Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая психология»

5. Решить следующие практические задачи:

1 Задача.

В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

а) Выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий — а вдруг она уважительная?

б) Какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий;

в) Один раз запереть дверь класса на ключ и не пустить опоздавшего — пусть помается в коридоре!

г) Предложить однажды свою помощь этому ребенку, например позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.

2 Задача.

Словесник и физик больны. У детей уже третий урок геометрии. Ребята устали. Как поступить учителю?

а) А учитель не устал?! Поэтому оптимальный вариант для подобной ситуации — несложная контрольная по геометрии — и дети расслабятся, и учитель отдохнет;

б) право учителя — наотрез отказаться от проведения третьего подряд урока геометрии — это нарушение всяких правил;

в) если общая культура и начитанность позволяют, поговорить с детьми о месте геометрии в жизни людей — вчера и сегодня, показав им неожиданные ракурсы этой области знаний;

г) вместо третьего урока геометрии провести классное собрание и поговорить с ребятами об их проблемах;

д) убедить администрацию отпустить ребят домой.

3 Задача.

Из-за болезни учительницы у ребят «окно». Они приходят к другому учителю и просят разрешить им посидеть на его уроке. Как быть?

а) Конечно, пустить, если ребята дисциплинированные и в классе есть свободные места;

б) Ни в коем случае не пускать — будет сплошной беспорядок!

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

№ 1 Каков физиологический механизм описанного ниже явления? Как это явление называется? У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: «Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!». Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ночного зрения повышалась. № ...

в) Посоветовать ребятам пойти во двор и погулять — такую возможность упускать нельзя;

г) посоветовать ребятам пойти в школьную библиотеку и почитать что-нибудь интересное;

д) посоветовать ребятам подготовить какие-либо уроки на завтра, чтобы время не пропало даром.

4 Задача.

На уроке английского языка идет речь о погоде, температуре воздуха и любимом времени года. Тут же встает девочка и убежденно говорит по-английски: «Я люблю зиму, когда на улице — 30. Тогда не надо ходить в школу». Учительница в растерянности. Что делать?

а) Дружелюбно сказать по-английски: «Как я тебя понимаю!»;

б) Похвалить девочку за правильно построенную фразу и хорошее произношение;

в) Не обращая никакого внимания на «крик души», продолжить опрос;

г) Спокойно посадить девочку и сказать: «А теперь послушаем оптимистов»;

д) Продолжить беседу по-английски и посадить дерзкую девочку в лужу;

е) Поправить девочку, сказав, что занятия прекращаются только при температуре — 35, чтобы не заблуждалась.

5 Задача.

На уроке физкультуры девочка во всеуслышание заявляет о своих «критических днях» — причине того, почему она без формы и не занимается. Как реагировать учителю?

а) Молча кивнуть и начать урок;

б) Молча кивнуть, но после урока объяснить девочке бестактность ее поведения;

в) При всем классе пристыдить за бестактность;

г) Посмеяться вместе с другими над простодушием девочки.

6 Задача

На уроке изобразительного искусства две девочки, работая вместе, сделали прекрасную, яркую работу. Учительница сразу же предложила представить ее на выставку. И тогда девочки забеспокоились: «А как Вы подпишете нашу работу? А кому она достанется после выставки?» Что ответить?

5 стр., 2059 слов

Исходной задачей коррекционной работы для нас является установление эмоционального контакта с ребенком

Опираясь на закономерности нормального аффективного развития в раннем возрасте, мы используем в коррекционной работе естественную и гибкую форму взаимодействия взрослого с ребенком, которая базируется на эмоциональном заражении, и предполагает развитие разделенного переживания. В совместно-разделенном переживании мы получаем возможность повысить активность ребенка, помочь ему осмыслить и ...

