Конформизм и групповое давление

А. Учение о стадиях коллектива А.С.Макаренко. Критерий: требования педагога к воспитанникам.

На первой стадии требует педагог; формируется актив.

На второй — требует актив, увеличивается его численность.

На третьей стадии требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам. /Именно на этом этапе проявляется закон параллельного действия: члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков/.

4 этап (Иванов, Газман, Новикова; этап «гуманистических отношений»: каждый член коллектива предъявляет требования к себе).

Б. Л.И.Уманский: Контактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, до группы высокого уровня — коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп:

группа-конгломерат — объединение ранее незнакомых людей.

группа- ассоциация — начало формирования коллектива.

группа кооперация — характеризуется успешной деятельностью, образованием организационных структур.

группа-автономия — группа осознает себя как общность, «мы»; активно развиваются межличностные отношения.

Здесь существует опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, сосредоточению только на своих интересах, противостоянию всем остальным.

группа-коллектив — наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникает социальная направленность.

В. Стадии развития коллектива /А.Н.Лутошкин/."Песчаная россыпь", «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».

Модели развития отношений между личностью и коллективом.

Личность подчинена коллективу / конформизм/.

Личность и коллектив находятся в оптимальном отношении /гармония/. Личность подчиняет себе коллектив /нонконформизм/.

Негативные и позитивные стороны влияния коллектива на личность воспитанника (перечислить, проанализировать).

3 стр., 1311 слов

Схемы характеристики коллектива и личности

... ♦ Анализ отдельных примеров влияния коллектива на личность школь­ ника и личности на коллектив.       IV. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива.   Характер эмоционального ... климата в коллективе (бодрый, жизнерадост­ ный, инертный ...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ /педагогические действия, приемы, условия, обеспечивающие полноценную жизнь детского воспитательного коллектива/.

А. Главный закон воспитания в коллективе — закон параллельного действия (А.С.Макаренко): в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения.

Б. Наличие планов, дальнейших социально-значимых целей — «система перспективных линий».А.С.Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Вида перспектив: близкая, средняя, дальняя.

В. Необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления: «ученический актив».

Г. Наличие (создание) традиций в коллективе. Традиции отражают историю, прошлое, удачные, яркие дела, события в жизни коллектива. К ним относятся праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы, обычаи, нормы поведения,стиль и тон общения.

Д. Разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников

Е. Игровое и эстетическое оформление всей деятельности группы

Ж. Наличие единых для всех норм жизни, правил, режима, дисциплины

З.Формирование здорового общественного мнения.

Неформальная структура коллектива:

«звезда» — бесспорный лидер;

«предпочитаемый» — симпатии большинства;

«принятый» — признается 2−3 приятелями;

«непринятый» (равнодушие по отношению к нему);

«отверженный» (с ним активно не хотят общаться).

Лидеры в коллективе.

А. Формальные (назначаются) и неформальные (выдвигается снизу).

Б. Лидер — организатор, лидер — творец, лидер — борец, лидер — дипломат, лидер — утешитель.

В. Эмоциональный лидер, деловой лидер, информационный лидер, универсальный лидер.

4 стр., 1689 слов

Коллектив 2

... стадиях развития. Развитие детского коллектива В психологии выделяют такие стадии развития малой группы: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Группа - конгломерат – объединение ... . Для организации различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления, в которых школьники выступают как ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ /ЧИТАТЬ!/

Конформизм и групповое давление

Конформизм — социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм — подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм — изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм — реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия — изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки — признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия — осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность — чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы — конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет — авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... анализу работ 3. Фрейда и других лидеров психоанализа и постфрейдизма, обращенных к проблеме природы человека. Критическому и философскому исследованию психоаналитической антропологии ... приобретали метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и ...

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что невозможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Понятие «лидер» и «лидерство»

Лидерство — доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.

В отличие от лидера руководитель — это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.

6 стр., 2694 слов

1. Лидер и лидерство — понятие, классификация 4

... защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации ... на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей). Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно ...

Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание групповых норм;

3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу:

1) традиционное лидерство — основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии).

Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический) — основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство — основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер — организатор — воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

13 стр., 6122 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

... предмету: Психология на тему: «Понятие об общении.Роль общения в жизни и деятельности человека» Выполнил: студент гр. МАХП–04 Корзников Ярослав Владимирович Проверил ... мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще ...

2) лидер — творец — обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер — борец — обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер — дипломат — опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер — утешитель — всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Педагогический потенциал коллектива и пути его реализации

При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает создание педагогически благоприятной микросреды ее жизни и деятельности. Это трансформируется в задачу целенаправленной работы с первичным коллективом, в котором личность чаще и дольше всего находится, в превращение его в формирующий (чаще по традиции говорят — воспитывающий) коллектив. Таковым является только подлинный коллектив, занятый увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью — учебой, профессиональным трудом, благотворительностью, общественной активностью* и пр., — сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллективной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимопомощью, товарищеской требовательностью.

4 стр., 1867 слов

Типичные состояния в активной повседневной жизни и профессиональной деятельности

... типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, являются следующие: Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую ... План Типичные состояния в активной повседневной жизни и профессиональной деятельности………………………………………………..3 Состояния пониженной активности: релаксация и сон…………………6 Список литературы ...

* В этом нет «возврата к прошлому». Напротив, демократия — власть народа. Она предполагает не только участие народа в работе государственных структур, но и в различных, создаваемых по инициативе самих граждан общественных формированиях, имеющих предназначение влиять на работу государственных органов, их работников, по необходимости указывать им на их недоработки и совершаемые ошибки, содействовать совершенствованию их деятельности, самостоятельно изучать и решать те или иные проблемы жизни людей, заниматься делами, которые не входят в сферу государственного регулирования. Подлинно демократическое общество — это обязательно гражданское общество, где общественная активность если не всех, то большинства граждан — норма жизни, ее повседневность. Важный признак движения страны к гражданскому обществу — сужение сферы государственного регулирования и передача все большего числа вопросов жизни и деятельности граждан под их собственное управление (самоуправление), в компетенцию общественных формирований. Эта одна из важных стратегических линий целенаправленного общественного развития еще мало у нас осознана и еще меньше практически воплощается в работе с молодежью, в трудовых коллективах. Исправление положения здесь — задача огромного педагогического значения.

Суть основного педагогического замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не «на готовенькое», не помещаться в уже кем-то созданный идеальный коллектив, а включаться в заинтересованное движение по утверждению цивилизованных норм в жизни и деятельности своего коллектива и с помощью его — и в окружающей мезосреде. Участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе — не навязываемая каждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельности, чувства собственного достоинства, а напротив — его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, признают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности. В коллективе низкого уровня развития человек на деле лишается свободы, уважения, прав, и у него остается лишь один свободный выход — уйти из такого коллектива. Чтобы это не случилось, человек вынужден проявлять активность в утверждении в жизни коллектива цивилизованных норм.

А.С. Макаренко принадлежит замечательная по выразительности и верности мысль: настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего общества. Гуманное, демократическое, гражданское общество — это общество активных личностей, не равнодушных к происходящему вокруг, гуманно относящихся к другим, не ожидающих указаний сверху, а самостоятельно и инициативно, лично и в составе неформальных групп принимающих меры по утверждению в окружении всего лучшего и устранению неблагоприятного. Очевидно, чтопедагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества. Это предполагает включение членов коллектива в движение по его совершенствованию и укреплению, в обеспечение наилучшего решения задач, стоящих перед ним. Человек при этом включает себя в систему социально-педагогических и психологических взаимосвязей, влияний и воздействий, которые (и это самое важное!) обеспечивают его личностный рост в соответствии с требованиями современной жизни, реализацию его возможностей, самоутверждение в непосредственном окружении, повышение эффективности осуществляемой лично им деятельности (учебы, труда и др.). Таким образом,педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом, культурном обществе. Так создается микросреда, благоприятствующая развитию личности.

