Понятие оценки и отметки у младших школьников.Проблема изучения самооценки младшего школьника

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические представления о формировании самооценки младшего школьника 5

1.1 Понятие самооценки младших школьников 5

1.2 Влияние успеваемости на уровень самооценки младшего школьника 8

Глава 2. Проблема изучения самооценки младшего школьника 12

2.1 Диагностика самооценки школьника 12

2.2 Рекомендации для учителей по внедрению технологии оценивания учебных успехов 17

Заключение 18

Список использованной литературы: 19

Приложение 22

Введение

Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценка учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценки выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема оценки и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — одного из основных компонентов самооценки.

Объект исследования: изучение уровня самооценки в младшем школьном возрасте.

Предметом исследования являются: особенности влияния содержания оценки на самооценку в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: исследовать особенности влияния содержания оценки на самооценку в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: содержание оценивания влиять на самооценку.

Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать литературу по проблеме самооценки в младшем школьном возрасте.

10 стр., 4676 слов

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки ...

... смена разных видов деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ Тема и цель занятий Коли Количество ... Условия реализации. Предлагаемая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут ...

2) изучить особенности оценки учебной деятельности младших школьников.

3) выбрать методы исследования самооценки.

4) изучить самооценки детей.

5) установить причинно-следственную связь между оценкой и самооценкой.

6) проанализировать результаты исследования самооценки.

7) формулирование и разработка рекомендаций.

Глава 1. Теоретические представления о формировании самооценки младшего школьника

1.1 Понятие самооценки младших школьников

В контексте современной личностно-ориентированной парадигмы образования все большее значение приобретают субъектные качества личности, в том числе ее самооценка. К тому же, младший школьный возраст является сензитивным к формированию этой составляющей самосознания. Этому также способствует появление таких возрастных новообразований, как внутренний план действий и рефлексия.

Проблема самооценки личности является одной из наиболее изучаемых в психолого-педагогической теории, но при этом менее рассмотренным вопрос о возрастных особенностях формирования самооценки младших школьников.

Самооценка, как показывают исследования Б. Ананьева, Л. Выготского, А. Спиркина, Г. Костюка, В. Столин, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса и других, является сложным, многоаспектным феноменом, исследуется в философии, социологии, психологии и педагогике, то есть предметом междисциплинарного исследования. Для более тщательного понимания возрастных особенностей самооценки младших школьников необходимо выяснить методологическое основание указанной проблемы.

Существуют различные научные подходы к определению сущности понятия «самооценка». Большинство исследователей (В. Джеймс, К. Роджерс, И. Кон, А. Петровский, Г. Липкина и др.) рассматривают самооценку как оценку личностью самой себя, своих способностей, качеств и места среди людей [20, с. 35]. В работах отечественных и зарубежных психологов (Н. Анкудинова, А. Бодалев, Л. Божович, Е. Бондаренко, Р. Бернс, А. Валлон, М. Шебек) представлены теоретические положения о соотношении и взаимодействии внутренних и внешних факторов становления самооценки как структурного компонента самосознания. Но значительное количество исследований сосредоточено лишь на двух возрастных группах: дошкольный возраст и юношеский возраст. Становление личности младшего школьника, взаимовлияние самооценки и учебной деятельности обосновывается лишь в отдельных работах (С. Максименко, М. Боришевский, Х. Василькевич, А. Дусавицкий), поэтому исследования особенностей самооценки младшего школьника является актуальным.

Для более основательного понимания сущности самооценки рассмотрим более подробно различные подходы его определения.

Первым, кто ввел понятие «самооценка», был Уильям Джеймс — «образ самого себя» в структуре личности. В теории В. Джеймса структура личности состоит из трех частей. Во-первых, это ее составные элементы; во-вторых — ощущения и эмоции относительно этих элементов (самооценка); в-третьих, это поступки, обусловленные этими элементами личности.

Беррес Фредерик Скиннер связывал это понятие с опытом личности, из которого человек черпает представления о себе. Ряд психологов (В. Горбачева, Н.Е. Акудинова, И.М. Бронников) подчеркивают важность деятельности человека, так как самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, через осознание себя как субъекта этой деятельности , через оценку своих способностей и качеств. Главную роль они отводят социальной среде, семейному и школьному воспитанию, коллектива и другому [1, c. 27].

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и ... оценка себя и окружающего). Внутрь себя. развивается с 6-7 лет Плод развития, воспитания, знания Самосознания (Я-концепция): физическое, реальное, динамическое, идеальное, социальное, экзистенциальное. фактическое. Самооценка ...

Абрахам Маслоу рассматривает самооценку через описанную им иерархию потребностей, среди которых с самооценкой он связывает два уровня: это потребность в принадлежности и любви и потребность в самоуважении.

Научные подходы современных психологов о сущности понятия «самооценка» (Е. Белинская, Г. Гуменюк, А. Красило, С. Тищенко) связаны с эмоциональным отношением детей к себе, с развитием рефлексивного сознания, с социальными аспектами психологии личности, с практическим самопознанием, с гармоничным образом «Я».

Таким образом, необходимо отметить, что определение понятия самооценки в психологии является дискуссионным. Одни ученые считают Я-концепцию и самооценку ведущими и самостоятельными новообразованиями самосознания личности (В. Джеймс, И. Кон, А. Петровский, К. Роджерс), другие относят самооценку как компонент Я-концепции (Р. Бернс), рассматривают также самооценку как процесс, результатом которого является Образ-Я (Е. Белинска, Г. Гуменюк, А. Красило).

