Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников

Калининградский государственный колледж градостроительства

по специальности 270103

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Дисциплина: Менеджмент

Разработала преподаватель

Маркова Н.Л.

Калининград

2008 Год тематический план дисциплины

№ темы

Наименование тем и раз­делов

Максимальная

учебная на­грузка студен­та, час

Кол-во аудиторных часов при очной форме обуче­ния

Самостоятельная внеаудиторная работа студента

Всего

Практические занятия

1

1.1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение

Цели и задачи управле­ния организациями раз­личных организационно-правовых форм.

Основные характеристики организации

Функции менеджмента

Внутренняя и внешняя среда организации

Основы теории принятия управленческих решений

Стратегический менедж­мент

Система мотивации тру­да

Управление рисками

Управление конфликта­ми

Психология менеджмен­та

Этика делового общения

Особенности менедж­мента в области профес­сиональной деятельности Итоговое занятие

2

4

2

6

4

4

4

4

4

4

4

6

4

2

2

2

2

4

2

4

2

4

2

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

2

Всего по дисциплине

54

42

12

Содержание дисциплины

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Це­ли и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Самостоятельная работа № 1. Словарный диктант.

В результате изучения темы студент должен: Иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности; Знать:
  • цели и задачи управления организациями.

Тема 2. Функции менеджмента

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) — основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимо­связь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Самостоятельная работа №2.

В результате изучения темы студент должен: Знать:

— основные функции менеджмента и их характеристику.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды пря­мого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материала, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Внутренняя среда организации: цели, структура, задачи, кадры, внутриорганизационные процессы, тех­нология.

В результате изучения темы студент должен: Знать:

  • факторы внешней и внутренней среды;

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.

Практическая работа №1. Выбор вариантов управленческих решений.

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

  • типы решений;
  • требования к решениям;
  • методы принятия эффективного решения;

Уметь:

  • принять эффективное решение в конкретной ситуации.

Тема 5. Стратегический менеджмент

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, ана­лиз внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Творческая работа по ситуационной задачи: «Задумай организацию и разработай стратегию».

В результате изучения темы студент должен: Знать:

— сущность стратегического менеджмента.

Тема 6. Система мотивации труда

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступе­ни мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Самостоятельная работа №3 Теории мотивации. Контрольная работа №4 по вариантам.

В результате изучения темы студент должен: Знать:

  • критерии мотивации;
  • первичные и вторичные потребности;
  • правила делегирования.

Тема 7. Управление рисками

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки ка­питаловложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление:

  • о методике оценки капиталовложений;

Знать:

  • виды рисков.

Тема 8. Управление конфликтами

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

В результате изучения темы студент должен: Знать:

  • виды конфликтов;
  • методы управления конфликтами;
  • последствия конфликтов.

Тема 9. Психология менеджмента

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенно­сти личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллекти­ве. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Тестирование: «Типы темперамента, организаторские и коммуникативные способности».

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление:

  • о личности и ее структуре;
  • Знать:
  • индивидуально-типологические особенности личности;
  • психологические аспекты малых групп и коллективов.

Тема 10. Этика делового общения

Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опро­вержение доводов собеседника, принятие решения.

Семинар: сообщения учащихся.

В результате изучения темы студент должен: Знать:

  • правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
  • условия эффективного общения; Уметь:
  • составить план беседы, совещания, переговоров.

Тема 11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направ­ления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшения условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента».

Связь стиля управления и ситуации.

Самостоятельная работа №4 «Методы управления». Итоговая контрольная работа.

В результате изучения темы студент должен: Знать:

  • формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
  • технику личной работы руководителя;
  • сущность и классификацию стилей управления.

Изучаемая дисциплина – «Менеджмент»

Основное понятие: Менеджмент-наука и искусство управлять.

Цель изучения курса «Менеджмент» — получить представления и изучить основные приемы, методы, способы и функции современной системы управления организацией в рыночных условиях (в условиях частной собственности).