Задача педагога-организатора — использовать сполна эту педагогическую возможность, показывать личную у коллективную необходимость активности, побуждать к ней, поддерживать и поощрять ее проявления, проводить индивидуальную работу в ходе ее.

Другая часть педагогического потенциала коллектива — его положительное формирующее влияние уже после его становления как подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженной, содержательной жизнью. Такой коллектив и называют воспитывающим коллективом. Его влияние закономерно, социально-педагогично, охватывает всех членов коллектива, сопровождается действием всех социально-педагогических и социально-психологических механизмов. Это «социальный кислород», нужный и полезный каждому. Влияние коллектива на своих членов может быть и целенаправленным, индивидуализированным, быть инициативной товарищеской реакцией других коллег по коллективу, органов самодеятельного управления и руководителя в виде коллективного одобрения, поощрения, постановки в пример или, напротив, — осуждения, критики, требования исправления и др. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие.

Педагогические основы работы с коллективом

В педагогике достаточно отработана и многократно проверена система работы с ученическим коллективом. Производственной, юридической, военной и другими отраслями педагогики разработаны специальные технологии. Общими в них выступают следующие рекомендации.

Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководителя. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим. Убежденность, вера в лучшее, увлеченность, страстность, энергичность, оптимизм, воля, самоотдача, честность, справедливость, уважительность, открытость, общительность, искренность, доступность, организованность — непременные качества того, кто хочет и способен руководить коллективом. Неизменное проявление этих характеристик в стиле повседневной работы — обязательная предпосылка авторитета и исходное условие успеха (подробнее о руководителе см. гл. 9).

Сплочение коллектива, понимание его членами необходимости жить, относиться, действовать должным образом может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллективной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с потребностями и интересами каждого (под влиянием которых данный человек и вошел в состав коллектива), признания необходимости действовать сообща, уяснения ответственной зависимости друг от друга и коллектива. Это достигается проведением специальных занятий, повседневными разъяснениями, помощью, вывешиванием наглядных графических схем, нормативных документов, составлением памяток, но, главное, убеждением на опыте, на фактах, свидетельствующих, что слаженная целенаправленная работа ведет к общему и личному успеху, а нарушения единства, координации, невыполнение своих обязанностей — к неприятностям для всех и самого «единоличника».

Сплочение происходит все успешнее по мере последовательного включения в поток консолидированных усилий все большего числа членов коллектива:

на первом этапе руководитель коллектива разъясняет, показывает, призывает, требует, но нередко его реально поддерживает только небольшая часть членов коллектива;

• на втором этапе в движение по поиску путей совершенствования жизни и деятельности коллектива, поддержке руководителя подключается все возрастающая часть членов коллектива;

• на третьем этапе в организуемые руководителем движение и деятельность по решению задач, стоящих перед коллективом, включаются почти все;

• на четвертом этапе каждый член коллектива предъявляет должные требования к себе, согласующиеся с требованиями и нормами жизни коллектива, самостоятельно развивает активность, осуществляет помощь другим, предъявляет товарищескую взыскательность к нерадивым.

Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряется созданием актива — первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наблюдая за действиями и поведением членов коллектива, руководитель подмечает наиболее добросовестных, понимающих его и отзывающихся делом на разъяснения и требования. Он усиливает индивидуальную работу с ними, советуется, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им отдельные направления работы в коллективе, зарождая таким образом систему самоуправления коллективом. Руководитель собирает активистов для совместных обсуждений разных проблем улучшения жизни и деятельности коллектива. Проявляется забота о расширении актива, включении в его состав и других членов, у которых (по итогам продолжаемых руководителем наблюдений) произошел перелом к лучшему. Недопустима спешка с расширением актива. Коллектив лучше, чем кто-либо, знает действительную цену каждому, и включение двуличного или недостойного человека лишь усложняет создание подлинного коллектива.

