Суперпамять

Илья Мельников Методы спецслужб

 

Суперпамять

 

 

Аннотация

 

Всегда поражались феноменальной памяти знаменитого шпиона? Удивлялись, как агент спецслужбы без труда всё замечает и ориентируется в информации? Хотите так же? Перед вами уникальная книга, в которой представлен комплекс упражнений, который поможет вам подняться до уровня настоящего спецагента!

 

Илья Мельников Методы спецслужб

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Говоря о методах специальных служб, сразу же вспоминается знаменитый и всеми любимый фильм «Щит и меч». Наш разведчик Йоганн Вайс, стоило ему только бросить взгляд на страницы секретных списков, как уже подавал знак, показывать вторую страницу. Затем в клинике доктора – резидента, он вспомнил абсолютно все.
Как же ему это удавалось, и какими приемами запоминания владел разведчик? Оказалось, что и здесь без искусства мнемоники не обошлось.
Для работы в спецслужбах обычно людей отбирают. Но среди них много и обычных людей, не только гениев. Конечно, способности у всех у них выше среднего, но не настолько, чтобы их можно было называть интеллектуальной элитой. Немаловажным фактором для работы в спецслужбах является и физическая поготовка ребят, а она нередко не совпадает со способностями к запоминанию, сообразительностью, способностью к обучению.
Для того, чтобы обучить ребят применяются мощнейшие обучающие технологии и, конечно же, обыкновенная принудиловка.
Важно не откладывать предлагаемые упражнения, а проделывать сразу, так как со временем можно охладеть ко всему и облениться.
По рассказам некоторых молодых людей, которые проходили обучения на начальных этапах: «Скажу честно, если бы нас не заставляли все проделывать, так мы бы через месяц охладели бы ко всему, обленились, стали бы все откладывать на следующий и на следующий день.

Но знаешь, тяжело первое время. Не физически. Потом, когда втягиваешься, когда видишь, что это дает, насколько ты становишься умнее себя самого, ничего уже заставлять делать не надо». Но чтобы достичь такого результата, надо хорошо потрудиться на начальном этапе.
Прежде всего надо тренировать и развивать свою память. Это – мнемотехника, но есть и техника запоминания. Память – это:
1. ясная и четкая работа мозга;
2. умение видеть;
3. умение слышать и чувствовать;
4. умение наблюдать и наблюдательность;
5. воображение;
6. внимание и концентрация.
Концентрировать внимание – это не значит вечно ходить и к чему – то присматриваться и пригладываться, быть постоянно в напряженном состоянии. Это должно делаться легко и непринужденно, а в нужный момент только вспомнить все, что необходимо. Но этой легкости надо добиться, а для этого надо тренироваться, без гипноза, без кодировки, без фармакологических препаратов.
Много пишут, с экранов телевизоров и с просторов Интернета рекламируют двадцать пятый кадр, но подсознание вещь тонкая и никогда не знаешь, чем это обернется потом.
Одним из методов тренировки памяти является ведение дневников.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... Тонкого Мира) проявились после привычного процесса отделения от тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю ...

 

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru) Говоря о методах специальных служб, сразу же вспоминается знаменитый и всеми…  

Дневники

Мы все знаем, что многие великие люди вели дневники и делали они это вовсе не потому, что надеялись, что их потомки когда-то опубликуют их. В своих дневниках они описывали свою повседневную, каждодневную жизнь, со своими наблюдениями, эмоциями, впечатлениями и оценками.
Дневник – это великолепная тренировка памяти. Припоминание событий, которые произошли в течение дня – это само по себе тренировка памяти. Кроме того, различные события имеют свою эмоциональную окраску и запоминаются наиболее яркие из них. Существует даже такое определие «сверхактивизация памяти через воссоздание эмоций».
Человек, ведущий дневник, время от времени возвращается к своему дневнику, перечитывает его. В его памяти возникают события, факты, которые происходили когда-то, что само по себе способствует тренировке памяти.
Если сделать дневник методов целенаправленной тренировки памяти, то можно достичь удивительных результатов. Можно в конце дня описать события, произошедшие в течение дня, а утром повторить это описание и сравнить, то есть не просто вести дневник и описывать прошедший день, а описать день (сегодня и вчера).

Затем стоит описать три дня, четыре дня и так до семи дней, посмотреть насколько стала у вас лучше память.
Можно не вести подробный дневник, а записывать в него только лишь ключевые слова, они в свое время сыграют роль ключей, которые помогут вытащить из глубин памяти подробности этого дня. Дело не сложное, надо только выделить несколько минут перед сном, чтобы записать основные события дня.
Можно проводить такую тренировку памяти и без ведения дневника, просто перед сном повторять весь прошедший день и давать оценку прошедшим событиям, оценивать свои действия, задавать себе различные вопросы – это и будет активизация памяти через воссоздания эмоций.
Утром вспомнить день вчерашний. На следующий день вспомнить события двух дней, затем трех дней и так далее, до семи дней. Выполняя это упражнение можно добиться высокого уровня развития памяти.

 

 

Упражнение

7 стр., 3321 слов

События структурируют нашу жизнь.

... о нашей ответственности за свой выбор. ПОВСЕДНЕВНЫЕ СОБЫТИЯ "ПИТАЮТ" НЕОЖИДАННЫЕ И СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ. И ПОВСЕДНЕВНЫЕ СОБЫТИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ - ТРУД. Упражнение 6. Инструкция: Давайте посмотрим на своего ...   Третий день занятий Цель: осознание глубинных желаний как источников активности, а также осознание возможности претворения этих желаний в жизнь в виде значимых событий.   Упражнение 1 ...

1. Каждый вечер записывайте в дневник основные события, которые произошли в течение дня. Дайте им эмоциональную оценку. Похвалите себя за что-то или поругайте, что вам понравилось, а что нет. На записи должно уходить не более 20 минут, только основное. Избегайте подробностей.
2. Утром просмотрите вчерашние записи.
3. Когда это войдет в привычку, вспомните основные события двух предыдущих дней, затем трех дней и так далее до семи дней. Не переходите быстро на большое количество дней. Не перескакивайте через день. Вы должны почувствовать, когда сможете переходить на следующую ступеньку. При этом четких границ нет, перейти через день или через четыре дня на следующий уровень.
4. Через три-четыре месяца вы почувствуете, результаты своего труда и у вас выработается оптимальный режим ведения дневника.
5. Ваша память резко активизируется, вы будете в состоянии вспомнить то, что кажется давным-давно забытым.