Задачи студента заочной формы обучения:

  1. Выполнять письменное задание (индивидуальное).
  2. Присутствовать на занятиях во время сессии.
  3. Получить зачет по заданию.
  4. Итоговый зачет

Индивидуальное задание студента:

  1. Определить свой вариант темы.
  2. Выбрать свою тему из перечня тем (прилагается ниже.
  3. Выполнить реферат по вашей теме на листах А4; подшить в папку.
  4. Подготовить реферат к устной защите на занятиях, для этого лучше составить докладную записку. В докладной записке изложить краткое содержание реферата и актуальность темы, над которой работали.
  5. Докладную записку оставить у себя, а папку с рефератом сдать на заочное отделение для проверки.

План раскрытия темы

Введение: постановка цели, задачи, проблемы

1. Основная часть – теоретическая;

2. Характеристика данного явления или процесса в Вашей фирме (предприятии)

Заключение: значение, проблемы, перспективы.

Литература

1. Любой учебник по Менеджменту.

2. Любая научно-популярная литература по «Управлению организацией» или «Менеджменту».

Контрольные вопросы

  1. Содержание, цели, значение курса. Связь с другими науками.
  2. Понятие «Менеджмент», «Менеджер», «Управление»
  3. Как менялся взгляд на менеджмент со временем за рубежом? История развития школ менеджмента
  4. Принципы менеджмента, их изменения.
  5. Разделение труда в управлении.
  6. Личность менеджера.
  7. Организация – понятие, виды.
  8. Внешняя и внутренняя среда.
  9. Организационные – правовые формы юридических лиц.
  10. Организационные – правовые формы физических лиц.
  11. Миссия и цели организации.
  12. Функции управления (назвать)
  13. Планирование.
  14. Контроль
  15. Мотивация (понятие, значение, теория – процессуальные, содержательные)
  16. Организовывание
  17. Структура организации
  18. Потребности: понятие, значения изучения.
  19. Методы управления (назвать)
  20. Экономические
  21. Социально- психологические
  22. Организационно- административные.
  23. С позиции лидерства.
  24. Стили управления (назвать), их отличия от методов
  25. Демократические
  26. Либеральный
  27. Авторитарный
  28. Ситуационный
  29. Власть, понятие, её формы, значения.
  30. Лидерство: понятие, виды.
  31. Конфликты: понятие, этапы.
  32. Причины конфликтов в организации
  33. Виды конфликтов
  34. Типы поведения в конфликте
  35. Пути разрешения конфликтов (методы)
  36. Каким должен быть результат конфликта?
  37. Можно ли в организации без конфликтов, нужно ли их бояться?
  38. Деловая карьера: понятия, этапы
  39. Формы трудового коллектива – этапы и цели
  40. Пирамида Маслоу
  41. Дерево целей.

Контрольная работа предполагает выполнение реферата по дисциплине.

Вариант темы реферата определяется по последней цифре шифра — номера личного дела студента. При окончании номера на «0» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» — вариант № 1 и т.д.

Перечень тем для реферата

  1. Понятие менеджмента, принципы и его функции. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм (товарищества, общества, производственные кооперативы, муниципальные)
  2. Функции менеджмента (цикл менеджмента) – основы управленческой деятельности. Организация как объект управления (понятие, виды, классификация, различия)
  3. Внутренняя среда организации: структура (строение), миссия, цели, технология, организационная культура, внутриорганизационные процессы. Внешняя среда организации: поставщики, потребители, конкурентные и косвенные факторы.
  4. Понятие и типы управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Понятия и методы принятия эффективных управленческих решений
  5. Планирование, его формы, виды, стадии. Стратегический менеджмент: понятие и процесс
  6. Мотивация труда: понятие, сущность. Теории мотивации. Потребности: понятие, виды и связь с мотивацией
  7. Управление рисками, виды, оценка риска, по средней арифметической и (по коэффициенту вариации)
  8. Конфликты в коллективе: сущность и классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов в организации, стадии развития конфликта, типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликтах, методы управления конфликтами, последствия конфликтов для организации.
  9. Психологические аспекты малых групп и коллективов (классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы).

    Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятия имиджа (его компоненты).

  10. Стили управления Работа руководителя по формированию трудового коллектива. Деловая карьера. Управление ей.