Создается демократическая структура самоуправления в коллективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. Это отвечает и общественным тенденциям, потребности формирования соответствующих умений, привычек и качеств у членов коллектива, а также потребности людей к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению. На самодеятельные организации возлагается ответственность за состояние и функционирование отдельных участков жизни коллектива: контроля каких-то результатов деятельности коллектива (например, за успеваемостью, качеством работы, расходованием материалом, соблюдением мер безопасности, расходованием финансовых средств и др.), гуманизма в жизни коллектива, контроля за соблюдением прав, контроля за реализацией права на свободу, культуры общения, разработкой предложений по повышению эффективности труда, по моральным вопросам, разбором конфликтов, соблюдением гигиены и чистоты, порядком на рабочих местах, бережным обращением с имуществом, связям с другими коллективами, организацией досуга и т. п.

По возможности в состав таких самодеятельных групп включаются почти все члены коллектива. Например, в Японии в 50-е годы XX в. на предприятиях были повсеместно созданы многочисленные «кружки качества», состоящие из рядовых работников. В свободное от работы время рабочие и служащие ежедневно обсуждали состояние с качеством выпускаемой продукции, вносили предложения типа существовавших у нас в те годы рационализаторских предложений, только число их в несколько тысяч раз превышало их число у нас. В значительной степени благодаря работе этих кружков японская продукция стала по качеству одной из лучших в мире.

При создании органов самоуправления (общественных формирований) важно удачно подобрать старших групп (чаще всего из актива и лиц, обладающих организаторскими и иными положительными качествами).

Наставники, активисты прикрепляются для оказания помощи отстающим. Делать это следует преимущественно не административными решениями, а при участии коллектива — по его совету, одобрению, путем выборов. Выбираются и представители коллектива, которые участвуют постоянно в работе управленческих структур учебной или производственной организации (педсовета, ученого совета, коллегии, оперативного совещания и др.).

Ныне стали все шире использоваться демократичные методы изучения общественного мнения в коллективе, настроений, выявление микрогрупп, лидеров, а их данные — учитываться при совершенствовании работы с ним.

Принимаются педагогические меры по учету и совершенствованию всех факторов, влияющих на психологию коллектива (см. выше рис. 6.1).

Особенно велики возможности педагогики в организации и методике работы с коллективом. Значительный педагогический потенциал содержат общие и групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов — общих и по структурным подразделениям, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива, встречи с интересными людьми и др. Не сам факт применения форм, а продуманная педагогическая проработка, соблюдение необходимых педагогических условий реализуют скрытый в них потенциал. К минимуму таких условий относятся:

• знание (выяснение) руководителем, ответственным организатором педагогических возможностей данной формы работы с коллективом, ее пределов; учет педагогических уроков из опыта использования ее;

• отчетливое осознание руководителем, организатором педагогического результата-цели, достижению которого должны быть подчинены подготовка и проведение намеченного мероприятия;

• определение всех организационных и методических деталей подготовки и проведения, которые обеспечили бы положительное отношение членов коллектива к проводимому мероприятию, нарастание их интереса, увлеченность, произвели бы нужное впечатление и обеспечили свободное посещение;

• включение в подготовку мероприятия части членов коллектива, которые могли бы оказать помощь советами и делом, привлечь других, обеспечить рекламу, подогреть интерес в коллективе к предстоящему мероприятию;

• подбор и тщательная подготовка (проверка подготовленности) ответственных исполнителей (ведущих, лектора, выступающих, демонстраторов и пр.);

• обоснованный выбор времени и места проведения. Формализм, которыми нередко страдает работа с коллективом, в первую очередь порожден пренебрежением к соблюдению педагогических условий. Про формально, «для галочки», и бездарно проводимые мероприятия острословы говорят: «Группа временно собравшихся людей, объединенных единым желанием поскорее уйти домой».