Видеть и наблюдать

Люди часто забывают многое, так как они просто не видят эту информацию. Процедура знакомств с многими людьми сразу заканчивается тем, что имя и фамилия людей вылетают из головы, сразу же после рукопожатия. Но в ряде случаев, человек сильно заинтересован в знакомстве с кем-то из представленных людей и тогда уже он более пристально рассматривает своего нового собеседника, обращает внимание на его индивидуальные черты. Все это способствует запоминанию имени, фамилии и лица человека. А разница в том, что один человек обратил внимание на другого человека.
Многие упражнения по развитию памяти известны еще с древних времен, они применялись еще в работе царских спецслужб и в работе Чрезвычайного Комитета после революции.
Для развития интеллекта применялся комплекс упражнений, которые остались актуальными и до нашего времени. Последовательность выполнения комплекса упражнений «видеть и наблюдать» значения не имеет.

 

 

Упражнение 1

1. Возьмите какой-нибудь предмет, например, скалку.
2. Сосредоточьте на ней все свое внимание.
3. Дыхание спокойное и ровное.
4. На выдохе закрывайте глаза – стирайте образ.
5. На вдохе – открывайте глаза и снова концентрируйте внимание на скалке.
6. Проделайте упражнение 40–60 раз.
7. На вдохе закрывайте глаза – стирайте образ.
8. На выдохе открывайте глаза и концентрируйте внимание на скалке.
9. Повторите упражнение 40–60 раз.

 

Упражнение 2

1. Возьмите какой-нибудь предмет, например, сахарницу.
2. На протяжении четырех минут рассматривайте этот предмет.
3. Взгляд сосредоточьте на предмете, не уводите его в сторону.
4. Внимательно рассматривайте сахарницу, находите все новые и новые детали.
5. Повторяйте упражнение столько раз, сколько необходимо для того, чтобы взгляд легко удерживался на предмете и замечал все малейшие детали.
6. Повторите упражнение 20–30 раз.

 

Упражнение 3

1. Возьмите какой-нибудь предмет, например, ножницы.
2. В течение двух-трех минут сканируйте предмет своим взглядом.
3. Возьмите другой предмет, например, чашку.
4. В течение двух-трех минут сканируйте предмет своим взглядом.
5. Пусть образ двух предметов четко отпечатается в ваших глазах.
6. Наложение предметов может быть тройным, двойным, переменным и любым другим.
7. Повторите упражнение 20–30 раз.

14 стр., 6654 слов

Физиологические и психологические характеристики у студентов, ...

... легко, регистрируемыми признаками, в частности цветом глаз, с физиологическими и психологическими особенностями человека. Если такая взаимосвязь существует, что ... исследований и их        обсуждение.....................................................................  24 3.1. Цвет глаз и острота зрения у студентов...................  24 3.2. Морфологические ...

 

Упражнение 4

1. Непрерывно смотрите на какой-нибудь предмет в течение 4-10 минут.
2. Закройте глаза и мысленно представьте изображение предмета целиком, со всеми мелкими деталями.
3. Откройте глаза и сравните свое мысленно изображение, с реальным предметом.
4. Повторите первые три пункта упражнения 15 раз.
5. Добейтесь мысленного изображения предмета ясного и четкого, полностью совпадающего с реальным предметом.
6. Повторите упражнение для других предметов.
От несложных предметов постепенно переходите к более сложным предметам и фигурам, а затем к картинкам и текстам. Зрительная память после выполнения комплекса упражнений станет намного лучше, так как при приеме даже сложной информации, наш мозг перекодирует ее в образы. И чем образ четче и ярче, тем отчетливее будет запоминаться информация.

Сосредоточение внимания

Внимание человека имеет свойство не концентрироваться на чем-то одном, а прыгать с одного на другое, рассеиваться. И если вы будете заниматься чем-то и пытаться удержать свое внимание на месте, то максимум это будет минут 10–15, а затем оно начнет рассеиваться. А надо, чтобы внимание было сосредоточенным, активным. Если перед сном начать о чем-то думать, то в скором времени оно далеко уйдет от начального варианта, поэтому попытайтесь вернуться к первоначальной мысли.
Внимание человека должно быть включено постоянно, чтобы хорошие психологи не смогли тебя убедить в больших перспективах совершенно бесперспективного дела. Ниже дано несколько упражнений помогающих сконцентрировать внимание и сосредоточиться.

 

 

Упражнение 5

1. Посмотрите на таблицу или же сами сделайте несколько таблиц 5х5 и произвольно напишите в них цифры от 1 до 25.
2. Взглядом отыщите цифры попорядку от единицы до двадцати пяти.
3. Засеките время. Если на поиск цифр у вас ушло до 45 секунд, то это будет нормальный результат.
4. Тридцать секунд – это превосходный результат.
5. Упражняйтесь с таблицами ежедневно.

 

Упражнение 6

1. Во время разговора по телефону рисуйте на бумаге крестики и нолики. Чередуя их по-порядку.
2. Старайтесь не теряйть при этом нить разговора.
3. Рисуйте крестики и нолики ровно, чтобы картинка не расползалась на бумаге.
4. Если эти три пункта упражнения освоены, усложните себе задачу.
5. Рисуйте на бумаге два нолика, крестик, два нолика, крестик…..
6. Повторяйте упражнение во время каждого разговора по телефону.

2 стр., 820 слов

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ Лутошкина

... безусловная не-обходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартным набором цветов. Инструкция к тесту Вам нужно будет подобрать к каждому из людей и понятий, которые ... этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в расклад-ке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может меняться от 1 до 8. В ...

