Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.

Планы

семинарских и практических занятий

по курсу «Социальная психология»

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

профили: Психология образования; Психология и социальная педагогика

(форма обучения – очная, срок обучения – 4 года, II курс 3 семестр)

Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.

ТЕМА №1. Социальная психология как наука.

Вопросы для обсуждения.

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. Объект, предмет и задачи социальной психологии.

3. Структура социально-психологической теории.

4. Функции социальной психологии.

5. Краткий очерк развития социальной психологии.

6. Основные направления зарубежной социальной психологии. (Доклады)

7. Развитие отечественной социальной психологии. (Доклады)

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов.- М.: Аспект-Пресс, 2007.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пос. для педвузов.- 2-е изд., доп.- М.: Академия, 2003.

3. Ефимова Н.С.и др. Социальная психология: учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2012.

4. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учеб. пос. для педвузов.- М.: Академия, 2005.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов.- СПб.: Питер, 2007.

6. Крысько Владимир Гаврилович. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 208.

7. Методы социальной психологии: учеб. пос. для вузов.- М.: Академический Проект: Деловая книга, 2007.

8. Морозов А.В. Социальная психология: учеб. для вузов и ссузов.- М.: Академический Проект, 2006.

9. Социальная психология: учеб. пос. для вузов/ под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.- М.: Академия, 2003.

10. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учеб. для сред. проф. образ.- 5-е изд., стер.- М.: Академия, 2006.

Задание:

I. Составить аннотации на предложенные пособия.

II. Подготовить доклады:

1. Вклад зарубежных психологов в развитие социальной психологии (психоанализ — З.Фрейд; бихевиоризм — Э.Толмен, К.Халл, Б.Скиннер, Н.Миллер, Д.Доллард; гештальтпсихология и когнитивзм – С.Аш, К.Левин, Т.ньюком, Ф.Хайдер, Л.Фестингер; интеракционизм – Э.Гофман, Р.Линтон, Т.Ньюком, М.Шериф и др.)

2. Развитие отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский, Г.В.Плеханов, К.Н.Корнилов, В.А.Артемов, Б.В.Беляев, П.П.Блонский, Г.И.Челпанов, В.М.Бехтерев, Е.А.Аркин, А.Г.Ковалев, Б.Д.Парыгин, Г.М.Андреева и др.)

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... отрасли психологии. Охарактеризовать такие отрасли, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология. По 3 вопросудать определения основных категорий психологии ( ... Предмет и объект психологии человека Отрасли психологии Категории психологии. Классификация методов психологии и их характеристика. Литература Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – ...

 

ТЕМА №2.Психология общения. Коммуникативная сторона общения.

Вопросы для обсуждения.

1.Понятие и сущность общения:

а) единство общения и деятельности;

б) содержание, цель и средства общения;

в) его функции, формы, виды и уровни.

2. Структура общения.

3. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

4. Средства коммуникации. Речь.

5. Невербальная коммуникация

 

Тест «Коммуникабельны ли вы?».

Тест «Умение излагать свои мысли»

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Тест «Ваш стиль делового общения».

Опросник КОС.

Тест «Ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения).

 

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия //Психологический журнал. – Т.24. — №6. – 2003. – С.47-54.

2. Яшина В. Речевая среда и дети //Дошкольное воспитание. – 2003. — №8. – С.111-113.

3. Дудьев В.П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно-педагогического воздействия //Практическая психология и логопедия. — №1. – 2007. – с.17.

4. Воробьева В.К. О характере диалогического общения детей с системным недоразвитием речи //Практическая психология и логопедия. — №5. – 2007. – с.23.

5. Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические аспекты употребления матерной речи //Вопросы психологии. -№6. – 2007.

6. Клепиков В.Н. Диалог как средство формирования этической культуры школьников //Педагогика. — №1. – 2007. – С.39-46.

7. Карпенко Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация //Мир психологии. – №4. – 2006. – С.77.

 

II. Подготовить доклады на темы: «Диалог как форма общения»,

«Средства выражения истинных чувств в процессе общения».

Тема №3.Интерактивная и перцептивная стороны общения

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие взаимодействия в социальной психологии.

2. Общая характеристика социального взаимодействия.

3. Динамика социального взаимодействия людей.

4. Типы взаимодействия.

5. Понятие отношений в психологической науке.

6. Общая характеристика взаимопонимания.

7. Понятие социальной перцепции.

8. Механизмы взаимопонимания в общении:

— стереотипизация;

— идентификация;

— эмпатия;

— рефлексия;

— каузальная атрибуция;

— межличностная аттракция.

