Задания для самостоятельной работы. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет, задачи и методы педагогической психологии

Литература 1, 3, 5, 8, 10, 15−1, 23- 26

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Предмет педагогической психологии.

2. Место педагогической психологии в системе наук.

3. Основные этапы становления педагогической психологии как науки.

4. Задачи современной педагогической психологии.

5. Методы педагогической психологии и специфика их применения в психолого-педагогическом исследовании.

Требования к компетентности

· знать предмет педагогической психологии, ее цель и задачи;

· знать разделы педагогической психологии, историю ее развития;

· владеть методами педагогической психологии, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования;

· понимать особенности научного исследования в педагогической психологии.

Тестовый контроль

1. Психологические закономерности обучения и воспитания являются предметом:

а) психологии обучения;

б) педагогической психологии;

в) психологии воспитания;

г) психологии педагогической деятельности.

2. Предмет психологии обучения:

а) развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения;

б) динамика познавательных процессов в онтогенезе;

в) генезис процесса познания;

г) физиологические механизмы функционирования познавательных процессов.

3. Предмет психологии воспитания:

а) изучение индивидуально-психологических особенностей личности ребенка;

б) выявление личностных новообразований на разных возрастных этапах;

в) развитие личности в условиях целенаправленного обучения и воспитания, формирование мировоззрения, нравственных норм, принципов;

г) разработка технологий воспитания.

4. Предмет психологии педагогической деятельности и личности педагога:

а) психологические аспекты формирования педагогической деятельности и педагогических способностей;

б) построение и исследование моделей педагогической деятельности;

в) разработка техник педагогического имиджа;

г) определение критериев эффективности деятельности педагога.

5. В истории развития педагогической психологии изучение ребенка в совокупности его психофизиологических, анатомических, психологических, социологических особенностей осуществлялось:

4 стр., 1734 слов

Психология педагогической деятельности

... личности     Педагогическая психология   Психология обучения Соотнесите понятия с их определениями · учение1 · обучение2 · научение3 · деятельность ученика, направленная на приобретение ... порядке компоненты структуры педагогической деятельности (по И.А. Зимней) · Мотивация1 · Педагогические цели и задачи2 · Предмет педагогической деятельности3 · Педагогические средства и способы ...

а) специальной педагогикой;

б) дифференциальной психологией;

в) педологией;

г) медицинской психологией.

6. Задачи педагогической психологии:

а) определение содержания, форм и методов обучения и воспитания;

б) изучение психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития в разных условиях учебно-воспитательного процесса;

в) выявление возрастных особенностей и закономерностей развития и поведения ребенка;

г) все ответы верны.

7. Педагогическая психология тесно связана с педагогикой на основании того, что:

а) многие выдающиеся педагоги были не только философами, но психологами;

б) чтобы воспитывать ребенка, необходимо его изучить;

в) в психологии и педагогике используются одни и те же методы исследования;

г) педагогика и психология имеют единый объект исследования.

8. Специфика применения методов психологии в исследованиях педагогической психологии (например, в педагогическом наблюдении, психолого-педагогическом эксперименте) заключается:

а) в изучении психического развития ребенка на разных возрастных этапах;

б) в возможности оценить наличный уровень обученности и воспитанности ребенка как результат влияния педагогических воздействий;

в) в диагностике наличного уровня психического развития;

г) в определении закономерных проявлений психики.

9. Формирующий эксперимент направлен на:

а) формирование каких-либо личностных качеств;

б) развитие каких-либо психических свойств;

в) на проверку эффективности экспериментальной методики или методического приема;

г) все ответы верны.

10.Лонгитюдный метод исследования направлен на изучение психического развития человека:

а) в лабораторных условиях,

б) в естественных условиях;

в) в течение определенного периода жизни;

г) в специально организованных условиях.

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с определениями предмета педагогической психологии разных авторов и соотнесите их с соответствующими разделами педагогической психологии:

— Крутецкий В.А. — «Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления и те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [15, с.7];

— Петровский А.В. — «Педагогическая психология отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися и между самими учащимися» [4, с.5];

— Зимняя И.А. — «Педагогическая психология изучает факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса» [10, с.23];

— Бархаев Б. П. — «Педагогическая психология — это наука о содержании психологических функций, реализуемых в процессе педагогического взаимодействия педагога и учащихся» [3, с. 27].

2.Составьте схему «Структура педагогической психологии». Выполняя это задание, постарайтесь учесть традиционные и современные представления о структурных составляющих педагогической психологии, а также возрастной аспект и предмет исследования.

3. Студент в своем курсовом исследовании использовал формирующий эксперимент, который проводился им в одном из школьных классов на протяжении всего учебного года. Завершив эксперимент, «юный исследователь» пришел к выводу, что к концу учебного года в сравнении с первыми диагностическими данными, полученными им на той же выборке испытуемых накануне этапа формирования, уровень воспитанности учеников значительно повысился.

Ответьте на следующие вопросы:

— можно ли считать полученные в данном исследовании показатели уровня воспитанности достоверными, а экспериментальные методические приемы эффективными?

— если нет, то определите ошибку «юного исследователя» в организации и проведении формирующего эксперимента.

4. Заполните следующую таблицу (предложенные в таблице методы педагогической психологии можно заменить по выбору).

Таблица 4.1. «Методы педагогической психологии»

Методы педагогической психологии Специфика применения Полезность полученных результатов для педагогической практики.
естественный эксперимент
стандартизированное наблюдение
педагогическое тестирование

5. Ниже приведен ряд пословиц, поговорок, фразеологизмов. Если, на ваш взгляд, они применимы к процессам обучения и воспитания ребенка, выполните следующее задание в двух вариантах: а) напишите эссе о смысле их понимания, восприятия или интерпретации Вами с позиций педагогической психологии (на выбор); б) проанализируйте, насколько схожи или отличны житейское и научное понимание явлений, отраженных в народной мудрости:

 — «Повторенье — мать ученье»;

— «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

 — «Дитя нужно воспитывать, пока лежит поперек лавки»;

-«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

 — «Я ему про Фому, а он мне про Ерему»;

— «Терпение и труд все перетрут»;

 — «Держать в ежовых руковицах», «Медведь на ухо наступил», «Витать в облаках», «Бить баклуши», «Белая ворона», «Повесить нос», «Сесть на голову», «Смотреть как баран на новые ворота», «Считать ворон», «С пеленок», «Рано или поздно».

Психологическая диагностика.

Познакомьтесь с анкетой, которая предназначена для определения школьной мотивации учащихся. (См. Приложение 1) Определите с помощью данной анкеты уровень школьной мотивации знакомого вам младшего школьника. Дайте оценку уровню школьной мотивации. Спрогнозируйте возможное влияние выявленного уровня мотивации на успешность учебной деятельности.

Анализ психологических текстов

Ознакомьтесь с содержанием научной статьи Н.М.Иовчук «Психопатологические факторы школьной дезадаптации» (ж-л «Псіхалогія», № 2, 2004, с. 15 — 19).

Проведите следующие линии анализа:

— выделите факторы школьной дезадаптации;

— определите возрастной аспект школьной дезадаптатации;

— соотнесите проблему школьной дезадаптатации с успеваеостью учащихся;

— спрогнозируйте эффективность применения основных принципов работы с дезадапрированными детьми при организации их учебной деятельности.

Тематика рефератов

v Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

v Учение как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

v Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при построении учебной деятельности.

v Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности школьников.

v Причины неуспеваемости школьников.

Тема 4.4. Психология педагогической деятельности и личности учителя.

Литература 1, 3 — 5, 10- 12, 15 — 19, 20, 23 — 26, 42 — 44

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.

2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

3. Особенности восприятия и понимания учителем личности ученика. Восприятие и понимание учителя учащимися.

4. Психологические требования к личности учителя.

5. Профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога.

Требования к компетентности

· Знать понятие «педагогическая деятельность»;

· Уметь анализировать структуру педагогической деятельности;

· Уметь определять индивидуальный стиль педагогической деятельности;

· Уметь анализировать психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся;

· Знать психологические требования к личности учителя, его профессионально значимые качества, уметь анализировать общие и специальные способности педагога.

Тестовый контроль

1. Педагогическая деятельность относится к следующему типу профессий (Е.А. Климов):

а) человек — техника;

б) человек — знаковая система;

в) человек — человек;

г) человек — художественный образ.

2.Педагогическая деятельность это:

а) деятельность педагога, обучающего и воспитывающего непосредственно;

б) деятельность методиста по построению учебных действий и средств;

в) деятельность методиста по построению учебных программ;

г) сложно организованная система различных видов деятельности.