а) Удивиться: «Ну что за вопрос! Неужели эту замечательную картину мы будем делить?»;

б) Уверенно сказать: «Не волнуйтесь: после выставки возьмете ножницы и разделите свою работу по справедливости — каждой по куску!»;

в) Объяснить, что совместная работа в равной степени принадлежит обоим авторам, у них она и хранится поочередно;

г) Предложить подписать работу фамилиями обеих девочек, а после выставки пусть они сами решат судьбу своего «шедевра» — они же подруги!

д) Объяснить девочкам, что основным автором является тот, кто больше сделал (чья идея картины, предварительные наброски, чьи, наконец, краски);

е) Объяснить девочкам, что основным автором является не тот, кто подал идею картины или чьи краски, а тот, кто помог довести ее до нужного качественного уровня;

ж) Посоветовать девочкам оставить эту работу для постоянной экспозиции в кабинете изобразительного искусства — по крайней мере, никто не будет обижен.

7 Задача.

У ребят урок, посвященный этикету. Дети, заранее зная, что их будут «воспитывать», посмеиваются. Учительница входит в класс. С чего лучше начать?

а) С того, как сложен этикет и насколько мало учительница владеет им сама;

б) Пройти по классу и показать каждому, что у него с точки зрения этикета не в порядке, — тут-то ребята и присмиреют;

в) Беседу об этикете надо начинать с основополагающего правила приоритетного положения старшего, женщины и начальника, а затем с точки зрения этого правила разыграть несколько этикетных ситуаций;

г) Начать (равно как и кончить) лучше с живого диалога с ребятами об этикете;

д) Главное — максимально театрализовать такой урок; лучше появиться на нем подчеркнуто элегантной, захватив с собой тарелки, ножи, вилки, салфетки и пр.

8 Задача.

Дети приносят в школу свои любимые игрушки — черепашек-ниндзя, кукол Барби и т.д. Нужно ли с этим бороться и как именно?

5 стр., 2446 слов

Дополнительные ситуационные задачи

У больной 16 лет в течение последних 2,5 недель отмечаются немотивированные внешними причинами повышенное настроение, гиперактивность, сексуальная расторможенность, страсть к азартным играм, уменьшение продолжительности ночного сна до 3 - 4 часов. Ранее подобные состояния отмечались дважды, начиная с 14-летнего возраста, продолжались около двух месяцев и проходили самопроизвольно. Назовите ...

а) Бороться с этим не нужно: игрушки — не помеха учебе, с ними дети забавляются в основном на переменах;

б) Спокойно втолковать детям, что делу — время, а потехе — час, и в игрушки им же самим удобнее играть дома;

в) Самое конструктивное — использовать принесенные игрушки в качестве наглядных пособий во время уроков;

г) Конечно, бороться необходимо — нельзя же превращать школу в детский сад! В качестве наказания можно ограничиться записью в дневнике.

9 Задача.

Во время урока учительница замечает, что ученик рассматривает под партой порнографический журнал. Что делать?

а) Взять журнал и показать всему классу, чем любуется их товарищ, чтобы ему стало стыдно;

б) Забрать журнал и предупредить, что вернете его только родителям мальчика;

в) Журнал забрать и отнести директору школы, а ученика высмеять;

г) Провести с ребятами беседу о том, чем опасна порнография.

10 Задача.

Шпаргалки, какие они бывают, как их обнаружить, «конфисковать» их или не стоит?

а) Ни на минуту не прекращайте хождение между рядами парт, тогда уж точно все шпаргалки обнаружите и конфискуете, даже если после этого контрольная будет провалена;

б) Самое главное — обнаружить шпаргалку, тогда, и не «конфискуя» ее, всегда можно применить «репрессивные» меры, например: сразу поставить двойку, просто снизить оценку, записать замечание в дневник, позвонить родителям и пр.;

в) Обнаружив шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка не поможет;

г) подготовка шпаргалок — большой труд, и его надо ценить, особенно когда речь идет о слабом ученике, который без шпаргалки как без рук.

