Экзаменационный билет №27

Экзаменационный билет №27

1)Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии

2)Феномен группового давления. Исследование конформизма в классических экспериментах С. Аша.

3) Основные направления деятельности психолога в системе управления человеческими ресурсами

27.1 Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии.

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность (Немов).

Сюда относится понятие потребности – то, что движет поведением и направляет его. Мотив – это опредмеченная потребность.

1.Ассоцианистская теория – поведение определяется планами и целями, а регулируется волей.

2.Поведенческая психология:

А)Павлов – условный рефлекс расширяет наш круг потребностей и обеспечивает наше поведение.

Б)Торндайк, Скиннер – оперантное обуславливание (подкрепляются желательные, нужные ответные действия) также обеспечивает наше поведение. Самые разные подкрепления обеспечивают индивидуальность нашего поведения.

В)Необихевиоризм: S (стимул) – O (образ) – R (реакция)

Г)Когнитивно-бихевиоральное направление (Роттер, Бандура) – существует научение через наблюдение, то есть закрепляется не реакция за стимулом, а возникает ожидание подкрепления, что и позволяет человеку сделать выбор.

3.Психоанализ:

А)Классический (Фрейд) – все наши психологические потребности производные от биологических потребностей. Энергетизация поведения обеспечивается ресурсами Ид (Оно), которое открыто физиологическому и имеет доступ к физическим ресурсам. У взрослого часть физических ресурсов делегируется к Эго (Я).

Влечение по Фрейду характеризуется:

— направленностью,

— целью (разрядка напряжения),

— объектом влечения (посредством чего человек может достичь цели),

— источником влечения (соматический процесс, раздражение которого предстает как влечение).

Б)Неофрейдисты добавили представление о социальных потребностях, отменили принцип гомеостаза (редукции) напряжения (Адлер, Эриксон).

4.Гештальт-психология (Левин) – говорит о валентности – функции от привлекательности и характера цели В = f(Пц, Хц).

2 стр., 880 слов

Мотивация поведения: потребности и мотивы

... сферы. Тема исследования: «Мотивация поведения: потребности и мотивы». Цель исследования: изучить такие компоненты мотивационной сферы человека, как потребности и мотивы. Объект исследования: мотивационная ... вопросы активизации и управления поведением человека, оптимизации использования человеческих ресурсов. В связи с этим изучение движущих сил поведения человека является чрезвычайно актуальным. ...

Он указывает на то, что кроме физиологических потребностей есть и квазипотребности – ситуативно возникающая привлекательность объекта (например, белая ниточка на пиджаке у чужого человека, и хочется ее снять).

Потребности бывают:

— центральные (где больше напряжения) и периферические (где его меньше),

— с проницающими границами (есть возможность замещающего удовлетворения) и жесткими, ригидными границами (чаще бывает фрустрация).

По Левину, редукция напряжения это выравнивание напряженности, то есть чтобы все было гладко. У Фрейда же рецукция напряжения – это удовлетворение потребности.

5.Гуманистическая психология – иерархия потребностей по Маслоу:

1.органические потребности

2.потребности в безопасности

3.в принадлежности и любви, принятии

4.в уважении, признании

5.в самоактуализации

У Маслоу есть 2 периода его убеждений, принципов о природе мотивации:

1) — Сначала идет удовлетворение дефицита, а уже потом и высших потребностей;

— Большинство людей остаются на низшей ступени потребностей;

— Современный человек – это переходная стадия от обезьяны к человеку;

— Пиковые переживания (эстетические, мистические, художественные и др.) доступны только самоактуализирующимся людям.

2) – Возможно параллельное удовлетворение высших и низших потребностей;

— У каждого человека есть стремление к самоактуализации;

— У самоактуализующихся людей также есть проблемы (бытия);

— Пиковые переживания встречаются у всех людей, но одни их ценят, а другие – нет.

6.Когнитивная психология – побуждает и направляет нашу деятельность конфликт между знаниями, представлениями. Главная функция психики – моделирование; модели реальности направляют наше поведение.

А)Аткинсон – его интересовало, почему одни люди настойчивы в достижении цели, а другие – нет. Его формулы таковы:

Тенденция результирующая = Тенденция к успеху + Тенденция к неуспеху;

Тенденция стремления к успеху = Мотив стремления к успеху х Привлекательность успеха х Вероятность успеха.

Б)Теория когнитивного диссонанса Фестингера – все наши знания можно представить в виде систем парных элементов: консонантные и диссонантные. Диссонанс знаний ведет к редукции (снижению) знаний по 3-м видам пути:

1)изменение элементов знания;

2)добавление новых элементов знания;

3)уменьшение значимости элемента.

7.Мотивация в теории деятельности (Леонтьев): потребность – это нужда организма в чем либо, следовательно потребность обладает только побудительной функцией; напряжение потребности ведет к разворачиванию поискового поведения, которое направлено на обнаружение предмета, могущего удовлетворить потребность. У потребности 2 черты:

1)предметность; 2)развивается через развитие предметов, ее удовлетворяющих.