3.Индивидуальный стиль деятельности педагога — это:

а) индивидуально-психологические особенности педагога;

б) учет в работе индивидуально-психологических особенностей учащихся;

в) определенный стиль педагогического общения:

г) использование педагогом средств педагогического воздействия и форм поведения в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями.

4.Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируется в процессе:

а) учебно-профессиональной деятельности;

б) профессиональной педагогической деятельности;

в) совершенствования педагогического мастерства;

г) повышения квалификации.

5. Важными составляющими стиля педагогического общения являются:

а) индивидуально-психологические особенности учителя;

б) социально-психологические особенности детских групп;

в) коммуникативные способности педагога;

г) особенности взаимодействия педагога и обучающихся

6. К профессионально значимым качествам педагога относят:

а) широкая эрудиция;

б) профессиональное знание методов обучения и воспитания;

в) эмоциональная привлекательность;

г) веселый нрав.

7.К личностным качествам педагога относят;

а) любовь к детям;

б) эмпатийность;

в) уровень общей культуры и нравственности;

г) владение специальными знаниями по преподаваемому предмету.

8.Качества педагога, обусловленные современными требованиями:

а) деловитость;

б) предприимчивость;

в) расчетливость;

г) неверных ответов нет.

9. В сложных педагогических ситуациях наиболее важным является:

а) педагогические импровизации;

б) саморегуляция педагога;

в) педагогический такт;

г) любовь к детям.

10.Умение проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога относятся к способностям:

а) дидактическим;

б) перцептивным;

в) коммуникативным;

г)организаторским.

Задания для самостоятельной работы.

1. В данном перечне способностей, важных для профессии педагога, определите, какие из них являются относительно общими, а какие — специальными:

а) творческое отношение к труду;

б) высокий уровень умственных способностей;

в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;

в) организаторские способности;

г) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;

д) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;

е) способность заражать других своим отношением к делу…

Продолжите данный перечень и в завершении выделите среди педагогических способностей ведущие и вспомогательные. По аналогии самостоятельно определите перечень профессионально значимых и личностных качеств педагога.

2. Составьте кластер на тему: «Структура педагогической деятельности», где основные компоненты педагогической деятельности будут соотнесены: вариант, А — с общими и специальными способностями педагога, вариант Б — с ведущими и вспомогательными педагогическими способностями; вариант В — с профессионально значимыми и личностными качествами педагога (по выбору).

3. В таблице 4.6. проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками; выделите для каждой модели взаимодействия социально желательные — нежелательные качества педагога; определите возможный результат каждой из них в отношении развития учащихся. [39] В виде эссе напишите итоги осмысления.

Таблица 4.6. «Модели педагогического взаимодействия»

Критерии анализа Модель невмешательства «руки прочь» Учебно-дисциплинарная модель «твердой руки» Личностно-ориентированная модель взаимодействия «возьмемся за руки»
Цель взаимодействия Хочу, чтобы меня оставили в покое Дать знания, сформировать умения и навыки Развитие индивидуальности ребенка
Лозунг взаимодействия «Сам справится» «Думай и делай как я» «Мы вместе»
Способы общения Холодное наблюдение, уход, раздражение, непринятие Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения Понимание и принятие личности ребенка
Тактика Мирное сосуществование Диктат или опека Сотрудничество
Личностная позиция педагога Не брать на себя ответственность Удовлетворить требования контролирующей инстанции Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
Результат взаимодействия

4. Установите соответствие между стилями педагогического руководства: демократическим, авторитарным и либеральным и представленными ниже примерами. Соотнесите данное задание с предыдущим (cм. таблица 4.6.).

Какие педагогические способности, профессионально значимые или личностные качества проявляет учитель с соответствующим стилем педагогического руководства?

А) «Наша учительница физики работала с нами три года, и все это время держала нас в постоянном страхе. Она могла поставить на урок 10 — 15 двоек. У каждого их было столько, что мы их уже не считали. Девочки выходили отвечать к доске со слезами на глазах. Естественно, было не до ответа. Мы только мучились, и единственной мыслью было — только бы она скорее меня, отпустила. Когда учительница заболевала, для нас наступал праздник. Конечно, она дала нам много знаний, причем прочных, но какой ценой они дались нам! До сих пор с содроганием слышу слово: «физика».

Б) «Он как-то так строил урок, что сам не выделялся как человек все знающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным»; «Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души и можно даже сказать — уважения к себе»; «К этой учительнице как магнитом тянуло после занятий, независимо от того, в каком классе ты учишься. Ее отношение к тебе как равному покоряло любого ученика».

