Нервная система как физиологическая основа психической деятельности человека (ее строение, функции и роль в развитии форм психического отражения).

Поскольку психика есть свойство (функция) нервной системы, то для правильного понимания психической деятельности необходимо знать особенности высшей нервной деятельности, которая является материальной основой психики человека и животных.
Нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная — это мозг (головной и спинной), периферическая нервная система — это нервы, т. е. пучки волокон, покрытых миелиновой оболочкой и расходящихся по всему телу от головного и спинного мозга. И мозг и нервы состоят из нейронов, т. е. нервных клеток, соединенных друг с другом отростками.
Мозг имеет несколько частей. В позвоночнике находится спинной мозг, регулирующий простейшие движения. Он переходит в продолговатый мозг, ведающий различными процессами жизнеобеспечения в организме, такими, как пищеварение, кровообращение, дыхание и др. Большие полушария головного мозга состоят из подкорковых узлов и коры головного мозга, управляющей всей психикой человека.
У людей мозг устроен значительно сложнее, чем у животных. Его масса тоже больше. Если мозг обезьяны достигает 400—500 г, то у человека вес мозга (в среднем) — 1400 г. Насколько сложны функции мозга в жизнедеятельности организма, видно из того, что мозг, составляя около 2% веса тела, потребляет свыше 18% поступающего в организм кислорода.
Чем выше уровень развития животного, тем большую часть веса тела составляет его мозг
Особое значение в жизни организма имеет кора больших полушарий мозга. У человека она состоит в среднем из 14—15 миллиардов нейронов. Наиболее важную роль выполняют лобные доли коры. Чем более развито животное, тем большую часть коры занимают лобные доли. Лобные доли кошки занимают 3%, человека — 29%.
Хотя объем и вес мозга имеют некоторое значение в психической жизни индивида, но особенно важна структура мозга. Поэтому по весу мозга еще нельзя, например, судить об уме человека.

Ребенок, родившийся без больших полушарий, очень быстро умирает. Следовательно, человек, лишенный этого отдела мозга, совсем не может жить.

Окружающая человека среда постоянно действует (через органы чувств) на его нервную систему, на мозг. Организм воспринимает эти воздействия и дает на них ответную реакцию. Этот процесс называется рефлексом.
Приведем пример простейшего рефлекса. Человек, нечаянно прикоснувшись рукой к горячему предмету, мгновенно отдернет ее. Раздражение передалось от нервных окончаний в руке по центростремительным нервам в спинной (а также и в головной) мозг, и оттуда по центробежным нервным путям был дан импульс в соответствующие мышцы, которые и отдернули руку.
Идею рефлекса, выдвинутую еще 300 лет назад французским ученым Декартом, развил крупнейший русский физиолог И. М. Сеченов. В книге «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов показал, что все поведение человека представляет собой сложную систему рефлекторных актов. Материалистическое учение Сеченова открыло возможности для дальнейшего развития рефлекторной теории в трудах И. П. Павлова. Он назвал рефлексы приведенного выше типа безусловными, так как они обязательно, непроизвольно (безусловно) возникают, если нa opгaнизм действует внешний или внутрений раздражитель. Эти рефлексы называются врожденными.
К ним относятся инстинкты, например пищевой (едва появившись на свет, ребенок, почувствовав голод, уже производит сосательные движения), болевой, оборонительный (на человека замахнулись рукой, он невольно делает оборонительное движение), половой и многие другие.
Но, кроме безусловных рефлексов, существуют рефлексы, возникающие только при определенных условиях. Их Павлов назвал условными.
Если бы животное обладало только безусловными рефлексами, то оно не могло бы существовать в сложных, постоянно изменяющихся обстоятельствах жизни. В самом деле, представьте, что животное узнавало бы об опасности, которая ему грозит, только тогда, когда когти хищника впивались в его спину (вследствие чего у животного возникал бы безусловный болевой рефлекс).

18 стр., 8801 слов

Отличие эмоций человека от эмоций животного

... Анатомические и физиологические основы эмоций Различие человека и животного в строении головного мозга очень велико, так же как и ... у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, ... возбуждением еще недостаточно для выработок условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент - воздействие фактора, способного ...

Но животное слышит еще издали рев зверя или хруст ветвей под его лапами, и эти звуки являются для него условными сигналами приближающейся опасности, заставляют своевременно обращаться в бегство. Это и есть условнорефлекторная реакция животного на внешний раздражитель.
В коре больших полушарий человека (и животных) постоянно протекают два противоположных нервных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение возникает тогда, когда какие-либо предметы или явления, действуя на органы чувств, вызывают раздражения, которые передаются в мозг. Этот очаг возбуждения не остается неизменным и неподвижным. Обычно он иррадиирует (распространяется) и перемещается по коре больших полушарий.
Одновременно в коре происходит и противоположный процесс — торможение, которое активно задерживает, тормозит или ограничивает возбужденный участок, вызывает его концентрацию, сосредоточение в более узком очаге.
Возбуждение и торможение тесно связаны между собой. Эта связь выражается, в частности, в том, что если в одном участке мозга появилось возбуждение, то вокруг начинает возникать торможение. Такое явление называется отрицательной индукцией. Вокруг очага торможения в коре больших полушарий возникает возбуждение.

8 стр., 3510 слов

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ В КОРЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Нервная система Общий план строения и значение нервной системы 1. Значение нервной системы Функции нервной системы можно условно разделить на 2 типа: низшие и высшие. Низшие функции заключаются в том, что нервная система: · Регулирует работу органов и систем органов; · Обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами, системами органов, обуславливая их функциональное единство; · Согласует между ...

Этот процесс называется положительной индукцией нервных процессов. (Название дано Павловым по аналогии с явлением индукции в физике.)
Торможение может возникнуть и в результате утомления. И. П. Павлов считал, что если это торможение охватывает значительную часть коры больших полушарий и нижележащие части мозга, то человек погружается в сон. Такое торможение, по мнению Павлова, защищает нервные клетки мозга от истощения и обеспечивает им необходимый отдых, вместе с тем восстанавливает силы и всего организма.
Иногда во время сна тормозной процесс захватывает не всю кору полушарий мозга, некоторые небольшие участки ее остаются в какой-то мере возбужденными. Это своего рода «сторожевые пункты», как их назвал Павлов. Так, мать крепко спит у постели своего ребенка, однако стоит только ему пошевелиться или сказать во сне слово, как она сразу просыпается.
Есть еще вид сонного состояния, так называемый гипноз. При нем торможение имеет особый характер и тоже, по мнению И. П. Павлова, оказывается частичным, захватывая не всю кору. Такое состояние можно вызвать искусственно, усыпляя человека посредством словесного внушения («вам хочется спать, вы спите»), а также при помощи тихих движений руками перед лицом гипнотизируемого (так называемые «пассы»).
При этом в коре полушарий остается возбужденным какой-то участок мозга, благодаря чему усыпленный слышит слова гипнотизера. Так как большая часть коры головного мозга находится в состоянии торможения, то загипнотизированный не может действовать самостоятельно и подчиняется усыпившему его человеку, выполняет то, что ему приказывают.
Согласно новейшим исследованиям, во время бодрствования возбуждена только некоторая часть нервных клеток мозга, а остальная находится в состоянии торможения. Во время сна клетки как бы меняются ролями: те, которые были возбуждены, теперь отдыхают. Но остаются и возбужденные участки, благодаря чему мозг спящего человека выполняет нужные для организма функции.

5 стр., 2226 слов

Развитие психики человека и животных

... понятие и назвать одним словом «часы». И.П. Павлов называл слово «сигналом сигналов» человеческой психики. Мозг человека имеет достаточно сложную структуру.Он имеет большой вес и ... духовной культуры, использование речи и других знаковых систем. Сравнение психики человека и(2 часа). Понятие о психике   Проблема психики и ее назначения всегда носила мировоззрен-ческий ...

Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире.
Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления), Павлов назвал первой сигнальной системой; она имеется у человека и у животных.
Но у человека произошла, как пишет Павлов, чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка — человеческая речь. «…Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов»..
Но и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы (речи) человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности.
Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания.