 

Опросник для диагностики способности к эмпатии.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.

 

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

3 стр., 1060 слов

ВОПРОС ╣ 4 Общее понятие о возрастных кризисах и их характеристика

... Кризис подросткового возраста является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов. Симптомы кризиса ... которые переживает ребенок в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной ...

1. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно-диалогического взаимодействия //Мир психологии. — №1. – 2008. С.59.

2. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии //Вопросы психологии. — №2. – 2007.

3. Вачков И.В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию //Вопросы психологии. — №3. – 2007.

4. Зачесова И.А. Взаимопонимание собеседников и его роль в развитии диалога //Вопросы психологии. — №1. – 2008. – С.66.

5. Комарова Т.К., Кондратьева С.В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности //Психологический журнал.- Т.12. — №3. – 1991. – С.30-37.

6.Кравцов Г.Г. Категория деятельности в психологической науке //Мир психологии — №3. – 2006. – c.41.

7.Лебедева Н.М., Тотарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России //Псих.журнал. – Т.24. – 2003. — №5. – С.31-44.

8. Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР. //Дошкольное воспитание. – 2003. — №2. – С.43.

9. Розин В.М. Традиционные и современные типы социально-психологического взаимодействия //Мир психологии. — №1. – 2008. – С.38.

10. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение в контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности //Мир психологии. — №3. – 2006. – С.59.

11. Цветков С.А. Психология отношений: вопросы, проблемы, подходы //Психологический журнал. – Т.23. – 2002. — №1.

 

Тема 4. Психологическое воздействие.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие и виды психологического воздействия.

2. Закономерности психологического воздействия.

3. Методы (механизмы) психологического воздействия.

4. Характеристика примера в психологическом воздействии.

5. Поощрение в процессе психологического воздействия.

6. Принуждение в процессе психологического воздействия.

7. Понятие и функции моды.

 

Опросник КОС (коммуникативных и организаторских склонностей).

Тест «Можете ли вы влиять на других?

 

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Гримак Л.П. Гипноз как системообразующий фактор измененных психических состояний человека //Психологический журнал. – Т.25. — №2. – 2004. – С.66-74.

2. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию //Вопросы психологии. – 2003. — №6. – С.63-70.

3. Радина Н.К., Галахова Е.Ю. О воздействии рекламы на детей дошкольного возраста //Психолог в детском саду. — №3. – 2007. – С.114-121.

4. Павлова Е.Д. Характер информационного воздействия на сознание и его характеристику //Мир психологии. — №3. – 2006. – С.99.

II. Подготовить сообщение на тему: «Социально-психологические механизмы подражания».

III. Подумайте и опишите, как лично вы обычно убеждаете других людей.

Тема 5.Психология конфликта.

5 стр., 2117 слов

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ(рассказать)

... конфликта из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них. г)Последствия социального конфликта Негативные последствия конфликтов К негативным, дисфункциональних последствий конфликта ... следствие, к снижению эффективности деятельности. Деструктивный влияние конфликта на личностном уровне выражается ... если достигается согласие по основным вопросам, эти ,казалось бы важные, ...

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие конфликта в психологической науке.

2. Классификация конфликтов.

3. Подходы к пониманию природы конфликта.

4. Ос­новные причины конфликтов.

5. Основные элементы структуры конфликта и его динамика.

6. Основные функции конфликта: разрушитель­ная, созидательная, диагностическая.

7. Типы конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и др.) и их социально-психологическая характеристика.

8. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, ком­промисс, избегание, приспособление, настойчивость (принуждение).

9. Кор­рекция и управление конфликтом.

10. Роль посредничества в урегулировании конфликтов.

11. Педагогический конфликт.

 

Тест «Твоя конфликтность».

Опросник Томаса-Килменна.

 

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников //Педагогика. — №6. – 2007. – С.116-118.

2. Мирошниченко О.П. Сущность и классификация межэтнических конфликтов //Инновации в образовании. — №12. – 2007. – С.53.

3. Рос Л., Уорд Э. Принципы наивного реализма и их роль в возникновении непонимания между людьми //Психологический журнал. – Т.21.- №6. – 2000. – С.24-37.

4. Чудновский В.Э., Сутормина Л.И. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций учителя //Психологическая наука и образование. – 2003. — №4. – С.23-29.

5. Шабельников В.К. Гео-биосферная детерминация социальных процессов и конфликтов //Семейная психология и семейная терапия. — №4.– 2007.– С.7-35.

II. Подготовить сообщение на тему:

«Теории конфликта в зарубежной психологии».