В) «Была у нас учительница математики. Математику она знала хорошо, преподавала ее неважно, в основном занимались мы сами, конечно, кто хотел. У нее было много слабостей, но мы к ней относились снисходительно, зная, что она много нам прощает, не помнит зла, не придирается по мелочам. Иногда мы над ней подсмеивались, но не обидно. Класс был сильный и дружный и, когда что-то было нужно сделать, мы справлялись сами».

5. Прочитайте приведенные ниже описания педагогических ситуаций и правил воздействия на личность (по Чернышеву А.С.).

Предложите, по возможности, какие-либо другие, не менее эффективные способы воздействия на личность учащихся.

Педагогические ситуации

а) Ученик-подросток перед началом классного часа отвечает классному руководителю: «Зачем мне это нужно?!», — и уходит. Все это происходит в присутствии других учащихся.

б) Учитель входит в класс. На доске висит написанное прозвище.

в) На занятии студент демонстративно разворачивает газету и начинает ее читать, не обращая внимания на преподавателя.

г) Ученик выбегал из класса и сильно толкнул учителя, входящего в класс. Ученик извинился. Какой должна быть реакция учителя?

д) Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. Учитель предупредил его, что после третьего замечания, все, с чем играет ученик, будет забрано до прихода родителей или до конца четверти. На одном из уроков ученик получил 2 замечания, а после третьего отказался отдать учителю свою вещь…

е) Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», — говорит он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, идите!»

Правило 1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию.

Правило 2. Задержка реакции (на 10−15 секунд делается вид, как будто не замечаются действия нарушителя в целях развенчания значимости поступка).

Правило 3. Перевод реакции (выполнение педагогом повседневных действий — работа с журналом, взгляд в окно).

Правило 4. Рационализация ситуации (применение юмора для разрядки ситуации).

Правило 5. Парадоксальная реакция (постараться использовать действия нарушителя дисциплины с пользой для урока или мероприятия).

[53, с.350]

6. Проанализируйте следующую педагогическую ситуацию и определите: 1) какие варианты решения наиболее приемлемы и 2) в каких вариантах решения отражены 5 правил воздействия на личность учащегося (см. предыдущее задание).

«Учитель в 7 классе опрашивает учащихся по пройденному материалу. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: „Что вы от меня хотите?! Я не буду отвечать!“. Поведение для данной ученицы не характерное».

Варианты решений:

а) выяснить причину такого поведения ученицы.

б) указать на некорректность отношения ученицы к учителю, попросить подойти после урока для объяснений.

в) проигнорировать слова ученицы и обратиться с тем же вопросом к кому-нибудь другому.

г) поставить «2».

д) не акцентировать внимание класса на данной ситуации, а после урока попытаться выяснить у ученицы, что помешало ей ответить на вопрос.

е) спокойно пошутить: «Ого! К чему такие эмоции? Я не ожидал (а), что мой невинный вопрос тебя лично заденет».

и) предложить ученице письменно ответить на данный вопрос.

Можно ли такую ситуацию назвать конфликтной или конфликтогенной? Если «да», то проанализируйте следующий текст и определите, какие из выше предложенных вариантов решения соответствуют следующим рекомендациям для учителя:

«…Опытные учителя для предупреждения конфликтов проводят индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых: выясняют их позицию и разъясняют свою. Для этого учителю важно:

— проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

— строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

— постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

— чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;

— попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

— дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

— уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;

— подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

— подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием. [57]

7. Составьте (на выбор) в виде эссе психологический портрет «идеального педагога», «эффективного педагога», «толерантного педагога», «интолерантного педагога», «современного педагога». По возможности учтите особенности внешнего облика, манеры поведения и речи педагога, которые могут быть носителями информации о том или ином «типе» или индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Анализ психологических текстов. Ознакомьтесь с работой Б. Г

Ознакомьтесь с работой Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» (Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. — М., Педагогика, 1980, Т. 2., стр. 128—272).

Анализируя содержание данной работы, обратите внимание на следующие аспекты:

— оценка как динамическая система и уровни ее развития;

— влияние субъективного отношения учителя на успеваемость «сильных» и «слабых» учеников;

— влияние педагогической оценки на характер взаимоотношений в ученическом коллективе.