 

Упражнение 7

1. Во время езды в общественном транспорте или стоя в очереди, повторяйте цифры от 100 до единицы, через три цифры. 100, 97, 94, 91, 88, 85, 82, 79 и так далее.
2. Если вы сбились, начните сначала.
3. Повторяйте упражнение до тех пор, пока вы не сможете легко и уверенно сосчитать от 100 до 1.
4. Усложните упражнение. Повторяйте цифры от 200 до 1.
5. Поменяйте коэффициент счета. Считайте через 4, через 5, через 7 и так далее.
Чтобы предложенные упражнения принесли результат, надо, чтобы человек сам был заинтересован в
Этом, и не относился к упражнениям со скукой.

 

Упражнение 8«Узнавание»

1. Посмотрите на фигуры, изображенные на рисунке одну минуту.


2 Переверните или закройте рисунок плотным листом бумаги.
3. Найдите эти фигуры среди других, изображенных на следующем рисунке.

4. Подсчитайте число правильных ответов.

 

Упражнение 9 «Воспоминание»

1. Посмотрите на таблицу и за одну минуту, запомните фигуры, изображенные на ней.


2. Переверните таблицу или закройте плотным листом бумаги.
3. В чистых клеточках таблицы нарисуйте по памяти эти фигуры.

4. Сравните два рисунка.
5. Подсчитайте количество правильных ответов.
Скорее всего количество правильных ответов будет больше в четвертом упражнении на узнавание, чем в пятом упражнении на воспоминание.
На выполнение четвертого уражнения усилий было потрачено меньше, чем на выполнение пятого упражнение, так как узнавание более простой способ воспроизведения информации, чем воспоминание.
При запоминании важна интенсивность первоначального впечатления. Интенсивность внимания определяет степень запоминания и пропорциональна вниманию, с которым относятся к интересующему объекту. При непрерывной тренировке внимания человек может достичь неограниченного возрастания внимания.

Тест Струпа

Ниже приведем простой и быстрый тест Струпа, который пробуждает творческое мышление, развивает внимание. Участникам своего эксперимента Струпе предлагал просто-напросто назвать цвета. Рассматривалось три варианта:

 

Первый вариант

Черным цветом написаны слова обозначающие цвета. Цветов всего пять: зеленый, синий, красный, коричневый, фиолетовый.

 

Второй вариант

Слова, обозначающие цвета, написаны разными, несоответствующими им цветами (например, слово «синий» – написано красным цветом, слово «зеленый» – написано «желтым» цветом и т. д.).

Требовалось назвать цвет шрифта, а не то, что им было написано, т. е. сказать «красный», «желтый»).

Перечислите вслух цвета, написанные на карточке ниже, игнорируя значения самих слов. Затем сделайте то же самое только в обратном порядке.

Тест Струпа – это хорошая разминка для головы, перед серьезной мыслительной нагрузкой. Регулярная работа с усложненными вариантами теста, очень быстро научит вас отфильтровывать ненужную информацию.

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

... торможения, а быстрый темп усиливает возбудительные процессы. 2.ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной ... и эмоциональную устойчивость организма. Человек, ведущий подвижный образ жизни, систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. ...

Третий вариант

Взять картинку с квадратиками, нарисованными различными цветами (зеленым, синим, красный, коричневый, фиолетовый. Надо назвать цвет квадратика.

Прочитать текст или назвать цвет квадрата – это не сложно (первый и третий вариант).

Участники эксперимента справлялись с этим легко и быстро. А вот когда доходило дело до второго варианта, на выполнение его требовалось гораздо больше времени.
Д. Струп предположил, что такая задержка во времени происходит потому, что при чтении слова, написанного цветом шрифта, не соответствующим названию цвета, в мозгу человека решаются сразу две задачи: первая – чтение, вторая – распознание цвета и его называние. Восприятие цвета и текста происходит по– разному, они воспринимаются разными отделами полушарий головного мозга. Регулярная работа с тестами Струпе помогает развивать навыки восприятия и оказывает положительный эффект.
Позже эксперимент провели с детьми, не умеющими читать (вариант два и вариант три).

Как оказалось, для детей время распознания цвета для квадратиков и для слов, практически не различалось. А получается это потому, что для детей буквы слов – это просто символы, которые не несут никакого смысла.
Тест Струпе показал, что одни и те же тесты можно использовать как для оценки устойчивости внимания, так и для его тренировки.

Тест Струпе, как упражнение

Для этого пригодится только второй вариант, где все слова написаны не своим цветом шрифта. Тренироваться не следует слишком много. Два раза в неделю вполне достаточно. Выполнение этого простого упражнения дает великолепные результаты: повышение осознанности при чтении, «конфликт» двух систем мозга человека – чтения и распознавания цвета. Именно второе и помогает развить внимание (надо держать в голове задание), для чего в мозгу образуются новые нейронные связи под поставленную задачу. А чтобы нейронные связи не были задействованы только под конкретную узкую задачу, тест не стоит выполнять более двух раз в неделю.
Перед тестом Струпа рекомендуется выполнить упражнения на устный счет и таблицы Шульте.

 

Таблица Шульте

Одно из самых лучших упражнений на развитие внимания и тренировки воли. Суть его в том, чтобы показать указкой в таблице все цифры от единицы до самой большой. Затем показать цифры в обратном порядке.
Укажите для начала все цифры от единицы до 36. Засеките время.


Обратный счет


Усложните себе задачу и сделайте квадраты больше


Обратный счет


Чтобы научиться сосредотачивать свое внимание, надо не лениться и выполнять специальные упражнения. Со временем сосредоточение внимания не будет требовать от вас дополнительных усилий и будет происходить чисто автоматически. Полученные навыки будут автоматически применяться без какого-то либо усилия с вашей стороны.

