Взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов детей 6-7 лет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова)

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ:

зав. Кафедрой

_______________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов детей 6-7 лет

Ульяновск, 2016

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы исследования развития познавательных процессов старших дошкольников

1.1. Сущность и особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи детей старшего дошкольного возраста

1.3. Формы сотрудничества ДОО с семьёй, применяемые в формировании познавательных процессов детей 6-7 лет

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных процессов старших дошкольников

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов у детей 6-7 лет

2.2 Взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов детей 6-7 лет

2.3. Оценка эффективности работы по формированию познавательных процессов детей 6-7лет

Заключение

Приложения

Литература

Введение

Дошкольный возраст — это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций организма. В это время четко проявляются как общие возрастные особенности, так и индивидуально — типологические черты. В период дошкольного детства развиваются потребности и на этой основе разнообразные интересы. Диапазон потребностей довольно широкий — от органических, удовлетворение которых связано с поддержанием жизни, до социальных, в основе которых лежит способность ребенка ориентироваться в окружающей действительности, общаться со взрослыми и сверстниками. У дошкольников развивается интерес к игре, труду и другим видам деятельности.

Проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Особую значимость представляет исследование в области познавательной сферы в работах Л.С. Выготского, который считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

15 стр., 7140 слов

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

... необходимостью развития познавательных процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном учреждении. Данное противоречие позволило сформулировать тему исследования: "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста ...

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями («параллелограмм развития» памяти А.Н. Леонтьева).

Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте).

Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника обобщение собственного чувственного опыта, эмпирического обобщения. Дети 6-7 лет проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети).

Таким образом, необходимо развивать у детей познавательный интерес и повышать его уровень. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходимо не только работа ДОУ, но и сотрудничество с семьей, т.к. особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье.

Отсюда возникает проблема, которая заключается в поиске эффективных форм, методов, взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяется успешностью сотрудничества с семьей.

10 стр., 4641 слов

Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе

... мира. Достойно пройти описанный путь ребёнок сможет только при нормальном уровне познавательного развития. В процессе познавательного развития у дошкольника формируются представления о ... детей имеют высокий уровень познавательного развития: - Социальные понятия: 1. Семья – 16 детей; 2. Группа – 14 детей; 3. Родина – 10 детей; -Причинно-следственные связи – 11 детей; - Города, изобретения – 12 детей ...

Сотрудничая в этом вопросе, детский сад и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи дошкольника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам, родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации.

Существует противоречие между необходимостью развития познавательных процессов в семье и реальной действительностью, когда семья не использует всех возможностей влияния родителей на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия. Именно поэтому и была выбрана тема «Взаимосвязь ДОУ с семьёй в формировании познавательных процессов детей 6-7 лет».

Цель поиск эффективных форм, методов, взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов у детей 6-7 лет.

Объект исследования – формирование познавательных процессов у детей 6-7 лет.

Предмет исследования — процесс разработки методики формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет во взаимодействии ДОО с семьёй.

Гипотеза: формирование познавательных процессов дошкольников 6-7 лет будет происходить наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических процессов:

• создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию познавательных процессов.

• разработка и применение системы взаимодействия ДОО с семьёй, включающей традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

• использование различных форм образовательной работы с детьми (дидактические формы, совместная работа педагога с детьми и родителей с детьми, организация самостоятельной математической деятельности детей).

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития познавательных процессов в теоретических источниках.

4 стр., 1718 слов

Лекция 4 (Личные заметки) — Познавательные психические процессы

Тема 4. Психические процессы. Познавательные психические процессы. Ощущение как психический познавательный процесс. Восприятие как психический процесс. Классификация и основные свойства восприятия. Внимание как психический процесс. Свойства внимания и их обусловленность. Классификация основных видов внимания. Память как психический процесс. Индивидуальные особенности и типы памяти. Основные ...

2. Выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей 6-7 лет.

3. Повысить уровень сформированности познавательных процессов у детей 6-7 лет во взаимодействии ДОО с семьёй (формирующий эксперимент).

4. Выявить эффективность проведённой работы (контрольный эксперимент).

Методологическая основа исследования.

В данной работе мы опирались на труды по изучению познавательного развития детей дошкольного возраста таких ученых как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, изучающих особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста. Л.С. Выготский (Идея о знаковом опосредствование), А.Н. Леонтьева (Произвольное запоминания у дошкольников. Закон «параллелограмма развития»).

Д.Б. Эльконин (Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок).

П.И. Зинченко (Непроизвольное запоминание).

З.М. Истомина (Три мнемических уровня развития памяти детей 3 — 7 лет); а так же А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, занимающиеся вопросом об исследовании мышления. А.В. Запорожец. (Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте).

Ж. Пиаже. (Центральная характеристика детского мышления его эгоцентризм).

Н.Н. Поддьяков (Мышление ребенка связано с его знаниями. Детское экспериментирование).

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова , Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова, А.В. Козлова, О.В.Солодянкина.

В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А.Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В.Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова , О.В. Солодянкина).

