн. ‑ М., 1989.

6. Петровский А.В. Психология. Учебник для вузов / А. В. Петровский. ‑ М., 2001.

7. Петровский А.В., Психология. Учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский.‑ М., 2000.

8. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев Е. И. – М., 1995.

По темам: «Научная и житейская психология. Методы психологии», «История развития психологии как науки»

1. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. – М., 1981.

2. Вертгеймер М. О гештальттеории / М. Вертгеймер // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 84–97.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988, 1996.

4. Келер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии / В. Келер // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С.102–120.

5. Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов вузов / Т. Д. Марцинковская. – М., 2002.

6. Психология в XXI веке: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 3–35; № 2. – С. 3–41.

7. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И Исаев. – М., 1995.

8. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1997.

9. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста / Дж. Уотсон // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 17–34.

10. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций / З. Фрейд // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 148–184.

По теме: «Происхождение и стадии развития психики в филогенезе»

1. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 36–41.

2. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы / В. Р. Дольник. – М., 1994.

3. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию / А. Р. Лурия. – М., 1975.

4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян / В. Келер. – М., 1930.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – М., 1989.

6. Фабри К. Э. Игры животных и игры человека / К. Э. Фабри // Вопросы психологии. – 1982. – № 3. – С. 26–34.

По теме: «Сознание и бессознательное в психике»

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. ‑ М., 1988., 1996.

2. Фрейд З Я и Оно //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 184–210.

По теме: «Деятельность как психологическая категория»

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988.

2. Слободчиков В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев Е. И. – М., 1995.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1982.

4. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – М., 1992.

5. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1997.

По теме: «Человек и его изучение в психологии. Индивид, индивидные свойства»

1. Акимова М. К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / М. К. Акимова // Вопросы психологии. – 1980. – № 3. – С. 91–102.

2. Акимова М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М. К. Акимова, В. Т Козлова // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 71–77.

3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. – М., 1987.

4. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. – М., 1970. – С. 16–44, 124–163.

5. Казначеев В. П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В Казначеев. – М., 1986.

6. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. – Казань, 1969.

7. Машин В. А. Психофизиологические исследования эмоциональной лабильности операторов АЭС / В. А. Машин, М. Н. Машин, И. А. Шмелева // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 95–103. (к первому семинару)

8. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С.  Мерлин. – М., 1986.

9. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 111–125.

10. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 19–33.

11. Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психо-физиологические особенности личности / В. М. Русалов // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 66–75.

12. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг / С. Спрингер, Г. Дейч. – М., 1983.

13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М., 1982. – С. 9–86, 217–227.

14. Шубин А. В. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности / А. В. Шубин, Е. И. Серпионова // Вопросы психологии. – 2007. ‑ № 4. – С. 89 – 98.

По темам: «Человек и его изучение в психологии. Личность, свойства личности»

«Вопросы развития личности»

1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб., 2000.

2. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М., 2001.

3. Божович Л. И. К вопросу аффективно-потребностной сферы человека / Л. И.  Божович //

Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1978. – № 4. – С. 168–179.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968.

5. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. – М., 1977.

6. Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. – 1994. – № 3. – C. 17–27.

7. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека / А. В. Брушлинский. – М., 1977.

8. Давыдов В. В. Личностью надо «выделаться» / В. В. Давыдов // С чего начинается личность? – М., 1979.

9. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – М., 1982.

10. Знаков В. В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия / В. В. Знаков // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 3–12.

11. Иванников В. А. К сущности волевого поведения / В. А. Иванников // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6, № 3. – С. 47–55.

12. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М., 1969.

13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н. С. Лейтес. – М., 2000.

14. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев, 1981.

15. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. – 1992. – № 3‑–4. – С. 34–42.

16. Маслоу  А. Психология бытия / А. Маслоу. – М., 1997.

17. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин. – Пермь, 1990.

18. Моросанова В. И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов / В. И.  Моросанова // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 30–38.

19. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15–19.

20. Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982.

21. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1983. – Т. 4. – № 5. – C. 3–6.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

23. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 1994.

25. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М., 2004.

26. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 2000.

По теме: «Человек как субъект познания»

1. Вейн А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. – М., 1973.

2. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997.

5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.

6. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб., 2002.

7. Ерёменко В. И. Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления / В. И. Ерёменко // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 64 – 73.

8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968.

9. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.

10. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.

11. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальных способностей учащихся / З. Новак // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С. 46–50.

12. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987.

13. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.

14. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990.

15. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002.

16. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002.

17. Шубин А. В. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности / А. В. Шубин, Е. И. Серпионова // Вопросы психологии. – 2007. ‑ № 4. – С. 89 – 98.

18. Ягункова В. П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников / В. П. Ягункова // Вопросы психологии способностей / под ред. В. А. Крутецкого. – М., 1973. – С. 71–78.

По теме: «Эмоционально-волевые процессы человека»

1. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М., 2004.

2. Вартанян Г. Я. Эмоции и поведение / Г. Я. Вартанян, Е. С. Петров. – Л., 1989.

3. Изард К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. – СПб., 2002.

4. Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М.  Грановская. – СПб., 2001.

5. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян. – Минск, 1988.

6. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 69–82.

7. Психология эмоций: Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.

VI. Задания для самостоятельной работы

Тема, содержание

Формы контроля

Общая психология

История развития психологии как науки

Проанализировав научную литературу ответить, навопросы:

1.Что связывает теории развития личности А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, З. Фрейда?»

2. Какие методы изучения бессознательного были предложены З. Фрейдом?

3. Что общего и различного в гуманистической психологии и психоанализе?

Обсуждение на семинарских занятиях по темам «Свойства личности», «Развитие личности в психоанализе, в гуманистической и отчествественной психологии»

Происхождение и развитие психики в филогенезе.

Подобрать из учебников примеры поведения животных, иллюстрирующие разные урони развития психики

Экзамен

Индивид, индивидные свойства

Найти в научных исследованиях данные, позволяющие обсуждать следующие вопросы:

1. Предопределяют ли свойства нервной системы фиксированные формы поведения?

2. Влияют ли индивидные свойства на успешность деятельности?

3. Достаточно ли для приема на работу изучения у претендента типа темперамента?

4. Как могут проявиться особенности темперамента в общении?

Обсуждение на семинарском и практическом занятии по теме «Темперамент и характер»

Личность, свойства личности

Подготовить материал для обсуждения вопросов:

1. Какие основные психологические потребности ребенка «дают пуск» его развитию?

2. Усвоенный мотив (знаемый мотив) – реально действующий мотив? Что необходимо для того, чтобы мотив был действующим?

3. Почему гуманистическую теорию А. Маслоу относят к биологизаторским?

4. Объясните на своих примерах закономерности влияния биологических предпосылок на психическое развитие человека.

5. Сформулируйте свое отношение к вопросу: «Что определяет способности человека: наследственный фактор или средовый?»

6. Психологи отмечают, что с переходом в школу ребенок теряет некоторое любопытство, творческость, затем еще происходят потери с переходом к подростковому возрасту. По вашему мнению, это неизбежные возрастные изменения или это влияние школы?

Обсуждение на семинарских занятиях: «Личность, развитие личности с точки зрения психоанализа, гуманистической и отечественной психологии»

Эссе на тему

Человек как субъект познания

Используя научную литературу, ответить на следующие вопросы:

1. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

2. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен вертикально или под углом, нарисован белым цветом на черном фоне или просто очерчен контуром. Какое свойство восприятия отражается в этой способность человека?

3. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений»?

4. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач. В другом эксперименте им же примерно через 15 минут предложили придумать пять аналогичных задач. После этого потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач. Числа из каких задач испытуемые запомнили лучше и почему? Какая закономерность памяти здесь проявляется?

6. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?

7. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?

Домашняя письменная работа

Речь. Развитие речи в онтогенезе.

Подготовиться самостоятельно по учебнику к экзамену.

Вопрос на экзамене.

Эмоционально-волевые процессы человека.

1. Найти в произведениях Ф.М.Достоевского («Идиот», «Престпление и наказание»), Л.Н.Толстого («Война и мир») писания разного эмоционального состояния героев. Определите это состояние.

Письменная работа

VII. Перечень вопросов к зачету и экзамену

1. Развитие психологии как науки. Историческое изменение предмета психологии.

2. Особенности научного психологического знания. Специфика психологии как науки. Современные основные психологические школы.

3. Стадии развития психики (краткое описание особенностей разных стадий психики, примеры).

4. Понятие, структура, принципы деятельности как психологической категории.

5.Закономерности психического отражения.

6. Сознание, функции сознания. Самосознание, структура, развитие.

7. Личность, индивидуальность, индивид, субъект как психологические понятия.

8. Мотивационная система человека.

9. Неосознаваемые процессы человека.

10. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

11. Познавательные процессы человека (краткая характеристика).

12. Вопросы развития личности в отечественной психологии.

13. Речь, виды речи, функции. Соотношение мышления и речи.

14. Направленность личности.

15. Темперамент, основные характеристики.

16. Характер, типологии характера. Степени выраженности характера.

17. Способности. Развитие способностей.

18. Эмоционально-волевая сфера человека.

19. Проблема развития личности в гуманистической психологии, психоанализе, бихевиоризме (обзор основных идей).

20. Психологические механизмы защиты человека.

21. Личность в социальной группе (о воздействии группы на личность).

22. Память, виды, закономерности памяти.

23. Проблема обучения и развития в психологии.

24. ВПФ, признаки. Закономерности развития. (удалено из списка вопросов к экзамену)

25. Внимание, его виды, функции.

26. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.

27. Понятие «малая группа». Социально-психологический анализ малой группы.

28. Описать содержание понятий «интеллект», «умственное развитие», «мышление».

29. Виды умственных (мыслительных) действий, краткая характеристика.

30. Восприятие, его свойства и функции.">виды и свойства.

31. Общение, виды общения, функции.

32. Воображение, виды воображения.

33. Половозрастные свойства и свойства нервной системы.

34. О роли биологических предпосылок в развитии человека (по Л. И. Божович).

12