 

Упражнение 10 «Шкатулка»

1. Зайдите на кухню, откройте ящик, где находится кухонная утварь.
2. Постарайтесь запомнить предметы, которые там находятся.
3. Через 30–40 минут попробуйте ответить на вопрос: «Что я видел в кухонном шкафчике?» «Сколько там было предметов?»
4. Запишите свои ответы на бумажку.
5. Через 30–40 минут опять зайдите на кухню и посмотрите на предметы.
6. Сверьте предметы, записанные на бумажке и находящиеся в кухонном ящике.
7. Повторяйте упражнение несколько раз в день.
8. Через некоторое время вы сможете без труда запоминать предметы, находящиеся в ящике письменного стола, в портфеле своей дочери, в маминой шкатулке.
9. Перед вашим взором будут возникать четкие изображения, которые будут абсолютно точно производить увиденное там.

16 стр., 7773 слов

Особенности формирования памяти у дошкольников

... представлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо -значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что ... умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность. ...

 

Упражнение 11 «Посмотри на друга»

1. Посмотрите внимательно на своего коллегу по работе, которого вы видите каждый день
2. На следующий день попробуйте найти отличие в его внешности (маникюр на руках, новая прическа, новый цвет волос, другая одежда, жесты, выражение лица).
3. Вначале будет казаться, что ничего не меняется, особенно если коллега мужчина. Один и тот же вид, один и тот же костюм, одна и таже прическа.
4. С течением 2–3 недель вы заметите видимые результаты. Вы начнете замечать мелочи, на которые раньше не обращали внимания.
5. Упражнение надо делать легко и свободно и не навязчиво, без напряжения, не привлекая к себе внимание коллеги.

 

Упражнение 12 «Вспомни»

1. Перед тем как лечь спать, мысленно представьте всех людей, с которыми встречались за день.
2. Вспомните, как они выглядели.
3. Подумайте, какое зрительное впечатление вы получили.
4. Если вспомнить всех не получается, то попробуйте вспомнить 5–6 человек.
В первый раз вы будете удивлены, насколько мало вы запомнили. Но с течением времени количество людей, которых вы вспомните, будет увеличиваться. Картина будет создаваться с каждым разом все более отчетливая. Просто вы не старались запомнить, поэтому, несмотря на вашу команду, ваш мозг не может вспомнить. Идет сильная нагрузка на мозг. В будущем, чтобы не испытывать дополнительную нагрузку и избежать ее, мозг начнет давать команду на запоминание.
Тренировки зрительной памяти дает ошеломляющие результаты. Мозг постепенно включается в работу и с каждым разом все больше запоминает.

 

Упражнение 13 «Четыре круга»

Упражнение взято из статьи Станиславского «Сценическое внимание», который считал способность управлять вниманием одним из главных элементов актерского мастерства. Станиславский считал, что внимание – это проводник чувств, оно зависит от характера человека и бывает внешнее внимание (вне самого человека) и внутреннее внимание (мысли, чувства, ощущения).

Его упражнение использовали для обучения курсантов в спецшколах. Система Станиславского – это не просто руководство для актеров и режиссеров, но и стройная психологическая концепция. Автора этой концепции можно отнести к самым выдающимся психологам двадцатого столетия.
Станиславский разработал простую и удобную схему управления вниманием. Все пространство он делил на три круга.
Все пространство Станиславский делил на четыре круга. Первый круг (большой) – это воспринимаемое и обозримое вами окружающее пространство (ваш дом и пространство которое окружает этот дом, которое вы можете увидеть: машины, улица, дома).
Второй круг (средний) это зона вашего непосредственно пребывания и общения (это ваша квартира с мебелью и родственники).
Третий круг (малый) – это вы сами и ваше ближайшее окружение – пространство (это стол, за которым вы сейчас сидите, компьютер, стул, телефон, клавиатура).

13 стр., 6268 слов

Роль орфографических упражнений с точки зрения психологической теории

... условий, в которых протекает формирование навыка. Система предполагает выбор упражнения и последовательное предъявление упражнения. Системы упражнений должны обеспечить увеличение доли самостоятельности учащихся и переход от ... речевой деятельности человека в условиях протекания её в письменной форме. Орфографический навык – сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается ...

Малый круг еще называют «публичным одиночеством». Это сосредоточение на самом себе, на своем внутреннем мире. Очень часто, чтобы не потерять нить внимания, надо просто замкнуться на время «в малый круг внимания».
Автор книги «Искусство быть собой» В. Леви предлагает дополнить эту схему кругов, еще одним кругом. Внутренним – четвертым, кругом переживаний и ощущений.
Четвертый круг (внутренний) – это вы сами, ваш внутренний мир (желание, когда вам захотелось встать и подойти к окну).
В.Леви советует начинать упражнения на развития внимания со следующих слов: «-Внимание! В моей голове находится прожектор. Его луч может осветить что угодно, с огромной силой и яркостью. Когда он нацелен на что-нибудь, ничего другого уже не существует, все прочее погружается во тьму. Этот прожектор – мое Внимание! Я управляю его лучом как хочу, он вездесущ, он пронзителен. Легко двигаясь, он с огромной яркостью и силой освещает необходимое…»

Упражнение 14 «Луч»

1. Выберите какую-нибудь цель(точку) в первом круге, любой отдаленный предмет или звук, который приходит к вам из вне. Например, дерево на горизонте.
2. Выберите другую точку из среднего круга. Например, вашу сумочку.
3. Соедините эти две точки лучом. Переводя мысленно взгляд и направление луча от точки к точке.
4. Соединение лучом точек производить мысленно. Можно с закрытыми и открытыми глазами.
5. Понаблюдайте за изменением внимания. Постарайтесь чтобы луч направлялся от точки к точке без усилий и не доставлял вам дискомфорта.
6. Выберите две точки из других кругов. Например четвертого и третьего, четвертого и второго. Повторите упражнение.
7. Не выполняйте специально упражнение. Постарайтесь использовать для этого время, которое мы тратим на поездку к работе в общественном транспорте, на стояние в очередях в магазине и на очередях в поликлинике.

Упражнение на усиление внимания

 

Упражнение 15

1. Станьте перед окном, за которым расстилается прекрасная панорама. Вам должно быть видно далеко, вплоть до горизонта.
2. Сфокусируйте свой взгляд на самом дальнем объекте. Резко переместите взгляд на самый ближний объект. Важно, чтобы объекты находились на одной линии взгляда.
3. Поочередно перемещайте направление взгляда от ближнего к дальнему и наоборот. На выполнение 20–25 секунд.
4. Выберите объект, находящийся посередине между первыми двумя.
5. Поочередно фокусируйте свой взгляд. Ближний– средний– дальний. На выполнение дается 15–20 секунд.