Непременное направление работы — создание атмосферы движения коллектива и его членов к цели. Кратко его выразил А.С. Макаренко: форма жизни коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка. Создание такой атмосферы достигается постоянной гласностью, доведением до всех как положительных (общих и индивидуальных), так и отрицательных показателей успешности происходящих событий, подготавливаемых мероприятий, хода работ, результатов анализов и оценок, показом способов улучшения жизни и деятельности коллектива, напоминанием того, что предстоит делать. Наибольший эффект приносит желательно ежедневно реализуемая гласность. Для этого используется внутренняя громкоговорящая сеть, телесеть, вывешенные на видных местах наглядные таблицы с оперативным занесением на них текущих показателей, наглядные диаграммы, «пятиминутки» перед началом работы и по окончании ее, подведение итогов, разборы и др. Хорошо, когда отражаются не только показатели коллектива в целом, но и по подразделениям, группам. Еще лучше, если в самих подразделениях, группах подобное осуществляется по каждому члену коллектива. Нужны отражение, разборы, анализ, подведение итогов за месяц, квартал, четверть, семестр, полугодие, год. Такая практика порождает соревновательные, конкурентные отношения, задевает «за живое», побуждает прилагать больше старания и требовательности к себе. Хорошо, когда ко всей этой работе активно привлекаются члены коллектива и общественные группы.

Все это и другие виды работ в коллективе могут оказаться скучной формальностью, обузой, если движение к цели не наполняется переживанием удовлетворения и радости его членами. Радость нужна человеку не в отдаленном будущем, а повседневно. Объявление достигаемых результатов, подведение итогов за неделю и более длительные сроки дает все основания для переживаний чувств удовлетворения и радости, если не всем коллективом, то успешными членами. Необходимо всегда отмечать достижения каждого, положительные изменения, не скупиться на выражение одобрения, добрые слова. Сказываются похвала и поощрение всего коллектива. Хорошо, когда радость и удовлетворение, особенно при значительных достижениях, — не минутная вспышка, а относительно длительны, растянуты, становятся наслаждением чувством достигнутого. Такое можно сделать, если не ограничиться короткой словесной похвалой, а провести, например, вечер отдыха, концерт (хотя бы в магнитофонных и видеозаписях) в честь или по заявкам передовиков или коллектива, организовать выход на природу, поездку на экскурсию, посещение театра, краткосрочный отпуск, выезд к родным, поместить портрет на доску почета, повысить в должности, вручить памятный подарок, прибавить в денежном окладе и пр. Человека и коллектив обычно обижает и демобилизует не критика, а то, что руководитель, товарищи, коллектив не замечают хорошего и особенно прилагаемых усилий и изменений к лучшему. И напротив, — удовлетворение от того, что хорошее замечается, становится новым импульсом для достижения большего и ожидания новых положительных эмоций. Коллектив, приносящий своим членам положительные переживания, притягателен для них и вместе с этим оказывает более сильное психологическое и педагогическое влияние.

Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Это проведение внутриколлективных конкурсов и состязаний, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных внеколлективных конкурсах и состязаниях, кружковая работа, совместное проведение части времени досуга, посещение спектаклей и концертов, участие в самодеятельности, в субботниках, благоустройстве территории и общежития, коллективная разработка особой эмблемы, девиза, обычаев и норм поведения специально для своего коллектива, участие в шефстве над одинокими стариками и т. п. Такая организация жизни развивает предыдущее направление работы, разнообразит рабочие (учебные) будни, расширяет сферу, число и продолжительность окрашенных положительными эмоциями событий. Неформальная обстановка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть человечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство. Взять хотя бы участие волейбольной команды первичного коллектива, например, класса, учебной группы, цеха, в первенстве школы, института, предприятия. На спортивной площадке ажиотаж. Болельщики команды-противника свистят и кричат: «На мыло!», «Дави!». Они в восторге от любого мяча, выигранного их командой. Если даже коллектив не сплочен и пассивен в основном деле, то его члены, присутствуя на матче, слыша и видя освистывание другими неудач своей команды, не смогут остаться спокойными. Может быть, впервые они почувствуют принадлежность к общности «Мы», отделенной от «Они» и у них зародится чувство чести своего коллектива, понимание необходимости отстаивать, защищать, укреплять его.