Мотив – это предмет потребности. У человека все предметы, удовлетворяющие его потребности социальные по происхождению, поэтому не стоит делить потребности на биологические и социальные, они все социальные. Потребности делятся на:

1)витальные (удовлетворение которых является условием человеческого существования) и нормальные;

2)мотив и потребность;

3 стр., 1170 слов

Мотивы поведения личности

... искать возможности и осуществлять действия по удовлетворению потребности.[2, с.103] Рассматривая мотив, как некий побудитель поведения и деятельности, необходимо выделить три его функции: ... и обусловливающие принятие человеком решения, называются мотиваторами. Можно выделить следующие группы мотиваторов: нравственный контроль (наличие нравственных принципов); предпочтения (интересы, склонности); ...

3)мотив и цель.

Функции мотива: 1)побуждающая, 2)направляющая, 3)смыслообразующая (предмет потребности придает личностный смысл окружающим объектам).

Внутренняя мотивация – это поведение, осуществляемое ради протекания самой деятельности; Внешняя мотивация – поведение ради достижения цели.

Мотивы бывают:

— актуальными и потенциальными (учение – потенциальный, но не актуальный мотив);

— осознанные (раньше были целью);

— неосознаваемые (которые не осознаются сейчас, но могут быть осознаны);

— неосознаваемые никогда (лекция).

27.2 Феномен группового давления. Исследование конформизма в классических экспериментах С. Аша.

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Так, конформность – это такое изменение поведения, при котором оно подстраивается под реакции и действия, поведение окружающих нас людей. Например, собираясь на вечер в какое-либо приличное заведение, человек начинает думать, а как там будут одеты люди, сколько денег нужно взять и так далее, чтобы не попасть в неловкое положение. Это проявление конформизма, когда нет прямого социального давления, в такой ситуации просто хочется быть как все.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»).

Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты (инет).

7 стр., 3257 слов

Производительность труда и методы её стимулирования

... предприятии. Такую характеристику, возможно, получить только на основе анализа использования методов стимулирования труда для повышения заинтересованности персонала в работе предприятия. По мнению известных российских исследователей Травина В.В. ...

3. Основные направления деятельности психолога в системе управления человеческими ресурсами

(источник-Кабаченко. Психология в управлении человеческими ресурсами)

Все многообразие типичных видов деятельности психолога в организации можно свести к 6 типам:

  1. психолого-просветительская деятельность – создает предпосылки для востребованности псих.услуг в орг.
  2. диагностика
  3. психологическая экспертиза – решает более узкие задачи чем диагн., призвана дать ответ на конкретный вопрос
  4. психологическое воздействие
  5. консультирование
  6. создание и использование информац. Обеспечения (аналитические материалы, методические средства, метод. Рекомендации)

психолого-просветительская деятельность

реализ.благодаря спец. Мероприятиям (лекции, беседы, выставки псих.литературы и т.д.) и в процессе повседневного взаимодействия с персоналом орг.

Задачи:

Повыш. Псих. Грамотности персонала

Формир. Благоприятного имиджа психолога в орг.

Популяризация новейших псих. Исследований, отражающих потребности личн. Роста и организ.развития

Формир. У персонала потребности в псих. Знаниях

Важно сформировать у персонала и рук-лей адекв. Ожидания в отношении эффективности орг.

П-пр. работа должна охватить все уровни орг., должна отвечать широкому кругу потребностей работников, соответствовать как стратегич. (например, поддерживать в орг. Дух доверия и уверенности), так и тактич. Задачи (пробуждать интерес к конкр. Технологиям).

диагностика в рамках упр.чел.ресурсами осущ-ся:

1.при иссл. Соответствия лиц, впервые поступ. На службу или претенд на служ. Продвиж., проф-квалиф. Требованиям (психофизиол., индивид-псих, личн. Особ)

2. при опр. Фактич. Сост. Кадров орг.

  • Уровня адапт перс
  • Эффективности специалиста в целях аттестации перс.
  • Наличия у персонала неоптим. Функц. Состояний
  • Реальной и потенц текучести
  • Предпосылок отклоняющегося поведения
  • Причин нарушения труд дисциплины, норм техники безопасности

3. при иссл эффективности и действенности корп политики в сфере упр перс

  • удовл трудом
  • мотивации труда
  • потенц текучести
  • степени идент с орг
  • псих климата коллектива

4. при определ направл совершен организации труда и упр., чтобы обесп эффект исп кадрового резерва орг

  • условий труда
  • представленности внеформальной орг структуры
  • особ разд труда
  • уровня ролевой неопределенности
  • стилей упр и ролевых ожид
  • Со-структуры групп
  • Ценностей как отд работника так и групп
  • Уровня разв колл
  • Отн к разл типам карьер
  • Отн к проф самосоверш
  • Степени обучаемости работника