«Подходы к пониманию природы конфликта в отечественной психологии».

 

Тема 6.Проблема группы в социальной психологии

Вопросы для обсуждения.

1. Роль социальной группы в воздействии на личность.

2. Группа как субъект деятельности. Деятельность как основной интегрирующий фактор и главный признак социальной группы.

3. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

4. Классификация групп.

5. Сущность и содержание понятия «малая группа».

6. Теоретические подходы к исследованию групп в отечественной и зарубежной психологии.

7. Психологическая структура малой группы.

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.175-182.

2. Соколов Е.Н. Интериоризация и теория деятельности //Вестник М.университета. – 2004. — №1. – С.10-14.

3. Стеценко А.П. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии: неклассический подход к неклассической культурно-исторической теории деятельности //Вестник М.университета. – 2004. — №1. – С.23-39.

4.Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии //Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.209-229.

12 стр., 5635 слов

Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности

... общества, как влияет на становление человеческой личности социальная среда, взаимоотношения индивида с другими людьми. ... • освоение им… Сферы социализации. Непосредственными сферами социализации являются прежде… Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще ... вопросам, которые не имеют однозначного и законченного решения. Тем не менее, социология изучает проблему человека и личности ...

5. Иванова Н.В. Образ группы в сознании школьников в разных социальных ситуациях общеобразовательных учреждений //Мир психологии. – 2002. — №2. – С.188.

Тема 7.Динамические процессы в малой группе.

Вопросы для обсуждения.

1. Образование и развитие малой группы.

2. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе.

3. Групповая совместимость.

4.Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности.

5. Тест «Кто вы: «Капитан»? «Рулевой»? «Пассажир»?

6. Тест «Что вы за «птица».

Задание:

I. Законспектировать статьи из книги: Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. и подготовиться к их обсуждению:

1. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности. С.229-241.

2. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии. С.241-248.

II. Законспектировать статью и подготовиться к ее обсуждению:

Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе //Вопросы психологии. – 2003. — №1. – С.41-49.

III. Подготовить сообщение на тему:

«Конформность: влияние большинства или влияние меньшинства?»

 

Тема 8.Лидерство и руководство в малых группах

Вопросы для обсуждения.

1. Теории происхождения лидерства.

2. Стили лидерства.

3. Управленческие функции.

4. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

5. Процесс принятия группового решения.

6. Эффективность групповой деятельности.

7. Тест «Лидерство»

8. Тест «Авторитет и вы»

Задание:

I. Начертить таблицу, показывающую различия в проявлении социальной власти у лидера и у руководителя.

II. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Костинская Л.Г. Концепция социальной идентичности и групповые решения//Мир психологии. – 2003. — №1. – С.186.(особенно со стр. 193 и далее)

2. Михайлов Г.С., Тарасенко С.В. Эффективные технологии принятия управленческих решений //Мир психологии. – 2004. — №2. – С.202.

3. Савина Е.А., Ванг Х.Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст //Психол.журнал. – 2003. – Т.24. — №5. – С.23-30.

4. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений//Вопросы психологии. – 2004. — №1. – С.126-135.

5. Полежаева Е.А. Самомоторинг в контексте политического лидерства //Вопросы психологии. — №4. – 2008. – С.39.

III. Законспектировать статьи из книги: Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. и подготовиться к их обсуждению:

1. Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском. С.248-257.

2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. С.257-268.

7 стр., 3430 слов

20 вопрос Микрофакторы социализации

... нибудь показатель. Рассмотрим подробнее отдельные факторы социализации. Микрофакоры социализации - семья, соседство, микросоциум, группы сверстников, ... В - шестых, семье присуща функция социально - психологической поддержки человека, от чего зависят его ... -на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот долгий ... и способы их достижения. (Однако на вопрос: "Хотели бы Вы в общих ...

3. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. С.268-274.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Руководство малой группой. С.274-289.

5. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования. С.289-294.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер. С.294-311.

Тема 9.Психология больших социальных групп.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность больших социальных групп.

2. Понятие психологии нации.

3. Структура и свойства психологии нации.

4. Понятие класса в социальной психологии.

5. Психологические особенности класса.

6. Влияние массовых явлений на поведение общностей.

7. Общая характеристика стихийных групп.

8. Определение понятия «толпа», ее виды.

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1.Дубов И.Г., Затылкина Т.Б. Социально-психологический аспект общенациональной идеи в Росси//Психол.журнал. – 1999. – Т.20. — №5.

2.Каширина Л.В. К проблеме изучения феномена социально-психологических состояний больших социальных групп//Мир психологии. – 2004. — №2. – С.222.

3. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психологический журнал. – 1990. — №5.

4.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения//Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.204-209.

5. Родионова Н.А.Специфика и проблемы этнической идентичности русских в современной России //Мир психологии. — №4.- 2006.- С.124.

6. Шапинская Е.Н. Взаимодействие культур – взаимодействие людей//Мир психологии. — №1. – 2008. – С.29.

 

Тема 10.Социальная психология личности.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущностная характеристика личности.

2.Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

3. Социально-психологические типы личности

4. Факторы формирования личности человека.

5. Движущие силы психического развития личности.

6. Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

7. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Задание:

I. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии //Мир психологии. – 2002. — №2. – С.17-30.

2. Шабельников В.К. Теоретическая психология о проблеме источников, детерминирующих развитие личности //Семейная психология и семейная терапия. — №4. – 2007. – С.63-92.

3.Аллахвердов В.М., Кармин А.С. Историческая психология личности //Вопросы психологии. — №3. – 2007.

4. Гусельцева М.С. Вариации на тему «психологии личности» и пристрастности в психологии //Вопросы психологи . — №4. – 2007.

5. Семенов И.Н. Психология целостности человека //Вопросы психологии .- №3. – 2007.

6. Васильева Н.Л. Факторы развития в психоаналитической теории личности и в имплицитных теориях //Вопросы психологии. – 6. – 2007.

7. Смирнов С.Д. Активность, деятельность, личность //Мир психологии. — №3. – 2006. – С.11.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры; • ... Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность — личность с высоким уровнем ...

8.Анисимов О.С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека //Мир психологи. — №1. – 2007. – С.31.

9. Маркин В.Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (психолого-акмеологический анализ) //Мир психологии. — №1. – 2007. – С.45.

10. Старовойтенко Е.Б. Культурно-психологические модели личности //Мир психологии. — №1.- 2007. – С.86.

Тема 11.Социализация личности

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социализации как двустороннего процесса.

2. Теории социализации и развития личности.

3. Содержание процесса социализации (три сферы становления личности).

4. Стадии и институты процесса социализации.

5. Социально-психологические механизмы социализации.

6. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии.

7. Понятие социальной роли. Виды социальных ролей и их влияние на развитие личности.

8. Человек как жертва социализации в современном мире.

9.Социальные и феноменологические факторы виктимизации.

10. Деструктивное поведение. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения и негативных личностных проявлений у подростков и юношей.

11. Формирование и изменение социальных установок личности.

 

Диагностика показателей и форм агрессии А.Баса и А.Дарки.

Задание:

I. Подготовить реферативные выступления на темы:

1. «Социально-экономические и социально-психологические причины противоправного поведения»;

2. «Теории отклоняющегося поведения в отечественной социальной психологии»;

3. «Теории отклоняющегося поведения в зарубежной социальной психологии».

II. Законспектировать статьи и подготовиться к их обсуждению:

1. Баранникова Н.А. Сформированность полоролевых представлений у детей 5-7 лет //Практическая психология и логопедия. — №6. – 2007. – С.20.

2. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований//Социальная психология: Хрестоматия: Уч.пособие. для студ. вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.327-349.

3. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации //Вопросы психологии. – 2003. — №6. – С.56-62.

4. Горбатов Д.С. Сплетня как средство социализации //Вопросы психологии. — №3. – 2007.

5. Потапова И.А. Инновационные направления социализации детей в условиях дошкольных образовательных учреждений //Инновации в образовании. — №3. – 2007. – С.82.

6. Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы //Мир психологии. — №3. – 2006. – С.131.

7. Марков В.Н. Масштаб личности и ее адаптация //Мир психологии. — №1. – 2007. – С.100.

8. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности //Мир психологии. — №1. – 2007. – С.126.

9. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте //Мир психологии. — №4. – 2008. – С.64.

10. Розин В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения //Мир психологии. — №4. – 2007. – С.49.

15 стр., 7215 слов

Социализация личности 5

... личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Психология личности ...

11. Алексеева Г.М. Преодоление поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста //Психолог в детском саду. — №2. – 2007. – С.3-32.

12. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г., Иовлева Т.Е. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации //Вопросы психологии. — №4. – 2007.

13. Александров А.А., Котова М.Б., Розанов В.Б., Климович В.Ю. Профилактика курения у подростков //Вопросы психологии. — №2. – 2008. – С.55.

14. Долганов Д.Н. Когнитивная коррекция аддиктивного поведения (на примере алкогольной зависимости) //Вопросы психологи. — №3. – 2008. – С.99.