Принимаются меры по организационному воспитанию и обучению членов коллектива, суть которых в обогащении членов коллектива знаниями, навыками, умениями и привычками поведения в организациях, работе в общественных формированиях, органах самоуправления. Им разъясняется значение совместного труда, внутренняя структура организации и отношения взаимозависимости между ее компонентами, распределение функций, обязанности и недопустимость невыполнения их, условия устойчивого успеха и роста достижений организации, значение организационной дисциплины, культура и этика поведения в трудовом коллективе и пр. Стоит подчеркнуть, что это нужно не только при плановой, но еще больше при рыночной экономике, ибо ее внутренние взаимозависимости более ответственны. Необязательность, несоблюдение сроков, договорных условий вызывают недовольство, недоверие, агрессию партнеров по бизнесу и ведут предпринимателя, акционерное общество, фирму к краху. Существуют и специальные формы и методы отработки организационных навыков, умений, привычек в трудовых коллективах.

Общая работа, направленная на достижение цели и удовлетворение интересов коллектива и личности, с очевидностью выявляет, как лакмусовая бумажка, сильные и слабые стороны каждого. На этом фоне индивидуальная работа, обязательная в любых условиях, делается предметной, обоснованной и убедительной.

Необходимое направление работы — постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психолого-педагогический анализ и оценка его, помощь в преодолении чрезмерных трудностей и коррекция негативных отклонений. Даже в хорошем коллективе его многообусловленная жизнь не лишена внутренних напряжений, противоречий, отставания в чем-то, негативных влияний извне. Могут возникать споры, претензии, недовольства, ошибочные мнения, обострения взаимоотношений, сбои во взаимодействии, не всегда полезные неформальные микрогруппы (например, по признакам землячества, национальным, военному опыту, общности особых привычек и потребностей, выделяемых руководителем «любимчиков» и др.), отрицательные обычаи и традиции (распития по любому поводу, «дедовщина» и т. п.).

Руководителю, педагогу важно подметить все это на стадии зарождения, «не запускать болезнь» и принять своевременные тактичные, но эффективные меры (опять-таки привлечением самодеятельных организаций и членов актива), не успокаиваться, не убедившись, что проблема решена. Негативные явления с разросшимися в коллективе глубокими психологическими «корнями», опутавшими многих и многое, крайне трудно устранимы. Один из зачинателей социально-психологического движения 60-х годов В.Н. Колбановский считал, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно; его следует полностью расформировать и на его месте сформировать новый из других людей. Чтобы не оказаться перед невероятно сложной педагогической проблемой исправления ошибок в работе с коллективом и отдельными личностями, не нужно допускать педагогической запущенности.

Модели развития групп

Отечественная модель развития групп состоит из пяти этапов:

1) этап номинальной группы характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач;

2) этап группы-ассоциации — этап образования группы, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей), намечается начальная межличностная интеграция в сфере эмоциональных отношений;

3) этап группы-кооперации — образование группы, отличающейся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

4) этап группы-автономии, которая характеризуется высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений;

5) этап группы-корпорации происходит в результате изоляции группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях, характеризуется опосредованностью отношений личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

6) этап коллектива — высшая форма развития социальной общности. Это устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Отличительной особенностью является интеграция коллектива с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика развития малой группы представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения, что сопровождается внутригрупповой антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью как формами проявления дезинтеграции.

Зарубежные модели развития групп обычно включают три этапа: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Одной из таких моделей является модель развития малой группы Б. Такмена, которая предполагает выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

Стадии в сфере деловой активности:

1) ориентировка и поиск оптимального способа решения задачи;

2) эмоциональные реакции и противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи;

3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

Стадии в сфере межличностной активности:

1) стадия ориентировки членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

2) стадия внутреннего конфликта;

3) стадия развития групповой сплоченности;

4) стадия образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Психологические механизмы развития малой группы:

1) разрешение внутригрупповых противоречий между растущими потенциальными возможностями и ее актуальной деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей;

2) предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность;

3) предоставление лидеру возможности отклоняться от групповых норм («идиосинкразический кредит»).

Или

Психология малой группы возникает, складывается, изменяется, развивается, но может и деформироваться, деградировать как целиком, так и по отдельным элементам. Эту активность и изменчивость называют групповой динамикой или психодинамикой.