 

Упражнение 16

1. Сфокусируйте взгляд на дальнем объекте и одновременно осознайте объект, на который смотрите.
2. Сфокусируйте взгляд на ближнем объекте и осознайте объект, на который смотрите.
3. Повторите этот пункт для среднего объекта.
4. Постепенно уменьшайте скорость пауз между фокусировками на объектах. Чем быстрее вы будете переключать внимание с одного на другой и одновременно понимать, на что вы смотрите– тем лучше.
5. Например, дальний объект – это дерево. Для начала, надо осознать, что это дерево. Затем можно добавить к нему осознание того, какое это дерево (береза, дуб, клен, сосна, ель и т. д.).

15 стр., 7286 слов

Роль общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания ...

... для решения задач коррекционной направленности. Объект исследования: общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания детей с нарушением ... в умении работать и быть полезным для общества человеком. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог ... полнота зрительного восприятия, но и наблюдается неспособность глаза выделять часть внешних пространственных признаков, таких как ...

Далее можно подумать, что у березы кора белая, у ели и сосны будет смолянистая. Какие листья или иголки и т. д. Можно осознать, как это дерево там появилось. Зернышко было занесено птицами или его сознательно посадили.
6. Например, если ближний предмет – это здание. То можно осознать все, от того, как начали его строить, до самого последнего кирпича и песчинки в строении. Удивительное в том, что наше сознание логически не может успеть подумать и просчитать все, что мы знаем о деревьях, о зданиях, о строительстве и выращивании. Начинает подключаться подсознание, вот здесь то и происходит чудо.
7. Дальше можно подключить свою фантазию и дополнять, переделывать, творить – не бояться. Если скорость перефокусировки будет слишком большая, можно остановиться и поговорить с самим собой.

Развитие наблюдательности и зрительной памяти

Слабая память – это поверхностное наблюдение и слабое внимание. Запоминаются гораздо легче и лучше те вещи, когда ваш ум не занят ничем посторонним и находится в состоянии покоя. Хорошо развитое внимание укрепляет способности человека, дает очень ясные образы, ясные впечатления и ощущения.
Известные ученые, писатели, люди с высоким интеллектом отличаются развитым вниманием. Их жизнь полна различными сильными впечатлениями и образами. Человек с неразвитым вниманием получает гораздо меньше впечатлений, меньше информации и все время испытывает ее недостаток.
В первую очередь надо развивать зрительную память и внимание, так как человек в основном воспринимает мир через органы зрения.

 

Упражнение 17 «Развить наблюдательность»

1. Возьмите и поставьте перед собой яркий детский мяч.
2. Спокойно смотрите на него и попытайтесь запомнить.
3. Закройте глаза и попытайтесь вспомнить мяч с максимальными подробностями.
4. Вспомните размер, запечатлейте все подробности в вашем мозгу.
5. Откройте глаза, посмотрите на мяч и сравните с созданным образом.
6. Отметьте сделанные вами упущения, потом снова закройте глаза и постарайтесь увидеть предмет лучше.
7. Откройте глаза снова и внимательно посмотрите на детский мяч.
8. Повторяйте до тех пор, пока не восстановите зрительный образ мяча со всеми подробностями.
9. Повторите упражнение с другими предметами.

 

Упражнение 18 «Нарисовать детали»

1. Возьмите один из предметов, которые вы освоили в упражнении 1.
2. Получив точное умственное изображение, постарайтесь нарисовать его форму и детали.
3. Первый раз выберите себе что-нибудь попроще, тот же мяч.
4. Качество рисунков будет оцениваться не от ваших художественных способностей, но от того, что вы запомнили и нанесли на бумагу.
5. Упражнение тренирует внимание, повторяйте его один раз в день. Конечно, изображением должен служить не сам предмет, а тот образ, который сохранился у вас в памяти.
6. Меняйте чаще предметы и выполняйте упражнение 1 и упражнение 2.

 

Упражнение 19 «Запомнить детали»

Ошибки чаще всего происходят, когда пытаетесь запомнить лицо человека целиком сразу. Попробуйте запомнить лицо
1. Рассмотрите лицо своего родственника.
2. Обратите внимание на каждую деталь в отдельности.
3. Рассмотрите форму головы, нос, глаза, уши, волосы, рот, подбородок.
4. Сосредоточьтесь и попробуйте описать его внешность.
5. Опять обратите внимание на отдельные детали лица человека.
6. Повторно опишите внешность.
7. Попробуйте выделить из уличной толпы лицо.
8. Обратите внимание на отдельные детали.
9. Дома опишите характерные черты.
С первых же попыток вы почувствуете быстрый прогресс, и в толпе различных лиц будете выделять характерные детали. С течением времени вы сами удивитесь, насколько легко вы будете запоминать подробности во внешности людей. Можно в качестве тренировки выбирать здания, смотреть на их характерные особенности и запоминать детали. Приглядывайтесь к зданию, возле которого вы проходите каждый день, описывайте его, воспроизводите в своей памяти мысленно, анализируйте. С каждым новым днем у вас будут появляться новые и новые детали.

