Экзаменационный билет № 13 3

  1. Учет и контроль результатов обучения: функции и принципы учета, виды контроля. Методы устной и письменной проверки. Качественная оценка и балловая отметка успеваемости учащихся.
  2. Особенности психологии как науки. Методология и методы психологических исследований.

3.С.Т. Шацкий считал, что воспитание – это умно и интересно организованная детская жизнь. Причем влияние детского сообщества на развитие ребенка сильнее, чем взрослых.

  • Согласны ли Вы с мнением С.Т. Шацкого? Дайте аргументированный ответ.

1.Учет и контроль результатов обучения: функции и принципы учета, виды контроля. Методы устной и письменной проверки. Качественная оценка и балловая отметка успеваемости учащихся.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:- они должны быть «валидными» (четко соответствовать программам преподавания),- жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего), — «доступными» (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности

... информационные технологии в преподавание ряда учебных дисциплин. 7. Провели первичный (вводный) контроль качества знаний и общеучебных компетентностей учащихся. Ожидаемые результаты формирующего этапа эксперимента: 1 ... 30,5 % Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив. 24,1 % Интенсивный процесс самостоятельной ...

Принципы контролирования успеваемости

Контролирование, оценивание знаний, умений — очень древние компоненты педагогической технологии. Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся — как одного из главных компонентов качества образования — являются:

— объективность(заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений).

— систематичность (требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели).

— наглядность (гласность) (заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Функции: 1) обучающая (помог установить связь о степени усвоения зун. Рез-ты работы учителя всегда в успехах ученика.

2)развивающая (от того на сколько правильно построен учет, зависит разв-е познав СП-тей уч-ся. Устный учет заставляет уч-ся высказывать догадку, быстро соображать,письменный учет треб планов тезисов)

26 стр., 12558 слов

Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения с учетом требований федерального государственного общеобразовательного стандарта

... усвоения знаний в V - VI классах требует опоры на способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения. В процессе ... анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных ... признаки дезорганизации и ослабления контроля. Однако экспериментальное доказательство ... их мотивационной сферы с учетом требований Федерального государственного ...

3)воспитательная (наличие у ребенка объективн информации об уровне усвоения, стимулирование на уровень проверок, на прилежание к работе.

Учет формир волевые качества личности.проверке отвод особ место на уроке, взаимосвязана с наблюдением, т.к. помог углубить проверку и всесторонне оценить знания уч-ся.

виды контроля знаний в педагогическом процессе

Контроль — неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

— предварительный, Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, — исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь — индивидуального уровня каждого ученика. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения.   — текущий, Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др.

-тематический (по большой теме или по больш разделу.выяснить какие вопрсы хоршо а какие плохо усвоены.

— периодический (в опред периоды уч года.сводится к выставлению оценок четвертных и годовых) — итоговый, осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов).

6 стр., 2884 слов

Критерии оценки качества знаний

Факультет дополнительного профессионального образования Кафедра музыкального педагогического образования   Средства диагностики по дисциплине «Теория и технологии музыкального воспитания» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.01  Педагогическое образование профиля: Педагог дополнительного образования  образовательного уровня бакалавриат Донецк 2016   ...

Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям — они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ:

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа — небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

Контрольная работа — используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является ... их помощью выяснялись детские знания, представления о мире, отношение к другим людям, переживания, моральные и ... детей. История возникновения психологии дошкольного возраста Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией ...

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель — проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Оценка

-качественная (развернут суждения учителя о хар-ре и кач-ве работы ученика)

-количественная (в форме балла)

Требования: уч-к должен знать факты, явления, владеть научн понятиями, ответ логичный, аргументированный, делать выводы.

Различия между оценкой, отметкой и баллом

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.В первую очередь, оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения, ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием.

7 стр., 3350 слов

Глава 2. Метод оценки качества профессиональной деятельности энергоблоков ГРЭС

Глава 2. Метод оценки качества профессиональной деятельности энергоблоков ГРЭС 2.1МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ Общая характеристика работы. Диссертационная работа посвящена исследованию и разработке методов количественной оценки профессионального уровня операторов, применяемых при решении проблем многоуровневой взаимной адаптации человека и машины в системах ...

2.Особенности психологии как науки. Методология и методы психологических исследований

Психология — наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Данные по психологии постепенно накапливались с первых веков нашей эры до середины 19 в. Выделение психологии в науку произошло во второй половине 19 в.

Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей. Они могут быть правильными, но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности. Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привело к образованию одной из первых наук — философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из центральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно — что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии — это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человеке.

7 стр., 3493 слов

Методология и методы педагогической науки.

Предм. и зад. пед. как науки и уч. дисц. Осн. кат. пед. Пед. -наука о восп. и обуч. чел. Предм. пед. –целостн. пед. проц. направл-го развит. и формир. личн-и. Зад. пед.-теор. и практ. Теор. задачи: •выяснен. закономерн. проц. восп, образ-я; •изуч. и обобщ. практ, опыта пед. деят-ти; •разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; • ...

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предмет исследования — это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта. Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений не в отличии от предметов других наук, а в соотношении с ними, которое требует своего исследования.

Психологические исследования опираются на методологию. Методология – это учение о методах исследования, которое определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Выделяют уровни методологии: 1) базовый (философский) – общие принципы познания мира и мировоззренческие установки, которые помогают человеку понимать по разному окружающий мир; 2) общенаучные принципы – отражают специфику научного познания мира (наблюдение, эксперимент, измерение – пользуются все науки); 3) конкретно-научные принципы (самонаблюдение, беседа); 4) уровень частных методик.

Методы психологии.

Б.Г. Ананьев все методы разделил на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.

К организационным методам Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» [Рубинштейн С. Л., 1946] в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).

Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации.

3.С.Т. Шацкий считал, что воспитание – это умно и интересно организованная детская жизнь. Причем влияние детского сообщества на развитие ребенка сильнее, чем взрослых

  • Согласны ли Вы с мнением С.Т. Шацкого? Дайте аргументированный ответ.

Если учитель хвалит одного ученика, то этот ученик вызывает отчуждение в коллективе. Если учитель ругает ребенка, а ученик завоевал доверие в коллективе, то коллектив заступиться за ученика, а ребенок может придти на урок ради друзей. Если ученик занимает в коллективе уважительное место, то он всегда пользуется вниманием и поддержкой. В коллективе сверстников учащиеся обучаются общению, сотрудничеству, взаимной поддержке и приобретению новых знаний и умений через КТД. Коллектив обеспечивает условия для самовыражения ребенка, защищает в сложных ситуациях. Поэтому ребенок не должен чувствовать отчуждения, особенно в подростковом возрасте.