1 этап — ориентировка в ситуации, адаптация, притирка (общение по парам), складываются межличностные отношения: обнаруживаются признаки зарождения и изменения взаимоотношений, мнений, настроений и других социально-психологических явлений;

2 этап — формирование групповых норм, становление группового сознания: происходят взаимовлияния возникающих у отдельных членов группы мнений, желаний, намерений, действий, которые завершаются выработкой общих, консенсусных, компромиссных взглядов, мнений, подходов, групповых норм, взаимоотношений (нахождение «общего языка») либо возникновением конфликтов и противоборств, даже раскола и выхода из группы части ее членов;

3 этап — стадия конфликтов: столкновения между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей, столкновение группировок, руководителя и лидера;

4 этап — переходная стадия от конфликтов к сбалансированности в отношениях между членами группы, стабилизация распределения ролей, лидерства, что приводит к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосферы жизни и функционирования членов группы;

5 этап — стадия экспериментирования: появляется сложившаяся группа, чувство «мы», постепенная интеграция групповых и индивидуальных целей, но в работе ещё нет поступательности и системности (группа работает рывками (удача-неудача);

6 этап — опыт успешного решения проблем;

7 этап — эмоциональное сплочение (сотрудничество, доброжелательность, сопереживание);

8 этап — актуализация: деловое, эмоциональное, моральное сплочение, способность к самоуправлению, к эффективному разрешению проблем и расхождений.

Первые шесть этапов можно определить как стадии формирования коллектива, а два последних — как стадии сплочённого коллектива

СПЛОЧЕННОСТЬ

Групповая сплоченность — является показателем прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанная на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней.

Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Однако такая закономерность не всегда верна. Психологией доказано, что эта зависимость определяется также теми факторами, насколько нормы поведения, принятые в группе и сформированная корпоративная культура в целом, направлены на получение высоких показателей ее работы. Таким образом, сплоченность коллектива — сложное психосоциальное явление, правильное построение и развитие которого часто требует вмешательства профессионального психолога.

Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности:

совпадение целей, ценностей и взглядов членов группы;

примерно одинаковый социальный и возрастной состав группы;

атмосфера доброжелательности

интересная всем совместная деятельность, направленная на достижение общих целей;

Реальный авторитет лидера

Наличие эффекта соревнования (даже неофициального) с другой группой

Непростой путь вхождения в группу

Справедливое распределение денежных средств и бонусов

Успешность группы в достижении поставленных целей

Что может служить причинами снижения уровня сплоченности коллектива:

распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;

близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;

Ошибки в неправильный стиль управления руководителя группы

отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, вялая динамика развития совместной деятельности, организованной ведущим; вялая динамика развития совместной деятельности.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность.

Сплоченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения.

Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости.

Таких стадий психологи выделяют пять.

Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии — стадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, содной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.

На последней — пятой— стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Разберем эти этапы на примере учебного коллектива.

1 На первом организационном этапе группа учащихся вуза, ССУЗ (средних специальных учебных заведений) не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз, ССУЗ учащихся различного жизненного опыта, взглядов, различного отношения к коллективной жизни, поэтому закономерно происходит «притирка» людей друг к другу.

Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся.

Для педагога важно четко выделить 2—3 наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности и дисциплинированности студентов, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов.

На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования «индивидуально-психологическую карту» личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом.

В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

2 Второй этап развития коллектива (этап формирования)наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива.

Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива.

Но выявление актива и лидеров происходит через стадии конфронтации, распределения групповых ролей, с постепенным переходом на стадию «экспериментирования».

Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом.

Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внут-ригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы.

В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров (к таким методам относятся социометрия, референтометрия, методика изучения сплоченности коллектива и др.).

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива.

В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности.

В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью.

Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы.

Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3—5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей.

Так, достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т. к. опираясь на свой круг общения, люди гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции.

Учитывая реально существующие межличностные связи, руководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многий участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми — все это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

3 На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления.

Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности— как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector