III Олимпиада «Психология без границ» задание для 6-7 классов
1. КЛОУНАДА НА УРОКЕ
Индийская пословица гласит: «Один клоун, приехавший в город с цирком, дает людям больше здоровья, чем караван ишаков, груженных лекарствами».
Почему же на уроках «клоунада», мягко говоря, не приветствуется – вплоть до приглашения родителей «клоуна» в школу?
2. ПОЛЬЗА ОШИБКИ
В последнее время школьные учителя гораздо терпимее стали относиться к ошибкам учащихся. Это произошло не потому, что учителя вдруг подобрели, а потому что они поняли пользу школьных ошибок.
Чем ошибка может быть полезна? Приведите не менее пяти развернутых доводов в пользу ошибок.
3. ГРУППОВОЙ ВОСТОРГ
В 1975 г. Лоуренс В. Шерман после трехлетних экспериментов в детском саду с детьми 3-х и 4-х лет предложил новый термин – групповой восторг. По определению ученого, групповой восторг – это очень интенсивная радость, проявляемая большей частью группы. Групповой восторг длился обычно от четырех до девяти секунд. Состояние восторга возникало примерно в четырех случаях из десяти, когда дети собираются вместе. Факторов, приводящих к групповому восторгу, было установлено четырнадцать. Вот некоторые из них: а) вопрос воспитателя, например, «Кто хочет пойти на улицу?»; б) неудачные прыжки, падения; в) несообразности или смешные словечки.
Понаблюдайте за своими сверстниками в течение 3-4 дней на уроках и переменах и выясните, характерен ли для них групповой восторг. Опишите в нескольких предложениях самый яркий случай группового восторга. Перечислите 5 факторов, приводящих к групповому восторгу.
4. ЗАПОМНИТЬ ВСЁ
В одном из рассказов мыслящие электронные вычислительные машины смеются над тем, что люди не в состоянии запомнить каких-нибудь три десятка паролей и логинов к разным аккаунтам. Для компьютера это легче лёгкого.
Подберите 2-3 мнемотехнических приема для запоминания логина и пароля. Поэкспериментируйте с этими приёмами и выберите самый результативный. Кратко опишите ход и результаты ваших опытов с приёмами запоминания.
Конформизм и групповое давление
... универсальный лидер. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ /ЧИТАТЬ!/ Конформизм и групповое давление Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под ... ее позиции; 3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам. ...
5. ДОБРЫЙ ДЕНЬ
Встретившись с другим человеком, знакомым или незнакомым, принято его приветствовать. Например, так: «Добрый день!» Эта фраза – просто ритуал или имеет еще какое-то значение для обоих?
Какие невысказанные значения содержатся в приветствии «Добрый день!»? Перечислите их и кратко поясните каждое значение.
6
. УБЕРИСЬ НА СТОЛЕ
–Уберись на столе!
– Мама, между прочим, у Эйнштейна на столе обычно был вот такой «порядочек» (смотри фото).
– И что же, ты попробуешь меня убедить в том, что это полезно!?
– А что, и попробую!
Постарайтесь убедить маму, что творческий беспорядок на столе может быть полезен. Приведите не менее пяти развернутых аргументов в пользу творческого беспорядка с психологической точки зрения.
7. САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
Прочитайте фрагмент текста и определите, кто из героев текста самый внимательный. Аргументируйте свой ответ.
Как-то завязался спор, кто самый внимательный.
Один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент».
Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг».
Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник».
8. КАРЛ У КЛАРЫ
По какому признаку разбиты на две группы приведенные ниже труднопроизносимые слова? В какую из этих двух групп следует поместить болгарское слово непротивоконституционствувателствувайте? Сформулируйте и запишите краткие советы (рекомендации) по каждой из двух групп, которые помогли бы уменьшить число ошибок произношения.
проиллюстрировала микропахицефалозавр
переосвидетельствоваться циклопентанпергидрофенантрен
выкристаллизовавшимися
9
. «СОБАЧЬЕ» ЗРЕНИЕ
Интересно, собака различает цвета или мир для неё существует лишь в оттенках серого цвета?
Придумайте и опишите схему эксперимента, который позволил бы это выяснить.
Задание по педагогике и психологии
... часов в классе, мастерских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащиеся в этих случаях занимаются в библиотеках, кабинетах, ... С. 34. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. ЗАДАНИЯ ДО ПСИХОЛОГИИ №2. ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕДСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ. ТЕМА: « ...
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рассмотрите историю в картинках Херлуфа Бидструпа «Домашнее задание». Перечислите отрицательные черты характера, которые могут появиться у ребенка, если такой способ выполнения домашнего задания станет для него привычным.

3