  Упражнение 17 «Развить наблюдательность» 1. Возьмите и поставьте перед собой яркий детский мяч. 2. Спокойно смотрите на него и попытайтесь запомнить. 3.…

Тест на внимание

После прочтения представленного рассказа, необходимо будет ответить на вопросы. Ответ на вопрос должен прозвучать в течение пяти – шести секунд. Перед этим, внимательно прочитайте рассказ. Допускается прочесть текст три раза. Отвечать на вопросы два раза: первый раз сразу после прочтения текста, второй раз, через два-три часа после прочтения.
«Двадцатого марта в 19.00 вы должны встретить молодую женщину около бассейна «Лазурный».
Одета она будет в ярко-розовую курточку, на голове – черный берет. Она попросит у вас листочек из записной книжки. Взамен, она вам оставит ручку «Паркер».
В руке у нее будет черная сумочка с золотой застежкой и черный пакет с розовыми розами.
Возьмите у нее пакет и пройдите на остановку трамвая «площадь Калиновского». Сядьте на шестой трамвай.
Выйдите на остановке «Славинского», пройдите по ходу трамвая до второго регулируемого светофорного перекрестка, сверните направо и подойдите к первому подъезду дома из красного кирпича.
Наберите код подъезда 1961.
Подниметесь на восьмой этаж, квартира 66.
Позвоните три раза по три коротких звонка. Звонки с периодичностью 30 секунд.
Дверь откроет мужчина в голубых спортивных штанах.
Скажете: «Добрый вечер, я вам принес передачу от Валентины Ивановны»
После приглашения войти, войдете и пробудете в квартире до 22.00 часов.
Выйдете из дома и пройдете на остановку рядом с домом.
Проедете на автобусе номер 15 четыре остановки. Выйдете, зайдете на почту и отправите открытку до востребования Антону Маркеловичу на почтампт 231–326 ая 326 с текстом «Все в порядке».
После чего перейдите на другую сторону. На остановке сядьте на пятый автобус. Выходите на пятой остановке.
Зайдите в круглосуточный магазин и купите баночку йогурта «Данон». После чего, в 24.00 прибудете на место».

1. Кому вам надо передать пакет?
2. Какую ручку вам предложат у бассейна и как называется бассейн?
3. На какой остановке вы должны сесть на трамвай?
4. Какой головной убор и какого цвета был на голове женщины, встретившейся вам у бассейна?
5. Как дойти до дома с красного кирпича?
6. Какой код от двери подъезда?
7. Какая сумочка была в руках у женщины?
8. Какой номер квартиры?
9. Как надо звонить в квартиру?
10. На каком автобусе вы доедете до почты?
11. Во что одет мужчина, который открыл дверь?
12. Во сколько вы должны выйти из квартиры?
13. Кому вы должны отправить открытку?
14. Куда вы должны отправить открытку?
15. Фраза, которую вы скажете мужчине?
16. На каком автобусе вы поедете, выйдя из дома?
17. На каком этаже находится квартира?
18. Что вы должны купить в магазине?
19. Во сколько вы должны прибыть на место?
Сравните свои ответы сразу после прочтения текста и через два часа. В тесте допускается одна ошибка, не учитывая номер почты и номер абонетсткого ящика.

 

1. Кому вам надо передать пакет? 2. Какую ручку вам предложат у бассейна и как называется бассейн? 3. На какой остановке вы должны сесть на…  

Тест на слуховую и зрительную память

1. Попросите кого-нибудь прочитать следующий ряд слов: Самолет, мельница, друг, апельсин, птица, ручка, лампа, листок, стол, банка.
2. Возьмите листок бумаги и запишите слова, которые запомнили.
3. Сверьтесь со словами со списка.
4. Посчитайте правильные ответы и запишите их в таблицу

5. Прочитайте список представленных слов один раз: кошка, картофель, лист, машина, чайник, цветок, чайник, калькулятор, нога, письмо.
6. Запишите слова, которые вы запомнили в таблицу.
7. Сверьте записанные слова со списком.
8. Если число правильных ответов по второму списку больше, то значит у вас преобладает зрительная память, а если с первого – то слуховая.

 

5. Прочитайте список представленных слов один раз: кошка, картофель, лист, машина, чайник, цветок, чайник, калькулятор, нога, письмо. 6. Запишите…  

Развитие слуховой памяти

Ухо более чувствительдное, чем глаза. Развить слуховую память гораздо проще, чем зрительную. Упражнение выполняются гораздо быстрее, прочнее и эффект от них проявляется гораздо раньше.
Умение слышать, очень многое значит, различные оттенки человеческого голоса могут дать такую информацию, которую по – другому никак и не получишь.

 

Упражнение 20 «Слышать и слушать»

Если вы часто ездите общественным транспортом прислушайтесь, о чем говорят окружающие вас люди. Через некоторое время, вы начнете слышать гораздо больше. Начнете различать оттенки голоса, улавливать нюансы. Это упражнение помогает выработать привычку не только слышать, но и слушать.

 

Упражнение 21 «Изучить голос»

Прислушайтесь к тембру голоса своих знакомых. Обратите внимание на характерные обороты, особенности голоса, ударения на слова. Следите не только за смыслом рассказа, но и за голосом, которым этот рассказ произносится. Изучайте типы голосов, диалектов, сопоставляйте их с образом человека, его духовным обликом. Ловите мелодию голоса. Начните слушать и вас удивят результаты. В практике много примеров, когда на выборах побеждали кандидаты из-за голоса.

 

Упражнение 22 «Сравнение»

Находясь на работе, в транспорте, в магазине или любом общественном месте прислушивайтесь к голосам. И не видя говорящего, представьте себе лицо человека. Незаметно сравните ваш мысленный портрет с реальным лицом. Со временем по голосу вы сможете безошибочно определить человека.

 

Упражнение 23 «Песня»

Включите вашу любимую и хорошо известную песню. В середине песни выключите звук и продолжайте ее мысленно петь сами. Через минуту включите звук. Как точно вы попали на продолжение. Учитесь точно попадать с записью.
В специальных заведениях развитию слуховой памяти и наблюдательности способствует прием радиограмм с искусственно созданными помехами, но у нас с вами нет такой возможности. Поэтому тренировать память можно выполняя следующее упражнение.

 

Упражнение 24 «Радист»

Включите приемник на любимую радиостанцию. До предела уменьшите громкость. Слушайте передачу. Передача должна нести какую – нибудь информацию (не музыкальный канал).

Сильно напрягайте слух, чтобы что-то понять. Сильное напряжение – прекрасная тренировка слуха.