5. при изуч и сопоставл труд атмосферы и инновац климата в подразделениях орг

  • отн кноввоведениям
  • климатаколл
  • сплоченности, сработанности, совместимости персонала в раб группах
  • типа конфликта, формы его протекания, стадии развития

Экспертные методы основыв. На проф опыте и интуиции специалистов. Незаменимы там, где не разработаны стандариз методы диагностики

экспертные оценки могут осущ-ся в 4 разл формах

  1. психолог привл знатоков-непсихологов, чтобы заручиться уверенностью в вопросах, в которых сам себя не может считать компет
  2. псих собираеьт консилиум спец для вынесения суждения о сложном для него случае
  3. орг комплексная группа экспертов, включающая не только психологов но и др. экспертов
  4. псих сам выступает в роли эксперта, от закл кот будут зависеть те или иные админ. И прочие решения

Э. в псих обесп упр чел ресурсами исп для оценки:

3 стр., 1362 слов

Соц.-псих. работа с женщинами

Основными видами социально-психологической работы являются: диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение и активное социально-психологическое обучение. Её феноменальность заключается в том, что она позволяет улучшить общество и среду посредством внутренних изменений самих клиентов. Отмечается, что психолог в системе социального обслуживания выступает в роли помощника, ...

  • Персонала, в том числа и для устан соотв проф ребованиям труд поста(аттестации)
  • Организ проектов
  • Нормативной документации
  • Рабочих мест
  • Условий труда
  • Режимов труда и отдыха
  • Систем стимулирования и мотив труда
  • Систем распред труд функций
  • PR-акций орг
  • Корп культуры
  • Причин конфл
  • Прияин травматизма

психологическое воздействие. Можно выделить три осн направления:

  1. (развитие, коррекция, обучение, тренинг персонала)
  2. формир и коррекция корп культуры
  3. компенсация «возмущаещего» орг среду влияния стих. Факторов (например, слухов)

Остановимся подробней на 1ом.

Коррекция, обучение, тренинг персонала могут касаться широкого спектра задач

  • компетентности в общении
  • разв проф важных качеств
  • формир проф навыков
  • коррекции неоптим сост

Основные тренинг. Методы:

Групп дискуссия

Игровые методы— ситуац-рлевые, дидактич, творч, органиц-деятельностные, имитац, деловые игры.

Методы разв соц. перцепции

Методы телесной терапии

Медитативные техники

Важно опр уровень тренинг целей.

Индивид. –связаны с навыками конкр сотрудн или менеджеров орг. Достаточно обучить конкр людей, развить их навыки

Системный –связаны с взаимод внутри компании(управл конфликты)

Стратегич. –соотв стратегии разв орг., ее полож в соц-эконом среде. (разв корп культ, стратегич планирование)

В организ, функц и развив в относит стаб состоянии, тренинги направлены на повыш эффективности работы персонала, имеют поддерж характер.

Тренинги должны служить инструментом преобразований в орг, содействовать ее развитию, должны обслуживать ее потребности в управл изменениям, когда те осущ.

Консультированиев сфереHR- управленческое К. и индивид псих конс персонала орг.

управленческое К. – В рамкахHRконс могут быть внешними или внутр.

В любом случае — поддержка в выработке решения (совещательная функция).

Кроме того-образовательный эффект.-формиров у клиента основы разрешения соотв проблем благодаря акт вовлечению клиента в процесс выработки прав решения.

Типичные запросы в рамках HR

  • Корп политика
  • Планир чел ресурсов
  • Прцедуры оитбора и подбора перс
  • Эффект исп труд потенциала работников
  • Созд условий, обесп высокопродукт индивид деят-т, способств творчеству и новаторству
  • Орг подготовки, переподготовки и повыш квалиф персонала
  • Разреш конфл
  • Улучш атмосферы корп задач т поддержания чувства отв-ти за эконмич успех фирмы
  • Проф ответсв поведению и отнош работников
  • Отклон поведению персонала

индивид псих конс персонала орг Его необх обусловлена тем, что личные проблемы (внутриличн конфл) персонала способны отразиться на эффективности его труд деятельности. Решает как гуманистич задачи , так и организ-прагматич.

4 стр., 1700 слов

СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ...

... особенностей работников нефтегазодобывающей промышленности в режиме экспедиционно-вахтового метода труда. Актуальность изучения социально – психологических особенностей работников ... психологические особенности работников нефтегазодобывающей промышленности, работающих экспедиционно-вахтовым методом труда (такие как конфликтность, агрессивность, потребностно – мотивационные особенности ...

Важно доверие персонала к психологу (проф этика-пропагадна проф норм и неукоснительное им следование в своей практике).

Развитие практики индивид псих конс привело к внедрению таких его видов как Со-сопровождение и коучинг.