-
Психология профессиональной деятельности как научная и практическая дисциплина:
- основные психологические функции и особенности понятия профессиональной деятельности;
- «внешний» и «внутренний» планы профессиональной деятельности;
- свойство системности профессиональной деятельности;
- объект и предмет психологического изучения профессиональной деятельности;
- общетеоретические и прикладные задачи психологического изучения профессиональной деятельности.
- Методы психологического изучения профессиональной деятельности.
- Метод наблюдения;
- Фотография рабочего дня;
- Хронометраж рабочего времени;
- Метод анализа продуктов профессиональной деятельности;
- Опросные методы;
- Метод обобщения независимых характеристик;
- Метод критических инциндентов;
- Биографический метод;
- Лабораторный и естественный эксперименты;
- Трудовой метод;
- Метод искусственной деавтоматизации;
- Тестовый метод: объективный, субъективный и проективный подходы к изучению субъекта труда.
Литература:
- Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001.
- Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2011. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М.: Издат. центр «Академия», 2011.
- Толочек, В. А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2010.
Вопросы к семинару 2.
- Теория научной организации труда Ф.У. Тейлора и ее современная оценка. Сильные и слабые стороны системы НОТ.
- Разработка проблем индустриальной психологии в трудах Г.Мюнстенберга.
- «Хоторнский эффект» и его роль в развитии психологии профессиональной деятельности.
- Школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Дуглас Мак-Грегор, К. Арджайрис, У. Диксон, Р. Лайкерт, У. Мур и др.)
- Особенности развития отечественной индустриальной психотехники и их содержание (И.Н. Шпильрейн, Н.А. Бернштейн, А.К. Гастев).
Литература:
Профессиональная деятельность воспитателя и его психологическая культура
... труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности. Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы ... прогнозирование; 12) креативность[1,с.11]. Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая ...
- Климов Е. Введение в психологию труда: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.
- Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М. : Издат. центр «Академия», 2011. — 384 с.
- Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001.
- Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2011. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М.: Издат. центр «Академия», 2011.
- Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: Издат.центр «Академия»,2001.
- Толочек, В. А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2010.
Вопросы к семинару 3
- Мотив и мотивация профессиональной деятельности.
- Целеполагание. Теория постановки целей С. Холла.
- Содержательные теории мотивации профессиональной деятельности:
- теория потребностей А. Маслоу,
- теория К. Альдерфера,
- теория потребностей МакКлелланда.
- Процессуальные теории мотивации труда:
- теория справедливости С. Адамса,
- теория справедливости Портера-Лоулера.
Литература:
- Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
- Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
- Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, — М., 2000.
- Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-синтез, 1996.
Вопросы к семинару 4.
- Профессиональная направленность как интегральное образование личности.
- Профессиональные ценности.
- Классификация типов профессиональной направленности Дж. Голланда.
- Профессиональные планы и намерения.
Задание к семинару. Изучение общей и профессиональной направленности личности.
Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна
... Абульханова-Славская о личности в процессе деятельности и общения Список литературы……………………………………………………………...17 1 Развитие личности и мировоззрения ребенка в трудах л.С. Выготского Научное наследие ... наиболее развитых отраслей психологической науки, прежде всего детской и педагогической психологии. Принцип опосредствования оказался здесь ведущим, активно противостоящим бихевиористским схемам. Как ...
Используя 2-3 методики из предложенного перечня выявить тип и/или компоненты профессиональной направленности личности у одного испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных.
– Определение направленности личности (Ориентационная анкета Б.Басса) – Опросник Е.А.Климова (ДДО)
– Методика «Профессиональная направленность личности» Д.Голланда
– Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности
– Методика «Направленность на вид инженерной деятельности» О.Б.Годлиник
– Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя»
– Сфера профессиональных предпочтений учащихся (Опросник Йовайши)
– Методика психодиагностики профессионально значимых личностных и деловых качеств будущего специалиста
– Методика выявления Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) Б.Федоршина
– Методика Карта интересов» А.Е.Голомштока
– Диагностика компонентов профнаправленности
– Опросник Профессиональные намерения»
– Опросник Профессиональная готовность» (ОПГ) Л.Н.Кабардовой
– Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
– Методика «Изучение ценностных ориентаций личности» (ЦОЛ–8) Г.Леевика
– Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала
– Методика изучения ценностных ориентаций
– Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности
– Методика изучения мотивов выбора рабочей профессии
– Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов
– Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А.Реана и В.А.Якунина
– Методика изучения мотивов учебно-производственной деятельности учащегося ПТУ
– Методика изучения мотивов учебной деятельности
– Методика диагностики мотивационной сферы учащегося
– Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И.Ильиной
– Шкала мотивации одобрения Д.Крауна и Д.Марлоу
– Мотивация личности к успеху Т.Эллерса
– Мотивация к избеганию неудач Т.Эллерса
– Мотивация успеха и боязнь неудачи А.А.Реана
– Определение уровня мотивации достижения успеха (Опросник А. Мехрабиана)
– Оценка удовлетворенности потребностей работника методом парных сравнений
– «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана
– «Потребность в достижении» Ю.М.Орлова
– Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» модификация теста мотивов учебы Хеннинга, сделанная А.П.Васильковой
– Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л.Бадоева
– Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» Е.П.Ильина
– Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» К.Замфир.
