Методы психологического изучения профессиональной деятельности

  1. Психология профессиональной деятельности как научная и практическая дисциплина:

  • основные психологические функции и особенности понятия профессиональной деятельности;
  • «внешний» и «внутренний» планы профессиональной деятельности;
  • свойство системности профессиональной деятельности;
  • объект и предмет психологического изучения профессиональной деятельности;
  • общетеоретические и прикладные задачи психологического изучения профессиональной деятельности.
  1. Методы психологического изучения профессиональной деятельности.
  • Метод наблюдения;
  • Фотография рабочего дня;
  • Хронометраж рабочего времени;
  • Метод анализа продуктов профессиональной деятельности;
  • Опросные методы;
  • Метод обобщения независимых характеристик;
  • Метод критических инциндентов;
  • Биографический метод;
  • Лабораторный и естественный эксперименты;
  • Трудовой метод;
  • Метод искусственной деавтоматизации;
  • Тестовый метод: объективный, субъективный и проективный подходы к изучению субъекта труда.

Литература:

  1. Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
  2. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001.
  3. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2011. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М.: Издат. центр «Академия», 2011.
  4. Толочек, В. А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2010.

Вопросы к семинару 2.

  1. Теория научной организации труда Ф.У. Тейлора и ее современная оценка. Сильные и слабые стороны системы НОТ.
  2. Разработка проблем индустриальной психологии в трудах Г.Мюнстенберга.
  3. «Хоторнский эффект» и его роль в развитии психологии профессиональной деятельности.
  4. Школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Дуглас Мак-Грегор, К. Арджайрис, У. Диксон, Р. Лайкерт, У. Мур и др.)
  5. Особенности развития отечественной индустриальной психотехники и их содержание (И.Н. Шпильрейн, Н.А. Бернштейн, А.К. Гастев).

Литература:

5 стр., 2235 слов

Профессиональная деятельность воспитателя и его психологическая культура

... предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и ... применялись следующие методы научно-педагогических исследований: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, научно-исследовательских трудов и публикаций; ... [10,с.10] В-третьих, это «человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что ...

  1. Климов Е. Введение в психологию труда: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.
  2. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М. : Издат. центр «Академия», 2011. — 384 с.
  3. Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
  4. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001.
  5. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2011. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М.: Издат. центр «Академия», 2011.
  6. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: Издат.центр «Академия»,2001.
  7. Толочек, В. А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2010.

Вопросы к семинару 3

  1. Мотив и мотивация профессиональной деятельности.
  2. Целеполагание. Теория постановки целей С. Холла.
  3. Содержательные теории мотивации профессиональной деятельности:
  • теория потребностей А. Маслоу,
  • теория К. Альдерфера,
  • теория потребностей МакКлелланда.
  1. Процессуальные теории мотивации труда:
  • теория справедливости С. Адамса,
  • теория справедливости Портера-Лоулера.

Литература:

18 стр., 8899 слов

Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога

... личности в профессиональную деятельность психолога С одержание Введение 1. Проблема самоактуализации личности в психологии: теоретический аспект 1.1 Проблема самоактуализации в трудах отечественных психологов 1.2 Проблема самоактуализации личности личности ... 11], однако широкого распространения эта методика не получила. В 1981-84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. ...

  1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
  4. Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
  5. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, — М., 2000.
  6. Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-синтез, 1996.

Вопросы к семинару 4.

  1. Профессиональная направленность как интегральное образование личности.
  2. Профессиональные ценности.
  3. Классификация типов профессиональной направленности Дж. Голланда.
  4. Профессиональные планы и намерения.

Задание к семинару. Изучение общей и профессиональной направленности личности.

Используя 2-3 методики из предложенного перечня выявить тип и/или компоненты профессиональной направленности личности у одного испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных.

– Определение направленности личности (Ориентационная анкета Б.Басса) – Опросник Е.А.Климова (ДДО)

– Методика «Профессиональная направленность личности» Д.Голланда

– Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности

– Методика «Направленность на вид инженерной деятельности» О.Б.Годлиник

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

– Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя»

– Сфера профессиональных предпочтений учащихся (Опросник Йовайши)

– Методика психодиагностики профессионально значимых личностных и деловых качеств будущего специалиста

– Методика выявления Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) Б.Федоршина

– Методика Карта интересов» А.Е.Голомштока

– Диагностика компонентов профнаправленности

– Опросник Профессиональные намерения»

– Опросник Профессиональная готовность» (ОПГ) Л.Н.Кабардовой

– Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

– Методика «Изучение ценностных ориентаций личности» (ЦОЛ–8) Г.Леевика

– Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала

– Методика изучения ценностных ориентаций

– Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности

– Методика изучения мотивов выбора рабочей профессии

– Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов

– Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А.Реана и В.А.Якунина

– Методика изучения мотивов учебно-производственной деятельности учащегося ПТУ

– Методика изучения мотивов учебной деятельности

– Методика диагностики мотивационной сферы учащегося

– Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И.Ильиной

– Шкала мотивации одобрения Д.Крауна и Д.Марлоу

– Мотивация личности к успеху Т.Эллерса

– Мотивация к избеганию неудач Т.Эллерса

– Мотивация успеха и боязнь неудачи А.А.Реана

– Определение уровня мотивации достижения успеха (Опросник А. Мехрабиана)

– Оценка удовлетворенности потребностей работника методом парных сравнений

– «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана

– «Потребность в достижении» Ю.М.Орлова

– Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» модификация теста мотивов учебы Хеннинга, сделанная А.П.Васильковой

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет военного обучения А.С. Калюжный ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Учебное пособие Н.Новгород 2004 ББК 88.4 В 633 В учебном пособии рассматриваются основные положения отечественной и зарубежной психологии и педагогики по проблеме формирования и функционирования личности. Автором изложена психологическая структура личности, ...

– Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л.Бадоева

– Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» Е.П.Ильина

– Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» К.Замфир.

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

2. Калининский Л.П. Методика психодиагностики профессионально значимых личностных и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. – Тюмень, 1981. – С. 85–93.

3. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. – Л.: Ленигр. Дом науч.-техн. пропаганды, 1990.– 28 с.

4. Лопухова О.Г. Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности // Журнал прикладной психологии. – 2003. – № 1. – С. 30-36.

5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.

6. Методы изучения личности (методические рекомендации).

– Под. ред. М.Г.Давлетшина. – Ташкент, 1986. – 48 с.

7. Полещук Ю.А., Сутович Е.И. Изучение профессиональной направленности личности учащихся профессионально–технических и средних специальных учебных заведений: Пособие. – Мн.: РИПО, 2000. – 38 с.

8. Попова О.С. Диагностика личностного развития учащихся ПТУЗ (ССУЗ): Учеб.-методич. пособие. – Мн.: РИПО, 1995. – 39 с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

11. Практикум по психологии профессиональной школы. – Свердловск, 1990. – 113 с.

12. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А.Деркача. – М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. – 528 с.

19 стр., 9441 слов

2 Предмет и задачи методики преподавания педагогики психологии.Внеучебная работа

... личности и поэтому обращаем особое внимание на отражение вопросов культуры в образовательном процессе.  Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии» Психология ... Дошкольное, среднее (школьное) образование, среднее профессиональное. высшее профессиональное. Учебная программа — созданный в ... воспита-тельной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды ...

Вопросы к семинару 5.

  1. Общая характеристика структуры самосознания.
  2. Понятие профессиональной «Я-концепции» личности.
  3. Самооценка личности профессионала.

Задание к семинару. Используя 1-2 методики из предложенного перечня определить особенности самоотношения (самооценки, уровня притязаний) личности у одного испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных.

  • опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева (ОСО)
  • Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС)
  • методика Q-сортировка В.Стефенсона
  • семантический дифференциал Ч.Осгуда
  • Методика диагностики уровня самооценки (С.А. Будасси)
  • Изучение уровня притязаний личности (методика Ф. Хоппе; методика В.К. Гербачевского; моторная проба К. Шварцландера)

Литература

  1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.
  2. Методы изучения личности (методические рекомендации).

    – Под. ред. М.Г.Давлетшина. – Ташкент, 1986. – 48 с.

  3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
  4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
  5. Практикум по психологии профессиональной школы. – Свердловск, 1990. – 113 с.
  6. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А.Деркача. – М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. – 528 с.

Вопросы к семинару 6

1.Понятие и общая характеристика профессионально важных качеств личности.

2. Разновидности профессионально важных качеств личности.

Задание к семинару:представить перечень ПВК для специалистов 1) сферы управления, 2) сферы обслуживания, 3) сферы финансов, 4) сферы рекламной деятельности.

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации и выбора профессии, проблема проф

... Психология труда и человеческого достоинства, - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480с. [28] Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития, ... является стержневой при рассмотрении вопросов развития личности. Именно профессиональный труд даёт человеку возможность реализовать ... материалов о профессиональных учебных заведениях, предприятиях, методические наработки и пособия. Данный материал ...

Литература:

  1. Климов Е. Введение в психологию труда: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.
  2. Поварёнков Ю.П. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Поварёнков. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2006.
  3. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001.
  4. Психология труда: учебник / под ред. А.В. Карпова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2011. Носкова, О. Г. Психология труда : учеб. пособие / О. Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. — 6-е изд., стер. — М.: Издат. центр «Академия», 2011.
  5. Толочек, В. А. Современная психология труда: учебное пособие / В.А. Толочек. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2010.

Вопросы к семинару 7.

  1. Общая характеристика и разновидности профессиональных деструкций.
  2. Деструкции личности на разных стадиях профессионального становления.
  3. Феномен психического выгорания личности: симптомы, причины, динамика развития.
  4. Профилактика профессионально обусловленных деструкций личности.

Литература:

  1. Водопьянова, Н. Синдром выгорания / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. — 2-е изд., перераб. — СПб. : Питер, 2009.
  2. Зеер Э.Ф., сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб. пособите. – М.: Академический проект, 2005.
  3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Издат. центр «Академия», 2009.
  4. Орел, В.Е.Синдром психического выгора­ния личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН., 2005. — 330 с.
  5. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Моск. Психолого-социальный институт, 2005.

Вопросы к семинару 8.

  1. Кризисы как фактор развития личности.
  2. Характеристика и типология кризисов профессионального становления по Э.Ф. Зееру.
  3. Биографические кризисы личности: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности.
  4. Стратегии и способы преодоления профессионально обусловленных кризисов.

Литература:

  1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Издат. центр «Академия», 2009.
  2. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Моск. психолого-социальный институт, 2005.
  3. Сыманюк Э.Э Психология профессионально обусловленных кризисов. – М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.