 

Упражнение 25 «Удар»

Возьмите деревянную скалку и ударьте ею по разделочной доске. Через 20–30 минут представьте в воображении полученный звук. Сначала звук будет получаться не очень четкий и не обязательно вместе с ним возникнет картинка удара. Попробуйте мысленно совершая удар, представить этот удар, ощутить его силу, звук от удара и вибрацию скалки и разделочной доски. Если регулярно тренировать свою слуховую память, то через несколько дней вы будете улавливать мельчайшие нюансы.

  Упражнение 20 «Слышать и слушать» Если вы часто ездите общественным транспортом прислушайтесь, о чем говорят окружающие вас люди. Через некоторое время,…

Запоминание людей

Это самый сложный процесс развития памяти. Сложнее изучения иностранных языков, сложнее обработки текстов, запоминания рядов цифр. Если перед вами поставить двадцать человек и затем попросить их идентифицировать через десять минут, то результат будет человека три – четыре. А если это будет группа людей из других рас, то результат будет еще меньше, тем более, что особых приемов для кодирования и разработки еще не придумано, но несколько правил имеются:
1. Заставьте свой мозг работать с полной силой.
2. Максимально сосредоточьтесь. Развивайте наблюдательность.
3. Настройтесь на запоминание человека.
4. Запомните необычную черту лица человека.
5. Расслабьтесь.
6. Прослушайте, как звучит имя человека. Пропойте его про себя.
7. Запоминайте всех людей, с которыми знакомитесь.
8. Свяжите имя человека с его образом.
9. Запомните, что мозг не терпит насилий.
10. Тренировки памяти должны приносить удовольствие. Лучше регулярно каждый день, чем через неделю но долго и нудно.
11. Через некоторое время почувствуете результаты.
На знакомство и запоминание людей нужна настройка. Вы должны мысленно отдавать самому себе команды: «Я буду предельно состредоточен. Я сконцентрирую все свое внимание и обязательно запомню всех представленных людей».

 

 

Техники запоминания людей

1. Убедитесь, что абсолютно одинаковых людей не бывает.
2. Сразу же ассоциируйте человека с кем – нибудь, кто вам знаком. Например, вам представят человека по имени Владимир Ильич. Сразу же возникает ассоциативный образ– Ленин сидит за столом. На столе горит настольная лампа под зеленым абожуром.
3. Представьте себе, что вы знакомите своего нового приятеля со своим старым другом.
4. Произнесите несколько раз про себя его имя, отчество, фамилию.
5. Пропойте про себя его имя, причем в разных вариантах (как частушку, как романс, как арию и как народную песню).
6. При знакомстве несколько раз повторите вслух его имя. Например: «Очень приятно, Владимир Ильич». «Рад был знакомству, Владимир Ильич», «Об этом случае мне только что рассказал Владимир Ильич». Больше трех раз произносить имя вслух не стоит.
7. По прошествии тридцати минут после знакомства, обязательно вспомните тех, кому вы были представлены.
8. Попробуйте присвоить созвучные с именем прозвища. Например, Лисовская Корнелия Константиновна (Корлиско).

Порядок можно выбрать любой, например (Лисконко, Конкорли,) и так далее.
9. Найдите параллели между его фамилией и его обликом, его привычками.
10. Перед тем как ложиться спать еще раз вспомните всех, с кем познакомились.
11. Запишите всех новых знакомых в записную книжку и сделайте пометки, характеризующие нового знакомого (Володя – офсетпечать, Наташа – парикма*censored*ская).
12. Представьте, что вы снимаете нового знакомого на фотоаппарат, и что изображение появляется постепенно. Повторите два – три раза.
13. Представьте этого человека с табличкой на груди, на которой написано его имя. Через несколько секунд, представьте этот образ еще раз.
14. Свяжите с именем человека прилагательные, которые начинаются на одну букву с именем. Катя– красивая, креативная; Михаил – милый, молодой и так далее. Старайтесь, чтобы прилагательные характеризовали человека.
15. Найдите во внешности человека особенные черты, только ему одному присущие.
16. Мысленно найдите рифму имени. Сергей – воробей, Наташа – каша, Лена – полено и так далее. И представьте себе мысленный образ Сергея наблюдающего за воробьями, Наташу, которая плачет над тарелкой с кашей. Через несколько секунд повторите это действие.
17. Попробуйте мычленно описать своего (своих) новых знакомых.
В конце девятнадцатого века служащий парижской полиции Альфонс Бертийон разработал метод идентификации личности человека, по словесному описанию его внешнего вида (описание лица, одежды, наличие характерных особенностей (шрамов, родинок, татуировок), социального положения).

До сих пор метод словесного портрета используется в мировой криминалистике.

 

Тест «Портрет»

1. Выберите человека, с которым вы встречаетесь каждый день (коллега по работе).
2. Постарайтесь составить его мысленный портрет.
3. Форма лица (квадратное, прямоугольное, овальное, круглое, треугольное, длинное).
4. Цвет глаз.
5. Форма лба (большой, маленький, выпуклый, плоский).
6. Форма бровей (густые, тонкие, сросшиеся, домиком, дугой).
7. Наличие морщин (много и глубокие, маленькие и мало).
8. Волосы (длинные, короткие, пышные, кудрявые, прямые, без волос)
9. Цвет волос.
10. Размер ушей.
11. Форма губ (верхняя пухлая, нижняя выпяченная, бантиком.
12. Размер губ.
13. Наличие посторонних предметов на лице (пирсинг)
14. Форма подбородка (выступающий, прямой, с ямочкой и без, массивный, узкий).
15. На следующий день незаметно сравните свой портрет с оригиналом.
16. Попробуйте дома опять составить словесный портрет.
Через две-три недели составлять словесные портреты людей, по их сугубо индивидуальным признакам, для вас не составит особого труда.

 

  Тест «Портрет» 1. Выберите человека, с которым вы встречаетесь каждый день (коллега по работе).

2. Постарайтесь составить его…

Развитие воображения

 

Упражнение 26

1. Выберите какой – нибудь отрывок из вами любимого старого фильма.
2. Лучше, чтобы фильм был цветной. Например, «Принцесса цирка».
3. Посмотрите отрывок из фильма с включенным звуком, но выключенным изображением.
4. Посмотрите тот же отрывок с включенным звуком и включенным изображением.
5. Выключите звук и смотрите только изображение.
6. Повторите операции с одним и тем же отрывком в течение 9-12 дней.
7. В этой же последовательности просмотрите новый короткометражный фильм.
8. В течение девяти – двенадцати дней просматривайте новый короткометражный фильм или отрывок.
9. Повторите упражнение один раз в год.

