Задания для самостоятельной работы. Для студентов и слушателей

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Для студентов и слушателей

по направлению подготовки 43.03.01 – юриспруденция

 

 

Разработала:

Доцент кафедры ППиП, к.пс.н. А.Л. Плотникова

 

Самара 2015

Планы семинарскихзанятий рассмотрены и одобрены на заседании предметно-методической секции кафедры ППиП

«___» ___________ 2015 г., протокол № __.

 

Председатель секции

доцент кафедры ППиП, к.пс.н.

полковник вн. службы Тарасова С.А.


Тема 1. Юридическая психология как наука

Количество часов: 2

Вопросы занятия

1. Структура, предмет и задачи юридической психологии.

2. Историческое развитие юридической психологии.

3. Развитие юридической психологии в России.

Методические рекомендации для подготовки к занятию

Вопрос 1.Структура, предмет и задачи юридической психологии

1.1. Дайте определение юридической психологии. Почему юридическая психология – это прикладная наука? Что это значит?

1.2. Какова структура юридической психологии? Разграничьте области изучения криминальной, судебной, пенитенциарной и правовой психологии.

1.3. Каковы задачи юридической психологии?

 

Вопрос 2.Историческое развитие юридической психологии

2.1. Кто из ученых и когда ввел термин «Юридическая психология»?

2.2. Какие из разделов юридической психологии исторически возникли первыми?

2.3. Какие исторические события послужили толчком для развития юридической психологии в мире?

2.4. Кто из ученых и когда провел первые экспериментальные исследования личности преступников?

2.5. В чем сущность теории Ломброзо о врожденной преступности?

 

Вопрос 3.Развитие юридической психологии в России

3.1. Кто является родоначальником психологической школы права в России?

3.2. Кто является основоположником криминальной психологии в России?

3.3. Какие исторические события послужили толчком для развития юридической психологии в России?

3.4. Кто из российских психиатров занимался изучением вопросов судебно-психиатрической экспертизы и личности преступника?

3.5. Кто из российских юристов занимался развитием судебной психологии в России?

3.6. Почему в период тоталитарного режима в России юридическая психология не развивалась? Почему развитие юридической психологии как науки возможно только в условиях демократии?

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...

 

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу

История развития проблем юридической психологии

Эпоха Философы, ученые, представители эпохи Развитие правосознания Взгляды на проблемы юридической психологии
Античность    
Средневековье    
Новое время    
XIX-XX века дореволюционное время в России    
20-30 гг. XX века в России    
30-60 гг. XX века в России    
60-е гг. XX века — по настоящее время в России    

 

2. Выполните тестовые задания (выберите из предложенных вариантов один или несколько правильных ответов).

2.1. В структуру юридической психологии как науки входит:

а) криминальная психология

б) судебная психология

в) коррекционная психология

г) общая психология

д) пенитенциарная психология

е) правовая психология

ж) трудовая психология

 

2.2. Юридическая психология изучает:

а) душевную жизнь человека

б) психологические закономерности в сфере отношений, регулируемых правом

в) процесс установления, поддержания и развития отношений между людьми

 

2.3. Одной из задач юридической психологии как науки является:

а) повышение эффективности правоприменительной деятельности

б) исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания

в) формирование правосознания у подростков и молодежи

 

2.4. Судебная психология как раздел юридической психологии изучает:

а) специфику судебной речи

б) личность осужденных

в) психологию предварительного следствия

г) психологические закономерности принятия судебного решения

д) методы судебно-психологической экспертизы

е) психологию преступной группы

 

2.5. Криминальная психология как раздел юридической психологии изучает:

а) личность преступника

б) психологию преступной группы

в) психологию законопослушного поведения

г) поведение жертвы

д) ресоциализацию осужденных

 

2.6. Правовая психология как раздел юридической психологии изучает:

а) правовое сознание

б) психологию виктимного поведения

в) психологию правовой социализации личности

г) психологические закономерности правотворчества

д) механизмы формирования криминального поведения

 

2.7. Исправительная психология как раздел юридической психологии изучает:

а) личность осужденных

б) личность сотрудников УИС

в) психологию правовой социализации личности

г) психологические закономерности пенитенциарной среды

д) психологические механизмы антиобщественного поведения

е) психологию оперативно-розыскной деятельности

 

2.8. Термин юридическая психология ввел в начале XX века ученый:

а) Э. Клапаред

б) Г. Гросс

в) Ч. Ломброзо

 

2.9. Родоначальником российской психологической школы права (начало XX века) является:

а) В.М. Бехтерев

б) Л.И. Петражицкий

в) А.Ф. Кони

 

Тема доклада:Исследования психологии преступника в психоаналитической традиции.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1998.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.

3. Плотникова Л.А. Юридическая психология. Самара, 2010.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000.

5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

Тема 2. Познавательные процессы

в деятельности юриста

Количество часов: 2

Вопросы занятия

1. Процессы, обеспечивающие когнитивную переработку информации.

2. Способы активизации познавательных процессов субъектов правоприменительной деятельности.

3. Оценка точности показаний субъектов правоприменительной деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы. 1. Выполните тестовые задания (выберите из предложенных вариантов один или несколько правильных ответов).

1. Выполните тестовые задания (выберите из предложенных вариантов один или несколько правильных ответов).

 

1.1. Сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение – это:

а) восприятие

б) внимание

в) мышление

г) воображение

д) ощущение

е) память

 

1.2. Свойствами внимания являются:

а) сосредоточенность или концентрация

б) устойчивость

в) объем

г) целостность

д) распределение

е) константность

ж) переключаемость

 

1.3. К процессам памяти относятся:

а) сохранение

б) понимание

в) воспроизведение

г) запоминание

д) воссоздание

е) забывание

 

1.4. Сохранение информации на протяжении всей жизни человека обеспечивает:

а) оперативная память

б) кратковременная память

в) долговременная память

 

1.5. За возникновение ощущения прикосновения отвечает:

а) зрительный анализатор

б) тактильно-кинестетический анализатор

в) обонятельный анализатор

 

1.6. Ощущения голода и жажды являются:

а) экстероцептивными ощущениями

б) проприоцептивными ощущениями

в) интероцептивными ощущениями

 

1.7. Приспособление органа чувств к внешним условиям называется:

а) компенсацией

б) адаптацией

в) чувствительностью

 

1.8. Иллюзия – это:

а) ошибка восприятия

б) нарушение восприятия, обусловленное органическим поражением мозга

в) фантазия

 

1.9. Познавательный процесс, обеспечивающий целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств – это:

а) мышление

б) восприятие

в) ощущение

г) память

д) воображение

е) внимание

 

1.10. Свойствами восприятия являются:

а) константность

б) определенность

в) категориальность

г) целостность

д) избирательность

е) множественность

ж) апперцепция

 

1.11. Процесс познания сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними – это:

а) мышление

б) восприятие

в) воображение

г) ощущение

д) память

е) внимание

 

1.12. Оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями обеспечивается работой:

а) наглядно-образного мышления

б) наглядно-действенного мышления

в) словесно-логического мышления

 

1.13. Логическими операциями процесса мышления являются:

а) анализ

б) синтез

в) обобщение

г) аналогия

д) абстракция

е) систематизация

ж) сравнение

 

1.14. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо называется:

а) умозаключением

б) суждением

в) понятием

 

1.15. Дедукция – это умозаключение, в ходе которого вывод делается:

а) от общего к частному

б) от частного к частному

в) от частного к общему

 

1.16. Познавательный процесс создания новых образов путем переработки хранящихся в памяти представлений – это:

а) мышление

б) воображение

в) восприятие

г) память

д) ощущение

е) внимание

 

1.17. Продуцирование новаторских идей обеспечивается работой:

а) пассивного воображения

б) творческого воображения

в) воссоздающего воображения

 

1.18. Формами воображения являются:

а) сновидения

б) образ

в) грезы

г) мечты

д) представление

е) ощущение

Темы докладов:1.Мнемические приемы в работе следователя. 2. Иллюзии зрительного восприятия. 3. Специфика восприятия времени.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Гейссельхарт Р.Р., Буркарт К. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. М.: Омега-Л, 2008.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Астрель, 2008.

3. Кун Д. Все тайны поведения человека. СПб.: Питер, 2003.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

5. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Книга 1. М., 2001.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2005. 512 с.

7. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.

8. Психология: Учебник / Отв. ред. А.А. Крылов. М.: Проспект, 2004.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004.

10. Филатов Ф.Р. Психология: Учебник. М., 2001.

Тема 3. Психология личности юриста

Количество часов: 2

Вопросы занятия

1. Психологические требования к личности юриста.

2. Методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

3. Учет личностных особенностей субъектов правоприменительной деятельности в процессе предупреждения, расследования и раскрытия преступлений.

 

Задания для самостоятельной работы. 1. Выполните тестовые задания

1. Выполните тестовые задания

1.1. Соотнесите термин и определение

                       
 
Стресс
 
Фрустрация
 
Аффект
 
   
Тревожность
 
Депрессия
 
Гипнотическое состояние

 

 

1. Состояние нервно-психической напряженности.

2. Психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной для нас обстановке и деятельности, и выражающееся в специфических переживаниях.

3. Негативное эмоциональное состояние, которое возникает, когда человеку мешают достичь цели.

4. Состояние, характеризующееся чувством безнадежности, безысходности, отчаянием.

5. Временное состояние сознания, связанное с сужением его объёма и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания.

6. Психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, весёлом настроении.

7. Психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии.

8. Кратковременное психическое расстройство в связи с психической травмой с последующей частичной или полной амнезией. Характеризуется снижением контроля над своими действиями.

1.2. Определите тип темперамента по картинкам

1.3. Определите тип характера в соответствии с классификацией Э. Фромма

1. Человек жадный, аккуратный, стремящийся отгородиться от внешнего мира, боящийся эмоциональных привязанностей

2. Человек пассивный, дружелюбный, зависимый от окружающих людей, считающий, что единственный способ обрести желаемое – будь то нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие – это получить его из этого внешнего источника.

3. Человек, оценивающий себя и других людей по степени социальной и материальной успешности, в любой ситуации стремящийся к личной выгоде.

4. Человек, стремящийся к самореализации, к глубоким эмоциональным связям с другими людьми, способный к самопожертвованию.

5. Человек, враждебно настроенный к окружающим людям, завистливый, язвительный, лживый, часто использующий манипуляции в общении с другими людьми, интриган.

1.4. Заполните пирамиду потребностей по А. Маслоу

 

1.5. Выберите один правильный ответ

1.5.1. Личность – это:

а) человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях

б) врожденное свойство психики человека

в) совокупность индивидуальных, неповторимых качеств, которые отличают одного человека от другого

 

1.5.2. Компонентом психологической структуры личности является:

а) социальный статус

б) характер

в) национальность

 

1.5.3. Характер – это:

а) познавательный процесс, обеспечивающий рациональное познание внешней и внутренней среды человеческого организма

б) врожденно обусловленные динамические особенности высшей нервной деятельности человека

в) индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в системе отношений к себе, к другим людям, к порученному делу

1.5.4. Черта личности, проявляющаяся в тенденции воспринимать большинство ситуаций как угрожающих своему здоровью, благосостоянию, стабильности, называется:

а) личностная тревожность

б) ситуативная тревожность

в) фрустрированность

 

1.5.5. Стресс – это:

а) психическое состояние, проявляющееся в повышенном, радостном, весёлом настроении, не соответствующее объективным обстоятельствам

б) состояние нервно-психической напряженности

в) психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии

 

1.5.6. Аффект – это:

а) кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов

б) состояние, характеризующеесячувством безнадежности, безысходности, отчаянием

в) измененное по желанию индивида состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путём концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли

 

1.5.7. Фрустрация – это:

а) кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов

б) состояние, характеризующеесячувством безнадежности, безысходности, отчаянием

в) негативное эмоциональное состояние, которое возникает, когда обстоятельства мешают человеку достичь цели

 

1.5.8. Интеллект – это:

а) глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами

б) умение предвидеть будущие события

в) способность устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями

 

1.5.9. С психологической точки зрения вина – это:

а) мотив поведения

б) эмоция

в) умышленное нарушение правовых норм

 

1.5.10. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими составляет содержание:

а) мотива достижения успеха

б) мотива власти

в) мотива идентификации

 

1.5.11. Человек, высшая нервная деятельность которого характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением – это:

а) холерик

б) флегматик

в) сангвиник

 

1.6. Выберите несколько правильных ответов

1.6.1. Волевыми качествами личности являются:

а) решительность

б) самостоятельность

в) инициативность

г) спокойствие

д) самоконтроль

е) активность

 

1.6.2. Базовыми эмоциями (данным человеку от рождения) являются:

а) радость

б) гнев

в) страх

г) любовь

д) совесть

е) печаль

ж) интерес

 

1.6.3. Темперамент обуславливает следующие особенности человека:

а) скорость и интенсивность психических процессов

б) уровень интеллекта

в) экстраверсию – интроверсию

г) объем памяти

д) эмоциональную устойчивость

 

1.6.4. К нравственным чувствам относятся:

а) чувство прекрасного

б) чувство совести

в) чувство долга

г) чувство собственного достоинства

д) чувство социальной справедливости

 

1.6.5. Психологическими противопоказаниями к службе в правоохранительных органах являются:

а) нарушение волевого контроля поведения

б) развитое моральное сознание

в) наличие потребности в достижении успеха

г) низкая стрессоустойчивость

д) уровень интеллекта ниже среднего

е) высокая склонность к риску

ж) развитое логическое мышление

 

1.6.6. Профессионально значимыми психологическими качествами сотрудников правоохранительных органов являются:

а) чувство чести и совести

б) решительность, сила воли

в) развитое логическое мышление и воображение

г) стрессоустойчивость

д) отсутствие социальной толерантности

е) мотив достижения успеха

ж) карьеризм

 

2. Диагностируйте уровень самооценки

Тест самооценки[1]

Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

 

Этап 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

 

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

 

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

 

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию. Вопрос 1. Понятие о девиантном поведении и его виды

Вопрос 1. Понятие о девиантном поведении и его виды

1.1. Что такое девиантное поведение? Кто такой девиант?

1.2. Чем различаются социально одобряемые и социально осуждаемые отклонения?

1.3. В чем сущность аддиктивного (зависимого) поведения? Перечислите виды химических и поведенческих зависимостей, социально приемлемых зависимостей.

1.4. Что такое агрессия и агрессивность? Каковы проявления агрессивного поведения?

1.5. Что такое суицид (самоубийство)? Каковы виды суицида? Перечислите факторы риска суицидального поведения.

1.6. Что такое делинкветное поведение?

 

Вопрос 2.Психология преступного поведения

2.1. В чем заключается различие понятий «преступное поведение», «криминальное поведение», «противоправное поведение»?

2.2. Каковы стадии преступного поведения?

2.3. Дифференцируйте волевое и импульсивное преступное поведение личности.

 

Вопрос 3.Взаимосвязь зависимого, агрессивного, суицидального и криминального поведения

3.1. Обоснуйте взаимосвязь зависимого, агрессивного, суицидального и криминального поведения.

3.2. Укажите направления психолого-педагогической работы по профилактике девиантного поведения у подростков.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Какие виды поведения сходят в структуру девиантного поведения:

а) суицидальное поведение

б) законопослушное поведение

в) зависимое поведение

г) нормативное поведение

д) делинквентное поведение

 

2. Выполните тестовые задания (выберите один правильный ответ):

2.1. Наркомания является разновидностью:

а) суицидального поведения

б) аддиктивного (зависимого) поведения

в) делинквентного поведения

 

2.2. Алкоголизм является разновидностью:

а) суицидального поведения

б) аддиктивного (зависимого) поведения

в) делинквентного поведения

 

2.3. Суицидальная попытка с целью привлечения внимания к собственной персоне называется:

а) скрытый суицид

б) истинный суицид

в) демонстративный суицид

г) аффективный суицид

 

2.4. Истинному суициду обычно предшествует состояние:

а) депрессии

б) паники

в) аффекта

 

2.5. Поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций – это:

а) суицидальное поведение

б) аддиктивное (зависимое) поведение

в) делинквентное (противоправное) поведение

 

2.6. Криминальное поведение является разновидностью:

а) суицидального поведения

б) аддиктивного (зависимого) поведения

в) делинквентного поведения

 

Темы докладов:1. Психологические теории преступного поведения. 2. У истоков преступного поведения личности: стили родительского воспитания. 3. Психологические методы профилактики правонарушений. 4. Методы психологического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Список рекомендуемой литературы

1. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб.: Еврознак. М.: Олма-Пресс, 2004. 352 с.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994.

3. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2006. 288 с.

4. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.

5. Руководство по аддиктологии / Под ред. В.Д. Менделевича. – СПб.: Речь. 2007.

6. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 1-87.

7. Тарасова С.А., Плотникова А.Л. Психология отклоняющегося поведения: пенитенциарные аспекты. Самара, 2009.

Тема 5. Основы криминальной психологии

 

Количество часов: 2

Вопросы занятия

1. Психология малой преступной группы.

2. Личностные особенности различных типов преступников.

3. Учет личностных особенностей преступников и психологических факторов виктимности в профилактике, расследовании и раскрытии преступлений.

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию. Вопрос 1.Психология малой преступной группы

Вопрос 1.Психология малой преступной группы

1.1. Что такое малая группа?

1.2. Какова структура малой преступной группы?

1.3. Каковы психологические закономерности развития малой преступной группы?

 

Вопрос 2.Личностные особенности различных типов преступников

2.1. Что такое личность преступника?

2.2. Какие психологические особенности присущи большинству категорий преступников?

2.3. Каковы психологические особенности воров, убийц, наемных убийц, сексуальных маньяков-убийц, корыстно-насильственных преступников, женщин – преступниц, несовершеннолетних преступников, мошенников, террористов?

 

Вопрос 3.Учет личностных особенностей преступников и психологических факторов виктимности в профилактике, расследовании и раскрытии преступлений

3.1. Что такое виктимность?

3.2. Каковы личностные и социальные факторы, повышающие виктимность?

3.3. Приведите типологии жертв убийств, жертв домашнего насилия, жертв сексуального насилия, жертв мошенничества.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выполните тестовые задания (выберите один правильный ответ):

1.1. Осознаваемый мотив и цель преступления характерны для:

а) импульсивного преступного поведения

б) волевого преступного поведения

в) преступного поведения в целом

 

1.2. Личность всех категорий преступников (воров, убийц, совершивших преступление по неосторожности и пр.) характеризуется:

а) повышенной эмоциональностью

б) нарушением социальной адаптации

в) неумением предвидеть последствия собственных поступков

 

1.3. Наибольшей агрессивностью обладают:

а) лица, совершившие преступление по неосторожности

б) корыстно-насильственные преступники

в) воры

 

1.4. Наибольшей психической уравновешенностью характеризуются:

а) наемные убийцы

б) воры

в) террористы

 

1.5. Одной из главных характеристик личности лиц, совершивших преступление по неосторожности, является:

а) экспрессивность поведения

б) агрессивность

в) неумение предвидеть последствия собственных поступков

 

1.6. Главной целью деятельности преступных организаций является:

а) получение сверхприбылей незаконными методами

б) изменение политической системы страны

в) развал экономики страны

 

1.7.Простую иерархическую структуру организации по типу «главарь – участники» имеет:

а) примитивный уровень организованной преступности

б) средний уровень организованной преступности

в) высокий уровень организованной преступности

 

1.8. Человек, становящийся жертвой домашнего насилия в результате собственных действий (оскорбление, аморальное поведение и т.п.), является:

а) жертвой-провокатором

б) ситуативно-случайной жертвой

в) жертвой-преградой

 

2. Выполните тестовые задания (выберите несколько правильных ответов):

2.1. Повышает виктимность личности:

а) конфликтность

б) дисциплинированность

в) коммуникабельность

г) эгоцентризм (неумение человека встать на чужую точку зрения; восприятие своей точки зрения как единственной существующей)

д) личностная незрелость, инфантильность

е) доверчивость

ж) повышенная склонность к риску

з) алкоголизм, наркомания

 

2.2. Наиболее характерными чертами личности жертвы мошенничества являются:

а) излишняя доверчивость

б) суеверие

в) агрессивность

г) конформность (повышенная внушаемость)

д) уровень интеллекта ниже среднего

е) жадность

 

Темы докладов:1. Организованная преступность в России: история и современность. 2. Российский менталитет и проблема коррупции в современной России. 3. Взаимосвязь преступного и зависимого поведения личности. 4. Психология малой преступной группы.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Гуров А.И. Профессиональная преступность. М., 1990.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2004.

4. Зелинский А.Ф. Криминальная психология. Киев: Юринком Интер, 1999.Личность преступника / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.

5. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002.

6. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.

7. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М, 1995.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995.

9. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

 

Тема 6. Основы судебной психологии

Количество часов: 2

Вопросы занятия

1. Судебно-психологическая экспертиза.

2. Психология принятия судебного решения.

3. Психология следственной деятельности.

Методические рекомендации для подготовки к занятию

Вопрос 1.Судебно-психологическая экспертиза

1. 1. Что такое судебно-психологическая экспертиза?

1.2. Какова цель судебно-психологической экспертизы?

1.3. Кто проводит судебно-психологическую экспертизу?

1.4. Кто назначает судебно-психологическую экспертизу?

1.5. Какие выделяются виды судебно-психологических экспертиз?

 

Вопрос 2.Психология принятия судебного решения

2.1. Чем руководствуется судья при вынесении судебного решения?

2.2. Каковы внутренние (психологические) и внешние (социальные) факторы, влияющие на принятие судебного решения?

 

Вопрос 3.Психология следственной деятельности

3.1. Каковы психологические факторы, влияющие на эффективность допроса?

3.2. Каковы стадии допроса?

3.3. В чем заключается психологическая специфика допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, несовершеннолетних?

3.4. Что такое «улики поведения»? Перечислите их.

3.5. Как (с помощью каких приемов) следователь может помочь свидетелю вспомнить события?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выполните тестовые задания (выберите один правильный ответ):

1.1. Исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела – это:

а) судебно-психологическая экспертиза

б) судебно-психиатрическая экспертиза

в) судебно-медицинская экспертиза

 

1.2. Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена с целью:

а) определения наличия/отсутствия у подъэкспертного психического заболевания

б) определения индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний

в) определения психической вменяемости / невменяемости подъэкспертного во время совершения инкриминируемых ему деяний

 

1.3. Предметом судебно-психологической экспертизы является:

а) установление достоверности показаний проходящих по делу лиц

б) выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей психики адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию

в) подтверждение факта виновности / невиновности проходящих по делу лиц

 

1.4. Конфликтное взаимодействие характерно для допроса:

а) свидетелей

б) подозреваемых и обвиняемых

в) потерпевших

 

2. Выберите несколько правильных ответов:

2.1. На принятие судебного решения влияют следующие психологические факторы:

а) социальная установка судьи

б) уголовная политика в стране

в) настроение судьи в момент принятия решения

г) степень конформности судьи

д) общественное мнение

 

2.2. Основными методами помощи следователя допрашиваемому при вспоминании событий являются:

а) метод ассоциаций

б) метод хронометража

в) метод убеждения

г) метод гипноза

 

2.3. Эмоциональные состояния, наиболее характерные для допроса обвиняемых и подозреваемых – это:

а) страх

б) депрессия

в) эйфория

г) переживание вины

д) враждебность, агрессивность

 

Темы докладов:1. Оценка точности свидетельских показаний. 2. Мнемические приемы в работе следователя.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Борисов Н.Л. О некоторых тактических моментах допроса несовершеннолетнего обвиняемого / Сибирский Юридический Вестник. 2001. № 3.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1998.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.

4. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000. 684 с.

6. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.

7. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности).

Волгоград, 1986.

8. Снегирев Е.А. Оценка доказательств по внутреннему убеждению: Автореферат дисс… кандидата юридических наук. Воронеж, 2002. 21 с.

9. Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2007. 26 с.

10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000.

11. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

Тема 7. Психология общения

и профессиональной деятельности юриста

Количество часов: 2

Вопросы занятия

1. Приемы успешной коммуникации в профессиональной деятельности юриста.

2. Психология коллектива (малой группы) юристов.

3. Учет половозрастных, культурно-образовательных и индивидуальных различий людей в профессиональной деятельности юриста.

 

Задания для самостоятельной работы. 1. Выполните тестовые задания (выберите один правильный ответ):

1. Выполните тестовые задания (выберите один правильный ответ):

1.1. Социальное взаимодействие между людьми для передачи информации, установления взаимопонимания, организации совместной деятельности – это:

а) общение

б) познание

в) труд

 

1.2. Коллектив из 10-ти сотрудников правоохранительных органов работающих в одном отделе, занимающих два соседних кабинета и общающихся друг с другом ежедневно с точки зрения психологии является:

а) малой группой

б) большой группой

в) неформальной группой

 

1.3. Преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу – это:

а) социально-психологический климат

б) сплоченность

в) групповая норма

 

2. Выполните тестовые задания (выберите несколько правильных ответов):

2.1. Средствами невербального общения являются:

а) устная речь

б) мимика

в) взгляд

г) жесты

д) интонация

 

2.2. Косвенными признаками лжи являются:

а) оговорки, речевые ошибки

б) резкое изменение интонации

в) доброжелательность

г) уклончивые ответы

д) признаки, обусловленные работой вегетативной нервной системы (покраснение, побледнение, излишнее потоотделение, изменение ритма дыхания и сердцебиения и т.д.)

е) эмпатия

 

2.3. Спецификой профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является:

а) правовой характер деятельности

б) преобладание авторитарного стиля руководства

в) преобладание демократического стиля руководства

г) необходимость сохранения служебной тайны

д) необходимость общаться с асоциальными, криминальными личностями

е) повышенная виктимность профессии

ж) творческий характер деятельности

 

2.4. На эффективность работы коллектива сотрудников правоохранительных органов влияют такие психологические факторы как:

а) социально-психологический климат коллектива

б) психологическая совместимость сотрудников

в) уровень заработной платы

г) материально-техническое оснащение рабочего процесса

д) сплоченность

 

2.5. К методам преемственности, как способу оптимизации социально-психологического климата и повышения сплоченности коллектива сотрудников правоохранительных органов, относятся:

а) кураторство

б) психологические тренинги

в) торжественные собрания

г) почетные грамоты

д) премии

е) воспитательная работа

 

Темы докладов:1. Когнитивные способности юриста. 2. Дедукция и индукция. Значение дедуктивного мышления в работе юриста. 3. Проявление различных типов темперамента в профессиональной деятельности юриста. 4. Правила делового общения в юридической практике. 5. Психологическая составляющая профессиональной компетентности юриста. 6. Специфика профессиональной деятельности юриста. 7. Коммуникативные навыки в работе юриста.

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.

2. Вилсон Г. Макклафлин К. Язык жестов. СПб., 1999.

3. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

4. Липницкий А.В., Меденцев В.И., Самарин Н.Ю., Шаранов Ю.А. Общение в органах внутренних дел. Практикум по психологии общения. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000. 684 с.

6. Ойстер К. Социальная психология групп. Эффективная работа с людьми. СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004. 224 с.

7. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Питер, 1999.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. 620 с.

9. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.

10. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю., Машаров И.М., Управление и диагностика персонала. СПб, СПбИВЭСЭП, «Знание», 2002.

11. Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. М.: Юнити, 2005.

12. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2003.

[1] Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480.