В педагогике понятие «самооценка» имеет большое значение во всех основных ее категориях: обучение, воспитание и развитие. Самооценка — проявление оценочного отношения человека к себе. Самооценка является результатом, прежде всего мыслительных операций — анализа сравнения, синтеза [2, с. 296]. Самооценку связывают с самосознанием. Элементарные формы самосознания, в том числе и самооценки, закладываются и развиваются уже в дошкольном возрасте, в процессе игры. В дошкольных учреждениях воспитания самосознания имеет целенаправленный характер.

Во-первых, это воспитание потребности в самопознании, в самооценке и анализе своего поведения и деятельности. Во-вторых, это помощь детям в правильной и объективной оценке самих себя, своих качеств и поведения. И главное, это создание у детей установки на самовоспитание, выработка нетерпимости выявленных недостатков, настойчивого желания исправить их. То есть учитель начальных классов должен начинать не с белого листа, а учитывать то, какие представления, потребности и установки сформированы в дошкольном возрасте.

1.2 Влияние успеваемости на уровень самооценки младшего школьника

Самооценка в процессе обучения рассматривается как метод повышения учебно-познавательной деятельности и контроля учебной деятельности. Он предполагает критическое отношение к своим способностям и возможностям и объективная оценка достигнутых успехов [3, с. 154]. О.Л. Зверева отмечает, что для формирования самоконтроля и самооценки педагог должен мотивировать выставленную ученику оценку, предлагать ему оценить свой ответ, организовать в классе взаимоконтроль, рецензирование ответов других учеников и тому подобное. Это свидетельствует о том, что на младшего школьника, на формирование его самооценки основное влияние оказывает оценка его учебной деятельности учителем. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников хорошими, средними и плохими учениками, наделяя каждую группу соответствующими качествами [15, c. 112].

7 стр., 3057 слов

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования ...

... конкретным ситуациямhttp://www.4stupeni.ru/stady/metod/263-ocenka-i-samoocenka-v-obuchenii.html .Оценка и самооценка в учебной деятельности на примере младшего школьного возрастаСамооценка младшего школьника чрезвычайно чувствительна к ... если...» (далее формулируется гипотеза о недостающем знании) Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.С. 387.Для того чтобы научить ребенка знать о своем ...

Оценку учебных достижений в начале школьного обучения дети воспринимают как оценку личности в целом, за ней определяется и социальный статус ребенка среди сверстников. Поэтому, как отмечает И. Кулагина, у некоторых учеников с высокими учебными достижениями самооценка завышается, а у неуспевающих и слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих способностях [6, с. 268]. Изучая динамику самооценки в начальных классах, обнаруживается следующая закономерность. У неуспевающих учеников завышенная в начале обучения в первом классе самооценка резко снижается до четвертого класса и, как следствие, появляется ощущение собственной неполноценности, безнадежности. Снижает остроту таких волнений компенсаторная мотивация — направленность не в учебную деятельность, а на другой посильный вид деятельности. Но учебная деятельность является основной для младших школьников, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие нарушается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувст……..

Список использованной литературы:

1. Акудинова Н.Э. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 кл. // Вопросы психологии — 2013, №3-5. — С. 27

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранние психологические труды в 2-х т.­­ — М., Просвещение, 2009. — с. 450

3. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М.: Учпедгиз, 2006. — с. 221

4 Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. — М.: Просвещение, 2008. — 174с.

5 Аркушенко А. Психология развития и возрастная психология /А. Аркушенко, О. Ларина. — М.: Эксмо, 2008. — 128с.

6 Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2006 г. — с. 422

7 Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранние педагогические произведения. -М.:Владос-пресс, 2011. — с. 48

8 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., Просвещение, 2008. — с. 340

9 Божович Л.И. В некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. — М., Просвещение, 2012. — с. 27

10 Бондаренко Л.И. Основные этапы становления самосознания — М., 2009. — с. 327

11 Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 2006 г. 450с.

12 Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов // Вопроси психологии. — 2013. — №6.

13 Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Особенности формирования оценки и самооценки в младшем школьном возрасте. // Новые исследования в психологи. 2013. № 2 с. 72-74

14 Зайцев С.В. Влияние отметки на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания // Психологическая наука и образование. — 2011.- №2 С. 77 — 84.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с развитием личности ребенка. Поэтому объектом воспитания выступают те явления ... для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и ...

15 Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей /О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. — М.: Сфера, 2009. — 256с.

16 Кон И.С. Открытие «Я». — М., 2008. — 367 с.

17 Кулагина И.Ю. Младшие школьники — особенности развития. — М.: Эксмо , 2009. — 176с.

18 Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагин, В. Н. Колюцкий — Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Москва: Т.Ц. Сфера, 2008. — 464 с.

19 Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 2011. с. 132-157

20 Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 2006. — 64 с.

21 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Юрайт, 2010. — 232с.

22 Осипова Е.А. Основные направления деятельности педагогической психологии: учеб. метод. пособие. — Минск: АПО, 2010. — 100с.

23 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология Словарь. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — Москва: Издательство политической литературы, 2006 — 540 с.

24 Пеньковская Н. Роль самооценки в формировании личности ребенка // Нач. школа. — 2012. № 10. — 5 с.

25 Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая — Академия развития: Академия Холдинг, 2010. — 160 с.

26 Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. — М.: Академия, 2008. — 148с.

27 Фирсина Е.Г.Формирование самооценки и самоконтроля у младших

школьников, М.- 2009.