 

Упражнение 27

1. Поднесите к своему лицу ладонь или другой любой предмет.
2. Смотрите на него до тех пор, пока не почувствуете, что ваше внимание уходит в сторону.
3. Закройте глаза. Вызовите изображение предмета на вашем внутреннем экране.
4. Откройте глаза и сравните ваш воображаемый образ с реальным.
5. Несколько раз в день проделайте нехитрую операцию.

 

Упражнение 28

1. Возьмите любую художественную книгу.
2. Выберите абзац с описанием природы.
3. Внимательно прочитайте его и мысленно представьте.

 

Упражнение 29

1. Выберите в книге другой абзац, где есть несколько существительных.
2. Сделайте два – три существительных главными героями своего рассказа.
3. Придумайте ассоциацию, в которых эти образы будут главными героями. Образы должны двигаться и разговаривать.

Методика включения силы взгляда

1. Сосредоточьте внимание на своих глазах.
2. Дышите глубоко, перенесите в глаза дыхательное напряжение.
3. Четко смотрите в глаза человека, как бы проникая ему в мозг.
4. Представьте себе какое – нибудь действие, которое должен выполнить человек.
5. Мысленно передайте ему задание.
Способствует развитию воображения прослушивание классической музыки, джаза, релаксационной музыки. Давно известно, что музыка обладает мощным потенциалом и сильно воздействует на человеческую психику. Она вызывает целую гамму чувств и даже физиологических состояний. Основатель советской дипломатической деятельности Г.В. Чичерин утверждал, что системный анализ невозможен без регулярного прослушивания музыки В.А. Моцарта.
В спецшколах, курсантов учат проделывать все упражнения с вытянутыми ногами, в сидячем положении.
Развить память можно либо для работы, либо для личных целей, чтобы поразить друзей своими знаниями или избежать неловких пауз в общении.
Мешают развитию запоминания стрессовые ситуации, нервное напряжение, отстутствие внимания, отсутствие сосредоточения на своих ощущениях, напряжение в теле.
В системе подготовки спецструктур и развития памяти широко используются методы психической саморегуляции (ПСР) и аутогенной тренировки (АТ).

Аутогенная тренировка своим появлением обязана немецкому психиатру Иоганну Генриху Шульцу и основана на приемах самовнушения, гипноза, йоги, методах рациональной психотерапии.

Первой задачей в освоении ПСР является научиться расслаблять мышцы тела. Прежде чем приступить к АТ, надо научиться расслаблять мышцы. Напряжение мышц должно нарастать плавно, медленно, завершающее расслабление должно осуществляться резко. Медленному напряжению мышц – медленный глубокий вдох. Расслабление – свободный полный выдох. Все упражнения повторяются 4–6 раз, сидя на стуле, ноги вытянуты, руки лежат на бедрах, спина прямая расслабленная. Во время расслабления примите исходное положение.

 

Первой задачей в освоении ПСР является научиться расслаблять мышцы тела. Прежде чем приступить к АТ, надо научиться расслаблять мышцы. Напряжение…  

Упражнение для грудной клетки.

Сцепите перед собой полусогнутые в локтях руки. Напрягите мышцы груди. На выдохе – расслабьтесь.

 

Упражнение для ступней.

Сожмите пальцы ног. Расслабьтесь.

 

Упражнение для мышц лица

1. Закройте глаза. Погримасничайте.
2. Вытяните лицо – сожмите (сплющите) лицо.
3. Выполните упражнение 4–6 раз.

 

Упражнение для кистей рук.

Сожмите кисти в кулак на вдохе и расслабьтесь и сбросьте напряжение на выдохе.

 

Упражнение для плеч

1. Поднимайте левое плечо и одновременно правой рукой оказывайте сопротивление.
2. Расслабьтесь и свободно опустите руки в исходное положение на бедра.
3. Прислушайтесь к возникающему расслаблению в мышцах.
4. Поднимите правое плечо и одновременно левой рукой оказывайте сопротивление.
5. Расслабьтесь и уроните руки в исходное положение.
6. Не забывайте о дыхании: на вдохе – напрягите мышцы, на выдохе – расслабьте.

 

Упражнение для предплечья

1. Поставьте руки в исходное положение.
2. Напрягите предплечья, кисти рук – на себя.
3. Расслабьтесь и уроните кисти рук.

 

Упражнение для мышц шеи

1. Поднимите плечи.
2. Запрокиньте голову назад.
3. На вдохе напрягите мышцы шеи.
4. На выдохе – расслабьтесь.
5. Напрягайте мышцы шеи в пол силы.

 

Упражнение для спины.

На вдохе прогнитесь назад. Напрягите мышцы спины и сведите вместе лопатки. На выдохе – расслабьтесь. Напрягайте мышцы спины в пол силы.

 

Упражнение для бедер.

Приподнимитесь немного со стула. Останьтесь несколько секунд в этом положении. На выдохе – расслабьтесь и позвольте телу упасть на место. Вытяните ноги перед собой. Напрягите мышцы бедер. Отпустите ноги – расслабьтесь.

 

Упражнение для мышц голени.

Потяните носки ног на себя. Расслабьтесь. Потяните носки ног от себя. Расслабьтесь.
Несколько минут посидите спокойно и почувствуйте состояние своего тела.
Чтобы от упражнений ПСР и АТ был результат надо обязательно выполнять два основных условия: полностью сконцентрировать внимание на выполнении упражнений, на процессе, а не на результате; умение входит в состояние называемое аутогенным погружением (научиться хорошо разогревать и расслаблять мышцы тела).
Развитие памяти во многом зависит от самого человека. В человеке скрыто много внутренних резервов и достаточно ресурсов. Их надо просто открыть. Память практически у всех людей отличная – надо только обеспечить высокий уровень ее работы.