Тематика рефератов

v Стимулирование и мотивирование обучения и воспитания трудных подростков.

v Педагогическая оценка как фактор нравственного развития учащихся.

v Влияние педагогической оценки на внутригрупповой статус школьника.

v Психологические факторы эффективности педагогической оценки.

Сотрудничество в педагогическом коллективе

Литература 1- 5, 8, 10, 12, 13, 15−18, 20 — 21, 23 — 25, 29 -30, 44

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Психологическая характеристика образовательной системы, её структура.

2. Взаимодействие субъектов образовательной системы.

3. Организация работы педагогического коллектива.

4. Особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.

5. Психолого-педагогическое сопровождение.

Требования к компетентности

· уметь анализировать особенности взаимодействия в образовательной системе, её структуру;

· знать особенности организации работы педагогического коллектива;

· уметь анализировать особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе;

· владеть понятием «психолого-педагогическое сопровождение»;

· уметь использовать эти знания для решения социально-профессиональных задач.

Тестовый контроль

1.Исторически сложившаяся система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности — есть:

а) образовательное пространство;

б) образовательная система;

в) социальные институты;

г) образовательные подструктуры.

2. В Республике Беларусь сложилась образовательная система, характеризующаяся:

а) непрерывностью;

б) преем­ственностью;

в) многоступенчатостью;

г) все ответы верны.

3.Субъектами образовательных учреждений выступает (ют):

а) обучаемый и воспитуемый;

б) родители;

в) педагогический коллектив;

г) верный ответ: а, в.

4. Ступенями современной модели общеобразовательной школы являются:

а) общее начальное образование;

б) общее базовое образование;

в) Профессионально-техническое образование;

г) все ответы верны.

5. Система повышения квалификации и переподготовки кадров относится к:

а) национальной высшей школе;

б) среднему специальному образованию;

в) профессионально-техническому образованию;

г) все ответы верны.

6.Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе:

а) К.Д. Ушинского;

б) Н.И. Пирогова;

в) В.А. Сухомлинского;

г) А.С. Макаренко.

7.Специфическая особенность педагогического коллектива:

а) обучение и воспитание подрастающего поколения;

б) самоуправляемость;

в) преимущественно женский состав;

г) индивидуальный характер труда педагога.

8. Формальная структура педагогического коллектива обусловлена:

а) чувствами и потребностями членов коллектива;

б) официальным разделением труда, правами и обязанностями;

в) ценностными ориентации и установками членов коллектива;

г) взаимными симпатиями между членами коллектива.

9. Психолого-педагогическое сопровождение — это:

а) создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора;

б) сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является прогресс в развитии сопровождаемого;

в) комплексная технология по оказанию поддержки и помощи ребенку;

г) создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

10.Принцип комплексности психолого-педагогического сопровождения реализуется:

а) в одновременном оказании психолого-педагогической помощи детям, учителям, родителям;

б) в оказании коррекционно-педагогической помощи ребенку педагогом, психологом, родителями, охватывающей все сферы его деятельности;

в) в интеграции различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов.

г) в осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Сочинение, эссе

Работа над эссе позволяет студенту самостоятельно размышлять над научной проблемой, прибегая к творческому использованию идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного индивидуального опыта, общественной практики.

Это сочинение-размышление, тема которого определяется научной проблематикой предмета науки (например, конфликтология: «Отцы и дети — конфликт поколений?»)

Студент вправе сам выбрать тему эссе, исходя из собственных интересов, желания обнаружить индивидуальную точку зрения на наиболее значимую проблематику.

Обязательными требованиями выступают:

• логичное, последовательное и доказательное обоснование авторской позиции в исследуемом предмете, основанное и подтверждаемое точными ссылками на литературные источники и их авторов;

• полное (многоаспектное) освещение научной проблемы строго в рамках заявленной темы, т. е. без отклонений в смежную и сопутствующую проблематику;

• реферативно-аналитическая форма изложения материала, т. е. использование сравнений, обобщений как методов теоретического анализа используемых теорий, концепций, научных идей, ведущих к умозаключению (выводу), содержащему их оценку и собственную точку зрения. (Неприемлемы приемы перечисления, констатации, компиляции изученного материала);

• использование научной лексики, т. е. категориального аппарата той отрасли науки, предмет которой заявлен в проблеме исследования. Допустимы наряду с научным стилем элементы художественного стиля. Недопустима бытовая лексика и стиль изложения.