11 Задача

Во время контрольной учительница замечает, что две девочки общаются друг с другом. Что предпринять?

а) Уверенно сказать: «Я все вижу!» — и выразительно посмотреть;

18 стр., 8521 слов

Указания по подготовке к контрольной работе

по предмету «Возрастная психологическая диагностика детей и подростков (с практикумом)» Выполнение контрольной работы является важным этапом подготовки студентов к профессиональной деятельности. Цель ее – систематизировать, закрепить и соединить теоретические положения по дисциплине «Возрастная психологическая диагностика детей и подростков (с практикумом)» и практические задачи, стоящие перед ...

б) Сухо предупредить, что обеим будет снижена оценка;

в) Пересадить одну из девочек за свой стол и внимательно за ней наблюдать;

г) Ничего не объясняя, отобрать обе работы и провести контрольную с каждой девочкой в отдельности;

д) Ничего не предпринимать, но во время проверки контрольных внимательно проанализировать обе работы. Если они списаны, отреагировать как можно жестче, чтобы в следующий раз подобное не повторилось;

е) Проверив обе работы и выявив их сходство, в конце каждой написать: «За работу — 2, за конспирацию — 5».

12 Задача.

На сложной контрольной (экзамене) девочка впадает в истерику, рыдает из-за того, что не может найти решение. Как поступить учителю?

а) Универсальное средство в этом случае — дать девочке стакан воды;

б) Опытный учитель всегда носит с собой валидол — он поможет девочке успокоиться;

в) Главное — помочь девочке успокоиться, а экзамен она может сдать и в другой раз, в крайнем случае — через год;

г) Главное — помочь девочке успокоиться, и лучший способ для этого — намек на правильное решение или неназойливая подсказка.

13 Задача.

Учительница замечает, что одна из учениц часто «отсутствует» на уроке, задумывается о чем-то своем, где-то витает. Что сделать?

а) Внятно сказать: «Света, ты все время витаешь в облаках. В чем дело?»;

б) Спокойно сказать: «Света, ты часто «отсутствуешь» на уроке, неужели влюбилась?»;

в) Спокойно сказать: «Света, спустись на землю. Мы говорили о законе Ома»;

г) Улучив момент, поговорить с девочкой наедине и выяснить причину ее «отсутствия»;

д) Попросить девочку подойти к Вам после урока и все выяснить;

е) Расспросить одноклассников или коллег — не знает ли кто, что с девочкой?

ж) В момент такого «отсутствия» тронуть девочку за плечо и сделать молчаливый вопросительный жест.

3 стр., 1216 слов

Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год

Больная Х..., 23 лет. Предъявляет жалобы на потерю интереса к жизни, данное состояния развилось после автокатастрофы, где погибла её семья. Сидит опустив голову, выражение лица печальное. На вопросы отвечает односложно, ходит и двигается медленно, заявляет, что никогда не поправится, что она "окаменела", "перестала любить близких"; в то же время беспокоится о них и страдает, что не испытывает к ...

14 Задача.

Учитель пришел на урок. На доске надпись: «Евдокимов козел». Как поступить?

а) Не говоря ни слова, вытереть доску и начать урок;

б) Сразу спросить: «Кто сегодня дежурный? Евдокимов?»;

в) Спросить у дежурного, почему доска к уроку не готова;

г) Твердо сказать: «Евдокимов, встань! Ребята, посмотрите внимательно: неужели Евдокимов похож на козла?»;

д) Несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры козел — символ плодородия, а значит, сытости и богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно попросить дежурного вытереть доску.

15 Задача.

В классе — контрольная. Через 10 минут после ее начала в дверь стучатся две ученицы. Они объясняют, что по окончании предыдущего урока учительница потребовала срочно убрать класс, чем они и занимались. Что делать с опоздавшими?

а) Сначала выяснить, правда ли то, что говорят девочки, а потом уже принимать решение;

б) После контрольной обязательно прояснить ситуацию с коллегой, задержавшей девочек; не исключено, что это обстоятельство придется учесть при выставлении оценок;

в) Подобные ситуации бессмысленно выяснять с коллегой, лучше — сразу с завучем или директором, чтобы навсегда избежать их повторения;

г) Не нужно тратить время на комментарии, пусть девочки сразу садятся и начинают работать;

д) Девочки в опоздании не виноваты, а времени у них меньше, чем у других; значит, контрольное задание для них нужно чуть сократить;

е) В этой ситуации следует вести себя спокойно и гибко, а вот с коллегой — во избежание повторных эксцессов — поговорить обязательно;

ж) В этой ситуации следует вести себя жестко: опоздавших не пускать, но предложить им написать контрольную работу на дополнительном занятии.

16 Задача

В классе — контрольная. В этот же день у одного из ребят день рождения. Мальчик пришел в школу нарядный, счастливый, угостил одноклассников конфетами. Проверяя его работу, учительница нашла уйму ошибок, налицо — угроза двойки. Как быть?

13 стр., 6425 слов

Тема № : «Психозы позднего возраста». Задача №1

Больной 68 лет. Заболевание развивалось постепенно. Стал вялым, потерял интерес к семейным делам. Утратил такт и приличие: будучи в гостях, полез рукой в кастрюлю, пытаясь извлечь кусок мяса. У родных и знакомых таскал всё без разбору (мыло, крупу и т.д.). Не мылся и не брился, отличался непомерной прожорливостью, съедал еду, оставленную для внучки. Почти не разговаривал. На вопросы отвечал или ...

а) Не надо омрачать ребенку его день рождения — в виде исключения на этот раз можно обойтись вообще без отметки;

б) Постараться по возможности завысить отметку — это, безусловно, порадует именинника;

в) Не омрачать день рождения двойкой, а дать возможность повторно выполнить контрольную работу;

г) Контрольная и день рождения — вещи разные, и оценивать контрольную следует объективно, без привязки ко дню рождения.

17 Задача.

Один из учеников постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас ставя учительницу в тупик. Как ей вести себя?

а) Взяться за систематическое самообразование — так она очень скоро «догонит» эрудита и «заткнет его за пояс»;

б) Самое беспроигрышное — отшучиваться в сложных ситуациях;

в) Свести с эрудитом счеты на контрольной;

г) Посоветовать ученику перейти на экстернат и досрочно окончить школу;

д) Поговорить с эрудитом с глазу на глаз и хорошенько его припугнуть, чтобы знал свое место;

е) Доверительно поговорить с эрудитом и убедить его войти в Ваше положение: у вас маленький ребенок, растите его одна, работаете на двух работах — когда же вам читать новейшую литературу, чтобы пополнить свои знания?

18 Задача.

Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в этом случае?

а) Никак не реагировать;

б) Не замечать; «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной;

в) Не уставать делать замечания — зачем же такое терпеть?

г) Доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»;

д) Как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали.

19 Задача.

Учительница истории рассказывает о пирамидах. Вдруг один из учеников заявляет: «Вы так говорите, потому что сами эти пирамиды никогда не видели!» «А ты видел?» — спрашивает учительница. «Конечно», — отвечает мальчик. Учительница смущена. Как поступить?

а) Смело парировать: «Я хоть и не видела пирамиды, но знаю о них больше тебя!»;

б) Предложить мальчику: «Ну, раз ты видел пирамиды, то расскажи нам о них!»;

в) Язвительно заметить: «Видеть-то ты видел пирамиды, да, видно, ничего не понял. Так что сиди и слушай!»;

г) Предложить «очевидцу» к следующему уроку подготовить не большой рассказ о пирамидах, какими их увидел мальчик;

д) Пошутить: «Бедные пирамиды! Как же они тебя вытерпели?»;

е) Спокойно продолжить урок, а в конце его записать выскочке замечание в дневник.