Литература
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...
... в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных военных психологов, разделяемых военно-педагогическойнаукой и адаптированных к условиям профессиональной деятельности флотского офицера. 4 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ ВВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ...
2. Калининский Л.П. Методика психодиагностики профессионально значимых личностных и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. – Тюмень, 1981. – С. 85–93.
3. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. – Л.: Ленигр. Дом науч.-техн. пропаганды, 1990.– 28 с.
4. Лопухова О.Г. Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности // Журнал прикладной психологии. – 2003. – № 1. – С. 30-36.
5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.
6. Методы изучения личности (методические рекомендации).
– Под. ред. М.Г.Давлетшина. – Ташкент, 1986. – 48 с.
7. Полещук Ю.А., Сутович Е.И. Изучение профессиональной направленности личности учащихся профессионально–технических и средних специальных учебных заведений: Пособие. – Мн.: РИПО, 2000. – 38 с.
8. Попова О.С. Диагностика личностного развития учащихся ПТУЗ (ССУЗ): Учеб.-методич. пособие. – Мн.: РИПО, 1995. – 39 с.
9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
11. Практикум по психологии профессиональной школы. – Свердловск, 1990. – 113 с.
12. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А.Деркача. – М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. – 528 с.
Вопросы к семинару 5.
- Общая характеристика структуры самосознания.
- Понятие профессиональной «Я-концепции» личности.
- Самооценка личности профессионала.
Задание к семинару. Используя 1-2 методики из предложенного перечня определить особенности самоотношения (самооценки, уровня притязаний) личности у одного испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных.
- опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева (ОСО)
- Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС)
- методика Q-сортировка В.Стефенсона
- семантический дифференциал Ч.Осгуда
- Методика диагностики уровня самооценки (С.А. Будасси)
- Изучение уровня притязаний личности (методика Ф. Хоппе; методика В.К. Гербачевского; моторная проба К. Шварцландера)
Литература
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.
- Методы изучения личности (методические рекомендации).
– Под. ред. М.Г.Давлетшина. – Ташкент, 1986. – 48 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
- Практикум по психологии профессиональной школы. – Свердловск, 1990. – 113 с.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А.Деркача. – М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. – 528 с.
Вопросы к семинару 6
1.Понятие и общая характеристика профессионально важных качеств личности.
Разработка электронного учебника «Общая и профессиональная психология»
... В связи с этим возникла необходимость в создании электронного пособия «Учебник «Общая и профессиональная психология»». Разработанный учебник должен содержать информацию, необходимую для успешного усвоения ... достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В данной курсовой работе мы рассмотрим одну из ...
2. Разновидности профессионально важных качеств личности.
Задание к семинару:представить перечень ПВК для специалистов 1) сферы управления, 2) сферы обслуживания, 3) сферы финансов, 4) сферы рекламной деятельности.
Литература:
- Климов Е. Введение в психологию труда: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.
- Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001.
- Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2011. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М.: Издат. центр «Академия», 2011.
- Толочек, В. А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2010.
Вопросы к семинару 7.
- Общая характеристика и разновидности профессиональных деструкций.
- Деструкции личности на разных стадиях профессионального становления.
- Феномен психического выгорания личности: симптомы, причины, динамика развития.
- Профилактика профессионально обусловленных деструкций личности.
Литература:
- Водопьянова, Н. Синдром выгорания / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. — 2-е изд., перераб. — СПб. : Питер, 2009.
- Зеер Э.Ф., сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб. пособите. – М.: Академический проект, 2005.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Издат. центр «Академия», 2009.
- Орел, В.Е.Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН., 2005. — 330 с.
- Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Моск. Психолого-социальный институт, 2005.
Вопросы к семинару 8.
- Кризисы как фактор развития личности.
- Характеристика и типология кризисов профессионального становления по Э.Ф. Зееру.
- Биографические кризисы личности: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности.
- Стратегии и способы преодоления профессионально обусловленных кризисов.
Литература:
Психология профессионального развития проблема профориентации ...
... экономической ситуации на рынке труда. Профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служит двум основным целям: - социальной и экономической защиты личности, т.к. человек, выбравший ... и физическими качествами. Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе ...
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Издат. центр «Академия», 2009.
- Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Моск. психолого-социальный институт, 2005.
- Сыманюк Э.Э Психология профессионально обусловленных кризисов. – М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.