При написании дипломной работы использованы следующие методы:

22 стр., 10734 слов

Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов

... ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой ... КУРСОВАЯ РАБОТА Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе ... . Принципы организации памяти человека. Системно деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. - М., 1985. . Балин ...

1. Изучение и анализ литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседы с детьми и родителями.

4. Анкетирование дошкольников и родителей.

5. Констатирующий, формирующий, контрольный этапы

6. Тестирование детей

7. Изучение опыта работы воспитателей с семьей по формированию познавательных процессов.

8. Проведение опытной работы по сравнению формирования познавательного процесса.

Исследование проходило на базе МБДОУ — детский сад № 16 «Карасик» г. Ульяновска.

Практическая значимость: разработана система работы по формированию познавательных процессов во взаимодействии ДОО с семьёй. В данной системе работы систематизированы все подходы, и она может быть применена в любых других ДОО общеразвивающего вида и в работе с семьёй и работе с детьми.

Глава I. Психолого-педагогические основы исследования развития познавательных процессов старших дошкольников

1.1. Сущность и особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста

Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.).

5 стр., 2443 слов

Речевое развитие дошкольников как показатель готовности к школе

... дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и ... она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт ...

Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).

В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.).

Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.

В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Проблемы методологии и теории познавательного образования исследовались в работах С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, В. А. Левина, В. А. Ушаковой, Г. А. Ягодина и др. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.

19 стр., 9388 слов

Развитие мышления детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельностью

... и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников[40;152]. Отличие деятельности дошкольников от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но ...

Развитие ребенка дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении этого периода происходит существенное изменение в самых разных направлениях, где познание играет ведущую роль, ведь совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.

Для углубленного анализа стоит рассмотреть содержание понятий «Познание», «Познавательная деятельность», «Познавательная активность».

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. В Википедии дается такое определение: Познание – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания) [7].

Познавательная деятельность–это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Познавательное развитие – это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка – дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения [18; 27].

Ядром познавательного развития в узком смысле слова является развитие умственных способностей, характеризующихся существующими в человеческой культуре особыми средствами, которые используются в деятельности человека и от которых зависит успех этой деятельности (слова, понятия)…

Заключение

Развитие познавательных процессов – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательные процессы, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Под влиянием правильно организованной дидактической деятельности у детей развиваются основные познавательные процесса, такие как внимание, мышление, память и воображение.

Проводимая работа дала положительный результат.

• дошкольники научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией);

• воспитанники умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;

• дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.

Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.

Важной задачей воспитателя в развитии познавательных процессов дошкольников является математика, которая достигается за счет:

• использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей в саду;

• использования нетрадиционных занятий;

• создания предметно-развивающей среды в ДОУ;

• использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников;

• тесное сотрудничество с семьей.

Таким образом, наше предположение о том, что формирование познавательных процессов дошкольников 6-7 лет будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических процессов:

• разработать и применить систему взаимодействия ДОО с семьёй по проблеме формирования познавательных процессов.

• использовать различные формы, дидактической работы с детьми (дидактические формы, совместная работа педагога с детьми и родителей с детьми, организация самостоятельной математической деятельности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г.Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II / Под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.

2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. — М.: Флинта, МПСИ, 2008.

3. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. МПГУ. Москва. 2014. — 174 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб., Питер, 2008.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.

7. Википедия. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, М., 1956

8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.,

9. Конвенция о правах ребенка. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983.— 96 с.

10. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., АПН, 1961.

11. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

12. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2003,

14. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. — М.: Первое сентября, 2009.

15. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-

16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ 3-е изд., испр.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.

17. Поддьяков Н. Н., Обучение дошкольников экспериментированию.

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

19. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., Педагогика, 1971. — 351 с. Педагогика школы. (Учебное пособие для студентов пед. институтов) / Под. ред. Г.И. Щукиной . — М., Просвещение, 1977. — 383 с.

20. Прозорова О.В. Формирование познавательного интереса у дошколь-ников средствами народной педагогики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Саратов, 2001.

21. Прохорова, Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: Академия, 2010. – 196 с.

22. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.

23. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

24. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Академия, 2006.

25. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. — Ульяновск, 1995. – 44 с.

26. Славина Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся I класса в учебной работе. Электронный ресурс.

27. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. — М.: Владос, 2008.

28. Соловьева Е.В., А.Е. Жичкина и др. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / — М.: Линка-Пресс. – 2006,

29. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ со всеми изменениями и дополнениями до 05.05.2015 года. Электронный ресурс: Консультант Плюс. Дата обращения: 18.05.2015.

30. Федеральный государственный образовательный стандарт. Электронный ресурс: Консультант Плюс. Даты обращения: 16.05.2015, 18.05.2015, 20.05.2015.

31. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М., Педагогика, 1988. — 208 с.

32. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст]/ В. С. Юркевич – М.: Академический проект, 2007. – 138 с.

33. Яковлева А .А. Психологическая концепция личности в трудах А.Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева. Дисс. канд. псих.н. М. 2003.-235с.

34. Ясвин В.А. Дерябо С.Д., Экологическая педагогика и психология. — Ростов на Дону: Феникс, 1996