Согласно учению И. П. Павлова, кора больших полушарий мозга представляет грандиозную мозаику, на которой в данный момент располагается огромное множество пунктов приложения внешних раздражений, то возбуждающих, то тормозящих различные деятельности организма.
В коре мозга в каждый данный момент имеется определенная система сложившихся там связей. Поэтому реакции на внешние раздражения зависят не только от самих раздражителей, но и от того, какие связи имеются в коре мозга, какую систему они там образуют.
Повторение одной и той же последовательности возбуждений вызывает одни и те же реакции человека. Опыты показали, что уже на появление первого из раздражителей возникает целая цепь реакций, система условных рефлексов.
Такое явление Павлов назвал динамическим стереотипом.
Слово «стереотип» говорит о постоянстве закрепленных реакций, а «динамическим» он назван в связи с тем, что является подвижным, может изменяться, хотя обычно эта переделка стереотипа (привычной системы действий) дается с трудом.
При существовании в коре мозга динамических стереотипов (как определенных закрепившихся очагов, где ранее возникали возбуждения и торможения) воспроизведение систем рефлексов происходит легко, без усилий.
Так, мастер, много раз повторявший определенные движения, выполняет действия легко, свободно, без напряжения, в то время как человек, впервые приступивший к той же работе, испытывает большие трудности.
Динамический стереотип является как бы приспособлением организма к повторяющимся воздействиям раздражителей, ответом на них.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... адаптации личности к изменяющимся условиям жизни способствует: негативная самооценка; низкая самооценка; позитивная самооценка; завышенная самооценка Наличие у человека высокоорганизованного мозга, мышления ... существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не относится к характеристикам человека как биологического существа: саморегуляция; умение ...

 

 

Общее понятие о психике. Функции психики.

Понятие психики

 

Традиционно дают определение психики как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

 

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражениеэто активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира»,это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

 

Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. Местом помещения «души» считали, в частности, сердце. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

 

Проблема может ставиться так: психикаэто просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат! Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе.Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

6 стр., 2615 слов

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

... материала) Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в головном мозге человека при отражении ... Социальная природа психики человека. Биогенетический и культурно-исторический подходы к развитию психики. Возникновение и развитие сознания человека. ... структуры психики Эксперимент, распространенный на изучение психических процессов, личности и групп людей Разработка ...

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психикипроизводится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

 

Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем — как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теориямеханического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории втом, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единстваутверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .Соотношен

... и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Если ... мере проявляются в процессе социализации личности. 2.2 Соотношение основных факторов в развитии личности . На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру [9 ...

 

Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

 

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей (феноменМаугли).

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих:

— внешний мир, природа, ее отражение,

— полноценная деятельность мозга,

Социализация как процесс становления и развития личности.

Ежедневная трудовая деятельность и острые политические события, статья в газете, реплика, брошенная в городском транспорте, личный пример лидера страны, общение с товарищами, дискуссия в «курилке», критика со стороны руководителя и задушевная неторопливая беседа с отцом, неодобрительный взгляд попутчика и интересная книга — все это влияет на человека, формирует его внутренний мир, направляет поведение. Причем, одно и то же обстоятельство, событие на одного человека может оказать глубокое воздействие, на другого же — вообще не окажет никакого влияния, он даже не обратит на него внимания. Пройдя через аналогичные жизненные испытания, люди отличаются своими взглядами на мир, убеждениями: во имя чего жить и как жить. Формирование личности — процесс очень сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно.

Социология стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализсоциализации — процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация — достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили к анализу, осмыслению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств. Напомним, были выделены две составляющие процесса развития личности, ее духовного мира.

С одной стороны, социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предлагающие (предписывающие) личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля.

С другой стороны, — автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Социализация — процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя «чужаком», «неудачником» — вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, — система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести — генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей. В науке принято выделять три главных уровня морального сознания личности:

“Доморальному” уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

“Конвенциальному” уровню соответствуют стадии:

а) модель “хорошего” ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

Уровню “автономной морали” соответствуют стадии:

а) подросток осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) “релятивизм” предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, — с другой. Число детей, стоящих на “доморальном” уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль).

В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного “Я” личности. В основе этого процесса — переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть в противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Следует учесть, что нередко люди в своем развитии “застывают” на подступах к автономной морали. На это влияет как их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой они обитают. Там где личность подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря языком М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования “человека-винтика”, приученного жить “как все”, “как положено”.

Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы — это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы “закладывается фундамент” всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые яркие уроки, где формируется его духовный мир. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно — эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому — сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Задача социализации — подготовить индивида к выполнению социальных ролей. Дети — единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери.

Итак, два мира — детский и взрослый — различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие — степень овладения социальными ролями. Но в жизни есть люди, которые в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает личностные социальные конфликты.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо “включить” в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е. тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества, социализации. Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации — родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная — относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную — те, кто связан формально — деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Социализация — это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не разрешается обсуждать действия отца и матери.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.