• обоснование актуальности проблематики эссе: как теоретической (т. е. значимости в плане развития целой отрасли науки), так и практической (т. е. помогающей решать важные прикладные задачи), а также значимость изучения вопроса для прояснения собственных проблем;

• список использованных источников.

В эссе допускается эпиграф; предъявление в рукописном варианте на белых листах А-4, средний объем — 15 страниц.

Эссе не предусматривает плана, но могут быть выделены такие структурные элементы как введение и заключение.

Реферат

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента. Тема реферата согласуется с преподавателем. Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы (предметной области психологической науки) и отражать точки зрения психологических школ или психологов, не утративших своей актуальности. Реферат содержит следующие разделы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Литература (список используемых источников).

Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной частикратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключенииавтор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации.

Список используемых источниковоформляется по алфавиту: автор, инициалы, название работы, место, название и год издания, общее количество страниц. Список должен содержать не менее пяти публикаций, как правило, за последние четыре — пять лет, включая работы, опубликованные по данной проблеме в психологических журналах за последний год.

Объем реферата: 10−15 страниц машинописного текста формата А4, что соответствует объему параграфа курсовой работы.

Требования к оформлению реферата:

1. Обложка (титульный лист).

На обложке пишется наименование учебного заведения, факультета, отделения, номер группы; Ф.И.О. студента, тема; фамилия и инициалы преподавателя, его ученая степень и/или звание; место и год выполнения работы (рис. 1).

2. Оглавление. В оглавлении приводятся названия структурных компонентов реферата: ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ПУНКТОВ и подпунктов основной части, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ с указанием страниц (рис. 2).

Нумерация страниц начинается с 3-ей страницы (обложка и оглавление не нумеруются).

Расстояние между введением, пунктами основной части, заключением и списком используемых источников одинаковое (2 интервала).

3. Основная часть. В зависимости от содержания и логики изложения материала, основная часть делится на пункты и подпункты.

Реферат следует печатать, соблюдая следующие требования: гарнитура шрифта «Times New Roman», размер шрифта 14 пт, параметры страниц устанавливаются следующие: верх и низ 2,5 мм, слева 30 мм, справа 1,5 мм. Межстрочный интервал выставляется «минимум 17 пт» (количество строк на странице от 38 до 42).

Количество знаков в строке, включая интервалы, — 62−65.

Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в квадратных скобках:

• номер библиографической записи [7]. Например, Я. Л. Коломинский [7] в книге «Человек: Психология»…

• ссылка с указанием страниц цитируемых работ. Например, как видно из исследований [7, с. 7] или [7, С. 7−14].

• ссылка на ряд работ. Например, [7; 10; 14].

4. Заключение. Объем заключения обычно не превышает 0,5−1 страницу.

5. Список используемых источников. Список источников приводится в алфавитном порядке, оформляется в зависимости от количества авторов.

Ø Произведения печати одного автора:

1. Бакунович М.Ф. Вопросы мотивационно-целевой саморегуляции: Учеб-метод. пособие. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. 69 с.

Ø Произведения печати двух авторов с общим заглавием:

1. Селиванов И. В., Славутинский С. Т. Из провинциальной жизни. М.: Наука, 1995. 400 с.

Ø Произведения печати трех авторов с общим заглавием:

1. Лобанов А. П., Коптева С.И., Ткачук О. А. Интеллект и личностный рост: Учебное пособие. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. 133 с.

2. Лобанов А.П. и др. Интеллект и личностный рост: Учебное пособие. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. 133 с.

Ø Произведения печати более трех авторов с общим заглавием:

1. Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития: Материалы международной науч.-практ. конференции / Под ред. Я. Л. Коломинского. Мн., 1998.

2. Современная психология / Ф. С. Савицкий, В. М. Тремут, С. Ф. Михайлишин, Ф.С. Сартынюк. М.:Книга, 1990. 72 с.

Ø Произведения печати пяти и более авторов с общим заглавием:

1. Психологические исследования творческой деятельности / О. К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, Н.А. Березанская и др.; Отв. ред. / О. К. Тихомиров. М.: наука, 1975. 252 с.

Ø Работы (статьи) авторов как составная часть книги (сборника, журнала):

1. Кандыбович Л. А., Дроздова Н. В. История развития психологической культуры в аспекте педагогического взаимодействия // Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19−20 апр. 2002 г. Ч. 1. Мн.: БГПУ, 2002. С. 183−185.

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»

Факультет психологии

дневное отделение, 31 группа

ИВАНОВИван Иванович

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector